Личность и общество
Личность и общество
ТЕМА № 8: “ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕСТВО”
П Л А Н :
Введение.
1. Индивид, индивидуальность, личность.
2. Проблемы свободы и ответственности личности.
3. Личность в правовом государстве.
Заключение.
В в е де н и е
Проблемы личности, личности и общества всегда затрагивали умы
выдающихся ученых разных эпох, которые пытались определить место личности в
человеческом обществе и рассмотреть человеческую личность, как обособленную
индивидуальность вне общества, так как каждая личность представляет собой
обособленный духовный мир.
В процессе рассмотрения этих вопросов всегда сопоставлялись интересы
личности и общества. Общество представляет собой единый и огромный
механизм, состоящий из крошечных элементов - человеческих личностей. И чем
дальше развивалось общество, тем все актуальнее становилась проблема
личности и общества, которая все чаще затрагивается на страницах книг и
журналов.
1. Индивид, индивидуальность, личность.
Личность - это человеческий индивид в аспекте его социальных
качеств, формирующихся в процессе исторических конкретных видов
деятельности и общественных отношений. Сущность “особой личности”
составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная природа, а ее
социальное качество. Человеческий индивид - это единичный представитель
человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным
антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид,
но он еще не есть человеческая индивидуальность, так как человеческая
индивидуальность - это неповторимый самобытный способ бытия конкретной
личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, это
индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивид становится
индивидуальностью по мере того, как перестает быть “единицей” человеческого
рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе,
становится личностью. Личность социальна по своей сущности и индивидуальна
по способу своего существования, индивидуальность выражает собственный мир
индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию
определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме
носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в
самостоятельности конкретного индивида, его самобытности, способности быть
самим собой в рамках социальной системы.
Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в
развитии индивида опосредована социальными факторами. Способ существования
индивидуальной жизни есть проявление более особенное или более общее,
родовой жизни человека. Индивидуальность - это единство уникальных и
универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе
динамического взаимодействия его качеств, общих, типичных -
общечеловеческих, природных и социальных признаков, особенных - конкретно-
исторических и единичных - неповторимых телесных и духовно-этических
характеристик. По мере исторического развития деятельности человека все
более развивается индивидуализация его самого и его отношений в различных
областях жизни.
Развитие индивидуальности играет важную роль в истории
человечества как одно из необходимых условий его прогресса.
Индивидуализация и совершенствование личности неразрывно связаны с
преобразованием общества, с ликвидацией отчуждения, с борьбой против
индивидуализма и созданием условий сотрудничества и взаимопомощи в
обществе. Хотя природная основа личности, ее биологические особенности
определяются факторами развития, ее сущностным основанием являются не ее
природные качества, а качества социально-значимые - взгляды, способности,
потребности, интересы, моральные убеждения.
Личность - это динамическая, относительно устойчивая целостная
система интеллектуально-культурных, морально-волевых качеств человека,
выраженных в индивидуальных способностях его сознания и деятельности.
Личность представляет собой диалектическое единство общего социально-
этического, особенного классового, национального и отдельно-
индивидуального. В конкретно-исторических обстоятельствах личность
выступает как целостность, которая задана определенной социальной системой.
Личность - это lдействительность индивида, как социального феномена и
субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения.
Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках,
отношениях между людьми. По этим поступкам можно в известной степени судить
о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах как
положительных, так и отрицательных.
Познание структуры личности возможно как в общеисторическом
плане, так и в плане исследований тех или иных аспектов этой структуры
отдельными науками - биологией, психологией, социологией, педагогикой.
Определяющее воздействие социальных и природных факторов на формирование и
развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание
личности, ее субъективный мир - это не результат механического внедрения, в
ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы
самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность
личности, перерабатывается, осваивается и применяется в практической
деятельности.
В зависимости от характера общественных отношений, уровня
знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или
меньшее влияние на факторы его развития. Понятие “личность” характеризует
человека как активного субъекта социальных отношений. В то же время человек
- это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций,
которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежность к
тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией.
Одним из важнейших качеств, стержнем личности является характер
мировоззрения личности, которое в значительной мере предопределяет
направленность и особенность всех социально-значимых ее решений и
проступков. Социальная структура личности формируется в производственной
деятельности и во внепроизводственных отношениях. Степень развития личности
прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она
включена. Эта закономерность лежит в основе разработок типологии личности.
2. Проблемы свободы и ответственности
личности.
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях,
их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и
всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в
непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми
признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях и условиях ускоренного развития
цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с
этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед
оществом.
Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи
свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи
принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную
необходимость.
Развернутая концепция диалектического единства свободы и
необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное,
диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости
исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и
сознания человека - как вторичного производного.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества.
Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с
интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных
законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать
интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени
общества.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема
свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне
международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах
личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и
тщательно охраняются.
Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во
всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на
данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются
их интересы, права и свободы.
Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так
как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность
несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая
особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу,
человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение
сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к
самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко
увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной
ответственности каждого.
В праве гражданская, административная и уголовная
ответственность устанавливается не формальным путем выяснения состава
преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и
деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем.
Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание
индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов
поступательного развития истории.
3. Личность в правовом государстве.
Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед
законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового
государства.
Развитие человеческой цивилизации требует и цивилизованного
развития права, поэтому возникла концепция правового государства как
определяющая любую государственность. Прошло время правового беспредела,
когда права и свободы личности ничем не гарантировались и не защищались.
Общество имеет новые пути правового обустройства человека, который будет
уверен в завтрашнем дне, будет смело идти по жизни.
Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и
их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение
только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в
условиях полной демократии.
Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и
ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом
смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает
ответственность - с другой стороны.
Правовое государство и народовластие - это неразделимые
понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных
органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с
возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.
Правовое государство предполагает закрепление интересов
личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну
линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех
членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в
обществе.
Конституция России поставила интересы личности на первое место.
Первоочередная задача для правоохранительных органов - охрана личного,
государственного и общественного имущества, установила статус личности,
гарантии прав и свобод. Это подчеркивает возрастающую роль личности в
современных условиях для ее развития в обществе.
Список литературы:
- Учебник по философии.
- “Люди, проблемы, решения”. 1989.
- Конституция РФ.
- Философский словарь. |