Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова
Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова
ГГПИ
Кафедра философии
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
Особенности генезиса мировоззрения молодежи г. Глазова
Студентки 531 группы Касимовой И.В.
Студента 532 группы Габидуллина Т.Н.
Научный руководитель:
Кандидат философских наук, доцент
Гуляев А.А.
Глазов, 2000.
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Определение предмета и методов исследования. 5
§1. Понятие мировоззрения. 5
§2. Молодежь как социальная группа. 7
§3. Понятие о личности и ее особенности. 9
§4. Генезис как процесс. 10
§5. Характеристика социологических методов исследования. 11
Глава 2. Факторы генезиса мировоззрения молодежи. 13
§1. Образовательная система. 15
§2. Политические взгляды и государственная идеология. 17
§3. Средства массовой информации. 20
§4. Межличностные отношения. 22
§5. Культура: музыка, живопись, религия, философия. 24
§6. Ценностные ориентиры. 26
Заключение. 28
Список использованной литературы. 31
Приложение 1. 32
Приложение 2. 36
Введение.
Выбор темы нашей курсовой работы обусловлен в первую очередь спецификой
нашей будущей профессии – преподавательской работы в школе. Это требует от
нас возможно большего понимания внутреннего мира нашего ученика-подростка –
ведь его мировоззрение, как взгляд на мир представителя молодежи, сейчас
сформировавшей свою субкультуру, может весьма существенно отличатся от
нашего, и это может создать определенные трудности и в процессе обучения, и
в процессе общения, и даже привести и к непониманию.
Также необходимо отметить такую задачу педагога, как воспитание
ученика. Воспитание – прививание определенных норм поведения, позитивных
идей, передача опыта. То есть это – так или иначе, направленное
формирование мировоззрения своего воспитанника. Естественно, успешное
выполнение данной задачи также требует близкого знакомства с внутренним
миром ученика.
Таким образом мы видим, что для успешной работы с молодежью в
направлении обучения-воспитания каждому педагогу необходимо более или менее
быть знакомым с мировоззрением молодежи, так как именно эти знания
облегчают в значительной степени выполнение его задачи.
Актуальность нашей темы в первую очередь вызвана тем, что именно
молодежь – самая мобильная, подвижная, энергичная часть нашего общества.
Именно она уже через 10 лет превратится в основную часть нашего общества –
займет места от сферы производства до сферы управления, окончательно
сформировавшись в своем взгляде на мир. Поэтому знание ее мировоззрения
важно – именно молодежи принадлежит громадная роль в будущем.
Актуальной на наш взгляд эта тема является еще и потому, что
современная молодежь – явление уникальное. Она сформировалась на стыке двух
во многом противоречивых эпох – советской, социалистической, и сегодняшней,
российской, нацеленной на капитализм. Это, естественно, наложило отпечаток
на восприятие мира, обусловило большую вариативность в личном отношении к
сегодняшней жизни, привело к пересмотру жизненных ценностей, собственных
принципов.
Знание мировоззрения очень важно – не только в применении к молодежи.
Мировоззрение – взгляд человека на мир, его отношение ко всем вещам и
идеям, и даже его собственные ценности и идеалы, стремления и принципы.
Мировоззрение – важнейшая составляющая духовного мира человека, и без
знания его почти невозможно адекватно оценить его культурный потенциал.
Данная работа будет интересна педагогам, статистам и вообще людям,
интересующимся формированием сегодняшней молодежи. Работа содержит в себе
статистические данные, результаты анкетирования, бесед, дискуссий, отражает
убеждения и идей современной молодежи и отчетливо показывает их
разнородность.
Глава 1. Определение предмета и методов исследования.
Предметом нашего исследования является генезис мировоззрения молодежи и
те особенные черты, которые присущи мировоззрению сегодняшнего поколения.
Для лучшего понимания сущности исследования предмет изучения следует
расчленить на социальную группу, в отношении которой проводятся
исследования (то есть современная молодежь), выделить и определить личность
из коллектива, объект исследования, интересующий нас в этой социальной
группе (то есть мировоззрение как совокупность взглядов на мир) и
собственно интересующие нас процесс, то есть генезис, и его особенности.
§1. Понятие мировоззрения.
Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об
отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также
обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их
убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира
человеком, в единстве теоретического и практического подхода к
действительности[1]. Следует выделить три основных типа мировоззрения:
- житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями
жизни и передающимся с поколениями опытом,
- религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового
начала, выражается в эмоционально-образной форме,
- философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той
или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и
обладая определенной мерой логической доказательности.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных
представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в
нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим
людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел.,
определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных
ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и
оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса
или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и
общество в целом.
Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует
мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса
принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как
ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет
мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично.
Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.
В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То
есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная
(аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та
призма через которые видится действительность. Убеждения - не только
интеллектуальная позиция ,но и эмоциональное состояние, устойчивая
психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов,
идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки
человека.
В структуру мировоззрения входят идеалы. И. могут быть как научно
обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как
правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности.
Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее
отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует
на ее изменение.
Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий,
воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно
определяет жизненную позицию человека.
Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только
содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент
мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели.
Характер представления о мире способствует постановке определенных целей,
из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы,
которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания
превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер
убеждений, уверенности в правоте своих идей.
Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы
поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных
стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через
которую воспринимается и переживается все окружающее.
§2. Молодежь как социальная группа.
Что представляет собой молодежь как субъект социальных отношений?
Полемика между учеными по поводу определения молодежи, критериев выделения
ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. Ученые
разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии,
психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации,
сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют
идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической
борьбы.
