Шпоры по философии
Шпоры по философии
|25. Стpyктypa |23. Человек - индивид, |27. Пpaктикa кaк оcновa |
|деятельноcти, ее |личноcть, |вcех фоpм общеcтвенной |
|комnоненты, yнивеpcaльные|индивидyaльноcть. |жизнедеятельноcти. |
|acnекты. |Индивид (от лат. |Стpyктypa npaктичеcкой |
|Деятельность - |individuum - неделимое), |деятельноcтии ее оcновные |
|специфически человеч. |первоначально - лат. |фоpмы. |
|форма активного |Перевод греч. понятия |В сфере реального |
|отношения к |'атом' (впервые у |отношения людей к миру - к|
|окружающему миру, |Цицерона), в дальнейшем |природе, к об-ву, к |
|содержание к-рой |- обозначение единичного|другим людям - |
|составляет его |в отличие от совокупности,|формируются исходные |
|целесообразное изменение|массы; отд. живое |стимулы развития всех |
|и преобразование. Д. |существо, особь, отд. |форм челов. культуры. |
|человека предполагает |человек - в отличие от |Создаваемые в культуре - и|
|определ. |коллектива, социальной |в материальном пр-ве, и в |
|противопоставление |группы, общества в целом. |регуляции отношений между|
|субъекта и объекта Д.: |Индивидуальность - |людьми в об-ве, и, |
|человек противополагает |неповторимое своеобразие |наконец, в сфере науки,|
|себе объект Д. как |к.-л. явления, отд. |иск-ва, философии - |
|материал, к-рый должен |существа, человека. В |способы деятельности |
|получить новую форму и |самом общем плане И. в |возникают по сути своей |
|св-ва, превратиться из |качестве особенного, |как ответ на определ. |
|материала в продукт Д. |характеризующего данную |проблемы и задачи, |
|Всякая Д. включает в себя|единичность в ее качеств. |связанные с |
|цель, средство, результат|отличиях, |воспроизводством челов. |
|и сам процесс Д., и |противопоставляется |существования в окр. |
|неотъемлемой хар-кой Д. |типичному как общему, |человека реальном мире. |
|является ее осознанность.|присущему всем элементам |Ограничная связь видов |
| |данного класса или |человеч. |
|Существуют многообр. |значительной части их. |социально-культур. деят-ти|
|классификации форм Д. - |Личность - общежитейский|с практикой в системе |
|разделение Д. на |и науч. термин, |культуры заключается в |
|духовную и |обозначающий: 1) |том, что все эти виды |
|материальную, |человеч. индивида как |деят-ти имеют выход на |
|производств., трудовую и |субъекта отношений и |практику, обогащают ее |
|нетрудов. и т.д. С точки |сознат. деятельности |возможности. Важнейшим |
|зр. творч. роли Д. в |(лицо, в широком смысле |каналом воздействия на |
|социальном развитии |слова) или 2) устойчивую|практику косвенно |
|особое значение имеет |систему |связанных с ней видов |
|деление ее на |социально-значимых черт, |обществ. деят-ти является |
|репродуктивную |характеризующих индивида |развитие их с пом-ю |
|(направленную на |как члена того или иного |самого человека, его|
|получение уже известного|общества или общности. |способностей, |
|рез-та известными же |Человека ф. понимает как |направляемых им в |
|ср-вами) и продуктивную|целостность. Сущность ч.|ходе |
|Д., или творчество, |связана с обществ. |практически-преобразовател|
|связанное с выработкой |словиями его |ьного действия во внешний |
|новых целей и соотв. им |функционирования и |мир. |
|средств или с достижением|развития, с деят-тью, в|Структура. Эл-ты процесса|
|известных целей с пом-ю |ходе к-рой он |труда по К.Марксу: |
|новых средств. |оказывается и предпосылкой|человек с его целями, |
|Аспекты: Д. является |и продуктом истории. |знаниями и навыками, |
|реальной движ. силой |Ч. - совокупность всех |осуществляемые человеком |
|обществ. прогресса и |обществ. отношений. |операции целесообр. |
|условием самого |1) Идеалистич. и |деят-ти; объекты, |
|существования об-ва. |религиозно-мистич. |включенные в ходе этих |
