Мир как воля и представление
Мир как воля и представление
Содержание:
1. Эпохи жизненного пути.
2. Труд жизни . Основные понятия .
3. Значение философии Шопенгауэра .
Эпохи жизненного пути.
Артур Шопенгауэр родился 22 февраля 1860 года . Его отец был
довольно богатый данцигский купец. В возрасте девяти лет Артур
вместе с отцом, желавшим дать сыну хорошее образование,
отправляется во Францию. Прожив два года в Гавре, он отлично
изучает французский язык. Затем он четыре года проводит в
Гамбурге, где продолжает своё образование в частном
коммерческом училище. Страсть сына к науке тревожит отца ,
который надеялся увидеть в сыне преемника на коммерческом
поприще , поэтому на просьбы сына отдать его в гимназию отец
прибегнул к хитрости. Он предложил сыну или отказаться от
ученой карьеры и тотчас с родителями отправиться в путешествие
на несколько лет , либо поступать в гимназию , лишившись
возможности участвовать в столь любимых им путешествиях.
Артур выбрал первое и в течение двух лет ( от 15 до 17 лет )
он объехал с родителями Германию, Австрию, Швейцарию, Францию
и Англию. Во время путешествия он ведет дневник , в котором
уже тогда прослеживаются проявления пессимистического взгляда
на жизнь – ее темные стороны особо привлекают его внимание. В
Лионе веселый вид города по контрасту напоминает ему ужасы
революции , которые , казалось бы , должны были быть у всех на
памяти. “Не понятно ,- замечает он по этому поводу ,- как
сила времени может стирать самые живые и самые ужасные
впечатления.” Уже тогда прослеживается его антипатия ко
всеразрушающему времени , он даже переводит стихотворение
Мильтона , в котором высказывается желание бежать от времени.
По возвращении из путешествия ( в начале 1805 года ) Артур
поступает в учение к одному крупному коммерсанту. Через
несколько месяцев умер его отец. Это был широко образованный
человек , у которого энергичный характер представлял
выдающуюся черту , переданную сыну в наследство, но вместе с
этой чертой сын унаследовал от него и некоторые психические
ненормальности, которые были не чужды отцу : на него находили
болезненные припадки, в одном из них он и погиб. Кроме
наклонности к меланхолии , Артур унаследовал от отца
предрасположенность к бредовым идеям ; так , например , по
временам ( с раннего детства ) его охватывал по разным поводам
бессмысленный страх и крайнее недоверие к людям. По смерти
отца , уступая жалобам сына на непривлекательность
коммерческой деятельности , мать разрешила ему посвятить себя
науке, и он ревностно принялся изучать древние языки ,
переехав к матери в Веймар , куда она переселилась вскоре
после смерти мужа. Иоганна Шопенгауер ( Трозинер ) была
веселая , жизнерадостная но неглубокая натура. Тем не менее ей
нельзя было отказать В живом и наблюдательном уме и довольно
значительном литературном даровании. Когда сын переселился в
Веймар , между ним и матерью не произошло никакого сближения ;
напротив , их характеры были слишком различны. Сыну не
нравилось легкомыслие и тщеславие , мать возмущалась в сыне
его заносчивостью , духом противоречия , прямотою ,
переходящею зачастую в грубость , и тяготилась она также вечно
меланхолическим настроением сына , Взаимная холодность
отношений впоследствии В ( 1814 году ) привела к полному
разрыву между матерью и сыном и , хотя последняя прожила
после этого еще 24 года , они больше никогда не виделись ; в
конце ее жизни , впрочем , между Артуром и матерью
возобновилась дружеская переписка. В 1809 году Артур поступает
в Геттингенский университет студентом медицины , чтобы
основательно изучить естественные науки. После занятий
естественными науками Артур приступает к изучению философии. С
психологией и логикой он впервые познакомился на лекциях
Готтлоба-Эрнста Шульца , который посоветовал прежде других
философов проштудировать Платона и Канта , а позднее уже
приняться за Аристотеля и Спинозу . С осени 1811 до осени 1813
годов Шопенгауер проработал в Берлине , где продолжал
одновременно работать по естествознанию и философии. Лекции
Фихте и Шлейермахера мало удовлетворяли его; у первого он
слушал о “фактах сознания” , у второго – историю средневековой
философии ; от первого его оттолкнули оптимизм и не в меру
дискурсивная форма изложения , от второго – мысль о
примиримости философии и религии.
