Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса
Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса
Работа В. И. Ленина “ Государство и революция ”.
1. О сущности демократии.
В поcтоянных рассуждениях о гос-ве делается та ошибка , а именно
забывают , что уничтожение гос-ва есть уничтожение так же и демократии ,
что отмирание гос-ва есть отмирание демократии . Демократия не
тождественна с подчинением меньшинства большинству . Демократия есть
признающее подчинение меньшинства большинству гос-ва ,т. е. организация
для систематического насилия одного класса над другим , одной части
населения над другой . Но стремясь к социализму будет исчезать надобность
в насилии над людьми вообще .
2. О соотношении демократии и диктатуры .
Оппортунизм не доведёт признания классовой б-бы как раз до самого
главного периода перехода от капитализма к коммунизму , до периода
свержения буржуазии и полного её уничтожения . Этот период является
периодом ожесточённой классовой б-бы , следовательно и гос-ва этого
периода неизбежно должны быть гос-вами по-новому демократическими и
диктаторскими . Формы буржуазн. гос-ва очень разнообразны , но их суть
одна : все эти гос-ва являются так или иначе , но в последнем счёте
обязательно диктатурой буржуазии .
Переход от капитализма к социализму , конечно , не может не дать
громадного обилия и разнообразия политических форм , но сущность при этом
будет неизбежно одна - диктатура пролетариата .
3. Отношение рабочего класса к формам государства .
“Свободное народное гос-во” было программным требованием немецкого
с.-д. 70-х годов .Мы за демократическую республику , как наилучшую для
пролетариата форму гос-ва при капитализме , но мы не в праве забывать ,
что наёмное рабство есть удел народа , и в самой демократической
буржуазной республике . Всякое гос-во есть “особая сила для подавления”
угнетаемого класса . Поэтому всякое гос-во несвободно и ненародно .
В критике парламентаризма Маркс писал , что всеобщее избирательное
право должно служить народу , организованному в коммуну , чтобы
подыскивать рабочих , надсмотрщиков , бухгалтеров , как индивидуальное
избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю .
А Ленин говорил , что выход из парламентаризма , конечно же не в
уничтожении представительных учреждений а в превращении представительных
учреждений в “работающие” . Коммуна должна была быть не парламентским
учреждением ,а работающим в одно и то же время законодательным и
исполнительным .
4. Соотношение пролетарской и буржуазной демократии.
Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую
пролетарскую гос-ю политику , проводя указанные меры к большому
демократизму и искоренению бюрократизма .
Возможность такого разрушения обеспечена тем , что социализм
сократит рабочий день , поставит большинство населения в условие ,
позволяющее всем без изъятия выполнить гос. ф-ии . , а это приведёт к
полному отмиранию всякого гос-ва .
А мы будем бороться за разрушение всей старой гос . машины , так ,
чтобы сам пролетариат был правительством . Весь сознательный пролетариат
будет с нами в борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма , за
демократическую республику коммуны или республику советов рабочих и
солдатских депутатов , за революционную диктатуру пролетариата .
5. О судьбе демократии.
У Энгельса речь идёт о “засыпании” и “отмирании” демократии .
Буржуазное гос-во может “уничтожить” только революция . Гос-во вообще ,
т. е. самая полная демократия . Развитие демократии до конца , изыскание
форм такого развития , испытание их практикой , всё это - одна из
составных частей б-бы за социальную революцию.
6. Борьба против бюрократизма.
Чиновники и постоянная армия - это паразит на теле буржуазного
общества. Господствующий оппортунизм считает взгляд на гос-во , как на
паразитирующий организм . Громадное число крестьян унижено правительством
и жаждет свержения его . Осуществить это может только пролетариат и
осуществляет это , делая вместе с тем шаг к социалистическому
переустройству .
К. Маркс “ К критике политической экономии. ”
Я рассматриваю систему буржуазной политической экономии в следующем
порядке : капит. земельная собственность , наёмный труд , гос-во , внеш.
торг. , мировой рынок .
Первая работа - критический разбор гегелевской философии права ,
последовательно привели к тому , что правовые отношения так же прочны ,
как и форма гос-ва .