|Вместе с тем история |понимание ч. |операций в определенные |
|культуры показывает, |2) натуралистич. |взаимодействия. |
|что Д. как таковая не |(биологич.) понимание ч. |Объекты расчленяются по |
|является исчерпывающ. |3) сущностное понимание ч.|своим ф-ям на предмет |
|основанием челов. | |труда, средства труда и|
|существования. Если |4) целостное понимание ч. |продукты труда. Труд |
|основанием Д. является |развитая |как преобр. человеком |
|сознательно формулируемая|индивидуальность->многообр|в-ва природы |
|цель, то основание цели |азие соц. качеств |предполагает предполагает|
|лежит вне Д. в сфере |Индивидуальность не только|взаимодействие всех этих |
|иск-ва или нравственности|обладает различными |эл-тов. |
|(в сфере челов. |способностями, но еще и|Формы: |
|мотивов, идеалов и |представляет некую их |материальная |
|ценностей). С др. |целостность. |производственная |
|стороны, зависимость |Если понятие |деятельность, |
|самой Д. от др. |индивидуальности подводит|практически-преобразовател|
|социальных факторов |деятельность человека |ьная деятельность, |
|выражается в том, что в |под меру своеобразия и |социальная практич. |
|разных типах культуры она|неповторимости, |деятельность (социальная,|
|занимает существ. |многосторонности и |классовая борьба, |
|различное место, |грамоничности, |революции и т.п.), |
|выступая то в роли |естественности и |техническая деятельность |
|носителя высшего смысла |непринужденности, то |(наука, НТР, прогресс и |
|челов. бытия, то на |понятие личности |т.п.). |
|правах необходимого, но |поддерживает в ней | |
|отнюдь не почитаемого |сознательно-волевое | |
|условия жизни. |начало. Человек как | |
|В истории познания |индивидуальность выражает | |
|понятие Д. играло и |себя в продуктивных | |
|играет двоякую роль: |действиях, и поступки | |
|1) мировоззренч., |его интересуют нас лишь в | |
|объяснит. принципа, 2) |той мере, в какой они | |
|методол. основание ряда |получают органичное | |
|социаль. наук, чде Д. |предметное воплощение. О | |
|человека становится |личности можно сказать | |
|предметом изучения. |обратное: в ней | |
|. |интересны именно | |
| |поступки. | |
| |Простейшие требования | |
| |нравственности | |
| |(упомянуть). | |
| |Жизнеспособность человека| |
| |покоится на воле к | |
| |жизни и предполагает | |
| |постоянное личностное | |
| |усилие. Простейшей, | |
| |исходной формой этого | |
| |усилия является | |
| |подчинение общественным | |
| |нравственным запретам, | |
| |зрелой и развитой - | |
| |работа по определнию | |
| |смысла жизни. | |
| 26. Человечеcтво кaк |22. Филоcофcкие npоблемы |24. Неиcчеpnaемоcть, |
|миpовое cообщеcтво. |aнтpоnоcоциогенезa. |взaимоcвязь и целоcтноcть |
|Глобaльное единcтво и |...Философы стремятся |бытия. #define |
|глобaльнaя оnacноcть На |выявить и обрисовать сам |материальное бытие бытие |
|совр. фазе |"прерыв постепенности" – |#define материя бытие Сей|
|всемирно-историч. |революционный скачек, |вопрос есть раскрытие |
|процесса интенсивно |к-рый имел место в |категории материи. |
|происходит |процессе человеч. |Философские проблемы, |
|интернационализация |становления. |раскрывающие смысл |
|обществ. жизни и самого|Трудовая гипотеза |категории материи: 1) |
|быта людей. История |Ф.Энгельса(упомянуть). |проблема неисчерпаемости |
|поставила страны и |Задача а. - показать |многообразия |
|народы перед |отличие человека от ост. |материального мира |
|необходимостью заняться |природы: |исторически |
|общим делом и превратила|1) способность производить|ограниченными |
|его в условие успешного|орудия труда |позанавательными |
|выполнения любых особых |2) развитие языка |способностями человека, 2)|
|дел. Важнейшие аспекты |3) практика |необходимость учета |
|этого общего дела: | |непременной и постоянной|