После упорной работы , изучив Платона и Канта ,
перечитав Гердера , Маймона , Бека , Шульца , Фриза и многих
других , он представил в Иене факультету диссертацию : “О
четверичном законе корня достаточного основания” и успешно
защитил ее . Это сочинение , заключающее в себе теорию
знания Шопенгауэра , представляет уже вполне зрелое
произведение , по мнению современных критиков. Как докторская
диссертация , оно было встречено сочувственными рецензиями ,
но литературного успеха в большой публике , на который
рассчитывал Шопенгауэр , книги не имели , что глубоко
огорчило его. В следующем году задумана работа “О зрении и
цветах” , написанная под сильным влиянием Гёте . Последующие
четыре года Шопенгауэр посвящает обдумыванию и созданию своего
главного труда : “Мир как воля и представление” . В 1914 году
Шопенгауэр окончательно порывает с матерью и сестрой Аделью ,
навсегда покидает Веймар и поселяется в Дрездене.
По окончании своего главного труда ( в 1818 году ) он он
уезжает в Италию. Через год , по напечатании его главного
труда Шопенгауэр выступает доцентом в Берлинском университете
. Он читал свой курс : “Учение о сущности мира и о
человеческом духе” . Не недостаток преподавательского
дарования , не характер курса , но всеобщее увлечение
гегелевской философией , вероятно , было причиной того , что
лекции Шопенгауэра не обратили на себя внимания студентов , и
хотя в следующие семестры он еще несколько раз объявлял о
своем курсе “ Об основании философии или о теории познания ,
включая логику” , но он никогда не читал этого курса. Вместе с
неуспехом преподавательской деятельности тяжелым ударом для
Шопенгауэра явился неуспех его главного произведения “ Мир как
воля и представление” . За пять лет после его выхода в свет о
нем появились только три рецензии Герберта , Бенеке и Ретце ;
все три заключали в себе наряду с возражениями и похвалы, но
прошли незамеченными публикой , как и разобранная в них книга
. На Бенеке Шопенгауэр обрушился бранной статьей ,
несправедливо и крае=йне грубо упрекая его в злостном
искажении своих мыслей . С этой поры ненависть к профессорам
Философии в Шопенгауэре принимает характер патологический .
Единственным утешением для оскорбленного самолюбия философа
было сочувственное отношение к нему со стороны Гёте и Ж.-П.
Рихтера , который писал , что мировоззрение Шопенгауэра
“обнаруживает часто безутешную и безнадежную глубину ,
подобно меланхолическому озеру в Норвегии , окруженному со
всех сторон мрачными стенами из крутых скал , в которых
никогда не видно солнца , а видно лишь в глубине звездное
небо , никогда над этим озером не пролетали птицы , не
пробежит и волна”. Этот неуспех тяжело отразился на мрачном и
без того настроении философа , но он продолжал работать.
Превосходное знание языков дало ему возможность перевести одну
испанскую книгу – сборник правил светской и житейской мудрости
Балтазара Грациана – на немецкий , а свою работу “ О зрении и
цветах” - на латинский . В августе 1831 года , при
наступлении холеры в Берлине , он перебрался во Франкфурт-
на-Майне , где и прожил всю свою остальную жизнь . Его труды
тридцатых годов , за исключением одного “О свободе воли” ,
написанное на конкурс по предложению норвежского королевского
общества в Дронтгейме и увенчанное премией , также мало
были оценены , как и предыдущие работы .
В сороковых годах у Шопенгауэра появляются приверженцы .
