Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Древнегреческие философы

Древнегреческие философы

Аристотель ( 384-322 до н. э.) – древнегреческий ученый,

основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания, родился в

Стагире (восточное побережье полуострова Холкидика); образование получил в

Афинах, в школе Платона. Подверг критике платоновскую концепцию бытия.

Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям

самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира,

для которого характерно движение, изменение.

При этом у Аристотеля сохраняется понимание бытия как чего-то

устойчивого, неизменного, неподвижного. Однако, в отличие от своих

предшественников, он ставит задачу найти нечто устойчиво пребывающее,

инвариантное в чувственном мире, чтобы сделать возможным достоверное и

доказательное научное знание подвижного и изменчивого природного мира. В

результате Аристотель даёт понятию сущности иное, чем у Платона,

толкование. Он отвергает учение об идеях как сверхчувственных

умопостигаемых предметах, отделённых от «причастных» им вещей. Платон

признавал реально существующими виды и роды. Аристотель же назвал сущностью

(бытиём) индивидуумы (индивидуум – неделимое), а виды и роды, по его

учению, суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.

Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью, в отличие от

его состояний и отношений, которые являются изменчивыми и зависят от

времени, места, от связей с другими сущностями и т. д. Именно сущность

может быть выражена в понятии и является предметом строгого знания – науки.

Аристотель стремится познать сущность вещей через их родовые понятия, а

поэтому в центре внимания у него находится отношение общего к частному. Он

создаёт первую в истории систему логики – силлогистику, главную задачу

которой он видит в установлении правил получения достоверных выводов из

определённых посылок. Центр аристотелевской логики составляет учение об

умозаключениях и доказательствах, основанных на отношениях общего и

частного. Формальная логика, созданная Аристотелем, на протяжении многих

веков служила главным средством научного доказательства.

Вопрос о том что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путём

анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески – «категория».

Согласно Аристотелю, все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию,

но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности (поэтому

её, как правило, и отождествляют с бытием). Все остальные категории –

качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания,

состояния, обладания – соотносятся с бытием через категорию сущности.

Сущность отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Раскрывая сущность

(субстанцию) вещи, мы, согласно Аристотелю, даём ей определение, понятие

вещи. Остальные 9 категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» - и

определяют признаки, свойства вещи, её атрибуты. О сущности, таким образом,

высказываются все категории, но она сама ни о чём не высказывается: она

есть нечто самостоятельное, существующее само по себе, безотносительно к

другому. Аристотелю характерно убеждение в том, что сущность первичнее

отношений.

Важная особенность аристотелевского учения заключается в том, что хотя

под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет (индивидуум), однако

сама сущность вовсе не есть что-то, воспринимаемое чувствам: чувствами мы

воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она – единый,

неделимый и невидимый носитель всех этих свойств – то, что делает предмет

«вот этим», не позволяет ему слиться с другим.

Характеристика бытия как единства, неделимости, устойчивости

(неизменности) остаётся важнейшей у Аристотеля, при этом неделимы как

первичные сущности (этот человек), так и сущности вторичные (человек –

живое существо).

Не принимая платоновского отождествления материи и пространства,

Аристотель в то же время рассматривает материю как возможность (потенцию).

Для того чтобы из возможности возникло что-то действительное, материю

должна ограничить форма, которая и превращает нечто лишь потенциальное в

актуально сущее. Так, например если мы возьмем медный шар , то материей для

него, говорит Аристотель, будет медь, а формой – шарообразность, по

отношению к живому существу материей является его телесный состав, а формой

– душа, которая и обеспечивает единство и целостность всех его телесных

частей. Форма, согласно Аристотелю, есть активное начало, начало жизни и

деятельности, тогда как материя – начало пассивное. Материя бесконечно

делима, она лишена в самой себе всякого единства и определённости, форма же

есть нечто неделимое и, как таковая, тождественна с сущностью вещи.

Вводя понятие материи и формы, Аристотель делит сущности на низшие

(состоят из материи и формы), каковы все существа чувственного мира, и

высшие – чистые формы. Наивысшей сущностью Аристотель считает чистую

(лишенную материи) форму – вечный двигатель, который служит источником

движения и жизни всего космического целого. Природа у Аристотеля – это

живая связь всех единичных субстанций, определяемая чистой формой (вечным

двигателем), составляющей причину и конечную цель всего сущего.

Целесообразность (телеология) есть фундаментальный принцип как онтологии

Аристотеля, так и его физики.

МОСКОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ ИНСТИТУТ

( ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Реферат по философии на тему «Древнегреческие философы»

Аристотель Стагирит

( 384 – 322 гг. до н. э. )

Подготовил студент группы 03-203

Базылев Алексей

1998 г.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011