Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса

Конспекты по некоторым статьям Ленина, Маркса, Энгельса

Работа В. И. Ленина “ Государство и революция ”.

1. О сущности демократии.

В поcтоянных рассуждениях о гос-ве делается та ошибка , а именно

забывают , что уничтожение гос-ва есть уничтожение так же и демократии ,

что отмирание гос-ва есть отмирание демократии . Демократия не

тождественна с подчинением меньшинства большинству . Демократия есть

признающее подчинение меньшинства большинству гос-ва ,т. е. организация

для систематического насилия одного класса над другим , одной части

населения над другой . Но стремясь к социализму будет исчезать надобность

в насилии над людьми вообще .

2. О соотношении демократии и диктатуры .

Оппортунизм не доведёт признания классовой б-бы как раз до самого

главного периода перехода от капитализма к коммунизму , до периода

свержения буржуазии и полного её уничтожения . Этот период является

периодом ожесточённой классовой б-бы , следовательно и гос-ва этого

периода неизбежно должны быть гос-вами по-новому демократическими и

диктаторскими . Формы буржуазн. гос-ва очень разнообразны , но их суть

одна : все эти гос-ва являются так или иначе , но в последнем счёте

обязательно диктатурой буржуазии .

Переход от капитализма к социализму , конечно , не может не дать

громадного обилия и разнообразия политических форм , но сущность при этом

будет неизбежно одна - диктатура пролетариата .

3. Отношение рабочего класса к формам государства .

“Свободное народное гос-во” было программным требованием немецкого

с.-д. 70-х годов .Мы за демократическую республику , как наилучшую для

пролетариата форму гос-ва при капитализме , но мы не в праве забывать ,

что наёмное рабство есть удел народа , и в самой демократической

буржуазной республике . Всякое гос-во есть “особая сила для подавления”

угнетаемого класса . Поэтому всякое гос-во несвободно и ненародно .

В критике парламентаризма Маркс писал , что всеобщее избирательное

право должно служить народу , организованному в коммуну , чтобы

подыскивать рабочих , надсмотрщиков , бухгалтеров , как индивидуальное

избирательное право служит для этой цели всякому другому работодателю .

А Ленин говорил , что выход из парламентаризма , конечно же не в

уничтожении представительных учреждений а в превращении представительных

учреждений в “работающие” . Коммуна должна была быть не парламентским

учреждением ,а работающим в одно и то же время законодательным и

исполнительным .

4. Соотношение пролетарской и буржуазной демократии.

Коммуна смогла в несколько недель начать строить новую

пролетарскую гос-ю политику , проводя указанные меры к большому

демократизму и искоренению бюрократизма .

Возможность такого разрушения обеспечена тем , что социализм

сократит рабочий день , поставит большинство населения в условие ,

позволяющее всем без изъятия выполнить гос. ф-ии . , а это приведёт к

полному отмиранию всякого гос-ва .

А мы будем бороться за разрушение всей старой гос . машины , так ,

чтобы сам пролетариат был правительством . Весь сознательный пролетариат

будет с нами в борьбе за разрушение буржуазного парламентаризма , за

демократическую республику коммуны или республику советов рабочих и

солдатских депутатов , за революционную диктатуру пролетариата .

5. О судьбе демократии.

У Энгельса речь идёт о “засыпании” и “отмирании” демократии .

Буржуазное гос-во может “уничтожить” только революция . Гос-во вообще ,

т. е. самая полная демократия . Развитие демократии до конца , изыскание

форм такого развития , испытание их практикой , всё это - одна из

составных частей б-бы за социальную революцию.

6. Борьба против бюрократизма.

Чиновники и постоянная армия - это паразит на теле буржуазного

общества. Господствующий оппортунизм считает взгляд на гос-во , как на

паразитирующий организм . Громадное число крестьян унижено правительством

и жаждет свержения его . Осуществить это может только пролетариат и

осуществляет это , делая вместе с тем шаг к социалистическому

переустройству .

К. Маркс “ К критике политической экономии. ”

Я рассматриваю систему буржуазной политической экономии в следующем

порядке : капит. земельная собственность , наёмный труд , гос-во , внеш.

торг. , мировой рынок .

Первая работа - критический разбор гегелевской философии права ,

последовательно привели к тому , что правовые отношения так же прочны ,

как и форма гос-ва .

