Шпаргалка к экзамену
Шпаргалка к экзамену
|Понятие |Ист. типы |Генезис философии |
|мировоззрения и его|мировоззрения: миф,|Возникновение ф. |
|структура |религия, философия |относится к |
|Человек всегда |Мифология(“миф”-лег|глубокой древности.|
|задумывался над |енда)-продукт |Зачатки ф. знаний |
|тем, каково его |воображения, |отчетливо |
|места в мире, зачем|попытка людей |обнаруживаются в |
|он живет, что |объяснить мир, |6-5 в. до н. э. В |
|является смыслом |происхождение |Китае, индии и |
|его жизни, почему |земли, рек, озер, |наиболее развитых |
|существует жизнь и |тайны рождения и |странах |
|смерть.Каждая эпоха|смертии т. д. |Среднеземноморского|
|и общественная |Психика человека |бассейна. Генезису |
|группа имеют |требует мифа.Это |ф. послужила: в |
|какое-либо |основной способ |мифологии стихийная|
|представление о |понимания мира в |постановка основных|
|решении этих |первобытном |мировоззренч. |
|вопросов. Сумма |обществе(мироощущен|вопросов, а в |
|всех этих вопросов |ие. Миф игнорирует |начатках |
|и ответов образуют |различия между |наук-развитие |
|М.. Оно играет |субъектом и |мышления и самого |
|особую, очень |объектом, также |научного духа и |
|важную роль во всей|игнорирует различия|метода т. е. ф. |
|деятельности людей.|между человеком и |возникает как |
|М.-это такая |природой. |разрешение |
|совокупность |Религия-культ |противоречий между |
|образов и |богов. Осн. |мифологической |
|представлений или |элементы Р.: |картиной |
|система категорий и|мировоззрение(в |мира(построенной на|
|понятий, кот. |виде мифа), |воображении) и |
|подчинена основным |религиозные |новым знанием и |
|вопросам М-я, |чувства(в виде |мышлением. Важным|
|определяющем место |мистических |фактором |
|людей в природе и |настроений) и |содействовамшим |
|их ист. происхожд-е|культ-обрядов. Р.- |появлению ф. и |
|и назначение. |это вера в |зарождению нового |
|Существует два |сверхестественное, |мировоззрения было|
|способа освоения |базируется на вере.|возникновоние |
|мироздания: 1)путем|Философия-“любовь к|древнегреческой |
|психолог. |мудрости” или |демократии. Чтобы |
|ассоциаций, через |“мудрость в |добиться власти |
|образы и |идеале”. Ф. |нужно было |
|представления;2)пут|предстает (с |опровергнуть |
|ем логической |момента своего |противника, т.е. |
|системы понятий и |рождения) как |доказать правоту, |
|категорий.Сущ. 2 |единство: |так возникла особая|
|уровня |содержание, метода |форма обмена |
|М.:1)эмоционально-о|и цели. По |информацией-док-во.|
|бразный-связан с |содержанию Ф. | |
|миром |объясняет | |
|ощущений(искусство,|тотальность. Вопрос| |
|мифология и |первого философа: | |
|религия); |Что есть началом | |
|2)логико-рассудочны|всех вещей? С | |
|й ( философия и |точки зрения | |
|науки образующие |метода ф. стремится| |
|мировоззрение). |к рациональному | |
| |объяснению | |
| |всеобщего как | |
| |объкта. Цель Ф. | |
| |состоит в чистом | |
| |созерцании истины, | |
| |в желании достичь | |
| |ее. | |
|4. Особенности |5.Специфика |6. Античная |
|древнеиндийской |древнекитайской |философия:этапы |
|философии |философии |развития, их |
|Инд. Ф-я мысль |В Китае процесс |особенности |
|–древнейшая в |зарождения |начало 6 в до |
|мире.Осн.школы: |философии наз” |н.э.-6 век н. э. |
|джайнизм, буддизм, |эпохой борющихся |с милецкой школы: |
|адживика. ЕЕ |царств”. Первые |(Фалес, Гераклит, |
|история начинается |философы бродяги |Димоктрит) Главная |
|с |критиковали |идея-космоцентризм,|
|Вед(“ведение,знание|мифологию. |пытались объяснить |
|”), возникших, по |Знаменитые |мир, первопричину) |
|видемому, между 1-2|древнекитайские |рассвет (Платон, |
|тысячилетиями до |ф-фы : Конфуций и |Аристотель). |
|н.э. .Веды состоят |Лао-дзы.В этот |Создание |
|из 4 сборников |период сложилисось |классических |
|гимнов, песнопений,|6 школ: |философских систем |
|магич.заклинаний, |конфуцианство, |III.Упадок. |
|молитв и т. |моизм, легизм, |Эллинизм. Период |
|п(санхиты, |даосизм, инь янь, |Римской республики |
|брахманы, араняки и|имён. Для др.Китая |IV.Гибель(римской |
|упанишады).Собствен|характерна опора на|империи). |
|но полное влззрение|священные |См. вопрос 7. |
|Др.Индии наиболее |книги-“пятикнижие”.| |
|полное отражение |Уже в наиболее | |
|получили в |ранней из книг | |
|Упанишадах, но |упоминается два | |
|первые проблески |принципа ЯНЬ и ИНЬ | |
|фил.подхода |олицетворяют два | |
|прослеживаются уже |взаимодополняющие | |
|в сборниках |начала(муж. и | |
|ведических гимнов. |жен.). Лао-дзы | |
|По форме Упанишады |учил, что каждая | |
|обычно представляют|вещь, достигнув | |
|диалог |определенной | |
|мудреца-учителя с |степени развития, | |
|учеником, либо с |превращается в свою| |
|человеком ищущим |противоположность: | |
|истину. Среди |неполное-полным, | |
|многих вопросов о |кривое –прямым). | |
|природе, человеке и|Эта смена | |
|познании в |протиположностей | |
|Упанишадах |рассматривалась как| |
|доминирует проблема|всеобщая | |
|первопричины, |закономерность | |
|первоначала бытия, |движения вещей, как| |
|с помощью которого |единый поток, как | |
|объясняется |вечное | |
|происхождение всех |возникновение и | |
|явлений природы и |исчезновение. | |
|человека. | | |
|Центральный вопрос | | |
|в теории познания | | |
|Упанишад-разделение| | |
|знания нана 2 вида:| | |
|низшее и высшее. | | |
|Низшее зн-е- это | | |
|зн-е эмпирической | | |
|действительности, | | |
|которое считается | | |
|з-ем отрывочным, | | |
|фрагментарным=>неис| | |
|тинным. Высшее зн-е| | |
|–это зн-е духовного| | |
|абсолюта, | | |
|кот.рассматривается| | |
|как восприятие | | |
|бытия в его | | |
|целостности и | | |
|главным средством | | |
