Мои кратчайшие шпоры по философии
Мои кратчайшие шпоры по философии
Мои кратчайшие шпоры по философии!
Вопросы:
1. Древнекитайская философия.
2. Древнегреческая философия. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
3. Древнегреческая философия. Пифагор. Гераклит.
4. Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.
5. Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор.
6. Древнегреческая философия. Софисты. Сократ.
7. Древнегреческая философия. Платон.
8. Древнегреческая философия. Аристотель.
9. Средневековая философия.
10. Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт.
11. Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.
12. Философия Французского Просвещения.
13. Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
14. Гегель.
15. Фейербах.
16. Кьеркегор и Шпенглер.
Ответы:
1. Древнекитайская философия.
В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд,
но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы
Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода,
земля), 5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн
человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов
(забота, страх, гнев, радость, созерцательность).
2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к
старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао
де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но
совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является
причиной всех изменений) есть величайшее существо,первоприч всего бытия, к
которой все снова возвращяется. В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь
(прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В соответствии с ними должен
жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй
(невозмутимое согласие).
2. Древнегреческая философия. Милетская школа. Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен.
Общие черты:
- Древнегреч философия зародилась в 6 веке до н.э.
- Формирование нового способа духовного самовыражения, кот имеет стройную
логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира.
- Характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое
- Натурфилософия, то есть Человек – неотъемлемая часть природы.
Милетская школа – 1ая натуралистическая. Фалес: первоначалом считал воду,
все из воды. Все рождается из влажного семени. Все что вокруг – не мертво,
а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна.
Является источником движения вещей. Приводил как примеры магнит и янтарь,
которые способны двигать предметы. Анаксимандр: Первоначало – единая,
первичная, вневременная субстанция АПЕЙРОН – вещественное начало, лишенное
границ. Apeiron с греч – «неопределенное». Апейрон превращ в различ земные
стихии, они переходят друг в друга. Все события происходят в процессе
борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания
солнцем влаги (из морского ила под воздействием солнечного света). Человек
произошел от рыб! Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух –
это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух
бесконечен.
Итог о милетской школе:
- она являлась рационализацией мифа
- характеризовалась пантеизмом (Бог = природа)
- человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич
природу (так как произошел из воды и т д)
- хар-зя также гилозоизмом – любое материал тело обладает душой
- философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали
были неизвестны
- все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление.
3. Древнегреческая философия. Пифагор. Гераклит.
Пифагор.
- Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые
отношения, пропорции отражают гармонию мира.
- Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония.
- Верил в переселение душ, возвращение подобного.
Гераклит.
- развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется.»
- написал труд «О природе»
- Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является
огнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю,
земля в воздух , воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное
дыхание.
- Основоположник гносеологии - учения о познании. Первым различал
чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не
чувствами! Познание начин с чувственного, но чувства должны быть
обработаны разумом.
- Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето
и зима, война и мир. В объединении этих противоположностей сущ гармония.
Борьба противоположностей – источник создания мира.
4. Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.
Они – представители элейской школы. Главная мысль – отрицани чувственного
познания.
Ксенофан.
- первовещество – земля.
- Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой,
следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а
понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога.
- Отрицал чувственное познание. Ч. п. – видимость, а познать сущность мира
можно только мыслью.
Параменид.
- Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не
имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.
- Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя
ни думать ни говорить, след-но оно не существует вообще. Чувственное
восприятие рождает мнение, мышление рождает истину.
- Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная
масса.
Зенон.
- диалектика
- 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не
издает, а мешок зерен – издает.
- чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно
должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно,
меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувств восприятие нас
обманывает!
- Разум – оружие достижения истины.
5. Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор.
Демокрит.
- признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота,
отделяющая их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино.
- Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и
расположения. Атомы нах в вечном движении и благодаря их соединению и
разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по
всему телу. Движение – это способ бытия материальных тел, так как атомы
внутри нах в вечном движении.
- Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как
все происходит по причине, и все случайные события – это просто выдумка!
- Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем
рациональное.
- Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг засчет обуздания
желаний и умеренного образа жизни.
Анаксагор.
- Вначале были различные мельчайшие элементы и находились они в хаосе.
Затем «мировой ум» их упорядочил, однородные эл-ты соединились в вещи,
все вещи образуются из уже существующих вещей.
- «Мировой ум» заключен в материи, в которой он творит, но не смешивается
с ней.
6. Древнегреческая философия. Софисты. Сократ.
Софистика:
- открывает новый период – рационалистический!
- Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с
развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным было не только
красиво говорить, а умение убедить.
- Протагор: человек есть мера всех вещей. Главное св-во материи –
изменчивость – распространяется и на человека. Все существует только в
относительности к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма).
Всякая вещь состоит из противоречивостей.
- Горгий: Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно
было бы познать.
- У софистов также соц-политич вопросы: считали важнейшими законы природы.
Каждый человек вправе считать добром то что хочет. Проблема человека.
СОКРАТ.
- человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое
главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать
невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей
нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье =
добродетель, зло = незнание добра.
- Метод субъективной диалектики, цель которого – установить истину. Истина
– знание, получаемое в результате диалога, беседы ( в противовес
софистам!)
- Использовал метод индукции (выведение общего из частного).