Общий результат может быть кратко сформулирован так : в

общественном производстве своей жизни люди отступают от определений ,

необходимые от их воли , не зависящие отношения - производственные

отношения.

Совокупность этих отношений составляет экономич. сист. общества ,

реальный базис , в котором обозначаются политическая и экономическая

надстройка , и которому составляет определение формы общественного

сознания . Не сознание людей определяет их бытие , а наоборот , их

общественное бытие определяет их сознание . Человечество ставит себе

только такие задачи , которые оно может разрешить ,т.к. при ближайшем

рассмотрении всегда оказывается , что сама задача возникает лишь тогда ,

когда мат. условия имеются на лицо . В недрах буржуазного общества

производительные силы создают вместе с тем мат. условия для разрешения

этого ...

Потому буржуазной общ. формой завершае5тся предыстория общества .

В. И. Ленин “Социализм и религия”.

В современном обществе всё построено на эксплуатации громадных масс

рабочего класса . Экономическое унижение неизбежно порождает виды

политического унижения . Религия есть один из видов духовного гнёта .

Бессилие униженных также порождает лучшую загробную жизнь . Религия

должна быть объявлена частным делом .

Полное отделение церкви от государства - вот то требование ,

которое предъявляет социалистический пролетариат современному гос-ву и

церкви .

Русская революция должна осуществить это требование , как

необходимую составную часть политической свободы .

Единство этой действительно революционной борьбы униженного класса

за создания рая на земле важнее для нас , чем единство пролетариев о рае

на небе . Революционный пролетариат добьётся того , чтобы религия стала

действительно частным делом для гос-ва .

В. И. Ленин “Об отношении рабочей партии и религии”.

Интерес ко всему , что связано с религией охватил мировые круги

“общества” . Религия - это опиум для народа , - это изречение Маркса есть

поучительный камень всего мировоззрения марксизма в вопросе о религии .

Марксизм есть материализм . В кач-ве такового он враждебен религии

. Борьбу с религией нельзя организовать абсолютно идеологической

проповедью .

В совершенных кап. странах это корни главным образом социальные .

Атеистическая пропаганда с.-д. д. б. её основной задачей развитию

классовой б-бы эксплуатируемых классов против эксплуататоров .

Пролетариат есть вождь нашей буржуазно- дем. революции . Его партия

должна быть единым вождём в б-бе со всяким средневековьем .

Заявить с трибуны , что религия есть опиум народа , Франция

поступила правильно и создала таким образом прецедент , который должен

послужить основой для всех выступлений по вопросу о религии . Следовало

ли идти дальше ? Развивал ещё подробнее атеистические выводы . Мы думаем

, что нет . Это могло бы преувеличением б-бы с религией со стороны

политической партии пролетариата . Это могло бы привести к стиранию грани

между буржуазной и социалистической б-бой с религией .

Письма В. И. Ленина А. М. Горькому .

Философией заниматься в горячке революции приходилось мало . В

тюрьме , в начале 1906 г. Богданов написал ещё одну вещь ,- кажется 3-й

выпуск “Эмпириомонизма” . Летом 1906 г. он мне презентовал её я засел

внимательно за неё. Прочитав , озлился и взбесился необычайно : для меня

ещё яснее стало то. Что он идёт архиневерным путём , не марксистским . Я

написал ему тогда “объяснение в любви” , письмецо по философии в размере

трёх тетрадок . Выяснил я там ему там , конечно , что я рядовой марксист

в философии , но чуть но что именно его ясные полумерные , превосходно

написанные работы убеждают меня окончательно в его неправоте по существу

и правоте Плеханова . Сии тетрадочки показал я нескольким друзьям (

Луначарскому в том числе ) и подумывал было напечатать под заглавием

“Заметки рядового марксиста о философии” , но не собрался . Теперь я

жалею о том , что тогда тотчас не напечатал . Написал на днях в Питер с

просьбой разыскать и прислать мне тетрадки .

