Что такое философия
Что такое философия
Характерные черты и особенности современной западной философии отчетливо
проявляются в тех оживленных, а порой и весьма острых дискуссиях о природе
и призвании философии, которые по сей день ведутся в самых различных
регионах западного мира.
Вопросы «зачем философия?», «нужна ли еще философия?» и другие, ставящие
под сомнение оправданность и правомочность философии как самостоятельной
духовной деятельности или научной дисциплины, в последнее десятилетие не
сходят со страниц журнальных статей и специальных, посвященной именно этой
теме монографических изданий.
Широкий размах и особую остроту приняло обсуждение этих проблем в
западногерманских философских кругах. Положение философии, ее возможности
по-разному оцениваются в западногерманской философской среде. Из всего
многообразия существующих подходов к этому вопросу наибольший резонанс
получили два – критико-пессимистический и проблемно-оптимистический. Из
выступлений представителей первого подхода складывается крайне
неутешительная картина западной философии. Сторонники второго подхода, не
отрицая всех трудностей современной философской ситуации, рассматривают их
как трудности развития и предлагают различные программы восстановления
правомочия философии, ее научной и социальной практической действенности.
Скептики и пессимисты констатируют, прежде всего, один несомненный факт
– утрату культуры масштабного, стратегического философского мышления,
охватывающего и объясняющего мир в целом, способного к анализу и оценке
общей социально-политической, культурной и духовной ситуации времени.
Обращается внимание на отсутствие крупных мыслителей, философов, могущих
стать родоначальниками влиятельных направлений мысли. Эра великих мастеров
философствования (Хайдеггера, Ясперса, Рассела и др.) осталась позади-
отмечают Лобкович и Хоккепель.
Несостоятельность и беспомощность философии Хоккепель видит в
непреодолимом методологическом плюрализме, непрекращающейся «критике всех
против всех», ведущей, в конечном счете, к аннигиляции самой философии.
Западнная философия, по мнению ее самокритичных представителей, не
выработала ни каких критериев и норм, которые бы могли воплотиться в
конкретных способах действия, поведения, и поэтому она должна признать свою
беспомощность перед практикой. «Философская теория науки»- пишит Ридель,-
«не содействует научному прогрессу, социальная и политическая философия на
протяжении всей своей истории редко разрабатывали концепции, которые
способствовали бы человеческому общежитию».
Эта скептическая оценка возможностей философии принимает крайние меры у
Маркарда. Философия, по его мнению, не смогла и не сможет оправдать
возлагаемых на нее с разных сторон надежд. Она не справилась с функцией
утешительницы душ человеческих, которую нередко брала на себя.
Не оправдали себя и так называемые «технологические» притязания
философии, связанные с ожиданием, что она сможет способствовать развитию
«технологически реализуемого полезного знания». «Наконец»,- считает Маркард
- «стала очевидна также несостоятельность политических притязаний философии
на роль устроительницы общественных дел, науки о жизненной мудрости,
указающей человечеству путь к достижению справедливого и заслуженного
счастья».
И, в конце концов, Маркард заключает: «Сперва философия была компетентна
во всем, позднее - компетентна лишь в некоторых областях, и, наконец,
философия сегодня компетентна лишь в одном, а именно в признании своей
некомпетентности… Философия? Она кончилась. Мы занимаемся философий после
конца философии».
Однако есть философы, настроенные не столь пессиместично как Маркард.
Важным условием определения места философии в современном мире, согласно
Баумгартнеру, является анализ ее функций в конкретных общественных
формациях. В данном случае имеется в виду положение философии в
индустриально развитом капиталистическом обществе, в сложных
обстоятельствах его динамического и противоречивого развития, с его
перманентными социально-экономическими потрясениями, политическими
конфликтами и кризисами. В этих условиях Баумгартнер утверждает
необходимость философии, харрактеризуя ее в согласии с Люббе, как
«интеллектуальное искусство рефлексии, имеющее своей целью разрешение
кризисов». Философия, по его мнению, должна выполнят не просто функцию
элементарной схемы ориентации в конкретных изменившихся условиях, а более
масштабную ориентационную функцию, определяемую ее собственными и
«формально-априорными знаниями о мире и человеке».
Следущая постановка вопроса о судьбах философии уже относится к более
конкретному и фактическому ее институциональному положению. В дискуссиях на
эту тему речь идет о том, должна ли философия существовать и быть
использована в рамках научно-исследовательских и учебных заведений, на
специальных философских факультетах университетов. И вообще оправдывает ли
себя философия как профессиональная академическая дисциплина?
В размышлениях на эту тему западногерманские философы исходят из того
реального положения философии, которое сложилось в условиях современных
форм общественной организации духовной деятельности. Имеется ввиду то
обстоятельство, что реальная философская работа осуществляется сегодня в
Германии, как правило, институционально, т.е. в рамках крупных организаций,
и в условиях общества, где наука стала важной производительной силой.
Вообще Ридель выделяет три группы людей занимающихся философией. К
первой он относит «философов по обстоятельствам», каким может быть каждый в
своих размышлениях о судьбах мира и человека, о той или иной жизненной
ситуации. Во вторую группу входят те, для кого философия является побочной
профессией,- это большая армия философских экспертов, специалистов по
определению границ и возможностей конкретного вида научной и практической
деятельности. И, наконец, к третьей группе Ридель относит уже тех, для кого
философия является главной профессией. И вот между философами-
профессионалами и множеством непрофессионально и побочнопрофессионально
занимающихся философией, прежде всего, обнаруживаются различия, зачастую
несовместимые представления о природе философии и ее функциях в современном
мире.
Сложный и синтетический характер объекта философского познания, а также
специфические теоретические средства, с помощью которых философия познает и
объясняет мир и человека, определяют и ее собственную природу. Философия -
не общая теория или мира или человека, она есть общая теория мира и
человека. В своих обобщениях философия опирается на научное знание и на
ценностное отношение к действительности, выражающее ту или иную жизненно-
мировозренческую позицию человека, социальной группы, класса. Философские
законы и принципы воплощают в себе одновременно и истину, и ценность,
научное знание, понимание человека и мира и постижение их смысла и
значения. Философия говорит человеку как о его реальном, фактическом
положении в мире, так и о его жизненном назначении, не только о том, что он
есть, но и том, чем он должен быть. Соответственно, существо той или иной
философии во многом определяется тем, как она сочетает, соотносит в себе
научнотеоритический и ценностнопрактический моменты. Как в прошлом, так и в
настоящем философия выступаоа и выступает не только как теория мира и
человеческого познания, но и как наука о жизненной мудрости, как способ
ориентации в мире, как практически-духовный способ освоения и
преобразования действительности.
Итак, каковы же функции философии в сложном комплексе общественно-
исторической жизни людей? Прежде всего, философия выявляет наиболее общие
идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная
конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом. Их
называют универсалиями культуры. Философская мысль выявляет не только
интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие универсалии.
Помимо функции выявления универсалий философия берет на себя задачу
рационализации- перевода в логическую, понятийную форму, а также
систематизации, теоретического выражения суммарных результатов
человеческого опыта во всех его формах.
Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В
качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными
возможностями творческого формирования принципиально новых идей,
мировозренческих образов, идеалов.
Используемая литература:
Журнал «Вопросы философии» 1985 г.
Реферат по философии
Тема: Что такое философия и зачем она?
Выполнил: Лихачев О.А.
Гр. 714.2 |