Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Проблема метода познания в философии Ф. Бекона и Р. Декарта

Проблема метода познания в философии Ф. Бекона и Р. Декарта

ФРЕНСИС БЭКОН (1561-1626)

1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И СОЧИНЕНИЯ Ф. БЭКОНА

Френсис Бэкон, сын Николаев Бэкона, одного из высших чиновников при

дворе королевы Елизаветы, родился 22 января 1561 г. в Лондоне. В 1573 г. он

поступил в Тринити - колледж Кембриджского университета. Через три года Ф.

Бэкон в составе английской миссии отправился в Париж, откуда в 1579 г. из-

за смерти отца вынужден был возвратиться в Англию. Первым поприщем

самостоятельной деятельности Бэкона была юриспруденция. Он даже стал

старейшиной юридической корпорации. Молодой юрист, однако, расценивал свои

успехи в юридической области как трамплин к политической карьере. В 1584 г.

Бэкон впервые был избран в палату общин. Начав с хлестких оппозиционных

выступлений, он затем стал рьяным сторонником короны. Возвышение Бэкона как

придворного политика наступило после смерти Елизаветы, при дворе Якова I

Стюарта. Король осыпал Бэкона чинами, наградами, пожалованиями. С 1606 г.

Бэкон занимал ряд достаточно высоких должностей (штатный королевский

адвокат, высший королевский юрисконсульт).

Годы хлопотливой придворной службы, однако, позволили Бэкону, рано

почувствовавшему вкус к философии, в частности философии науки, морали,

права, написать и выпустить в свет сочинения, впоследствии прославившие его

как выдающегося мыслителя, родоначальника философии нового времени. Еще в

1597 г. вышла из печати его первая работа — «Опыты и наставления»,

содержащая очерки, которые он затем дважды будет дорабатывать и

переиздавать. К 1605 г. относится трактат «О значении и успехе знания,

божественного и человеческого».

Между тем в Англии наступает пора абсолютистского правления Якова I: в

1614 г. он распустил парламент и до 1621 г. правил единолично. Нуждаясь в

преданных советниках, король особо приблизил к себе Бэкона, к тому времени

искусного царедворца. В 1616 г. Бэкон стал членом Тайного совета, в 1617 г.

— лордом-хранителем большой печати. В 1618 г. Бэкон — уже лорд, верховный

канцлер и пэр Англии, барон Веруламский, с 1621 г. — виконт Сент-Албанский

- Во время "беспарламентского" правления в Англии полновластно царил

любимец короля лорд Бэкингем, противостоять стилю правления которого

(расточительство, мздоимство, политические гонения) Бэкон не мог, а

возможно, и не хотел-

Когда в 1621 г. королю все-таки пришлось созвать парламент, то обида

парламентариев, наконец, нашла свое выражение. Началось расследование

коррупции должностных лиц. Бэкон, представ перед судом, признал свою вину -

Пэры осудили Бэкона весьма сурово ~ вплоть до заключения в Тауэр, — однако

король отменил решении гуда. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Отставленный от политики, Бэкон отдался тому любимому делу, в котором

все решали не интриги и сребролюбие, а чистый познавательный интерес и

глубокий ум — научно-философскому исследованию. 1620 г. ознаменован выходом

в свет «Нового органона», задуманного как вторая часть труда «Великое

восстановление наук». В 1623 г. выходит в свет обширное произведение «О

достоинстве и приумножении наук» — первая часть «Великого восстановления

наук». Бэкон пробует перо и в жанре модной в XVII в. философской утопии —

он пишет «Новую Атлантиду». Среди других сочинений выдающегося английского

мыслителя следует упомянуть также «Мысли и наблюдения», «О мудрости

древних», «О небе», «О причинах и началах», «История ветров», «История

жизни и смерти», «История Генриха VII» и др. Умер Френсис Бэкон 9 апреля

1626 г.

2. ГЛАВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ Ф. БЭКОНА

ВЭКОНОВСКИЙ ЗАМЫСЕЛ "ВЕЛИКОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАУК". ПРЕПЯТСТВИЯ НА

ПУТИ К НОВОЙ НАУКЕ

Основную цель своих сочинений, как и призвание всей философии, Ф. Бэкон

видел в том, чтобы "восстановить в целом или хотя бы привести к лучшему

виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо

на земле или по крайней мере что-либо земное". С философской точки зрения,

особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и

бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда — необходимость "заново

обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и

искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном

основании". Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало

продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное

положение наблюдается в "механических искусствах: "они, как бы восприняв

какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и

совершенствуются...". Но и люди, "пустившиеся в плавание по волнам опыта",

мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон призывает

своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и

сделать это ради пользы жизни и практики, именно для "пользы и достоинства

человеческого".