В отечественном обществоведении долгое время молодежь не
рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа:
выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о
классовой структуре общества, и противоречила официальной идеологической
доктрине о его социально-политическом единстве. Одно дело говорить о
молодежи как о составной части рабочего класса, колхозного крестьянства,
советской интеллигенции, другое—признавать ее социальные особенности как
некоей целостности. В этом усматривалось противопоставление молодежи другим
социальным группам
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г. В. Т.
Лисовским[2]: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от
конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут
колебаться от 16 до 30 лет»(стр.32). Позднее более полное определение было
дано И. С. Коном[3]: «Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая
на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального
положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.
Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически
универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный
статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую
природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному
обществу закономерностей социализации».
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда
социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению
всего многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в
рассмотрении молодежи как органического субъекта развития общества.
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу
общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных теми или другими социально-
психологическими свойствами, которые определяются уровнем социально-
экономического, культурного развития, особенностями социализации в
российском обществе.
Молодежь в контексте нашего исследования – социально-демографическая
группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в
мир взрослых, адаптации к нему. Границы этой группы размыты и подвижны, но
их обычно связывают с возрастом 15-30 лет. Современная молодежь как
социокультурная группа характеризуется несколькими общими чертами: она
более образована, владеет новыми профессиями, является носителем нового
образа жизни и социального динамизма.
Усиление ориентации на общение внутри данной возрастной категории
приводит к образованию молодежной субкультуры, с ее специфическими
ценностями и идеалами. Она также является неотъемлемой принадлежностью
молодежи.
§3. Понятие о личности и ее особенности.
Личность - индивидуальное выражение общественных отношений и функций
людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей,
этических, эстетических и всех иных социальных норм. Личностные качеств
человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и
самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый
человек[4].
Личность формируется в процессе деятельности, общения. Иначе говоря,
формирование ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот процесс
требует от чел продуктивной активности, выражается в постоянной
корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает
необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием
самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот
основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика
личности.
Личность есть совокупность трех ее основных составляющих:
биогенетических задатков, воздействия социальных факторов и ее
психосоциального ядра - “Я”. Это Я определяет характер психики человека,
сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными,
уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций,
мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств
человека: собственного достоинства, долга, ответственности, совести,
справедливости. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его
Я - он то и служит основой внутренней самооценки и представляет собой то,
каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть.
Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы.
Главным результирующим свойством личности является мировоззрение.
Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только
выработав то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни,
получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою
сущность.
§4. Генезис как процесс.
Генезис – зарождение и последующий процесс развития, приведший к
определенному состоянию. Рассматривая генетический метод как метод научного
познания, - исследует возникновение, становление и изменение развивающихся
явлений. Он предполагает анализ некоего исходного состояния объекта
исследования и выведение из него последующих состояний[5].
Таким образом, в нашем исследовании генезис мировоззрения молодежи мы
рассматривает как обзор, анализ и прогнозирование процесса формирования
представления о мире, жизненных идеалов и целей, способа осознания
действительности у конкретной социально-демографической группы, единой по
ряду признаков – возрастному, демографическому, социальному и культурному.
Конечно же следует заметить что наше исследование имеет определенную
долю допуска и определенный процент неточности в применении к конкретной
ситуации и\или личности – так как его объектом является явление
формирования мировоззрения – достаточно сложное и во многом строго
индивидуальное и рассматривается оно не в применении к конкретной личности
(или даже четко очерченной группе схожих личностей), а к целой социально-
возрастно-культурной прослойке – к современной молодежи. Но тем не менее,
при условии достаточно большого охвата респондентов из числа молодежи с
помощью анкетирования, при конкретной временной и географической
локализации нашего исследования (исключительно Глазов) можно с большей или
меньшей уверенностью анализировать процесс генезиса мировоззрения молодежи,
конкретную ситуацию со взглядом на мир в среде молодежи, и даже в
определенной степени прогнозировать ситуацию в будущем, при условии, что
исследование останется на уровне социальной группы (не опускаясь до
положения конкретной личности из данной среды), все члены которой в
достаточной степени усреднены.
§5. Характеристика социологических методов исследования.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания
возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления
она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е
годы.
Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим
восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или
менее самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с
точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в
самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства,
в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни
коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат
таких исследований (собственно основания научного знания) и его
методология— инструменты сбора и анализа фактической информации.
В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них
включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения
сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.
Социология молодежи— отрасль социологической науки, изучающая молодежь
как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в
жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования
молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни
молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том
числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей
различными группами молодежи.
Как пишет А. В. Шаронов: «Социология молодежи как наука выстраивается
на трех взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на
подходе к познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-
теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-
демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и
социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных
ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических
исследований конкретные факты в различных сферах жизни»[6].
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта ее жизни и
деятельности с необходимостью предполагает прежде всего конкретизацию
самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская, сельская,
рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее
самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.
Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы конкретного видения
молодежи социологом в процессе исследования, когда он определяет ее не
просто как возрастную группу, а как специфическую социально-демографическую
группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими ей психолого-
физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно
деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в
социальный механизм; с другой - со своей субкультурой, внутренней
дифференциацией, соответствующей социальному делению общества.
Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе
общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и
особенностей образа жизни молодежи.
В анализе такого сложного явления, как формирование мировоззрения
необходимы комплексные методы исследования. В первую очередь используются
нами статистические методы, такие как анкетирование, которые позволяют:
1. Охватить необходимую массу респондентов.