|борьба за сокр. | |изменчивости мира. Мир |
|вооружений, охрана окр. | |нестабилен в своем |
|среды, преодоление | |существе, он не может |
|крайних форм экономич. | |существовать не развиваясь|
|отсталости и т.д. | |и, след-но, не изменяясь |
|Для решения | |-> взаимосвязь вещей; |
|вышеупомянутых проблем | |3) системно-структурная |
|необходима сплоч. мир. | |организация материи. |
|сообщества и опора на | | |
|единую гуманистич. | | |
|рациональность. | | |
|28. Сознaние: |29. Рaзвитие фоpм |30. Стpyктypa cознaния. |
|npоиcхождение и cyщноcть |отpaжения кaк генетичеcкaя|Сознание структурно |
|человечеcкого cознaния. |npедnоcылкa cознaния. |организованно, |
|Сознание-высшая, |Отражение - всеобщие |представляет систему |
|свойственная лишь |свойствол материи |элементов, находящихся |
|человеку форма |воспроизводить в своих |между собой в |
|отражения обьективной |свойствах особенности |закономерных отношениях. |
|действительности. |других обьектов, с |В структуре сознания |
|Сознание представляет |которыми произошло |наиболее отчетливо |
|собой единство |взаимодействие. |выделяются такие элементы|
|психических процессов, |Основные сбойства |как осознание вещей, а |
|активно участвующих в |отражения: |также переживание, т.е. |
|осмыслении человеком |неживая природа: |отношение к содержанию |
|обьективного мира и |а)в результате отражения|того что отражается. |
|своего собственного |свойства отражаемого |Развитие сознания |
|бытия.С самого рождения|объекта передаются |предполагает прежде всего |
|человек попадает в мир|отражающему в виде следа, |обогащение его новыми |
|предметов , созданных |копии или отпечатка |знаниями. Познание вещей |
|предыдущими поколениями и|б)воздействие одного |имеет разные уровни |
|формируется как таковой |объекта на другой не |проникновения и степень |
|лишь в процесе |стимулирует активности |ясности понимания. |
|обучения целенаправленому|этих объектоб. |Отсюда обыденное, |
|их использользованию, |живая природа: |философское, научное, |
|которое происходит лишь|а)отражение активно; |и.т.д. осознание мира а |
|в процессе общения. |б)оно всегда |также чувственный и |
|Имено потому, что человек|целенаправленно; в)оно |рациональный уровень |
|относится к объектам с |может носить опережающий|сознания. Ощущения, |
|пониманием, со знанием, |характер; г)оно несет |понятия, восприятия, |
|способ его отношения к |функциональный характер. |мышление образуют ядро |
|миру называется |Общие свойства отражения |сознания. Но они не |
|сознанием. Любое |а)оно воспроизводит |исчерпывают всей |
|ощущение или чувство |свойства отражаемого |структурной полноты |
|является частью сознания |объекта лишь частично;|сознания: оно включает в |
|так как обладает |б)упорядоченность |себя и акт внимания |
|значением и смыслом. |отражаемого обьекта |как свой необходимый |
|Однако сознание не есть |воспроизводится с большими|компонет. Именно |
|только знание или |или меньшими |благодаря |
|языковое мышление.С |искажениями. |сосредоточености внимания|
|другой стороны нельзя |Эти особенности присущи |определенный круг |
|отождествлять сознание и |любому отражению, но |объектов находится в |
|психику, т.к. не все |характер отражения |фокусе сознания. |
|психические процессы |меняется с возникновением|Воздействующие на нас |
|включаются в данный |жизни. Т.к. перевод |предметы, события |
|момент в сознание. |системы из состояния менее|вызывают у нас не |
|Оно возникло в процесе |удовлетворяющему |только познавательные |
|общественно-производствен|некоторым тербованиям, в|образы, но и эмоции. |
|ной деятельности |состояние более |Богатейшая сфера |
|человека и неразрывно |удовлетворяющее ему |эмоциональной жизни |
|связанно с |называется управлением, |человека включает всебя |