Общий результат может быть кратко сформулирован так : в
общественном производстве своей жизни люди отступают от определений ,
необходимые от их воли , не зависящие отношения - производственные
отношения.
Совокупность этих отношений составляет экономич. сист. общества ,
реальный базис , в котором обозначаются политическая и экономическая
надстройка , и которому составляет определение формы общественного
сознания . Не сознание людей определяет их бытие , а наоборот , их
общественное бытие определяет их сознание . Человечество ставит себе
только такие задачи , которые оно может разрешить ,т.к. при ближайшем
рассмотрении всегда оказывается , что сама задача возникает лишь тогда ,
когда мат. условия имеются на лицо . В недрах буржуазного общества
производительные силы создают вместе с тем мат. условия для разрешения
этого ...
Потому буржуазной общ. формой завершае5тся предыстория общества .
В. И. Ленин “Социализм и религия”.
В современном обществе всё построено на эксплуатации громадных масс
рабочего класса . Экономическое унижение неизбежно порождает виды
политического унижения . Религия есть один из видов духовного гнёта .
Бессилие униженных также порождает лучшую загробную жизнь . Религия
должна быть объявлена частным делом .
Полное отделение церкви от государства - вот то требование ,
которое предъявляет социалистический пролетариат современному гос-ву и
церкви .
Русская революция должна осуществить это требование , как
необходимую составную часть политической свободы .
Единство этой действительно революционной борьбы униженного класса
за создания рая на земле важнее для нас , чем единство пролетариев о рае
на небе . Революционный пролетариат добьётся того , чтобы религия стала
действительно частным делом для гос-ва .
В. И. Ленин “Об отношении рабочей партии и религии”.
Интерес ко всему , что связано с религией охватил мировые круги
“общества” . Религия - это опиум для народа , - это изречение Маркса есть
поучительный камень всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии .
Марксизм есть материализм . В кач-ве такового он враждебен религии
. Борьбу с религией нельзя организовать абсолютно идеологической
проповедью .
В совершенных кап. странах это корни главным образом социальные .
Атеистическая пропаганда с.-д. д. б. её основной задачей развитию
классовой б-бы эксплуатируемых классов против эксплуататоров .
Пролетариат есть вождь нашей буржуазно- дем. революции . Его партия
должна быть единым вождём в б-бе со всяким средневековьем .
Заявить с трибуны , что религия есть опиум народа , Франция
поступила правильно и создала таким образом прецедент , который должен
послужить основой для всех выступлений по вопросу о религии . Следовало
ли идти дальше ? Развивал ещё подробнее атеистические выводы . Мы думаем
, что нет . Это могло бы преувеличением б-бы с религией со стороны
политической партии пролетариата . Это могло бы привести к стиранию грани
между буржуазной и социалистической б-бой с религией .
Письма В. И. Ленина А. М. Горькому .
Философией заниматься в горячке революции приходилось мало . В
тюрьме , в начале 1906 г. Богданов написал ещё одну вещь ,- кажется 3-й
выпуск “Эмпириомонизма” . Летом 1906 г. он мне презентовал её я засел
внимательно за неё. Прочитав , озлился и взбесился необычайно : для меня
ещё яснее стало то. Что он идёт архиневерным путём , не марксистским . Я
написал ему тогда “объяснение в любви” , письмецо по философии в размере
трёх тетрадок . Выяснил я там ему там , конечно , что я рядовой марксист
в философии , но чуть но что именно его ясные полумерные , превосходно
написанные работы убеждают меня окончательно в его неправоте по существу
и правоте Плеханова . Сии тетрадочки показал я нескольким друзьям (
Луначарскому в том числе ) и подумывал было напечатать под заглавием
“Заметки рядового марксиста о философии” , но не собрался . Теперь я
жалею о том , что тогда тотчас не напечатал . Написал на днях в Питер с
просьбой разыскать и прислать мне тетрадки .
