Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Конфуцианство

Конфуцианство

| |

|МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |

|Тюменский государственный нефтегазовый |

|университет |

| |

| |

|Кафедра истории и |

|культурологии |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Реферат |

| |

|по курсу «Культурология» |

|на тему |

| |

|«Конфуцианство» |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

| |

|Выполнил: студент |

|группы ВЭД – 95 - 1 |

|Иванов О. Д. |

|Проверил: |

| |

| |

| |

|Тюмень |

|1999 г. |

СОДЕРЖАНИЕ

1)Введение

2)Учение Конфуция

а)Учение о человеке

б)Учение об обществе

в)Учение о государстве

3)Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Конфуцианство - философское учение , появившееся в Древнем Китае .

Создателем конфуцианства был Кун - Цю ( Конфуций ).

Крупнейший ученый своего времени , он одним из первых заинтересовался

человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих

стремлений и желаний . Пытаясь объяснить их , он , руководствуясь

собственным опытом , предложил ряд интереснейших идей . Вся жизнь Конфуция

прошла в поисках того главного , ради чего и живет человек .

Конфуций родился в 551 году до нашей эры . отцом его был великий воин

своего времени , прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ . Шу Лянхэ в

момент появления Конфуция был уже немолод.

К тому времени у него уже было девять дочерей , что делало его очень

несчастным . Ему нужен был достойный продолжатель древнего

аристократического рода . Старший сын Шу Лянхэ был очень слаб от рождения и

воин не решался сделать его своим наследником . Поэтому когда его третья

жена забеременела , Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте (

по представлениям китайцев , глиняный грот священен ) . В этом гроте и

родился Учитель одного из самых многочисленных философских течений.

Счастливый отец назвал его Цю ( в переводе с китайского - "холм" ) и дал

прозвище Чжун Ни ( Чжун - второй из братьев , Ни - глина ) .Ребенок

унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни .

Когда мальчику было два года и три месяца ( китайцы считают возраст ребенка

с момента зачатия ) , Шу Лянхэ скончался. Две предыдущие жены Шу Лянхэ ,

ненавидевшие молодую мать наследника , не стали сдерживать свою ненависть к

ней , и , вырвав сына из атмосферы дрязг и скандалов , женщина вернулась в

свой родной город .

Однако родители не согласились принять ее в дом , который она опозорила ,

выйдя замуж раньше двух старших сестер, да еще за человека намного старше.

Поэтому мать с маленьким Конфуцием поселились отдельно от всех . Жили они

очень замкнуто , однако мальчик рос веселым и общительным, много играл со

сверстниками . Уже тогда он отличался от них обостренным восприятием

несправедливости , чувством особой любви к родителям , знанием многих

религиозных обрядов ( его мать , выполняя долг жены , каждый день читала

молитвы по усопшему мужу ) . Несмотря на бедность , мать растила его

достойным преемником знаменитого отца . Конфуций знал историю своего рода,

насчитывающую не одно столетие . Узнав об опыте своих предков , среди

которых были талантливые люди , проявившие себя во многих областях

человеческой деятельности , он сделал вывод , что одной военной доблести

недостаточно для достижения желаемого , нужны и другие достоинства . Когда

Конфуцию было семнадцать лет , умерла его мать , которой в ту пору едва

исполнилось тридцать восемь лет . Это был жестокий удар судьбы .

С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца ( ни его , ни даже его

мать старшие жены не пустили проводить Шу Лянхэ в последний путь ) и в

соответствии в религиозными обрядами похоронил рядом мать.

