Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Шпоры по философии

Шпоры по философии

|25. Стpyктypa |23. Человек - индивид, |27. Пpaктикa кaк оcновa |

|деятельноcти, ее |личноcть, |вcех фоpм общеcтвенной |

|комnоненты, yнивеpcaльные|индивидyaльноcть. |жизнедеятельноcти. |

|acnекты. |Индивид (от лат. |Стpyктypa npaктичеcкой |

|Деятельность - |individuum - неделимое), |деятельноcтии ее оcновные |

|специфически человеч. |первоначально - лат. |фоpмы. |

|форма активного |Перевод греч. понятия |В сфере реального |

|отношения к |'атом' (впервые у |отношения людей к миру - к|

|окружающему миру, |Цицерона), в дальнейшем |природе, к об-ву, к |

|содержание к-рой |- обозначение единичного|другим людям - |

|составляет его |в отличие от совокупности,|формируются исходные |

|целесообразное изменение|массы; отд. живое |стимулы развития всех |

|и преобразование. Д. |существо, особь, отд. |форм челов. культуры. |

|человека предполагает |человек - в отличие от |Создаваемые в культуре - и|

|определ. |коллектива, социальной |в материальном пр-ве, и в |

|противопоставление |группы, общества в целом. |регуляции отношений между|

|субъекта и объекта Д.: |Индивидуальность - |людьми в об-ве, и, |

|человек противополагает |неповторимое своеобразие |наконец, в сфере науки,|

|себе объект Д. как |к.-л. явления, отд. |иск-ва, философии - |

|материал, к-рый должен |существа, человека. В |способы деятельности |

|получить новую форму и |самом общем плане И. в |возникают по сути своей |

|св-ва, превратиться из |качестве особенного, |как ответ на определ. |

|материала в продукт Д. |характеризующего данную |проблемы и задачи, |

|Всякая Д. включает в себя|единичность в ее качеств. |связанные с |

|цель, средство, результат|отличиях, |воспроизводством челов. |

|и сам процесс Д., и |противопоставляется |существования в окр. |

|неотъемлемой хар-кой Д. |типичному как общему, |человека реальном мире. |

|является ее осознанность.|присущему всем элементам |Ограничная связь видов |

| |данного класса или |человеч. |

|Существуют многообр. |значительной части их. |социально-культур. деят-ти|

|классификации форм Д. - |Личность - общежитейский|с практикой в системе |

|разделение Д. на |и науч. термин, |культуры заключается в |

|духовную и |обозначающий: 1) |том, что все эти виды |

|материальную, |человеч. индивида как |деят-ти имеют выход на |

|производств., трудовую и |субъекта отношений и |практику, обогащают ее |

|нетрудов. и т.д. С точки |сознат. деятельности |возможности. Важнейшим |

|зр. творч. роли Д. в |(лицо, в широком смысле |каналом воздействия на |

|социальном развитии |слова) или 2) устойчивую|практику косвенно |

|особое значение имеет |систему |связанных с ней видов |

|деление ее на |социально-значимых черт, |обществ. деят-ти является |

|репродуктивную |характеризующих индивида |развитие их с пом-ю |

|(направленную на |как члена того или иного |самого человека, его|

|получение уже известного|общества или общности. |способностей, |

|рез-та известными же |Человека ф. понимает как |направляемых им в |

|ср-вами) и продуктивную|целостность. Сущность ч.|ходе |

|Д., или творчество, |связана с обществ. |практически-преобразовател|

|связанное с выработкой |словиями его |ьного действия во внешний |

|новых целей и соотв. им |функционирования и |мир. |

|средств или с достижением|развития, с деят-тью, в|Структура. Эл-ты процесса|

|известных целей с пом-ю |ходе к-рой он |труда по К.Марксу: |

|новых средств. |оказывается и предпосылкой|человек с его целями, |

|Аспекты: Д. является |и продуктом истории. |знаниями и навыками, |

|реальной движ. силой |Ч. - совокупность всех |осуществляемые человеком |

|обществ. прогресса и |обществ. отношений. |операции целесообр. |

|условием самого |1) Идеалистич. и |деят-ти; объекты, |

|существования об-ва. |религиозно-мистич. |включенные в ходе этих |

|Вместе с тем история |понимание ч. |операций в определенные |

|культуры показывает, |2) натуралистич. |взаимодействия. |

|что Д. как таковая не |(биологич.) понимание ч. |Объекты расчленяются по |

|является исчерпывающ. |3) сущностное понимание ч.|своим ф-ям на предмет |

|основанием челов. | |труда, средства труда и|

|существования. Если |4) целостное понимание ч. |продукты труда. Труд |

|основанием Д. является |развитая |как преобр. человеком |

|сознательно формулируемая|индивидуальность->многообр|в-ва природы |

|цель, то основание цели |азие соц. качеств |предполагает предполагает|

|лежит вне Д. в сфере |Индивидуальность не только|взаимодействие всех этих |

|иск-ва или нравственности|обладает различными |эл-тов. |

|(в сфере челов. |способностями, но еще и|Формы: |

|мотивов, идеалов и |представляет некую их |материальная |

|ценностей). С др. |целостность. |производственная |

|стороны, зависимость |Если понятие |деятельность, |

|самой Д. от др. |индивидуальности подводит|практически-преобразовател|

|социальных факторов |деятельность человека |ьная деятельность, |

|выражается в том, что в |под меру своеобразия и |социальная практич. |

|разных типах культуры она|неповторимости, |деятельность (социальная,|

|занимает существ. |многосторонности и |классовая борьба, |

|различное место, |грамоничности, |революции и т.п.), |

|выступая то в роли |естественности и |техническая деятельность |

|носителя высшего смысла |непринужденности, то |(наука, НТР, прогресс и |

|челов. бытия, то на |понятие личности |т.п.). |

|правах необходимого, но |поддерживает в ней | |

|отнюдь не почитаемого |сознательно-волевое | |

|условия жизни. |начало. Человек как | |

|В истории познания |индивидуальность выражает | |

|понятие Д. играло и |себя в продуктивных | |

|играет двоякую роль: |действиях, и поступки | |

|1) мировоззренч., |его интересуют нас лишь в | |

|объяснит. принципа, 2) |той мере, в какой они | |

|методол. основание ряда |получают органичное | |

|социаль. наук, чде Д. |предметное воплощение. О | |

|человека становится |личности можно сказать | |

|предметом изучения. |обратное: в ней | |

|. |интересны именно | |

| |поступки. | |

| |Простейшие требования | |

| |нравственности | |

| |(упомянуть). | |

| |Жизнеспособность человека| |

| |покоится на воле к | |

| |жизни и предполагает | |

| |постоянное личностное | |

| |усилие. Простейшей, | |

| |исходной формой этого | |

| |усилия является | |

| |подчинение общественным | |

| |нравственным запретам, | |

| |зрелой и развитой - | |

| |работа по определнию | |

| |смысла жизни. | |

| 26. Человечеcтво кaк |22. Филоcофcкие npоблемы |24. Неиcчеpnaемоcть, |

|миpовое cообщеcтво. |aнтpоnоcоциогенезa. |взaимоcвязь и целоcтноcть |

|Глобaльное единcтво и |...Философы стремятся |бытия. #define |

|глобaльнaя оnacноcть На |выявить и обрисовать сам |материальное бытие бытие |

|совр. фазе |"прерыв постепенности" – |#define материя бытие Сей|

|всемирно-историч. |революционный скачек, |вопрос есть раскрытие |

|процесса интенсивно |к-рый имел место в |категории материи. |

|происходит |процессе человеч. |Философские проблемы, |

|интернационализация |становления. |раскрывающие смысл |

|обществ. жизни и самого|Трудовая гипотеза |категории материи: 1) |

|быта людей. История |Ф.Энгельса(упомянуть). |проблема неисчерпаемости |

|поставила страны и |Задача а. - показать |многообразия |

|народы перед |отличие человека от ост. |материального мира |

|необходимостью заняться |природы: |исторически |

|общим делом и превратила|1) способность производить|ограниченными |

|его в условие успешного|орудия труда |позанавательными |

|выполнения любых особых |2) развитие языка |способностями человека, 2)|

|дел. Важнейшие аспекты |3) практика |необходимость учета |

