Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Лекции по философии

Лекции по философии

Лекции по философии

Лекция 1. Философия в контексте культуры.

1. Философия, как учение о ценностях.

2. Метафизика и мировоззрение.

3. Философия и другие сферы культуры.

Философия – (дословно с греч.) любовь к мудрости. Это определение

философии отражает ее первоначальный замысел:

1. Мудрость – именно глубокое понимание жизни (а не любые знания).

Философия возникает как область знания, исследующая наиболее определяющие

принципы реального мира и место, которое в нем занимает человек (предельные

основания бытия).

Философия возникает на определенном уровне развития культуры, когда

человек отличает себя от мира (я и не-я) в качестве деятельного существа и

начинает анализировать возможности и границы своей деятельности, это

сознательно-теоретическое отношение к миру. Философия предполагает также

рационально-критическое отношение к миру, к самому себе, к своим знаниям.

2. Именно любовь к мудрости, т.к. человек понимает, что знаний ему

недостаточно, он к ним тянется. Философ – человек, недовольный уровнем

своих знаний.

Философия начинается с сомнения в привычных, незыблемых стереотипах, с

идеи поиска мудрости. Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, но все

остальные не знают даже этого».

Рационально-критическая направленность философии определяет ее

формирование в качестве учения о ценностях. Ценность – все, что может быть

соотнесено с потребностями субъекта. Ценности служат ориентиром

человеческой деятельности, к ним стремятся.

Философия, стремясь понять устройство реального мира и рассматривая его,

как поле человеческой деятельности, выявляет и разрабатывает системы

ценностей данного человеческого сообщества (как следует жить?, понимать

данное сообщество?). Поэтому философию характеризуют как «самосознание

культуры». Гегель: «Философия – духовная квинтэссенция своего времени»

(самое концентрированное выражение духа данного сообщества).

Общие ценности человечества сходятся, в конечном счете, к трем основным

понятиям: истина, добро, красота. Фундаментальные ценности поддерживаются

обществом, и вокруг них складываются, развиваются основные сферы культуры.

Базовые ценности в этих сферах понимаются как данность. Философия

обращается непосредственно ко всем фундаментальным ценностям, делая их

сущность предметом анализа. Например, наука использует понятие истины,

спрашивая, что истинно в данном конкретном случае.

Философия рассматривает такие вопросы об истине:

- что такое истина?

- какими способами можно различить истину и заблуждения?

- истина универсальна или у каждого своя?

- могут ли люди постигать истину или только составляют мнения?

- какие средства познания истины у нас существуют, надежны ли они,

достаточны ли?

Вопросы о добре:

- каково происхождение добра и зла?

- можно ли утверждать, что одно из них сильнее?

- каким должен быть человек?

- «Существует ли возвышенный и низменный образ жизни или все это суета?»

- существует ли идеальное состояние общества, государства?

Вопросы о красоте:

- является ли красота и безобразие свойствами вещей, или это только наше

мнение?

- Как и почему представления о красоте меняются?

В результате философия оказывается необходимым развитием других сфер

культуры. Философия сводит воедино знания из различных сфер, и поэтому

многие определяли ее, как науку о наиболее общих закономерностях природы,

общества и мышления (это не полная характеристика ее предмета).

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011