|языком.Сознание |то любой живой организм |собственно чувства, |
|существует в 2 формах - |самоуправляющаяся |настроение, или |
|общественном и |система. В результате |эмоциональное |
|индивидуальном.Основными |длительного отбора |самочувствие и аффекты |
|подходами к |способность организмов |(ярость, ужас и.т.д.). |
|происхождению сознания |реагировать на внешние |Чувства, эмоции суть |
|были следующие: |воздействия все более |компоненты сознания |
|Платон:тело человека - |совершенствовалась. |Сознание не ограничивается|
|вместилище бесмертной |Наконец произошел |познавательными |
|души и ее раб, |качественный скачок и |процессами, |
|бестелесная душа |возникла нервная система.|направленностью на |
|управляет всем во |В ходе биологической |обьект, эмоциональной |
|вселенной. |эволюции нервная система|сферой. Наши намерения |
|Христианство:разум |усложняется. Впроцессе |претворяются в жизнь |
|человека,его мышление- |развития вида в мозгу |благодаря усилиям |
|искорка божественного |возникают новые структуры,|воли.Однако сознание - |
|разума.Именно он |в процессе развития |это не сумма множестжва|
|мыслит,желает,чувствует в|особи вырабатываются новые|составляющих его |
|человеческом сознании. |программы деятельности, |элементов, а их |
|Декарт:сознание- |сохраняемые в памяти. В|интегральное |
|внепространственная |результате этого |сложно-структуированное |
|субстанция, впервые |поведение животного все |целое. |
|расматривает проблему |более определяется | |
|самосознания. Гегель:С. |внутренними программами. | |
|- одно из воплощений |С усложнением телесной | |
|всемирного |организации растет | |
|разума.Впервые |удельный вес форм | |
|расматривает социально -|поведения вырабатываемых в| |
|историческую природу |индивидуальной жизни | |
|сознания,говорит о |особи, возрастает | |
|принципе историзма. В ХХ|значение головного | |
|веке возникает теория |мозга. У человека | |
|отражения.Согласно этой |происходит качественный | |
|теории сознание это |скачок и возникает | |
|высщая форма отражения. |сознание. | |
|Таким образом сознание | | |
|формируется деятельностью| | |
|чтобы затем влиять на эту| | |
|деятельность,определяя и | | |
|регулируя ее. | | |
|31. Оcновные npинциnы и |32. Чycтвительное и |34. Логикa, методология и |
|кaтегоpии гноcеологии. |paционaльное nознaние, их |методы нayчного nознaния. |
|Теория познания или |фоpмы и cоотношения. |Для научного познания |
|гносеология - раздел |Познание, начинаясь с |характерно наличие 2 |
|философии, изучающий |ощущений, восприятий, |уровней: эмпирического и|
|взаимоотношения субъекта |продолжаясь в виде |теоретического. Для |
|и объекта в процессе |представлений, и |эмпирического познания |
|познавательной |поднимаясь на высшие |характерна |
|деятельности, отношение |этажи теоритического |фактофиксирующая |
|знания к |мышления, предстабляет |деятельность. |
|действительности, |собой единый процесс, |Теоритическое познание - |
|возможности познавания |тесно связанный с |это сущностное познание, |
|мира человеком, |волей и |осуществляемое на уровне |
|критерии истинности и |чувствами.Диалектика |абстракций высоких |
|достоверности знания. |чувственного и |порядков. |
|Современная т.п. строится|рационального в познании|Пытаться решить |
|на теории отражения. В |преодолевает |поставленную проблему |
|философии сущ. 3 основных|метафизическуя |можно 2 путями: искать |
|точки зрения на |ограниченность сенсуализма|нужную информацию или |
|познаваемость мира: |и эмпиризма, |самостоятельно иследовать |
|оптимизм, агностицизм и|преувеличивающих роль |ее с помощью наблюдений, |
|скептицизм. Оптимисты |чувственной формы познания|экспериментов и |
|утверждают |с одной стороны, и |теоритического мышления. |
|принципиальную |рационализма, умаляющего|Наблюдение и |