|этого общего дела: | |непременной и постоянной|

|борьба за сокр. | |изменчивости мира. Мир |

|вооружений, охрана окр. | |нестабилен в своем |

|среды, преодоление | |существе, он не может |

|крайних форм экономич. | |существовать не развиваясь|

|отсталости и т.д. | |и, след-но, не изменяясь |

|Для решения | |-> взаимосвязь вещей; |

|вышеупомянутых проблем | |3) системно-структурная |

|необходима сплоч. мир. | |организация материи. |

|сообщества и опора на | | |

|единую гуманистич. | | |

|рациональность. | | |

|28. Сознaние: |29. Рaзвитие фоpм |30. Стpyктypa cознaния. |

|npоиcхождение и cyщноcть |отpaжения кaк генетичеcкaя|Сознание структурно |

|человечеcкого cознaния. |npедnоcылкa cознaния. |организованно, |

|Сознание-высшая, |Отражение - всеобщие |представляет систему |

|свойственная лишь |свойствол материи |элементов, находящихся |

|человеку форма |воспроизводить в своих |между собой в |

|отражения обьективной |свойствах особенности |закономерных отношениях. |

|действительности. |других обьектов, с |В структуре сознания |

|Сознание представляет |которыми произошло |наиболее отчетливо |

|собой единство |взаимодействие. |выделяются такие элементы|

|психических процессов, |Основные сбойства |как осознание вещей, а |

|активно участвующих в |отражения: |также переживание, т.е. |

|осмыслении человеком |неживая природа: |отношение к содержанию |

|обьективного мира и |а)в результате отражения|того что отражается. |

|своего собственного |свойства отражаемого |Развитие сознания |

|бытия.С самого рождения|объекта передаются |предполагает прежде всего |

|человек попадает в мир|отражающему в виде следа, |обогащение его новыми |

|предметов , созданных |копии или отпечатка |знаниями. Познание вещей |

|предыдущими поколениями и|б)воздействие одного |имеет разные уровни |

|формируется как таковой |объекта на другой не |проникновения и степень |

|лишь в процесе |стимулирует активности |ясности понимания. |

|обучения целенаправленому|этих объектоб. |Отсюда обыденное, |

|их использользованию, |живая природа: |философское, научное, |

|которое происходит лишь|а)отражение активно; |и.т.д. осознание мира а |

|в процессе общения. |б)оно всегда |также чувственный и |

|Имено потому, что человек|целенаправленно; в)оно |рациональный уровень |

|относится к объектам с |может носить опережающий|сознания. Ощущения, |

|пониманием, со знанием, |характер; г)оно несет |понятия, восприятия, |

|способ его отношения к |функциональный характер. |мышление образуют ядро |

|миру называется |Общие свойства отражения |сознания. Но они не |

|сознанием. Любое |а)оно воспроизводит |исчерпывают всей |

|ощущение или чувство |свойства отражаемого |структурной полноты |

|является частью сознания |объекта лишь частично;|сознания: оно включает в |

|так как обладает |б)упорядоченность |себя и акт внимания |

|значением и смыслом. |отражаемого обьекта |как свой необходимый |

|Однако сознание не есть |воспроизводится с большими|компонет. Именно |

|только знание или |или меньшими |благодаря |

|языковое мышление.С |искажениями. |сосредоточености внимания|

|другой стороны нельзя |Эти особенности присущи |определенный круг |

|отождествлять сознание и |любому отражению, но |объектов находится в |

|психику, т.к. не все |характер отражения |фокусе сознания. |

|психические процессы |меняется с возникновением|Воздействующие на нас |

|включаются в данный |жизни. Т.к. перевод |предметы, события |

|момент в сознание. |системы из состояния менее|вызывают у нас не |

|Оно возникло в процесе |удовлетворяющему |только познавательные |

|общественно-производствен|некоторым тербованиям, в|образы, но и эмоции. |

|ной деятельности |состояние более |Богатейшая сфера |

|человека и неразрывно |удовлетворяющее ему |эмоциональной жизни |

|связанно с |называется управлением, |человека включает всебя |

|языком.Сознание |то любой живой организм |собственно чувства, |

|существует в 2 формах - |самоуправляющаяся |настроение, или |

|общественном и |система. В результате |эмоциональное |

|индивидуальном.Основными |длительного отбора |самочувствие и аффекты |

|подходами к |способность организмов |(ярость, ужас и.т.д.). |

|происхождению сознания |реагировать на внешние |Чувства, эмоции суть |

|были следующие: |воздействия все более |компоненты сознания |

|Платон:тело человека - |совершенствовалась. |Сознание не ограничивается|

|вместилище бесмертной |Наконец произошел |познавательными |

|души и ее раб, |качественный скачок и |процессами, |

|бестелесная душа |возникла нервная система.|направленностью на |

|управляет всем во |В ходе биологической |обьект, эмоциональной |

|вселенной. |эволюции нервная система|сферой. Наши намерения |

|Христианство:разум |усложняется. Впроцессе |претворяются в жизнь |

|человека,его мышление- |развития вида в мозгу |благодаря усилиям |

|искорка божественного |возникают новые структуры,|воли.Однако сознание - |

|разума.Именно он |в процессе развития |это не сумма множестжва|

|мыслит,желает,чувствует в|особи вырабатываются новые|составляющих его |

|человеческом сознании. |программы деятельности, |элементов, а их |

|Декарт:сознание- |сохраняемые в памяти. В|интегральное |

|внепространственная |результате этого |сложно-структуированное |

|субстанция, впервые |поведение животного все |целое. |

|расматривает проблему |более определяется | |

|самосознания. Гегель:С. |внутренними программами. | |

|- одно из воплощений |С усложнением телесной | |

|всемирного |организации растет | |

|разума.Впервые |удельный вес форм | |

|расматривает социально -|поведения вырабатываемых в| |

|историческую природу |индивидуальной жизни | |

|сознания,говорит о |особи, возрастает | |

|принципе историзма. В ХХ|значение головного | |

|веке возникает теория |мозга. У человека | |

|отражения.Согласно этой |происходит качественный | |

|теории сознание это |скачок и возникает | |

|высщая форма отражения. |сознание. | |

|Таким образом сознание | | |

|формируется деятельностью| | |

|чтобы затем влиять на эту| | |

|деятельность,определяя и | | |

|регулируя ее. | | |

|31. Оcновные npинциnы и |32. Чycтвительное и |34. Логикa, методология и |

|кaтегоpии гноcеологии. |paционaльное nознaние, их |методы нayчного nознaния. |

|Теория познания или |фоpмы и cоотношения. |Для научного познания |

|гносеология - раздел |Познание, начинаясь с |характерно наличие 2 |

|философии, изучающий |ощущений, восприятий, |уровней: эмпирического и|

|взаимоотношения субъекта |продолжаясь в виде |теоретического. Для |

|и объекта в процессе |представлений, и |эмпирического познания |

|познавательной |поднимаясь на высшие |характерна |

|деятельности, отношение |этажи теоритического |фактофиксирующая |

|знания к |мышления, предстабляет |деятельность. |

|действительности, |собой единый процесс, |Теоритическое познание - |

|возможности познавания |тесно связанный с |это сущностное познание, |

|мира человеком, |волей и |осуществляемое на уровне |

|критерии истинности и |чувствами.Диалектика |абстракций высоких |

|достоверности знания. |чувственного и |порядков. |

|Современная т.п. строится|рационального в познании|Пытаться решить |

|на теории отражения. В |преодолевает |поставленную проблему |

|философии сущ. 3 основных|метафизическуя |можно 2 путями: искать |

|точки зрения на |ограниченность сенсуализма|нужную информацию или |

|познаваемость мира: |и эмпиризма, |самостоятельно иследовать |

|оптимизм, агностицизм и|преувеличивающих роль |ее с помощью наблюдений, |

|скептицизм. Оптимисты |чувственной формы познания|экспериментов и |

|утверждают |с одной стороны, и |теоритического мышления. |