Сначала несколько юристов заинтересовались его
произведениями ( Беккер , фон Досс и др. ) и начали его
пропагандировать . Затем он нашел настоящего “апостола и
фамулуса” в лице Фрауэнштедта . Этот ловкий , услужливый
, сведущий и трудолюбивый поклонник оказал немалую услугу
Шопенгауэру ревностной популяризацией трудов своего
патрона . В дальнейшем их пути из-за деспотизма Шопенгауэра
разошлись . В 1844 году Шопенгауэр выпустил в свет
дополнительный том к своему главному произведению и принялся
за последний труд “Парерги и Паралипомены” – два тома статей
, дополняющих и разъясняющих его систему , которые появились
в 1851 году . Революции 1848 и 1849 годов вызвали в нем
только негодование и отвращение . Последняя книга Шопенгауэра
подошла к настроению начала пятидесятых годов . Особенный
успех имели статьи об университетах и духовидении ,
которое как раз в это время входило в моду . С этого времени
и до смерти Шопенгауэра его слав идет по нарастающей – его
переводят , о нем читают публичные лекции , начинают
излагать его учение в университетских курсах . У него
появляются новые приверженцы Ашер и Линднер , во Франкфурт
предпринимаются к нему поломничества , как к жрецу новой
религии , знаменитые писатели посещают его , ему целуют
руки , пишут восторженные письма и т.д. В “Senilia” он
говорит : “ Вечерняя заря моей жизни будет утренней зарей
моей славы , и я говорю словами Шекспира : “ доброго утра ,
господа , тушите факелы , хищный набег волков окончился ,
взгляните на кроткий день . Он предшествует колеснице Феба
и испещряет еще серый восток темными облаками”.
Артур Шопенгауэр умер в рассвете громкой славы 21
сентября 1861 года .
Труд жизни . Основные понятия .
Приступая к изучению философской системы Шопенгауэра ,
необходимо принять во внимание те условия , которые наложили
особый отпечаток на ход его мыслей . Главными особенностями
этой системы являются пессимизм , идеализм , эстетический
мистицизм и этика сострадания , аскезы сплавленные в
монистический волюнтаризм .
Пессимизм : много споров среди комментаторов Шопенгауэра
вызывало несоответствие между безвыходным пессимизмом и
проповедью аскезы и сострадания в теории философа и
удивительной жадностью к наслаждениям жизни , утонченным
эпикуреизмом , тем умением ловко устраивать дела ,
которое бросается в глаза при знакомстве с его биографией
. Одни , как Фрауэнштедт , усматривают в личности философа
истинный трагизм , другие , как Куно Фишер , полагают ,
что Шопенгауэр “рассматривал трагедию мирового несчастия в
бинокль из весьма удобного кресла , а затем уходил
домой с сильным впечатлением , но в то же время вполне
удовлетворенный”. Самою основною причиною пессимизма
Шопенгауэра является не болезненная меланхолия , не
внешние удары судьбы , а врожденная бедность
альтруистических чувств . Из них впоследствии он приходит к
этике сострадания .
Пессимизм Шопенгауэра относится к его идеализму , как
причина к следствию . Мы склоны считать что ценно для нас и ,
наоборот , что не имеет для нас никакой положительной цены ,
но является источником величайших страданий ( а таков
чувственный мир по Шопенгауэру ) , то мы желали бы считать
иллюзией , не настоящей , но лишь кажущейся
действительностью .Если Шопенгауэр, как пессимист , не
остался чужд влияния индийской философии , а как идеалист
-- влияния “божественного Платона и изумительного Канта”
, то эти влияния были лишь воздействиями на
благодатную почву , Это явствует из юношеских размышлений
Шопенгауэра о всеразрушающем характере времени . Учение
об идеальности времени тесно связано с учением об
идеальности всего временного всего мира . Поэтому всего
естественнее предположить такую цепь мотивов в творчестве
Шопенгауэра : дефект альтруистических чувств и врожденная
меланхолия – пессимизм – мысль об идеальности временного –
догматический идеализм . Что Шопенгауэр должен был прийти к
самому радикальному догматическому идеализму , отрицающему
не только трансцендентную реальность материи , но и Бога ,
и духов , и т.п. , это явствует из того , что в противном
случае для его пессимизма был бы выход , но он не желал
этого выхода . Поэтому критический идеализм не
удовлетворяет его ни своей теоретической , ни
практической сторонами .