|приобретением | | |
|которого служит | | |
|мистическая | | |
|интуиция;Именно это| | |
|зн-е дает власть | | |
|над миром.Осн-м | | |
|источником | | |
|фил.мысли более | | |
|позднего | | |
|–эпического периода| | |
|явл. Обширная | | |
|эпическая поэма | | |
|“Махабхарат”, | | |
|кот.состоит из 18 | | |
|книг, повествующих | | |
|о борьбе за власть | | |
|между двумя родами.| | |
|Особо важную роль в| | |
|становлении ф. | | |
|сыграла | | |
|математика(в | | |
|несколько меньшей | | |
|степени | | |
|астрономия). Мат-ка| | |
|в др.Индии , | | |
|особенно такие ее | | |
|разделы, как | | |
|арифметика, | | |
|алгебра, достигла | | |
|очень больших | | |
|результатов(достато| | |
|чно указать на | | |
|появление здесь | | |
|позиционной системы| | |
|счиления и введения| | |
|нуля) | | |
|7. Становление |8. Учения об идеях |9. Антология |
|античной философии |Платона. |Аристотеля |
|Характерная |Был учеником |А. выявляет типы |
|особенность др-грч.|Сократа, впервые |бытия в |
|Ф. состоит прежде |организовал учебное|соответствии с |
|всего |заведение |типами |
|протипоставление |“академию”.Платон-и|суждений:»оно |
|фил. размышлений |деалист, |есть». Но бытие им |
|практической |характеризует бытие|понимается как |
|деятельности, в ее |как вечное, |всеобщий предикат, |
|свеобразном |неизменное, |котрый относится ко|
|отношении к |познаваемое лишь |всем категориям, но|
|мифологии. Духовное|разумом . Чтобы |не является родовым|
|развитие шло от |объяснить явление |понятием. Опираясь |
|мифологии и религии|нужно найти его |на проводимый им |
|к науке и |идею т. е. понятие:|принцип взаимосвязи|
|философии.Важным |то постоянное и |формы и материи, а.|
|звеном и условием |устойчивое что не |преодолевает |
|этого развития |дано чувственному |присущее прежней |
|оказалось усвоение |восприятию.Тело |философии |
|греками научных и |человека-временное |противопоставление |
|философских |вместилище души, |сфер бытия, |
|понятий, |кот. состоит из |поскольку форма для|
|выработанных в |огня, земли воды и |него есть |
|странах |воздуха. Душа |неотъемлемая хар-ка|
|Востока-Вавилоне, |сотворена богом: |бытия. Он признает |
|Иране, Египте. |делится на разумную|также |
|Многие гр. Ф-ы |(мышление) и |нематериальную |
|получили |неразумную |форму всех форм |
|образование именно |(чувства). Суть |т.е. бога. Для |
|там . Основные |теории |объяснения того, |
|школы: |познания:”зн-е-это |что существует, А. |
|миленская:главный |вспоминание” того, |принимал 4 причины:|
|которой был |что когда-то знала | |
|Фалес.,он |душа. Создал образ |-сущность и суть |
|предполагал началом|идеального гос-ва, |бытия, в силу |
|всего воду т.е. |в кот. 3 группы |которой всякая вещь|
|жидкость, |людей: |такова, какова она |
|текучесть. |правителей-фил-ф, |есть(формальная |
|Гераклит(«книга о |воинов, |причина) |
|природе») открывает|земледельцев и |-материя и |
|противоположности и|рамесленников) все |подлежащее |
|делает вывод, что |они должны |(субстрат)- то, из |
|только чередование |заниматься своим |чего что-либо |
|противоположностей |делом, не |возникает |
|дает специфический |вмешиваясь в дела |(материальная |
|смысл. Но также |других. |причина) |
|понимает, что | |-движущая причина, |
|противоположности | |начало движения; |
|гармоничны: «всё | |-целевая |
|есть одно, а из | |причина-то, ради |
|одного происходит | |чего что-либо |
|все». Считал что | |осуществляется |
|началом всего был | |Хотя А. признавал |
|огонь, а все | |материю одной из |
|остальное | |первых причин и |
|–транформация огня.| |считал ее некоторой|
|Пифогорейская | |сущностью, он видел|
|школа: для | |в ней только |
|пифагорейцев | |пассивное начало |
|началом всего было | |(возможность стать |
|число, которое | |чем-либо), всю же |
|понималось как | |активность |
|начало образующее | |приписывал |
|вещи. Филолай | |остальным трем |
|представитель | |причинам, причем |
|пифогор-в.он | |сути |
|соеденил 4 первых | |бытия-форме-приписа|
|элемента: | |л вечность и |
|земля-куб, | |неизменность, а |
|огонь-пирамида, | |источником всякого |
|вода-гексоэдр, | |движения считал |
|воздух-актаэдр. Они| |неподвижное, но |
|пытались с | |движущее |
|пом.чисел описать | |начало-бога. Бог |
|весь мир. Эллейская| |Аристотеля-«перводв|
|школа (Левкипп и | |игатель» мира, |
|его ученик | |высшая цель всех |
|Димокрит) началом | |развивающихся по |
|явл. атом т. е . | |собственным законам|
|неделимость. | |форм и образований.|
|Постепенно в Ф | | |
|возникает 2осн типа| | |
|фил. | | |
|мировоззрения-матер| | |
|иализм и идеализм. | | |
|Их борьба | | |
|составляет основное| | |
|содержание фил. | | |
|развития во все | | |
|последующие | | |
|времена. | | |
|Одновременно | | |
|возникает | | |
|противоположность | | |
|двух основных | | |
|методов мышления: | | |
|диалектики и | | |
|метафизики | | |
|10. Философия эпохи|11. Проблема |12. Формирование |
|Эллинизма (304-323)|человека в античной|христианской |
| |философии |философии |
|1)школа эпикурейцев|Протогор(рассм. Чел|Эта Ф получила |
|Эпикур-написал |через его ощущения)|название |
|большую работу о | |схоластика.Испытыва|
|природе(37 книг) |Сократ (душа |ла влияние |
|отстаивает и |разуму), Платон |священного писания |
|развивает |делит на разумную и|библии. Наиболее |
|материалистический |вожделеющую), |влиятельный из |
|сенсуализм. Все что|Аристотель-человек-|отцов церкви |
|мы ощущаем, |политическое |–Августин.Доказывал|
|истинно, ощущения |животное) |, что бог явл. |
|никогда нас не | |высшим бытием, бог |
|обманывают.Считал, | |сотворил мир из |
|что неободимо, | |ничего по своей |
|чтобы перевоначала | |доброй воле, а не |
