Эстетическое сознание
Эстетическое сознание
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РФ
Кафедра Философии
РЕФЕРАТ
Тема: ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ.
Студента 3 МП, 1 ак. гр. Васильева Павла.
Научный руководитель:
Володин В.М.
МОСКВА, 1995 г.
ПЛАН
a. Введение
b. Эволюция эстетического сознания от древнего мира к современности
c. Основная часть
d. Свойства эстетического сознания
5. Соотношение общественного и эстетического сознания
f. Уровни и формы проявления эстетического сознания
g. Проблема эстетического вкуса и идеала
h. Заключение
Эстетическое сознание — часть общественного сознания, одна из его
форм, элемент структуры. Если подойти к нему в историческом плане, то можно
сказать, что эстетическое сознание наряду с религиозным и нравственным
относится к самой начальной стадии общественного сознания и, следовательно,
представляет собой одну из самых его старых форм, непосредственно
порожденных материальными условиями жизни. Не было еще ни правосознания, ни
политического сознания, а зачатки эстетического сознания уже были и
отражались в наиболее раннем синкретизме, в мифологии, а тем более — в
сохранившихся до нас наскальных изображениях первобытного человека.
В античном мире эстетическое сознание приобрело относительно
самостоятельное значение, играя заметную роль в становлении и развитии
личности. То, что оно на протяжении тысячелетий не было выделено
теоретически, как правило, смешиваясь с художественным творчеством, ничуть
не уменьшает его самостоятельной роли в истории. Например, в Древней Греции
эстетическое понимание сливалось с философским. Ведь невозможно понять
сущность искусства, игнорируя его эстетическую природу, связь с красотой,
идеалом. Этот ценностный аспект вводит исследование искусства в сферу
философии. Как правило, на практике эстетика выступает в качестве
определенной философии искусства.
Эстетическое сознание — это та форма или часть общественного сознания,
которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и
выражает его активное стремление к гармонии, совершенству, красоте, к
идеалу прекрасного. В древности формировалось весьма расширенное
представление о красоте: красивым признается благо, здоровье, богатство,
почет — словом, все то, что полезно, пригодно и т.д. Здесь красота
рассматривалась не столько в эстетическом, сколько в этическом и
экономическом отношениях, как совершенство того или иного предмета или
состояния. В эпоху Возрождения главное внимание было обращено не на
выработку новых определений красоты, а на умение изображать правдиво
красивые предметы. Высшая красота, по мнению мыслителей эпохи Ренессанса,
это красота живой природы, хотя она не всегда лежит на поверхности.
Приблизительно с XVI века в реалистических учениях о красоте
развиваются две основные тенденции. С одной стороны, ученые доказывают, что |