Лекции по философии
Лекции по философии
1. Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф.
Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого
ряда
взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании
и в
историческом познании, и в повседневной производственной и
политической
деятельности.
Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины
мира,
соответствующей определенному уровню развития наки, культуры и
исторического
опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка
общей
методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.
Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает
собственные
понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или
менее
ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не
занимается
специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя
может
использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно
широкими,
всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи,
взаимодействия и
условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий).
Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения
отношений
между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим
нас
бытием.
2. Ф. как теоритическая основа мировоззрения. Культурно-исторические типы
М.
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он
живет,чем,
смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Каждая эпоха и
каждая
общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решениии
этих
вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая
вырыжается
посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во
всей
деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей
от
греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы
о М.
Одной из основных ф-ий Ф. является обоснование оправдание и анализ М.
Ф.
теоритическое ядро М.
Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической эпохой тем
или
иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания
стили
мышления. и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного
класса с
объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем
более
прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему содержанию может
быть
научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим,
революционным
или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противотояла феодализму
было
сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее М.
становится
консервативным или реакционным.
3. Генезис Ф., ее основные ист. типы.
Возникновение Ф. относится к глубокой древности. Зачатки Ф. знаний
отчетливо
обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых
странах
Средиземноморского бассейна.
Важным фактором содействовавшим появлению Ф. и зарождению нового
мировоззрения
было возникновение древнегреческой рабовладельческой демократии. Чтобы
добится
власти необходимо было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту,
так
возникла особая форма обмена информацией - док-во. В итоге
систематическое
мышление + математика наехали на мифологию, и возникновение нового М.
стало
ист. необходимостью.
Итак, разложение мифологического М. стимулировало поиск новых форм
объяснения
мира => развивается логика (Аристотель). Переход к феодальному обществу
привел
к упадку самостоятельного значения античной Ф. Господствующей формой
религии
стало христианство. Ф. почти на 1 тыс. лет становится служанкой богословия,
но
полного застоя в средневековье не было. Освобождаясь от пут
феодальных
отношений человек -> к самоутверждению, к более верному пониманию своего
места
в мире. С этим стремлением связана эпоха Возрождения. С развитием
науки
возникают гносеоцентрические программы (gnosis - знание). Одна -
рационализм
(ratio - разум) - выдвигает на первый план логическое основание науки,
другая -
эмпиризм (emperia - опыт) - знания возникают из опыта и наблюдений,
внутри
каждого борятся материалисты и идеалисты.
Развитие науки в общественной жизни XVIII-XIX вв. обнаруживает узость
всех
прежних Ф. систем. Рабочий класс -> к своему освобождению не может
его
осуществить без нового рев. М., без новой Ф. Ее создают Маркс и
Энгельс. В
первой четверти XX в. развитие Ф. марксизма было связано с Лениным.
XX в. в своей культурно-ист. эволюции вызвал к жизни множество Ф. течений
таких
как: неопозитивизм (задача о логическом анализе языка науки),
неотомизм,
прагматизм (принцип практичности), etc.
4. Ф. древнего Востока.
ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем
центрам:
древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация
Среднего
Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.
Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к
железу)
2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во
5.
духовная жизнь.
В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".
Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы:
аджика
(адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание
мира),
буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф.
систематически
излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии,
результатом
дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э.
ритуальные
тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до
н.э.),
упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.).
Для
древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности
чел. и
окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом
3.признание
существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного
я,
уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня -
"атман"
В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств".
Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы.
Для
древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты,
бродячие
мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств.
Уже в
наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют
два
взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци
-
нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится
на
время существования 6 классических школ.
Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от
страданий
на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения
путем
особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В
первых
веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.
5. Космологизм ранней древнегреческой Ф.
На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет
культуры и
Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира,
центральным
элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю,
человека,
небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму
и в
нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется.
Из
чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие
ф-ы
(натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно
воспринимаемые
элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон;
другие
(пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты)
усматривали
основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой
основой
(Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь
тень,
результат воплощения царства чистой мысли.
Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях
наивными и
противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они
отводили
богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное
место,
пытались познать мир из него самого.
На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф.
может
иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp. Платон, Демокрит)
четко
обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит
через
всю дальнейшую историю Ф.
6. Материалистическая линия в древнегреч. Ф.
Особое место в Ф. античности занимает материалистическое направление.
Его
представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и
притом
вещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл,
Анаксагор,
Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал
из
к-го сост. все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией.
Согласно
Фалесу это вода, Анаксимел -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл ->
земля +
вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из
ничего, а
из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие
вещи
следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе.
Демокрит считал, что атомы это твердые, абсолютно непроницаемые
тельца
(угловатые, крючкоподобные, шарообразные). 1.атомы сущ. вне нашего
сознания и
независимо от него 2.они обладают определенными физ. хар-ми 3.они не
состоят из
более мелких частиц 4.атомы вечны и неизменны 5.все явления природы
объясняются
св-ми атомов.
Хотя большинство этих положений было переосмысленно, значение
древнегреч.
атомистических идей оказалось исключ. большим и предопределило
дальнейшее
развитие в этой области.
7. Ф. Платона и Аристотеля.
Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь
мир
идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто
среднее
между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир
идей
божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его
бессмертная
душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел.
теле,
как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону
есть
воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что
чувства
обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть
глаза и
заткнуть ушы" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом
душе
Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг
его
идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал
идеальный
сверхчувственный мир наряду с миром реальным. In his humble opinion
идея
("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит изз двух начал -
материи и
формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный
субстрат -
"первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в
абстракции. В
действительности она определяется активностью самих по себе
нематериальных
форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее
действительность.
Возможность переходит в действительность благодаря движению.
Форма
материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного
двигателя
мира, к-рый един и вечен.
8. Этическое учение в Ф. Сократа, Эпикура, стоиков.
Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших
теоретических
дисциплин, объектом изучения к-рой является мораль.
Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворт от
материалистического
натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить
лишь
на основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис.
Дал
образцы определения и обобщения этических понятий, например
"доблести" и
"справедливости". В споре старался обломать собеседника кучей
невтемных
вопросов дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Этика
С.
рационалистична. По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и
никто не
бывает злым по доброй воле.
Эпикур - греч. ф-ф, материалист. Отрицал вмешательства богов в дела
мира и
исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним
источником
движения. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого
лежит
индивидуалистический идеал уклонения от страданий, достижения
спокойного и
радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является
не
деятельноть, а покой (атараксия).
Стоики - представители Ф. учения конца IV в. до н.э. на базе
эллинистической
культуры в связи с распространинием космополитических и
индивидуалистических
идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители:
Зенон,
Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во
для
приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков
идеал
истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии
духа, в
равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба
ведет
за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.
9.Основные проблемы средневековой Ф. Теоцентризм.
1) Главная тема - теоцентризм, т.е. центр внимания бог. 2)
связана с
феодализмом (см. генезис) 3) связана с монотеизмом (один бог).
Теология
систематизированное учение о боге.
Идеи СФ. 1) природа и человек - творения бога, все зависит от его воли.
Такая
точка зрения креоционизм. Творящее начало сверхестественно. Природа
пассивна.
Ф. оптимистична (миром правит добро). 2) отличие бытия от сущности вещей в
том
что только в боге сущность и бытие совпадают. Сущность можно познать
только
разумом.
Задача СФ.- логически док-ть истинность веры. Поскольку требовалось
рационально
объяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского.- считал
все
мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок
внутри
бытия, порядок установленный богом. Ф. Фомы - попытка приспособить
Аристотеля к
учению католической церкви.
Наиболее влиятельным течением Ф. XIII в. явился номинализм - реально сущ.
лишь
отдельные вещи с их индивидульными качествами. Общие понятия не только не
сущ.
независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и качеств.
Идейная борьба СФ. не исчерпывается борьбой между школами внутри
схоластики.
Самой схоластике противостоят мистика и оккультизм, к-ые ставили
авторитет
церкви и ее учения еще ниже, чем свидетельства личного чувства и
субъективного
сознания. |