2. Дают исследованию строгую фактологическую базу, которая
основывается на конкретных цифрах.
Социологическая анкета, по которой проведено исследование, дана в
Приложении 2.
Необходимым элементом в работе является проведение бесед и дискуссий.
Непосредственное общение с молодежью дает возможность перейти от общих цифр
опроса к анализу мировоззрения конкретной личности. Прямой контакт
позволяет глубже узнать культуру молодежи на примере конкретного случая.
Обобщенные результаты подобных бесед можно использовать в качестве еще
одного источника материала для исследования. К сожалению, данная тема мало
разработана в современной научной литературе, так как необходимо отметить,
что рассматриваемый процесс чрезвычайно динамичен, и временно-ограничен -
имеет узкие временные рамки, за пределами которых исследования теряют свою
актуальность.
Объем информации по данной теме мал, поэтому приходится опираться
главным образом на собственные материалы. Таким образом, информация,
полученная при использовании разнообразных методов исследования, будет
представлять достоверную обширную базу для разностороннего рассмотрения
процесса генезиса мировоззрения молодежи.
Глава 2. Факторы генезиса мировоззрения молодежи.
Для того, чтобы понять особенности мировоззрения человека, необходимо
подробно рассмотреть факторы, которые влияют на его формирование. Фактор –
это какое-либо явление внешнего мира, которое влияет на формирование
сознания человека. Сознание человека находится постоянно в процессе
изменения. Оно постоянно испытывает влияние взаимодействия на него внешних
и внутренних процессов. В зависимости от характера этого влияния
проистекают особенности в создании миропонимания.
Чтобы получить необходимое для нашего исследования обобщение, нужно
разделить факторы на ряд групп и затем по возможности подробно их
проанализировать. Эта группировка может быть создана на основе рассмотрения
человека как части общества и анализа его взаимодействий с обществом. Мы
разработали следующую систему группировки факторов:
1. Образовательная система. Под этим следует иметь ввиду не
только собственно образовательные учреждения, но и в общем
воздействие на человека воспитательных процессов.
2. Государственная идеология и политика – то есть требования
государства сформировать некий стандарт жизненных позиций,
ему (государству) необходимых.
3. Средства массовой информации. Степень влияния основных
источников информации на сознание подростка, подверженность
воздействию.
4. Межличностные отношения - взаимодействия между людьми
происходят как внутри своей социальной группы (то есть между
подростками одинакового возраста и социального положения –
по горизонтали), так и с другими социально-возрастными
группировками (по вертикали). Необходимо отдельно выделить
влияние на формирование личности подросткового (молодежного)
коллектива.
5. Культура – пласт, сосредотачивающий выражение духовных
потребностей человека, исторически определенный уровень
развития общества, творческих сил и способностей человека,
выраженный в формах организации жизнедеятельности людей, а
также создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Данный фактор можно разделить на подфакторы:
- музыка
- искусство
- философия и религия
6. Ценностные ориентиры. Руководствуясь собственными
моральными, эстетическими и интеллектуальными чувствами,
человек формирует собственные идеалы и жизненные ценности –
позиции, которыми он руководствуется в своей деятельности.
Их можно в свою очередь разделить на несколько важных групп:
- отношение к труду.
- отношение к деньгам.
- отношение к Родине (патриотизм).
- отношение к семье.
Далее мы хотим подробнее разобрать каждый из представленных факторов на
основе анкетных данных и показать их влияние на формирование мировоззрения
молодежи.
§1. Образовательная система.
Результаты анкетирования, бесед с учащимися и учителями, анализ
поведения учеников в ходе прохождения педагогической практики показывает
определенные тенденции в сфере отношения молодежи к образовательной
системе.
В первую очередь, число людей, удовлетворенных сегодняшним состоянием
образовательной системы крайне невелико (30% опрошенных). Основные ее
недостатки лежат, с точки зрения учащихся, в слишком большом давлении на
него школьной системы, ее авторитарного стиля (40% респондентов) – это
выражается в чрезмерной загруженности учеников занятиями и домашними
заданиями. Из-за того, что они лишены права выбора предметов, к которым они
чувствуют наибольшую предрасположенность (или это право крайне ограничено
государственными стандартами по образованию). Также 25% опрошенных в целом
не устраивает качество знаний, даваемых в школе – очевидно, им не хватает
знаний и они стремятся к большему - на это мы еще обратим внимание в
дальнейшем. И к этому необходимо прибавить фактор, проявившийся не так
давно – это платное образование, доступное только детям состоятельных
родителей, которых совсем немного. А следовательно, все другие лишаются
возможности получить более качественное и престижное образование, что
вызывает в них законное недовольство (17%).
Также к финансовым проблемам, проявившимся в текущее десятилетие,
относится и вопрос о плохом материальном обеспечении школ – как в смысле
оплаты труда преподавателей, так и в смысле технической оснащенности школ.
Первое ведет к снижению престижности профессии учителя, а значит оттоку
талантливых учителей из школы в другие, более прибыльные сферы работы,
второе – к невозможности получить современное техническое образование на
должном уровне (особенно учитывая бурный прогресс компьютерных технологий и
их активное проникновение в сферу образования).
Ученики подмечают все недостатки, отрицательные стороны образовательной
системы потому, что в сегодняшней ситуации они сами как никто иной
заинтересованы в том, чтобы она функционировала как можно лучше и давала бы
им наиболее качественные знания и умения. Об этом свидетельствует анализ
ответов на вопрос: «Устраивает ли Вас собственная образованность?». 78%
респондентов ответили однозначно – не устраивает, и они работают над
расширением собственных знаний. Это свидетельствует о том, что
распространенный среди людей старшего поколения стереотип о молодежи как
людях, которым знания не нужны, в корне неверен. Вероятно, такой подход был
характерен для молодого поколения 5-7 лет назад, которое переживало эпоху
пересмотра всех ценностей ушедшей в прошлое социалистической системы, среди
которых была и образованность.