|были субстанциями. | |по необходимости. |
|Атомы движутся | |Считалось, что |
|непрерывно, и это | |истина еже дана в |
|связано с внутр. | |библейских текстах |
|св-ми | |и необходимо |
|атома.Бесконечно | |правильно |
|лишь количество | |истолковать их. Так|
|атомов, количество | |как библ. тексты |
|же их форм | |отличались |
|ограничено, | |иносказательным |
|поскольку атомы не | |хар-м, то для их |
|могут обладать | |толкования |
|большой тяжестью, | |требовалась |
|приэтом атомы могут| |изощренная логика. |
|самопроизвольно | |Бог един, но |
|отклоняться. | |троичен в трех |
|Удовольствие это | |лицах: отец, сын и |
|отсутствие | |святой дух. Фома |
|телесного | |Аквинский:осн. цель|
|страдания. | |отработка основных |
|Школа | |догматов христ. |
|стоицизма.основопол| |вероучения в формах|
|ожник Зенон, | |здравого смысла. |
|главное с стоицизме| | |
|это этика, кот. | | |
|заключалась в | | |
|спокойствии, | | |
|невозмутимости, в | | |
|умении стойко | | |
|переносить удары | | |
|судьбы. | | |
|(Пасейдоний, | | |
|Аврелий, Сенека, | | |
|)сторонники | | |
|аристотеля и | | |
|Гераклита. | | |
|Школа скептицизма | | |
|провозглашала | | |
|умение человека | | |
|наслождаться малым,| | |
|быть независимым от| | |
|гос-ва, общества, | | |
|даже от культуры и | | |
|семьи. | | |
| | | |
|13. Религиозный |14. Основные |Учения о методе |
|характер |направления |Бэкона и Декарта. |
|философской мысли |философии эпохи |Главным своим |
|средневековья |Возраждения и их |заданием Ф нового |
|Эта Ф получила |характеристика |времени |
|название |Официальной |предусматривает в |
|схоластика.Испытыва|философией в эту |разработке и |
|ла влияние |эпоху оставалась |обоснования методов|
|священного писания |схоластика, но |научного познания. |
|библии. Наиболее |возникновение |Формируются в этот |
|влиятельный из |культуры гуманизма,|период два |
|отцов церкви |значительные |противоположных |
|–Августин.Доказывал|достижения в |направления в |
|, что бог явл. |области |философии: эмпиризм|
|высшим бытием, бог |естествознания |и рационализм. |
|сотворил мир из |привели к тому, что|Эмпиризм |
|ничего по своей |философия перестала|предусматривает, |
|доброй воле, а не |играть роль |что основное |
|по необходимости. |служанки богословия|содержание научного|
|Считалось, что |и перспектива ее |познания получается|
|истина еже дана в |развития приобрела |с чувственного |
|библейских текстах |антисхоластическую |опыта, а |
|и необходимо |направленность. |рационализм-через |
|правильно |Главной идеей |деятельность |
|истолковать их. Так|средневековья был |разума. Основателем|
|как библ. тексты |теоцентризм. Прежде|эмпиризма был англ.|
|отличались |всего возраждение |философ Френсис |
|иносказательным |проявилось в этике.|Бэкон.(«Новый |
|хар-м, то для их |Возобновление |органон»). Главным |
|толкования |этических учений |заданием считал: |
|требовалась |стоицизма и |познание природы и |
|изощренная логика. |эпикуризма, |овладение ее |
|Бог един, но |направленных против|силами; основные |
|троичен в трех |христианской |методы-индукция и |
|лицах: отец, сын и |морали. Стремление |эксперимент. |
|святой дух. Фома |всего живого к |Представителем |
|Аквинский:осн. цель|избежанию |рационализма был |
|отработка основных |страданий. Душа |франц. ф-ф Рене |
|догматов христ. |есть единое и |Декарт-своей |
|вероучения в формах|неделимое, |методологией строит|
|здравого смысла. |способности есть |на принципах |
| |ощущения, и это |рационалистической |
| |единственный |дедукции, а |
| |источник познания. |эксперимент считает|
| |Наслождение – |как предпосылку |
| |высшее благо. Дж. |познания, которая |
| |Бруно провозглашал |должна подчиняться |
| |существование |рационально-математ|
| |безчисленных миров.|ическому мышлению. |
| |Небесные тела | |
| |составляют | |
| |бесчисленные миры и| |
| |образуют | |
| |бесконечную | |
| |вселенную в | |
| |бесконечном | |
| |пространстве., был | |
| |противником | |
| |схоластических | |
| |методов осмысления | |
| |природы. | |
|Французский |Кант-родоначальник |18. Особенности |
|материализм Х111 |немецкой |философвской |
|века. |классической |диалектики Гегеля |
|Французский |философии |В основе диалектики|
|материализм-новая |В его философии |Гегеля лежит |
|историческая |выделяют два этапа:|идеалистическое |
|ступень в развитии |докритический и |представление о |
|материалистической |критический. |том, что источник |
|философии, |Докритический |всякого |
|существенно |этап-развитие |развития-как |
|отличающейся от |стихийногоматериали|природы, так и |
|предшествующих |зма. Занимается |общества, и |
|материалистических |вопросами природы. |человеческого |
|учений. Англ. |Критический этап |мышления-заключен в|
|матер-м имел в |начинается с 1770 |саморазвитии |
|значительной мере |года.Выделяет два |понятия, а значит |
|аристократический |свола познания- |имеет логическую, |
|характер, его |чувственность и |духовную природу. |
|учение |рассудок. Он |Согласно Гегелю, |
|предполагалось для |преодалевает |«только в понятии |
|избранных, а фр-е |крайности эмпиризма|истина обладает |
|материлисты несут |и рационализма. |стихией своего |
|свои идеи в широкие|Выделяет два |существования», и |
|круги городского |понятия: |поэтому диалектика |
|общества. Они |вещь в себе-мир, |понятий определяет |
|излагают свои |существующий |собой диалектику |
|философские взгляды|независимо от нас; |вещей-процессов в |
|преимущественно в |вещь для нас-то, |природе и обществе.|
|форме |что мы знаем об |Диалектика вещей по|
|широкодоступных |этом мире. |Гегелю, есть, |
|изданий. Они |Вещь для нас |отраженная, |
|опирались на |является стороной |«отчужденная», |