Теперь вышли “очерки по философии марксизма” . Я прочёл статьи ,

кроме суворовской ( её читаю ) , и с каждой статьёй прямо бесновался от

негодования . Нет , это не марксизм ! И лезут наши эмпириокритики ,

эмпириомонисты и эмпириосимволисты в болото . Уверять читателя , что

“вера” в реальность внешнего мира есть “мистика” ( Базаров ) , спутывать

самым безобразным образом материализм и кантианство ( Базаров и Богданов

) , проповедовать разновидность агностицизма и идеализма ,- учить рабочих

“религиозному атеизму” и “обожанию” высших человеческих потенций (

Луначарский ) ,- объявить мистикой энгелесовское учение о диалектике (

Берман ) , - черпать из вонючего источника каких-то французских

“позитивистов” - агностиков или метафизиков , чёрт их подерёт , с

“символической теорией познания” ( Юшкевич ) ! Нет , это уж через чур !

Конечно мы , рядовые марксисты , люди в философии не начитанные ,- но

зачем уж так нас обижать , что подобную вещь нам преподносить как

философию марксизма ! Я себя дам скорее четвертовать , чем соглашусь

участвовать в органе или в коллегии , подобные вещи преподающей .

25 февраля 1908

г.

--------------

“ Получил сегодня ваше письмо и спешу ответить . Ехать мне бесполезно

и вредно : разговаривать с людьми , пустившимися проповедовать соединение

научного социализма с религией я не могу и не буду . Время тетрадок прошло

. Спросить нельзя , трепать нервы глупо . Надо отделить от партийных дел

философию : к тому обязывает решение БЦ .

Я уже писал в печать самое что ни на есть формальное объявление войны

. Конечно , не в худшем смысле говорю о дипломатии , а в хорошем . “Хорошая

дипломатия” с вашей стороны , дорогой А. М. , должна была бы состоять в

отделении наших общих ( т. е. меня считая в том числе ) дел от философии .

Беседа о других делах , кроме философии , не выгорит теперь : неестественно

выйдет . Впрочем , если действительно эти другие дела , не философские , а

“Пролетарий” например , требует беседы именно теперь , именно сейчас , и

именно у вас . Я мог бы приехать ( не знаю , найду ли дни ) , но повторяю ,

только на условии ,что о философии и о решении я не говорю .”

16 апреля 1908 г.

“Анти- Дюринг” . Отдел первой философии гл. 9. Мораль и правовечные истины.

Если мы не сдвинулись с места уже в вопросе об истине и заблуждении ,

то ещё хуже дело обстоит с добром и злом . Эта противоположность вращается

исключительно в области относящейся к истории человечества , а здесь

окончательные истины в последней инстанции рассыпаны как раз наиболее

редко. Представления о добре и зле менялись часть от народа к народу .

Какая мораль проповедуется нам сейчас? Прежде всего христианство феодальное

, унаследованное от прежних времен , оно опять-таки распадается на

католическое и протестантское .

Все люди черпают свои нравственные воззрения из экономических

отношений , в которых совершается производство и обмен . Все три теории

морали имеют одну историческую основу .

Всякая теория морали является продуктом данного экономического

положения общества .

Мораль , стоящая выше классовых противоположностей , действительно

человеческая мораль , станет возможной тогда , когда противоположность

классов будет преодолена и забыта в жизненной практике .

Теория насилия . Отдел второй , политэкономия , гл. 2.

Не всякий раб приносит пользу . Чтобы быть в состоянии извлечь из

него пользу , нужно располагать вещами двоякого рода : во-первых , орудиями

и предметами труда и , во-вторых , средствами для скудного содержания раба

. Следовательно , чтобы равенство стало возможным , ... , уже достигнута

известная ступень развития производства и известная ступень в неравенстве

распределения .

А для того , чтобы рабский труд стал господствующим , требуется

гораздо более значительное повышение пр-ва , торговли , и накопления

богатств . В первобытных общинах рабство либо вообще не существовало , либо

играло весьма подчинённую роль .

“Анти-Дюринг” . Отдел 3 , гл. 5 . Государство , семья ,

воспитание .

Религия воспрещается . Но ведь религия является фантастическим

отражением в головах людей внешних сил , которые господствуют над ними в их

повседневной жизни , отражением , где земные формы принимают формы неземных

.

В начале объектами этого отражения явл. силы природы , но вскоре

вступают и общественные силы - силы , которые противостоят человеку в

качестве столь же чуждых , столь же необъяснимых , и , подобно последним ,

господствуют над ними с той же кажущейся естественной необходимостью . На

дальнейшей ступени развития вся совокупность природных общественных

атрибутов , множество богов переносится на одного бога , который в свою

очередь , является отражением абстрактного человека . Возникает монотеизм .