Теперь же, в новых условиях жизни, когда основной (или по крайней мере
одной из важнейших) проблемой молодежи является поиск перспектив в будущем
(по материалам анкетирования, у более 50% респондентов перспективы в
будущем весьма нечеткие), и в первую очередь – престижной и
высокооплачиваемой работы в будущем, после окончания учебы. Но необходимым
условием получения такой работы является нужное образование. Это четко
понимает современная молодежь и стремится к приобретению знаний – в нужных,
перспективных отраслях.
Таким образом, на сегодняшний день мы видим, что престижность
образования (а значит и знаний) в среде молодежи стремительно растет.
Появилась устойчивая ассоциация – если человек образован, значит он умен и
способен заработать деньги, чтобы обеспечить себе достойное существование.
Особенно ярко эта особенность проявляется среди интересующей нас
возрастной группы – старших школьников. По окончании школы им будет
необходимо продолжить образование – а значит, знания и образованность
занимают в их сознании достаточно большое место.
§2. Политические взгляды и государственная идеология.
Прежде чем начать рассмотрение этого фактора, необходимо сказать
несколько слов о сущности такого явления, как государственная идеология.
Государственная идеология – политика государства по формированию образа
мыслей и стиля поведения своих граждан, направленное на установление
контроля над развитием личности человека, стандартизовав ее и сформировав в
ней именно те качества, что нужны обществу и государству.
Яркие примеры воздействия государственной идеологии на людей мы видим в
авторитарных или тоталитарных государствах, например СССР или нацистская
Германия. В них, государственная идеология, оправдывая свое существование
фактором внешней и внутренней опасности, ничем не прикрываясь, вещала
пользуясь всеми СМИ и напрямую оказывала давление на умы граждан, широко
используя такие тоталитарные методы как запугивание и замалчивание
недовольных, жесткую цензуру и монополизацию права на предоставление
информации.
Казалось бы, в свете вышесказанного, современные так называемые
демократические государства не имеют ничего подобного – ни четко выраженной
и официально признанной идеологии а значит - ни давления, ни морального
насилия. Однако это не значит, что официальная идеология как таковая вообще
отсутствует. Идеология обязательно должна присутствовать в любом
государстве – так как именно она определяет основной курс государства в
политике и определяет отношение граждан к государству.
В свете этих фактов, не вызывает сомнения то, что в современной России
имеется государственная идеология. Это так называемая идеология
либерализма, впервые появившаяся в Англии. Основной постулат: преобладание
личных интересов над общественными (общество нужно постольку, поскольку оно
помогает отдельному его члену). Основные ценности: свобода человека в
решениях и действиях, самодостаточность человека, отсутствие реальных
механизмов создания ответственности за свои поступки перед другими людьми.
Следует сказать, что идеология либерализма была перенесена на российскую
землю достаточно спонтанно и механически – прозападно настроенное
правительство избрало ее в качестве замены для коммунистической идеологии,
частично развалившейся, частично разрушенной.
Однако либеральная идеология, как известно из истории, никогда не была
распространена в России (кроме узких кругов прогрессивной буржуазии и
интеллигенции в конце XIX- начале XX веков), так как противоречит
традиционной русской культуре с ее общинными началами, преобладанием
коллективистских чувств, отсутствием меркантильности. Именно поэтому, как
мы видим сегодня, через 10 лет после начала внедрения в страну либеральной
идеологии – она снова не нашла в России успеха, распространившись лишь в
кругах прозападно ориентированной интеллигенции.
В таком случае, если в среде молодежи официальная идеология не имеет
успеха, то что же ее заменяет? Какой молодые люди видят свою страну в
будущем и что они готовы сделать для этого? Большинство (40%) отвечают на
вопрос о предпочтительной политике в государстве – «не знаю». Кроме этого,
выясняется, что у многих респондентов представления о необходимых мерах для
изменения сложившейся обстановки расплывчаты, абстрактны и отражают лишь
основные потребности, острые проблемы без учета путей реализации этих
требований (например, 20% - за улучшение условий жизни, 10% - за наведение
порядка, но и в том, и в другом случае это лишь благие пожелания). И лишь
20% респондентов (в основном из старших классов) могут четко и
аргументировано объяснить свои политические взгляды в общем на текущую
политику государства. Только 5% из них лежит в области продолжения реформ и
развития демократии. А вот остальные 15%, на что следует обратить особое
внимание, хотят ведения жесткой и достаточно авторитарной политики, которая
бы смогла, по их мнению, решить первоочередные государственные задачи.
Отношение к политике как к виду деятельности, профессии и к политикам
как к людям, к их человеческим качествам среди молодежи достаточно
негативное. 60% респондентов считают всех современных политиков людьми
корыстными, основная задача которых – поиск выгоды для себя, и только 20%
молодежи считают, что бывают исключения. 15% не согласны с утверждением о
своекорыстии политиков. Мы видим, что доверие к деятелям сегодняшней
политической арены среди молодежи крайне мало, и нужно сказать, что вызвано
это недоверие действиями самих политиков. В связи с чередой выборов,
прокатившихся по стране в конце 1999 – начале 2000 годов получила
распространение так называемая война компроматов, инициированная самими
политиками и направленная против конкурентов, в желании «подмочить» им
репутацию. Очевидно, в результате этого репутация была потеряна не сколько
у отдельных лиц (вряд ли у простого человека есть время и желание
разбираться в тонкостях политической борьбы), а у всей категории политиков,
стоящих у власти либо находящихся в оппозиции к ней. Вероятно, к этим
факторам недоверия следует еще и приплюсовать усталость населения от
бесконечных политических баталий, заполонивших СМИ.