Бэкон выступает против ходячих предрассудков относительно науки, чтобы

сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается

резкая смена ориентации в европейской культуре. Наука из подозрительного и

праздного в глазах многих людей времяпрепровождения постепенно становится

важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении

многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место

схоластического многознания, оторванного от технической практики и от

познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в

то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты.

" Деятельность же и усилия, способствующие развитию науки, — пишет

Бэкон в Посвящении королю ко Второй книге « Великого восстановления наук»,

— касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых"- Во всех

этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги. Он составил подробный и

хорошо продуманный план изменения системы образования (включая мероприятия

по ее финансированию, утверждению уставов и положений). Одним из первых в

Европе политиков и философов он писал:". вообще же следует твердо помнить,

что едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн

природы, если не будут предоставлены средства на эксперименты...". Нужны

пересмотр программ преподавания и университетских традиций, кооперация

европейских университетов. Тот, кто сейчас знакомится с размышлениями Ф.

Бэкона на все эти и подобные темы, не может не подивиться глубокой

прозорливости философа, ученого, государственного мужа: его программа

"Великого восстановления наук" не устарела и в наши дни Можно представить

себе, какой необычной, смелой и даже дерзкой выглядела она в XVII в.

Несомненно, в немалой степени благодаря великим, опережающим свое время

идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и великих ученых.

И не случайно к Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки такие

современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика науки.

Однако свой главный вклад философа в теорию и практику науки Бэкон

видел в том, чтобы подвести под науку обновленное философско-

методологическое обоснование. Он мыслил науки как связанные в единую

систему, каждая часть которой в свою очередь должна быть тонко

дифференцирована.

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМЫ НАУК И РОЛЬ ФИЛОСОФИИ

"Наиболее правильным разделением человеческого знания является то,

которое исходит из трех способностей разумной души, сосредоточивающей в

себе знание. История соответствует памяти, поэзия — воображению, философия

— рассудку. Историю -сообразованную с памятью — Ф. Бэкон делит на

естественную и гражданскую (а каждую из них классифицирует еще более

конкретно: так, гражданская история разделена на церковную, на историю наук

и собственно гражданскую историю). Поэзия — коррелируемая с воображением —

разделена на эпическую, драматическую, параболическую. Наиболее дробно

разделена и классифицирована философия, которая понимается весьма широко и

делится на множество видов и подвидов знания. Но еще до того Бэкон отделяет

ее от «теологии боговдохновения"; подразделения последней он предоставляет

теологам. Что же касается философии, то она прежде всего разделяется на два

больших блока: на учение о природе, или естественную философию, и первую

философию (учение об общих аксиомах наук, о трансценденции). В первый блок,

или философское учение о природе, входят теоретические учения (физика с ее

приложениями, метафизика) и практические (механика, магия с их

приложениями). "Великим приложением к теоретической и практической

естественной философии" становится математика (в свою очередь

дифференцированная).

Бэкон широко и масштабно мыслит и философию в целом, и философию

человека в частности. Так, в философию человека входит учение о теле (в

которое включаются медицина, косметика, атлетика, "искусство наслаждения",

т. е. изобразительное искусство и музыка) и учение о душе. Учение о душе

имеет много подразделов. Надо иметь в виду, что речь идет здесь именно о

философском учении о душе, уже отмежеванном от чисто теологических

рассуждений. И поэтому неудивительно, что оно включает такие разделы, как

логика (понимаемая также не вполне традиционно — не только как теория

суждения, но и как теория открытия, запоминания, сообщения), этика и

"гражданская наука" (которая делится в свою очередь на три учения — о

взаимном обхождении, о деловых отношениях, о правлении или государстве).

