Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Логика

Логика

|ПРЕДМЕТ ЛОГИКИ. ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА. |СОКРАЩЕННЫЙ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА, |

|Логика (logos - греч.) - мысль, слово, разум. Предмет |СОРИТ). |

|изучения логики - мысль и мышление. Мышление изучается не |Энтимемой наз-ся силлогизм, в котором пропущена одна из|

|только логикой. Логика исследует мышление как средство |посылок или заключение. Пропущена меньшая посылка - |

|познания объективного мира, те его формы и законы, в |“Все металлы теплопроводны (аллюминий металл) аллюминий|

|которых происходит отражение мира в процессе мышления. |теплопроводен”. |

|Логика является философской наукой. Логическая форма - это|Пропущена большая посылка - “(Все киты млекопитающие) |

|строение конкретной мысли, способ связи ее составных |все кашалоты - киты, все кашалоты - млекопитающие”. |

|частей. Л.ф. мысли можно выразить при помощи символов. S|Пропущено заключение - “Все рыбы дышат жабрами, окунь -|

|- субьект (понятие о предмете суждения), |рыба (окунь дышит жабрами)”. |

|P - предикат (понятие о признаке предмета). Все S есть P |Сорит - это прогрессивный и регрессивный полисиллогизм в|

|- все караси - рыбы, все люди - смертны. |сокращенной форме. Прогрессивный сорит - |

|Если S есть P , то S есть P1 - если железо нагреть, то оно|когда из прогр. Полис. Выбрасывают заключения |

|расширяются. |предшествующих силлогизмов и большие посылки |

| |последующих. Схема - A-B, C-A, D-C, E-d,,, E-B. |

| |“Все, что укрепляет здоровье(A) - полезно (B), спорт |

| |(C ) укрепляет здоровье (A), легкая атлетика (D) - спорт|

| |(C ), бег (E) - вид легкой атлетики (D) , Бег (Е) - |

| |полезен (В). Регрессивный сорит - это когда из |

| |регресс. Полис. Выбрасывают заключение предшествующих |

| |силлогизмов и меньшие посылки последующих. Схема - А-В, |

| |В-С, С-D, ,, A-D. “Все растения - организмы, Все |

| |организмы - тела, Все тела имеют вес,,, всякое растение |

| |имеет вес”. |

| |Эпихейрема - это такой силлогизм, обе посылки которого |

| |это сокращенные ПКС (энтимемы). |

| |Схема - А-С, т.к. А-В. D-A, т.к. D-E,,, D-C. |

| |“Благородный труд заслуживает уважения, т.к. благородный|

| |труд способствует прогрессу общества. Труд учителя |

| |есть благородный труд, т.к. труд учителя заключается в |

| |воспитании поколения. Труд учителя заслуживает |

| |уважения”. |

|ПОНЯТИЯ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ. ЗАКОН ОБРАТНОГО ОТНОШЕНИЯ |ЧИСТО УСЛОВНЫЙ СИЛЛОГИЗМ. АКСИОМА. |

|Содержание поняти - совокупность существенных признаков |Чисто условным силогизмом наз-ся такое опосредованное|

|одноэлементного класса или класса однотипных предметов, |УМЗ, в котором обе посылки являются условными |

|отраженных в этом понятии (содержанием понятия “ромб” |суждениями. Условное суждение имеет структуру - “если |

|является совокупность 2-х признаков - “быть |А, то В”. Схема - А-В, В-С,,,А-С. |

|паралеллограмом” и “иметь равные стороны). Объем понятия -|“Если по проводнику пустить ток, то возникнет магнитное |

|это класс обобщаемых в этом понятии предмнтов. Под объемом|поле: если возникнет магнитное поле, то опилки |

|понятия “животные” подразумеваются все животные, которые |расположатся в этом поле вдоль силовых линий: если по |

|существовали, существуют и будут существовать. Класс |проводнику пустить ток, то опилки... “. В чисто условном|

|состоит из множества элементов. |силогизме есть модусы (разновидности). Схема - А-В, |

|Закон обратного отношение - объем одного понятия (моторная|неА-В,,, В. “Если будет хорошая погода - уберем |

|лодка) может входить в объем другого понятия (лодка), |урожай., если не будет хорошей погоды - уберем крожай,,,|

|более широкого по содержанию. Чем шире объем понятия, тем |уберем крожай. “. |

|уже его содержание, чем шире содержание, тем уже объем. |Аксиома - это суждение, принимающееся в качестве |

| |аргумента и без доказательства. |

|ОБЩАЯ Х-КА ПОНЯТИЯ. ПОНЯТИЕ И СЛОВО. |ИНДУКЦИЯ : ПОЛНАЯ И НЕПОЛНАЯ |

|Понятие - форма мышления, в которой отражаются |Индукция - это когда от отдельных случаев мы переходим |

|существенные признаки класса однородных предметов. Понятие|к общему суждению. Индукция - это УМЗ, дающее вероятное |

|является одной из форм абстрактного мышления. Признаки |суждение. Полная индукция - это такое УМЗ, когда общее |

|предмета (существенные и несущественные) - это то, в чем |заключение о всех элементах данного класса делается на |

|предметы сходны и различны друг от друга. В понятие |основании рассмотрения каждого элемента этого класса. |

|отражаются только существенные признаки (каждый из которых|Полная индукция дает достоверное заключение, поэтому она|

|необходим, а все вместе - достаточны для характеристики |применяется в математических и иных строгих |

|данного понятия). Языковыми формами выражения понятия |доказательствах. |

|являются слова и словосочетания. Существуют слова-омонимы |Неполная индукция - это когда мы рассматриваем не все |

|и слова-синонимы. Логические приемы формирования понятия -|случаи изучаемого явления, а заключение делаем для всех.|

|анализ (расчленение предметов на составные части), Синтез |1 вид - Индукция через простое перечисление - на |

|(соединение в целое частей), Сравнение (установление |основании повторяемости одного и того же признака у ряда|

|сходства или различия по признакам), Абстрагирование |однородных предметов и отсутствия противоречащего случая|

|(выделение одних признаков и отвлечение от других), |делается общее заключение, что все предметы этого рода |

|Обобщение (объединение нек-рых предметов в некотором |обладают этим признаком (Считали, что все лебеди белые, |