Таким образом, подводя итог вышенаписанному, мы видим – в среде
молодежи официальная идеология государства отклика не находит, большая
часть молодежи аполитична (причины – недоверие политикам, большое
количество бытовых проблем) и не имеет четко выраженных политических
убеждений. Вероятно, по этой причине в России на настоящий момент на
существует ни одной по настоящему массовой молодежной партии.
Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к
политической жизни общества, образно говоря, в позиции «стороннего
наблюдателя». На уровне самоидентификации проявление каких-либо
определенных политических установок минимально. Вместе с тем
эмоциональность, легковерность и психологическая неустойчивость молодых
людей умело используются политическими элитами в борьбе за власть.
Особое внимание нам следует обратить на 15-20% молодых людей (чаще
юношей, чем девушек) не просто разбирающихся в политике, а имеющих свои
политические убеждения, и что самое главное – радикально и
антиправительственно настроенных. Если ко всему этому учитывать
естественный максимализм (а значит, тот же радикализм) свойственный
молодежи всех времен, этого самого потенциально активного слоя населения,
то можно прогнозировать рост экстремистских настроений в будущем (причем,
судя по отношению к патриотизму, на националистической основе) и создание
достаточно массовых молодежных политических организаций, которые не будут
примыкать ни к одной из существующих политических партий, уже
скомпрометировавших себя и следовательно резко оппозиционных,
неподконтрольных правительству.
§3. Средства массовой информации.
Все возрастающую роль в современной жизни играют средства массовой
информации (СМИ), через которые человек сегодня не только получает
необходимую ему информацию (такую как новости), но и черпает из них
поведенческие стереотипы, ценности и идеалы и многое другое. Средства
массовой информации сегодня вышли за пределы своего изначального
предназначения – распространения информации и превратились, наряду со всем
прочим, в один из факторов формирования мировоззрения. Его особенности нам
и предстоит выяснить.
Современная молодежь, как показало анкетирование, значительную часть
своего свободного времени проводит за телевизором (52% проводят у голубого
экрана более 3 часов в день). Если учесть то, что информация, поглощаемая с
экрана, носит в основном развлекательный характер (около 35% респондентов
из всех программ выделяют развлекательные, более 55% регулярно смотрят
художественные фильмы), то можно уверенно говорить, о том, что телевизор
используется как средство отдыха и развлечения. Однако необходимо заметить,
что ј респондентов выделяется из общего потока развлекающихся. Они уделяют
наибольшее внимание информационным и познавательным программам,
следовательно для них телевизор – источник знаний, средство повысить
собственную образованность.
Для основной массы респондентов (55%) телевизор – прежде всего
кинофильмы, которые являются явлением, относящимся к сфере культурной
жизни. Не углубляясь в ее рассмотрение, отметить засилье иностранной
видеопродукции на наших экранах. На экране все чаще демонстрируется грубое
насилие и эротика, пропагандируются наркотики (особенно психоделики),
особенно в связи с распространением негосударственного и кабельного
телевидения, по которым и транслируются чаще всего западные
малохудожественные фильмы. Этот процесс внести свой вклад в криминализацию
обстановки, особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые и
составляют основную аудиторию зрителей.
Одну треть молодежной телеаудитории составляют любители и постоянные
зрители сериалов. Эти «мыльные оперы», которые длятся годами, формируют
пассивный образ жизни и формируют нереальные представления о пространстве и
времени, отвлекают эмоции людей от реальной жизни на переживание
вымышленных событий.
Особое внимание следует обратить на 10% респондентов, которые смотрят
все подряд, вне зависимости от содержания передач – очевидно, для них
телевизор является средством убийства свободного времени (которое больше
занять нечем) без каких-либо познавательных воздействий.
Современная молодежь из всего объема информации имеет способность
отфильтровывать ненужное и бесполезное, не принимая на веру все, что видят
на экране или читают с газетного листа, то есть обладают некоторым
иммунитетом к влиянию СМИ на разум. 52% респондентов самостоятельно
анализируют и сопоставляют информацию, поступающую из СМИ – то есть
принимают на веру далеко не все. Меньшая часть – около 30% - полностью
доверяет СМИ, то есть подвержены их воздействию. 11% аудитории полностью не
верят СМИ – очевидно, они для них уже исчерпали до конца кредит доверия и
теперь вызывают лишь скепсис.
Таким образом, несмотря на массированное давление СМИ на молодежь, она
выработала четкие оценивающие функции относительно из содержания и поэтому
не может быть легко контролируема через СМИ. Телевизор, радио, газеты –
жизненно необходимые вещи для подроста, он ощущает острую нужду в
информации, которую он черпает именно из СМИ.
§4. Межличностные отношения.
Кроме факторов направленно влияющих на молодежную среду извне, нельзя
игнорировать те процессы, которые происходят непосредственно внутри этой
социальной группы. Межличностные отношения можно разделить на вертикальные
(с иновозрастными группами) и горизонтальные (внутри самого этого
общества). Данные анкетирования по этому вопросу представляют нам следующую
картину: молодежь в большинстве своем испытывает чувство одиночества, но
оно внутреннего характера, то есть вызвано претензиями качества, а не
количества. Многие проблемы возникают внутри социальной группы. Чем вызван
этот дискомфорт?
