Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Шпора по философии-2

Шпора по философии-2

7.1. Условия возн и распрост христианства

Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией начала

существенно меняться после возникновения и утверждения в общественной жизни

христианства, что произошло в 1 веке нашего летоисчисления. Качественным

отличием является служение философии целям религии и теологии.

Прежде всего отметим стремление использовать философию для укрепления

позиций только-только появившегося христианства, которое и концептуально и

организационно нуждалось в такой поддержке. Не меньшим препятствием для

утверждения христианства, как это ни покажется парадоксальным, являлась

античная философия со своими идеями о сущности мироздания и путях его

познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например, живший во II

веке Климент Александрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и

христианской веры, а в действительности — подчинению философии христианской

религии.

В последующие столетия «отцы церкви» предпринимали соответствующие

шаги, чтобы использовать достижения философии в укреплении позиций религии

и церкви. Прежде всего это проявилось в широком использовании философского

наследия Платона и Аристотеля для «научного» обоснования церковных

догматов.

Неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для развития

средневековой философии и христианства.

Начиная с XIII века, христианство с целью доктринального усиления

своих позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно

использовать аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично была

им известна и одновременно из-за своей рационалистичности л эмпиричности

ими игнорировалась.

Использование философского наследия Аристотеля осуществлялось

главным образом в двух направлениях. Прежде всего в рамках христианского

теизма происходило своеобразное сочетание философских идей «отцов церкви» и

в частности, наиболее известного и влиятельного из них Аврелия Августина и

аристотелизма. Одновременно шла борьба за использование философских идей

для усиления позиций богословия. В конечном итоге победила вторая тенденция

и достижения аристотелевской философии в области учения о бытии, познании и

человеке. Наибольший вклад в дело использования аристотелевской философии с

целью усиления религиозной доктрины внес Фома Аквинский (1225—1274).

Несмотря на доминирующее положение в общественной жизни в это время

религии, философия продолжает не только существовать, но и получает

определенное развитие.

7.2. Формирование патристики как ранней христ фил.

Патристика – обозначает совокупность теологических, философских и

политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так

называемых отцов церкви. Четырех деятелей называют докторами Западной

церкви - Святого Амвросия, Иеронима, Августина, Папу Григория Великого.

Расцвет деятельности Амвросия, Иеронима и Августина приходится на период

между победой католической церкви в Римской Империи и варварским

нашествием.

Их авторитет почитался на протяжении всего средневековья; больше, чем кто

бы то ни был, они способствовали определению того вида, который приняла

церковь.

Амвросий - обосновал церковную концепцию взаимоотношений между церковью и

государством (независимость церкви).

Иероним - дал западной церкви латинскую библию, от него исходила инициатива

монашеского движения.

Августин - выработал теологию церкви, действовавшую вплоть до реформации.

Он пытался согласовать философию со священным писанием, чего не делали

более ранние христианские философы. Лучшее его произведение - "Исповеди".

Августин утверждал, что мир был сотворен не из материи, а из ничего, в то

время, как греческая философия утверждала, что мир не может быть сотворен

из ничего. Эти воззрения в христианские времена приводили к пантеизму: бог

и мир неотделимы. Августин пытался соотнести эти две теории. Он говорил,

что бог вечен и существует вне времени. Он не предшествует своему

собственному творению времени, т.к. он пребывает вне потока времени.

Прошедшее и будущее могут быть осмыслены только как настоящее: прошедшее

может быть отождествлено с воспоминанием, а будущее с ожиданием, но они

являются фактами, относящимися к настоящему, т.е. время является аспектом

наших мыслей.

Патристика 5 - 6 веков.

5 век - это время варварских нашествий и падения западной Римской

Империи. После смерти Св. Августина (430 г.), философская мысль почти

угасла.

В 6 веке - Боэций, Юстиниан, Григорий Великий.

Боэций: несовершенство - есть недостаток, предполагающий существование

совершенного образа. Зло - в отсутствии положительного начала. Блаженство и

бог, являются высшими благами, потому тождественны, следовательно каждый

счастливый - есть бог. Добродетельные люди могучи, дурные немощны.

7.3. Философия Августина

Августин 354 - 430 гг. Гениальный мыслитель, заложил прочный фундамент

религиозно-философской мысли средневековья. Он был вдохновителем

разнообразных идей и течений в области философии, науки, этики, эстетики,

истории. По Августину все сущее - есть благо. Зло не субстанция, а

недостаток, порок и повреждение формы. Бог - есть источник бытия, чистая

форма. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. В

мировом порядке всякая вещь имеет свое место.

А. считал достойным познания такие объекты как бог и душа: бытие бога

возможно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - из обобщения

опыта. Он анализировал идею бога в соотношении с человеком, а человека - в

отношении к богу. Душа - не материальная субстанция, отличная от тела, а не

простое свойство тела. Она бессмертна.

Мировоззрение А. теоцентрично: в центре духовных устремлений - бог, как

конечный пункт размышлений. Проблема бога и его отношения к миру выступает

у А. как центральная.

А. рассматривает бога как вне материальный абсолют, соотнесенный с миром и

человеком как своим творением. Бог - сверхприроден. Мир природы и человек,

будучи результатом его творения, зависит от творца.

Утверждал принципы: бестелесности бога, бесконечности божественного начала.

Опираясь на тексты Св. Писания, где говорится о доброте творца, А.

доказывает, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой

абсолютной доброте, ведь всевышний осуществляет творение, запечатлел в

сотворенном определенную меру, вес и порядок. В них вложены неземной образ

и смысл. В меру этого а природе, в людях, в обществе, заключено добро.

