Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Лекции по философии I часть

Лекции по философии I часть

Философия, ее предмет и функции.

1. Сущность философского знания. Философия и мировоззрение.

2. Основной вопрос философии и основные философские направления.

Философия – любовь, мудрость, возникла в Греции 6-5 в. до н. э.

На первом этапе философия носила синкретичный характер. Первые греческие

философы занимались также наукой.

Может ли философия исчерпать свой предмет?

Философия изучает наиболее фундаментальные вопросы:

- как устроен мир?

- познаваем ли мир?

- развивается ли мир?

- что такое человек, каков смысл жизни?

- что такое человеческое общество?

- что такое добро, красота, истина?

Ф. связана с мировоззрением – взгляд на мир в целом.

- мифологическое мировоззрение.

- религиозное мировоззрение.

- научное мировоззрение.

- философское мировоззрение.

- обыденное мировоззрение.

Функции философии.

1. Мировоззренческая

2. Методологическая. Метод – путь, способ, исследования.

3. Критическая (Рене Декарт: подвергай все сомнению)

4. Прагматическая. Философия прагматизма (Америка)

Основные вопросы ф.

Материалисты – это философы которые считают, материя первична, а сознание

вторично, идеалисты наоборот.

Фалес – основа жизни вода. Метод математического доказательства.

1. сформировать проблему.

2. решить проблему

3. проблема решена в общем виде док-во.

Фалес первый измерил высоту египетской пирамиды.

Гераклит – первооснова – огонь.

Философия др. греков космоцентрична.

Гераклит – основоположник диалектики – теория развития (все течет, все

изменяется).

Демокрит – все состоит из атомов («атомос» – неделимый). В мире лишь

только атомы и пустота в которой движутся атомы.

Бога нет, атеизм.

Метафизический материализм, Бекон, Дидро, Гольбах. Метафизика – это теория

которой противоположна диалектика, она считает, что мир в принципе не

развивается.

Диалектический материализм – мир материален и развивается.

Идеализм делится на объективный и субъективный.

Заслуга материализма состоит в том, что они акцентируя внимание на материи

и тем самым стимулировали естественные науки.

Идеалисты – науки о человеческом сознании. Объективный идеализм – Платон –

существует два мира – мир вещей и мир идей (первичен, абсолютен, вечен,

порождает мир вещей). Вещи преходящи несовершенны. Объективная реальность –

то, что существует независимого от нашего сознания. Субъективная реальность

– то что существует в нашем сознании.

Теория Гегель – в мире существует некая абсолютная идея которая развиваясь

порождает весь окружающий мир. Объективный идеализм очень близок к религии.

Разница между философией и религией – в основе религии лежит вера, а в

основе ф. теория рассуждения.

Почему так много философских теорий? Субъективная идеология – Беркли (18 в)

английский философ – мир это мои ощущения. Мир таков каким я его ощущаю.

Субъективный идеализм теоретически нельзя опровергнуть.

III сторона ОВФ – познаваем ли этот мир.

Философы которые считают, что мир не познаваем называются агностиками.

Субъективные идеалисты всегда приходят к агностизму.

Монизм – материалисты и идеалисты. Дуализм – два равноправных начала

Аристотель, Декарт, Кант.

Материя и формы ее существования

1. Философское понятие материи.

2. Движение как способ существования материи. Движение и покой.

3. Пространство и время – атрибуты материи.

Первая трактовка материи, 4 стихии в основе мира – огонь, вода, воздух,

земля. Демокрит – атомизм – все состоит из атомов.

Аристотель – дуализм – материя и форма. Материя пассивна, она не может

ничего создать активное начало образующее разные вещи – форма (пример,

глина). Заложил начало средневекового мышления.

Христьянское начало – Бог. «Формой форм является Бог» – Аристотель. Бог –

творческое, активное начало, также человеческий дух, пассивное начало –

телесное начало в человеке, природа. В средневековье – библия =

произведения Аристотеля.

Декарт – французский дуалист 17 в. дуалистическая теория: материя и

сознание. Основа современной философии. Материя и сознание существуют

параллельно и независимо, материю изучают естественные науки, сознание

прерогатива религии. Религия не имеет права вмешиваться в научные

исследования (высказывание Декарта).

Средневековье исходило из принципа: философия и науки служанки богословия.

