Историческая наука
Историческая наука
Давно уже известно, что и камни говорят, если это камни истории.
Доказательность выводов – обязательная черта научного знания. История как
наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в
истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из
исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой
жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре
основные группы исторических источников:
1. Вещественные;
2. Письменные;
3. Изобразительные;
4. Фонические.
Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной
жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая
задача истории.
«История - наставница жизни»,- говорили древние. И действительно, люди
всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской
лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие
вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются на
уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру,
справедливости, свободе, равенству, красоте.
Выдающийся русский историк, профессор Московского университета
В.О.Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что,
хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь,
однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый
ученый писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История
учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и
пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в
истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу
в будущем».
История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории
стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на
историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных
исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и
мнений.
Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает
определенные основания для скептического отношения к истории как к науке,
объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно
услышать слова о том, что история используется для обоснования целей
политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывают
историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается
точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от
современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической
революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и
математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о
несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности
реконструкции безвозвратно исчезнувшего из прошлого из-за
непрезентативности (непредварительности) сохранившихся источников о реально
происходивших событиях.
И все-таки, несмотря на плюрализм как при интерпретации отдельных фактов,
существует объективная истина. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять
его - задача научного знания. Поиски истины в истории, историческое
познание - сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как
понимания особенностей этого познания, так и определенного
профессионального мастерства.
Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет прав на
обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все
времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью
человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от
одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием
современности. Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни
людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от
настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая
материал для прогнозирования будущего.
Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в
единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук.
Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов,
совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методы
обработки и анализа источников. Многие факты, события, явления нашей
истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора,
совершенствованием теоретического знания сегодня оценивается иначе, чем
пять – десять лет назад. Все это – свидетельства того, что историю
переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на
расширение палитры наших знаний о прошлом.
Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,- это знали люди во все времена.
Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого
делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в
планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание
истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою
очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что
имеет не только нравственную, но и практическую ценность.
Великий русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов писал, что история
«дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам –
мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую
твердость в советах, каждому – незлобивое увеселение с несказанною пользою
соединенное». Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петрова»
В. Н. Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой человек, ни един
стан, промысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек
единственный без знания оной совершен, мудр и полезен быть не может». |