7. Древнегреческая философия. Платон.
- Мир состоит из мира теней, вещей и мира идей. Мир теней вторичен по
отношению к миру идей, нах в постоянном движении. Мир идей первичен,
вечен и постоянен.
- Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом –
Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и
звезды, приводимые в движение душой.
- Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа.
Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является
основой разумности, дает возм-ть познавать окруж мир. Человек имеет
врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.
- Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, то
есть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект. Знание=смысл!!
- Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона.
Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы,
философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, то
есть крестьяне, просто жители).
- Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев
своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать
свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды гос-ва как тирания,
олигархия.
8. Древнегреческая философия. Аристотель.
- бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен,
«МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна –
выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя
вместе!! (а у Платона??)
- у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост,
питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то
же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.
- Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных
ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально
содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и
логика. Создал учение о логике: там - осн логич законы, суждение,
умозаключение, определение, док-во…
- Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть
(все люди) и существенная (воины, правители). Признавал необходимость
сохранения рабства. Монархия - хорошо.
9. Средневековая философия.
Главное – БОГ!!! Вера, церковь.
Ранние:
Филон.
- жил на рубеже эр
- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный
архангел
- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех
- человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом,
разрывающимся между алчностью и отвращением.
- Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.
Ориген.
- критиковал Цельса. Цельс говорил, что христианское учение не оригинально,
Бог не приблизиться к человеку, если не испортится, применение христ
учения на практике опасно для государства.
- Христос у Оригена не избавитель, а образец.
- Святой дух - посредник между Христом и миром.
Восточное направление:
Ареопагит рассуждал о связь христианства с язычеством.
Григорий.
- поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.
- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной
философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское
умозрение.
- Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в
философских терминах.
Западное направление.
Августин.
- учение о предопределении
- человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и
божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.
- При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех
вещей.
- Самодостоверность человеческого сознания.
Фома Аквинский.
- связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она
бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.
- Мироздание в качестве иерархий построено Богом.
- Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы
знаем по вере.
Вильгельм Оккам.
- весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутр
и внеш опыту.
- В Бога надо верить!
- Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!
10. Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..
16-17 века.
Бэкон.
- материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов
ее движения.
- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет
силу.
- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что
каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может
быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы
рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова,
вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра
– в том что многие видят нереалистичную картину мира.
- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание.
Схоластика.
- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания
явления:
1. наблюдение фактов
2. их систематизация и классификация
3. отсечение ненужных фактов
4. проверка
5. обобщение
- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все
знания основываются на опыте!
Декарт.
- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???
- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное.
Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций
(субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой
себе).
- В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах
– исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами
(объем, вес и т д).
- Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном
познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я
существую.»
- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог
придумать историю о Боге.
- Метод дедукции
11. Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.
Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна
бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное)
находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:
- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого
себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.
- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции,
а единичные вещи – модусы субстанции.
- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута
протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть
некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они
не совмещаются.
Лейбниц.
- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.
- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими
монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность
индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие
вселенной.
Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы –
одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.
Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать
общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное
вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и
находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это
лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой
воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти,
впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за
чеорвеческого страха.
12. Философия Французского Просвещения.
- 18 век.
- Проблема человека, гуманизм.
- Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном
единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела.
Смерть тела – прекращение всей психич деятельности.
- Человек – инструмент природы, способный ощущать, чувствовать и мыслить.
Подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека. Гельвеций: роль
личного интереса в деятельности людей. Но не эгоизм, а «правильно понятый
личный интерес».
- Гуманизация межличностных отношений.
- Дидро – стремление к добродетели. Морал. воспитание развивает и укрепляет
естественную «врожденную» добродетель, формирует высокие нравственные
качества.
13. Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
- основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности
- впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика
познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ
познания
- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где
субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант
решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания,
исходя их самого субъекта.
- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти чел-ка)
и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность ч-ка как
такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное
начало.
- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо
изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.
- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и
возможности.
- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от
друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.
- Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей
в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть
причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо
есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы
разума.
14. Гегель.
- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).
- В основе рац познания лежит диалектическая логика.
- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное
тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества,
но это идеал.
- Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьба
противоположностей.
- Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и
отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.
15. Фейербах .
- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм =
рационализированная религия. Философия и религия противоположны!
- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле чел
сотворил Бога сам.
- Человек – часть вечной природы.
- Человек – психофизическое единство души и тела.
- Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.
- Человек - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс не согласен: человек
– историч и социал существо. Его сущность – не абстракт, присущий
отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений.
- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.
16. Кьеркегор и Шпенглер.
Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для
реального существования чел-а, ибо только принимая во внимание эту
реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает
разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на кот должны быть страх и
отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внеш мир, он недоверяет
внутреннему и советует чел-у отдаться в волю Бога. Диалектич теология и
экзестиолизм.
Шпенглер – теоретик культуры. В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет
предсказать будущее европ культуры в сравнении с древнегреческой. Западная
культура скоро погибнет. Его книга «Закат Европы» между 2 мир войнами. Но
недостатки: «факты важнее чем истина», плоский позитивизм, упрощающий труд
проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действит-ти. |