Эстетический мистицизм . Если мир есть “арена ,
усеянная пылающими угольями” , которую нам надлежит
пройти , если правдивейшим его изображением служит
дантовский ад , то причиною этому служит , как мы
увидим , то , что “воля к жизни” непрестанно порождает в
нас неосуществимые желания ; являясь активными участниками
жизни , мы становимся мучениками ; единственным оазисом в
пустыне жизни служит эстетическое созерцание : оно
анестезирует , притупляет на время гнетущие нас волевые
импульсы , мы , погружаясь в него , как бы освобождаемся
от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в
сокровенную сущность явлений . Прозрение это интуитивное
иррациональное ( сверхразумное ) , т.е. мистическое , но оно
находит себе выражение и сообщается другим людям в
форме артистической художественной концепции мира ,
которую дает гений . В этом смысле Шопенгауэр , признавая
ценность за научной доказанностью в сфере теории
познания , в то же время видит в эстетической интуиции
гения высшую форму философского творчества : “Философия –
это художественное произведение из понятий”. Философию так
долго напрасно искали потому , что “ее искали на дороге науки
, вместо того , чтобы искать ее на дороге искусства”.
Такое значение , придаваемое Шопенгауэром эстетической
интуиции и творчеству гения , объясняется : во-первых ,
высоким художественным дарованием Шопенгауэра выражать свои
мысли с художественной яркостью , наглядностью и
изяществом , во-вторых , тем ,что Шопенгауэр в тот период
и в той среде , когда царил “культ гения” и искусству
придавали значение ключа к тайнам метафизики . Не следует
ни преувеличивать ни преуменьшать роль эстетического
иррационализма в системе Шопенгауэра .
Что этика Шопенгауэра есть этика сострадания , а не
этика долга , не этика счастия , не этика пользы , не
эволюционная прогрессивная этика и т.д. – это , очевидно ,
опять-таки результат его пессимизма , Этика долга требует
веры в смысл жизни . Этика счастия , хотя бы в форме
этики эгоизма , бессмысленна , ибо само счастие - иллюзия ;
оно сводится к простому отсутствию страдания ; этика
пользы и этика прогрессивная предполагают этику счастия
, а так как счастие абсолютно недостижимо , то и эти
формы морали не могут иметь места . Живя в эпоху
политической реакции и не веря в политический и вообще
социальный прогресс по разным основаниям , Шопенгауэр
должен был остановиться на единственной форме этики -
этике сострадания , ибо она сводится не к увеличению
нереального блага , а к обоюдному ослаблению вполне
реальных страданий и , следовательно , как и эстетическое
созерцание , совместима с пессимизмом .
Почему метафизика Шопенгауэра приняла форму
монистического волюнтаризма ? То есть почему Шопенгауэр
признал именно волю сокровенной сущностью вещей и почему
всякая множественность индивидуальностей ( множественность
вещей и сознаний ) представляется ему лишь видимым
отображением единой мировой воли ? ответ на первый
вопрос можно получить из сопоставления личности
Шопенгауэра с его метафизическим принципом . Дисгармония в
волевой деятельности , мучительный разлад между жаждой
жизни и в то же время полною неудовлетворенностью ее
содержанием , - вот что было источником личной трагедии
Шопенгауэра . Что же касается второго вопроса о монизме
Шопенгауэра , то эта черта его системы представляет
логически необходимое следствие его радикального
идеализма . Впрочем Шопенгауэр вводит в понятие единой
воли множественность потенций или Идей , в частности
множественность “умопостигаемых характеров” , равных по
числу множественности человеческих сознаний .
Теория познания Шопенгауэра . Шопенгауэр анализирует “
закон достаточного основания ” , где появляется неясность
в смешении логического основания и фактической причины .
Чтобы устранить эти неясности , надо прежде всего
указать на ту коренную особенность нашего сознания ,
которою определяются главные разновидности закона
достаточного основания . Это свойство сознания ,
образующее “корень закона достаточного основания ” , есть
неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта
: “Все наши представления суть объекты субъекта и все
объекты субъекта суть наши представления . Отсюда
вытекает что все наши представления находятся между собою
в закономерной связи , которую можно определить a priori
в том , что касается формы ; в силу этой связи ничто
изолированное и независимое , одиноко , особняком стоящее
не может стать нашим объектом” . Из корня разветвляются
четыре вида закона достаточного основания .
1) Закон достаточного основания “бывания”.
2) Закон достаточного основания познания .
3) Закон достаточного основания бытия .
4) Четвертый вид закона достаточного основания есть
закон мотивации .
