Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Лекции по философии

Лекции по философии

1. Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф.

Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого

ряда

взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании

и в

историческом познании, и в повседневной производственной и

политической

деятельности.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины

мира,

соответствующей определенному уровню развития наки, культуры и

исторического

опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка

общей

методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает

собственные

понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или

менее

ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не

занимается

специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя

может

использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно

широкими,

всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи,

взаимодействия и

условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий).

Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения

отношений

между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим

нас

бытием.

2. Ф. как теоритическая основа мировоззрения. Культурно-исторические типы

М.

Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он

живет,чем,

смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Каждая эпоха и

каждая

общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решениии

этих

вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая

вырыжается

посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во

всей

деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей

от

греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы

о М.

Одной из основных ф-ий Ф. является обоснование оправдание и анализ М.

Ф.

теоритическое ядро М.

Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической эпохой тем

или

иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания

стили

мышления. и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного

класса с

объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем

более

прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему содержанию может

быть

научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим,

революционным

или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противотояла феодализму

было

сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее М.

становится

консервативным или реакционным.

3. Генезис Ф., ее основные ист. типы.

Возникновение Ф. относится к глубокой древности. Зачатки Ф. знаний

отчетливо

обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых

странах

Средиземноморского бассейна.

Важным фактором содействовавшим появлению Ф. и зарождению нового

мировоззрения

было возникновение древнегреческой рабовладельческой демократии. Чтобы

добится

власти необходимо было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту,

так

возникла особая форма обмена информацией - док-во. В итоге

систематическое

мышление + математика наехали на мифологию, и возникновение нового М.

стало

ист. необходимостью.

Итак, разложение мифологического М. стимулировало поиск новых форм

объяснения

мира => развивается логика (Аристотель). Переход к феодальному обществу

привел

к упадку самостоятельного значения античной Ф. Господствующей формой

религии

стало христианство. Ф. почти на 1 тыс. лет становится служанкой богословия,

но

полного застоя в средневековье не было. Освобождаясь от пут

феодальных

отношений человек -> к самоутверждению, к более верному пониманию своего

места

в мире. С этим стремлением связана эпоха Возрождения. С развитием

науки

возникают гносеоцентрические программы (gnosis - знание). Одна -

рационализм

(ratio - разум) - выдвигает на первый план логическое основание науки,

другая -

эмпиризм (emperia - опыт) - знания возникают из опыта и наблюдений,

внутри

каждого борятся материалисты и идеалисты.

Развитие науки в общественной жизни XVIII-XIX вв. обнаруживает узость

всех

прежних Ф. систем. Рабочий класс -> к своему освобождению не может

его

осуществить без нового рев. М., без новой Ф. Ее создают Маркс и

Энгельс. В

первой четверти XX в. развитие Ф. марксизма было связано с Лениным.

XX в. в своей культурно-ист. эволюции вызвал к жизни множество Ф. течений

таких

как: неопозитивизм (задача о логическом анализе языка науки),

неотомизм,

прагматизм (принцип практичности), etc.

4. Ф. древнего Востока.

ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем

центрам:

древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация

Среднего

Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к

железу)

2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во

5.

духовная жизнь.

В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".

Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы:

аджика

(адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание

мира),

буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф.

систематически

излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии,

результатом

дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э.

ритуальные

тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до

н.э.),

упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.).

Для

древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности

чел. и

окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом

3.признание

существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного

я,

уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня -

"атман"

В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств".

Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы.

Для

древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты,

бродячие

мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств.

Уже в

наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют

два

взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци

-

нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится

на

время существования 6 классических школ.

Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от

страданий

на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения

путем

особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В

первых

веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.

5. Космологизм ранней древнегреческой Ф.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет

культуры и

Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира,

центральным

элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю,

человека,

небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму

и в

нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется.

Из

чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие

ф-ы

(натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно

воспринимаемые

элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон;

другие

(пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты)

усматривали

основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой

основой

(Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь

тень,

результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях

наивными и

противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они

отводили

богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное

место,

пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф.

