Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Философия, ее предмет и роль в обществе

Философия, ее предмет и роль в обществе

П Л А Н

Дофилософские мировоззрения и картины мира.

Философия как мировоззрение.

Специфика философского знания и его функции. Основные разделы философии.

Материализм и идеализм – основные направления философии.

« Философия, ее предмет и роль в обществе».

Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое

мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно

связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.

Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен

и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти

верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были

своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.

Мифологическим мировоззрением – независимо от того, к далекому

прошлому или сегодняшнему дню оно относится мы назовем такое мировоззрение,

которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на

художественно – эмоциональном переживании мира, либо на общественных

иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (

классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них. Одна из

особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том,

что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного.

Он является наиболее ранней, а для современного сознания – архаичной,

формой мировоззрения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное

мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не

дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия

апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не

«смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом

разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог

– стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как

откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна,

за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

Религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру не

оставались жизненными. На протяжении истории человечества они, как и другие

образования культуры, развивались, приобретали многообразные формы на

Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. Но всех их объединяло то,

что в центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших

ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, и ведущий к ним

жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннюю область, не в

земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и даже его помыслы

оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютному

критерию.

Религия, безусловно, ближе к философии, чем мифология. Взгляд в

вечность, ценностное восприятие жизни, поиск высших целей и смыслов

присущих обеим формам сознания. Однако есть и различие. Религия – сознание

массовое. Философия – сознание теоретическое. Религия не требует

доказательства, разумного обоснования своих положений, истины веры она

считает выше истин разума. Философия – всегда теоретизирование, всегда

работа мысли.

По отношению к философскому мировоззрению дофилософские

мировоззренческие формы и исторически, и логически оказываются их

необходимым, естественным предшествием. Мифологическое сознание было

сознанием глубокой, интимной связи человека и природы в эпоху родового

строя. Религиозное сознание было первым человеческим взглядом в вечность,

первым осознанием единства человеческого рода, глубоким прочувствованием

универсальной целостности бытия.

Взаимоотношение философии и религии в истории культуры не было

однозначным. В средние века, когда духовная власть религии над людьми была

безраздельной, философии отводилась лишь роль «служанки» богословия. В

Новое время, особенно в эпоху Просвещения ( 18 в. ), философия заявила о

своей «эмансипации» от религии, а затем – в лице наиболее радикальных

атеистов – предприняла настоящую атаку на религию и ее догмы. В 19 веке

великий философ – идеалист Гегель, будучи сам человеком умеренно –

религиозных взглядов, иерархии форм духа религию и философию отнес к самым

его высшим формам, но все же на вершину пирамиды поставил понятийное

мышление, то есть философию, а религии «присудил» лишь второе место.

Настоящий ренессанс религия пережила в России во второй половине 20

века, известном, как «серебренный век» русской культуры.

В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма

далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях « не от мира

сего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманное

рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Подобному мнению, однако, противоречит тот факт , что в культурном,

цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» –

философ, даже если он и не подозревает об этом.

Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама

философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское

знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием , новыми

открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако

философский дух , философское сознание - это не только теория, тем более

теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научно теоретическое

знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую,

безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной

компонент сознания – духовно – практический. Именно он выражает

смысложизненный, ценностно – ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип

философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще

не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего

творческого развития.

Философствование всегда должно быть свободно от любой внешней для

него цели. Она не может творится «по заказу», иначе это уже будет не

философствование, а пропись директивной идеологии.

С древнейших времен в ломе философского знания сложились и

выкристаллизовались категории: бытие, разум, красота и т. п., на языке

категорий строились мировоззренческие теоретические системы, выражавшие

концептуальные представления культуры о природе, Боге и человеке.

В разные эпохи складывались различные типы мировоззренческих систем.

Космоцентризм – отличительная черта наиболее древней философии. За видимым

бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы (7 – 6 в.

до н. э.) стремились распознать единую сущность. Бесконечная мощь, гармония

космоса была в глазах греков надежной опорой, основой того, что гармоничным

и разумным должно быть и их общественный мир и их нравственность.

Для философии и культуры средних веков характерен геоцентризм. Это отвечало

тому исключительному значению, которое в ту эпоху имела религия. Все иные

формы сознания были подчинены ей, как вассалы в феодально – сословном

обществе были подчинены своему господину.

Иное мироощущение принесла с собой эпоха Возрождения ( 14 – 16 в. в.).

Человек ощутил и осознал себя центром вселенной. Антропоцентризм означал

реабилитацию не только духа, но и тела человека. Ни в одну другую эпоху

идеал целостной, универсально развитой личности не был так близок к его

реальному, действительному воплощению в жизнь, как в эту великую, яркую

эпоху, когда, освободившись от идеологического и морального пресса

средневекового аскетизма, человек не оказался еще во власти порабощающей

силы – жестко – одномерного, буржуазного разделения труда.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011