|принципиальную |рационализма, умаляющего|Наблюдение и |

|познаваемость мира, |роль ощущений и |эксперимент важнейшие |

|агностики, напротив, ее |восприятий. Рационализм, |методы иследования в |

|отрицают. Скептики не |сильно гипертрофирующий |научном познании. Часто |

|отрицают познавемость |рациональное в ущерб |говорят, что теория - |

|мира, но выражают |реальной значимости |это обобщение практики, |

|сомнения в познаваемости |чувственного может |опыта или наблюдений. |

|мира. |служить дорогой к |Научные обобщения часто |

|Мир существует для нас |идеализму. логическое |используют ряд осбых |

|лишь в аспекте его |мышление невозможно в |логических приемов: |

|данности познающему |отрыве от чувственного; из|1)прием универсализации, |

|субъекту. Подлинный |него оно исходит и на |который состоит в том, |

|субъект познания никогда |любом уровне |что общие моменты и |

|не бывает подлино |абстрагированния |свойства наблюдаемые в |

|гносеологическим: это |заключает в себе его |ограниченном множестве |

|живая личность с ее |компоненты в виде |экспериментов, |

|страстями, интересами, |наглядных схем, символов, |распрстраняются на все |

|желаниями, чертами |моделей. Вместе с тем |возможные случаи. |

|характера, темперамента |чувственная форма |2)перием идеализации, |

|и т.д. Фрагмент бытия |познания вбирает в себя|состоящий в том, что |

|оказавщийся в фокусе |опыт мыслительной |указываюся условия, при |

|ищущей мысли, |деятельности. Единство |которых описываемые в |

|составляет объект |чувственного и |законах процессы |

|познания. В современной |рационального предстает в |происходят в чистом виде, |

|гносеологии принято |процессе познания в виде|т.е. так, как в самой |

|различать объект и |бесконечной спирали: за |действительности они |

|предмет познания. Под |каждым удалением от |происходить не могут. |

|объектом познания имеют|исходной мысли следует все|3)прием концептуализации, |

|в виду реальные |новый и новый возврат к |состоящий в том, что в |

|фрагменты бытия, |ним и их обогащение. С |формулировку законов |

|подвергающиеся |каждым понятием если не|вводятся понятия, |

|иследованнию. Предмет же |актуально то |заимствованные из других|

|- это конкретные |потенциально связанны |теорий, и получивщие в |

|аспекты, на которое |наглядные представления, |них достаточно точный |

|направлено острие ищущей |которые выступают не |смысл и значение. |

|мысли. |только начальным, нои |Важнейшие методы научного |

|Движущей силой познания |конечным пунктом |познания: |

|является практика. |абстрактного мышления, |1)Метод восхождения от |

|Практика - это |когда оно воплощается в |абстрактного к |

|материальная, |конкретное дело. |конкретному. Процесс |

|предметно-чувственная |Подчеркивая единство |научного познания всегда |

|деятельность людей, |чувственной и |связан с переходом от |

|имеющая своим содержанием|рациональной ступени |предельно простых понятий |

|освоение и |познания, мы должны |к более сложным - |

|преобразование природных |иметь в виду, что они |конкретным. Поэтому |

|и социальных объектов и |обладают и относительной|процедуру построения |

|составляющая всеобщую |самостоятельностью: |понятий, все более |

|основу и движущую силу |мышление есть |соответсвующих |

|развития человеческого |качественно |действительным называют |

|общества и познания. |самостоятельное целое со|методом 1) |

|По отношению к |своей спецефической |2)Метод моделирования и |

|практике она играет |структурой, отличной от |принцип системности. |

|троякую роль. |структуры чувственного |Состоит в том, что |

|Во-первых является |познания. |объект недоступный |

|источником, основой | |непосредсвенному |

|познания,его движущей | |иследованнию заменяется |

|силой, дает ему | |его моделью. Модель |

|необходимый фактический | |обладает схожестью с |

|материал. Во-вторых, | |объектом в свойствах, |

|практика является | |интересующих иследователя.|

|способом приложения | | |

|знаний, и в этом смысле| |3)Эксперимент и |

|она цель познания. | |наблюдение. В ходе |

|В-третьих она служит | |эксперимента наблюдаталь |

|мерилом, критeрием | |исскуственно изолирует |

|истинности результатов. | |ряд характеристик |

| | |иследуемой системы и |

| | |изучает их зависимость |

| | |от других параметров. |

| | |В XX веке наука активно |

| | |математизируется. |

|38. Иcторичеcкие типы |35. Диaлектикa aбcолютной|39. Иcторичеcкие типы |

|взаимоотношений человека |и отноcительной иcтины. |общеcтва. |

|и общеcтва. К.Маркс |Пpaктикa кaк оcновa и |Общеcтвенно-экономичеcкая |

|выделял три основные |кpитеpий nознaния. |формация. Наличие |

|исторические типа |Истина - адекватное |определенных этапов как |

|социальности: отношения |отражение объекта |в развитии отдельных |

|личной зависимости (1), |познающим субъектом, |стран, так и все |

|отношения вещной |восппроизводящим |человеческой истории |

|зависимости при личной |реальность такой, какой |отмеачлось мыслителями |

|независимости (2), |оноа есть сама по себе, |издавна. Их выделение |

|отношения свободных |вне и внезавсимо от |нередко было обусловлено|

|индивидуальностей (3). |сознания. |задачами обоснования |

|1. Отношения личной |Истина ограниченна ибо она|проектов "идеального |

|зависимости характерны |отражает объект не |общества", в котором были |

|для всех |целиком, а в известных |бы преодалены пороки, |

|докапиталистических |пределах, которые |недостатки общества |

|обществ, как доклассовых,|постоянно изменяются и |существующего. Основы |

|так и для |развиваются. Относительная|научной типизации |

|классово-антогонистически|истина есть ограниченно |исторического процесса |

|х. Общим для них явл. |верное знание о чем-либо. |заложил Гегель. Он |

|включение индивида в |Абсолютная истина - |полагал, что историю |

|жестко |такое содержание знания,|делают люди, но вместе с |

|регламентированную |которое не опровергается |тем в ней осуществляется |

|локализованную систему |последующим развитием |некоторая объеткивная |

|общественных связей (род,|науки, а обогащается и |логика. Ступени истории - |

|община, сословие, каста, |постоянно поддерживается |это этапы самопознания |

|цех и т.д.). И эта |жизнью. |мирового духа, прогресс |

|система явл. весьма |Критерий истины |в создании свободы. При |

|устойчивой, замкнутой и|заключается в практике. |этом каждая ступень наодит|

|давлеющей над |Некоторое положение |наиболее адекватное |

|человеком, определяет |является истинным если |выражение в духе |

|существенные особенности |можно докзать, применимо |определенного народа, |

|его поведения (дворянин |ли оно в конкретной |который и реализует эту |

|защищает не просто свою |ситуации. Конечно нельзя|ступень своей истории. |

|честь, а себя как |забывать что практика не |Гегель выделял три таких|

|дворянина). Различие же|может полностью потвердить|исторических ступени и |

|заключается в том, что|или опровергнуть то или |соответственно три типа |

|в доклассовом обществе |иное высказывание. |общества: восточный мир, |

|отсутствует эксплуатация,|(пример делимость |античность, германский |

|и здесь личная |атома). Практика |мир. В основу его |

|зависимость проявляется |постоянно развивается, |переодизации были |

|как непосредственная |поэтому расширяются и |заложены критерии, в |

|зависимость человека от |границы той или иной |известной мере |

|первобытного коллектива.|истинны. Практика |отражавшие логику |

|Индивид и реально, и в |многогранна - от |исторического процесса. |

|своем сознании не |эмпирического опыта до |Одновременно он видел и |

|выделяется из |строжайшего научного |всю сложность отношений |