Полная классификация наук Ф. Бэкона не оставляет без внимания ни одной из

существовавших тогда или даже возможных в будущем областей знания. Это был,

правда, лишь проект, набросок, и самим Бэконом он не был и не мог быть

реализован в сколько-нибудь полной мере. В бэконовской классификации наук,

на что не преминул, например, обратить внимание Гегель, наряду с физикой

или медициной фигурировали теология и магия. Но тот же Гегель с

признательностью отмечал: "Этот набросок, несомненно, должен был вызвать

сенсацию у современников. Очень важно иметь перед глазами упорядоченную

картину целого, о которой раньше не помышляли".

По стилю своего философствования Ф. Бэкон — великий систематизатор и

классификатор, что надо понимать не в чисто формальном смысле. Вся его

работа философа и писателя строится так, что любая глава книги служит как

бы частью заранее составленной и строго выполняемой классификаторской

схемы.

НОВЫЙ ОРГАНОН

Книга Ф. Бэкона «Новый органон» начинается с «Афоризмов об

истолковании природы и царстве человека». Раздел открывается замечательными

словами Ф. Бэкона: "Человек, слуга и истолкователь природы, столько

совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или

размышлением, и свыше этого он не знает и не может". Обновление науки — это

ее "обновление до последних основ" (афоризм XXXI). Прежде всего оно

предполагает, согласно Бэкону, опровержение и, насколько возможно,

устранение призраков и ложных понятий, "которые уже захватили человеческий

разум и глубоко в нем укрепились" (афоризм XXXVIII). Бэкон придерживается

того мнения, что старый, унаследованный от средневековья и идеологически

освященный церковью и схоластикой способ мышления переживает глубокий

кризис; это знание (и соответствующие ему способы исследования)

несовершенно по всем линиям: оно "в практической части бесплодно, полно

нерешенных вопросов; в своем росте медлительно и вяло; тщится показать

совершенство в целом, но дурно заполнено в своих частях; по содержанию

угождает толпе и сомнительно для самих авторов, а потому ищет защиты и

показной силы во всевозможных ухищрениях".

Труден путь человеческого познания. Здание природы, в котором

приходится прокладывать путь познающему человеку, подобно лабиринту, дороги

здесь разнообразны и обманчивы, сложны "петли и узлы природы". Познавать

приходится при "неверном свете чувств". Да и те, кто ведет людей по этому

пути, сами сбиваются с дороги и увеличивают число блужданий и блуждающих.

Вот почему требуется внимательнейшим образом изучить принципы познания.

"Надо направить наши шаги путеводной нитью и по определенному правилу

обезопасить всю дорогу, начиная уже от первых восприятии чувств". Поэтому

великое дело восстановления наук Бэкон разбивает на две части: первая,

"разрушительная", должна помочь человеку "осуществить совершенный отказ от

обычных теорий и понятий и приложить затем заново к частностям очищенный и

беспристрастный разум". Поддерживая впоследствии это великое дело Бэкона,

Декарт справедливо заметит, что позитивные успехи, достигнутые им в науке,

есть следствия и выводы из пяти-шести преодоленных "главных трудностей".

«Беспристрастный разум» есть та исходная точка, в которой может и должно

быть применено учение о методе, — положительная, собственно "созидательная"

часть восстановления наук. Предложенная здесь

Бэконом структура учения о познании по сути дела заимствуется, как мы

увидим, Декартом и Спинозой.

Итак, первая задача — разрушительная, задача "очищения", освобождения

разума, подготовка его к последующей позитивной творческой работе. Эту

задачу Бэкон стремится решить в своем знаменитом учении о "призраках", или

"идолах".

УЧЕНИЕ О ПРИЗРАКАХ

"Наше учение об очищении разума для того, чтобы он был способен к

истине, заключается в трех изобличениях: изобличении философий, изобличении

доказательств и изобличении прирожденного человеческого разума", — пишет

Бэкон. Соответственно этому Бэкон различает четыре рода "призраков" —

помех, препятствующих подлинному, истинному познанию:

1) призраки рода, имеющие основание "в самой природе человека, в

племени или в самом роде людей";

2) призраки пещеры, заблуждения отдельного человека или группы людей,

обусловленные "малым миром", "пещерой" индивида или группы;

3) призраки рынка, проистекающие из взаимного общения людей, и,

наконец,

4) призраки театра, "которые вселились в души людей из разных догматов

философии, а также из превратных законов доказательств".