Теперь вышли “очерки по философии марксизма” . Я прочёл статьи ,
кроме суворовской ( её читаю ) , и с каждой статьёй прямо бесновался от
негодования . Нет , это не марксизм ! И лезут наши эмпириокритики ,
эмпириомонисты и эмпириосимволисты в болото . Уверять читателя , что
“вера” в реальность внешнего мира есть “мистика” ( Базаров ) , спутывать
самым безобразным образом материализм и кантианство ( Базаров и Богданов
) , проповедовать разновидность агностицизма и идеализма ,- учить рабочих
“религиозному атеизму” и “обожанию” высших человеческих потенций (
Луначарский ) ,- объявить мистикой энгелесовское учение о диалектике (
Берман ) , - черпать из вонючего источника каких-то французских
“позитивистов” - агностиков или метафизиков , чёрт их подерёт , с
“символической теорией познания” ( Юшкевич ) ! Нет , это уж через чур !
Конечно мы , рядовые марксисты , люди в философии не начитанные ,- но
зачем уж так нас обижать , что подобную вещь нам преподносить как
философию марксизма ! Я себя дам скорее четвертовать , чем соглашусь
участвовать в органе или в коллегии , подобные вещи преподающей .
25 февраля 1908
г.
--------------
“ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно
и вредно : разговаривать с людьми , пустившимися проповедовать соединение
научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло
. Спросить нельзя , трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел
философию : к тому обязывает решение БЦ .
Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление войны
. Конечно , не в худшем смысле говорю о дипломатии , а в хорошем . “Хорошая
дипломатия” с вашей стороны , дорогой А. М. , должна была бы состоять в
отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от философии .
Беседа о других делах , кроме философии , не выгорит теперь : неестественно
выйдет . Впрочем , если действительно эти другие дела , не философские , а
“Пролетарий” например , требует беседы именно теперь , именно сейчас , и
именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю , найду ли дни ) , но повторяю ,
только на условии ,что о философии и о решении я не говорю .”
16 апреля 1908 г.
“Анти- Дюринг” . Отдел первой философии гл. 9. Мораль и правовечные истины.
Если мы не сдвинулись с места уже в вопросе об истине и заблуждении ,
то ещё хуже дело обстоит с добром и злом . Эта противоположность вращается
исключительно в области относящейся к истории человечества , а здесь
окончательные истины в последней инстанции рассыпаны как раз наиболее
редко. Представления о добре и зле менялись часть от народа к народу .
Какая мораль проповедуется нам сейчас? Прежде всего христианство феодальное
, унаследованное от прежних времен , оно опять-таки распадается на
католическое и протестантское .
Все люди черпают свои нравственные воззрения из экономических
отношений , в которых совершается производство и обмен . Все три теории
морали имеют одну историческую основу .
Всякая теория морали является продуктом данного экономического
положения общества .
Мораль , стоящая выше классовых противоположностей , действительно
человеческая мораль , станет возможной тогда , когда противоположность
классов будет преодолена и забыта в жизненной практике .
Теория насилия . Отдел второй , политэкономия , гл. 2.
Не всякий раб приносит пользу . Чтобы быть в состоянии извлечь из
него пользу , нужно располагать вещами двоякого рода : во-первых , орудиями
и предметами труда и , во-вторых , средствами для скудного содержания раба
. Следовательно , чтобы равенство стало возможным , ... , уже достигнута
известная ступень развития производства и известная ступень в неравенстве
распределения .
А для того , чтобы рабский труд стал господствующим , требуется
гораздо более значительное повышение пр-ва , торговли , и накопления
богатств . В первобытных общинах рабство либо вообще не существовало , либо
играло весьма подчинённую роль .
“Анти-Дюринг” . Отдел 3 , гл. 5 . Государство , семья ,
воспитание .
Религия воспрещается . Но ведь религия является фантастическим
отражением в головах людей внешних сил , которые господствуют над ними в их
повседневной жизни , отражением , где земные формы принимают формы неземных
.
