История развития
История развития
«УТВЕРЖДАЮ»
НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ №4
Подполковник В. ГРАБАРЬ
« » __________ 1998 г.
ЛЕКЦИЯ №2.
Тема: История развития философской мысли. Исторические типы философии.
Лекция обсуждена и одобрена
на заседании ПМК «Философия»
Протокол № от « » ______ 1998
Председатель ПМК «Философия»
полковник В. Карпов
План:
Введение.
1.Предпосылки и условия зарождения философии.
2.Философия Древнего Мира и Средневековья.
3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени.
Заключение.
Литература:
1. Основы философии. Учебное пособие. Под редакцией Е.В.Попова -
Москва: ВЛАДОС, 1997 г. (Тема 2.).
2. Канке В.А. Философия. - Москва: ЛОГОС, 1996 г. (с. 10 - 100).
3. Введение в философию. В 2-х частях. Часть 1. Москва: ПОЛИТИЗДАТ, 1989
г. (с. 74 - 192).
4. Философия. Курс лекций. Под редакцией Е.Ф.Солопова. Москва: ВЛАДОС, 1997
г. (с. 251 - 285).
5. История философии. Под редакцией В.М.Мапельмана, Е.М.Пенькова. Москва:
ПРИОР, 1997 г. (с. 11 - 255).
Время: 2 часа.
Аудитория: №
ВСТУПЛЕНИЕ.
В предыдущей лекции уже затрагивался ряд вопросов, относящихся к истории
философии.
Задача этой лекции:
- дать представление о ЛОГИКЕ развития мировой философской мысли, о тех
важнейших проблемах, которые ставились перед человеком и по-разному
решались в истории философии на протяжении почти 2,5 тысячелетий.
Актуальность темы определяется самой сущностью истории философии.
- Развитие и совершенствование мировоззрения будущего офицера
возможно лишь на путях всестороннего изучения истории философии, выражающей
всё духовное богатство человеческой мысли.
- Изучение истории философии является необходимым условием овладения
философией, развития способности теоретико-диалектического мышления.
- Изучение истории философии формирует у курсантов интерес к
науке, к актуальным её проблемам, в целом интеллект человека.
- В истории философии, как ни в одной науке, наблюдается
преемственность, критическая переработка, взаимосвязь идей и теорий прошлых
философских систем с настоящим. Эта связь осуществляется через философские
традиции. Одно поколение передаёт другому не только материальную культуру,
но и свои идеи, мысли, теории, а это надо знать.
- В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний
резко и быстро возрастает, невозможно делать главную ставку на усваивание
определённой суммы фактов. Важно развивать умение самостоятельно пополнять
свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и общественно-
политической информации.
Переходим к рассмотрению логики развития мировой философской мысли.
ВОПРОС №1.
Предпосылки и условия зарождения философии.
Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает
особая наука - история философии.
История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е.
в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в
сущностном, категориальном выражении.
Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и
решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.
Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую
ценность.
Каковы исторические типы философии?
Это:
-Философия древнего мира, включающая в себя:
-Индийскую философию
-Китайскую философию
-Античную философию
-Философия средневековья
-Философия эпохи возрождения
-Философия нового времени 17 века
-Философия эпохи просвещения
-Европейская философия 19 века
-Современная философия 20 века.
Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:
* Античная философия - развивалась под влиянием,
-С одной стороны - мифологии,
-С другой - формирующейся в Древней Греции науки.
* Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с
религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным
воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной
литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов
гуманистов.
* Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на
науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое
естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой
науки, ещё не знавших эксперимента.
* Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,
теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской
революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного
прогресса.
* Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической
совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в
суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились
в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период
характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной
цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя
(феодальные основы общества меняются на капиталистические).
* Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,
русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,
неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и
т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских
учениях.
По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём
своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского
процесса.
Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение)
следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно
- мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые
мировоззренческие запросы.
Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи
между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.
Философия и была одним из ответов на это требование.
Что она предлагала человеку?
* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный
разум.
* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место
обычая пришло образование.
ВЫВОД:
Таким образом:
- Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и
новыми отношениями (формированием права и государства).
- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена
передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и
рождение новой культуры.
ВОПРОС №2.
Философия Древнего Мира и Средневековья.
1. Философия Древнего Мира.
Философию Древнего Мира разделяют на:
философию Древнего Востока
Античную философию.
1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта,
Вавилона, Индии и Китая.
А. Древний Египет и Вавилон.
Первые философские представления стали складываться в Древнем
Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались
ещё в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность
некоторым людям заниматься умственным трудом.
Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием
двух мощных процессов:
- с одной стороны – космогонической мифологии
- с другой – научных знаний.
Это отразилось на её характере.
Черты:
1. Философская мысль включала в себя представления о материальной
первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех
живых существ.
Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий
пространство и «пребывающий во всех вещах».
2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.
Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не
только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир
и постоянно действующие на него (мир) силы.
3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной
мифологии.
Письменные памятники:
-«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.
-«Диалог господина и раба о смысле жизни»
-«Песня арфиста»
-«Беседа разочарованного со своим духом».
ВЫВОД:
Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня
характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее,
воззрения египтян оказали существенное влияние на последующее развитие
науки и философской мысли.
Б. Древняя Индия:
В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники
индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда
вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими
населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к
появлению в Древней Индии классового общества и государства.
1-й этап - Ведический:
Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита
означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной
культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.
Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они
представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений,
наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении
- творении мироздания.
Веды делятся на 4 части:
-самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;
-брахманы - сборник ритуальных текстов;
-арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);
-упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к
Ведам.
2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):
В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы
«Рамаяна» и «Махабхарата».
* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии
характерно развитие в рамках определённых систем или школ.
Эти школы делятся на две большие группы:
1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.
1. Санкхья - 6 век до нашей эры
2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры
3. Миманса - 5 век до нашей эры
4. Веданты - 4-2 века до нашей эры
5. Ньяя - 3 век до нашей эры
6. Йога - 2 век до нашей эры
2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).
1. Джайнизм - 4 век до нашей эры
2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры
3. Чарвака - Локаята.
3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):
Происходит систематизация и обобщение накопленного философского
материала.
Общие черты философских школ Древней Индии:
1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский
философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим
словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское
единение... Всё есть видоизменение единой сущности».
2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни -
освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и
блаженства - Нирваны.
3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние.
Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни,
руководства жизнью.
4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины,
абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.
5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот
жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет
неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в
сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.
6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма
определяет форму очередного перерождения.
Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от
полной зависимости от материального мира к его свободе.
В. Древний Китай.
Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го
тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры)
возникает рабовладельческий уклад хозяйства.
В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было
уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.
В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался
новый этап развития государства и философии.
Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:
3. осознание природы, общества, человека
4. взаимосвязь человека и природы.
Основные философские школы в Древнем Китае:
1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о
противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и
заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач
тогдашней философии.
2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель
и политический деятель, основатель школы конфуцианства):
* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное
представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое
диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий
управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные
правила.
* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО -
сыновья почтительность и забота о родителях.
* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть
послушным (в соответствии с субординацией)
3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).
Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).
Главная идея:
* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по
определённому пути - Дао.
Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы
(воздух, эфир) составляет основу мира.
*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как
бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон.
Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни
- в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее
общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас
общества.
Черты Китайской философии.
1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает,
прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о
«золотом веке».
2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы
занимали важные государственные посты.
3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение -
школа Моистов)
4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека,
управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев
были основным материалом.
5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между
естествознанием и философией.
6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил
формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование
натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод
философского анализа для большинства китайских школ остался фактически
неизвестным.
7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его
взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.
8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение
проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей,
недеяние.
В целом выводы по философии Древнего Востока.
1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов,
их социально-хозяйственные и государственные традиции.
2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские
системы:
-индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово
философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в
метафизике всеединства Вл. Соловьёва;
-египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло
своё отражение в античной философии материалистов.
-китайское - а) философия даосов о естественном пути всех вещей -
Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве
канта, диалектике Гегеля.
б) конфуцианская школа стала первой
догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло
своё отражение в советской философии.
3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение,
Просвещение, Реформация.
Почему?
Рационалистические тенденции не получили должной реализации, а поэтому
по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом очаги
высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно с особой
восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом.
Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была
предпочтительней рационалистической материальной жизни. Именно поэтому
цивилизация в этих странах (особенно в Индии), цивилизация смысле
промышленно-технического развития, не развита именно потому, что развитие
могло состояться только в ущерб развитию духовному. А это было бы
губительно. Губительность для культуры рационализма и технического
прогресса хорошо сознавалась, и сознаётся теперь.
2. Античная философия.
Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к
античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной
философии.
Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.
Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около
1200 лет:
1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет
императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей
эры).
От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г.
Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса
и крушения полиса.
Всплеск философской мысли был обусловлен:
-демократическим устройством общества;
-отсутствием восточной тирании;
-удалённым географическим положением.
В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:
1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие
филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин
"Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ).
Ионийская группа школ:
-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей
эры).
-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.
-Гераклит из Эфеса.
Афинская группа школ:
-Пифагор и пифагорийцы.
-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.
-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий,
Продик, Гиппий.
2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).
Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры).
Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры).
Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).
Этические школы:
- гедоническая (Аристипп)
- циническая (Антисеен).
3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).
Философские школы:
-перипатетика (школа Аристотеля)
-академическая философия (Платоновская академия)
-стоическая школа (Зенон из Китиона)
-эпикурейская (Эпикур)
-скептицизм.
4 этап: Римский (1 век до нашей эры - 5-6 века нашей эры)
-стоицизм (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий)
-эпикуреизм (Тит Лукреций Кар)
-скептицизм (Секст Эмпирик).
Характеристика этапов.
1-й этап характеризуется как натурфилософия (философия природы).
Почему?
1. Для греков природа выступает главным абсолютом (т.е. это что-то
вечное, бесконечное, безусловное, совершенное, неизменное,
самодостаточное).
2. Она не сотворена богами (боги сами составляют часть природы).
3. Человек изначально связан с природой.
4. Человеческий разум освободился от власти богов, поэтому в своей жизни
люди опираются на доводы разума.
5. Первые греческие философы были и первыми естествоиспытателями.
6. Важнейшим открытием человеческого разума для греков выступает закон
(Логос), которому подчиняется всё и все, и что отличает гражданина от
варвара.
Отсюда:
1. Идёт поиск первоначала (первокирпичика) из которого создано всё
сущее.
а) из конкретного вещества (625-547 г.г. до нашей эры)
* У Фалеса первоначало - вода (всё происходит из воды и в воздух
обращается).