Призраки рода, по Бэкону, неотъемлемо присущи человеческому познанию,

которому свойственно "примешивать к природе вещей свою природу", из-за чего

вещи предстают "в искривленном и обезображенном виде". Каковы же эти

призраки? Человеческий разум склонен, по Бэкону, приписывать вещам больше

порядка и единообразия, чем он способен действительно отыскать в природе.

Разум человека, далее, придерживается однажды принятых положений, стремится

искусственно подогнать новые факты и данные под эти свои или

общераспространенные убеждения. Человек обычно поддается тем доводам и

аргументам, которые сильнее поражают его воображение. Бессилие ума

проявляется и в том, что люди, не задерживаясь должным образом на изучении

частных причин, устремляются к всеобщим объяснениям, не выяснив одного,

хватаются за познание другого. "Жаден разум человеческий. Он не может ни

остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше". Ум по природе

своей склонен рассекать природу на части и текучее мыслить как постоянное.

Разум человека теснейшим образом связан с миром чувств. И отсюда

проистекает, по Бэкону, громадная "порча" познания.

Призраки пещеры возникают потому, что "свойства души" различных людей

весьма разнообразны; одни любят частные науки и занятия, другие больше

способны к общим рассуждениям; "одни умы склонны к почитанию древности,

другие охвачены любовью к восприятию нового". Эти различия, проистекающие и

из индивидуальных склонностей, и из воспитания и привычек, существенным

образом влияют на познание, замутняя и искажая его. Так, сами по себе

установки на новое или старое отклоняют человека от познания истины, ибо

последнюю, как убежден Бэкон, "надо искать не в удачливости какого-либо

времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен".

Призраки рынка порождаются неправильным употреблением слов и имен:

слова могут обратить свою силу против разума. Тогда, подчеркивает Бэкон,

науки и философия становятся "софистическими и бездейственными", "громкие и

торжественные" споры вырождаются в словесные перепалки. При этом зло,

проистекающее от неправильного употребления слов, бывает двух родов. Во-

первых, названия даются несуществующим вещам и по поводу этих фикций,

вымыслов создаются целые теории, столь же пустые и ложные. В данной связи

Бэкон упоминает о словах и понятиях, порожденных суеверием или возникших в

русле схоластической философии. Вымыслы на время становятся реальностью, и

в этом состоит их парализующее влияние на познание. Однако отбросить этот

род призраков легче: "для их искоренения достаточно постоянного

опровержения и устаревания теорий" - Но есть, во-вторых, призраки более

сложные. Это те, которые проистекают "из плохих и невежественных

абстракций". Здесь Бэкон имеет в виду неопределенность того смысла, который

связывается с целым рядом слов и научных понятий, пущенных в широкий

практический и научный обиход.

Отличие призраков театра состоит в том, что они "не врождены и не

проникают в разум тайно, а открыто передаются и воспринимаются из

вымышленных теорий и превратных законов доказательств". Здесь Бэкон

рассматривает и классифицирует те типы философского мышления, которые

считает принципиально ошибочными и вредными, препятствующими формированию

непредубежденного разума. Речь идет о трех формах ошибочного мышления:

софистике, эмпиризме и суеверии. Бэкон перечисляет отрицательные

последствия для науки и практики, вызванные догматической, фанатичной,

"докторальной" приверженностью к метафизическим рассуждениям или, наоборот,

к сугубому эмпиризму. Корень неудовлетворительности созерцательно-

метафизической философии -непонимание или сознательное пренебрежение тем

обстоятельством, что "вся польза и пригодность практики заключается в

открытии средних истин". Вред крайнего эмпиризма состоит в том, что из-за

ежедневных опытов, порождающих невежественные суждения, "развращается

воображение" людей. Теология и "философия" суеверий, понятно, признаются

главным из всех философских зол. Вред теологии и суеверия очевиден:

"человеческий разум не менее подвержен впечатлениям от вымысла, чем

впечатлениям от обычных понятий". Итак, "философские призраки"

рассматриваются здесь Бэконом не столько с точки зрения их содержательной

ложности, сколько в свете отрицательного влияния на формирование

познавательных способностей и устремлений человека.