|понятии). |пока не встретили черного лебедя). 2 вид - Индукция |

| |через анализ и отбор фактов - стремление исключить |

| |случайность обобщений, т.к. изучаются планомерно |

| |отобранные и наиболее типичные предметы разнообразные |

| |по времени, способу получения и т.д. (для определения |

| |кач-ва рыбных консервов берут банки из разных партий и |

| |разных холодильников). 3 вид - научная индукция - это |

| |УМЗ, в котором на основании познания необходимых |

| |признаков делается общее заключение обо всех предметах |

| |данного класса. Дает достоверный вывод. Опирается на |

| |всестороннесть анализа фактов. |

|ВИДЫ ПОНЯТИЙ ПО ОБЪЕМУ И СОДЕРЖАНИЮ |ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ ДЕЛЕНИЙ |

|По объему понятия бывают единичные (одноэлементный класс |Леление понятия это когда объем делимого понятия |

|“великий русский писатель А.Н.Островский”) , общие (число |распределяется на ряд подмножеств с помощью основания |

|элементов больше 1 “автомобиль, государство”), |деления. Основание деления - это признак, по которому |

|универсальные (объем которых равен универсальному классу |понятие делят. Члены деления - те подмножества, на |

|“натуральные числа”), пустые или с 0-вым объемом (объем |которые понятие разбивается. |

|этих понятий - пустое множество “Бог, дед Мороз и т.п.”).|Делить можно по видообразующему признаку - основанием |

| |деления явлляется тот признак , по которому образуются |

|По содержанию понятия бывают конкретные (в этих понятиях |видовые понятия “Ядреные взрывы бывают воздушными, |

|подразумевается какой-либо предмет целиком “дом, |наземными, подземными и подводными (в зависимости от |

|свидетель”), абстрактные (в них мыслится не целый предмет,|среды, где произошел взрыв)”. При дихотомическом делении|

|а какой-либо из его признаков, взятый отдельно от предмета|объем делимого понятия делится на 2 противоречащих |

|“белизна, честность”), относительными (существование |понятия “вещества делятся на органические и |

|одного предмета невозможно без существования другого |неорганические”. |

|“ученик-учитель, дети-родители”), безотносительные |Классификация - разновидность деления. Это - |

|(предметы, существующие самостоятельно “дом, человек”), |последовательное деление , образующее развернутую |

|положительные (характеризуют наличие в предмете |систему, где каждый ее член делится на подчлены и т.д. |

|какого-либо качества или отношения “грамотный человек, |Классификация тоже бывает по видообразующему признаку и |

|отстающий ученик”), отрицательные (означают то, что |дихотомическая. |

|указанное качество отсутствует в предмете “некрасивый | |

|постубок, ненормальный человек”), собирательные (когда | |

|группа однородных предметов мыслится как единое целое | |

|“полк, стая”), несобирательные (можно отнести к каждому | |

|предмету данного класса “дом, река”). | |

|АНАЛОГИЯ СТРУКТУРА И ВИДЫ. | 10 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ . МЕТОД СХОДСТВА. |

|Аналогия - УМЗ о принадлежности предмету определенного |Причина - явление или совокупность явлений, которые |

|признака на основе сходства в признаках с другими |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |

|предметами. Происходит перенос информации с одного |(следствие). Причинная связь существует для любого |

|предмета (модели) на другой (прототип). |явления. При наличие причины следствие наступает |

|Аналогия свойств - рассматривает 2 единичных предмета и |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |

|переносимыми признаками являются свойства этих предметов. |причины. Причинная связь между явлениями определяется |

|Схема “предмет А обладает свойствами а,б,в,г,д,е , |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |

|предмет Б обладает свойствами а,б,в,г , вероятно, что |Метод сходства - если наблюдаемые случаи какого-либо |

|предмет Б обладает св-вами д,е “. При аналогии отношений |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то |

|информация, переносимая с модели на прототип характеризует|очевидно оно и есть причина данного явления. допустим, |

|отношения между 2-мя предметами (в это я не врубился). |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя |

|По степени достоверности заключения аналогия бывает |из определения причины как явления или совокупности |

|строгая - наличие необходимой связи общих признаков с |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|

|переносимым признаком Схема - “Предмет А обладает |его, будем анализировать предшествующие А явления. |

|признаками а,б,в,г,д. Предмет Б обладает признаками |_________________________________________________ |

|а,б,в,г. Из совокупности признаков а,б,в,г, необходимо | |

|следует д. Предмет Б обязательно обладает признаком д.”.|Случаи появления предшествующие |

|Этот вид аналогии применяется в науке и математике. |наблюдаемое Т.к. во всех 3-х случаях общим |

|Нестрогая аналогия - дает вероятное заключение. Если |события а обстаятельства |

|ложь это 0, а истина это 1, то степень вероятности |явление обстаятельством было .А, то |

|заключения лежит в интервале от 1 до 0. Пример - испытав |делается |

|модель моста на прочность решили, что сам мост будет такой|--------------------------------------------------------|

|же прочный. Ложная аналогия - при нарушении правил |------------------------ вывод, что А является |

|аналогии (число общих признаков должно быть большим, |причиной или |

|сходные признаки должны быть существенные, общие признаки|1 А Б В |

|должны быть разнородными, предметы не должны различаться |А частью причины события а. |

|по существенным признакам, переносимый признак должен |2 А Г Д |

|быть однотипен со сходным признаком). |А |

| |3 А З Ж |

| |А |

| |--------------------------------------------------------|

| |----------------------- |

|ОБОБЩЕНИЕ О ОГРАНИЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ |ГИПОТЕЗА ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА, ВИДЫ |

|Ограничение - это логическая операция перехода от родового|Гипотеза - это научно обоснованное предположение о |

|понятия к видовому путем добавления к содержанию данного |причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или |

|родового понятия видообразующих признаков. Пределом |событий. С точки зрения логической структуры гипотеза |

|ограничения является единичное понятие. |не сводится к какой-то одной форме мышления - понятию, |

|Обобщение - это логическая операция перехода от видового |суждению или УМЗ, а включает в свой состав все эти |

|понятия к родовому путем отбрасывания от содержания |формы. |

|данного видового понятия его видообразующего признака. |Общая гипотеза - это научно обоснованное предположение о|

|Пределом обобщения являются категории (предельно общие, |причинах, законах и взаимосвязях природных, общественных|

|фундаментальные понятия). |явлений, закономерностях психической деятельности |

|Пример: 1.Хищное млекопитающее семейства собачьих |человека. Общие гипотезы выдвигаются с целью объяснения |

|2.Хищное млекопиттающее 3. Млекопитающее |всего класса описываемых явлений (гипотеза Демокрита об |

|4. Позвоночное животное 5. Животное 6. Организм . |атомистическом строении вещества, ставшая впоследствии |

