Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Франческо Петрарка

Франческо Петрарка

Я – пока еще один из многих, хоть и всеми

силами стараюсь стать одним из немногих.

Франческо Петрарка

Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20 июля 1304

года в городе Ареццо, где некоторое время жил его отец, по профессии

нотариус, в свое время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда Франческо

было восемь лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился папский

двор. В Авиньоне Петрарка провел все свое детство.

Будучи девятилетним мальчиком, Петрарка заинтересовался изречениями

Цицерона, музыкой его слова, с которым его познакомил учитель, Конвеневоле

да Прато. Позже он говорил об этом: «Такая ладность и звучность слов сама

собой захватывала меня, так что все другое, что я читал или слышал,

казалось мне грубым и далеко не таким стройным». Несомненно, сочинения

Цицерона запомнились ему на всю жизнь.

В 1326 году Петрарка принимает духовный сан. Его учителями, мыслям

которых он неотступно следовал в религиозном деле, были только древние

авторы и основатели ранней церкви (больше всего Иероним и Августин). Тогда

же, в 1326 году Петрарка поступает на юридический факультет в Болоньи, где

посещал занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.

Пожалуй, один день – 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни

Франческо Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю

жизнь. В историю она вошла под именем Лауры. Кто она была – до сих пор

достоверно не известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои

первые сонеты, которые не только вошли в золотой фонд «поэтической науки

любви», но и стали великолепным образцом для последователей и подражателей

Петрарки и остаются ими по сей день. Известно, что Франческо Петрарка был

не только гениальным мыслителем и философом, но и поэтом; он считается

родоначальником итальянской национальной поэзии.

В 1330 году Петрарка заканчивает учебу и поступает на службу к

кардиналу Джованни Колонне, что дало ему, сыну изгнанника, и определенное

общественное положение, и возможность играть заметную роль в жизни

современного ему мира.

В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Позже он писал об

этом так: «Рим показался мне еще более великим, чем я предполагал, особенно

великими мне показались его развалины». Можно подумать, что мыслитель

говорил так шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил о великом

прошлом тогдашней Римской империи. Затем философ поселился в городке

Воклюзе, близ Авиньона, где фактически начался расцвет его творчества.

Поэтические творения Петрарки приносили свои плоды, и уже 1 сентября 1340

года он получил сразу два предложения венчаться лаврами первого поэта:

первое поступило от Парижского университета, второе – из Рима. Петрарка,

поразмыслив, отдал предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был

увенчан лаврами на Капитолии.

Петрарка был свидетелем страшной чумы, которая в XIV веке унесла

жизни более чем трети населения Европы. Только в итальянских городах Сиене

и Пизе умерло больше половины жителей. Однако самого Петрарку чума обошла

стороной.

В 1351 году флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни

Боккаччо

(известного мыслителя, впоследствии ставшего близким другом Петрарки) с

официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться во Флоренцию, откуда

были изгнаны его родители, и возглавить созданную специально для него

университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен и готов принять

это предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись в Италию,

он поселился не во Флоренции, а в Милане.

Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу IV

от государя Милана Галеаццо Висконти.

Весной 1362 года Франческо Петрарка, «уставший от мира, от людей, от

дел, уставший до крайности от самого себя», отправился из Милана в Прагу,

следуя троекратному приглашению Карла IV, но по дороге был задержан

хозяйничавшими в Ломбардии отрядами наемников и повернул в Венецию, где и

поселился.

В Венеции Петрарка был почетным гостем. В решении Большого совета

Венеции от 4 сентября 1362 года, когда Республика приняла его план

устроения публичной библиотеки, говорилось, что «на человеческой памяти не

было в христианском мире философа или поэта, которого можно было сравнить с

ним». В своем завещании Петрарка дарил все свои книги Венецианской

республике с условием, что они станут основой публичной библиотеки,

устроенной по его плану.

По словам самого Петрарки, его жизнь складывалась нелегко. О своей

судьбе он говорил так: «Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я сравниваю

свои блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени и подвигов одинаковым,

его странствия не оказались бы ни дольше, ни длиннее моих… мне легче

пересчитать морской песок и небесные звезды, чем все препятствия, какие

ставила завидующая моим трудам фортуна».

Петрарка как-то обмолвился: «Я хочу, чтобы смерть застала меня или

молящимся, или пишущим». Так оно и случилось. Франческо Петрарка умер в

Аркве в ночь на 19 июля 1374 года, не дожив до своего семидесятилетия лишь

одного дня.

Все сочинения Петрарки были пропитаны необыкновенным романтизмом и

гуманизмом, любовью к окружающему миру. Среди его самых известных

сочинений: комедия «Филология», «Канцоньере», то есть книга стихов и песен,

героическая поэма «Африка», «Лекарства от превратностей судьбы», сборники

сонетов «На жизнь Лауры» и «На смерть Лауры», «Книга достопамятных вещей» и

неоконченная поэма «Триумфы».