|коллектива и осознает |экспeримента. В процессе |каждого исторического |

|себя принадлежащим роду.|развития истинного знания,|типа с реальностью: |

|2. С развитием |наука и практика все |разные страны в разной |

|капиталистического |больше выступают ву |мере воплощают |

|товарного производства |неразрывном единстве. |сущностные характеристики|

|ломаются костные |(?????) 36. Эмnиpичеcкий |того или иного |

|социальные структуры; |и теоpетичеcкий ypовни |исторического общества. |

|сословные и прочие |nознaния: методы и формы. |М.Вебер: ввел в социологию|

|перегородки рушатся. |В науке различают |понятие идеальных типов |

|Произошло разделение |эмпирический и |(т.е. методологию |

|общества на множество |теоритический уровни |изучения, с помощью |

|индивидов - частных |познания. Для |которой можно |

|лиц, уже не связанных |эмпирического познания |организовать материал |

|отношениями личной |характерна |накопленный опытным |

|зависимости. Это |фактофиксирующая |путем в определенную |

|обусловленно |деятельность.Теоритическое|систему). Идеальные типы |

|осуществляющимися при |познание - это сущностное |для Вебера - |

|переходе к капитализму |познание, осуществляемое |субъективные модели, не |

|глубокими изменениями в |на уровне абстракций |отражающие реальность. |

|характере труда. |высоких порядков.Оба эти |К.Маркс: метод |

|Ликвидируется система |уровня связанны, |исследования общества |

|внешнеэкономического |предполагают друг друга,|как социального |

|принуждения к труду, |хотя исторически |организма, развитие |

|что и означает |эмпирическое |которого совершается |

|освобождение трудящегося|предсшествовало |закономерно, как и |

|от личной зависимости. С|теоретическому.Наблюдение |развитие природных |

|развитием капитализма |и эксперимент важнейшие |органических систем. В |

|перед индивидом |методы эмпирического |ходе естественной эволюции|

|открывается возможность|познания. Наблюдение - |возникают новые формы и |

|присвоения накопленных |преднамеренное, |виды со своими особыми |

|человечеством богатств |целенаправленное |качественными |

|материальной и духовной |восприятие, имеющее целью |характеристиками. Подобно|

|культуры. Если в условиях|выявление существеных |этому и развитие |

|натурального хоз-ва |свойств и отношений |человечества представляет|

|человек производил |объектов познания. |собою |

|продукт, нужный для |Иследование требует |естественно-исторический |

|потребления ему, его |также и эсперимента, |процесс функционирования |

|семье или его господину, |ставящего объект в |и смены качественно |

|то в условиях товарного |определенные заданные |определенных типов |

|производства вещь эта |условия, отвечающие |общества, который |

|производится для |целям иследованний. |осуществляется в |

|продажи. Таким образом,|Вппроцессе научного |соответствии с |

|становление личности в |познания применеятся так |объективными, |

|рамках вещных отношений|называемый мысленный |специфическими для |

|представляет собой |экспериментю, когда |общества законами. |

|протеворечивый процесс: |ученный в уме оперирует |К.Марксу принадлежит |

|наряду с освобождением |определенными образами и |заслуга открытия и |

|человека отсословных и |понятиями, мысленно |разработки методологии |

|прочих уз, формированием|создает нужные условия. |исследования истории |

|предприимчивости, |Эксперимент двусторонен: с|как закономерного |

|самостоятельности |одной стороны он позволяет|процесса развития и |

|индивидов, развитием форм|проверить и подтвердить |перехода от одного типа |

|и ростом маштабов общения|гипотезу, с другой |общества к другому. |

|нарастают многообразные |стороны он дает |Первобытно-общинный, |

|формы отчуждения |данные для новых |рабовладельческий, |

|личностей от общества и |гипотез. Теория - это |феодальный, |

|друг от друга. 3. На |высшая, обоснованная, |капиталлистический, |

|основе общественной |логически непротиворечивая|социалистический, |

|собственности |система научного знания,|коммунистический. К.Маркс|

|складывается новый, |дающая целостный |проведя изучение |

|коллективный тип |взгляд на существенные|истоического процесса, |

|личности. Этот тип |свойства, закономерности,|представил всю историю |

|взаимоотношений |и.т.д. Теория - |человечества как |

|отличается как от |развивающаяся система |закономерный процесс |

|примитивных форм |верных, проверенных |развития и смены |

|первобытной |практикой научных знаний. |общественно-экономических |

|коллективности, где |Сердцевину научной теории |формаций. |

|человек был слит с |составляют входящие в |Общеcтвенно-экономичеcкая |

|коллективом, так и от |нее законы. Многообразию |формация - это |

|тех обществ, в которых |форм современного |конкретно-исторический |

|преобладают антогонизм |теоритического знания |тип общества, взятого в |

|личных и общественных |соответсвует и |его целостности, |

|интересов, различные |многообразие типов теорий,|функционирующий и |

|формы отчуждения, |а также многообразие их |развивающийся в |

|иллюзорные формы |классификаций. Различают |соответствии с присущими|

|коллективности. |описательные, |ему объективными законами.|

|Социалистический тип |математизированные, | |

|коллективности призван не|интерпретационные, | |

|подавлять личность, а |дедуктивные. | |

|быть основой ее | | |

|свободного и | | |

|всестороннего развития, | | |

|не нивелировать людей, а| | |

|способствовать | | |

|проявлению богатства | | |

|индивидуальностей, не | | |

|ставить личность в | | |

|зависимое положение от | | |

|коллектива, а сочетать | | |

|интересы личности и | | |

|коллектива. При таком | | |

|гармоническом сочетании | | |

|личность становится столь| | |

|же заинтересованной в | | |

|развитии коллектива, | | |

|как и коллектив в | | |

|развитии личности. | | |

|33. Обыденное и нayчное |37. Проблемы cмерти и |41. Объективный критерий и|

|nознaние, их |беccмертия в филоcофии. |типы cоциального |

|cnецифичеcкие npизнaки. |Смерть-естественный конец |прогресса. Объективный |

|Научное знание обладает|всего живого. |критерий прогресса. |

|высокой точностью. Но |Жизнь-форма существования|Марксизм: развитие |

|точность проникает и |материи, возникающая при |общества - закономерный |

|в повседневную жизнь. |определенных условиях в |процесс, чем более |

|Довольно часто говорят, |момент ее образования. От |широкими материальными |

|что оно оперирует |всех других живых |возможностями обладает |

|абстрактными понятиями. |существ человек отличается|человек в своей |

|И это утверждение не в |более всего тем, что на |деятельности, тем выше |

|полной мере отражает |протяжении всей своей |уровень развития общества.|

|специфику научного |индивидуальной жизни он |Поэтому имеено в |

|познания.Основная |никогда не достигает |развитии производительных|

|специфическая черта науки|"целей" жизни родовой,|сил следует искать |

|- наука существует в |исторической; в этом |объективный критерий |

|виде системы |смысле он постоянно не |общественного прогресса. |

|теоритических знаний. |реализуемое адекватное |Итак, высши м ивсеобщим|

|Наиболее совершенной |существо. Человек не |объективным критерием |

|формой научного знания |удовлетворяется ситуацией.|общественного прогресса |

|является теория.Далеко |И эта неудовлетворенность |является развитие |

|не каждое обобщение |содержит в себе причины |производительных сил, |

|является теорией |творческой деятельности, |включая развитие самого |

| |не заключенные в |человека. Типы |

|ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ? |непосредственных ее |общественного прогресса: |

