Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

О гражданине. Т. Гоббс

О гражданине. Т. Гоббс

| | |

|Тезис |Комментарий |

| | |

| | |

|От природы…люди желают всего,|Какова же человеческая природа в |

|что им нравится, и под |действительности, каковы те влечения и |

|влиянием страха стараются … |склонности, которые определяют, в конечном |

|избежать всякого угрожающего |счете, поведение людей? |

|им зла или с гневом |Английский философ Томас Гоббс на |

|отстранить его от себя. |поставленный вопрос дает однозначный |

|… они по природе лишены |ответ, что люди от природы подвержены |

|воспитания и не обучены |жадности, страху, гневу и остальным |

|подчиняться рассудку |животным страстям. |

|… люди от природы подвержены |Согласно учению Т. Гоббса, эгоизм |

|жадности, страху, гневу и |объявляется, таким образом, главным |

|остальным животным страстям, |стимулом человеческой деятельности. Но Т. |

|они, однако, не являются |Гоббс не осуждает людей за их эгоистические|

|злыми по природе (с. 292). |наклонности, не считает, что они злы по |

| |своей природе. Ведь злы не сами желания |

| |людей, указывает философ, а только |

| |результаты действий, вытекающих из этих |

| |желаний. |

|По природе своей мы ищем не | |

|друзей, а почета и выгод, |Гоббс утверждает, что сама человеческая |

|которых мы можем от них |природа такова, что человек старается |

|получить (с. 300). Каждое |извлечь из всего какую-то выгоду для себя, |

|объединение образуется ради |либо достичь уважения и почестей со стороны|

|пользы и славы, т. е. ради |товарищей. Однако Гоббс в тоже время |

|любви к себе, а не к другим |подчеркивает, что такое сообщество, |

|(с. 301). |возникающее ради приобретения славы не |

| |может быть ни большим, ни длительным, так |

| |как слава, как и почет, основываются на |

| |сравнении и превознесении одного над |

|Происхождение многочисленных|другим. |

|и продолжительных | |

|человеческих сообществ |Т.Гоббс считал, что количество полезных |

|связано не со взаимным |благ в этой жизни можно увеличить |

|расположением людей, а с их |посредством взаимных услуг, но в гораздо |

|взаимным страхом (с.302). |большей степени это достигается благодаря |

| |господству над другими, чем благодаря |

| |сообществу с ними; поэтому вряд ли кто-либо|

| |сомневается в том, что если бы не страх, |

| |люди от рождения больше стремились бы к |

|Все люди от природы равны |господству, чем к сообществу. |

|друг другу, наблюдающееся же | |

|ныне неравенство введено |Что касается страха и недоверия людей друг |

|гражданскими законами (с. |к другу, то они проистекают, по Гоббсу, |

|303). |из-за равенства физических и умственных |

| |способностей людей. Хотя мы зачастую и |

| |наблюдаем, что один человек сильнее или |

| |умнее другого, однако если рассмотреть их |

| |способности в совокупности, то окажется, |

| |что разница между людьми в этом отношении |

| |не настолько велика, чтобы тот или иной |

| |человек мог рассчитывать на какие-то особые|

| |преимущества для себя. Из-за равенства же |

| |способностей людей возникает равенство |

| |надежд на достижение целей, которые они |

| |перед собой ставят. По этой причине, если |

| |два человека желают одной и той же вещи, |

| |которой при этом не могут обладать вдвоем, |

|Естественным состоянием |они становятся врагами. |

|людей, до того как они | |

|объединились в общество, была|В самой природе людей заложены причины для |

|война, и не простая война, а |соперничества, недоверия и страха, которые |

|война всех против всех (с. |приводят к враждебным столкновениям и |

|307). |насильственным действиям, направленным на |

| |то, чтобы погубить или покорить других. К |

| |этому присоединяются жажда славы и |

| |разногласия во мнениях. Возникает война |

| |всех против всех. В ходе такой войны люди |

| |употребляют насилие, чтобы подчинить себе |

| |других или же в целях самозащиты. Но, так |

| |или иначе, каждый является врагом каждого, |

| |полагаясь только на собственную силу и |

| |ловкость, находчивость и изобретательность.|

| | |

| |Подобное состояние всеобщей войны и |