|широкое развитие |вещи в себе. |форма подлинной |
|свободомыслие в |Выделяет два мира: |диалектики, |
|Англии. Другим |1)мир феноменов или|присущей только |
|важным источником |явлений (познаваем |жизни понятия», |
|были для них |наукой, границ |или, иначе говоря, |
|физический мате-м |познания нет) |жизни бога, как он |
|Декарта, а также |2)мир ноуменов |существует сам по |
|мат-е учение |(вещей в себе, |себе, как бы в его |
|Спинозы о природе, |сущностей)непознава|мышлении. Сам бог |
|субстанциях и ее |ем.Осн. вопросы |мыслится Гегелем не|
|атрибутах, о |Канта: 1)Что я могу|как личный бог |
|человеке, о душе и |знать? 2)На что я |христианской |
|ее отношению к |могу надеяться? |религии, а как |
|телу. Джон Локк не |3)Что я должен |безличный |
|исключает роль |делать? Выделяет |процесссамодвижения|
|разума, но |два вида априорных |понятия, с |
|ограничивает |знаний: 1) |неуклонной |
|простыми |чувственные (мы |необходимостью |
|эмпирическими |видем мир через |развивающего свои |
|суждениями. Он |сетку времени и |определения в |
|отрицает |пространства (это |диалектическом |
|существование |субъективные формы |процессе-через |
|вражденных идей |нашего бытия, они |развертывание |
|(принципов). Душа |живут в нас, а мы |исходного |
|ребенка-табула |не в них); |противоречия и его |
|расса (чистая |2)рациональные |последующее |
|доска, лист |(логические) – |преодоление. |
|бумаги), на кот. |категории, | |
|природа записывает |суждения, | |
|свои письмена. |умозаключения. Как | |
| |мы мыслим? Пришел к| |
| |выводу что все | |
| |мыслят по всеобщим | |
| |правилам и законам.| |
| |В основе знания | |
| |лежат понятия, они | |
| |даны априорно. | |
| |Только человек | |
| |способен к | |
| |суждениям, на | |
| |основе их мы делаем| |
| |умозаключения. | |
|19. Философия |20. Идентичная |21. Марксистская |
|Фейербаха |философия Шеллинга |философия |
|Одним из |Представитель |Маркс и Энгельс |
|представителей |объективного |критически |
|немецкой |идеализма и задача |использовали |
|классической |его философии в |немецкую |
|философии был |изучении природы. |классическую |
|Фейербах. Он |Пытался изучить |философию, |
|приходил к выводу, |природу с точки |материализм |
|что вопрос об |зрения развития от |Фейербаха и |
|отношении бытия к |простого к |диалектику Гегеля. |
|мышлению есть |сложному. У него |В Ф марксизма было |
|вопрос о сущности |природа-не просто |показано, что чо не|
|человека, ибо |объект, а носитель |общественная жизнь |
|мыслит лишь |бессознательной |связана с |
|человек. |жизни разума. У |деятельностью |
|Следовательно, |него природа |человека. |
|философия должна |развивается от |Общество-это |
|быть антропологией |неорганического |обработка людей |
|т.е. учением о |мира к |людьми. Общество |
|человеке, в |органическому. |развивается по |
|существовании, в |Ставит задачу |законам, носителем |
|деятельности |познания |которых был |
|которого этот |натурфилософии. Он |человек. Бытие |
|вопрос находит свое|опирается на |определяет |
|фактическое, |диалектический |сознание. Особое |
|реальное |метод познания и |внимание уделялось |
|решение.Существенны|разрабатывает |практике, |
|м содержанием и |диалектическую |практика-критерий |
|назначением |картину мира. Он |истины, истина- |
|антропологического |подчеркивает |основа познания. |
|принципа является |целесообразность в |Центральное место |
|научное |основе жизни, По |занимает проблема |
|истолкование |мнению Шеллинга, |познания и |
|общественного |мировая душа |преобразование |
|сознания, в котором|обеспечивает |мира. Важной |
|Фейербах видит |единство природы и |заслугой является |
|отражение сущности |ее целесообразность|развитие |
|человека. Эта |в развитии. В |диалектики, |
|сущность, прежде |природе происходит |соединение ее с |
|всего, чувственная |борьба |материализмом. В |
|жизнь ума и сердца,|противоположных |основу |
|многообразие |сил. |моровоззрения |
|переживаний | |кладуться не |
|индивида. Сводит | |религиозно-мистичес|
|сверхъестественное | |кие, а выводы |
|к естественному, | |современного |
|нереальное к | |естествознания; |
|реальному – в этом | |Мышление стало |
|основная черта его | |рассматриваться не |
|антропологического | |как продукт |
|метода..Природа | |развития природы, |
|является | |но как результат |
|единственной | |сложной |
|реальностью, а | |исторической |
|человек ее высшим | |общественно-трудово|
|продуктом. В | |й деятельности т.е.|
|человеке и | |практики . |
|благодаря ему | | |
|природа ощущает | | |
|себя, созерцает | | |
|себя, мыслит о | | |
|себе. Природа | | |
|вечна. Он | | |
|отстаивает | | |
|положение о | | |
|неразрывной связи | | |
|материи и движения.| | |
|Многообразие | | |
|человеческих | | |
|ощущений. Признает | | |
|важную | | |
|познавательную | | |
|функцию | | |
|теоретического | | |
|мышления и его | | |
|способности достичь| | |
|более глубокого | | |
|познания | | |
|действительности. | | |
|Задача мышления- | | |
|собирать, | | |
|сравнивать, | | |
|различать, | | |
|классифицировать | | |
|чувств данные, | | |
|осознавать, | | |
|понимать, | | |
|обнаруживать их | | |
|скрытое, | | |
|непосредственно не | | |
|являющееся | | |
|содержание. | | |
|Чувственное | | |
|созерцание- есть | | |
|критерий истинности| | |
|мышления. | | |
|22. |23. Философские |24. Философские |
|Сковорода-выдающийс|вззрения Юркевича |идеи Чаадаева |
|я украинский |Один из известных |Основоположник |
|философ и |укр. философоф |русской религиозной|
|просветитель |прошлого столетия. |философии. Природу |
|Философская |Истину, природу, |человека |
|концепция –пантеизм|человека, ее |рассматривал в трех|