Перечисление призраков закончено. Бэкон выражает горячую веру и

убеждение, что "они должны быть опровергнуты и отброшены твердым и

торжественным решением и разум должен быть совершенно освобожден и очищен

от них". Общий смысл учения о призраках определяется этой его социальной

воспитательной функцией. Перечисление призраков, признает Бэкон, еще не

дает гарантии движения к истине. Такой гарантией может быть только

тщательно разработанное учение о методе. "Но и перечисление призраков

многому служит": его цель — "подготовить разум людей для восприятия того,

что последует", очистить, пригладить и выровнять площадь ума, "утвердить ум

в хорошем положении и благоприятном аспекте". Речь идет о создании новых

общественных и одновременно индивидуальных установок, новых принципов

подхода к изучению и развитию науки, об обеспечении тех социально-

психологических условий, которые отнюдь не самодостаточны, но в качестве

исходных и предварительных необходимы и желательны. И в этом смысле

значение теории призраков Бэкона выходит далеко за пределы породивших его

конкретно-исторических задач. В нем заключено и общесоциальное содержание.

Бэкон правильно перечисляет здесь опасности, которые угрожают науке во

времена массового поклонения авторитетам, в периоды особой догматизации

знаний и принципов. Прав Бэкон и в том, что личные, индивидуальные

интересы, склонности, весь строй привычек и устремлений оказывают

определенное и часто отрицательное влияние на деятельность данного индивида

в науке, а в некоторой степени — на развитие знания вообще.

УЧЕНИЕ О МЕТОДЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИЛОСОФИЮ XVII в.

Первое требование метода: отправляясь от твердого убеждения в

единстве, целостности природного универсума, в существовании единой

всеобщей ("божественной") закономерности, управляющей всеми телами и всеми

процессами, философы XVII столетия, тем не менее, видят главную свою задачу

в "разложении", "раздроблении" природы, "обособлении", "отдельном"

изучении конкретных тел и процессов, а также в "раздельном" описании и

анализе внешнего облика телесной, материальной природы, с одной стороны, и

ее закона — 'с другой. "Следует, — пишет Бэкон, — совершать разложение и

разделение природы, конечно, не огнем, но разумом, который еcть как бы

божественный огонь". Бэкон выступает против тех людей, чей разум "пленен и

опутан привычкой, кажущейся целостностью вещей и обычными мнениями", кто не

видит настоятельной (мы скажем: исторической) необходимости, в том числе во

имя созерцания целого, единого, расчленить целостную картину природы,

целостный образ вещи и т. д.

Второе требование метода, конкретизирующее специфику самого

расчленения, гласит: расчленение не есть самоцель, но средство для

выделения наиболее простого, наиболее легкого Бэкон характеризует данное

требование в двух его смыслах. Во-первых, единая, целостная вещь должна

быть разложена на "простые природы", а затем выведена из них (например,

"простые природы" золота — его желтизна, ковкость). Во-вторых, предметом

рассмотрения должны стать простые, "конкретные тела, как они открываются в

природе в ее обычном течении". "...Эти исследования, — поясняет далее

Бэкон, — относятся к естеством слитым — или собранным в одном построении, и

здесь рассматриваются как бы частные и особые навыки природы, а не основные

и общие законы, которые образуют формы".

Третье требование метода состоит в следующем. Поиски простых начал,

простых природ, поясняет Бэкон, вовсе не означают, что речь идет о

конкретных материальных явлениях или просто о частных телах, об их

конкретных частицах. Задача и цель науки значительно сложнее: следует

"открывать форму природы, или истинное отличие, или производящую природу,

или источник происхождения (ибо таковы имеющиеся у нас слова, более всего

приближающиеся к обозначению этой цели)". Речь идет, собственно, об

открытии "закона и его разделов" (это содержание и вкладывает Бэкон в

понятие "формы"), причем такого закона, который мог бы служить "основанием

как знанию, так и деятельности". Но если простое есть одновременно закон,

сущность, "форма" (и только поэтому является абсолютным, т. е. основой для

понимания и объяснения относительного), то оно не совпадает с реальным

расчленением предмета: простое есть результат особого мыслительного,

интеллектуального "рассечения"

Высоко оценивая необходимость реального эмпирического исследования,

владеющего различными способами разложения и обнаруживающего неоднородность

целого, признавая, что "необходимо разделение и разложение тел", Бэкон

вместе с тем требует решительного перехода "от Вулкана к Минерве", т- е. от

простого применения огня к употреблению разума и мудрости. Но как же

предотвратить опасность, исходящую от лавины эмпирических опытов? Как

перекинуть мостик от эмпирического к философскому, теоретическому

содержанию?