| |противоборства трактуется Гоббсом как |

| |отсутствие гражданского общества, т. е. |

| |государственной организации, |

| |государственно-правового регулирования |

| |жизни людей. Гоббс не только не |

| |идеализировал естественное состояние |

| |человечества, а, напротив, подчеркивал, что|

| |оно мешает нормальному развитию |

| |общественной жизни, отвлекает силы и |

| |способности людей от созидательной |

| |деятельности. В естественном состоянии, |

| |писал Гоббс, нет места трудолюбию, так как |

| |никому не гарантированы плоды его труда и |

| |даже собственная безопасность. Понятно, что|

| |у людей в таком состоянии отсутствуют |

| |всякие стимулы для занятия земледелием и |

| |скотоводством, для развития ремесла и |

| |торговли. Не могут при таких условиях |

| |появиться, естественно, науки и искусства. |

| |Словом, в обществе, где нет государственной|

| |организации и управления, царят произвол и |

|Закон есть некий правый |бесправие, и жизнь человека одинока, бедна,|

|разум, который называется |беспросветна, тупа и кратковременна. |

|естественным (так как он не | |

|менее присущ человеческой |Важно подчеркнуть, что естественный закон, |

|природе, чем какая-нибудь |по Гоббсу, не есть результат соглашения |

|иная способность или |людей, а представляет собой предписание |

|состояние души) (с. 310). |человеческого разума. |

|Основной естественный закон |Возникает вопрос: если естественный закон |

|гласит: нужно искать мир |есть предписание, или веление разума |

|всюду, где можно его достичь;|относительно того, что нужно делать и от |

|там же, где мира достичь |чего следует отказываться людям для |

|невозможно, нужно искать |сохранения своей жизни и здоровья, то |

|помощи для ведения войны (с. |откуда в таком случае возникает война всех |

|311). |против всех? |

| |Дело в том, что хотя у людей есть |

| |прирожденное желание требовать, прежде |

| |всего, удовлетворения своих личных |

| |интересов, они обладают еще и другим |

| |стремлением. Каждый из них старается |

| |избежать смерти и сохранить свою жизнь. |

| |Страх смерти, желание не только сохранить |

| |свою жизнь, но и сделать ее приятной – |

| |таковы, по Гоббсу, чувства, склоняющие |

| |людей к миру. Разум же подсказывает людям |

| |тот путь, который может обеспечить им |

| |мирную жизнь и процветание. Таким велением |

|Первый из производных от |правового разума и выступает естественный |

|естественных законов гласит: |закон, предписывающий людям добиваться мира|

|право всех на все невозможно |и согласия. |

|сохранить, необходимо или | |

|перенести на других некоторые|Комментируя этот закон, Гоббс указывает, |

|права, или отказаться от них |что в том случае, если бы каждый человек |

|(с.311). |стремился удержать свое право на все, люди |

| |находились бы в состоянии войны. Но так |

| |как, согласно первому естественному закону,|

| |люди стремятся к миру, то они должны |

| |согласиться отказаться от права на все вещи|

| | |

| |и довольствоваться такой степенью свободы |

| |по отношению к другим, какую они допустили |

| |бы по отношению к себе. Отказ от права |

| |совершается, по Гоббсу, или простым |

| |отречением от него, или перенесением его на|

| |другого человека (или на группу лиц). Важно|

| |также отметить, что, согласно Гоббсу, не |

| |все права человека могут быть отчуждаемы. |

| |Прежде всего, человек не может отказаться |

| |от права защищать свою жизнь и оказывать |

| |сопротивление тем, кто нападает на него. |

| |Нельзя также требовать и отказа от права |

| |сопротивления насилию, попыткам лишения |

| |свободы, заключения в тюрьму и т. п. |

| |Словом, подчеркивает Гоббс, человеку в |

| |любом случае должна быть предоставлена |

| |гарантия безопасности человеческой |

|Второй из производных |личности, иначе теряет всякий смысл |

|естественных законов гласит: |отречение или отказ от своих прав. Ведь |

|Соглашений нужно |мотивом и целью такого действия и служит |

|придерживаться или не следует|стремление к миру и безопасности |

|обманывать чье-либо доверие | |

|(с. 323). |Согласно учению Т. Гоббса, соглашение |

| |служит делу установления мира лишь |

