Шпора по философии-2
Шпора по философии-2
7.1. Условия возн и распрост христианства
Ситуация во взаимоотношениях между религией и философией начала
существенно меняться после возникновения и утверждения в общественной жизни
христианства, что произошло в 1 веке нашего летоисчисления. Качественным
отличием является служение философии целям религии и теологии.
Прежде всего отметим стремление использовать философию для укрепления
позиций только-только появившегося христианства, которое и концептуально и
организационно нуждалось в такой поддержке. Не меньшим препятствием для
утверждения христианства, как это ни покажется парадоксальным, являлась
античная философия со своими идеями о сущности мироздания и путях его
познания. Ранние христианские идеологи, такие как, например, живший во II
веке Климент Александрийский, стремились к синтезу эллинской культуры и
христианской веры, а в действительности — подчинению философии христианской
религии.
В последующие столетия «отцы церкви» предпринимали соответствующие
шаги, чтобы использовать достижения философии в укреплении позиций религии
и церкви. Прежде всего это проявилось в широком использовании философского
наследия Платона и Аристотеля для «научного» обоснования церковных
догматов.
Неоплатонизм становится важнейшим исходным материалом для развития
средневековой философии и христианства.
Начиная с XIII века, христианство с целью доктринального усиления
своих позиций, расширения и углубления своей веры начинает усиленно
использовать аристотелевскую философию, которая до этого лишь частично была
им известна и одновременно из-за своей рационалистичности л эмпиричности
ими игнорировалась.
Использование философского наследия Аристотеля осуществлялось
главным образом в двух направлениях. Прежде всего в рамках христианского
теизма происходило своеобразное сочетание философских идей «отцов церкви» и
в частности, наиболее известного и влиятельного из них Аврелия Августина и
аристотелизма. Одновременно шла борьба за использование философских идей
для усиления позиций богословия. В конечном итоге победила вторая тенденция
и достижения аристотелевской философии в области учения о бытии, познании и
человеке. Наибольший вклад в дело использования аристотелевской философии с
целью усиления религиозной доктрины внес Фома Аквинский (1225—1274).
Несмотря на доминирующее положение в общественной жизни в это время
религии, философия продолжает не только существовать, но и получает
определенное развитие.
7.2. Формирование патристики как ранней христ фил.
Патристика – обозначает совокупность теологических, философских и
политико-социологичеких доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков, так
называемых отцов церкви. Четырех деятелей называют докторами Западной
церкви - Святого Амвросия, Иеронима, Августина, Папу Григория Великого.
Расцвет деятельности Амвросия, Иеронима и Августина приходится на период
между победой католической церкви в Римской Империи и варварским
нашествием.
Их авторитет почитался на протяжении всего средневековья; больше, чем кто
бы то ни был, они способствовали определению того вида, который приняла
церковь.
Амвросий - обосновал церковную концепцию взаимоотношений между церковью и
государством (независимость церкви).
Иероним - дал западной церкви латинскую библию, от него исходила инициатива
монашеского движения.
Августин - выработал теологию церкви, действовавшую вплоть до реформации.
Он пытался согласовать философию со священным писанием, чего не делали
более ранние христианские философы. Лучшее его произведение - "Исповеди".
Августин утверждал, что мир был сотворен не из материи, а из ничего, в то
время, как греческая философия утверждала, что мир не может быть сотворен
из ничего. Эти воззрения в христианские времена приводили к пантеизму: бог
и мир неотделимы. Августин пытался соотнести эти две теории. Он говорил,
что бог вечен и существует вне времени. Он не предшествует своему
собственному творению времени, т.к. он пребывает вне потока времени.
Прошедшее и будущее могут быть осмыслены только как настоящее: прошедшее
может быть отождествлено с воспоминанием, а будущее с ожиданием, но они
являются фактами, относящимися к настоящему, т.е. время является аспектом
наших мыслей.
Патристика 5 - 6 веков.
5 век - это время варварских нашествий и падения западной Римской
Империи. После смерти Св. Августина (430 г.), философская мысль почти
угасла.
В 6 веке - Боэций, Юстиниан, Григорий Великий.
Боэций: несовершенство - есть недостаток, предполагающий существование
совершенного образа. Зло - в отсутствии положительного начала. Блаженство и
бог, являются высшими благами, потому тождественны, следовательно каждый
счастливый - есть бог. Добродетельные люди могучи, дурные немощны.
7.3. Философия Августина
Августин 354 - 430 гг. Гениальный мыслитель, заложил прочный фундамент
религиозно-философской мысли средневековья. Он был вдохновителем
разнообразных идей и течений в области философии, науки, этики, эстетики,
истории. По Августину все сущее - есть благо. Зло не субстанция, а
недостаток, порок и повреждение формы. Бог - есть источник бытия, чистая
форма. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. В
мировом порядке всякая вещь имеет свое место.
А. считал достойным познания такие объекты как бог и душа: бытие бога
возможно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - из обобщения
опыта. Он анализировал идею бога в соотношении с человеком, а человека - в
отношении к богу. Душа - не материальная субстанция, отличная от тела, а не
простое свойство тела. Она бессмертна.
