Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Историческая наука

Историческая наука

Давно уже известно, что и камни говорят, если это камни истории.

Доказательность выводов – обязательная черта научного знания. История как

наука оперирует точно установленными фактами. Как и в других науках, в

истории идет накопление и открытие новых фактов. Эти факты извлекаются из

исторических источников. Исторические источники – это все остатки прошлой

жизни, все свидетельства о прошлом. В настоящее время выделяют четыре

основные группы исторических источников:

1. Вещественные;

2. Письменные;

3. Изобразительные;

4. Фонические.

Прошлое не исчезает, а продолжает жить в накопленном опыте социальной

жизни. Обобщение и обработка накопленного человеческого опыта - первейшая

задача истории.

«История - наставница жизни»,- говорили древние. И действительно, люди

всегда, особенно в переломные периоды жизни человечества, в гигантской

лаборатории мирового социального опыта пытаются найти ответ на жгучие

вопросы современности. На исторических примерах люди воспитываются на

уважении к вечным, непреходящим человеческим ценностям: миру, добру,

справедливости, свободе, равенству, красоте.

Выдающийся русский историк, профессор Московского университета

В.О.Ключевский остроумно заметил в одной из своих дневниковых записей, что,

хотя и говорят о том, что история никого и ничему не научила, жизнь,

однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Знаменитый

ученый писал: «Не цветы виноваты в том, что слепой их не видит. История

учит даже тех, кто у нее не учится: она проучивает их за невежество и

пренебрежение». Хотелось бы напомнить еще один афоризм: «Ложь в

истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу

в будущем».

История - одна из важнейших форм самосознания людей. Опытом истории

стремятся воспользоваться противоборствующие политические силы. Ссылками на

историю они обосновывают свои действия. Поэтому в истолковании тех или иных

исторических событий наблюдается непрекращающаяся борьба различных идей и

мнений.

Заинтересованность людей в результатах изучения своего прошлого дает

определенные основания для скептического отношения к истории как к науке,

объективно оценивающей события и законы исторического развития. Часто можно

услышать слова о том, что история используется для обоснования целей

политической борьбы, что каждое поколение, каждая партия переписывают

историю заново, что это «политика, опрокинутая в прошлое». Высказывается

точка зрения, что прошлое можно объективно познать, лишь изолировавшись от

современности. Скептики также утверждают, что в век научно-технической

революции история только тогда станет наукой, когда примет методы и

математическую точность естественных наук. Наконец, в качестве аргумента о

несостоятельности истории как науки приводится мысль о невозможности

реконструкции безвозвратно исчезнувшего из прошлого из-за

непрезентативности (непредварительности) сохранившихся источников о реально

происходивших событиях.

И все-таки, несмотря на плюрализм как при интерпретации отдельных фактов,

существует объективная истина. Не обвинять, а изучать прошлое, объяснять

его - задача научного знания. Поиски истины в истории, историческое

познание - сложный, трудоемкий и интересный процесс, требующий как

понимания особенностей этого познания, так и определенного

профессионального мастерства.

Историк не может писать без гнева и пристрастия, но он не имеет прав на

обман, на искажение и утаивание истины. Поиск и утверждение истины во все

времена являлись главной целью науки. Являясь социальной памятью

человечества, копилкой его социального опыта, история передает его от

одного поколения к другому. А осмысление этого опыта делает его достоянием

современности. Вопреки мнениям скептиков роль исторической науки в жизни

людей возрастает. Историки изучают прошлое не для того, чтобы уйти от

настоящего. История служит современности, объясняя сегодняшний день и давая

материал для прогнозирования будущего.

Историческая наука пытается дать целостное видение исторического процесса в

единстве всех его характеристик. В этом она не отличается от других наук.

Как и в других науках, в истории идет накопление и открытие новых фактов,

совершенствуется теория с учетом развития других отраслей знания, методы

обработки и анализа источников. Многие факты, события, явления нашей

истории с открытием новых источников, с расширением нашего кругозора,

совершенствованием теоретического знания сегодня оценивается иначе, чем

пять – десять лет назад. Все это – свидетельства того, что историю

переписывают не только из политической конъюнктуры, но и в ответ на

расширение палитры наших знаний о прошлом.

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое,- это знали люди во все времена.

Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого

делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в

планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание

истории позволяет яснее понять современность, но и современность, в свою

очередь, ставит задачу максимально точного научного осознания прошлого, что

имеет не только нравственную, но и практическую ценность.

Великий русский ученый-энциклопедист М. В. Ломоносов писал, что история

«дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам –

мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую

твердость в советах, каждому – незлобивое увеселение с несказанною пользою

соединенное». Говоря о роли истории в жизни людей, «птенец гнезда Петрова»

В. Н. Татищев писал: «Можно кратко сказать, что никакой человек, ни един

стан, промысл, наука, ниже какое-либо правительство, меньше человек

единственный без знания оной совершен, мудр и полезен быть не может».

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011