|(человек и бог |духовность можно |основных формах: |
|составляют единое |постич через более |чувства (красота), |
|целое, каждый |усовершенствованнйе|мышление |
|человек имеет в |, высшие формы |(объективная |
|себе бога, он не |познания, чем |истина), деятельная|
|существует где-то |рационалистические.|воля (объективные |
|вне его). Главная |Сложился под |блага). Бог как |
|проблема его |влиянием Платона и |абсолютное есть |
|философии-проблема |Канта,б хотя |нечто |
|человека, его |предпочтение |сверхъестественное.|
|счастья. Он |отдавал Платону. |Бог свободен от |
|интересуется |Для него дело |существования, хотя|
|моральной |философии связано с|существует в трех |
|проблематикой, она |жизнью духа. |лицах образующих |
|имеет |Разграничивает дух |единство. Каждые из|
|религиозно-философс|и сознание.”Дух |сторон есть |
|кий характер. |нечто большее чем |абсолютная ценность|
|Считает, что |сознание”, так как |в себе и для |
|счастье доступно |дух-это сущий |вселенной. 3 |
|для всех . |предмет, реальная |абсолютные |
|Философские идеи: |субстанция=>философ|ценности: благо, |
|1)идея трех миров и|ия – познание идеи.|истина и |
|двух натур(мир |Выделяет 3 формы |красота-соответству|
|природный-макромир,|познания: через |ет трем ипостасям |
|мир |представление, |Святой Тройцы. |
|человека-микромир, |через понятие, |Абсолют |
|мир библейский |через идею. |осуществляет благо |
|–символический, | |через истину в |
|видимая-телесная | |красоте. |
|натура , | | |
|невидемая-духовная(| | |
|приоритет). | | |
|Философия его- | | |
|“философия сердца”.| | |
|2)Идея самопознания| | |
|и смысла жизни | | |
|человекаи “сродный | | |
|труд”-связан с | | |
|самореализацией | | |
|человека. 3)Идея | | |
|искренности как | | |
|принципа жизни. | | |
|Божественность | | |
|сущности | | |
|человека=сущности | | |
|бога. 4)Идея | | |
|неравного | | |
|равенства. | | |
|25. Сознание, |26. Структура |27. Эмпирический и |
|сущность, проблема,|знания.Рациональное|теоретический |
|происхождение. |и чувствительное |уровни познания |
|Сознание, высшая, |знание |В науке различают |
|свойственная лишь |Гносеология-теория |эмп. и теор. ур. |
|человеку форма |познания о формах и|п-я. Для |
|отражения |закономерностях |эмпирического |
|объективной |познания. |познания хар-на |
|действительности. |Чувственное |фатофиксирующая |
|Оно представляет |познание (при |деятельность. |
|собой |помощи чувств) 3 |Теоритическое |
|единствопсихических|формы: |познание-это |
|процессов, |-ощущение-чувств. |сущьное познание, |
|участвующих в |образ, в котором |осуществляемое на |
|осмыслении |воспроизводится |уровне абстракций |
|человеком |одно свойств |высоких порядков. |
|объективного мира и|(кислый); |Оба эти уровни |
|своего собственного|-Восприятие- |связаны, |
|бытия. С самого |чувстр. образ, в |предполагают друг |
|рождения человек |котором |друга, хотя |
|попадает в мир |воспроизводится |исторически |
|предметов, |несколько свойств |эмпирическое |
|созданный |(кислый и круглый) |предшествовало |
|предыдущим |; |теоретическому. |
|покалением. Любое |-Представление-восп|Наюлюдение и |
|ощущение или |роятие при |эксперимент |
|чувство является |отсутствии |важнейшие методы |
|частью сознания так|контакта. |эмпирического |
|как обладает |Рациональное |познания. |
|значением и |познание (при |Наблюдение-преднаме|
|смыслом. Однако |помощи понятий, |ренное, |
|сознание не есть |суждений, |целенаправленное |
|только знание или |умозаключений): |восприятие, имеющее|
|языковое мышление. |- понятие-это |целью выявления |
|С другой стороны |мысль, в которой |существенных |
|нельзя |содержится наиболее|свойств и отношений|
|оттождествлять |существенные |объектов познания. |
|сознание и психику,|признаки , хар-ки |Исследование |
|т.к. не все |чего-либо (напр, |требует также и |
|психические |“капитализм”- |эксперимента, |
|процессы включаются|частная |ставящего лбъкт в |
|в данный момент в |собственность, |определенные |
|сознание. Оно |принцып выгоды и |заданные условия, |
|возникло в |пользы) |отвечающие целям |
|общественно-произво|суждение-это |исследования. В |
|дственной |высказывание, в |процессе научного |
|деятельности |ктором содержится |познания |
|человека и |утверждение или |применяется так |
|непрерывно связано |отрицание чего-либо|называемый |
|с языком. Сознание |(Киев-столица |мысленный |
|существует в 2-х |Украины S-P |эксперимент, когда |
|формах-общественном|(субъект-предикат))|ученые в уме |
|и индивидуальном. | |оперируют |
|Сознание |Умозаключение-это |определенными |
|формируется |система суждений, в|образами и |
|деятельностью, |которой на основе |понятиями, мысленно|
|чтобы потом влиять |суждений (посылок) |создает нужные |
|на эту |выводится новое |условия. |
|деятельность, |знание.(бывает |Эксперимент |
|определяя и |индуктивные и |позволяет проверить|
|регулируя ее. |дедуктивные) |и подтвердить |
| |В рельном процессе |гипотезу и дает |
| |познания |данные для новых |
| |чувственные и |гипотез. Теория-это|
| |рациональные формы |высшая , |
| |взаимопереплетены. |обоснованная, |
| | |логическая, |
| | |непротиворечимая |
| | |система научного |
| | |знания, дающая |
| | |целостный взгляд на|
| | |существенные |
| | |свойства, |
| | |закономерности и |
| | |т.д. В серцевину |
| | |научной теории |
| | |составляют входящие|
| | |в нее законы. |
| | |Многообразию форм |
| | |современного |
| | |теоретического |
| | |знания |
| | |соответствует и |
| | |многообразие типов |
| | |теорий, а также |
| | |многобразие их |
| | |классификаций. |
| | |Различают |
| | |описательные, |
| | |математизированные,|
| | |интерпритационные и|
| | |дедуктивные. |
|28. Основные |29. Методы научного|30. Философские |