На первом месте стоит лицемерие (25%). Люди чувствуют фальшь,
искусственность, неискренность в отношениях друг с другом. Анализируя слова
и поступки, они отказываются воспринимать подобные явления. 11%
респондентов считают причиной собственных затруднений в общении
недостаточную. Умственную развитость своих собеседников. То есть по тем или
иным причинам объективно или нет, они считают себя интеллектуально выше
людей своего круга общения, а поэтому не могут адекватно с ними общаться.
Очевидно, действия этих людей рождают другую причину недовольства в кругу
общения – высокомерие (7%).
Очевидно, в молодежной среде проходит бум моды на различные вредные
привычки: курение, пьянство, наркомания и возрастает число их противников.
10% относится негативно к подобным привычкам сверстников и проявляют
недовольство этим в общении с ними.
Новое поколение отличает отсутствие особых комплексов во
взаимоотношениях с противоположным полом. 60% не испытывают
коммуникативных затруднений, 20% – только иногда, и лишь 10% говорят о
наличии серьезных комплексов. Из этого можно сделать вывод, что грань в
общении между полами легко преодолевается.
В конце XIX—начале XX в. на фоне всеобщего кризиса сформировалась
программа смены основного системообразующего признака личности: стремление
к стабильности, фиксированности положения, уступило место движению,
изменению, т. е. устойчивой динамической целостности мироощущения.
Эта программа и оказалась реализованной в поколении современных молодых
людей, лозунг которых «Перемен! Мы ждем перемен!» с особой силой прозвучал
в конце 80-х годов.
Изменилось и качество конфликта «отцов» и «детей». В нынешней ситуации
молодежь хорошо ощущает несоответствие навязываемых ей культурных
стереотипов и норм поведения— жизни, а вместе с этим отказывается понимать
и принимать всю традиционную культуру.
В отношениях по вертикали данные исследования получились такими: 1/3
молодежи относится к жизненному опыту взрослых категорически отрицательно.
Другая треть относится с уважением, и только оставшиеся 30% процентов умеют
правильно синтезировать и совмещать свой собственный опыт с социальным
опытом старшего поколения. Эту картину подтверждает ответ на вопрос:
«Хотите ли вы походить на своих родителей?» . данные практически схожи с
вышеописанными: «да» - 24%, «нет» - 29%, «когда как» - 33%.
Итак, межличностные отношения являются основным фактором воздействия и
формирования мировоззрения. И именно в среде молодежи общение сегодня
проходит далеко не безпроблемно, конфликты наблюдаются как с людьми
старшими по возрасту (вопрос пересмотра традиционных ценностей) и внутри
молодежной группы. Разрешить данный проблемы достаточно сложно, так как они
вызваны специфическими чертами характера подрастающего поколения:
максимализм, требовательность, желание возвысится над сверстниками.
§5. Культура: музыка, живопись, религия, философия.
Одним из важнейших показателей молодежной культуры является музыка.
Одним из предпочтительных для молодежи в современной музыке является
прогрессивное направление. Прогрессивное направление характеризуется тем,
что ведущую роль в нем и грает ударные частые элементы, наличие неживого
компьютерного инструментала. По мнению молодежи, это направление дает
возможность проявлению фантазии, в отличии от легкой популярной музыки,
которая также распространена в молодежной среде. Так называемая поп-музыка
характеризуется отсутствием смысловой нагрузки на текст и особой легкостью
восприятия. Эти типы музыки распространены на дискотеках, радиостанциях,
телевидение.
Однако все большее количество молодых людей увлекается рок направлением
в музыке, которое можно смело противопоставить вышеперечисленным
направлениям. Для рок-музыки характерна более серьезная смысловая нагрузка,
реалистичное изображение мира в текстах песен, иной музыкальный размер.
Тенденция увлечения рок-музыкой в среде современной молодежи можно
объяснить как своеобразный протест против упрощенности популярной музыки и
агрессивности прогрессивного направления.
Музыка, как показывают исследования, несомненно влияют на
психофизическое состояние человека, поэтому необходимо серьезнее отнестись
к данному аспекту современной культуры. Если учесть музыкальные пристрастия
современной молодежи к таким диаметрально противоположным направлениям в
музыке, как рок и поп, то можно сделать следующие выводы:
1. В современной музыкальной культуре все большее распространение получают
экстремальные направления (противоположность официальной популярной
музыке), которая дает определенный негативный, разрушительный стимул к
действию.
2. Желание молодежи самореализоваться через музыку приводит к росту
национального творческого пласта. Позитивным является сам креативный
процесс, интенсивно протекающий в среде творческой молодежи.
В изобразительном искусстве преобладают с одной стороны агрессивные
настроения – уродливое изображение мира и человека в этом мире (см.
Приложение 1, рис.1,2). С другой стороны – романтичное настроение:
изображение мира фантазий и грез, в котором все счастливы, красивы и
довольны (см. Приложение 1, рис.3,4). В этом можно уловить желание молодежи
дистанцироваться, уйти от реальных проблем в собственный, выдуманный ими
мир. Это признак слабости, незащищенности молодого человека, вступающего во
взрослую жизнь. Теперь государственные и общественные институты не опекают
подростков и они чувствуют себя покинутыми и одинокими, что и отражается в
изобразительном искусстве. Целых 45% опрошенных остро испытывает чувство
одиночества, что естественно отражается на из мировоззрении и поведении.
Религия – это тип мировоззрения, господствующий в обществе. Она диктует
нормы морали, правила поведения, общественные ценности, причем подчас в
строгой, догматической форме, не оставляя права выбора и мета для
размышлений. В настоящее время широко распространен стереотип о том, что
современная молодежь довольно набожна. Так ли это?