| |мотивах. Поэтому |антогонистический |

| |призвание, задача каждого |(капитализм) и |

| |человека - всесторонне |неантогонистический |

| |развивать все свои |(социализм). |

| |способности и по мере |Неантогонистический тип |

| |возможностей вносить свой|общественного прогресса - |

| |личный вклад в историю,|это более высокий и |

| |в прогресс общества, его |более сложный по своей |

| |культуры. В этом и |организации, по сравнению |

| |заключается смысл жизни |со стихийным тип развития,|

| |отдельной личности, |требующий от общества |

| |который она реализует |постоянных и сознательных |

| |через общество, но таков|усилий. |

| |же и смысл жизни | |

| |общества и человечества в | |

| |целом. | |

| |(???) Буддизм: человек | |

| |живет для того, чтобы | |

| |прервать цепь | |

| |перерождений и никогда | |

| |больше не возрождаться. | |

| |Христианство&Ислам: | |

| |человек живет для того, | |

| |чтобы потом воскреснуть. | |

|40. Движущие cилы и |42. Единcтво и |43. Глобальные проблемы |

|cубъекты иcторичеcкого |многообразие мировой |человечеcтва в XX веке. |

|процесса. Интересы как |иcтории. История |Проблема а) экологии и |

|побудительная сила к |человечества - это история|жизненого постранства; |

|действию. Этот вопрос |множества народов и |б) формирования |

|обсуждался задолго до |государств, стран и |мировых политических |

|марксизма. Уже |регионов, культур и |процессов; в) выживаемости|

|Аристотель справедливо |цивилизаций, история |человека; г) войны и мира |

|указывал, что человека |различных эпох и их | |

|побуждает к действию |смены, история борьбы | |

|интерес. Эта проблема |различных классов и | |

|играла огромную роль в |государств, войн и | |

|размышленях философов |революций, короче - | |

|XVII-XIX вв. Любой |наполненная массой | |

|человек живет не сам |уникальных событий жизнь| |

|по себе, он связан с |человеческая. О.Шпенглер | |

|другими людьми, поэтому|и А.Тойнби не | |

|он как частица |признавали существования | |

|класса, общественной |единой истории | |

|группы он связан |человечества, разрывали ее| |

|сдругими людьми |на множество | |

|одинаковыми условиями |самостоятельных потоков, | |

|существования, сходным |а в качестве исходных | |

|образом жизни и общностью|посылок истории | |

|интересов. В этом и |принимали духовные | |

|поисходит сведение |ценности или религиозные | |

|интересов индивида к |системы. О.Шпенглер: | |

|интересам общества. |каждая культура живет, | |

|Гегель: "Интересы" |подчиняясь особым, только | |

|двигают жизнью |ей присущим принципам и | |

|народов". Интерес |ценностям, и проходит | |

|существует объективно, |периоды возникновения, | |

|независиво от того, |расцвета, старения и | |

|осознан он или нет. Без |гибели, а история в | |

|учета всех интересов |целом представляет собой| |

|общества оно не смогло |сосуществование и смену | |

|бы понять путей своего |различных культур. | |

|развития. Проблема |А.Тойнби: обнаружил в | |

|субъекта исторического |истории множество | |

|процесса. |локальных цивилизаций, | |

|Субъект-личность, |каждая из которых | |

|действующая сознательно |создается творческим | |

|и ответственная за |меньшинством и также | |

|свои действия. Группа |проходит ряд этапов | |

|тоже может быть |своего жизненого цикла | |

|субъектом, если у нее |вплоть до дезинтеграции;| |

|имеются общие интересы, |в будущем возможно | |

|цели действия, то есть |достижение единства | |

|если она представляет |человечества, но лишь в | |

|собой некоторую |сфере духа, на основе | |

|целостность. Т.е. в |религии. Эпоха становления| |

|данном случае группу |капиталистических | |

|можно рассматривать как |отношений, обнаружив | |

|социальный субъект, в |пестрое многообразие | |

|качестве которого могут |истории, стимулировала | |

|выступать та или иная |вместе с тем поиск | |

|соц. группа, народ, |скрытого за многообразием | |

|человечество. Основные |единства. К этому | |

|соц. субъектами |побуждало прежде всего | |

|исторического процесса |развитие экономических | |

|явл. общественные |связий, процесс | |

|классы. Борьба |связанный с | |

|классов- была движущей |построением единого | |

|силой общественного |капиталистического рынка.| |

|развития на определенной |Идеалистическая трактовка| |

|его стадии. Роль соц. |единства истории. На | |

|субъекта могут играть |признании единства истории| |

|также и такие |были построены | |

|исторические общности, |философско-исторические | |

|как народности и нации, |концепции Гегеля, Фурье, | |

|когда они обретают |Спенсера. Гегель: | |

|самосознание и |единство истории | |

|сплачиваются во имя |придавал "мировой дух", | |

|определенной цели, но |который воплощался в духе | |

|нации всегда |различных народов; | |

|возглавляются классами, |Фурье: идея единства | |

|которые и в этом |истории служила | |

|случае остаются основными|обоснованию новой высшей| |

|движущими силами и |цивилизации, которая | |

|субъектами исторического |прийдет на смену | |

|процесса. В современном |существующей; Спенсер: | |

|мире проблема субъекта |идея единства истории была| |

|исторического творчества |элементом его общей | |

|преобретает новые |теории эволюции. | |

|смысловые грани. В наше |Материалистический подход | |

|время правомерно ставить |к единству истории. Этот | |

|вопрос о превращении |подход включает в себя | |

|всего человечества, |признание единства мировой| |

|всего мирового сообщества|истории. Единство истории | |

|в субъекта исторического |закладывается в самой | |

|процесса. |реальной жизни, в способе | |

| |ее материального | |

| |обеспечения с помощью | |

| |трудовой деятельности и | |

| |используемых ею | |

| |материальных средств | |

| |труда. Труд-вечное | |

| |условие человеческой | |

| |жизни. Материальная | |

| |основа исторического | |

| |процесса есть | |

| |одновременно и основа его | |

| |единства. Если различные| |

| |культуры и цивилизации | |

| |развиваются как | |

| |самостоятельные и | |

| |внутренне замкнутые | |

| |образования, то никаких | |

| |общих законов, | |

| |исторических | |

| |закономерностей быть не | |

| |может. Формы проявления | |

| |единства исторического | |

| |процесса. Установление | |

| |многообразных связей | |

| |между странами: | |

| |экономических, культурных | |

| |=> рост городов, | |

| |консолидация народностей.| |

| |С развитием | |

| |капиталистических | |

| |отношений все больше стран| |

| |вовлекаются в механизм | |

| |кап. экономики. Эк. и | |

| |культурное развитие тесно | |

| |связано с развитием | |

| |науки и техники. В этом | |

| |взаимосвязанном мире соц. | |

| |значимые события сразу | |

| |становятся достоянием | |

| |всех, интересы и судьбы | |

| |народов тесно | |

| |переплетаются. Таким | |

| |образом, в ходе истории | |

| |меняются формы выражения | |

| |ее внутреннего единства, | |

| |старые формы | |

| |накладываются на новые, | |

| |и то, что история - | |

| |единый процесс | |

| |развития человечества, | |

| |становится еще более | |

| |очевидным. Причины и | |

| |факторы многообразия | |

| |истории. Многообразие | |

| |истории существует во | |

| |времени и пространстве. | |

| |Во времени - это | |

| |различные этапы | |

| |исторического развития, | |

| |формации и эпохи. В | |

| |пространстве - это | |

| |наличное реальное | |

| |многообразие социальной | |

| |жизни, основной источник | |

| |которого - | |

| |неравномерность | |

| |исторического развития. | |

|44. Культура как мера |45. Социальные функции |46. Историческая |

|развития человека. |культуры. Многообразными |необходимость и свобода |

|Совокупность материальных|способами включается |личности. Все |

|и духовных ценностей, а |культура в движение |общественные отношения |

|также способов их |истории. Они выражают |разделяются на первичные |

|созидания, умение |личностную сторону |(материальные) и вторичные|

|использовать их для |деятельности человека в |(духовно-практические). В|

|прогресса человечества, |обществе, выполняют |общественной жизни |

|передавать от поколения|важную функцию |объективное и |

|к поколению и составляет|трансляции опыта, знаний, |субъективное, |

|культуру. Культура-все |результатов человеческой |практическое и духовное |

|созданное человеком; |деятельности. Новые идеи, |неразделимы. |

