Государство Платона
Государство Платона
Нижегородский Государственный Университет
им. Лобачевского.
КОНСПЕКТ ПО ФИЛОСОФИИ
Платон
8 глава
«ГОСУДАРСТВО»
Выполнил студент 1 курса
Финансового факультета
Гр. 1315
Емелин Пётр
Нижний Новгород
1999 г.
V Как считал Платон, в образцово устроенном государстве царями должны
быть люди, наиболее отличившиеся в философии и в военном деле. В таком
государстве не должно быть частной собственности, а «все у всех общее»:
жёны, дети, да и их воспитание тоже. Никто не должен ничего приобретать.
Военные за свою службу должны получать вознаграждение в виде запаса
продовольствия на год, их обязанность – заботиться о государстве. А
царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и
военном деле…
V У всех всё общее, ни у кого нет ничего собственного.
Четыре вида извращённого государственного устройства.
V По мнению Платона, существует четыре вида порочного государственного
устройства. Это те виды, которые пользуются известностью во времена
Платона. Большинство одобряет критско-лакедемонское устройство. На
втором месте, менее одобряемая стоит олигархия: это государственное
устройство, преисполненное множество зол. Из неё возникает отличная от
неё демократия. Прославленная тирания отлична от них всех – это
четвёртое и крайнее заболевание государства. Может быть, есть какая-
нибудь иная идея государственного устройства, которая ясно проявлялась
бы в каком—либо виде? Ведь наследственная власть и приобретаемая за
деньги царская власть, а также другие, подобные этим государственные
устройства занимают среди указанных устройств промежуточное положение.
Государственные устройства рождаются от тех нравов людей, что
наблюдаются в государствах. У различных людей существует столько же
видов духовного склада, сколько существует государственного устройства.
Ещё о соответствии пяти складов характера пяти видам государственного
устройства.
V Раз видов государств пять, то и у разумных людей должно быть пять
различных устройств души:
1. Человек, соответствующий правлению лучших – аристократическому – хороший
и справедливый.
2. Худшие люди, соперничающие между собой и честолюбивые – соответственно
принадлежат лакадемонскому строю, демократическому, олигархическому и
тираническому.
Тимократический строй.
V Государственный строй, основывающийся на честолюбии, назван Платоном
«тимократией» или «тимархией». Изменения в государстве обязаны своим
происхождением раздорам, возникающим внутри той части, которая обладает
властью. Трудно пошатнуть государство с аристократическим правлением.
Однако, раз всему, что возникло, бывает конец, то даже и такой строй не
сохраниться вечно, но подвергается разрушению. Означать же это будет |