|Ограничение - то же самое, только с конца. |научной теорией). |

| |Частная гипотеза - это научно обоснованное предположение|

| |о причинах и взаимосвязях части объектов, выделенных из|

| |класса рассматриваемых объектов. Цель этих гипотез - |

| |выяснение причин возникновения закономерностей у |

| |нек-рого подмножества элементов данного множества. |

| |Единичная гипотеза - научно обоснованное --\\--\\--\\ |

| |об единичных фактов, конкретных явлений или событий. |

| |(Врач строит единичные гипотезы во время лечения |

| |больного). |

| |Рабочие гипотезы - (версии) - строятся в ходе |

| |доказательства этих 3-х видов гипотез. По ходу док-ва |

| |одни рабочие гипотезы рушатся, и заменяются другими. |

|ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ |ЗАКОН ТОЖДЕСТВА |

|Два противоположных суждения не могут быть истинными в |В процессе определенного рассуждения всякое понятие и |

|одно и то же время и в одном и том же отношении. |суждение должны быть тождественны самим себе. Нарушение |

|Противоречием считается утверждение 2-х противоположных |закона тождества в мышлении и рассуждении приводит к |

|суждений об одном и том же предмете, взятом в одно и то |2-смысленности. Эти логические ошибки часто совершаются|

|же время, и в одном и том же отношении. Формула закона |через употребление омонимов. Ошибка - подмена тезиса , |

|A /\ A. |когда в ходе рассуждения выдвинутый тезис умышленно или |

|К противоположным суждениям относятся : 1. противные |неумышленно подменяется другим. Ошибка - подмена |

|(контрарные), которые оба могут быть ложными, поэтому не |понятия, когда во время дискуссии в рез-те |

|являются отрицанием друг друга.2. Противоречащие |отождествления разных понятий спор по существу |

|(контрадикторные) они являются отрицающими, т.к. если одно|заменяется спором о словах. |

|из них исьтинно, то другое ложно. Если в речи человека |Отождествление (идентификация) широко используется в |

|обнаружено формально-логическое противоречие, то его |следственной практике при опознании людей, сличении |

|мышление (и речь) считаются неправильным, а суждения - |почерков, отпечатков пальцев. |

|ложным. Поэтому в полемике широко используется метод | |

|“приведение к абсурду”. | |

|Эти типы простых суждений не могут быть одновременно | |

|истинными: | |

|1.”Данное S есть Р “ и “Данное S не есть Р” 2. “Ни | |

|одно S не есть Р” и “Все S есть Р”. | |

|“Все S есть Р” и “Некоторые S не есть Р”. 4. “Ни одно| |

|S не есть Р” и “Некоторые S есть Р”. | |

|В №2 оба суждения могут быть одновременно ложными. | |

| | |

| |16 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. МЕТОД ОСТАТКОВ. |

| |Причина - явление или совокупность явлений, которые |

| |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |

| |(следствие). Причинная связь существует для любого |

| |явления. При наличие причины следствие наступает |

|15 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ. ВИДЫ И СПОСОБЫ. |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |

|Определение (дефиниция) естьт логическая операция, которая|причины. Причинная связь между явлениями определяется |

|раскрывает содержание понятия либо устанавливает значение |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |

|термина. Структура - dfd (определяемое понятие) и dfn |Метод остатков - если известно, что причиной |

|(определяющее понятие). |исследуемого явления не служат необходимые для него |

|Реальное определение - когда определяется понятие. |обстаятельства, кроме одного, то это одно обст. И есть, |

|Номинальное - определяется термин, обозначающий понятие, |вероятно, причина данного явления. |

|с помощью номинальных определений вводятся новые термины, |Примсер: Наблюдая за величинами отклонения планеты Уран|

|вводятся знаки, обозначающие термины. Явные определения |от вычисленной для нее орбиты , ученые решили, что |

|- это когда даны дфд и дфн и между ними устанавливается |отклонения на величины а, в, с, Вызванные наличием |

|отношение равенства “барометр - это прибор для изменения |влияния планет А, В, С, не исчерпывают реального |

|атмосферного давления”. Родовой признак указывает на |отклонения от расчетной орбиты. Оставалась еще величина |

|тот круг предметов, из числа которых надо выделить |d . На основании этого был сделан вывод, что должна |

|определяемый предмет “прибор”. Генетическое определение -|существовать неизвестная планета D, которая и вызывает |

|определение предмета путем указания на способ , которым |это отклонение. Так была открыта планета Нептун. |

|образуется только данный предмет и никакой другой | |

|“кислоты - это вещества, образующиеся из кислотных | |

|остатков и атомов водорода”. Неявные определения - на | |

|место dfn подставляется контекст или набор аксиом. | |

|Кнтекстуальное определение позволяет понять незнакомоен | |

|слово через контекст (уравнение). | |

|Индуктивные определения - определяемый термин | |

|используется в выражении понятия, которое ему | |

|приписывается в кач-ве его смысла “натуральное число”. | |

|17 ПРАВИЛА ДЕФИНИЦИИ |18 ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО. |

|1. Соразмерность (дфд = дфн). Ошибки: а) широкое |Из 2-х противоречащих суждений одно истинно, а другое - |

|определение “Лошадь - млекопитающее и позвоночное |ложно, третьего не дано. Контрадикторными |

|животное”. Б)Узкое определение “Совесть - это осознание |(противоречащими) наз-ся такие 2 суждения, в одном из |

|человеком ответственности перед самим собой за |которых что-либо утверждается о предмете, а в другом - |

|совершенные поступки”. В) И широкое и узкое одновременно |отрицается. Они не могут быть одновременно истинными или|

|“Бочка - это сосуд для хранения жидкостей”. 2. |ложными, всегда одно из них истинно, а другое - ложно. |

|Определение не должно содержать круга - это когда дфд | |

|определяется через дфн, а дфн был определен через дфд. | |

|Тавталогия - тоже ошибка “Халатность заключается в том, | |

|что человек халатно относится к своим обязанностям”. 3. | |

|Четкость и ясность - определения не должны быть | |

|2-смысленными, не допускаются метафоры и сравнения . | |

|Ошибка - “Архитектура - это застывшая музыка, Лев - царь| |

|зверей”. | |

|19 ОПРОВЕРЖЕНИЕ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ |20 ОБЩАЯ Х-КА ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ОПРОВЕРЖЕНИЯ. СТРУКТУРА|

|Опроверженеи - это логическая операция установления |ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. |

|ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. |Доказательство - это совокупность логических приемов |

|Опроверженеи должно показывать, что: 1. Неправильно |обоснования истинности тезиса. Док-во связано с |

|построено само доказательство. 2.Выдвинутый тезис ложен |убеждением, но не тождественно ему : док-ва должны |

|или недоказан. Тезис опровержения - суждение, которое |основываться на на данных науки, убеждения же могут быть|