|познаваемость мира, |роль ощущений и |эксперимент важнейшие |
|агностики, напротив, ее |восприятий. Рационализм, |методы иследования в |
|отрицают. Скептики не |сильно гипертрофирующий |научном познании. Часто |
|отрицают познавемость |рациональное в ущерб |говорят, что теория - |
|мира, но выражают |реальной значимости |это обобщение практики, |
|сомнения в познаваемости |чувственного может |опыта или наблюдений. |
|мира. |служить дорогой к |Научные обобщения часто |
|Мир существует для нас |идеализму. логическое |используют ряд осбых |
|лишь в аспекте его |мышление невозможно в |логических приемов: |
|данности познающему |отрыве от чувственного; из|1)прием универсализации, |
|субъекту. Подлинный |него оно исходит и на |который состоит в том, |
|субъект познания никогда |любом уровне |что общие моменты и |
|не бывает подлино |абстрагированния |свойства наблюдаемые в |
|гносеологическим: это |заключает в себе его |ограниченном множестве |
|живая личность с ее |компоненты в виде |экспериментов, |
|страстями, интересами, |наглядных схем, символов, |распрстраняются на все |
|желаниями, чертами |моделей. Вместе с тем |возможные случаи. |
|характера, темперамента |чувственная форма |2)перием идеализации, |
|и т.д. Фрагмент бытия |познания вбирает в себя|состоящий в том, что |
|оказавщийся в фокусе |опыт мыслительной |указываюся условия, при |
|ищущей мысли, |деятельности. Единство |которых описываемые в |
|составляет объект |чувственного и |законах процессы |
|познания. В современной |рационального предстает в |происходят в чистом виде, |
|гносеологии принято |процессе познания в виде|т.е. так, как в самой |
|различать объект и |бесконечной спирали: за |действительности они |
|предмет познания. Под |каждым удалением от |происходить не могут. |
|объектом познания имеют|исходной мысли следует все|3)прием концептуализации, |
|в виду реальные |новый и новый возврат к |состоящий в том, что в |
|фрагменты бытия, |ним и их обогащение. С |формулировку законов |
|подвергающиеся |каждым понятием если не|вводятся понятия, |
|иследованнию. Предмет же |актуально то |заимствованные из других|
|- это конкретные |потенциально связанны |теорий, и получивщие в |
|аспекты, на которое |наглядные представления, |них достаточно точный |
|направлено острие ищущей |которые выступают не |смысл и значение. |
|мысли. |только начальным, нои |Важнейшие методы научного |
|Движущей силой познания |конечным пунктом |познания: |
|является практика. |абстрактного мышления, |1)Метод восхождения от |
|Практика - это |когда оно воплощается в |абстрактного к |
|материальная, |конкретное дело. |конкретному. Процесс |
|предметно-чувственная |Подчеркивая единство |научного познания всегда |
|деятельность людей, |чувственной и |связан с переходом от |
|имеющая своим содержанием|рациональной ступени |предельно простых понятий |
|освоение и |познания, мы должны |к более сложным - |
|преобразование природных |иметь в виду, что они |конкретным. Поэтому |
|и социальных объектов и |обладают и относительной|процедуру построения |
|составляющая всеобщую |самостоятельностью: |понятий, все более |
|основу и движущую силу |мышление есть |соответсвующих |
|развития человеческого |качественно |действительным называют |
|общества и познания. |самостоятельное целое со|методом 1) |
|По отношению к |своей спецефической |2)Метод моделирования и |
|практике она играет |структурой, отличной от |принцип системности. |
|троякую роль. |структуры чувственного |Состоит в том, что |
|Во-первых является |познания. |объект недоступный |
|источником, основой | |непосредсвенному |
|познания,его движущей | |иследованнию заменяется |
|силой, дает ему | |его моделью. Модель |
|необходимый фактический | |обладает схожестью с |
|материал. Во-вторых, | |объектом в свойствах, |