может

иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp. Платон, Демокрит)

четко

обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит

через

всю дальнейшую историю Ф.

6. Материалистическая линия в древнегреч. Ф.

Особое место в Ф. античности занимает материалистическое направление.

Его

представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и

притом

вещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл,

Анаксагор,

Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал

из

к-го сост. все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией.

Согласно

Фалесу это вода, Анаксимел -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл ->

земля +

вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из

ничего, а

из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие

вещи

следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе.

Демокрит считал, что атомы это твердые, абсолютно непроницаемые

тельца

(угловатые, крючкоподобные, шарообразные). 1.атомы сущ. вне нашего

сознания и

независимо от него 2.они обладают определенными физ. хар-ми 3.они не

состоят из

более мелких частиц 4.атомы вечны и неизменны 5.все явления природы

объясняются

св-ми атомов.

Хотя большинство этих положений было переосмысленно, значение

древнегреч.

атомистических идей оказалось исключ. большим и предопределило

дальнейшее

развитие в этой области.

7. Ф. Платона и Аристотеля.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь

мир

идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто

среднее

между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир

идей

божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его

бессмертная

душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел.

теле,

как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону

есть

воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что

чувства

обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть

глаза и

заткнуть ушы" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом

душе

Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг

его

идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал

идеальный

сверхчувственный мир наряду с миром реальным. In his humble opinion

идея

("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит изз двух начал -

материи и

формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный

субстрат -

"первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в

абстракции. В

действительности она определяется активностью самих по себе

нематериальных

форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее

действительность.

Возможность переходит в действительность благодаря движению.

Форма

материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного

двигателя

мира, к-рый един и вечен.

8. Этическое учение в Ф. Сократа, Эпикура, стоиков.

Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших

теоретических

дисциплин, объектом изучения к-рой является мораль.

Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворт от

материалистического

натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить

лишь

на основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис.

Дал

образцы определения и обобщения этических понятий, например

"доблести" и

"справедливости". В споре старался обломать собеседника кучей

невтемных

вопросов дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Этика

С.

рационалистична. По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и

никто не

бывает злым по доброй воле.

Эпикур - греч. ф-ф, материалист. Отрицал вмешательства богов в дела

мира и

исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним

источником

движения. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого

лежит

индивидуалистический идеал уклонения от страданий, достижения

спокойного и

радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является

не

деятельноть, а покой (атараксия).

Стоики - представители Ф. учения конца IV в. до н.э. на базе

эллинистической

культуры в связи с распространинием космополитических и

индивидуалистических

идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители:

Зенон,

Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во

для

приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков

идеал

истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии

духа, в

равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба

ведет

за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.

9.Основные проблемы средневековой Ф. Теоцентризм.

1) Главная тема - теоцентризм, т.е. центр внимания бог. 2)

связана с

феодализмом (см. генезис) 3) связана с монотеизмом (один бог).

Теология

систематизированное учение о боге.

Идеи СФ. 1) природа и человек - творения бога, все зависит от его воли.

Такая

точка зрения креоционизм. Творящее начало сверхестественно. Природа

пассивна.

Ф. оптимистична (миром правит добро). 2) отличие бытия от сущности вещей в

том

что только в боге сущность и бытие совпадают. Сущность можно познать

только

разумом.

Задача СФ.- логически док-ть истинность веры. Поскольку требовалось

рационально

объяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского.- считал

все

мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок

внутри

бытия, порядок установленный богом. Ф. Фомы - попытка приспособить

Аристотеля к

учению католической церкви.

Наиболее влиятельным течением Ф. XIII в. явился номинализм - реально сущ.

лишь

отдельные вещи с их индивидульными качествами. Общие понятия не только не

сущ.

независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и качеств.

Идейная борьба СФ. не исчерпывается борьбой между школами внутри

схоластики.

Самой схоластике противостоят мистика и оккультизм, к-ые ставили

авторитет

церкви и ее учения еще ниже, чем свидетельства личного чувства и

субъективного

сознания.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011