| |постольку, поскольку мы, обязуясь, что-либо|

| |совершить или от чего-либо отказаться, |

| |придерживаемся своих обязательств; |

| |соглашения были бы бесцельными, если бы их |

| |не придерживались. Следовательно, по мысли |

| |Гоббса, положение, гласящее, что соглашений|

|Договором называется действие|нужно придерживаться или не следует |

|двух или многих лиц, |обманывать доверие, необходимое для |

|переносящих друг на друга |установления мира, является велением |

|свои права (с. 314). |естественного закона. |

| | |

| |Отчуждение прав может происходить, как уже |

| |говорилось, посредством или простого |

| |отречения от них, или же перенесением на |

| |другое лицо. |

| |В том случае, когда договор заключается по |

| |поводу того, что относится к будущему, он |

| |именуется соглашением. Соглашения могут |

| |заключаться людьми, как под влиянием |

| |страха, так и добровольно. Понятно, что |

|Третье указание естественного|Гоббс отдает предпочтение последнему виду |

|закона гласит: не допускай, |соглашений, а на первое место ставит |

|чтобы тот, кто, доверяя тебе,|добровольные соглашения людей относительно |

|первым оказал тебе услугу, |установления государства. |

|оказался из-за этого в худшем| |

|положении, чем раньше; или |Комментируя это утверждение, Гоббс |

|пусть никто не принимает |утверждал, что, если бы не соблюдалось |

|благодеяния иначе, как с |такое указание, то тот, кто первым оказывал|

|намерением направить все |бы какую-либо услугу, видя, что она |

|усилия на то, чтобы оказавший|бесполезна, поступал бы неразумно. Тогда |

|ему услугу не имел |была бы подорвана основа услуг всякого |

|достаточного повода сожалеть |доверия между людьми, всякая |

|об этом (с.328). |благожелательность исчезла бы, люди не |

| |оказывали бы друг другу никакой помощи и |

| |никто не сделал бы первой попытки к тому, |

|Четвертое указание |чтобы пробудить в них благодарность. Но в |

|естественного закона гласит, |тоже время Гоббс не считает это нарушением |

|что каждый должен проявлять |закона, нарушением доверия или соглашений, |

|ко всем предупредительность |такое нарушение Т.Гоббс называет |

|(с.328). |неблагодарностью. |

| | |

| |Согласно учению Гоббса, в силу естественной|

| |необходимости каждый всячески стремится к |

| |тому, чтобы обеспечить себе все необходимое|

| |для самосохранения. Но в то же время, Гоббс|

| |утверждал, что человек не должен |

| |присваивать себе то, что для него не |

| |является необходимым, ведь для кого-то это |

| |необходимо для самосохранения. В результате|

| |нарушается состояние мира. Следовательно, |

| |такой человек поступил бы вопреки основному|

| |естественному закону. |

|Шестое указание естественного|Гоббс утверждает, что веление природы |

|закона гласит: |состоит в том, чтобы каждый |

|При мщении или наказании |предупредительно и отзывчиво относился ко |

|нужно иметь в виду не ущерб в|всем. Того, кто нарушает этот закон, Гоббс |

|прошлом, но благо в будущем |называет невыносимым и обременительным для |

|(с. 330). |остальных. |

| | |

| |Этим указанием Т.Гоббс хотел сказать, что |

| |налагать наказания позволительно только с |

| |той целью, чтобы исправить самого |

|Седьмое указание |преступника или чтобы другие люди, |

|естественного закона гласит: |устрашенные его наказанием, стали лучше. |

|никто не должен показывать |Гоббс утверждает, что естественный закон |

|другому делом, словом, |велит нам при мщении обращать взор не |

|выражением лица или смехом, |назад, а вперед. Нарушение этого закона |

|что он его ненавидит или |Гоббс называет жестокостью. |

|презирает (с.330). | |

| |Все признаки ненависти и презрения больше |

| |всего побуждают людей к ссорам и дракам. |

| |Большинство из них предпочтут скорее |

|Восьмое указание |потерять жизнь, не говоря уже о мире, чем |

|естественного закона гласит: |снести оскорбление. |

|каждого человека по природе |Но так как естественный закон призывает нас|

|следует считать равным любому|к миру и самосохранению, необходимо, по |

|другому (с.331). |мысли Гоббса, придерживаться этого |

| |указания. |

| | |

| |Гоббс считал, что, если люди по природе |