|надо опровергнуть. |основаны, например, на религиозной вере, на |

|Аргументы опровержения - суждения, с помощью которых |предрассудках, поэтому убедить, это еще не значит |

|опровергается тезис. 3 вида опровержения: |доказать. Структура доказательства - тезис - это |

|Опровержение тезиса - осуществляется с помощью 3-х |суждение, истинность которого надо доказать. |

|способов (1-й - прямой, остальные - косвенные). |Форма доказательства (демонстрация) - это способ |

|Опровержение фактами - самый верный способ опровержения. |логической связи между тезисом и аргументами. |

|Надо приводитьт факты, противоречащие тезису “На Венере |Аргументы - это те истинные суждения, которыми |

|возможна органическая жизнь” - тезис, “температура на |пользуются при доказательстве тезиса. Аргументы бывают |

|Венере 470-480 градусов, давление 95-97 атмосфер, эти фаты|: 1. Удостоверенные единичные факты (фактический |

|свидетельствуют, что жизнь на Венере невозможна” - |материал - подписи лица на документе, статистические |

|опровержение.Установление ложности следствий тезиса - |данные, свидетельские показания и т.п.). 2. Определения |

|доказывается, что из данного тезиса вытекают следствия, |(определения понятий, например научные). 3. Аксиомы и |

|противоречащие истине (прием: сведение к абсурду). |постулаты (это суждения, которые принимаются в качестве |

|Опровержение через доказательство антитезиса - по |аргументов и без доказательств). 4. Ранее доказанные |

|отношению к тезису выдвигается противоречащее ему |законы науки и теоремы - (напр. Юридические законы |

|свидетельство и доказывается. Если антитезис истинен, то |являются аргументами в ходе судебного доказательства). |

|тезис - ложный, 3-го не дано. Критика аргументов - |Опровержение - это логическая операция установления |

|подвергаются критике аргументы, которые были выдвинуты в |ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса. |

|доказательство тезиса. Доказывается ложность аргументов, |Опровержение должно показать, что : 1. Неправильно |

|но это не значит, что тезис тоже ложный (отрицание |построено само доказательство. |

|основания не ведет к отрицанию следствия). Иногда тезис |2. Выдвинутый тезис ложен или недоказан. Есть 3 вида |

|истинен, но человек пролсто не может подобрать аргументы |опровержения - Опровержение тезиса, критика аргументов,|

|для доказательства этого. |выявление несостоятельности демонстрации. |

|Выявление несостоятельности демонстрации - показываются | |

|ошибки в форме доказательства. Доказательство может быть | |

|построено неправильно, если нарушено какое-либо правило | |

|дедуктивного УМЗ. Также часто подбирают доказательства, | |

|из которых истинность тезиса не вытекает (ошибка). | |

|Обнаружив эти ошибки мы опровергаем ход доказательства, но| |

|не можем опровергать истинность тезиса. | |

|21 ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ |22 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. СОЕДИНЕННЫЙ МЕТОД СХОДСТВА И |

|Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.|РАЗЛИЧИЯ. |

| |Причина - явление или совокупность явлений, которые |

|Речь идет только об обосновании истинных мыслей, ложные |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |

|мысли обоснавать нельзя. В качестве аргументов для |(следствие). Причинная связь существует для любого |

|подтверждения истинности мысли могут быть использованы |явления. При наличие причины следствие наступает |

|истинные суждения, цифровой материал, статистические |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |

|данные, законы науки, аксиомы, теоремы. Особую |причины. Причинная связь между явлениями определяется |

|доказательную силу имеют аргументы в научных |посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |

|исследованиях, в процессе обучения, когда нельзя принимать|Метод сходства - если наблюдаемые случаи какого-либо |

|на веру недоказанные утверждения. |явления имеют общим лишь одно обстаятельство, то |

| |очевидно оно и есть причина данного явления. допустим, |

| |что нужно выяснить причину какого-то явления а. Исходя |

| |из определения причины как явления или совокупности |

| |явлений, которые предшествуют другому явлению и вызывают|

| |его, будем анализировать предшествующие А явления. |

| |_________________________________________________ |

| | |

| |Случаи появления предшествующие |

| |наблюдаемое Т.к. во всех 3-х случаях общим |

| |события а обстаятельства |

| |явление обстаятельством было .А, то |

| |делается |

| |--------------------------------------------------------|

| |------------------------ вывод, что А является |

| |причиной или |

| |1 (1) А Б В (АБВГ) |

| |а (а) частью причины события а. |

| |2 (2) А Г Д (БВГ) |

| |а (-) (вероятно А и есть причина |

| |а). |

| |3 А З Ж |

| |а |

| |Метод различия - Если случаи при которых явление |

| |наступает различаются только в 1-м предшествующем |

| |обстаятельстве, то это обстаятельство и есть причина |

| |данного явления. См. () в таблице. |

| | |

| | |

| | |

| | |

|23 ПРАВИЛА ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ. |24 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУЖДЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И |

|Соразмерность - обьем делимого понятия должен быть равен |ПРЕДЛОЖЕНИЕ |

|сумме объемов членов деления. |Суждение - форма мышления, в которой что-либо |

|Ошибки: неполное деление (перечисляются не все виды |утверждается или отрицается о существовании предметов, |

|данного родового понятия “Энергия делится на механическую |связях между предметом и его свойствами или об |

|и химическую (электрическую, атомную)”. Деление с лишними|отношениях между предметами. “Ледоколы существуют”. |

|членами “химические элементы делятся на металлы, |Суждения бывают истинные и ложные (в традиционной |

|неметаллы и сплавы”. Деление должно проводиться по |логике) и еще неопределенными (в 3-х значной логике). |

|одному основанию |“На марсе есть жизнь” - неопределенное суждение. |

|нельзя брать 2 или более признаков, по которым бы |Сужденеи имеет субъект, предикат, связку и квантор. |

|производилось деление. Ошибка - - перекрещивание объемов |Субъект ( S) - понятие о предмете суждения. Предикат |

|понятий , получившихся в рез-те деления “Взрывы делятся |(P) - понятие о признаке предмета, рассматриваемого в |

|на подземные, подводные и ядреные”. |суждении. Связка - может быть выражена одним словом |

|Члены деления должны исключать друг друга - не иметь общих|(есть, суть, является), группой слов или тире, или |

|элементов, быть соподчиненными понятиями, объемы которых |простым согласованием слов “собака лает”. Квантор - |

|не пересекаются. Ошибка - см. Предидущий пункт. |перед субъектом иногда стоит кванторное слово (все, ни |

|Непрерывность - нельзя делать скачки в делении. Ошибка -|один, некоторые) оно указывает, относится ли суждение ко|