* У Анаксимена (585-525 г.г. до нашей эры) - воздух (из-за его
бесконечности и подвижности), из него рождаются вещи: «при разряжении
рождается огонь, а при сгущении - ветер, затем туман, вода, земля,
камень. А из этого возникает всё прочее.»
* У Гераклита - огонь. «Этого мира никто не сотворил, а он
всегда был, есть и будет вечно живой огонь, создающий сущее из
противоположных стремлений». Душа - огонь.
б) из чего-то неопределённого
* У Анаксимандра (610-545 г.г. до нашей эры) - Апейрон
(беспредельное), «апейрон есть не что иное как материя, в которой как
бы соединены противоположности (горячее - холодное и т.д.), выделение
которых и обуславливает всё развитие в различных формах. Это движение
вещей вечно».
* У Левкиппа (500-440 г.г. до нашей эры) и Демокрита (460-370 г.г.
до нашей эры) - атом. Атомы - это элементы, из которых состоит вся
природа. Атом неделим, вечен, неизменен, непроницаем. Поэтому и
мир вечен, неуничтожим.
Отличаются атомы между собой:
-по форме (треугольник, крючок, и т.д.), душа человека и мысли
состоят из атомов - круглых, гладких, мельчайших и подвижных.
Расположены они в теле.
-по величине (и весу).
-по движению.
в) суть вещей в числах.
* Пифагор (580-конец 5 века до нашей эры) - всё есть число. Число
у Пифагора - не абстрактное количество, а существенное и деятельное
качество верховной Единицы, т.е. бога, источника мировой гармонии.
Числа выражали, по их мнению, определённый порядок, гармонию
окружающего мира и многообразие вещей и явлений. «Где нет числа и
меры, там хаос и химеры».
г) сущность вещей в их бытии
* У Парменида - субстанция - бытие как таковое. «Бытие есть, небытие
нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни
высказать. Бытие вечно, едино, неподвижно, неуничтожимо,
тождественно и всегда равно самому себе. Оно однородно и
непрерывно, шарообразно. Пустого в пространстве нет - всё наполнено
бытием.
2. Обосновываются космогонические теории строения мира.
Исходя из понимания субстанции мира (или первокирпичика), философы
Древне Греции создают свои космогонические теории строения мира
(вселенной).
* Фалес - Земля - плоский диск, плавающий по поверхности воды, -
она - центр Вселенной. Звёзды, Солнце, Луна состоят из Земли и питаются
испарениями воды, затем во время дождя вода возвращается и переходит в
Землю.
* Гераклит (первый диалектик) - его космология строится на основе
стихийной диалектики.
Мир - упорядоченный космос. Образование этого космоса происходит на
основе общей изменчивости, текучести вещей. «Всё течёт, всё изменяется,
нет ничего неподвижного.»
Вся природа, не останавливаясь изменяет своё состояние. «В одну и туже
реку нельзя войти дважды.»
Мир рождается и умирает.
В основе всего движения лежит Борьба противоположностей - она
абсолютна.
Демокрит: атомы движутся хаотично, сталкиваясь, они образуют вихри, из
них - земля и светила, и в дальнейшем целые миры. Идея - о бесконечном
множестве миров во Вселенной.
2-ой этап (Классический) характеризуется как антропологический, т.е.
центральной проблемой становится проблема человека.
Почему?
1. К концу 5 - началу 4 века до нашей эры в силу ряда причин
(бесконечные войны, разрушение государств, переход от тирании к
рабовладельческой демократии и наоборот) наступает кризис афинской
демократии, что вызвало к жизни идеологию рабовладельческой
аристократии.
2. Изменения в общественной жизни, новые общественные потребности,
изменили условия формирования человеческой личности.
3. В самой философии накоплен достаточный объём знаний, разработан
инструментарий мышления, для перехода от философии как любви к
мудрости, к философии как «первонауке».
Отсюда:
1. Происходит переход от преимущественного изучения природы к
рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях,
возникает субъективистко - антропологическая тенденция в философии.
2. Решаются проблемы:
А) Проблема человека, его познания его отношения с другими
людьми.
Сократ впервые в центре философии видит проблему человека как
морального существа:
-раскрывает природу нравственности человека;
-определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь,
т.е. то, что составляет суть души человека;
-показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно
как человека вообще, т.е. моральной, общественно-значимой
личности.
Познание - главная цель и способность человека, т.к. в конце
процесса познания мы приходим к объективным общезначимым
истинам, к познанию добра, красоты, блага и человеческого
счастья. В лице Сократа человеческий разум впервые стал
мыслить логически.
Б) Проблема политики и государства и их отношение к человеку.
* Сократ - государство сильно тем, как граждане исполняют
законы - для каждого Отечество и Законы должны быть выше и
дороже отца и матери.
* Платон - создал теорию «Идеального государства», разделив
общество на три сословия:
1-ое - управленцы - философы
2-ое - стражи (воины)
3-е - низшие (крестьяне, ремесленники,
торговцы).
-государство есть воплощение идей, а люди
выступают в виде игрушек, придуманных и
управляемых Богом.
* Аристотель - человек есть политическое животное,
проявление заботы о другом есть проявление заботы
об обществе.
В) Проблемы синтеза философского знания, построения метафизических
систем, признававших два мира - мир идей и текучий, подвижный мир вещей,
поиска рационального метода познания этих миров.
* Платон - основоположник идеалистической европейской философии.