|характеристики |познания |понятия |
|научного познания |1)метод восхождение|пространства и |
|В научном познании |от абстрактного к |времени |
|главная роль |конкретному. |Важнейшими формами |
|принадлежит |2)метод |бытия являются |
|рациональному |моделирования и |время и |
|мышлению, которое |принцип системности|пространство.Сущ. 2|
|взаимодействует с |состоит в тогм, что|основные точки |
|чувственным |объект недоступный |зрения на время и |
|познанием. В |непосредственному |пространство: |
|научном познании |исследованию |1)субстанциональная|
|выделяют такие |заменяют его |концепция. Время и |
|формы: |моделью. |пространство есть |
|Идея-отображает |3)Наблюдение-целена|самостоятельные |
|связи, |правленное |сущности, |
|закономерности |восприятие |существующие наряду|
|действительности и |предметов |с материей и |
|направлена на ее |действительности |независимо от ее. |
|превращение , а |для получения |Отношение между |
|также соеденяет |непосредственных |ними как между |
|истинное знание про|чувственных данных |самостоятельными |
|действительность и |об объекте познания|субстанциями.Незави|
|субъективную цель | |симость свойств |
|ее превращения |4)Эксперимент-это |пространства и |
|(идея про |способ |времени от |
|материальность |чувственно-действит|протекающих в них |
|мира) |ельной |мат процессов. |
|Проблема-отображает|действительности, |2)реляционная. |
|противоположность |когда явления |Пространство и |
|между знанием и |изучают с помощью |время не сами |
|действительностью |специальных |сущности, а суть |
|или противоречия в |условий, которые |системы отношений, |
|самом познании. |обеспечивают |которые образуют |
|Развитие |переход в чистом |между собой |
|познания-это |виде тех процессов.|материальные |
|переходот | |объекты. Вне |
|постановки одних |5)Анализ-расчленени|системы |
|проблем до их |е предмета на его |взаимодействий |
|решения, а потом |составные части с |пространство и |
|постановки других |целью их |время не |
|проблем и их |всестороннего |существуют. |
|дальнейшего |изучения |Демокрит (античн): |
|решения. |6)синтез-противопол|пространство |
|Гипотеза-форма |ожный анализу |оттождествляется с |
|научного познания |7)индукция-метод, |пустотой, считается|
|истинность которой |когда на основании |абсолютным и |
|еще не доказана, с |об отдельном |вечным, его св-во |
|помощью Г. |делается вывод об |изотопно, |
|формируется |общем |однородно. Галилей |
|возможные варианты |8)дедукция-противоп|: время однородно и|
|решения проблемы, |оложный индукции |необратимо.Гегель |
|после доказания | |пространство |
|гипотезы она | |рассматривал как |
|превращается в | |форму |
|научную теорию. На | |индивидуального |
|основе этих трех | |сознания, как |
|форм формируется | |априорные формы |
|научная концепция, | |чувственного |
|которая | |созерцания. |
|обосновывает | | |
|основную идею | | |
|теории. | | |
|Теория- основа | | |
|достоверных знаний | | |
|, дает целостное | | |
|представление о | | |
|закономерностях и | | |
|существенных | | |
|хар-ках объкта. | | |
|Имеет 2 функции: | | |
|обьяснение и | | |
|предусмотрение. | | |
|31. Философское |32. Основные |33. |
|понятие движения |концепции развития |Экзистенциональная |
|Д-е – в узком |Развитие, также |философия |
|смысле-всякое |эволюция, |Экзистенциолизм-фил|
|изменение, в узком |генезис-закономерно|ософия |
|смысле- изменение |е изменение материи|существования. |
|положения тела в |и сознания, их |Иррационалистическа|
|пространстве. Об |универсальное |я философия. |
|абсолютном движении|свойство; выявление|Наиболее крупным |
|можно говорить |, обнаружение |представителем был |
|только в |вещей, частей, |Альберт Камю |
|соотнесении с |состояний, свойств,|(1913-1960 |
|какой-либо точкой, |которые имелись и |Франция). |
|которая мыслится |прежде, уже были |Экзистенциолисты |
|находящейся в |подготовлены, но не|поставили вопрос о |
|мировом |были доступны |смысле жизни, о |
|пространстве в |восприятию. |судьбе чел, о |
|состоянии покоя. |Развитие бывает |выборе личной |
|Дейтвительное |экстенсивным, т.е. |ответственности. |
|движение всегда |проявлением и |Исходный пункт экз |
|относительно, оно |увеличением уже |Ф-изолированный, |
|есть движение в |имевшегося, или |одинокий индивид, |
|соотнесении с |интенсивным |все интересы |
|какой-либо точкой |(эпигенез), т.е. |которого |
|пространства, |возникновением |сосредоточены на |
|находящейся в |качественно новых |нем же самом, на |
|(относительном) |форм. Также |его собственном |
|движении или в |развитие бывает или|ненадежном и |
|(относ-м) покое. В |экзогенным, т.е. |бренном |
|мире все находится |ненастоящим, |существовании. Экз |
|в движении, от |неподлинным |проблемы- это такие|
|атомов до |развитием, |проблемы, которые |
|вселенной. Все |определяемым только|возникают из самого|
|пребывает в вечном |извне, или |факта существования|
|стремлении к иному |эндогенным, т.е. |человека. Имеет |
|состоянию, и не по |настоящим |значение только его|
|принуждению, а по |развитием, источник|собственное |
|собственной |которого находится |существование и |
|природе. Движение |внутри самого |движение к небытию.|
|заключено в самой |развивающегося. |Предмет экз |
|природе материи. |Кант развитие |Ф-бытие. Среди |
|Одни формы движутся|употребляет для |всех способов бытия|
|превращаясь в |объяснения космоса,|существования ищут |
|другие и ни один |Гердер-для |такой, в котором |
|вид не берется ни |объяснения истории |существование |
|от куда. |культуры, Ламарк |раскрылось бы |
| |–специально для |наиболее полно-это |
| |объяснения истории |страх. Страх-это |
| |живых существ. В |исходное |