Гольбах – французский философ– материалист 18 в. «Система природы» – библия

материалистов. «Материей является все то ч то существует независимо от

человеческих чувств»

Материя – это философская категория, для обозначения объективной

реальности, категория существует независимо от человеческого сознания и

может быть познана им. Философская категория – это предельно широкое

понятие. Материя, сознание, время,, форма, движение, пространство,

количество. Материя – объективная реальность с точки зрения философии.

Неотъемлемым свойством материи является движение. Движение – это любое

изменение.

Толанд (18 в. Англия) «Материя также не существует без движения как и

движение без материи».

Формы движения материи

- механическое движение (перемещение в пространстве)

- физическое движение

- химическое движение (химические реакции)

- биологическое (существование живых организмов)

- социальное движение (развитие общества и сознания человека)

Каждая более высокая форма включает в себя более низкие, но не сводиться к

их простой сумме.

Механицизм – это направление в философии и науке, которое пытается свести

более высокие формы движения материи к более низким.

Ламетри: «Человек - машина» книга ДВИЖЕНИЕ И ПОКОЙ

Движение носит абсолютный характер, а покой носит относительный,

абсолютного покоя нет. Покой – это временная устойчивость равновесия

процесса.

Солнечная система меняется, но предмет остается самим собой – момент

относительного покоя (он сохраняет свое качество).

«Летящая стрела» С точки зрения Зенона стрела в каждый момент времени

находиться в определенном месте. Движение – это сумма моментов покоя.

Движения нет это иллюзия. Зенон первый заметил следующее: что покой

является необходимым моментом движения. Движение есть единство устойчивости

и изменчивости, т.е. движение противоречиво. Проблема внутренней

противоречивости объекта лежит в основе диалектики, как теории развития.

Философ и века Австрии (св. Августин): «пока меня не спрашивают, что такое

время, я знаю, что это такое, но когда меня спросят я ничего немогу

сказать».

Концепции.

- Субстанциональная. Субстанция – это основа начала. Демокрит : в мире

есть атомы и пустота (пространство).

Ньютон считал, что пространство и время это абсолютные вместилища где может

быть и где может ее не быть.

- Реляционная. Аристотель, Лейбнец: «Я вовсе не говорю, что материя и

пространство одно и то же, а лишь

утверждаю, что без материи нет и пространства, и что пространство само по

себе не представляет абсолютной реальности». Энштейн: пространство, время,

материя и движение не существуют друг без друга.

Пространство выраженное сосуществование объектов, а время

последовательность их состояний. Пространство и время носят абсолютный

характер. Атрибут – неотъемлемое свойство материи. Атрибутами материи

являются: движение пространство и время. Пространство трехмерно, время

одномерно и необратимо.

- субъективный идеализм. Кант считал, что пространство и время это

способы моего восприятия мира.

1. Отражение как всеобщее свойство материи.

2. Происхождение и сущность сознания. Сознание и деятельность.

3. Мышление и язык. Структура сознания. Проблема идеальности.

На происхождение сознания есть несколько точек зрения:

- религиозная.

- внеземное происхождение.

- происхождение сознания из человеческой деятельности.

Материалистическое понимание сознания: сознание есть продукт развития

материи, человеческого мозга. Сознание возникло естественным путем –

продукт самой материи. Идеалистическое сознание как духовная деятельность

никак не связано с математическими процессами. С точки зрения современной

науки связь между сознанием и мозгом оспорить невозможно.

Гипотеза об отражении

Отражение – это всеобщее свойство материи, которое состоит в том, что в

результате взаимодействия объектов остаются следы в том или другом

математическом объекте.

Уровни отражения.

1. отражения в неживой природе.

Чем отличается отражение а уровне живой природы от уровня неживой?

2. отражение в живой природе: а)чувствительность – это способность

отражать, реагировать на вещественные воздействия одноклеточными

организмами. б) психика животных (нервная система, рефлексы, органы

чувств). в)сознание и мышление человека.

Деятельность животных.

1. непосредственная

2. пассивная

Деятельность человека.

1. посредственный характер

2. активный

Человек ставит между собой и природой культуру (орудия труда, одежду,

науку, религию)

Культура – это все, что создано человеком. Она бывает материальная и

духовная.

Есть ли у животных культура?

Человек в процессе деятельности присматривается ко многим вещам.