|“сказуемые делятся на простые, на составные глагольные и |всему объему понятия или к его части. Эти простые |

|на составные именные”. |суждения наз-ся ассерторическими. |

| |Суждения делятся на простые и сложные. Простые суждения |

| |делятся на Атрибутивные (суждения свойства) “у розы |

| |приятный запах” , суждения с отношениями “протон |

| |тяжелее электрона”, и суждения существования “Существует|

| |атомный реактор в Чернобыле”. По качеству связки (есть,|

| |не есть) суждения делятся на утвердительные и |

| |отрицательные. Также делятся на общие “Все соболя - |

| |ценные пушные звери”, частные “Некоторые цветы - розы” и|

| |единичные “Везувий - действующий вулкан”. |

| |Суждение и предложение - суждения выражаются |

| |повествовательными предложениями, которые несут |

| |какую-либо информацию. Вопросительные предложения не |

| |содержат суждения (т.к. ничего не утверждают и ничего |

| |не отрицают). Побудительные суждения выражают побуждение|

| |к совершению действия . Некоторые побуд. Предложения не |

| |содержат суждения “Подожди меня”, но |

| |предложения-приказы, призывы или лозунги “В атаку, ни |

| |шагу назад” выражают модальные суждения. Односоставные |

| |безличные предложения “Осень” и некоторые |

| |повествовательные “Он - вратарь” являются суждениями |

| |только при рассмотрении их в контексте и при уточнении. |

| |Если уточнение не сделано, непонятно истинное сужджение |

| |или ложное. |

|25 РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНА СУЖДЕНИЯ |26 ОБЪЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ |

|В суждениях термины S и P могут быть либо распределены, |Понятия делятся на несравнимые (далекие друг от друга, |

|либо нераспределены. Термин считается распределенным, |не имеющие общих признаков “дружба и кирпич” и сравнимые|

|если его объем полностью включается (исключается) в него. |(все остальные). Сравнимые делятся на совместимые |

|Термин нераспределен, если его объем частично включается |(объемы котороых совпадают полностью или частично) и |

|(исключается) в объем другого термина. |несовместимые (объемы которых не совпадают ни в одном |

|S распределен в общих суждениях и нераспределен в частных.|элементе). |

|Р всегда распределен в отрицательных суждениях в |СОВМЕСТИМЫЕ: Равнозначность - это понятия, |

|утвердительных он распределен тогда , когда по объему |различающиеся по содержанию но общие по объему “Река |

|P<=S. |Волга и Самая длинная река в Европе”. Перекрещивание - |

|Общеутвердительное - (все S суть Р) S+ P+ - “Все |понятия, объем которых частично совпадает (содержат |

|караси - рыбы (S +P-)” и “Все квадраты - равносторонние |общие элементы) “Спортсмен и Студент”. Подчинение - |

|прямоугольники (S+ P+)”. |объем одного понятия целиком входит в объем другого, но |

|Частноутвердительное - (некоторые S суть Р) S - P+ - |не исчерпывает его “Млекопитающее и Кошка”. |

|“Некоторые инженеры - воры (S- P-)” “Некуоторые писатели|НЕСОВМЕСТИМЫЕ : Соподчинение - отношение между объемами|

|- драматурги (S- P+)” |понятий исключающих друг друга но принадлежащих более |

|Общеотрицательное (Ни одно S не суть Р) S + P + “Ни |обширному родовому понятию “ель, береза принадлежат |

|один лев не есть травоядное животное (S+ P+)”. |объему Дерева”. |

|Частноотрицательное (Некоторые S не суть Р) S - P + |Противоположность - антонимы, когда одно понятие |

|“Некоторые студенты не есть спортсмены (S- P+)”. |содержит какие-либо признаки, а другое их отрицает и |

| |заменяет другими, противоположными “Храбрость-Трусость”.|

| |Противоречие - одно понятие указывает на какие-либо |

| |признаки, а другое их отрицает, но ничем не заменяя “ |

| |Высокий дом и Невысокий дом”. |

| |Круговые схемы Эйлера показывают эти отношения между |

| |понятиями. |

|27 ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ. ОТНОШЕНИЕ ТОЖДЕСТВА И |28 СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ. ДИЗЪЮНКЦИЯ. |

|ПОДЧИНЕНИЯ | |

|Сравнимые суждения делятся на совместимые и несовместимые.| |

|Совместимые суждения выражают одну и ту же мысль полностью| |

|или в некоторой части. Отношения совместимости: тождество,| |

|подчинение и частичное совпадение (субконтрарность). | |

|Тождественные (эквивалентные) суждения выражают одну и ту| |

|же мысль в различной форме “Юрий Гагарин 1-й космонавт и | |

|Ю.Гагарин 1-м полетел в космос”. Субъект здесь один и тот | |

|же, а предикаты различны по форме, но одинаковы по смыслу.| |

|В суждениях “Михаил Шолохов - лауреат нобелевской премии и| |

|Автор романа Тихий Дон - лауреат Нобелевской премии” | |

|одинаковые предикаты, а субъекты различны по форме | |

|выражения, но тождественны по смыслу. Если 2 суждения | |

|тождественны, то невозможно, чтобы одно было истинным, а | |

|другое ложным. Суждения логического подчинения - имеют | |

|общий предикат, субъекты тоже находятся в положении | |

|логического подчинения. В отношении | |

|частичнго совпадения находятся 2 таких совместимых | |

|суждения, которые имеют одинаковые субъекты и одинаковые | |

|предикаты, но различаются по качеству . Оба они могут быть| |

|одновременно истинными, но не могут быть одновременно | |

|ложными. Если одно - ложно, то другое - истинно. Если одно| |

|- истинно, то другое неопределенное “Некоторые свидетели | |

|дают ложные показания и Некоторые свидетели не дают ложных| |

|показаний”. В логический квадрат я не врубился. | |

|29 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ. МЕТОД СОПУТСТВУЮЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ. |30 ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕЗИСУ. |

|Причина - явление или совокупность явлений, которые |Тезис должен быть логически определенным, ясным и |

|непосредственно обуславливают, порождают другое явление |точным. |

|(следствие). Причинная связь существует для любого |Тезис должен оставаться тождественным (т.е. одним и тем |

|явления. При наличие причины следствие наступает |же на протяжении всего доказательства или опровержения).|

|обязательно. Условия способствуют или мешают действию | |

|причины. Причинная связь между явлениями определяется |Ошибки: Подмена тезиса - когда один тезис умышленно |

|посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |или неумышленно подменяется другим и начинают обсуждать |