1. Впервые разделил философию на два течения в зависимости от решения
ими вопроса о природе истинного бытия (на материалистов и
идеалистов).
2. Платон открыл сферу сверхчувственного бытия - «мир идей».
Первооснова - это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя
увидеть, осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через
понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира
идей. Истинное бытие - это мир идей. Платон объявил мир идей
божественным царством, в котором до рождения человека пребывает его
бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и временно
находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей.
Таким образом, познание - это воспоминание душой своего до земного
существования.
* Аристотель - ученик Платона, его труды считаются вершиной
философской мысли Древней Греции.
Основные положения его учения:
1. подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но
истина дороже»);
2. создал учение о категориях (сущность и качество);
3. учение о материи и форме: первым ввёл понятие Материя, признавая её
вечной, несотворимой, неуничтожимой;
4. произвёл разграничение наук на теоретические, практические и
творческие:
Теоретические:
-метафизика (или собственно философия) - изучает
первопричины всех вещей, первоначало всего сущего;
-физика - изучает состояние тел и определённые
«материи»;
- математика - абстрактные свойства реальных вещей.
Практические:
-этика - наука о норме поведения
-экономика, политика
Творческие:
-поэтика
-риторика.
5. развил науку логики, назвав её «органической» наукой для изучения
бытия, выделил в ней метод познания - индукции;
6. учение о душе, на котором основана аристотелевская этика.
3-й этап: эллинистический.
Связан с упадком древнегреческого рабовладельческого общества,
распадом Греции. Кризис привёл к утрате Афинами и другими греческими
полисами политической самостоятельности. Афины вошли в состав огромной
державы, созданной Александром македонским.
Распад державы после смерти завоевателя, усилил развитие кризиса,
который вызвал глубокие изменения в духовной жизни общества.
Общая характеристика философии этого этапа:
-переход от комментаторства учений Платона и Аристотеля к проблемам
этики, проповедям скептицизма и стоицизма:
Скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность
познания объективной действительности.
Стоицизм - учение, провозглашающее жизненный идеал - невозмутимость и
спокойствие, способность не реагировать на внутренние и внешние
раздражители.
Главные проблемы:
-мораль и свобода человека, достижение счастья;
-проблемы возможности познания мира;
-структуры космоса, судьбы космоса и человека;
-отношение Бога и Человека.
4-й этап: Римский
В этот период решающую роль в античном мире стал играть Рим, под влияние
которого попадает Греция. Римская философия формируется под влиянием
греческой, особенно эллинистического периода. Т.е. в ней развиваются
стоицизм и эпикуреизм, которые приобретают свои особенности.
В период упадка Римской империи, усилился кризис общества, обусловивший
катастрофу личного существования.
Усилилась тяга к религии и мистицизму.
Отвечая на вопросы времени, сама философия становилась религией, мостом к
христианству.
ВЫВОДЫ:
1. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что
субъект пока не становится выше объекта (как это случилось в
новоевропейской философии).
2. Античная философия исходит из чувственного космоса, а не из абсолютной
личности (что характерно для Средневековья).
3. Космос - это абсолютное божество, а это означает, что античная философия
пантеистична, т.е. отождествляет Бога и природу. Греческие боги природны
и похожи на людей. Космос одушевлён.
4. Космос обуславливает необходимость. Необходимость применительно к
человеку есть судьба. Но поскольку она ему доподлинно неизвестна, он
может делать выбор.
5. Античная философия достигла высокого уровня в разработке понятий
(категорий), но она почти не знает законов.
6. В античной философии ещё нет чёткого противопоставления материализма и
идеализма, и то и другое направление носят стихийный характер.
2. Философия Средневековья.
Средневековая европейская философия - это чрезвычайно важный
содержательный и продолжительный этап в истории философии.
Хронологически этот период охватывает 5 - 15 века.
Характеристика этого периода:
1. Становление и расцвет эпохи феодализма.
2. Господство религии и церкви в общественном сознании. Христианство
становится государственной религией. Ф. Энгельс: «догматы церкви стали
одновременно и политическими аксиомами, а библейские тексты получили
во всяком суде силу закона».
3. Церковь монополизировала все процессы развития образования и научного
знания.
Большинство учёных было представителями духовенства, а
монастыри являлись очагами культуры и науки.
Это определило характер философии Средневековья:
-движение философской мысли было пронизано проблемами религии;
-церковная догма являлась исходным пунктом и основой
философского мышления;
-философия довольно часто пользовалась религиозным понятийным
аппаратом;
-любая философская концепция, как правило, приводилась в
соответствие с учением церкви;
-философия сознательно ставит себя на службу религии «Философия
- служанка богословия».
Две тенденции в Средневековой философии:
1-я - сакрализация - сближение с религиозным учением;
2-я - морализация - сближение с этикой, т.е. практическая
направленность философии на обоснование правил поведения христианина
в мире.
Черты Средневековой философии.
1.Теоцентричность - т.е. высшей реальностью признаётся не природа, а Бог.
Главные принципы миропонимания:
а) креационизм - (или творение) - т.е. принцип сотворения мира Богом из
ничего.
5. Бог вечен, неизменен, ни от чего не зависит, он источник всего
сущего и недоступен для познания. Бог - это высшее благо.
6. Мир изменчив, непостоянен, преходящ, совершенен и хорош постольку,
поскольку сотворён Богом.