На первый взгляд, несомненно. По данным нашего опроса, большинство
(60%) респондентов называют себя верующими людьми. Лишь 25% в Бога не
верят. Но при более тщательном рассмотрении отчетливо можно уловить
некоторую поверхностность этой веры. Абсолютной большинство верующих не
исполняет обрядов христианской религии (не ходит в храмы, не исповедуется,
не соблюдает религиозных праздников). В защиту этой точки зрения могут
служить данные о причине веры в Бога.
На первом месте среди причин собственной веры – необходимость в ней,
желание получить надежду, уверенность в будущем дне, причем культивируют
силу и уверенность не в себе, а во внешнем факторе.
Среди других причин веры наиболее часто упоминается меркантильный
интерес, то есть помощь от Бога в обмен на веру в него.
Таким образом, по сравнению с прошлыми годами, количество верующих
несомненно увеличилось, однако необходимо отметить, что акцент делается на
психотерапевтические факторы религии, нежели чисто философские моменты. То
есть люди ищут в Боге опору, защиту в трудные минуты жизни и при этом
совершенно не задумываются над такими теологическими аспектами религии, как
сущность Бога.
§6. Ценностные ориентиры.
Одним из основных критериев оценки сформированности личности является
способность к созидательному труду и отношение к нему. Именно способность к
целесообразному созидательному труду отличает общественно-полезную
личность. По результатам анкетирования постоянную потребность в труде
испытывают 45%, 30%-нет, периодически - 25% молодежи. Это свидетельствует о
том, что около Ѕ респондентов понимают всю необходимость и важность для
себя и общества трудовой, умственной, и , увидеть влияние детского
инфантилизма.
Сейчас в условиях современной экономической ситуации, большую роль в
жизни любого человека стали играть деньги. И особым влиянием они стали
пользоваться в среде молодежи, так как именно молодежь воспитана в новую
эпоху зарождения капиталистических отношений. Большинство респондентов
(54%) четко осознают, что для них деньги – средство для удовлетворения
своих материальных потребностей и не более того. То есть они относятся к
деньгам спокойно, не делая из них фетиша, но в то же время верно оценивая
их. 11% респондентов относится к функции денег резко скептически, считая
что это – бесполезные бумажки, приносящие зло. Вероятно, эти люди либо
безденежные идеалисты, либо из очень состоятельных семей. Так или иначе, мы
видим, что денежный аспект в мировоззрении нового поколения пошел быстрый
путь трансформации: от социалистического недооценивания к
капиталистическому уважению.
Интересна позиция патриотизма в ряду ценностей современной молодежи.
«Патриотизм – любовь к Родине, одно из наиболее глубоких чувств,
закрепленных веками и тысячелетиями» В.И. Ленин [7]. Такую ли важную
позицию занимает Родина в умах и настроениях нового поколения ? На первый
взгляд, данные нашего исследования в этой области неутешительны - на вопрос
«Хотите ли Вы жить в другом государстве?» 60% ответило «да», и 40% «нет».
Однако дальнейшие ответы на вопросы проясняют картину. В частности,
защищать свою Родину с оружием в руках готовы 70% молодых людей, а целых
80% респондентов испытывают чувство гордости за свою Родину (причем не
только в историческом плане, но и в настоящем времени).
Значит, вряд ли можно обвинить молодежь в отсутствии патриотизма.
Космополитизм, поклонение Западу – лишь внешние явления, которые появились
в годы идеализации американского образа жизни обществом. Но сейчас, в свете
сложной международной обстановки, когда на внешнеполитической арене все
больше накапливается разногласий между недавними союзниками – Россией и
Америкой, все активнее начинает проявляться патриотизм.
Важнейшей ячейкой современного общества как и прежде, остается семья.
Можно смело сказать, что ее роль среди ценностей молодежи сохраняет свои
высокие позиции. Ведь именно этот институт закладывает в человека с самого
рождения моральные, этические, нравственные ценности, которыми человек
руководствуется во всей своей дальнейшей жизни.
Анализируя результаты опроса, можно увидеть, что для большинства
молодых людей семья – это опора в жизни, это источник любви и понимания, а
также образец для создания своей семьи в будущем. Лишь около 15% отрицают
роль семьи в своей жизни, в реализации своей личности. Может быть для них
эта проблема не первостепенна. 80% респондентов планируют создать семью в
будущем.
Таким образом, среди молодого поколения мы видим возвращение к
традиционным ценностным ориентирам. Все так же незыблемыми авторитетами
являются – Отечество, семья, дети.
Заключение.
Наше поколение молодежи – результат демографического подъема конца 70х-
начала 80 годов, и поэтому численно достаточно велико. Явившись на свет на
излете эпохи так называемого «застоя», детство этого поколения заняла
перестроечная эпоха, время реформ социалистической системы. Их молодость
оказалась в совершенно иных социально политических условиях – зарождение
капиталистических отношений, эпохи разрушения социалистической системы и
нарождения нового типа социально-экономических отношений. Этот громадный
революционный скачок в жизни государства не мог не отразиться на сознании
общества и в частности самой восприимчивой и неустойчивой его части – детях
и подростках. В результате их сознание в значительной степени
трансформировалось, стало непохожим на сознание предыдущих поколений,
вызвало большую вариативность, предопределило конфликты в самой молодежной
среде.
В результате процесса социализации свой, новый поток в сложившееся,
традиционное сознание общества. Возникновение такой, а не иной, с
указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом
причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие.
1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, и
поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не
отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры.