Подобно тому, как тишина - есть отсутствие шума, так и зло - это отсутствие

добра, а не нечто существующее само по себе. Этими рассуждениями А. пытался

снять ответственность бога за зло в мире. Нужно учитывать относительность

зла и воспринимать его как ослабленное добро и как необходимую ступень к

добру. Бывает и так, что мучающее человека зло в конечном итоге

оборачивается добром ( наказание за преступление ).

8.2. Философия Аквинского 13 в.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах

доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого

средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого

(1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы

христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее

было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с

догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса

Христа. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как

о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность, Фома тем не

менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий

корень.

В зависимости от реализации формы Фома выделяет четыре слоя бытия. На

низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю

определенность вещи (неорганические стихии и минералы). На следующей

ступени форма - конечная причина вещи, которой поэтому внутренне присуща

целесообразность таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма -

действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало

деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в

материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма

предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе,

независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из

сотворенных сущих.

Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих

способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение,

каковым он считает способность различать добро и зло.

Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская

церковь официально признала его. Фома выдвигает 5 доказательств бытия Бога:

1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.

2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.

3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.

4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).

5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.

В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы.

Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской

онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие

индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил.

8.3. Поздняя схоластика.

Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующийся соединением

теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получила

наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. К этому направлению

философии относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот.

Одним из представителей поздней схоластики 13-14 веков был Скот.

Для него был главным вопрос об отношении богословия к философии, веры к

знанию. Он считал, что предмет богословия - бог, а предмет философии -

бытие. Философия может постигать бога на в качестве бога, а лишь в качестве

бытия. Однако и в этом смысле философское познание бога ограничено:

человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от

чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о

нематериальных субстанциях, таких как бог или ангелы. Категории бытия

последнее мыслится как нечто запредельное и неопределенное. В телесных

вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью. Лишь благодаря

соединению с различными формами она способна принимать конкретные способы

бытия. Душа едина и ее отдельные способности различны не сами по себе, а по

различию предметов на которые они направлены: способности направленные на

чувственные предметы называются чувственными, направленные на умозрительные

- мыслительными. Связь души с телом осуществляется посредствам особой формы

- телесности, которая отличается от самой души.

В учении о познании Скот подчеркивал активность познавательной

деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая

активность - оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того,

что идет от познаваемого предмета.

9.1. Причины формир и сущ нового мировззрения

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и

Центральной Европы.

Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в

оценке всего сущего и отношении к нему.

Отличительные черты идеологии Возрождения:

1.антифеодальная направленность

2.светский характер (против церкви)

3.гуманистическое мировоззрение

4. обращение к культурному наследию античности

Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.

Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности,

его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В

эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса",

богоравного существа, создающего и творящего самого себя.

Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские

учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции

проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для

натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы,

отождествившего понятие "бог" и "природа".

Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм

самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических

проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему

благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума.

В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции,

получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая

натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они

стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как

органическую связь материи и духа.

Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась

пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности

вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального,

потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным,

потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно

переставало быть чудесным.

В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего

самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися

средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой

естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал

подъем производительных сил, материального производства, науки и техники.

8.2. Гуманизм Возрождения

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),

употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном

(106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование

человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной

природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему

из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором

огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности

для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а

личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его

индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно

считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском

сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла

провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него

выступает личное благо.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,

важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые

свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение

в мире.

Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по

своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого

себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико

о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать

тем, кем пожелает.

Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными

творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению

человека с Богом.

Если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен

стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план

человека, а затем говорили о Боге.

Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей

Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как

социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом,

включает и антиклерикальные взгляды, т. е. воззрения, направленные против

притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.

9.3. Натурфилософия Возрождения

Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма,

класса более прогрессивного чем класс феодалов. Новый класс нуждается в

новой философии. И его запросам отвечало прежде всего материалистическое

мировоззрение.

Николай Кузанский (1401-1464) - один из характерных представителей

ренессансной философии. Кузанский, разделяющий принципы христианского

монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не

противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" -

формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано

Бруно.

Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному,

бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть.

Кузанский называет его "максимумом"; единое же - это "минимум". Кузанский,

таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и

минимума. Этот методологический принцип делает Кузанского родоначальником

новоевропейской диалектики.

По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность

космоса - это Бог, а потому, хотя мир не бесконечен, однако его нельзя

помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был

бы замкнут. Вслед за Кузанским Коперник (1473-1543) пользуется принципом

относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.

Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как

тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом

пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением.

Развитие философии Возрождения подготовило почву для появления

выдающихся ученых, внесших большой вклад в развитие науки.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Новый тип мышления - материалистический.

2. Философская мысль становится светской.

3. Предметом философии становится реальная жизнь людей.

4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека.

Меняется статус самого человек. Человек возрождения это человек

созидающий, активный, творческий свободный в своих поступках, свободный от

догматов церкви.

8.4. Соц-полит идеи Возрождения

Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к

проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические

теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540) и

социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).

Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и

государственный деятель Никколо Макиавелли

Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли

заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют

человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует

над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому

наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту —

воплощение человеческой энергии, умения, таланта.

Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для

Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и

«полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход

событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли

видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы,

соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить

действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам,

иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в

течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью:

теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного

морализирования.

Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по

религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских

пап.

Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного

следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и

объясняется противоречиями социальной действительности.

Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но

несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот

заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект

беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до

науки, с другой — до искусства возможного.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011