|Десятое указание |равны между собой, то это равенство нужно |

|естественного закона гласит: |признать; если же люди неравны, то для |

|каждый человек при |поддержания мира, по мнению Т. Гоббса, |

|распределении права между |необходимо считать их равными, потому что |

|другими людьми должен |иначе они начнут бороться за власть. Этому |

|предоставлять им равные права|указанию противоречит гордость. |

|(с. 332). | |

| |При желании мы можем требовать себе меньше |

| |прав, ибо это иногда, по мнению Гоббса, |

| |служит доказательством скромности. Но, |

| |когда мы должны распределить право между |

| |другими, указанный закон запрещает нам быть|

| |более расположенными к одному, чем к |

| |другому. Ибо тот, кто не соблюдает |

| |требования естественного равенства, уделяя |

| |одному больше, чем другому, наносит |

|Пятнадцатое указание |оскорбление тем, кого он обошел. А уже |

|естественного закона гласит: |было ранее сказано, что такое оскорбление |

|необходимо, чтобы обе |противоречит естественным законам. |

|стороны, спорящие о праве, |Соблюдение этого указания Гоббс называет |

|подчинились решению |справедливостью, а нарушение его – |

|кого-нибудь третьего (с. |лицеприятием. |

|334). | |

| |Для сохранения мира, по мнению Гоббса, |

| |необходимо, чтобы обе спорящие стороны |

| |согласились обратиться к кому-нибудь |

|Не делай другому того, чего |третьему и обязали себя взаимными |

|не желаешь себе (с.336). |соглашениями подчиниться его решению |

| |спорного вопроса. Гоббс считал, что в этом |

| |случае не существует иного |

| |удовлетворительного выхода. |

| | |

| |Резюмируя все естественные законы, Гоббс |

| |сводит их к одному общему правилу. Перед |

| |нами то «золотое правило» нравственности, |

| |которое занимает видное место в истории |

| |этики и вошло в моральное сознание широких |

| |масс в форме поговорок. Гоббс прямо |

| |указывал на родство своего правила, |

| |выступающего как обобщение всех |

| |естественных законов, с евангельской |

| |формулой: «поступай по отношению к другим |

| |так, как ты желал бы, чтобы другие |

| |поступали по отношению к тебе». |

| |Придавая столь большое значение данному |

| |моральному требованию и даже характеризуя |

| |его как закон всех людей, Гоббс исходит из |

| |того, что это требование легко может быть |

| |понято и уяснено всеми людьми, даже |

| |необразованными и не отличающимися особым |

| |умом. К тому же правило удачно сочетает в |

| |себе эгоистический принцип, импонирующий |

| |каждому человеку от природы, с ограничением|

| |эгоистических притязаний людей в их |

| |собственных интересах. Попытка же |

| |английского мыслителя утвердить «золотое |

| |правило» в качестве универсального |

| |нравственного постулата в условиях |

|Естественные законы неизменны|классового эксплуататорского общество, хотя|

|и вечны: то, что они |и была абсолютно утопичной, объективно |

|запрещают, никогда не станет |выражала демократическое по своей сущности |

|дозволенным; то, что они |представление о равноценности всех людей в |

|предписывают, никогда не |нравственном отношении. |

|станет недозволенным (с. | |

|337). |В характеристике естественных законов Гоббс|

| |целиком и полностью оставался на уровне |

| |метафизических воззрений. Морально-правовые|

| |требования, выраженные в естественных |

| |законах, объявлены им вечными и |

| |неизменными. По Гоббсу естественные законы|

| |всегда и везде обязывают людей перед |

| |внутренним судом, или судом совести, но |

| |перед судом внешним не всегда, а только |

| |тогда, когда исполнение их не связано с |

| |опасностью. Провозглашая же вечность и |

|Как легко соблюдать |неизменность естественных законов, Гоббс |

|естественные законы; ведь для|исходил из того, что разум остается все тем|

|этого требуется только |же: не изменяются ни его цели, которыми |

|соответствующее стремление |остаются самозащита и мир; ни |

|(лишь бы оно было истинным и |предписываемые им средства. |

|постоянным) и того, кто его | |

|проявляет, мы по праву можем |Ибо человек, согласно учению Гоббса, |