|Метод сопутствующих изменеий - если при изменении |этот новый тезис. Здесь происходит нарушение закона |

|предшествующего обстаятельства А изменится и изучаемое |тождества, когда пытаются отождествить нетождественные |

|нами явление а, а все остальные предшествующие |тезисы. Довод к человеку - когда доказательство тезиса|

|обстаятельства остаются неизменными, то А является |подменяется ссылками на личные качества того, кто этот |

|причиной а. “Если мы увеличим скорость движения, то |тезис выдвигает. Переход в другой род - а) к то |

|пройденный путь за то же время тоже увеличится, |слишком много доказывает, тот ничего не доказывает (это |

|следовательно увеличение скорости и есть причина |происходит тогда, когда вместо одного тезиса пытаются |

|увеличения пути за одно и то же время”. |доказать 2-й, более сильный, который часто оказывается |

| |ложным). Б)кто слишком мало доказывает, тот ничего не |

| |доказывает (когда вместо одного тезиса доказывают |

| |другой, но более слабый.). |

|31 ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ |32 ОБЩАЯ Х-КА УМЗ. ТИПЫ УМЗ. |

|Доказательства по форме делятся на прямые и косвенные. |УМЗ - это форма мышления, в которой из одного или |

|Прямое идет от расмотрения аргументов к доказательству |нескольких суждений на основании определенных правил |

|тезиса, т.е. истинность тезиса непосредственно |вывода получается новое суждение, с необходимостью или |

|обосновывается аргументами. Из данных аргументов |определенной степенью вероятности следующее из них. |

|необходимо следует доказываемый тезис “Все углеводы |Структура УМЗ включает в себя посылки ( истинные |

|горючи. Сахар - углевод, следовательно сахар - горюч” - |суждения), заключение (вывод) и логическую связь между |

|это прямое доказательство в форме КС. |посылками и выводом. |

|Косвенное - это доказательство, в котором истинность |Все углероды - горючи 1 посылка |

|выдвинутого тезиса обосновывается путем ложности |Алмаз - углерод 2 посылка |

|антитезиса. Апагогическое косвенное доказательство - |Алмаз - горюч. Вывод |

|осуществляется пктем установления ложности противоречащего|Логическое следствие , выводимое из посылок - это |

|тезису суждения (используется в математике). |высказывание, которое не может быть ложным, если посылки|

|Разделительное доказательство - антитезис является одним|истинны. УМЗ делятся на дедуктивные ( когда между |

|из членов разделительного суждения, в котором должны быть |посылками и заключением имеется отношение логического |

|обязательно перечислены все возможные альтернативы |следствия “Все рыбы дышат жабрами, Все окуни - рыбы, Все|

|“Преступление могли совершить либо А, либо Б, либо В. |окуни дышат жабрами”)., индуктивные (дают не |

|Доказано, что преступления не совершали А и Б. След-но |достоверные, а правдоподобные заключения, ) и |

|преступление совершил В.”. |традуктивные.(заключения по аналогии). |

|33 ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К АРГУМЕНТАЦИИ. |34 СОФИЗМЫ, ПАРАЛОГИЗМЫ, ПАРАДОКСЫ. |

|Аргументы, приводимые для доказательства тезиса должны |Паралогизм - это непреднамеренная ошибка, допущенная |

|быть истинными. |человеком в мышлении. |

|Аргументы должны быть достаточным основанием для |Софизм - преднамеренная ошибка, допущенная с целью |

|доказательства тезиса. |запутать противника и выдать ложное суждение за |

|Аргументы должны быть суждениями, истинность которых |истинное. Пример математического софизма : “Надо |

|доказана самостоятельно, независимо от тезиса. |доказать , что 5 = 1. Из чисел 5 и 1 по отдельности |

|Ошибки: Ложность оснований (основное заблуждение) когда в|вычтем число 3. Получим числа 2 и -2. При возведении в |

|кач-ве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, |квадрат этих чисел получаются равные числа 4 и 4. Значит|

|которые пытаются выдать за истинные. Предвосхищение |должны быть равны и исходные числа 5 и 1.”. |

|оснований - это когда тезис опирается на недоказанные |Парадокс - это рассуждение, доказывающее как истинность|

|аргументы, которые не доказывают термин, а только |, так и ложность одного и того же суждения. |

|предвосхищают его. |Парадокс “куча” - разница между кучей и некучей не в |

|Порочный круг - тезис обосновывается аргументами, а |1-й пиздчинке. Пусть у нас есть куча (напр. Песка). |

|аргументы обосновываются этим же тезисом “Стоимость труда|Начинаем от нее брать каждый раз по 1-й пиздчинке, и |

|определяется стоимостью товаров, а стоимость товаров |куча остаеттся кучей. Итак - 100 пиздчинок - куча, 99 -|

|определяется стоимостью труда”. |куча, 10 - куча, 9 - куча и 1 - тоже куча. Суть - |

| |постепенные количественные изменения не приводят к |

| |изменениям качественным. Парадокс - генерал и |

| |брадобрей. Каждый солдат может бриться сам или бриться у|

| |другого солдата. Генерал издал указ, по которому |

| |назначался один солдат в брадобреи и он мог брить только|

| |тех солдат, кто не бреется сам. Как же тогда бриться |

| |этому солдату-брадобрею? |

| | |

| | |

|35 МОДАЛЬНОСТЬ ПРОСТОГО СУЖДЕНИЯ. |36 ЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА СПОРА. |

|Модальными простыми суждениями наз-ся простые суждения, |Эристика - искусство ведения спора. Условия ведения |

|выражающие характер связи между субъектом и предикатом с |спора (сформулировал А.Л. Никифоров): |

|помощью модальных операторов. |Должен существовать предмет спора - некоторая проблема, |

|Структура : M (S есть P) или М (S не есть Р)., где М - |к которой относятся утверждения участников дискуссии. |

|модальный оператор. |Если такой проблемы нет, то спор оказывается |

|Виды модальностей: |беспредметным. |

|Логические - лог. Необходимо, лог. Случайно, лог. |Должэна существовать реальная противоположность спорящих|

|Возможно (невозможно). Онтологические - то же, только с |сторон. Если расхождения во мнениях о предмете спора |

|онт. Эпистемические - знание - доказуемо, неразрешимо, |нет, со спор перерождается в разговор о словах, где |

|опровержимо, убеждение - полагает, сомневается, |говорят по-разному одно и то же. |

|отвергает, допускает. Деонтические - обязательно, |Необходима общая основа спора, т.е. некоторые принципы и|

|безразлично, запрещено, разрешено. |убеждения , признающиеся обеими сторонамти. Если таких|