Мировоззрение А. теоцентрично: в центре духовных устремлений - бог, как
конечный пункт размышлений. Проблема бога и его отношения к миру выступает
у А. как центральная.
А. рассматривает бога как вне материальный абсолют, соотнесенный с миром и
человеком как своим творением. Бог - сверхприроден. Мир природы и человек,
будучи результатом его творения, зависит от творца.
Утверждал принципы: бестелесности бога, бесконечности божественного начала.
Опираясь на тексты Св. Писания, где говорится о доброте творца, А.
доказывает, что все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой
абсолютной доброте, ведь всевышний осуществляет творение, запечатлел в
сотворенном определенную меру, вес и порядок. В них вложены неземной образ
и смысл. В меру этого а природе, в людях, в обществе, заключено добро.
Подобно тому, как тишина - есть отсутствие шума, так и зло - это отсутствие
добра, а не нечто существующее само по себе. Этими рассуждениями А. пытался
снять ответственность бога за зло в мире. Нужно учитывать относительность
зла и воспринимать его как ослабленное добро и как необходимую ступень к
добру. Бывает и так, что мучающее человека зло в конечном итоге
оборачивается добром ( наказание за преступление ).
8.2. Философия Аквинского 13 в.
Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схоластики был монах
доминиканcкого ордена Фома Аквинский (1225/26 - 1274), ученик знаменитого
средневекового теолога, философа и естествоиспытателя Альберта Великого
(1193-1280). Как и его учитель, Фома пытался обосновать основные принципы
христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. При этом последнее
было преобразовано им таким образом, чтобы оно не вступало в противоречие с
догматами творения мира из ничего и с учением о богочеловечестве Иисуса
Христа. Под бытием Фома разумеет христианского бога, сотворившего мир, как
о том повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность, Фома тем не
менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их общий
корень.
В зависимости от реализации формы Фома выделяет четыре слоя бытия. На
низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь внешнюю
определенность вещи (неорганические стихии и минералы). На следующей
ступени форма - конечная причина вещи, которой поэтому внутренне присуща
целесообразность таковы растения. Третий уровень - животные, здесь форма -
действующая причина, поэтому сущее имеет в себе не только цель, но и начало
деятельности, движения. На всех трех ступенях форма по-разному привходит в
материю, организуя и одушевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма
предстает уже не как организующий принцип материи, а сама по себе,
независимо от материи. Это дух, или ум, разумная душа, высшее из
сотворенных сущих.
Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих
способностей, видя и в самой воле, прежде всего ее разумное определение,
каковым он считает способность различать добро и зло.
Учение Фомы пользовалось большим влиянием в средние века, римская
церковь официально признала его. Фома выдвигает 5 доказательств бытия Бога:
1. Все что движется имеет начало движения. Бог как перводвигатель.
2. Связь Бога с причиной. Бог - первопричина.
3. Все в мире необходимо. Бог - первая необходимость.
4. Бог - верх, предел совершенства (совершенство отнимается от природы).
5. Проблема цели. Бог задает цели и является целью.
В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы.
Этот своеобразный персонализм составляет специфику как томистской
онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого - действие
индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, духов, сил.
8.3. Поздняя схоластика.
Схоластика - это тип религиозной философии, характеризующийся соединением
теолого-догматических предпосылок с рационалистической методикой. Получила
наибольшее развитие в Западной Европе в средние века. К этому направлению
философии относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот.
Одним из представителей поздней схоластики 13-14 веков был Скот.
Для него был главным вопрос об отношении богословия к философии, веры к
знанию. Он считал, что предмет богословия - бог, а предмет философии -
бытие. Философия может постигать бога на в качестве бога, а лишь в качестве
бытия. Однако и в этом смысле философское познание бога ограничено:
человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от
чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о
нематериальных субстанциях, таких как бог или ангелы. Категории бытия
последнее мыслится как нечто запредельное и неопределенное. В телесных
вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью. Лишь благодаря
соединению с различными формами она способна принимать конкретные способы
бытия. Душа едина и ее отдельные способности различны не сами по себе, а по
различию предметов на которые они направлены: способности направленные на
чувственные предметы называются чувственными, направленные на умозрительные
- мыслительными. Связь души с телом осуществляется посредствам особой формы
- телесности, которая отличается от самой души.
В учении о познании Скот подчеркивал активность познавательной
деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая
активность - оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того,
что идет от познаваемого предмета.
9.1. Причины формир и сущ нового мировззрения
Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и
Центральной Европы.
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в
оценке всего сущего и отношении к нему.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1.антифеодальная направленность
2.светский характер (против церкви)
3.гуманистическое мировоззрение
4. обращение к культурному наследию античности
Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности,
его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В
эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса",
богоравного существа, создающего и творящего самого себя.
Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские
учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции
проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для
натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы,
отождествившего понятие "бог" и "природа".
Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм
самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических
проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему
благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума.
В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции,
получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая
натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они
стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как
органическую связь материи и духа.
Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась
пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности
вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального,
потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным,
потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно
переставало быть чудесным.
В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего
самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися
средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой
естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал
подъем производительных сил, материального производства, науки и техники.
8.2. Гуманизм Возрождения
Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),
употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским оратором Цицероном
(106—43 до н. э.). Для него humanitas — это воспитание и образование
человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной
природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему
из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики.
Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором
огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности
для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а
личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.
Однако было бы неправильным идеализировать гуманизм, не замечать его
индивидуалистических тенденций. Подлинным гимном индивидуализму можно
считать творчество Лоренцо Валлы (1407—1457). В главном своем философском
сочинении «О наслаждении» неотъемлемым свойством человека Валла
провозглашает стремление к наслаждению. Мерилом же нравственности у него
выступает личное благо.
Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями,
важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые
свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение
в мире.
Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по
своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого
себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико
о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать
тем, кем пожелает.
Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными
творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению
человека с Богом.
Если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен
стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план
человека, а затем говорили о Боге.
Присутствие Бога в философии даже самых радикально настроенных мыслителей
Возрождения предполагало вместе с тем критическое отношение к церкви как
социальному институту. Гуманистическое мировоззрение, таким образом,
включает и антиклерикальные взгляды, т. е. воззрения, направленные против
притязаний церкви и духовенства на господство в обществе.
9.3. Натурфилософия Возрождения
Философия эпохи возрождения - философия нового класса - капитализма,
класса более прогрессивного чем класс феодалов. Новый класс нуждается в
новой философии. И его запросам отвечало прежде всего материалистическое
мировоззрение.
Николай Кузанский (1401-1464) - один из характерных представителей
ренессансной философии. Кузанский, разделяющий принципы христианского
монизма, отвергает античный дуализм и заявляет, что "единому ничто не
противоположно". А отсюда он делает характерный вывод: "единое есть все" -
формула, звучащая пантеистически и прямо предваряющая пантеизм Джордано
Бруно.
Кузанский делает вывод, что единое тождественно беспредельному,
бесконечному. Бесконечное - это то, больше чего ничего не может быть.
Кузанский называет его "максимумом"; единое же - это "минимум". Кузанский,
таким образом, открыл принцип совпадения противоположностей - максимума и
минимума. Этот методологический принцип делает Кузанского родоначальником
новоевропейской диалектики.
По отношению к строению мира Кузанский говорит, что центр и окружность
космоса - это Бог, а потому, хотя мир не бесконечен, однако его нельзя
помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был
бы замкнут. Вслед за Кузанским Коперник (1473-1543) пользуется принципом
относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.
Характерная для Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как
тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом
пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, творца с творением.
Развитие философии Возрождения подготовило почву для появления
выдающихся ученых, внесших большой вклад в развитие науки.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Новый тип мышления - материалистический.
2. Философская мысль становится светской.
3. Предметом философии становится реальная жизнь людей.
4. Впервые в рассмотрение попадает воля человека.
Меняется статус самого человек. Человек возрождения это человек
созидающий, активный, творческий свободный в своих поступках, свободный от
догматов церкви.
8.4. Соц-полит идеи Возрождения
Особое место в философии Возрождения занимают концепции, обращенные к
проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические
теории Никколо Макиавелли (1469—1527) и Франческо Гвиччардини (1482—1540) и
социальные утопии Томаса Мора (1479—1555) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639).
Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и
государственный деятель Никколо Макиавелли
Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли
заменяет идеей фортуны, признавая силу обстоятельств, которые заставляют
человека считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует
над человеком, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому
наряду с фортуной движущей силой истории Макиавелли считает вирту —
воплощение человеческой энергии, умения, таланта.
Подлинным воплощением свободы человеческой воли является для
Макиавелли политика, в которой существуют «естественные причины» и
«полезные правила», позволяющие учитывать свои возможности, предвидеть ход
событий и принять необходимые меры. Задачу политической науки Макиавелли
видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеческой природы,
соотношение борющихся в обществе сил, интересов, страстей, объяснить
действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам,
иллюзиям и догмам. Именно Макиавелли решительно разорвал узы, которые в
течение столетий связывали вопросы политики с нравственностью:
теоретическое рассмотрение политики было освобождено от абстрактного
морализирования.
Освобождая политику от морализирования, Макиавелли наносил удар по
религии и церкви, что и вызвало негативную реакцию черной гвардии римских
пап.
Макиавелли если и освобождает политического деятеля от непременного
следования моральному закону, то это происходит в силу необходимости и
объясняется противоречиями социальной действительности.
Творческое наследие Макиавелли не свободно от противоречий, но
несомненная заслуга мыслителя состоит в том, что он низвел политику с высот
заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект
беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до
науки, с другой — до искусства возможного. |