б) принцип Откровения - будучи в принципе недоступным для познания
смертным людям, христианский Бог Сам открывал себя через откровение,
которое зафиксировано в священных Книгах - Библии. Основным
инструментом познания выступала вера как особая способность души
человека.
Задача теолога-философа раскрыть тайны и загадки библейских текстов и тем
самым приблизиться к познанию высшей реальности.
2.Ретроспективность - средневековая философия обращена в прошлое, ибо
максима средневекового сознания гласила: «чем древнее, тем подлиннее, чем
подлиннее, тем истиннее» (а самым древним документом была Библия).
3.Традиционализм - для средневекового философа любая форма новаторства
считалась признаком гордыни, он должен был постоянно придерживаться
установленного образца, канона. Совпадение мнения философа с мнением
других было показателем истинности его взглядов.
4.Дидактизм (учительство, назидательство) - установка на ценность обучения
и воспитания с точки зрения к спасению, к Богу. Форма философских
трактатов - диалог авторитетного учителя и скромного поддакивающего
ученика.
Качества учителя:
-виртуозное знание Священного Писания
-знание правил формальной логики Аристотеля.
Этапы Средневековой философии.
1-й этап - Патристика (от слова «патер» - отец, имеется в виду «отец
церкви») в истории философии определяется с 1-6 века.
Вершина патристики - Августин Блаженный (354 - 430 г.г.), идеи которого
определили развитие европейской философии.
Характеристика этапа:
-интеллектуальное оформление и разработка христианской догматики и
философии;
-философские элементы платонизма играют определяющую роль.
Главные проблемы патристики:
1. Проблема сущности Бога и его тройственности (тринитарная проблема).
2. Отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников
(греков и римлян).
3. Понимание истории как движение к определённой конечной цели и
определение этой цели - «Град божий».
4. Отношение свободы человека через возможность спасения или гибели его
души.
5. Проблема происхождения в мире зла, и почему его терпит Бог.
2-й этап - Схоластика (9-15 века, от греч. схолашкола) - форма философии,
широко преподававшаяся в школах, а затем в университетах Западной Европы (с
12 века).
Фома Аквинский (1223-1274) - пик средневековой схоластики, один из самых
крупных философов всей послеантичной философии.
Характеристика этапа:
1. Систематизация христианской философии (в 1323 Фома Аквинский
провозглашён Папским престолом святым, а его система становится
официальной философской доктриной римско-католической церкви).
2. Философское учение Аристотеля играет определяющую роль в систематизации
христианской философии.
Главные проблемы схоластики:
1. Соотношение религии, философии, науки. Усиливается внимание к
философии как науке, вполне сочетаемой с религией и помышляющей о
спасении человеческой души. Античная философия уже не является
враждебным конкурентом религии.
Отсюда:
-больше внимания к ней, к переосмыслению её
положений;
-а главное - восприятие развитого категориального
аппарата с точки зрения религиозных
проблем.
2. Соотношение разума и веры.
Схоластическая философия ставила задачу постижения сущности
христианского учения не только верою, но и на рациональной основе,
ещё и наукой - философией. Разум и вера не исключают, а помогают друг
другу в стремлении души человека к познанию истины. А истина одна -
это Христос и его учение.
К такой истине можно идти двумя путями:
-путём веры, откровения - короткий, непосредственный путь;
-путём разума, науки - это длинный путь со многими
доказательствами.
3. Проблемы соотношения общего и единого.
Эта проблема связана с догмой о «Троице» и решалась с позиций
«номинализма» (общее существует только в имени или в уме, реально
существуют единичные вещи) или с позиции «реализма» (общее существует
реально в виде некой сущности).
Фома Аквинский по своему решил этот спор:
-общее существует вполне реально, но не в уме и не в виде идей
Платона;
-общее в Боге. Бог есть общая полнота бытия, общее в чистом виде;
-моменты общего могут быть найдены в любой вещи, т.к. вещи причастны
к бытию;
-то, что единичные вещи есть, т.е. существуют, связывает их в общее
целое;
-другого общего, кроме Бога и связи единичных вещей через бытие
(т.е. опять же через Бога) нет.
Выводы:
1. Средневековая философия теоцентрична:
-её мировоззрение основано на религиозной вере;
-в центре философии - Бог;
2. Но она не является бесплодным периодом в области философского мышления.
Её идеи послужили базой для развития философских систем эпохи
Возрождения, Нового времени, современной религиозной философии:
а) спор номиналистов и реалистов сформировал новое представление о
познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область
исследования;
б) интерес номиналистов ко всем деталям эмпирического мира и
ориентация их на опыт и эксперимент были продолжены впоследствии
материалистами эпохи Возрождения (Н.Коперник, Дж.Бруно) и английскими
философами эмпирического направления (Ф.Бекон, Т.Гоббс, Дж.Локк).
3. Представители реализма заложили основы субъективного толкования
человеческого разума (17-18 века субъективные идеалисты Дж.Беркли, Д.Юм).
3. Средневековая философия «открыла» самосознание как особую субъективную
реальность, причём более достоверную и доступную человеку, чем внешняя
действительность. Оформилось философское понятие «Я» (оно стало отправным
пунктом в философии рационализма Нового времени - Р.Декарт).
4. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения её
высшему духовному началу (это направление продолжил гуманизм эпохи
Возрождения - Ф. Петрарка, Э. Роттердамский).
5. Эсхатологическая (учение о конце света) установка приковывала внимание к
постижению смысла истории. Возникла герменевтика как специальный метод
интерпретации исторических текстов (в эпоху Возрождения оформляется
политическая философия гуманизма).