|Аксиологические - абсолютные - хорошо, безразлично, |общих положений нет, то спор невозможен. |

|плохо, сравнительные - лучше, равноценно, хуже, |Требуется знание предмета спора - бессмысленно вступать |

|Временные - абсолютные - всегда, только, иногда, |в спор о предмете, в котором ты нихуя не шаришь. |

|никогда. Сравнительные - раньше, одновременно, позже. |Также нужна способность терпеливо выслушивать |

|Пример модальных суждений : “Доказано, что на Марсе нет |собеседника (оппононта). |

|жизни” или возможно на Марсе жизнь существует”. |В споре надо не обороняться, а наступать. Надо бремя |

| |доказывания стараться возложить на оппонента. Хорош |

| |эффект внезапности в споре (самые сильные аргументы на |

| |до приберечь до конца). |

| |Использование недопустимых аргументов - аргументы к |

| |личности, к авторитету, к публике, к тщеславию, к силе, |

| |к жалости, к невежеству. |

|37 ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ. ОТНОШЕНИЯ КОНТРАРНОСТИ И |38 СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ. КОНЪЮНКТЦИЯ. |

|КОНТРАДИКТОРНОСТИ | |

|Отношения несовместимости - противоположность | |

|(контрарность) и пролтиворечие (контрадикторность). | |

|Если одно противоположное суждение истинно, то другое - | |

|ложно, но если одно из них ложно, то другое | |

|неопределенное. “Все люди трудятся добросоветно и Ни один| |

|человек не трудится добросовестно” - оба суждения ложны. | |

|Два противоречащих суждения не могут быть одновременно | |

|истинными и одновременно ложными . Если истинно одно, то | |

|другое ложно. “Некоторые летчики - космонавты и Ни один | |

|летчик не является космонавтом” 2-е суждение ложно, а 1-е| |

|истинно. | |

|39 ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ ЕГО АКСИОМА. |40 ПРАВИЛА ПО ОТНОШЕНИЮ К ДЕМОНСТРАЦИИ. ТИПИЧНЫЕ |

|Категорический силлогизм - это вид дедуктивного УМЗ, в |ОШИБКИ. |

|котором из 2-х истинных категорических суждлений где S и Р|Тезис должен быть заключением, логически следующим из |

|связаны средним термином (м) при соблюдении правил |аргументов по общим правилам УМЗ или полученным в |

|необходимо следует заключение. |соответствии с правилами косвенного доказательства. |

|В составе ПКС имеются 2 посылки и заключение. Понятия, |Ошибки - Мнимое следование - если тезис не следует из |

|входящие в состав ПКС наз-ся терминами силлогизма. |приводимых в его подтверждение аргументов, то возникает |

|Посылка, содержащяя предикат наз-ся большей посылкой. |ошибка “не следует”. Иногда для связи аргументов и |

|Содержащяя субъект наз-ся меньшей посылкой. В основе |тезиса люди используют “таким образом, итак, |

|вывода лежит аксиома силлогизма - Все, что утверждается |следовательно” полагая, что этим они установили связь |

|(отрицается) о роде (или классе) , необходимо утверждается|между аргументами и тезисом. “При приближении корабля к|

|(отрицается) о виде (или о члене данного класса), |берегу сначала из-за горизонта показываются верхушки |

|принадлежащем к данному роду. |мачт, а потом все остальное и из этого следует то , что |

|Все металлы (M) - электропроводны (P) - большая посылка |Земля шарообразна. Это неправильно, т.к. из этого |

|Медь (S) есть металл (M) - меньшая посылка |следует то, что Земля имеет какую-либо кривизну |

|Медь (S) - электропроводна (P) - заключение |поверхности”. От сказанного с условием к сказанному |

| |безусловно - аргумент истинный только с учетом |

| |каких-либо условий нельзя выдавать за безусловно |

| |истинный во всех отношениях аргумент “Кофе полезен (он|

| |полезен в небольших дозах для поднятия артериального |

| |давления, в больших же дозах он вреден)”. Ошибки в УМЗ |

| |- ошибки в дедуктивных УМЗ - Нельзя вывести заключение|

| |от утверждения следствия к утверждению основания “Если |

| |число кончается на 0, то оно делиьтся на 5. Это число |

| |делится на 5 (но это не значит, что оно кончается на |

| |0)”. Ошибки в индуктивных УМЗ - поспешное обобщение |

| |“все свидетели много пиздят” или ошибка “после этого, |

| |значит” - пропажа вещи обнаружена после того, как этот |

| |чибис заходил в дом, следовательно он эту вещь спиздил. |

| |Ошибки в традуктивных УМЗ - ложные аналогии. |

|41 ПРАВИЛА ПКС. ПРАВИЛА ПОСЫЛОК И ТЕРМИНОВ. |42 1 ФИГУРА ПКС. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРАВИЛ. |

|Правила терминов 1. В каждом силлогизме должно быть только|Фигурами ПКС называются формы силлогизма, различаемые по|

|3 термина (S, P, M) ошибка - у4-рение терминов “Движение |положению среднего термина. . |

|вечно. Хождение в институт - движение. Хождение в институт|1 фигура : большая посылка должэна быть общей, меньшая |

|вечно”. |- утвердительной. |

|2. Средний термин должен быть распределен по крайней мере | |

|в 1-й из посылок. Ошибка - “Некоторые растения ядовиты. |M P |

|Белые грибы - растения. Белые грибы - ядовиты”. 3. | |

|Термин распределен в заключении если он распределен в | |

|посылке. Ошибка - “Во всех городах заполярья бывают белые| |

|ночи. Питер не в заполярье. В Питере не бывает белых |S M |

|ночей”. | |

|Правила посылок. 1. Из 2-х отицательных посылок нельзя |S - P |

|сделать никакого заключения “Дельфины не рыбы. Щуки не | |

|дельфины. ? “. 2. Если одна из посылок отрицательная, то | |

|и вывод должен быть отрицательным. “Все моржи долбоебы. | |

|Это животное не является долбоебом. Это животное не морж”.| |

| | |

|Из 2-х частных посылок вывод не следует “Некоторые | |

|животные - пресмыкающиеся. Некоторые организмы - животные.| |

|?”. 4. Если одна из посылок частная, то вывод тоже | |

|частный “Вор должен сидеть в тюрьме. Некоторые люди - | |

|воры. Некоторые люди должны сидеть в тюрьме”. | |

|43 НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМЗ. |44 ПОНЯТИЕ ПРИЧИНЫ МЕТОД РАЗЛИЧИЯ. |

|Непосредственными УМЗ называются УМЗ, делаемые из 1-й |Причина - явление или совокупность явлений, которые |