Выполнив свой сыновний долг , юноша возвращается домой и живет один . Из-

за бедности он вынужден был делать даже женскую работу , которой раньше

занималась его умершая мать . О том , как Конфуций относился к работе , не

соответствовавшей его происхождению , разные источники сообщают по-разному

, но мне кажется более вероятным , что отвращения к "низкому" труду он не

испытывал . В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим

слоям общества и был подвергнут огромному унижению на одном обеде . В то

время в Китае разбогатевшие мещане всячески старались наладить

дружественные отношения с представителями низших слоев аристократии и

давали для них званые обеды . На один из таких обедов пришел и Конфуций ,

однако был остановлен стражем , который сказал юноше , что ему не место

среди знатных людей . Этот случай Конфуций запомнил на всю жизнь . В то

время Конфуций усиленно занимается самообразованием . Судьба , словно в

компенсацию за неудачно начавшуюся жизнь наделила его здоровьем ,

недюжинной силой , природным умом . В девятнадцать лет он женится на

девушке , которая сопровождала его всю свою жизнь , и вскоре у них

рождается сын , названный Ли ( карп ) . Выполняя обязанности отца семейства

, Конфуций поступает на службу богатому аристократу Цзи , сначала

управляющим складов , затем домашним слугой и учителем . Здесь впервые

убедился Конфуций в необходимости образованности .

Служил Конфуций до обретения зрелости , чувство которой пришло к нему в

возрасте тридцати лет . Позднее он скажет : " В пятнадцать лет я обратил

свои помыслы к учебе . В тридцать лет я обрел самостоятельность . В сорок

лет я освободился от сомнений.

В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет

я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала ".* К тридцати

годам сложились и основные его этико-философские концепции , в основном

касающиеся управления государством и обществом . Более четко сформулировав

эти концепции , Конфуций открывает частную школу , появляются первые

ученики , некоторые из них сопровождали своего Учителя в течении всей своей

жизни . Желая использовать свои учения в практической деятельности ,

Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в

соседнее царство . Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин

Гуна Янь Ином и , беседуя с ним , производит очень хорошее впечатление .

Воспользовавшись этим , Конфуций добивается встречи с самим царем , и

,разговаривая с ним , потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний

, смелостью и необычностью суждений , интересностью взглядов , высказывает

свои рекомендации по управлению государством .

Возвратившись в родное царство , Конфуций становится известным человеком

. По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать

чиновником . Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна

и , продвигаясь по служебной лестнице , занимает пост сычкоу ( главного

советника самого царя ) . На этом посту Конфуций прославился многими

мудрыми решениями . Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием

окружение царя вынуждает его "добровольно" покинуть свой пост . После этого

для Конфуция наступает пора странствий .

Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю ,

прославившись еще больше . Однако его желание вернуться на родину

усиливается , и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с

большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек . К его

помощи прибегают цари , многие из которых зовут его к себе на службу . Но

Конфуций прекращает поиски "идеального" государства и все больше внимания

уделяет своим ученикам . Вскоре он открывает частную школу . С целью

сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение

. После нескольких лет преподавания в своей школе на семьдесят четвертом

году жизни Конфуций умирает . Произошло это в 478 году до нашей эры .

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части

, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве . Первое

и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта . На основе личного

общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со

временем падают . Разбил людей на три группы :

1) Распущенные

2) Сдержанные

3) Глупцы

Приводя примеры , характеризующие поведение людей , принадлежащих к

определенной группе , доказал это утверждение и попытался найти причины

данного явления , и , как следствие , силы , движущие людьми в процессе

жизнедеятельности . Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли ,

выраженной в одном изречении : " Богатство и знатность - вот к чему

стремятся все люди . Если не установить для них Дао в достижении этого ,

они этого не достигнут . Бедность и презренность - вот что ненавидят все

люди . Если не установить для них Дао в избавлении от этого , они от этого

не избавятся ".* Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в

человеке от рождения , то есть биологически предопределенными . Поэтому эти

факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов

, так и поведение больших коллективов , то есть и этноса в целом . К

природным факторам Конфуций относился отрицательно , и высказывания его на

этот счет очень пессимистичны : " Я никогда не встречал человека , который

, заметив свою ошибку , решился бы сам осудить себя ." На основе далеко не

идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с

древнекитайскими учениями , принимавшими идеальность природных творений за

аксиому .

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни

, главным для него было уяснить скрытую природу человека , то , что движет

им и его стремлениями . По обладанию определенными качествами и отчасти

положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории :

1) Цзюнь-цзы ( благородный муж ) - занимает одно из центральных мест во

всем учении . Ему отведена роль идеального человека , примера для

подражания двум остальным категориям .