Первобытный человек анализировал свойства вещей окружающего мира. Человек

начинает создавать новые понятия (большей - маленький). Эти понятия

закрепились в словах. Усложнялась человеческая деятельность, увеличивалось

количество понятий и количество слов.

Абстрактное мышление – это оперирование понятиями. Понятие – это идеальное

значение слова. Слово материально, понятие идеально.

Язык – это совокупность знаков с определенными значениями. Существуют

естественный (русский, немецкий. английский) и искусственные (одежды,

балета, программирования) языки. Естественные языки – многозначны. Каждое

слово приобретает значение в контексте. У животных есть язык. Язык животных

выражается внутри состояние животного.

Основная функция человеческого языка состоит в том, что мы даем название

всем окружающим предметам.

Структура сознания

- абстрактное мышление (слово)

- чувство, эмоции

- память

- мечты

- воля

- ценностные ориентации (человек постоянно оценивает окружающие

предметы)

- подсознание

- самосознание

Сознание – это то, на что в данный момент направлена мысль.

Самосознание – это способность человека оценить самого себя, посмотреть на

себя со стороны.

Абстрактное мышление и самосознание – главные компоненты самосознания. У

животных предметное или конкретное мышление.

Как образуются понятия (абстракции)? – остается одно свойство, а все

остальные свойства отбрасываются (красный цвет).

Поскольку у животных нет абстрактного мышления и нет самосознания они не

размышляют над понятиями.

Проблема идеального.

Идеальное – то, что существует в моем сознании формируется в результате

того, что человек знакомится с результатами деятельности другого человека.

Сознание – это целенаправленное отражение действительности социальным

человеком включая в общественно-историческая деятельность и отражается на

достижение культуры.

Диалектика

Это теория развития и всеобщей взаимосвязи

Основоположник диалектики – древнегреческий философ Гераклид (огонь).

Гераклид развивал объективную диалектику.

Объективная диалектика рассматривает развитие природы (объективной

реальности)

Субъективная диалектика – это диалектика понятий. Софисты в древней Греции

были известны как школьные учителя. Их интересовало как человек мыслит.

Человек с помощью мышления может доказать все. Сократ учился у софистов

«Сократовская беседа» особый вид философии. Поиск истины (сам процесс).

Платон – ученик Сократа, аристократическая семья, атлет. Продолжая

субъективную диалектику. Вопрос о понятиях, их анализ, теория двух миров.

Аристотель ученик Платона, дуализм, его работа «Логика». Логика – наука о

правильном мышлении. Закон которы запрещая противоречия в мышлении. Если мы

что-то утверждаем о каком-то объекте то мы не можем высказать прямо

противоположную мысль. Запретив запрет на противоречия он нем самым

закрепил исследовать противоречия действительности. Противоречие возникает

там, где процесс мысли – я идет неправильно.

Гераклид исследовал движение через анализ противоположностей.

Диалектика возродилась в период Возрождения (Джордано Бруно) 16-18 века

бурное развитие метафизики. Метафизика стала основой европейской науки.

Метафизика – противоположность диалектики, рассматривает мир как

стабильный, объекты изолированные друг от друга (17 в. Бэкон, Гоббе, Локк,

Дидро, Гольбах). Форма диалектики в новое время – Кант, Шиллинг, Гегель.

Гегель (18-19в) человек только тогда мыслит правильно, если в любом объекте

пытается найти противоположные стороны. Все находится в развитии. Развитие

происходит через противоположности. Маркс – один из учеников Гегеля но

после смерти Гегеля (кружки – влада гегельянцев). Философия

противоположная Гегелевской. Гегель абсолютный идеалист в основе мира

абсолютная идея.

ДИАЛЕКТИК

Материалистическая диалектика (развитие природы) Противоречия для Гегеля

примиряются. Для Маркса разрешение противоречий происходит через их

разрушение.

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ

Закон – это объект устойчивая связь между процессами и явлениями

окружающего мира.

Законы бывают:

- частные

- общие

- философии (диалектики)

Законы диалектики действуют в трех сферах.

1-й закон. Закон единства и борьбы противоположностей.