Метафизика Шопенгауэра . К только что изложенному учению
Шопенгауэра примыкает его метафизическое воззрение на волю
как сущность бытия . В 1813 году , когда Шопенгауэр
заканчивал свою первую работу , его отношение к “ вещи в
себе” вообще было сдержанным : он говорит о “
подозрительном” понятии “вещи в себе” и указывает на его
противоречивый характер . В книге “Мир как воля и
представление” оказывается , что этому понятию соответствует
некоторое положительное содержание , Но , признавши
причинность субъективной функцией интеллекта , невозможно
без противоречия самому себе признать познаваемость вещи в
себе , ибо в таком случае пришлось бы допустить причинное
воздействие ее на познающий субъект , т.е. перенести
закон причинности за пределы сознания . Шопенгауэр ,
однако , полагает , что он избег упрека в свой адрес , ибо
, по его мнению , мы постигаем существование и природу вещи
в себе алогистическим , интуитивным , непосредственным ,
мистическим путем . Для нашего интеллекта дан лишь мир-
представление , но непосредственное чувство , сопровождающее
“неясное разграничение субъекта и объекта” , внутренним
путем вводит нас в сущность всякого бытия , в волю . Наше
тело знакомит нас и с физическими , и с психическими
переменами : в движениях его нам нередко дана причинность
в форме и бывания , и мотивации . Вот тут-то в актах ,
совершаемых нами одновременно по механической причинности и
по мотивам анм непосредственно становится очевидным , что
общим корнем и физического , и психического является
мировая воля . Очевидность эта есть самоочевидность – она
не нуждается в логическом обосновании , тем не менее
бесчисленное множество фактов , вся структура мира-
представления убедительно говорит нашему чувству , что это
так . Какими же чертами характеризуется мировая воля ?
1) Она алогистична : ей чужды наши законы достаточного
основания : пространство , время , причинность и
подчиненность законам мысли . Ее независимость от
законов мысли делает понятным , почему противоречивость
этого понятия ( воли –вещи в себе )не должна нас смущать
.
2) Она бессознательна : раз сознание есть условие
существования мира-представления , воля , как
потусторонняя сущность мира , должна быть чем-то
лежащим вне условий сознания , чем-то бессознательным .
3) Она едина : раз принципы индивидуальности ( пространство
и время ) неприложимы к сущности явлений , последняя
должна быть единой .
4) К ней , строго говоря , неприложимы и понятия и
духовного , и материального – она представляет нечто
возвышающееся над этими противоположностями , не
поддающийся логически точному определению в области
понятий : слепой стихийный побуд , движение и в то же
время стремление к жизни , к бытию в индивидуальных
чувственных формах .
Титаническая борьба сил в неорганической природе , вечное
зарождение новой жизни , жадное , непрерывное , безмерно-
изобильное в природе ( гибель бесчисленного множества
зародышей ) – все это свидетельствует о непрестанном
распадении ил воплощении единой воли в множестве
индивидуальностей . Хотя мировая воля едина , но мире-
представлении ее воплощения образуют рад ступеней объективации
. Низшей ступенью объективации является костная материя :
тяжесть , толчок , движение и т.д. представляют аналог
влечениям – в основе их , как внутреннее ядро так называемых
материальных явлений , лежит воля , единая сущность мира .
Органические формы растительные и животные возникли из низших
видов материи , но их происхождение не сводимо к физико-
химическим процессам : вся природа образует устойчивую
иерархию сущностей ; этим ступеням воплощения воли
соответствует мир неподвижных образцов для воплощения воли ,
мир Идей в платоновском смысле слова . Этот мир Идей
является как бы третьею промежуточной областью между единою
мировою волею и миром-представлением . Шопенгауэр был
трансформистом , т.е. предполагал происхождение высших
животных форм из низших , а последних из костной материи .
