Лекции по философии
Лекции по философии
Лекции по философии
Лекция 1. Философия в контексте культуры.
1. Философия, как учение о ценностях.
2. Метафизика и мировоззрение.
3. Философия и другие сферы культуры.
Философия – (дословно с греч.) любовь к мудрости. Это определение
философии отражает ее первоначальный замысел:
1. Мудрость – именно глубокое понимание жизни (а не любые знания).
Философия возникает как область знания, исследующая наиболее определяющие
принципы реального мира и место, которое в нем занимает человек (предельные
основания бытия).
Философия возникает на определенном уровне развития культуры, когда
человек отличает себя от мира (я и не-я) в качестве деятельного существа и
начинает анализировать возможности и границы своей деятельности, это
сознательно-теоретическое отношение к миру. Философия предполагает также
рационально-критическое отношение к миру, к самому себе, к своим знаниям.
2. Именно любовь к мудрости, т.к. человек понимает, что знаний ему
недостаточно, он к ним тянется. Философ – человек, недовольный уровнем
своих знаний.
Философия начинается с сомнения в привычных, незыблемых стереотипах, с
идеи поиска мудрости. Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, но все
остальные не знают даже этого».
Рационально-критическая направленность философии определяет ее
формирование в качестве учения о ценностях. Ценность – все, что может быть
соотнесено с потребностями субъекта. Ценности служат ориентиром
человеческой деятельности, к ним стремятся.
Философия, стремясь понять устройство реального мира и рассматривая его,
как поле человеческой деятельности, выявляет и разрабатывает системы
ценностей данного человеческого сообщества (как следует жить?, понимать
данное сообщество?). Поэтому философию характеризуют как «самосознание
культуры». Гегель: «Философия – духовная квинтэссенция своего времени»
(самое концентрированное выражение духа данного сообщества).
Общие ценности человечества сходятся, в конечном счете, к трем основным
понятиям: истина, добро, красота. Фундаментальные ценности поддерживаются
обществом, и вокруг них складываются, развиваются основные сферы культуры.
Базовые ценности в этих сферах понимаются как данность. Философия
обращается непосредственно ко всем фундаментальным ценностям, делая их
сущность предметом анализа. Например, наука использует понятие истины,
спрашивая, что истинно в данном конкретном случае.
Философия рассматривает такие вопросы об истине:
- что такое истина?
- какими способами можно различить истину и заблуждения?
- истина универсальна или у каждого своя?
- могут ли люди постигать истину или только составляют мнения?
- какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они,
достаточны ли?
Вопросы о добре:
- каково происхождение добра и зла?
- можно ли утверждать, что одно из них сильнее?
- каким должен быть человек?
- «Существует ли возвышенный и низменный образ жизни или все это суета?»
- существует ли идеальное состояние общества, государства?
Вопросы о красоте:
- является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше
мнение?
- Как и почему представления о красоте меняются?
В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер
культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому
многие определяли ее, как науку о наиболее общих закономерностях природы,
общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета). |