Противоположности – это внутренние стороны объекта, которые друг без друга

не существуют. И в то же время друг друга отрицают. Противоречие – это

отношение между противоположностями они могут иметь следующий характер:

- отношение единства

- отношение борьбы

Этапы развития противоречий:

- возникновение противоречия

- этапы его развития

- этап разрешения противоречий

Виды противоречий

- основные и неосновные. Основное противоречие – это противоречие

которое связано с сущностью этого объекта, а

неосновное отражает второстепенные стороны объекта.

- внутренние и внешние. Внутреннее это противоречие связанное с

существованием данного объекта, оно отражает

внутреннюю тенденцию развития этого объекта. Внешние – это противоречия

между данным объектом и другими. Главным определением являются внутренние

противоречия. В связи с этим диалектика рассматривает движение как

самодвижение объекта.

2-й закон. Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество – это совокупность изменений свойств объекта. У любого объекта

есть существенные и несущественные свойства. Качество – то что делает

данный объект данным объектом Качество – это существенные свойства объекта

в определенном отношении. Вещи одновременно являются и однокачественными и

многокачественными.

Количество – это такое свойство объекта которое можно выразить числом.

Количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Количество и качество

являются парой противоположностей.

Мера – это такой интервал существования объектов в рамках которого

происходит изменение количества без изменения качества. Скачек – это

количественное изменение объекта. Определенные количественные изменения

подготавливают изменения качества. Качество меняется скачком. С появлением

нового качества появляются новые количества .

3-й закон. Закон отрицания отрицания.

Отрицание (метафизика) – полное уничтожение объекта, разрушение данного

состояния. Новое качество появляется на новом месте.

Отрицание (диалектика) – сохранение каких-то предыдущих качеств. В ходе

отрицания проиходит переход старых качеств в новые.

Закон двойного отрицания подчеркивает, что любое новое состояние устареет и

в свою очередь будет отрицаться новым состоянием т.е. закон показывает

непрерывность развития.

Триада Гегеля.

1. Тезис.

2. Антитезис – противоположен первому.

3. синтез – возврат к исходному состоянию (характеристики повторяющегося

через этап).

Движение – любое изменение. Развитие – появление необратимых новых качеств.

Закон …..описывает процессы, где есть развитие. В законе рассматривается

развитие как движение по спирали.

Каждый закон диалектики рассматривает свой аспект движения и развития

1. причина движения (внутренние противоречия)

2. механизм перехода (количественное в качественное)

3. направление развития (новые этапы происходят на основе старых)

Категории диалектики

Категории – предельно широкие понятия, носят всеобщий и универсальный

характер. Категории носят априорный (до опыта) характер с точки зрения

Канта.

Категории:

Единичные – общие

Причина – следствие

Сущность – явление

Случайность – необходимость

Философские категории отличаются тем. Что они носят всеобщий характер, т.е.

любая мысль несет философские категории. Они усваиваются через структуры

языка. Философские категории – схемы нашего мышления.

№1. Единичное – общее (как правило философские категории существуют парами)

Единичное – свойства, характеристики объекта, присущее только данному

объекту. Общее – свойства и характеристики которыеобъединяют данный объект

с другим.

Метафизика

1. Реализм (Платон) общее и единичное существующий независимо, единичные

вещи – реальный мир, общее существует как понятие в мире идей.

2. политализм (XVIII в) – в мире существуют только единичные вещи, общее

– имя или название.

Диалектика

Единичное и общее неразрывно взаимосвязаны: каждый обладает и теми и

другими качествами.

№2.Причина – следствие

Причина – явление, которое порождает другое явление. Следствие – результат

причины. Принцип причинности: любое явление имеет свою причину. Принцип

детерминизма (более общий характер): функиональная зависимость, отношение

симметрий, принцип причинности.

Метафизика (Лаплас)

Если можно в какой-то момент времени подробно описать состояние мира. То

можно было сказать в каком состоянии он будет в следующий момент жесткий

(лаплпсовский) детерминизм (не учтена случайность), обратная связь –

следствие может породить и изменить причину. Полная причина – совокупность

всех обстоятельств, которые вызвали какое-то событие.

Диалектика

Причина и следствие в постоянном взаимодействии и взаимозависимости друг

без друга не существуют. Индетерменизм – отрицает существование причинно-

следственных связей (субъективный идеализм – Кант). Причина и следствие –

схемы нашего мышления, привычки нашего мышления (Юм). Это отрицание

объективной характеристики причинности.