2) Жэнь - обычные люди , толпа . Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .

3) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) - в учении используется в основном в

сочетании с Цзюнь-цзы , только в отрицательном значении .

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке , написав: "Благородный

муж думает прежде всего о девяти вещах - о том , чтобы видеть ясно , о том

, чтобы слушать четко , о том , чтобы лицо было приветливым , о том , чтобы

речь была искренней , о том , чтобы действия были осторожными , о

необходимости спрашивать других , когда возникают сомнения , о

необходимости помнить о последствиях своего гнева , о необходимости помнить

о справедливости , когда есть возможность извлечь пользу.

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао ,

материальное благополучие отходит на второй план : “Благородный муж

беспокоится лишь о том , что не может постичь Дао , его не волнует нищета”

. Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два

фактора : “жэнь” и “вэнь” . Иероглиф , обозначающий первый фактор , можно

перевести как “благорасположенность” . По мнению Конфуция , благородный

человек должен относится к людям очень гуманно ,ведь гуманность по

отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция

. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг

самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное

общество . Еще один вариант перевода - “человечность” . Благородный человек

всегда правдив , не подстраивается под других. “Человечность редко

сочетается с искусными речами и умильным выражением лица”.

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно , прак-тически

невозможно со стороны. Как считал Конфуций , стремиться к достижению “жэнь”

, человек может лишь по искреннему желанию сердца , и определить , достиг

он этого или нет , может также лишь он сам .

“Вэнь” - “культура” , “литература” . Благородный муж должен иметь богатую

внутреннюю культуру . Без духовной культуры человек не может стать

благородным , это нереально . Но в то же время Конфуций предостерегал от

чрезмерного увлечения “вэнь” : “Когда в человеке одерживают верх свойства

натуры , получается дикость , когда образованность - одна ученость.”

Конфуций понимал , что общество не может состоять из одних “жэнь” - оно

потеряет жизнеспособность , не будет развиваться , и , в конце концов ,

регрессирует . Однако нереально и общество , включающее в себя одних “вэнь”

- прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен

сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и

приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь

идеальная личность .

Как же узнать , определить принадлежность человека к определенной

категории ? В качестве индикатора здесь используется принцип “хэ” и

противоположного ему “тун”. Этот принцип можно назвать принципом

правдивости , искренности , независимости во взглядах.

“Благородный муж стремится к хэ , но не стремится к тун , маленький

человек напротив , стремится к тун , но не стремится к хэ .”

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений

Конфуция : “Благородный человек вежлив , но не льстив . Маленький человек

льстив , но не вежлив .”

“Благородный муж стремится к справедливости , поэтому он не может

следовать тун . Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может

следовать хэ .

Обладатель хэ - человек , лишенный жесткого сердца , обладатель тун -

человек , обуреваемый льстивыми намерениями .

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим

собой , ему чуждо быть со своей компанией . Маленький человек стремится

быть заодно со своей компанией , ему чужды гармония и согласие .”

Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа . Приобретая хэ ,

он приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь :

самостоятельность мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в

важную , неотъемлемую часть теории управления государством .

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека , он просто

говорит о разделе сфер их деятельности . Сло жэнь , по мнению Конфуция ,

должны выполнять неподобающие благородным людям функции , заниматься

черновой работой . Одновременно Конфуций использовал образ маленького

человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные

человеческие свойства , он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится

человек , не пытающийся совладать со своими природными страстями , примером

, подражания которому все должны избегать .

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао . Что это такое? Дао -

одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической

мысли . Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-

востоковед Алексеев : " Дао - есть сущность , есть нечто статически

абсолютное , есть центр круга , вечная точка вне познавании и измерений ,

нечто единственно правое и истинное ... Оно - самопроизвольное естество Оно

для мира вещей , поэта и наития есть Истинный Владыка ...Небесный станок ,

лепящий формы ... Высшая Гармония , Магнит, притягивающий не противящуюся

ему человеческую душу.