Именно поэтому не бесспорна разработка любых специально молодежных
программ, за исключением социально-адапционных или
профориентационных. Любые усилия по коррекции процесса социализации
неизбежно будут наталкиваться на состояние всех социальных
институтов российского общества и прежде всего системы образования,
учреждений культуры и средств массовой информации. Каково общество —
такова и молодежь, а следовательно, и молодежная субкультура.
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление
индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого
человека как со стороны родителей, так и педагогов, всех
представителей «взрослого» мира, не может не привести, с одной
стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой—к
прагматизму и социальной неадаптированности (в некоторых случаях
опосредованно)—и к проявлениям противоправного или экстремистского
характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную
молодежь, самими взрослыми приуготовленную к межгенерационному
отчуждению, когда выросшие дети не могут простить ни воспитателям,
ни обществу в целом ориентации на послушных безынициативных
исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности,
независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, но не
подавляемых агентами социализации.
3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей
художественной культуры, формирует определенный «образ» субкультуры
не в меньшей степени, чем основные агенты социализации—семья и
система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с
общением, как уже говорилось,—наиболее распространенный вид
досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная
субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая
лепит под себя удобного зрителя.
Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодежи,
можно отметить следующие тенденции:
1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего
поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на
вещи.
2. В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается
образованность, способность к самообучению.
3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно
игнорирует и устраняется от основных политических событий.
4. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой
информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то
есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ.
5. Основное содержание культуры – протест, выражение несогласия с
традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного
отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это
приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.
6. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится
все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между
полами, интересы девушек и юношей сближаются.
7. На первом месте в шкале ценностных ориентиров нового поколения
занимают общечеловеческие ценности, такие как доброта,
взаимопонимание, любовь, целеустремленность, сила воли. Однако
следующие позиции занимают такие сугубо капиталистические,
меркантильные ценности как деньги, желание власти, стремление
отдохнуть и расслабится.
Итак, как мы выяснили, тема нашего исследования достаточно актуальна, в
данной работе мы постарались отобразить современное мировоззрение
молодежи, влияющие факторы и особенности его формирования, постарались
выявить основные тенденции формирования и предположительные развитие
процесса в будущем. Данная работа будет представлять интерес для
людей, работающих в сфере образования и контактирующих с молодежью.
Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и
процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной,
политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и
расширять исследования в данной области.
Список использованной литературы.
1. Кулаков А.П. «Учащаяся молодежь и религия». СОЦИС, №11, 1995 г.
2. Павловский И.Р. «Социология молодежи и ювенология». СОЦИС, №5, 1999
г.
3. И.С. Кон «Психология юношеского возраста». М.: «Просвещение», 1979 г.
4. И.С. Кон «Психология старшеклассника». М.: «Просвещение». 1985 г.
5. Краткий словарь по социологии. М., 1988.
6. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.
Приложение 1.
Рис. 1.
А.Р. Дьяконов.
Рис. 2.
А.Р. Дьяконов.
Рис. 3.
А.Р. Дьяконов.
Рис. 4.
А.Р. Дьяконов.
Приложение 2.
Социологическая анкета
на тему : «Мировоззрение современной молодежи».
1. Вы верите в Бога ?
2. По Вашему мнению, по какой причине люди верят в Бога ?
3. Вступили бы Вы в секту, партию или другую организацию ?
4. Вам трудно познакомится с человеком, который Вам нравится ?
5. Что Вас не устраивает в кругу Вашего общения ?
6. Чувствуете ли Вы одиночество и почему ?
7. Ваше отношение к жизненному опыту, советам и поучениям взрослых ?
8. Чувствуете ли Вы затруднения в общении с противоположным полом и
почему ?
9. Как Вы оцениваете современную масс-культуру (музыка, кино, современная
литература, живопись) ?
10. Влияет ли на Вас современная масс-культура и если да, то как ?
11. Увлечены ли Вы философией и если да, то какой именно ?
12. Часто ли Вы смотрите телевизор и что именно ?
13. Ваша степень доверия СМИ ?
14. Устраивает ли Вас форма образовательной системы в России и если нет,
то что именно не устраивает ?
15. Устраивает ли Вас собственная образованность ?
16. Согласны ли Вы с утверждением, что цель политика - собственная корысть
?
17. Готовы ли Вы защищать свою Родину с оружием в руках ?
18. Чувствуете ли Вы гордость за свою Родину ?
19. Есть ли у Вас перспективы в будущем ?
20. Будущее страны и цивилизации - позитивное или негативное ?
21. Хотели бы Вы жить в другом государстве?
22. Основные причины депрессии и стрессов?
23. Как Вы боретесь с депрессией и стрессами ?
24. Какую бы Вы политику проводили в государстве ?
25. Хотите ли Вы походить на своих родителей ?
26. Хотите иметь детей ?
27. Что для Вас семья ?
28. Чем Вы заполняете свой досуг ?
29. Подвержены ли Вы вредным привычкам ? Боретесь ли Вы с ними ?
30. Какие черты характера Вы бы хотели в себе развить ?
31. Чувствуете ли Вы потребность в постоянном труде ?
32. Деньги для Вас это - ...
-----------------------
[1] Философский словарь, М.:1979.
[2] Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.
[3] Кон И.С. Социология молодежи. В кн.: Краткий словарь по социологии М.,
1988.
[4] Большая советская энциклопедия, М:1989.
[5] Словарь по практической психологии. М.:1990.
[6] А.В. Шаронов «Социология молодежи», Издательство СПбГУ. 1996, стр. 5.
[7] Большая советская энциклопедия, М.: 1989.
-----------------------
[pic] |