№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый

второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет.

Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно

действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и

произойдет так, а не иначе.

Метафизика

1) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).

2) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей

нет; случайность – то чего человек не знает)

А) мифологический

Б) теологический

В) рациональный

Диалектика

Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в

друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная

необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления

подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя

предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать

поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика

случайности.

№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление

– внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в

объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.

Метафизика

Кант

Вещь в себе (материальный мир) вещь для нас

Сущность явление

(мы ее никогда не узнаем) Кант – субъективный идеалист

Кант – материалист Кант—дуалист

Кант – метафизик

Метафизика

№3 Случайность и необходимость. Случайность – процесс, порождаемый

второстепенными причинами. Это то что может произойти или нет.

Необходимость – процесс, который порождается главными постоянно

действующими причинами. Это то, что обязательно должно произойти и

произойдет так, а не иначе.

Метафизика

3) Волюнтаризм (все зависит от человека, все определяет воля человека).

4) Фатализм (все события носят только необходимый характер, случайностей

нет; случайность – то чего человек не знает)

А) мифологический

Б) теологический

В) рациональный

Диалектика

Необходимость и случайность - взаимосвязаны и могут переходить друг в

друга. Существует прежде всего необходимая случайность, случайная

необходимость. Динамические законы (всемирного тяготения) – все явления

подлежат одному закону, случайностей нет. Статистические законы – нельзя

предсказать поведение каждого отдельного объекта, но можно предсказать

поведение всей системы. Вероятность – количественная характеристика

случайности.

№4 Сущность и явление. Сущность – глубинная характеристика объекта. Явление

– внешние, очевидные свойства объекта. Сущность – то, что спрятано в

объекте. Внешнее и внутреннее не совпадают.

Метафизика

Кант

Вещь в себе (материальный мир) вещь для нас

Сущность явление

(мы ее никогда не узнаем) Кант – субъективный идеалист

Кант – материалист Кант—дуалист

Кант – метафизик

Метафизика разрывает сущность и явление и рассматривает их как

самостоятельный процессы.

Диалектика

Гегель: через явление мы можем проникнуть в сущность, анализируя явления.

Процесс познания сущности. Явлений – сущность I порядка – сущность II.

№5 Возможность и действительность. Возможность – процесс, который может

возникнуть, действительное – то , что есть в наличие. Процесс существования

объекта: постоянный переход возможности в действительность. Невозможное –

события, которые противоречат законам природы или общества (из желудя не

может вырасти береза).

Возможность:

1) формальная (не опираются на существенные моменты

действительности)

2) реальная (связаны с сущностью имеют условия для своей

реализации)

Степени возможности: возможно -- менее возможное.

Теория познания (гносеология)

Структура философии

1) антология (наука о сущем)

2) культурология

3) диалектика

4) этика и эстетика

5) социальная философия

6) философия религии

7) гносеология

8) философия права

9) политология

10) логика

Скептицизм – о каждом предмете можно высказать прямопротивоположные

суждения, поэтому утверждать, что мы знаем наем какую-то окончательную

истину нельзя – человек должен быть готов, что истина недостижима.

Агностицизм – сколько бы человек не пытался он никогда не достигнет истины.

Есть только один способ удостовериться в истинности знаний – практика.

Практика – предметная реальная деятельность человека направленная

преобразование внешнего мира.

Виды:

- труд

- социальная практика (преобразование общества)

- научный эксперимент

Практика имеет большую роль – основа познания, цель познания. Критерий

истины.

Чувственное и рациональное в процессе познания

Рационализм (разум) сенсуализм (чувства)

Знания с помощью мышления знания, которые дают нам

органы чувств

Эти способы связаны между собой, нет их отдельно.

Сущность рационального: с помощью разума человек постигает сущность,

чувства же дают только поверхностные знания.

Сенсуалисты (материальные и субъективные идеалисты) – Локк, Беркли –

главная роль принадлежит чувствам, а разум комбинирует данные, которые дают

органы чувств.

Рационалисты (идеализм объектив.) – Платон, Декарт. Гегель – чувства

поверхностны, недостоверны, полагается на них нельзя, человек должен

руководствоваться только разумом. Декарт (основы современного европейского

рационализма) – разум высший судья всего, что происходит в мире, только

разум может все оценить. Основа его теории («мыслю – следовательно

существую»): человек может сомневаться во всем, но нельзя сомневаться в

самом акте сомнения.

