Философские направления
Философские направления
ДРЕВНЯЯ ФИЛОСОФИЯ
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Индия
Две группы школ:
Ортодоксальные (строго следуют законам "Веды")
Философия йоги Сформулирована во 2 веке до н.э. философос
Патанджами. Основная позиция:
мир вечен, в мире cуществуют 2 сферы:
природы и людей Задача: избавить человека от страданий
в этом мире путем освобождения
ума от материи.
Неортодоксальные(не являются поддержателями законов "Веды")
Философия буддизма Основана в 6 в до н.э. царевичем Сиддхардом
(Буддой).Учение
Будды: мир вечен, никем не создан состоит из 5 первоначал и
дхарм. Душа -
комбинация дхарм - смертна.Cмысл жизни: уйти в
мир нирваны.В 1 в. до н.э. возникают 2
направления:хинаяна и
махаяна.
Китай
Возникает во 2 тыс. до н.э. -
религиозно-мифологическое
мировоззрение:мир - хаос, в котором небом управляет ян
мужское начало), а землей - инь (женское).1
тыс. до н.э. -
натурфилософская концепция: в результате
взаимодействия эфира
(ци) на нь и ян появилось 5 первоначал и дао
("путь").
Даосизм
Основан Лао-цзы в 604 г. до
н.э.Дао - всеобщая закономерность,
первооснова и завершение всего
существующего;вечно и
безымянно, бестелестно и бесформенно;
присутствует везде.
Конфуцианство
Основатель - Кун-цзы (551 - 471
гг. до н.э.).Небо - высшая сила и
грозный повелитель, судьбаи рок.
Идеалы конфуция - в прош-
лом. Основа порядка в стране - ли
(церемонии и ретуалы). Каждый
должен следоватьдао - "правильный путь" '.Конфуций развивал
концепцию политики: лучше , если бы народ знал,
поэтому нужно
его просвещать.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Материалистическая
философия Древней
Греции
Милетская школа:
Файес (624 - 547 гг
до н.э.): Архэ (первоначала мира ) - вода, в
воде зародилась жизнь.
Анаксимандр (610-546
гг. до н.э. Архэ - это апейрон (первоначальная
материя, из которой возник мир;
сочитание противоположностей).
Анаксимен (588 - 525
гг. до н.э.) Архэ - воздух, от степени его
уплотнения появляются вода, огонь,
земля и т.д.
Гераклит Эфеский
(к .6 - н. 5 вв.) Архэ - огонь, душа состоит из огня и
воды - "Ради минутной слабости
человек пьет вино - он разжижает свою душу".
Элиаты': Ксенофан
и Зенон (сер. 6 - н. 5в.) Все в мире из воды и земли. Мир вечен ,
неизменяем, в целом
постоянен.Движение - диaлектика прерывного и непрерывного.
Эмпидокл (490 -430
гг. до н.э.) Выделяет 4 формы мира: земля, вода,
огонь и воздух, на которые
действуют активныеначала: Вражда и Дружба, под
влиянием которых корни мира
перемещаются.
Анаксгор (500 - 428
гг. до н.э.) продолжатель ЭмпидоклаСуществуют
гомеомерии - первоначала материи.
Нус - умы обусловлены смешиванием и разделением
гомеометрии. Источник движения противостоит
материи.Атомистическая концепция: Левкипп и Демокрит
Левкипп (500 - 440
гг до нэ) Небытие существует нисколько не менее,
чем бытие (совокупность атомов).
Изменение вещей - результат изменения порядка и
положения атомов.
Демокрит (460 -370
гг до нэ) Выделяет 2 вида качеств: первичные
(зависящие от свойств аома -
плотность, величинна), вторичные (появляются когда вещь
воспринимается человеком - вкус, запах).
Идеалистическая
философия
Древней Греции
Орфейская школа
Орфей Говорил о переселении души, считал, что
вести чистую жизнь - это
значит соблюдать религиозные ретуалы,
воздерживаться от живой пищи.
Пифагор(582 - 500
гг до нэ).
Считал, что истинное познание лежит
через разум и логику, результат
деятельности которой является математика. Вся
Вселенная - гармония и число, мир возникает
изпротивоположностей.
Школа софистов(5 в
до нэ)
Протогор (481-411
гг до нэ) Человек - мера всех вещей, каким человек
видит мир, таким он его и
воспринимает.Объективной истины не существует.
Горкий (483-373 гг до нэ) Отрицает существование: если существует, то
непознаваемо, а если существует и
познаваемо, то знания свои не может передать
другому. Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем
только ему.
Сократ(469-399
гг. до н.э.) Считал, что цель философии - научить
человека, как должно ему
жить."Язнаю только то,что я ничего не знаю - с этого начинается
путь
познания."Существует 2 вида извлечения знаний: ирония и
майевтика.