Сознание появилось в мире только с появлением животных , Его
нет у минералов , у растений есть лишь квази-сознание ,
лишенное познания. Как объяснить существование
досознательного бытия ? Шопенгауэр дает следующий ответ :
“Предшествовавшие всякой жизни на земле геологические
перевороты не существовали ни в чьем сознании , ни в
собственном , которого у них нет , ни в чужом , ибо его тогда
не было”. Так же он горит : “Оно ( объективное существование )
в сущности гипотетично, т.е. если бы в то первоисконное
время существовало сознание , то в нем изображались бы такие
процессы. К этому приводит казуальный регресс явлений ,
следовательно в вещи в себе заключалась необходимость
изображаться в таких процессах”.Значит , вся эволюция
досознательного мира обладает эмпирической реальность. В
человеческих индивидуумах воля находит себе окончательное и
полное воплощение :не человечеству , как роду , но каждому
человеку соответствует особая идея или потенция в мировой воле
; следовательно в человеке воля индивидуализируется во
множественности единичных “умопостигаемых характеров”. Самое
первичное , исконное , коренное в человеке – то , чем
характеризуется его сущность, это – воля ( чувствования и
страсти Шопенгауэр включает в понятие воли , в
противоположность познавательным процессам ). Интеллект –
другая основная психическая способность – играет по
отношению к воле служебную роль . Нами постоянно руководит
воля – она всячески влияет на интеллект , когда он расходится
с ее стремлениями . Господство воли над интеллектом и ее
вечная неудовлетворенность являются источником того , что
жизнь человека есть непрерывный ряд страданий . Важнейшие его
доводы сводятся к указанию на непрочность , мимолетность
наслаждений и на их иллюзорный характер .Как только желание
достигнуто нами , снова возникает неудовлетворенность , и мы
вечно переходим от страдания к скуке и обратно через
кратковременные промежутки неполного удовлетворения . К этому
следует добавить всю ту массу зла , которую вносит в мир
несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость и злоба .
Единственными оазисами в земном существовании служат философия
наука и искусство а так же сострадание другим живым существам
. Шопенгауэр в значительной степени смягчает свой пессимизм
указанием на моральное значение мира . По Шопенгауэру ,
распадение воли на множественность индивидуальных
существований – утверждение воли к жизни есть вина , и
искупление ее должно заключаться в обратном процессе – в
отрицании воли к жизни . В связи с этим у Шопенгауэра
своеобразное воззрение на половую любовь . В этом явлении
прослеживается метафизическая основа жизни Любовь есть
неудержимый инстинкт , могучее стихийное влечение к
продолжению рода . Влюбленный не имеет себе равного по безумию
в идеализации любимого существа , а между тем все это “военная
хитрость” гения рода , в руках которого любящий является
слепым орудием , игрушкою . Такой взгляд на любовь между
полами делает женщину главной виновницей зла в мире , ибо
через нее происходит постоянное новое и новое утверждение
воли к жизни . “ Узкоплечий , широкобедрый , низкорослый пол”
лишен всякой истинной оригинальности духа , женщины не
создали ничего истинно великого , они легкомысленны и
безнравственны . Благодаря их мотовству и стремлению к роскоши
, происходит 9/10 экономических бедствий человечества. В
конце концов Шопенгауэр смог сказать вместе с Пшибышевским ,
что женщина – это та веревка , на которой черти тащат души
грешников в ад . Итак , подтверждение воли к жизни ведет
человечество лишь к бедствиям , и только обратный процесс
отрицания воли к жизни ведет к облегчению . Кроме
философского познания , есть три стороны в жизни человека ,
смягчающие тягостность существования и содействующие
облегчению благодатного процесса искупления ,- это
эстетическое созерцание , мораль сострадания и аскетический
“квиетив воли”.
Эстетика Шопенгауэра . С раннего детства Шопенгауэр , имея
возможность путешествовать , мог развивать свой эстетический
вкус , а чувство красоты пробудилось в нем с особенной силой
при знакомстве с классическим миром .Сущность искусства
сводится к наслаждению безвольным созерцанием вечно
совершенных Архетипов-Идей и мировой воли – идей , поскольку
последние находят себе выражение в образах чувственной
красоты. Самые идеи вневременны и внепространственны , но
искусство , пробуждая в нас чувство красоты в прекрасных
образах , дает нам возможность прозревать сверхразумным
мистическим путем сокровенную сущность мира . Отдельные
искусства и их роды соответствуют преимущественно отображению
определенной ступени объективации мировой воли . Высоко ценя
трагическое в искусстве , Шопенгауэр отводит надлежащее место
и комическому , предлагая особую теорию смешного . В своей
эстетике Шопенгауэр ограничивается преимущественно указанием
метафизического содержания искусства , сравнительно меньше он
останавливается на формальных условиях красоты .