|посылки . К ним относятся превращение, обращение, |непосредственно обуславливают, порождают другое явление |

|противопоставление предикату и УМЗ по логическому |(следствие). Причинная связь существует для любого |

|квадрату. |явления. При наличие причины следствие наступает |

|Превращение - вид непосредственного УМЗ, при котором |обязательно. Условия способствуют или мешают действию |

|изменяется качество посылки без изменения ее количества, |причины. Причинная связь между явлениями определяется |

|при этом предикат заключения является отрицанием предиката|посредством ряда методов, которые открыл Ф.Бэкон. |

|посылки. |_________________________________________________ |

|Схема - S есть Р Вывод - S не есть не Р. “Все галогены | |

|являются неметаллами, Ни один галоген не является |Случаи появления предшествующие |

|металлом”. |наблюдаемое |

|Обращение - такое непосредственное УМЗ, в котором в |события а обстаятельства |

|заключении субъектом является предикат, а предикатом - |явление вероятно А и есть причина а |

|субъект исходного суждения. Схема - S есть Р, Р есть S.|--------------------------------------------------------|

|“Некоторые школьники - спортсмены, Некоторые спортсмены - |------------------------ |

|школьники”. |1) АБВГ |

|Противопоставление предикату - в заключении предикато |а |

|является субъект, а субъектом - понятие, противоречащее |2) БВГ |

|предикату исходного суждения, и связка меняется на |- |

|противоположную. | |

|Схема S есть Р, неS не есть S. “Все львы хищные |Метод различия - Если случаи при которых явление |

|животные. Ни одно нехищное животное не является львом”. |наступает различаются только в 1-м предшествующем |

| |обстаятельстве, то это обстаятельство и есть причина |

| |данного явления. См. в таблице. |

|45 СЛОЖНОЕ СУЖДЕНИЕ ИМПЛИКАЦИЯ. |46 ВТОРАЯ ФИГУРА ПКС ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРАВИЛ. |

| |Фигурами ПКС называются формы силлогизма, различаемые по|

| |положению среднего термина. . |

| |2 фигура - большая посылка общая и одна из посылок а |

| |также заключение, отрицательные. |

| | |

| |P M |

| | |

| | |

| | |

| |S M |

| | |

| |S - P |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

|7 ТРЕТЬЯ ФИГУРА ПКС ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ПРАВИЛ. |48 УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ. ИСТИННЫЕ МОДУСЫ.|

|Фигурами ПКС называются формы силлогизма, различаемые по | |

|положению среднего термина. . |УКС это такое дедуктивное УМЗ, в котором одна из посылок|

|3 фигура - Меньшая посылка должна быть утвердительной, а |- условное суждение, а другая - простое категорическое |

|заключение - частное. |суждение. |

| |1 модус - Утверждающий. Структура - Если А, то Б. |

| |Можно стороить достоверные УМЗ от утверждения основания |

|M P |к утверждению следствия. “Если этот металл натрий, то |

| |он легче воды. Данный металл - натрий. Данный металл |

| |легче воды”. |

| |2 модус - Отрицающий. Можно стороить достоверные УМЗ от |

|M S |отрицания следствия к отрицанию основания. “Если река |

| |разливается, то вода все затопляет. Вода нихера не |

|S - P |затопила. Река не разлилась”. |

| |3 модус - недостоверный. Нельзя получить достоверное |

| |заключение идя от утверждения следствия к утверддению |

| |основания. “Если данное тело - графит, то оно |

| |электропроводно. Данное тело - электропроводно. |

| |Вероятно данное тело - графит”. |

| |4 модус недостоверный. Нельзя получить достоверное |

| |заключение, идя от отрицания основания к отрицанию |

| |следствия. “Если у человека температура, то он болен. |

| |У этого человека нет температуры. Вероятно он не |

| |болен”. |

|49 РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ. ЕГО МОДУСЫ.|50 ДИЛЕММА КОНСТРУКТИВНАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ. |

| |Дилемма - это условно-категорическое УМЗ, где одна |

|Разделительным называется УМЗ, в котором одна или |посылка состоит из 2-х или более условных суждений, а |

|несколько посылок - разделительные суждения. |другая является разделительным суждением и если |

|Разделительно - категорическое УМЗ - когда одна посылка - |разделительное суждение содержит 2 члена. |

|разделительное суждение, другая - простое категорическое |Простая конструктивная дилемма - состоит из 2-х |

|суждение. Есть 2 модуса : |посылок. В 1-й утверждается, что из 2-х разных |

|1 модус - утверждающе-отрицающий. Союз “или” в этом |оснований вытекает одно следствие. Во 2-й утверждаются,|

|модусе употребляется как в виде строгой, так и нестрогой |что оба этих основания истинны. В заключении |

|дизъюнкции. “Данный глагол может стоять или в |утверждается следствие. “Если я пойду по мосту - меня |

|настоящем, или в прошедшем или в будующем времени. Данный|заметят. Если я пойду вброд - меня заметят. Я могу идти|

|глагол стоит в настоящем времени. Он не стоит ни в |по мосту или вброд. Меня заметят. “. |

|будующем, ни в прошедшем времени”. |Сложная конструктивная дилемма. Два основания в 1-й |

|2 модус - отрицающе-утверждающий. “Минеральные удобрения |посылке, во 2-й посылке утверждается истинность одного |

|бывают или азотными или фосфоритными или калийными. |или другого основания, в заключении утверждается |

|Данное удобрение не является не азотным, ни фосфорным. |истинность одного или другого следствия. “Если я ебну |

|Данное удобрение калийное”. |бомбу в городе, то завалю много народа. Если я ебну |

| |бомбу в лесу, то завалю себя одного. Я могу ебнуть |

| |бомбу в городе и в лесу. Я могу завалить много народа |

| |или я могу убить только себя.”. Простая деструктивная |

| |дилемма - 1-я условная посылка указывает на то, что из |

| |одного и того же основания вытекают 2 различных |

| |следствия, 2-я посылка это отрицания обоих этих |

| |следствий, а в заключении отрицается основание. “Если у|

| |человека столбняк, то через 1 день он сдохнет. Через |

| |один день человек не сдох. У этого человека нет |

| |столбняка”. |

| |Сложная деструктивная дилемма - 1 посылка состоит из |

| |2-х условных суждений с разными основаниями и разными |

| |следствиями, 2-я посылка - это отрицание обоих |

| |следствий. “Если Петров честен, он сделает задание |

| |сегодня, а если Петров добросовестен, то он сделает |

| |задание завтра. Но Петров не сделал задание сегодня и не|

| |сделал его завтра. Петров не честен и не добросовестен.|

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011