В этой форме религия может продолжать своё существование , как

непосредственная , т. е. эмоциональная форма отношений людей к

господствующим над ними чуждым силам , природным и общественным до тех пор

, пока люди фактически не окажутся во власти этих сил . До сих пор ещё в

ходу поговорка : человек предполагает , а бог располагает .

Чтобы подчинить общественные силы господству общества , необходимо

действие . И когда это действие будет совершено , когда общество , взяв во

владения всю совокупность средств пр-ва , и планомерно управляя ими ,

освободит этим путём себя и своих членов от того рабства , в котором нынче

их держат , но противостоящие им в качестве непреодолимой чуждой силы ,

средства пр-ва , тогда следовательно человек будет не только предполагать ,

но и располагать , исчезнет последняя чуждая сила , которая до сих пор ещё

выражается в религии , а вместе с тем исчезнет и само религиозное отражение

по той простой причине , что тогда уже нечего будет отражать .

Ф. Энгельс “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”.

Фейербах был отпрыском гегелевской философии . При разложении

гегелевской философии образовалось ещё одно направление . Это направление

главным образом связано с именем Маркса . Разрыв с философией Гегеля

произошёл и здесь путём возврата к материалистической точке зрения . Люди

этого направления решили принимать действительный мир таким , какой он есть

на самом деле .

Гегель не был просто отброшен в сторону . Революционная его сторона

философии была восстановлена и одновременно освобождена от тех

идеалистических оболочек , которые у Гегеля затрудняли её последовательное

поведение.

Старый метод исследования и мышления Гегель называет “метафизическим”

. Предмет надо было исследовать прежде , чем можно стало изучать процессы

совершающиеся в природе . Оно двинулось гигантскими шагами вперед ,

благодаря трём великим открытиям :

а) открытию клетки .

б) открытию закона сохранения энергии .

в) открытию Дарвином своей эволюционной теории .

Благодаря этим открытиям мы можем увидеть связь между отдельными

областями природы .

Но история развития общества в одном пункте существенно отличается от

развития природы . В истории общества действуют люди , одарённые сознанием

. Каков бы ни был ход истории , люди делают его так: преследуют свои цели .

Возникают классы . Как они возникают ? Доказано , что каждая политическая б-

ба есть б-ба классов . Гос-во политич. стран является подчинённым , а

гражданское общество - решающим элементом .

Гос-во и гос. право определяется экономическими отношениями и теми же

отношениями определяется и гражданское право .

В лице гос-ва выступает первая идеологическая сила над человеком . Но

став самостоятельной силой , по отношению к обществу , гос-во порождает

новую идеологию .

Религия , возникнув , сохраняет запас представлений от прежних времен

.

За философией , изгнанной из природы и из истории , остаётся ещё

царство частной мысли , поскольку она : учение о законе самого процесса ,

диалектика .

После революции 1848 г. , образованная Германия дала отставку теории

и перешла на практическую почву . И только в среде рабочего класса

продолжает жить интерес к теории . Немецкое рабочее движение является

наследником немецкой классической философии .

В. И. Ленин “Великий почин”.

Печать сообщает много примеров героизма красноармейцев . Героизм

трудящихся масс , сознательно приносящих смерть делу победы социализма .

Не меньшего внимания заслуживает героизм рабочих в тылу . Это начало

переворота , более трудного , более существенного - это победа над

собственной распущенностью , мелкобуржуазным эгоизмом .

Диктатура пролетариата не есть только насилие над эксплуататорами .

Это источник силы и залог неизбежной победы коммунизма .

Диктатура пролетариата - философское выражение на более простом языке

означает вот что именно : городские заводские и фабричные рабочие в

состоянии руководить массой трудящихся в борьбе за свержение капиталистов ,

за полное уничтожение классов .Чтобы победить , чтобы создать и упрочить

социализм , пролетариат должен решить одну задачу : во-первых , увеличить

своим беззаветным героизмом революционной б-бы против капитала всю массу

трудящихся , организовать её , руководить ею для свержения буржуазии . Во-

вторых , повести за собой всю массу трудящихся и эксплуатируемых , а так же

все мелкобуржуазные слои на путь новой общественной связи , новой

организации труда .

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011