|назвать справедливым (с. |который всеми силами стремится к тому, |

|338). |чтобы все его действия согласовались с |

| |указаниями природы, ясно показывает тем |

| |самым, что он имеет намерение исполнять все|

|Естественный и моральный |эти законы, а к этому сводится все, к чему |

|закон есть закон |нас обязывает наша разумная природа. Тот |

|божественный (с. 337). |же, кто исполнил все, что он должен |

| |исполнить, по мнению Гоббса, называется |

| |справедливым. |

| | |

| |Обращая внимание на это высказывание |

| |английского философа, свидетельствующее о |

| |непоследовательности его атеистических |

| |воззрений, надо подчеркнуть вместе с тем, |

| |что позиция Гоббса в данном вопросе была |

| |отнюдь не идентичной с позицией, которую |

| |занимали представители |

| |религиозно-идеалистической этики. Последние|

| |исходили из того, что мораль вообще |

| |немыслима без религии, так как имеет |

| |божественное происхождение, и что абсолютно|

| |неизменные принципы нравственности не |

| |зависят поэтому ни от человеческих |

| |соглашений, ни от воли правителей и |

| |законодателей. Согласно же Гоббсу, |

| |естественные законы, являющиеся законами |

| |нравственности, выступают как предписания, |

| |или повеления, разума. Они исходят, таким |

| |образом, из самой человеческой природы и |

| |являются божественными лишь в том смысле, |

| |что разум дан каждому человеку богом как |

| |мерило его действий. Что касается моральных|

|Только в государстве |установок Священного писания, то они, хотя |

|существует всеобщий масштаб |и объявлены людям самим богом, могут быть |

|для измерения добродетелей и |выведены, однако, и независимо от него |

|пороков (с.261). |посредством умозаключений из понятия |

| |естественного закона, т. е. опять-таки при |

| |помощи разума. |

| | |

| |Этика Гоббса по существу освобождала мораль|

| |от религиозной санкции, подчиняя ее |

| |авторитету государственной власти. Только |

| |государство, подчеркивал философ, созданное|

| |в целях обеспечения мира и безопасности, в |

| |состоянии гарантировать соблюдение |

| |естественных законов, придавая им характер |

| |гражданских. Тем самым государство |

| |становится высшим судьей в вопросах |

| |нравственности. Масштабом могут служить, по|

| |Гоббсу, лишь законы, установленные |

| |государством. При этом Гоббс подчеркивал, |

| |что он имеет в виду не частные законы того |

| |или иного конкретного государства, а законы|

| |вообще, или гражданские законы. Последние |

| |по своему содержанию совпадают с |

| |естественными законами и отличаются от них |

| |только тем, что опираются на силу |

| |государственной власти. |

| |Превращая моральные (естественные) законы в|

| |гражданские, Гоббс фактически устранял |

| |регулятивную функцию нравственности, |

| |вернее, объявлял ее недействительной без |

| |опоры на государство. Тем самым на первое и|

| |решающее место выдвигалось право, |

| |приказания государства, ибо только они и в |

| |состоянии реализовать те моральные |

| |требования, которые содержатся в |

| |естественных законах, придав последним |

| |принудительно-обязательный характер. |

| |Лишение нравственности ее важнейшей функции|

| |– регулятора общественной |

| |жизни – утверждение, что таким регулятором|

| |моральные требования могут быть, лишь |

| |поскольку они санкционируются |

| |государственной властью, безусловно, |

| |суживало сферу нравственности, обедняло ее |

| |содержание. Но с другой стороны, Гоббс |

| |лишал тем самым мораль не только всякого |

| |божественного ореола, но и того |

| |самодовлеющего и абсолютного характера, |

| |который приписывали ей религиозные философы|

| |и теологи. |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

| | |

Использованная литература:

Томас Гоббс

Избранные произведения

Издательство социально-экономической

литературы «МЫСЛЬ»

Москва – 1965

-----------------------

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра философии

Комментированное чтение произведения Томаса Гоббса

«О гражданине»

ВЫПОНИЛ: студент группы

ПРОВЕРИЛ:

ВОЛГОГРАД 2002

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011