Таково Дао как высшая субстанция , инертный центр всех идей и всех вещей

".* Таким образом Дао - предел человеческих стремлений , но достичь его

дано не каждому . Но Конфуций не считал , что достичь Дао невозможно . По

его мнению , люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от

ненавистных состояний , если будут неуклонно следовать “установленному для

них Дао” . Сопоставляя Дао и человека , Конфуций подчеркивал , что человек

- центр всего его учения .

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов .

Умудренный опытом , он понимал , какую опасность несло распространение

доносительства , тем более на близких родственников - братьев , родителей .

Более того , он понимал , что такое общество просто не имеет будущего.

Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса , укрепляющего

общество на нравственных началах , и добиться , чтобы общество само

отторгало доносительство .

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших , о

родне . Конфуций считал , что это должно было установить связь между

поколениями , обеспечить полную связанность современного общества с

предыдущими его стадиями , а значит , обеспечить и преемственность традиций

, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и

любви к людям , живущим рядом . Общество , пропитанное таким духом , очень

сплочено , а значит и способно к быстрому и эффективному развитию .

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях

тогдашней китайской деревенской общины , в которой главную роль играло

соблюдение традиций , заложенных в глубокой древности . Поэтому древность и

все , что с ней связано , ставилось Конфуцием в пример для современников .

Однако Конфуций внес и много нового , например , культ грамотности , знаний

. Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде

всего собственной страны . Знание - атрибут здорового общества .

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий

блок “ли” ( в переводе с китайского - правило , ритуал , этикет ) . Этот

блок прочно связывался им с жэнь . “Преодолеть себя , чтобы вернуться к ли

- жэнь .”* Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и

государство , соединив две важные части своего учения .

Конфуций считал , что благополучное материальное состояние общества было

немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности . Он говорил , что

благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные

ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей

здоровья общества .

В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами

о людях . Чтобы продлить свое существование , общество обязано рационально

относится к природе .

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества

и природы :

1) Чтобы стать достойным членом общества , нужно углублять свои знания о

природе . Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости

образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и

дополняет его .

2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и

вдохновение . Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями

, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь

созерцание их в поисках внутренней гармонии .

3) Бережное отношение как к живому миру , так и к природным ресурсам .

Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного

расточительного подхода к использованию природных ресурсов . Он понимал ,

что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть

необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в

целом .

4) Регулярное благодарение Природе . Этот принцип уходит корнями в

древнекитайские религиозные представления .

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах

руководства идеальным государством .

Все управление государством должно базироваться на “ли” . Значение “ли”

здесь очень объемно . Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам ,

и честность , и искренность , стремление к собственному

самоусовершенствованию , вежливость и пр. ,причем вежливость , по мнению

Конфуция , обязательный элемент для людей , исполняющих государственные

функции .

Согласно схеме Конфуция , правитель возвышается над главой своей семьи

лишь на несколько ступенек . Подобный универсальный подход превращал

государство в обычную семью , только большую . Следовательно , править в

государстве должны те же принципы , что и в обществе , то есть

проповедуемые Конфуцием отношения гуманности , всеобщей любви и искренности

.

Исходя из этого , Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в

некоторых царствах Китая фиксированным законам , считая , что равенство

всех перед законом базируется на насилии над личностью и , по его мнению ,

нарушает основы управления государством . Была и еще одна причина неприятия

Конфуцием законов , он считал , что все , насильственно навязываемое

человеку сверху , не дойдет до души и сердца последнего , а значит ,

неспособно эффективно функционировать . Каркас модели государственного

устройства , предложенной Конфуцием , - Правила . Принципом , придающим им

жизнеспособность , является принцип “хэ”.

К тому же в создании их , по мысли Конфуция , принимали участие все члены

общества . В условиях , когда управление государством и народом

предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил , а также смотреть , чтобы

общество не сошло с истинного пути . Концепция за данности с ориентацией на

древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической

мысли Китая . Политики искали решения насущных проблем в “идеальном”

прошлом .

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две

группы :

1) Управляющие

2) Управляемые

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей .

По мнению Конфуция , это должны быть люди , обладающие качествами Цзюнь-цзы

. Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие

нравственные качества должны быть примером для всех остальных . Их роль

заключается в воспитании народа , направлении его на правильный путь . При

сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и

отцом в семье . Управляющие - отцы народа .

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство самоуважения . Конфуций считал , что только уважающие себя

люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений .

Это просто необходимо , учитывая беспрекословное подчинение народа

правителю .

2) Чувство ответственности . Правитель должен чувствовать ответственность

за управляемый им народ . Это качество также присуще Цзюнь-цзы .

3) Чувство доброты при воспитании народа . Правитель , обладающий

чувством доброты , способен лучше воспитать народ повысить его моральные

качества , образованность , а значит , и обеспечить прогресс всего общества

.

4) Чувство справедливости . Это чувство должно быть развито особенно у

людей , от чьей справедливости зависит благосостояние общества .

Даже будучи сторонником авторитарной системы , Конфуций был противником

излишней абсолютизации царской власти , и в своей модели ограничивал права

царя , большое значение придавая тому , чтобы основные решения принимались

не одним человеком , а группой лиц . По мнению Конфуция , это исключало

возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

Выделяя главное место в своей системе человеку , Конфуций , тем не менее

, признавал высшую над людьми волю , Волю Неба . На его взгляд , Цзюнь-цзы

способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли .

Уделяя основное внимание управляющим людям , Конфуций подчеркивал , что

главный фактор стабильности государства – доверие народа . Власть , которой

не доверяет народ , обречена на отдаление от него , а значит , на

неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учение Конфуция , появившись на основе древнекитайских религиозных и

философских учений , тем не менее очень сильно отличается от них , а по

некоторым вопросам даже вступает в противоречие с ними . Одним из таких

противоречий является мнение о первостепенности общественных отношений и их

приоритете перед природой . Если древнекитайские учения считают совершенным

заведенный в природе порядок и , как следствие , идеальным все, что создано

не трудом человека , то Конфуций первым подверг это сомнению и доказал свои

утверждения далеко не идеальностью природного начала в человеке . Предметом

первостепенной важности у Конфуция считается человеческое общество , и ,

как его составная часть , конкретный живой человек . Одним из первых

Конфуций дал свое объяснение силам , движущим человеком . Давая это

объяснение , он ввел ряд совершенно новых понятий , неизвестных ранее .

Некоторые из них , такие как Цзюнь-цзы и Сло Жэнь , на долгое время

определили не только параметры развития политической культуры , но во

многом и судьбу духовной культуры всей китайской нации . Впервые в истории

культуры была создана реальная модель идеального человека , оказавшая

огромное воздействие на форму национального характера и духовной жизни

китайской нации . В противоречие предыдущим ему восточным учениям Конфуций

высказал мысль о том , что главное в жизни , то есть то , к чему должен

стремиться человек , не замыкается на достижении личной гармонии с природой

, а включает в себя прежде всего достижение гармонии с самим собой и

гармонии с обществом . Именно Конфуций первым на Востоке высказал мысль о

том , что главное для человека - гармония с себе подобными . Высказав это

предположение , он связал воедино совершенно разные до него области

человеческой исследовательской деятельности - государство , общество и ,

наконец , самого человека . Три его учения связаны едиными понятиями ,

переходящими из одного учения в другое и приобретающими в каждом учении

новые свойства . Одним из первых Конфуций создал реальную модель

государственного устройства , способную воплотиться в жизнь при наличии

определенного уровня духовного развития общества . Таким образом , создав

свое учение , Конфуций стал первым человеком , который высказал и

подтвердил первостепенность человеческой личности для всего общества .

ЛИТЕРАТУРА

1) “Древнекитайская философия .” т.1,2 М.-1972г.

2) Алексеев В. М. “Китайская литература (Избранные труды)” М.-1978г.

3) Переломов Л.С. “Конфуций : жизнь , учение , судьба .”М.-1989г.

4) “Конфуций . Изречения .” Изд-во МГУ М.-1992г.

5) “Конфуций , его жизнь и учение .”

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011