В начале объектами этого отражения явл. силы природы , но вскоре
вступают и общественные силы - силы , которые противостоят человеку в
качестве столь же чуждых , столь же необъяснимых , и , подобно последним ,
господствуют над ними с той же кажущейся естественной необходимостью . На
дальнейшей ступени развития вся совокупность природных общественных
атрибутов , множество богов переносится на одного бога , который в свою
очередь , является отражением абстрактного человека . Возникает монотеизм .
В этой форме религия может продолжать своё существование , как
непосредственная , т. е. эмоциональная форма отношений людей к
господствующим над ними чуждым силам , природным и общественным до тех пор
, пока люди фактически не окажутся во власти этих сил . До сих пор ещё в
ходу поговорка : человек предполагает , а бог располагает .
Чтобы подчинить общественные силы господству общества , необходимо
действие . И когда это действие будет совершено , когда общество , взяв во
владения всю совокупность средств пр-ва , и планомерно управляя ими ,
освободит этим путём себя и своих членов от того рабства , в котором нынче
их держат , но противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы ,
средства пр-ва , тогда следовательно человек будет не только предполагать ,
но и располагать , исчезнет последняя чуждая сила , которая до сих пор ещё
выражается в религии , а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение
по той простой причине , что тогда уже нечего будет отражать .
Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.
Фейербах был отпрыском гегелевской философии . При разложении
гегелевской философии образовалось ещё одно направление . Это направление
главным образом связано с именем Маркса . Разрыв с философией Гегеля
произошёл и здесь путём возврата к материалистической точке зрения . Люди
этого направления решили принимать действительный мир таким , какой он есть
на самом деле .
Гегель не был просто отброшен в сторону . Революционная его сторона
философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех
идеалистических оболочек , которые у Гегеля затрудняли её последовательное
поведение.
Старый метод исследования и мышления Гегель называет “метафизическим”
. Предмет надо было исследовать прежде , чем можно стало изучать процессы
совершающиеся в природе . Оно двинулось гигантскими шагами вперед ,
благодаря трём великим открытиям :
а) открытию клетки .
б) открытию закона сохранения энергии .
в) открытию Дарвином своей эволюционной теории .
Благодаря этим открытиям мы можем увидеть связь между отдельными
областями природы .
Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от
развития природы . В истории общества действуют люди , одарённые сознанием
. Каков бы ни был ход истории , люди делают его так: преследуют свои цели .
Возникают классы . Как они возникают ? Доказано , что каждая политическая б-
ба есть б-ба классов . Гос-во политич. стран является подчинённым , а
гражданское общество - решающим элементом .
Гос-во и гос. право определяется экономическими отношениями и теми же
отношениями определяется и гражданское право .
В лице гос-ва выступает первая идеологическая сила над человеком . Но
став самостоятельной силой , по отношению к обществу , гос-во порождает
новую идеологию .
Религия , возникнув , сохраняет запас представлений от прежних времен
.
За философией , изгнанной из природы и из истории , остаётся ещё
царство частной мысли , поскольку она : учение о законе самого процесса ,
диалектика .
После революции 1848 г. , образованная Германия дала отставку теории
и перешла на практическую почву . И только в среде рабочего класса
продолжает жить интерес к теории . Немецкое рабочее движение является
наследником немецкой классической философии .
В. И. Ленин “Великий почин”.
Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев . Героизм
трудящихся масс , сознательно приносящих смерть делу победы социализма .
Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу . Это начало
переворота , более трудного , более существенного - это победа над
собственной распущенностью , мелкобуржуазным эгоизмом .
Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами .
Это источник силы и залог неизбежной победы коммунизма .
Диктатура пролетариата - философское выражение на более простом языке
означает вот что именно : городские заводские и фабричные рабочие в
состоянии руководить массой трудящихся в борьбе за свержение капиталистов ,
за полное уничтожение классов .Чтобы победить , чтобы создать и упрочить
социализм , пролетариат должен решить одну задачу : во-первых , увеличить
своим беззаветным героизмом революционной б-бы против капитала всю массу
трудящихся , организовать её , руководить ею для свержения буржуазии . Во-
вторых , повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых , а так же
все мелкобуржуазные слои на путь новой общественной связи , новой
организации труда . |