Формы чувственного познания и познания рационального.

1. ощущение – то знание о мире, которое мы получаем с помощью органа

чувств.

2. восприятие – знание о мире, которое мы получаем при помощи нескольких

органов чувств.

3. представление – образ предмета, который мы воспроизводим по памяти –

это этап переходный к рациональному мышлениею. Представление

предполагает работу мышления, это схематизированный образ предмета.

Формы рационального познания:

1. понятие

2. суждение

3. умозаключение

Абстрагирование – в процессе абстрагирования выделяется какое-то свойство,

а все остальные отбрасываются.

Суждение – это высказывание в котором что-то утверждается или отрицается.

S есть P

S не есть P

Умозаключение – это когда на основании каких-то предпосылок делается вывод.

Два основных вида:

- индукция

- дедукция

Индуктивное умозаключение – когда на основании частных посылок делается

общий вывод.

Дедуктивное умозаключение – на основании общей посылки делаются частные

выводы. Дедукция носит более достоверный характер, потому что в случае

индуктивных умозаключений есть опасность, что какой-то случай не учтен. Эту

особенность знал даже Аристотель.

Проблема истины в философии.

Объективный характер истины.

Диалектика основной и относительной истины в процессе познания.

Истина – это характеристика наших знаний. Истина – это знание основ

действительности. Объективная истина – это такое содержание наших знаний,

которое не зависит не от человека, не от человечества. Абсолютная истина

понимается в двух смыслах. Это полное, абсолютное, окончательное знание.

Абсолютная истина – это такое содержание наших знаний, которое не

опровергается последующим развитием человеческого познания. Относительная

истина – это такое содержание наших знаний которое уточняется, дополняется,

конкретизируется, развивается. Каждое знание если оно истинное знание оно

одновременно носит и относительный и абсолютный характер.

Истина всегда конкретна

Критерии истины:

Практика – основной критерийпредметная математика, деятельность человека,

направленная на преобразование мира, практика одновременно является и

абсолютным и относительным применением истины. Практика сама развивается.

Есть дополнительные критерии истины:

1) рациональный

2) интуитивный

- простота решения

- красота

- теория для того, чтобы быть истинной должна быть достаточно

сумасшедшей

Парадигма – это сложившийся набор научных идей и предложений.

Методы и формы научного познания.

Имперический уровень и теоретический. Империя – опыт. Имперический уровень

познания это непосредственное познание природы на основе наблюдения,

эксперимента, примирения является исходным уровнем в процессе познания.

Теоретический уровень – высший уровень научного познания на основе

полученных простых наблюдений. В процессе создания теории часто большую

роль играют факторы ненаучного характера (стимулируют процесс мышления).

Формы имперического познания

- наблюдение – это исследование объекта в природных условьях.

- эксперимент – это исследование объекта в искусственных условьях.

- измерение – сравнение исследованного объекта с эталоном.

Наблюдение – объект исследуется в естественных условьях – его достоинство.

Но его часто нельзя повторить.

Достоинство эксперимента – его можно повторить, но объект вырван из

естественной среды.

Теоретический уровень познания.

- индукция

- дедукция

На основе индуктивных умозаключений существует индуктивный метод познания

(наблюдение эксперимент).

Умозаключение по аналогии

Метод аналогии: если у 2-х предметов существует ряд общих признаков то

возможно тот признак который выявлен в одном предмете будет найден и во

втором. На основе умозаключений по аналогии создан метод моделирования.

Создается искусственный объект на котором исследуют свойства реального

объекта.

Моделирование бывает материальное и идеальное. Материальное – материальный

объект. Идеальное – математические формулы.

Анализ и синтез.

Анализ – это мысленное расчленение объекта на составные части, а синтез –

мысленное объединение частей в одно целое.

Идеализация

Выделяется одно свойство объекта, абстрагируется от свойств и доводится до

своего логического предела, максимума (абсолютный вакуум, абсолютный ноль).

Аксиологический метод: на основе аксиом выстраивается теория. Метод

применяется в математике.

Системный метод

Современная наука исследует системы как целостные, общие характеристики

объекта не выводятся из характреристик частей.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011