Платон (427-347
гг. до н.э.) Парадокс знаний: "если ты что-то знаешь,
то зачем тебе это познавать, а если
ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать".
Душа бессмертна - она причина самого себя.
Аристотель(324-322
гг. до н.э.) вершина классич. антич.
философииПроблема философии:
проблема отношения единичных вещей и общих
понятий(идей).
Высшие роды бытия - категории
(отрожают объективные отношения
вещей).Источник движения, существующий вне материи - форма
(активное
начало).
Эллинско-римская
философия
Эпикур(341-270 до н.э.) Отрицал вмешательство богов в дела мира
и
исходил из позиции вечности материи,обладающей внутренним
источником
движения.Стоики (к.4в до н.э.) - Зенон и ХрисиппМесто и
роль науки
определили следующим образом: логика - ограда,
физика - пло-дотворная
почва, этика - ее плоды, главная задача
философии - в этике.Скептики (4 в до н.э.) - Пиррон, Аркселай,
КарнеадПроповедовали воздержание от суждений
для достижения душевного
спокойствия(атараксии) и тем самым счастья, которое и
есть цель философии.
Средневековая философия
В странах западной Европы 5-15 века.
Господствующая идеалогия -
религиозная.Мистика - познание бога
через чувства, эмоции без участия разума. Бернар Клервосский (12
в.)
Путь познания мира: смирение, любовь, удивление перед Богом,
экстаз.Схоластика - путь познания бога - рационально-логический
Фома Аквинский (13 в.) Познание Бога: интуитивное познание (загробный
мир), мистический (вера),
разум,рациональные доказательства существования Бога.
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Возникает в 9 в с принятием
Христианства на Руси.
До 17 века философия существует в
рамках богословия, в 17 веке
происходит отделение философии от богословия
Ломоносов М.В.
(1711-65гг.) Основоположник материалистической
философии в России. Считал, что
разнообразиеявлений природы обусловлено разными формами
движения материи, основнымисвойствами которой являются:
протяженность, сила инерции, форма,
непроница-емость, механическое
движение.
Радищев А.Н.
(1749-1802гг.) Пытался применить в материалистической
системе доказательств смертности
душидиалектические идеи, в частности, идею Лейбница
о том, что "настоящее чревато будущим".
Первая четверть 19 в.
Западники -
П.Я.Чаадаев(
1794-1856 гг.),
Н.В.Станкевич
(1813 1840гг.) Считали, что Россия должна учиться у
Запада и пройти тот же путь
развития, которым шла и идет Западная Европа. Истинная религия -
католицизм.
Герцен Александр
1812-1870 Существует единство бытия и мышления, жизни
и идеала (стремился найти и
сформулировать новый метод познания).
Форма движения к новому миру - соединение философии с
жизнью, науки с массами; тогда начнется
пора "сознательного деяния"
(это характеристика сущности человека,
возвышающегося над неосмысленным существованием и над
бесстрастным занятием наукой).
Природа - первичный живой
процесс, а диалектика - познание и логика - ее отражение и
продолжение.
Белинский
1811-1848 Духовная природа человека отлична от его
физической природы, но неотделима
от нее; духовное есть деятельность физического.
Источник исторического прогресса - сознание, выдвигающее
новые идеалы. Национальное -
выражение и развитие
общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь
логическая абстракция. Славянофилы неправы,
противопоставляя
Россию и Западную Европу.
Чернышевский
1828-1889 Природа человека находится не внутри
индивида, а в его единстве с
природными и социальными силами. История
циклична. Она состоит из закономерных восходящих и
нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На
историю влияют силы "зла", т.е. отрицательные
качества людей на правящих постах.
Словянофилы -
И.В.Киреевский
(1806-56гг.),
А.С.Хомяков(1804-60гг.) Стремились обосновать необходимость особого пути
развития России.Считали, что
русские могут расчитывать на прогресс, т.к.
истинной религией являетсяправославие, а основа общественной
жизни - религия народа, определяющая
характерего мышления.
Конец 19 - начало 20 вв. религиозная философия
В.С.Соловьев
(1853-1900гг. ) Представил слудующую картину мира:
существует один
божественный мир в трех главных сферах
(субстанции, умственной
чувственной), человек - акт божественного
творения, проявление того, что
уже есть.
Иванов-Разумнин Человек - это божья тварь, если человек
гордится собой, то это приводит к
падениюморали. Считал,что Россия движется к
страшной катастрофе, отвергая совершенство-вание личности.
Н.А. Бердяев
(1874-1948гг.) Существует 2 вида свободы: иррациональная
(первоначальная, хаос) и разумная
(сво-бода в боге), преодоление зла - соединение с
Богом, возникновение богочеловека. |