Этика Шопенгауэра . Кроме художественного прозрения в
сущность мира , есть еще другой путь к освобождению себя от
страданий , это – углубление в моральный смысл бытия .
Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о
свободе воли . Воля едина , но , как сказано , она включает в
себя мистическим образом множественность потенций объективации
в виде Идей и некоторую множественность “умопостигаемых
характеров” , численно равную числу человеческих индивидуумов
в опыте . Характер каждого человека в опыте строго подчинен
законам достаточного основания , строго детерминирован . Ему
свойственны следующие черты :
1) он прирожден , мы появляемся на свет , наследуя строго
определенный характер от отца и умственные способности
от матери .
2) он эмпиричен , т.е. по мере нашего развития мы
постепенно узнаем его и иногда против собственного
ожидания открываем в себе известные присущие нам черты
характера .
3) он постоянен . В своих существенных чертах характер
неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы .
Поэтому нравственное воспитание , с точки зрения
Шопенгауэра , невозможно. Воля человека , как эмпирической
личности , строго детерминирована . Но та сторона воли ,
которая кроется в “умопостигаемом характере” человека и
пренадлежит воле как вещи в себе , внепричинна и свободна .
Шопенгауэр пишет : “Свобода - это такая мысль , которая , хотя
, мы ее и высказываем и отводим ей известное место , на самом
деле не может быть нами отчетливо мыслима . Следовательно ,
учение о свободе мистично”.
Человеческой деятельностью руководят три главных мотива :
злоба, эгоизм и сострадание , Из них только последний есть
мотив моральный. Признание сострадания единственным мотивом
моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает психологически
и метафизически . Раз счастье – химера , то и эгоизм , как
стремление к призрачному благу не может быть моральным
двигателем. Раз мир лежит во зле и человеческая жизнь
преисполнена страданий , остается лишь стремиться к облегчению
этих страданий путем сострадания . Но и с метафизической точки
зрения сострадание есть единственный моральный мотив
поведения . В акте сострадания мы мистическим образом
прозреваем в единую сущность мира , в одну волю , лежащую в
основе призрачной множественности сознаний . С указанием на
сострадание , как на путь к отрицанию воли к жизни ,
Шопенгауэр соединяет проповедь аскезы. Аскеза , т.е.
пренебрежение всем , привязывающим нас к плотскому , земному ,
приводит человека к святости .
Значение философии Шопенгауэра .
Оно заключается не в том влиянии , которое Шопенгауэр
оказал на ближайших учеников и последователей своего
учения , как Фрауэнштедт , Дейссен , Майнлендер , Бильгарц и
другие . эти ученики были лишь полезными комментаторами
учения своего учителя . Огромное значение философии
Шопенгауэра заключается в ее влиянии на общий ход
философской мысли , на образование новых систем и
направлений . Новокантиантство в известной степени обязано
своим успехом философии Шопенгауэра : Либман находится
под влиянием Канта в шопенгауэровском освещении ( особенно
в вопросе об отношении интуиции к понятию ) . Гельмгольц
также является кантианцем в духе Шопенгауэра ( учение о
врожденности закона причинности , теории зрения ) , А. Ланге
подобно Шопенгауэру , сочетает в и непримиренной форме
материализм и идеализм . Из слияния шопенгауэровских идей с
другими мыслями зародились новые системы ; так ,
гегельянство , скомбинированное с шопенгауэровским учением
и другими элементами , породило “Философию
бессознательного” Гартмана , дарвинизм и шопенгауэровские
идеи вошли в состав философии Ницше , учение о”ценности
жизни” Дюринга выросло по контрасту из шопенгауэровского
пессимизма . Косвенным образом навеяны Шопенгауэровским
учением о наследственности исследования по этому вопросу
Рибо , учение Ломброзо о “ прирожденном преступнике” и
сенсационный памфлет о “ вырождении ” Нордау . Влияние
Шопенгауэра на Владимира Соловьева ( мораль в “ Критике
отвлеченных начал ” ) и Льва Толстого также несомненно.
Список литературы.
1. Артур Шопенгауэр, Мир как воля и представление.
2. Артур Шопенгауэр, Афоризмы житейской мудрости.
3. Философский словарь.
4. И. Лапшин Шопенгауэр . |