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и

гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений

мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих

европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим

разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание - пусть не

всегда четкое, но такое, которое стало как бы верховодящим в разуме и

вдохновении для них.

Петрарка - родоначальник новой современной поэзии. Его «Канцоньере»

надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода

непререкаемым образцом. Если на первых порах для современников и ближайших

последователей у себя на родине Петрарка являлся великим реставратором

классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и

литературе, то, начиная с 1501 года, когда стараниями типографщика Альдо

Мануцио Ватиканский кодекс «Канцоньере» был предан широкой гласности,

началась эпоха т. н. петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области

эстетической и критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии.

Свидетельством тому – творчество таких известных поэтов, как Гонгора (в

Испании), Камоэнс в (Португалии), Шекспир (в Англии), Кохановский (в

Польше). Без Петрарки их лирика была бы не только непонятной для нас, но и

попросту невозможной.

Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к

познанию задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского

призвания поэта.

В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в

глаза черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть

любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре,

главному предмету сонетов и других стихотворений, составляющих

«Канцоньере». Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество

ученых произведений. Лаура - фигура вполне реальная. Любовь к ней, как это

часто бывает в настоящей поэзии, романтическая и стремительная, концу

жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о

любви райской, идеальной.

Еще одна черта, которую обнажил в себе сам поэт, за которую порой

(особенно на склоне лет) себя бичевал – это любовь к славе. Не в смысле,

однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом

связано с творческим импульсом. Оно-то в большей степени и побудило

Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе,

стала умеряться. Достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она

вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В своем

«Письме к потомкам» он с грустью пишет о своем увенчании в Риме, а перед

смертью даже готов признать триумф Времени над Славой.

Начало знакомству русской общественности с Петраркой положил русский

поэт Константин Батюшков, едва ли не первый в России приверженец так

называемого итальянизма, автор статей о Петрарке. Батюшков также перевел

один из самых его известных сонетов – 269-й, и написал переложение его I

канцоны, названной им «Вечер». Огромнейшая заслуга в ознакомлении с

творчеством Петрарки принадлежит поэту Вячеславу Иванову. Пожалуй, основная

заслуга Иванова как переводчика Петрарки в том, что он, первый из крупных

русских литераторов подошел к Петрарке не “вдруг”, а во всеоружии

основательнейших филологических и историко-культурных познаний, оставаясь

при этом изрядным стихотворцем.

Несомненно, Франческо Петрарка внес огромный вклад в развитие

философии и литературы в целом, прежде всего – как основоположник

истинного гуманизма, который, возможно, и оказался тем, что привлекало

последователей и подражателей Петрарки в его творчестве.

Франческо Петрарка. LXI сонет (перевод В. Иванова)

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны, -

Дум золотых о ней, единой, сплав!

Мысли и изречения Франческо Петрарки

V Жизнь человеческая на земле – не просто воинское служение, а бой.

V Личное присутствие вредит славе.

V У всех одно правило: гнушаться читать что бы то ни было, если хоть

раз в жизни видел автора.

V Любовь великолепно умеет побеждать.

V Чтить сильных – дешевая услуга, настоящее величие души - оказывать

помощь слабым.

V Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, желает

искренне и вполне – такое желание не может быть безуспешным.

V Природа установила неопределенный конец жизни, чтобы всегда

верилось в настоящее и ближайшее будущее.

V Часто зло известнее добра, и страшный ураган знаменитее ясной

погоды.

V Убогие и темные люди почти все делают в тайне – для счастливых нет

укрытия, нет умолчания.

V Нет ничего настолько исправного, чтобы в нем не было ошибок.

V Раз нельзя быть внешне тем, кем хочешь быть, стань внутренне таким,

каким должен стать.

V Вообще обычное прискучивает, а редкостное захватывает.

V Все становится весомей, тяготея к концу, самая гибельная ошибка

последняя, и один смертный час выносит приговор всем годам жизни.

V Многословие спорщика обычно сродни гневу.

V Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда

вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.

V Всякий скорее извинит себя, чем другого, и, наоборот, каждый скорее

утешит другого, чем себя.

V Всякий век должен довольствоваться своими талантами.

V Мир гибнет, и осталось утешаться только тем, что не пришлось

родиться позже, когда его состояние будет хуже.

V Нас сбивает с пути то, что мы упрямо держимся стародавних мнений и

с трудом отрываемся от них.

V Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для

него, как птица для полета и рыба для плавания.

Список литературы:

1. П. С. Таранов. «Анатомия мудрости: 120 философов». 1997 г.,

издательство «Таврия», г. Симферополь.

2. П. С. Таранов. «Эмоции ума». 1997 г., издательство «Реноме», г.

Симферополь

3. Большая Советская энциклопедия

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011