| |философии нем. |переживание, |
| |идеализма развитие |лежащее в основе |
| |означало |всего |
| |саморазвертывание |существования. Это |
| |божественного в |страх перед |
| |мире, |смертью. |
| |саморазвертывание | |
| |живого в | |
| |божественное. | |
|34. Философия |35. Философия |36.Философские идеи|
|всеединства |свободы Бердяева |Фихте (1762-1814) |
|Соловьева. |Русский религиозный| |
|Один из выдающихся |философ(1874-1948) |Исходный пункт |
|русских |Теоретической |философской системы|
|философоф(1853-1900|основой стал |представляет собой |
|). Из добра он |апреоризм Канта. |«Я»-это непростой |
|выводит понятие |Разрешение любой |субъект, так как |
|бога. Любовь-это |мировоззренческой |субъект может |
|самопожертвование. |проблемы следует |существовать только|
|Высшая форма |выявить через |в соотношении с |
|любви-божественная.|противоположность |объектом, это «я» |
|Человек ставший на |духа и природы. |носит абсолютнюй |
|этот путь |Дух-субъкт, |характер, оно ничем|
|–богочеловек. Через|воплощающий в себе |не ограничено. |
|божественную любовь|свободу, |Более того, «я» это|
|осуществляется |творчество. |не факт, не нечто, |
|соединение с |Природа-объект, |которое действует, |
|богом-всеединство. |вещь, |а само это |
|Центральная идея |необходимость, |действие-это не |
|учения-идея |пассивная |бытие, а действие. |
|положительного |деятельность. Бог |Первый акт |
|всеединства. Это |есть дух.Также он |«абсолютного Я», |
|всеединство являет |рассматривает |полагание самого |
|собой совершенный |свободу как идею. |себя. Его второй |
|синтез истины добра|Выделяет три вида |акт заключается в |
|и красоты. “Полное |свободы: |полагании «Не-Я». |
|определение истины |иррациональную |Но «не-я» как |
|выражается в трех |(неразумную), |объект положен в |
|предметах: сущее, |рациональную |«Я», так как «Я» |
|единое, все” Истина|(исполнение |абсолютное |
|для него есть |морального долга), |представляет собой |
|абсолютная |свобода проникнутая|всю реальность. |
|ценность, |любовью к богу. |Внутри |
|принадлежащая |Человеческая иррац.|«Я»абсолютного |
|самому всеединству,|свобода коренится в|противопоставлены |
|а не нашим |ничто, из которого |«Я»-эмпирическое/т.|
|суждениям или |бог сотворил мир. |е. человек/и |
|выводам. |Главную идею он |«Не-Я»/реальность, |
|Человечество |заимствовал у Якова|то есть субъект и |
|посредник между |Бене. Из |объект. |
|природой и |божественного ничто|Человеческому «Я» |
|божеством. |рождается Святая |противостоят |
| |Тройца-бог творец=>|реальные вещи, |
| |сотворение мира |«не-я». Процесс |
| |богом творцом есть |построения системы |
| |вторичный акт. Т.о.|категорий и теории |
| |приходит в выводу, |научного знания |
| |что и бог и свобода|происходит |
| |выступают из |диалектическим |
| |“ингрун” |путем, именно |
| |(первичного |полагания-тезиса, |
| |хаоса)Коль свобода |противополагания-ан|
| |богом не создается,|титезисом и их |
| |а рождается из |синтеза. |
| |хаоса, то бог не | |
| |несет | |
| |ответственность за | |
| |то, что он не | |
| |создавал=> если | |
| |человек выберет | |
| |зло, то бог –отец | |
| |не отвечает. | |
| |Свобода первична по| |
| |отношению к добру и| |
| |злу. Зло появляется| |
| |тогда, когда | |
| |иррациональная | |
| |свобода приводит к | |
| |нарушению | |
| |божественной | |
| |иерархии бытия. Это| |
| |возникает из-за | |
| |гордыни духа, из-за| |
| |желания, что | |
| |приводит к распаду | |
| |в сфере бытия и к | |
| |рабству вместо | |
| |свободы. | |
|37. Герменевтика: |38. Сущность и |39. Проблема бытия |
|проблема метода. |этапы развития |в философии |
|Наука о понимании, |философии |Платон под истинным|
|истолковании |позитивизма |бытием имел в виду |
|текстов, особый |1)позитивизм.30-40 |«царчство чистых |
|классический метод |гг 19в, во Франции |мыслей и красоты» |
|науки о языке, |образовалась школа,|как нечто |
|позволяющий |основоположником |умопостигаемое в |
|осмысленно |позитивизма был |отличии от мира |
|толковать памятники|Конт. Высказывал |чувственных вещей. |
|древней литературы.|убеждения в |По Аристотелю, |
|Франс Гадамер-нем |способности науки к|бытие-это живая |
|ф-ф, один из |бесконечному |субстанция, хар-ся |
|главных |развитию и в |следующими |
|представителей |неограниченности |принципами:каждая |
|философии |предметной области.|вещь есть |
|герменевтики 220 |Ф нужна для |самостоятельный |
|в., создал теорию |объединения всех |факт, на который мы|
|понимания.В 19 в |знаний. |обращаем свое |
|начинается развитие|2)эмпириокритицизм.|внимание(принцип |
|т.н. свободной |Пред-ми были |материальности); |
|герменевтики, не |Авенариус, мах. |каждый объект |
|ограниченной |Сводили всю |обладает |
|предметом, |философию к |структурой, части |
|границами смысла |субъектно-идеалисти|которой соотнесены |
|текста. |ческому познанию. |друг с другом |
|Превращается в |Основа знания: |(концепция активной|
|специфический метод|чувства и ощущения.|формы); она |
|общих наук, |Материя-это то, что|указывает на свое |
|призванных |мы чувствуем. |происхождение |
|обеспечить |3)неопозитивизм 20 |(принцип |
|понимание общих |гг ХХв (надо найти|причинности); она |
|событий, исходя из |логический |имеет свое |
|субъективных |атом-научный язык, |определенное |
|намерений |проблема, значение,|назначение (принцип|
|исторических |метода, |цели)В средние века|
|деятелей. При этом |верификацияоформилось так ). |называемое |
|противопоставляется|Самая влиятельная |онтологическое |
|объяснению в |из этих |доказательство |
|естествознании, |направлений-философ|бытия Бога, |
|связываемому с |ия лингвистического|состоящее в выводе |
|абстрагированием и |анализа (все |Абсолютного Бытия |