ВОПРОС № 3.
Философия эпохи Возрождения и Нового Времени.
1. Философия эпохи Возрождения.
Возрождение (ренессанс) - период перехода от средневековья к новому времени
(с 14 до 17).
Характеристика эпохи:
1. Зарождение капиталистических отношений, массовых промышленных
производств.
2. Создание национальных государств и абсолютных монархий Западной
Европы.
3. Эпоха глубоких социальных конфликтов (движение Реформации
революции в Нидерландах, Англии).
4. Эпоха Великих географических открытий (1492 г. - Колумб -
Америка; 1498 г. - Васко да Гама- обогнув Африку, пришел морским
путем в Индию; 1519- 1521- Фернан Магеллан- первое кругосветное
путешествие).
5. Культура и наука все больше приобретают светский характер, т.е.
освобождаются от безраздельного влияния религии (Леонардо да
Винчи).
1. Философия Возрождения прошла три периода:
I. Период - гуманистический (14 - сер. 15 в.). (Данте Алигьери,
Франческо Петрарка).
II. Период - неоплатонический (сер. 15 - 16 в.). (Николай
Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс).
III. Период - натурфилософский (16 -нач.17 в.). (Николай
Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей).
Характеристика философии эпохи Возрождения.
1. Антисхоластический характер (хотя для государства схоластика
оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в
большинстве университетов). Вырабатывается новый стиль мышления,
который главную роль отводит не форме выражения идеи (схоластике), а
ее содержанию.
2. Пантеизм как главный принцип мировоззрения (развитие идеи
неоплатонизма - Николай Кузанский, Мирандолло, Парацельс). (Пантеизм
(греч. pan- все и theos- бог) - философское учение, максимально
сближающее понятия «бог» и «природа»). Иерархическое представление о
мироздании заменено на концепцию о мире, в котором происходит
взаимопроникновение земного, природного и Божественного начал.
Природа одухотворена.
3. Антропоцентризм и гуманизм (Данте Алигьери - «Божественная комедия»;
Петрарка - «Книга песен»).
Сущность новой философии - антропоцентризм. Не Бог, а человек теперь
помещен в центр космического бытия. Человек - не просто природное
существо. Он господин над всей природой, творец. Культ красоты тела
связывает его с антропоцентризмом.
Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного
и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического
единства.
Гуманизм (от лат. Humanitas - человечность) - центральное для возрождения
культурное явление. Гуманизм - это свободомыслие к светский индивидуализм.
Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик
ученого - теоретика (это ученые, поэты, педагоги, дипломаты. Носившие имя
«философ»).
Творческая деятельность человека приобретает сакральный (священный)
характер. Он творец, подобный Богу, он - созидает новый мир и самое
высокое, что есть в нем - самого себя.
4.Натурфилософия Возрождения:
* Н. Коперник (1473 - 1543) - создает новую модель мироздания -
гелиоцентризм:
7. Центр мира Солнца;
8. Мир сферичен, неизмерим, бесконечен;
9. Все небесные тела движутся по круговым траекториям;
Земля вместе с планетами и звездами образует единую Вселенную;
Законы движения для планет и Земли едины.
* Джордано Бруно (1548 - 1600) - развивает философский аспект теории Н.
Коперника.
12. Солнце - не есть центр Вселенной, такого центра вообще нет;
13. Солнце - центр только нашей планетной системы;
14. Вселенная не имеет границ, число миров в ней бесконечно;
15. Жизнь и разум есть на других планетах;
16. Вселенная равна Богу, Бог заключен в самом материальном мире.
(Сожжен 17.02.1600 г. На площади «Поле цветов»).
* Галилео Галилей (1564 - 1642) - продолжил изучение Космоса, изобрел
телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики,
поэтому считается основоположником научного естествознания.
(Умер, оставаясь узником инквизиции).
5. Социальная философия Ренессанса.
Философия возрождения представила оригинальные трактаты
исторического процесса и проекты идеального государства,
связанные с идеей социального равенства.
* Николо ди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527) - был высоким должностным
лицом в республике Флоренция, дипломатом, военным теоретиком. Труды:
«Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».
Идеи:
Полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной
жизни;
Политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем
приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. находятся в вечном
круговороте, не подчиненном никакой предустановленной свыше цели.
Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом
событий.
* Томас Мор (1478 - 1535) - основоположник утопического социализма. Лорд
- канцлер Англии. Труд: «Утопия» (описание идеального строя
фантастического острова Утопия (с греч.; буквально «Нигдения» - место,
которого нет - слово, придуманное Т. Мором)).
Идеи:
19. Уничтожение всех видов частной собственности;
20. Обязательный труд всех граждан;
21. Выборность государственных органов;
22. Семья - ячейка коммунистического быта.
* Томазо Кампанелла (1568 - 1639) - монах- доминиканец, участник борьбы
за освобождение Италии от господства испанцев. 27 лет в тюрьме. Труд:
«Город Солнца» - коммунистическая утопия.
Идеи:
23. Упразднение частной собственности и семьи;
24. Дети воспитываются государством;
25. Обязательный 4х часовой труд;
26. Распределение продуктов по потребностям;
27. Развитие наук, просвещения, трудового воспитания;
28. Главой государства выбирается выдающийся по знаниям человек;
29. Необходимость формирования всемирного единения, союза государств и
народов, что должно обеспечить прекращение братоубийственных войн
между народами.