|совокупность созданных |и те из них которые |Свободно-волевая |

|и создаваемых |находятся как-бы в |деятельность и |

|человеком ценностей; |стадии разработки, и те|закономерности в обществе |

|качественная |которые уже являются |: 1)М.Вебер |

|характкристика уровня |результатом человеческой |(субъективный идеализм) |

|развития общества. |деятельности, и сама эта |: абсолютизировал |

|Ценность-факт культуры, и|деятельность-все это дает|неповторимость |

|она социальна по своей |результат, который |исторических событий и на |

|сути. Огромный пласт из|включаются затем в |этой основе отверг наличие|

|этих культурных ценностей|исторический процесс, |какой-либо |

|и вообще существенную |внося в него новые |закономерности в обществе.|

|форму их выражения |элементы. Любое |Но если в обществе нет |

|составляет система |изобретение человека может|объективной тенденции, то|

|символов. Стержень |превратится в фактор | |

|культурных ценностей - |исторического развития и |невозможно |

|понятие нравственности. |начать оказывать на него |прогнозирование событий, |

|Там, где есть человек,|воздействие. Примером |а стало быть теряет |

|его деятельность, |тому может быть |смысл и цели |

|отношения между людьми,|изобретение ядерного |социальное бытие. |

|там имеется и |оружия, которое с момента |2)Марксизм : в обществе |

|культура. Культура: |своего изобретения |имеют место объективная |

|материальная и духовная|начало влиять на ход |необходимость, причинная |

|(не противопоставлять!).|научно-технического |обусловленность и |

|Цивилизация = |прогресса. Для устранения |повторяемость (т.е. |

|окультуренная природа +|этой страшной угрозы были |общественная жизнь |

|средства окультуривания |созданы различные |детедменирована). |

|+ человек, усвоивший |комитеты во многих странах|но существуют особенности |

|эту культуру, способный |мира.Так создание |общественных законов (см. |

|жить и действовать в |научно-технической мысли |ВОПРОС N 48). |

|окультуренной среде |вошло в социальную жизнь, |Человечество всегда |

|своего обитания + |оказывая влияние на |должно будет |

|общественные |протекающие в обществе |корректировать линию |

|отношения(формы |социальные, экономические|своего поведения, |

|социальной организации |и политические процессы. |считаясь с законами живой |

|культуры) обеспечивающие|Но не все что было |и неживой природы. Маркс |

|существование Ц. и ее |рождено человеческой |: "люди не свободны в |

|продолжение. |мыслью вошло в |выборе своих |

|Ц.-социокультурное |общественную жизнь, в |производительных сил, |

|образование. Не Ц., а |культуру, стало моментом|которые образуют основу |

|К.-единственный критерий |исторического процесса. |всей их истории, потому |

|социального развития |Многие изобретения не |что всякая |

|общества. |были реализованы по |производительная сила есть|

| |различным причинам, к |приобретенная сила, |

| |примеру, изобретение |продукт предшествующей |

| |Ползуновым в 18 веке |деятельности". Свобода |

| |паровой машины (Россия |есть деятельность на |

| |просто не была к этому |основе познанной |

| |готова); работы в области |необходимости. |

| |генетики советских ученых |Необходимость отражает |

| |и т.д. В ходе |нечто устойчивое, |

| |общественного |упорядоченное, что и |

| |исторического процесса из |отражается в законах |

| |тех "предложений", |сохранения. Свобода же |

| |которые идут со стороны |отражает развитие, |

| |культуры, данным обществом|появление нового, |

| |осуществляется как-бы |разнообразного, новых |

| |"социальный отбор" этих |возможностей. |

| |предложений и то каким он |Необходимость выражает |

| |будет зависит от |наличное, показывает, |

| |текущего состояния |каков мир есть, а |

| |развития общества. |свобода отражает будущее |

| | |- каким мир должен быть. |

| | |Развитие общества и есть |

| | |постоянный процесс |

| | |перехода необходимости в |

| | |свобеду. Гегель : мировая|

| | |история - процесс |

| | |возрастания свободы. |

| | |Свобода многолика, но |

| | |сущность ее одна - наличие|

| | |разнообразных |

| | |возможностей, |

| | |следовательно она - |

| | |наибольшая ценность. |

| | |Маркс : лишь при условии |

| | |обретении социальной |

| | |свободы начинается |

| | |развитие человеческих |

| | |сил, которое является |

| | |самоцелью. |

47. НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные

вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м

этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного

физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап)

автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной

техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу

производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит

человечество на решение глобальных проблем.

Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального"

общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и

техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры.

Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все

соц.проблемы.

Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать

сложные

политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед

всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит

выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой

цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому

человеку. |48. Будущее человечества и реальный исторический процесс.

Будущее человечества - см. ВОПРОС N 47. и вопросы связанные с

истор.прогрессом. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его

порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое

нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система,

подчиняющаяся определеным законам функционирования и развития.

Однако, законы общественного развития осуществляются посредством людей.

Маркс К., Энгельс Ф. : история - не что иное, как деятельность

преследующего свои цели человека. Но хотя законы истории и создаются

самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то

надличностному. Законы развития общества - это объективные,

существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной

жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего

к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ

возрастают и потребности

человека.

Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе

свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а

законы развития общества делаются и проявляются

в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный

характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее)

действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом

единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы,

характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся

только в ограниченном историческом времени или пространстве. | 49.

Общество как саморазвивающаяся система. Человеское общество - это высшая

ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы

их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные

формы собственности и вековая борьба за нее, политика и

государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.

Жизненная основа потока общественной жизни - труд. Объединение людей в

целостную систему происходит независимо от их воли : естественный

факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.

см. ВОПРОС N 48 о специфике общественных отношений. В своих действиях люди

исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют

сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются

прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные

идеи.

Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых,

национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых

чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную

жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон.

Отсюда многообразие наук об обществе : 1)Этнография изучает быт и

культуру народов земного шара, их происхождение,

расселение и культурно-исторические связи. 2)Юридическая наука

рассматривает сущность и историю государства и права. 3)Языкознание

изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.

4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и

обучения

подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества.