Четвертое требование метода отвечает на этот вопрос. "Прежде всего, —

пишет Бэкон, — мы должны подготовить достаточную и хорошую Естественную и

Опытную Историю, которая есть основа дела". Иными словами, мы должны

тщательно суммировать, перечислить все то, что говорит природа разуму,

"предоставленному себе, движимому самим собой". Но уже в ходе перечисления,

предоставления разуму примеров необходимо следовать некоторым

методологическим правилам и принципам, которые заставят эмпирическое

исследование постепенно превратиться в выведение форм, в истинное

истолкование природы.

СОЦИАЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ИДЕИ БЭКОНА

Когда говорят о Бэконе как политике, то печальный конец его карьеры

как бы заслоняет значимость сделанного мыслителем на социально-политическом

поприще и в социальной мысли. Между тем его «Новая Атлантида" и «Опыты и

наставления» были вполне здравыми и важными для XVII в., а размах его

социально-устроительной активности был поистине огромным. Это и в

дальнейшем станет характерной чертой деятельности английских философов XVII-

XVIII вв.

Мы уже говорили о высокой оценке Бэконом новой механики. "Механические

изобретения", заявляет он, "несравнимы ни с какими духовными факторами в их

"влиянии на человеческие дела". Богатство также постепенно становится — в

противовес аскетическому идеалу средневековья — вполне "позитивной"

общественной и человеческой ценностью. Так, в отличие от бедных,

отказавшихся от частной собственности обитателей Утопии, жители бэконовской

Новой Атлантиды высоко ценят богатство, главным источником которого, по

убеждению Бэкона, является неизмеримо возросший уровень техники и науки

Производственные и технические возможности идеального общества Бэконом

неизмеримо расширены, но все-таки их изображение проистекает из

безоговорочного одобрения технического развития существовавшего в эту эпоху

социального организма. "Есть у нас дома механики, где изготовляются машины

и приборы для всех видов движения". — Так рассказывает в «Новой Атлантиде»

представитель Дома Соломона, технического и научного общества,

сосредоточившего в своих руках изобретения, применение техники, научные

открытия и их популяризацию. "Там получаем мы более быстрое движение, чем,

например, полет мушкетной пули или что-либо другое, известное вам, а также

учимся получать движение с большей легкостью и с меньшей затратой энергии,

усиливая его при помощи колес и других способов, — и получать его более

мощным, чем это умеете вы... Есть у нас суда и лодки для плавания под водой

и такие, которые выдерживают бурю; есть плава-тельные пояса и другие

приспособления, помогающие держаться на воде. Есть различные сложные

механизмы, часовые и иные, а также приборы, основанные на вечном движении.

Мы подражаем движениям живых существ, изготовляя для этого модели людей,

животных, птиц, рыб и змей. Кроме того, нам известны и другие виды

движения, удивительные по равномерности и точности "33-В фантастической для

того времени картине, начертанной Бэконом, нет, тем не менее, ничего

утопического, за исключением разве мечты о пресловутом "вечном двигателе";

картина будущих открытий дана со строгим учетом реальных технических

возможностей.

Позитивное отношение к современному экономическому строю вообще весьма

характерно для взглядов Бэкона и ряда его современников: Бэкон выступает за

увеличение колоний, давая подробные советы, касающиеся наиболее

"справедливой" и безболезненной колонизации; непосредственный участник

экономической политики Англии, он высоко отзывается о деятельности торговых

и промышленных компаний; его сочувствие вызывает личность честного дельца,

инициативного предпринимателя; Бэкон дает немало рекомендаций относительно

наиболее "предпочтительных", гуманных способов личного обогащения и т. д.

Противоядие против бедности, а значит, против массовых смут и беспорядков

Бэкон усматривает не только и не столько в гибкой и тонкой политике

(которая его, конечно, весьма привлекает), сколько в экономическом

пресечении бедности и в увеличении общественного богатства. Конкретные

способы, рекомендуемые Бэконом, — мудрое экономическое и налоговое

регулирование, но в особенности "открытие торговых путей",

"усовершенствование земледелия" и "поощрение мануфактур".

Таковы основные идеи великого мыслителя Фрэнсиса Бэкона, лорда

Веруламского.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011