Выводы:
1) Сущностью философии Возрождения является
антропоцентризм. Человек рассматривается как Творец.
2) Хотя эпоха Возрождения не оставила великих философов, а
философское творчество разворачивалось в основном в форме
«осовременивающего воспоминания», она:
30. обосновала идею доверия к естественному человеческому
разуму;
31. заложила основу философии, свободной от религии.
2.Философия Нового времени.
Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.
2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.
3-й период: Немецкая классическая философия.
Каждый период имеет свои особенности, которые обусловлены состоянием
общества на тот исторический этап.
А) Эмпиризм и рационализм 17 века:
Исторические условия:
1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Нидерландах,
Англии).
2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).
3) Соединение науки с практикой материального производства.
-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;
-Ньютон - сформулировал основные законы механики;
-Бойль - применил механику в химии.
Исторические условия привели к изменению общественного сознания:
1. Западная Европа из двух путей исторического развития
цивилизации (духовный или научно-технический прогресс)
выбирает путь НТП.
2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука
для науки», а наука для увеличения власти человека над
природой.
3. Активизированы поиски новых методов познания для:
-систематизации огромного количества фактов;
-создания целостной картины мира;
-установление причинно-следственных связей между явлениями
природы.
Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории
познания (гносеологии):
-что значит знать?
-что пролагает дорогу к истине:
32. ощущение или разум;
33. интуиция или логика.
-аналитическим или синтетическим должно быть познание.
Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума,
который проникает в сущность явлений.
Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который
приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.
Основу нового метода ищут:
1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости
эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).
2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое
знание не сводящееся к человеческому опыту (Декарт, Спиноза,
Лейбниц).
Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т.
Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:
*единственный источник знания - это опыт
7. опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями,
представлениями;
8. содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте
сводится к опыту.
*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений
или идей.
9. душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а
уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».
*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством
эксперимента, который корректирует данные органов чувств.
*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям
и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с
экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.
А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.
Труд: «Новый органон» - проблемы развития науки и анализ научного
познания.
Идеи:
1. Практическая значимость философии и всей науки. «Знание - сила» - его
изречение.
2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и
эксперимент. «Наша мысль движется от знаний единичных фактов к
знаниям целого класса предметов и процессов».
3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен
соответственно организован и подчинён определённой цели.
4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя
его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:
-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из
«чистого сознания» как такового);
-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);
Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это
подъём от эмпирии к теории).
1. Критикуя рационализм, предостерегал человечество от четырёх «идолов»,
т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:
-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в
частности - ожидание большего порядка, чем существующий в
вещах);
-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;
-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;
-«идолы театра» - те, что связанны с общепринятыми системами мышления
(научные, философские, религиозные).
Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона
нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а
отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как
перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и
уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и
общество.
В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её
несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как
средство «обуздания масс».
В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях
как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова
новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры -
знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков
основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального,
Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.
2.Рационалисты - Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готтфрид Лейбниц
считали что:
-опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой
общенаучного метода.
Почему?
А. Восприятия и ощущения иллюзорны;
Б. Опытные данные, как и данные экспериментов, всегда сомнительны.
-зато в самом разуме, в самой нашей душе есть интуитивно ясные и
отчётливые идеи.
-главное то, что человек мыслит. Это главная - интуитивная (внеопытная)
идея такова: «Я мыслю - следовательно, существую» (Р. Декарт).
-затем, по правилам дедукции (от общего к частному) мы можем вывести
возможность существования Бога, природы, других людей.
-каков вывод:
а) в разуме человека содержится ряд идей (безотносительно всякого
опыта, т.е. эти идеи возникли без ощущений до ощущений).
б) развивая заложенные в уме идеи, мы можем получить истинное знание
о мире (хотя сведения о мире человек черпает из ощущений,
поэтому и опыт и эксперимент - важные составляющие знаний о
мире, но основу истинного метода надо искать в самом уме).
в) мышление основано на индукции и дедукции. Оно возникает
независимо и до ощущения, но мышление приложимо к ощущениям.
г) истинный метод всех наук и философии чем-то похож на
математические методы.
. они даны вне непосредственного опыта, начинаются с общих,
предельно ясных и четких формулировок, где от общих идей
идут к частным выводам и в математике нет эксперимента.
а) Рене Декарт(1596-1650) - французский философ, ученый, математик.
Труды:
« Размышления о первой философии», «Начала философии», «Правила для
руководства ума», «Рассуждение о методе», «Метафизические
размышления».
Идеи:
1) В учении о бытии весь сотворенный мир расчленяет на два рода
субстанций: духовные и материальные.
1. Духовная – неделимая субстанция
2. Материальная – делимая до бесконечности
Обе субстанции равноправны и независимы друг от друга (вследствие
чего Декарт считается родоначальником дуализма).
2) Развил гносеологию:
-начало процесса познания – сомнение
-разработал дедуктивный метод.
б) Оригинальным было учение нидерландского философа Б. Спинозы(1632-
1677). Он, отдавал дань взглядам того времени, считал, что бог
существует, но он лишен каких-либо качеств личности. Бог-это природа,
обладающая протяжением и мышлением. Вся природа может мыслить,
человеческое мышление-это частный случай мышления вообще.
Большое внимание Спиноза уделял также проблеме необходимости и
свободы.
Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная
необходимость».
в) Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716) развивал идеи
объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии. Мир,
считал Лейбниц, состоит из мельчайших элементов - монад. Монады - это
духовные элементы бытия, они обладают активностью и
самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении и способны к
страданию, восприятию и сознанию. Бог регулирует единство и
согласованность монад. Так, низшим монадам присущи лишь смутные
представления (в таком состоянии находится неорганический и
растительный мир); у животных представления достигают ступени
ощущения, а у человека - ясного понимания, разума.
3. Субъективный идеализм получил свое развитие в трудах английских
философов Дж. Беркли и Д. Юма.
А) Дж. Беркли(1685-1753), убежденный сторонник религии, выступил с
критикой понятия материи. Он утверждал, что понятие материи является
общим и потому ложным. Мы воспринимаем не материю как таковую,
утверждал Беркли, а лишь отдельные свойства вещей - вкус, запах, цвет
и т.д., восприятие которых Беркли называл «идеями». Окружающие нас
вещи существуют в качестве идей в уме бога, который является причиной
и источником земной жизни.
Б) Д. Юм(1711-1776) также развивал субъективно- идеалистическую, но
несколько иную, чем Беркли.
На вопрос о том, существует ли внешний мир, Юм отвечал уклончиво: «не
знаю». Он исходил из того, что данные о внешнем мире человек получает
только из ощущений, а ощущения постоянно меняются. Отсюда вывод:
объективное знание невозможно. Отсюда берет свое начало такое
философское направление, как агностицизм.
Выводы:
1. Философы этого периода усилили гносеологические возможности наук в
изучении природы, разработав методы научного познания, тем самым,
вооружив человека знаниями по использованию ее сил.
2. Под воздействием естественных наук изменилось мировоззрение 17в.
Допускалось расчленение мира на логически связанные и математические
точно описываемые составные элементы.
3. В ходе соперничества рационализма и эмпиризма, верх одержал
рационализм, благодаря чему была заложена основа категориального
аппарата теории мышления, были созданы предпосылки будущей
математической и диалектической логики.
4. Дальнейшую разработку нашли проблемы социального оптимизма, идеи - о
естественных правах человека, общественном договоре, формах
государственного устройства, месте человека в окружающем мире.
Б. Философия эпохи Просвещения 18 века.
Характеристика эпохи:
5. Потребности капиталистического способа производства стимулировали
развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования.
6. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили
предпосылкой для раскрепощения умов, освобождение от феодально-
религиозной идеологии, становление нового мировоззрения.
7. Общественно-политическая борьба, развернувшаяся в 18 веке накануне
Великой Французской буржуазной революции (1789-1794 г.г.).
С учетом этого в 18 веке центр философских изысканий переместился из Англии
во Францию (а затем в Германию).
Во Франции:
3. насущные вопросы требовали активной деятельности философов, ясных и
быстрых опровержений устаревших феодальных и клерикальных идей;
4. философия выходила за стены университетов и кабинетов ученых, она
перемещалась в светские салоны Парижа, на страницы десятков и сотен
запрещенных изданий;
5. философия становится делом идеологов и политиков;
6. развивается идея перестройки науки на разумных основаниях:
34. распространение положительных, практически полезных знаний о
природе и обществе среди широких кругов образованных людей;
35. приобщение правителей (монархов) к новейшим достижениям науки
и философии, которые внедрят принцип разума в
государства;
36. критика традиционного христианства и борьба с религиозными
догмами.
Характеристика философии эпохи Просвещения:
1. Рационализм. Рационализм трактуется как гносеологическое учение,
утверждающее, что основным инструментом познания является разум,
ощущения и опыт имеют в познании вторичное значение.
2. В центре всех философских школ и систем находится, как правило,
активно действующий субъект, способный познавать и изменять мир
в соответствии со своими разумами.
7. разум рассматривается в рационалистических системах в качестве
всей субъективной деятельности человека.
8. человек как разумное существо, с точки зрения рационализма,
призван стать властелином мира, перестроить общественные
отношениях на разумных началах.
9. мир законосообразен, самоупорядочен, самовоспроизводящийся -
это связано с внутренней активностью материи, с ее всеобщим
движением.
10. механистичность французского материализма. Законы механики
твердых тел, законы тяготения возводились в ранг всеобщих и
ими определялись все природные и общественные процессы. (Ж.
Ламетри «Человек- машина»).
Важнейшие представители французского Просвещения:
* Франсуа Вольтер (1694-1778)
* Жан Жак Руссо (1712-1778)
* Дени Дидро (1713-1784) (создатель 35 томной энциклопедии)
* Жульен Ламетри (1709-1751)
* Клод Гальвеций (1715-1771)
* Поль Гольбах (1723-1789)
В. Немецкая классическая философия
(конец 18 - середина 19 века).
Исторические условия.
1. Мир в Европе и Америке энергично и последовательно принимает форму
индустриальной цивилизации. Прогресс в промышленности стимулирует
развитие техники:
1784 г. - появляется универсальная паровая машина Уатта;
1800 г. - А. Вольта изобретает химический источник тока;
1807 г. - первые пароходы;
1825 г. - первые паровозы;
1832 г. - Л. Шиллинг - электромагнитный телеграф;
1834 г. - М. Г. Якоби - электродвигатель и т.д.
2. В естествознании механика утрачивает свою прежнюю доминирующую роль:
-к концу 18 века сформировалась химия как наука о качественных
превращениях природных веществ;
-формируются биология и учения об электромагнетизме.
3. Бурные социально-политические изменения происходящие в развитых |