5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику

литературного

творчества, общественое значение художественной литературы. 6)Экономика

изучает экономические отношения людей, законы, управляющие

производством, распределением и обменом материальных благ. | |

|50. Формы общественного |51. Культура и |52. Структура общества. |

|сознания: 1)Политическое|цивилизация.Взаимная |Социальные образования и |

|- совокупность |ответственность человека и|исторические формы их |

|полит.доктрин, |общества. Цивилизация - |эволюции. Каждому |

|концепций, программ, |это преобразованный |исторически определенному|

|взглядов и |человеком мир |способу производства |

|представлений. Возникает |внеположенных ему |соответствует свой |

|вместе с появлением |материальных объектов, а |спицефический тип |

|классов, но оказывает |культура - это внутреннее |соц.сферы общества: |

|сильнейшее влияние на |достояние самого |наличие определенных |

|др. формы общественного |человека, оценка его |классов и соц.групп |

|сознания, в т.ч. и на |духовного развития, его |(род, племя, народность, |

|экономику. |подавленности или свободы,|нация, семья). |

|Особенность: она выражает|его полной зависимости |Определяющим элементом |

|коренные интересы |от окружающего соц.мира |социальной сферы в любом |

|различных больших |или его духовной |классовом обществе |

|соц.групп. 2)Право - |автономности. Если |являются классы. |

|совокупность норм и |культура, с этой точки |В.И.Ленин : классами |

|правил поведения людей, |зрения, формирует |называются большие группы |

|утвержденных гос-вом. |совершенную личность, то|людей, различающиеся по |

|3)Мораль - совокупность |цивилизация формирует |их месту в исторически |

|норм поведения,не |идеального |определенной системе |

|установленных |законопослушного члена |общественного |

|гос-вом.(обеспечиваются |общества, |производства, по их |

|традициями, общественным |довольствующегося |отношению к средствам |

|мнением, авторитетом |предоставленными ему |производства, по их роли |

|всего общества) |благами. |общественной организации |

|4)Художественное - |Ж.Леви-Строса (Франция) : |труда. |

|духовная деятельность |человеческая жизнь с |В каждом обществе наряду с|

|людей в сфере культурной |развитием цивилизации не|классами существуют также |

|жизни,которая |улучшается, а осложняется,|соц.группы, которые по |

|затрагивает какие-то |принося с собой массу |своему отношению к |

|струны души, волнует, |негативных последствий |собственности не входят в |

|вызывает раздумья, |для человека. (искусство |состав того или иного |

|доставляет удовольствие |сделало человека |класса, а образуют |

|или |пленником символических |социальные слои, сословия,|

|неудовлетворение.(книги, |структур, => счастливыми|касты и т.д. Ярким |

|фильмы, картины, музыка и|были только первобытные |примером сословной |

|др.) 5)Религиозное - |люди, т.к. была тесная |организации является |

|религиозные верования в |связь с породнившей их |феодальное общество с |

|духовной жизни общества. |природой). |характерным для него |

|6)Наука - научные |Марксизм : человек во |различием людей по |

|представления. |многом находится в |экономическрму и |

| |неосознанной зависимости |правовому положению. |

| |от установившихся в |Так, крупный |

| |обществе стереотипов. |землевладелец как |

| |Однако степень этой |собственник средств |

| |зависимости исторически |производства - |

| |не возрастает, а падает. |представилель класса, а |

| |Единственная возможность |дворянин представитель |

| |прорыва человека к |сословия. Сословия |

| |своему истинному "я" - в |характеризовались |

| |установлении |замкнутостью и строились |

| |соответствующих |по принципу строгой |

| |общественных отношений, и|иерархичности, |

| |поэтому человек стремиться|закрепленной в правовых |

| |к достижению такого |нормах. |

| |общественного состояния. |Соц.структура современного|

| | |общества также помимо |

| | |основных классов включает|

| | |и определенные |

| | |соц.группы, куда относятся|

| | |в основном интеллигенция |

| | |и служащие. Границы |

| | |между классами и другими |

| | |соц.группами общества |

| | |всегда относительны и |

| | |подвижны. |

|53. Проблемы общественной|40. Движущие силы и |24. Неиcчеpnaемоcть, |

|психологии и идеологии. |субъект исторического |взaимоcвязь и целоcтноcть |

|Общественная психология -|процесса. Субъект может |бытия. Бытие см. |

|частичный аналог |быть либо личностью либо |глоссарий; Сказать т.з. |

|обыденного уровня |целой структурой: 1) |современных философий |

|сознания,в котором |Этносоциальная структура |(екзистенциализм, |

|представлены научные и |общества (чел. семья, |прагматизм и т.д.). Бытие |

|ненаучные взгляды и |народность); 2) |изучает онтология. С точки|

|оценки,эстетические |Социально - политическая|зрения материализма бытие|

|вкусы и идеи, нравы и |структура; (личность, |= материя, основной |

|традиции, склонномсти и |социальная группа, |признак материи |

|интересы, образы |класс); Общественный |неисчерпаемо <=> бытие |

|причудливой фантазии |процесс определяется |неисчерпаемо. |

|илогика здравого смысла.|формами сознания (религия |Действительный принцип |

|Идеология - частичный |политика и т.д.); |единства мира - мир |

|аналог теоретического |Исторический процесс |материален <=> различные|

|уровня сознания,в котором|развивается в результате|формы материи связаны |

|с позиций определенного |сознательной деятельности|(жидк. тверд. газообр.) |

|класса, партии |субъекта исторического |<=> одна форма бытия может|

|дается |процесса; Движущие силы |переходить в другую. |

|систематизированная |определяются либо |Идеалисты сичтают, что |

|оценка |субъектами (Ленин сказал |бытие либо опыт |

|соц.дейцтвительности. |-> сделали рев-ию) либо |(эмпиризм), либо жизнь |

|Часто проявляется факт |законами (НТР возникла из |(екзистенционализм). Не |

|"отставания" идеологии |потребности общества). |раскрывает принцип |

|от общественной |53. Пpоблемы общеcтвенной |единства мира ( древние|

|психологии, особенно при|ncихологии и идеологии. |греки считали, что есть |

|тоталитарных режимах. |Психология и идеология |несколько видов субстанций|

|Общественная психология |относятся к формам |-> вода, ...). |

|и идеология могут одни |общественного сознания. |37. Пpоблемы cмеpти и |

|и те же явления |Различия: имеют разные |беccмеpтия в филоcофии. |

|действительности отражать|институты, психология ->|Средневековая Ф. - |

|по-разному. Факт |лечебные и научно |теоцентризм, в библии одна|

|противостояния идеологии|исследовательские |из главных проблем жизнь|

|и общественной психологии|учреждения, идеология в |после смерти. Жизнь |

|приводит не только к |основном политика и |человека мука. Затем эпоха|

|ее отставанию от |гос. апарат. Главная |рационализма -> человек |

|обыденного сознания, но и|задача выявление законов |механизм -> смертен. |

|к дестабилизации самой |поведения: у идеологии |Задача не умереть раньше |

|общественной психологии. |задача подчинить |времени, выработать |

|Для стабилизоции |(пропаганда), у |максимально свой ресурс; |

|отношений большую роль |психологии объяснить |Затем эпоха просвещения ->|

|играет изучение |(раскрыть). Направления |смертен -> руководствуйся |

|общественного мнения.Но |психологии: |всеми ценностями (!) ->|

|для того, чтобы его можно|психотерапевтическое, |побуждает к активности. Ф.|

|было изучать необходимы |педагогическая |существования главная |

|соответствующие условия,|деятельность, напр. |проблема смерти и |

|в первую очередь |идеологии: социология, |бессмертия. Практический |

|гласность, демократия и |наука управления. |смысл проблемы |

|др. | |СиБ:определяет систему |

| | |ценностей и направления |

| | |поведения. |

|33. Обыденное и нayчное |АГНОСТИЦИЗМ - |ДИАЛЕКТИКА - учение о |

|nознaние, их |философское учение, |наиболее закономерных |

|cnецифичеckие npизнakи. |согласно которому не |связях и становлении, |

|Уровни познания: |может быть окончательно|развитии бытия и познания|

|эмпирическое и |решен вопрос об |и основанный на этом |

|рациональное. Формы |истинности познания |учении метод мышления. |

|познания: Обыденное и |окружающей человека |Слово "ДИАЛЕКТИКА" |

|научное. Обыденное - |действительности. |впервые применил Сократ, |

|формируется в обыденной |БЫТИЕ - философское |обозначивший им искусство |

|деятельности человекаи |понятие, обозначающее |вести умелый спор, диалог |

|(эмпирич. уровень). |существующий независимо |( греч. dialegomai - |

|Знание для ориентации в |от сознания объективный |беседую ). Противоборство |

|окружающей среде. |мир, материю. |мыслей, отбрасывание |

|Накапливаемая информация|ГИЛОЗОИЗМ ( от греч. hule |ложных путей, постепенное|

|для научного познания. |- иатерия,вещество и zoe -|приближение к правильному |

|Очень субъективно, |жизнь ) - философское |знанию - это и есть |

|научное объективно. |воззрение, согласно |диалектика. Она там, где|

|Критерий истинности |которому всей материи |столкновение |

|научного познания |присуще свойство живого,|противоположностей , |

|практика. |и прежде всего |борьба идей; перенесенная |

|44. Кyльтypa kak меpa |чувствительность, |в последствии в |

|paзвития человеka. |способность к ощющению, |объективный мир, она стала|

|Культура - форма |восриятию. |означать наличие в нем |

|общественного сознания. |ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел |противоречий, их выявление|

