Семен Людвигович Франк
Семен Людвигович Франк
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ, ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ
ДОКЛАД
Студент: Преображенский К.Г.
Группа: ВВ-3-94
Семен Людвигович Франк (1877-1950)
Семен Людвигович Франк философом, который пытался разъяснить природу
человеческой души и знаний человека. Выработать систему философского
миропонимания, в особенности религиозно окрашенную, нелбзя без теории
знания. Франк особенно выделял в человеке два понятия: интуиция и
логическое знание и во всех своих трудах пытался объяснить, что же такое
бытие?
Возможность интуиции, говорил Франк, как знания о бытии, независимом
от сознания, объясняется тем, что бытие индивидуума укоренено в Абсолютном
как Всеединстве, вследствие чего всякий предмет до всякого знания о нем
близок к нам совершенно непосредственно, так как мы с ним "слиты не через
посредство сознания, а в самом нашем бытии". Всякое логическое отвлеченное
знание возможно не иначе, как на фоне интуиции этого Всеединства.
Логическое знание же по Франку, имея дело с элементами, выделенными из
целого, всегда имеет отвлеченный характер и относится к низшему слою
бытия, прерывистого и лишенного жизни; оно дано в созерцательной интуиции.
Все живое бытие, развертывающееся во времени в форме сплошного творческого
становления, относится к области магического; для постижения его требуется
не созерцательная интуиция, не знание-мысль, а живое знание, знание-жизнь,
достижимое в те моменты, когда наше я "не только созерцает объект, но и
живет им".
Философские основы психологии Франк развил в своей книге "Душа
человека". Он исследует в ней стихию душевности как бытия, проникнутого
субъективностью, изучает изменения, происходящие в нем, когда оно
становится осознанным как объект, разграничивает сферу духовного и
душевного.
Учения, изложенные в книгах "Предмет знания" и "Душа человека",
углублены и дополнены в книге "Непостижимое".
Высказав много знаний о непостижимом, Франк ставит вопрос, как это
возможно, что мистики, признавая Бога непостижимым, в то же время дают
много сведений о Нем. Отвечает он на этот вопрос так. Рациональное знание
достигается путем различения, средством которого служит отрицание.
Непостижимое находится по ту сторону отрицания: оно есть область отрицания
самого отрицания или преодоления отрицания. О непостижимом нельза сказать,
что оно есть "либо одно, либо другое", как всеобъемлющая полнота оно есть
"и то, и другое". Однако это и не точно, В своих Сочинениях Франк
доказывает путем довода рациональных знаний, что невозможно понять
непостижимое, так как мы являемся частью этого, как он называет, самобытия.
В книге "С нами Бог" Франк излагает основы христианства и доказывает,
что все существенное содержание христианства основано на религиозном опыте,
на "встрече человеческого сердца с Богом", на живом "общении с Богом".
Различая два понятия веры, веру как доверие, и веру, как достоверное
знание, Франк показывает, что доверие к авторитету предполагает такие
переживания, которые свидетельствуют, что авторитет действительно выражает
истину о Боге. Следовательно, даже и вера в религиозный авторитет опирается
на веру как знание, основанное на религиозном опыте. Точно так же он
доказывает связь нашего доверия к "положительному откровению" с нашими
непосредственными религиозными переживаниями.
Проблемы социальной философии Франк излагает главным образом в брошюре
"Очерк методологии общественных наук", Общество есть, согласно Франку,
первичная целость, единое существо. Опираясь на свою теорию знания и на
свое учение о душе человека, он показывает, что сознания различных
индивидуумов не обособлены, а всегда до некоторй степени слитны и что
общение индивидуальных сознаний есть "первичное свойство всякого сознания".
Индивидуальное сознание не первично, оно лишь постепенно дифференцируется
из сознания вообще, никогда не отрываясь от целого, так что индивид в
подлинном и самом глубоком смысле слова производен от общества, как целого.
Мысль о "Творении мира Богом из ничего" Франк заменил на его такой
теорией творения мира Богом, в которй сохранены только слова "творение",
"творец", но понятий этих нет.
Я думаю, Франк внес огромный вклад в мировую философию, внеся свои
поправки и домыслы в существующие и доказанные философами, работавшими до
него. Также он развил свою, новую теорию о сотворении мира и разделил
понятие личности на интуитивную личность и личность, основанную на
рациональных знаниях.
МОСКВА
1996 |