|установления |проблемы связаны с |из понятия бытия, а|
|общего, закона. В |засорением нашего |именно: то, больше |
|20 в г постепенно |языка) Хотели |чего нельзя |
|оформляется в одну |включить науку в |помыслить, не может|
|из основных |философскую |существовать только|
|методологических |истину-то, что |в уме. В эпоху |
|процедур философии,|наблюдаем…опыт->осм|Возражденияи |
|сначала в рамках |ысление-> истина. |,особенно, в Новое |
|экзистенциализма, |4)постпозитивизм |время происходит |
|затем собственно в |Наука как целая |разделение |
|философии |динамическая, |философии и |
|герменевтики.Г-связ|развивающаяся |естественной науки.|
|ующее звено между |система. Научный |В связи с этим |
|философскими и |метод-предположител|хар-на |
|историческими |ьная догадка или |«объективизация» |
|науками. |опровержение. |понятия бытия и |
| |Отвергают |одновременно |
| |чувсвенность, |развитие |
| |переживания. |субъективистских |
| | |концепций. Бытие |
| | |осмысливается как |
| | |нечо телесное, |
| | |вещественное, как |
| | |объктивная |
| | |реальность |
| | |противостоящая |
| | |человеку и его |
| | |разуму. Декарт: «я |
| | |мыслю следовательно|
| | |существую» это |
| | |значит, что бытие |
| | |субъекта постигаемо|
| | |только в акте |
| | |самосознания. |
|39. Познание как |40. Природа |41. Сущности и |
|предмет |человеческого бытия|контуры социальной |
|философского | |сферы общества |
|анализа |В Ф. ХХв , в |сферный подход: |
|Сознание всегда |отличии от |контурами соц сферы|
|есть осознанное |традиционной |общества являются |
|бытие, выражение |онтологии, не мир, |контуры и границы |
|отношения человека |не природа, а |между |
|к бытию. |человек становится |материально-произво|
|Знание-объективная |проблемной точкой |дственной сферой и |
|реальность, данная |отчета. В |духовной сферой. |
|в сознании |противовес |Сущность |
|человека, которая в|классическому |заключается в |
|своей деятельности |онтологизму |процессе |
|отражает идеально |игносеологизму |материального |
|воспроизводит |представители |производства. |
|объективные |анализируемых | |
|закономерные связи |направлений считали| |
|реального мира. |необходимым сделать| |
|Познание |человека центром | |
|обусловленно прежде|философии. Ведь сам| |
|всего |человек есть, | |
|общеисторической |является бытием, | |
|практикой , процесс|при том бытием | |
|приобретения и |особым. Ценром | |
|развития знания, |новой онтологии | |
|его постоянное |становится не | |
|углубление, |изолированное | |
|расширение и |сознание человека, | |
|совершенствование. |а сознание, точнее,| |
| |духовное , взятое в| |
| |неразрывном | |
| |единстве с | |
| |человеческим | |
| |бытием. В концепции| |
| |нем | |
| |экзистенциалиста | |
| |Хайдеггера | |
| |критикуется | |
| |традиционный подход| |
| |к бытию, основанный| |
| |на рассмотрении | |
| |бытия как сущего, | |
| |субстанции. Для | |
| |него проблема бытия| |
| |имеет смысл лишь | |
| |как проблема | |
| |человеческого | |
| |бытия, проблема | |
| |предельных | |
| |оснований | |
| |человеческого | |
| |существования. | |
| |Самым важным | |
| |выражением | |
| |общечеловеческого | |
| |способа бытия | |
| |является страх | |
| |перед ничто.Основу | |
| |человеческого | |
| |существования | |
| |составляет его | |
| |конечность, | |
| |временность. | |
| |Поэтому время | |
| |должно быть | |
| |рассмотрено как | |
| |самая существенная | |
| |хар-ка бытия. | |
| |Французский | |
| |экзистенциалист ЖП | |
| |Сартр, | |
| |противопоставляя | |
| |бытие в себе, | |
| |разграничивает | |
| |материальное бытие | |
| |и чеолвеческое | |
| |бытие. | |
|42. социальные |43. Понятие истины |44. Философские |
|общности и их |Истина есть знание,|взгляды Прокоповича|
|характеристики. |мысль, | |
|Народ, нация, |высказывание, |Его мировоззрение |
|классы, слои. |соответсвующее |носит теософский |
|Народ-вся та часть |действительности |х-р (божественная |
|которая участвует в|или предмету. |мудрость) теизм и |
|процессе |Истина-образ. |пантеизм-(бог во |
|производства. В нем|Предмет-корреспонде|всем). Ф как |
|сущность и |нт.Существует 4 |самостоят наука |
|существование не |момента истины: |должна иметь дело с|
|совпадают=> |объективность, |естественной |
|эмпирически |абсолютность, |истиной,т.е. |
|существуют.Под |относительность, |подчеркнутой из |
|этносом понимается |конкретность. |природы, а не из |
|общность територии,| |божественных книг. |
|языка, культуры, эк| |Влияние Аквинского.|
|отношений, | |"«атерия есть |
|особенности | |незавершенная |
|психологии. | |субстанция"»1)под |
|Этический | |субстанцией |
|вопрос-большой, | |понимается тело, |
|трудоемкий вопрос. | |2)материя не |
|Для нации хар-но: | |сводится к |
|общность языка, | |чувственно |
|тер-рии, эк жизни, | |понимаемым |
|образ жизни. Классы| |качествам, 3) видит|
|возникли в связи с| |основное св-во |
|общественным | |материи в |
|разделлем | |геометрически |
|общественного | |измеряемой |
|труда., это группы | |протяженности, |
|людей, которые | |постигаемой по |
|различаются по | |средствам рассудка |
|месту в системе | |и разума.Выделяет 3|
|общественного | |вида движения: |
|пр-во, по их | |количественное, |
|отношению к | |качественное(измене|
|средствам пр-ва, по| |ние), движение как |
|их роли общ труда и| |перемещение. |
|той доли общ | |Отрицает сущ вне |
|багатства, кот они | |тела.В теории |
|получают. | |познания его |
| | |позиция между |
| | |сенсуализмом и |
| | |рационализмом. |
| | |Истиность-согласие |
| | |суждения со своим |
| | |предметом, а |
| | |ложность не |
| | |согласие. Критерием|
| | |естеств. истины |
| | |понимает |
| | |человеческий разум.| |