|Представлена материальной|философии, в котором |и разрешение, борение, |

|и духовной культуры, |изучаются проблемы |развитие, движение вперед.|

|духовная оценивает |природы познания и его | |

|(рено,волга), духовная |возможностей, отношения |ДУАЛИЗМ - философское |

|мера развития человека. |знания и реальности, |учение, исходящее из |

|49. Общеcтво kak |исследуются всеобщие |признания равноправными, |

|caмоpaзвивaющaяcя |предпосылки познания, |не свободимыми друг к |

|cиcтемa. |выявляются условия его |другу двух начал - |

|Саморазвивающиеся системы|достоверности и |духа и материи, |

|- достаточно внутренних|истинности. |идеального и |

|источников для |ДВИЖЕНИЕ - изменение |материального. |

|развития, открытая, |вообще, способ |ИДЕАЛИЗМ - 1.метод, |

|развивается по спирали |существования материи, |считающий, что |

|(например человек, |всякое взаимодействие и |существует какая-то |

|большинство живых |смена их состояний. |объективная реальность, "|

|систем), системы с |ДЕИЗМ ( от лат. deus - бог|мировая душа ", " мировой |

|активным выходом. |) - философское |разум ", являющаяся |

|Общество динамическая |воззрение, согласно |первоначалом всего. |

|система => изучается |которому бог является |2.общее обозначение |

|только деалектическим |источником начальной |философских учений, |

|методом, метафизический |энергии мира ( первотолчок|утверждающих, что |

|не катит. |), но впоследствии уже не|сознание, мышление, |

| |вмешивается в течение |психическое, духовное |

| |земных событий. |первично, основоположно, а|

| | |материя, природа, |

| | |физическое вторично, |

| | |производно, зависимо, |

| | |обусловленно. |

| | |ИНДИВИД - 1.единичный |

| | |представитель |

| | |человеческого рода, |

| | |родовая биологическая |

| | |характеристика человека. |

| | |2.обозначение единичного |

| | |в отличии от |

| | |совокупости, массы. |

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма

общественного существования.

КАТЕГОРИИ ( от греч. kategoria - высказывание, свидетельство ) -

формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру,

отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы,

общества и мышления.

ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных

качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и

общественных отношений. 2.динамическая и целостная система

интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств

человека, выраженных в его сознании и деятельности.

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое

решает основной вопрос философии в пользу первичности материи,

природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух,

мышление, психическое, субъективное как свойство материи в

противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное

сознание, дух, идею, мышление и т.п.

МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим

законам, независимо от сознания.

МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет

после физики,трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории

философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним

философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении

антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и

независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник

развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в

процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и началах

бытия.

|МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и

построения теоретической и практической деятельности, а также учение об

этой системе.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и

убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к

действительпости определенного человека, социальной группы, класса

или общества в целом. 2.система представлений о мире и о месте в нем

человека,об отношении человека к окружающей его действительности и к

самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные

жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы

познания и деятельности, ценностные ориентации.

МОНИЗМ ( от греч. monos - один-единственный ) - философское

воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью

единой субстанции - материи либо духа.

ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая

развивающаяся система. 2.совокупность исторически сложившихся форм

совместной деятельности.

ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-

практической и познавательной деятельности.

ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма

; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое

всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.

ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии,

изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и

категории сущего.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию,

мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых,

что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и,

вовторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе,

соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

ПАНТЕИЗМ ( от греч. pan - все, theos - бог ) - отождествление мира и

бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира.

Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и

получило развитие в новое время. |ПОКОЙ - состояние двихения, которое

обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.

В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в

деле толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ

отказалась от использования рациональной логики и не согласилась

расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов

логических умозаключений.

ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную

сторону общественно-исторической предметной деятельности людей :

преобразования природы и общества.

РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное

изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную

направленнсоть.

РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio - разум ) - философское воззрение,

признающее разум ( мышление ) источником познания и критерием его

истинности.

СЕНСУАЛИЗМ ( от лат. sensus - чувство,ощющение ) - философское

воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств

и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ

полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по

сравнению с чувственностью.

СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения

объективной действительности. Единство психических процессов, активно

участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего

собственного бытия.

| |

|СУБСТАНЦИЯ - единое |. | |

|неделимое вещество, из | | |

|которого состоят все | | |

|вещи, внутренняя | | |

|сущность вещей активно | | |

|самопорoждающее и | | |

|саморазвивающееся начало.| | |

| | | |

|СУБСТРАТ ( от лат. sub - | | |

|под и stratum - кладка, | | |

|постройка, сооружение ) | | |

|основа единства, | | |

|однородности различных | | |

|предметов и различных| | |

|свойств отдельного, | | |

|единичного предмета, вещи| | |

|и их совокупности. | | |

|СУБЪЕКТ - носитель | | |

|предметно-практической | | |

|деятельности и познания | | |

|(индивид или социальная | | |

|группа), источник | | |

|активности, направленной | | |

|на объект. | | |

|СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - | | |

|одна из основных | | |

|разновидностей идеализма| | |

|; в отличии от | | |

|объективного идеализма, | | |

|отрицает наличие | | |

|какой-либо реальности | | |

|вне сознания субъекта | | |

|либо рассматривает ее как| | |

|нечто полностью | | |

|определяемое его | | |

|активностью. | | |

|ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - | | |

|философское направление, | | |

|стремящееся через | | |

|рефлексию ( размышление| | |

|) сознания о своих актах | | |

|и о данном в них | | |

|содержаннии выявить | | |

|предельные характеристики| | |

|человеческого бытия. | | |

|ФИЛОСОФИЯ ( от греч. | | |

|phileo - люблю и sophia | | |

|- мудрость ) - наука | | |

|о всеобщих | | |

|закономерностях, которым | | |

|подчинены как бытие ( | | |

|т. е. природа и | | |

|общество ), так и | | |

|мышление человека, | | |

|процесс познания. | | |

|ЭСТЕТИКА ( от греч. | | |

|aisthetikos - | | |

|чувствующий, чувственный| | |

|) - раздел философии, | | |

|изучающий "теорию | | |

|чувственного познания". | | |

22. Филоcофcкие npоблемы aнтpоnоcоциогенезa

| | | |

|23. Человек - индивид, личноcть, | | |

|индивидyaльноcть. | | |

|24. Неиcчеpnaемоcть, взaимоcвязь и | | |

|целоcтноcть бытия. | | |

|25. Стpyктypa деятельноcти, ее | | |

|комnоненты, yнивеpcaльные acnекты. | | |

|26. Человечеcтво кaк миpовое | | |

|cообщеcтво. | | |

|27. Пpaктикa кaк оcновa вcех фоpм | | |

|общеcтвенной | | |

|28.Сознaние: npоиcхождение и | | |

|cyщноcть человечеcкого cознaния. | | |

|29. Рaзвитие фоpм отpaжения кaк | | |

|генетичеcкaя npедnоcылкa cознaния. | | |

|30. Стpyктypa cознaния. | | |

|31. Оcновные npинциnы и кaтегоpии | | |

|гноcеологии. | | |

|32. Чycтвительное и paционaльное | | |

|nознaние, их фоpмы и cоотношения. | | |

|33. Обыденное и нayчное nознaние, их| | |

|cnецифичеcкие npизнaки. | | |

|34. Логикa, методология и методы | | |

|нayчного nознaния. | | |

|35. Диaлектикa aбcолютной и | | |

|отноcительной иcтины. Пpaктикa | | |

|кaк оcновa и кpитеpий nознaния. | | |

|36. Эмnиpичеcкий и теоpетичеcкий | | |

|ypовни nознaния: методы и формы. | | |

|37. Проблемы cмерти и беccмертия в | | |

|филоcофии. | | |

|38. Иcторичеcкие типы | | |

|взаимоотношений человека и общеcтва | | |

|39. Иcторичеcкие типы общеcтва. | | |

|Общеcтвенно-экономичеcкая формация. | | |

|40. Движущие cилы и cубъекты | | |

|иcторичеcкого процесса. | | |

|41. Объективный критерий и типы | | |

|cоциального прогресса. | | |

|42. Единcтво и многообразие мировой | | |

|иcтории. | | |

|43. Глобальные проблемы человечеcтва| | |

|в XX веке. | | |

|44. Культура как мера развития | | |

|человека. | | |

|45. Социальные функции культуры. | | |

|46. Историческая необходимость и | | |

|свобода личности. | | |

|47. НТР и альтернативы будущего | | |

|48. Будущее человечества и реальный | | |

|исторический процесс. | | |

|49. Общество как саморазвивающаяся | | |

|система. | | |

|50. Формы общественного сознания: | | |

|51. Культура и цивилизация. | | |

|52. Структура общества | | |

|53. Проблемы общественной психологии| | |

|и идеологии | | |

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011