Цицерон
Цицерон
"Никогда не будет написано более
мудрого, более правдивого, более
полезного сочинения..."
Вольтер
"Рассуждение об обязанностях" - лучшее
сочинение по нравственной философии,
которое когда-либо было или будет
написано."
Фридрих П
Трактат "Об обязанностях" - последнее философское произведение Марка
Туллия Цицерона. Он стал одним из наиболее популярных его философских
произведений.
Для современников и ближайших потомков Цицерон был в первую очередь
величайшим оратором и стилистом. Для идеологов времен поздней империи
христианства - в первую очередь философом и моралистом. Его этика оказала
огромное влияние и даже в какой-то мере легла в основу христианского учения
о морали.
Трактат разделен на три книги. В первой анализируется понятие
нравственно-прекрасного, во второй обсуждается вопрос о полезном и в
третьей - о конфликте нравственно-прекрасного с полезным, о конфликте, в
результате которого всегда должно торжествовать нравственно-прекрасное.
Жанр трактата "Об обязанностях" для Цицерона необычен. Подавляющее
большинство его философских произведений написано в форме диалога, данный
же трактат представляет собой наставление сыну. Этот жанр предопредилил в
значительной мере своеобразие трактата. Его содержание разнообразно: это и
моральные предписания, и отступления политического характера, и
исторические примеры, и юридические казусы. В целом трактат Цицерона
представляет собой определенный свод правил и норм поведения, рассчитанных
отнюдь не на каких-то особых, выдающихся людей или мудрецов, а на обычных
честных и "порядочных" граждан. Здесь речь идет об обязанностях, приложимых
ко всем людям, ко всем, у кого имеется хоть какая-либо "склонность к
доблести"; он не только адресован, но и ориентирован на молодого римлянина
(изначально), достойного гражданина, вступающего на путь государственной
карьеры.
В основе учения Цицерона об обязанностях лежит представление о высшем
благе как о нравственно-прекрасном. Цицерон отмечает, что любой области
жизни и деятельности соответствуют свои обязанности, в исполнении которых и
состоит нравственный смысл всей жизни. Отсюда следует, что все обязанности
должны иметь своим источником стремление к нравственно-прекрасному, к
высшему благу.
Нужно отметить, что в то время римские представления о "нравственном"
благе развивались в тесной связи с развитием представлений об идеальном
гражданине, о его фамильных и гражданских качествах, добродетялях,
обязанностях. Поэтому в Риме признанием такой деятельности со стороны
общества считался почет (такая позиция в корне отличается от позиции
греческих философов). Цицерон также был сторонником римского восприятия
нравственно-прекрасного.
Согласно греческим философским учениям Старой Стои только нравственно-
прекрасное и соответствующие ему действия есть благо, только порок и
соответствующие ему действия - есть единственное зло, все же остальное,
что лежит между ними - безразлично.Благо и порок являются такими, что ими
нельзя обладать отчасти, а только или вполне или вовсе не обладать, т.е.
можно быть только добродетельным или только порочным. |