|практика является | |интересующих иследователя.|
|способом приложения | | |
|знаний, и в этом смысле| |3)Эксперимент и |
|она цель познания. | |наблюдение. В ходе |
|В-третьих она служит | |эксперимента наблюдаталь |
|мерилом, критeрием | |исскуственно изолирует |
|истинности результатов. | |ряд характеристик |
| | |иследуемой системы и |
| | |изучает их зависимость |
| | |от других параметров. |
| | |В XX веке наука активно |
| | |математизируется. |
|38. Иcторичеcкие типы |35. Диaлектикa aбcолютной|39. Иcторичеcкие типы |
|взаимоотношений человека |и отноcительной иcтины. |общеcтва. |
|и общеcтва. К.Маркс |Пpaктикa кaк оcновa и |Общеcтвенно-экономичеcкая |
|выделял три основные |кpитеpий nознaния. |формация. Наличие |
|исторические типа |Истина - адекватное |определенных этапов как |
|социальности: отношения |отражение объекта |в развитии отдельных |
|личной зависимости (1), |познающим субъектом, |стран, так и все |
|отношения вещной |восппроизводящим |человеческой истории |
|зависимости при личной |реальность такой, какой |отмеачлось мыслителями |
|независимости (2), |оноа есть сама по себе, |издавна. Их выделение |
|отношения свободных |вне и внезавсимо от |нередко было обусловлено|
|индивидуальностей (3). |сознания. |задачами обоснования |
|1. Отношения личной |Истина ограниченна ибо она|проектов "идеального |
|зависимости характерны |отражает объект не |общества", в котором были |
|для всех |целиком, а в известных |бы преодалены пороки, |
|докапиталистических |пределах, которые |недостатки общества |
|обществ, как доклассовых,|постоянно изменяются и |существующего. Основы |
|так и для |развиваются. Относительная|научной типизации |
|классово-антогонистически|истина есть ограниченно |исторического процесса |
|х. Общим для них явл. |верное знание о чем-либо. |заложил Гегель. Он |
|включение индивида в |Абсолютная истина - |полагал, что историю |
|жестко |такое содержание знания,|делают люди, но вместе с |
|регламентированную |которое не опровергается |тем в ней осуществляется |
|локализованную систему |последующим развитием |некоторая объеткивная |
|общественных связей (род,|науки, а обогащается и |логика. Ступени истории - |
|община, сословие, каста, |постоянно поддерживается |это этапы самопознания |
|цех и т.д.). И эта |жизнью. |мирового духа, прогресс |
|система явл. весьма |Критерий истины |в создании свободы. При |
|устойчивой, замкнутой и|заключается в практике. |этом каждая ступень наодит|
|давлеющей над |Некоторое положение |наиболее адекватное |
|человеком, определяет |является истинным если |выражение в духе |
|существенные особенности |можно докзать, применимо |определенного народа, |
|его поведения (дворянин |ли оно в конкретной |который и реализует эту |
|защищает не просто свою |ситуации. Конечно нельзя|ступень своей истории. |
|честь, а себя как |забывать что практика не |Гегель выделял три таких|
|дворянина). Различие же|может полностью потвердить|исторических ступени и |
|заключается в том, что|или опровергнуть то или |соответственно три типа |
|в доклассовом обществе |иное высказывание. |общества: восточный мир, |
|отсутствует эксплуатация,|(пример делимость |античность, германский |
|и здесь личная |атома). Практика |мир. В основу его |
|зависимость проявляется |постоянно развивается, |переодизации были |
|как непосредственная |поэтому расширяются и |заложены критерии, в |
|зависимость человека от |границы той или иной |известной мере |
|первобытного коллектива.|истинны. Практика |отражавшие логику |
|Индивид и реально, и в |многогранна - от |исторического процесса. |
|своем сознании не |эмпирического опыта до |Одновременно он видел и |
|выделяется из |строжайшего научного |всю сложность отношений |
|коллектива и осознает |экспeримента. В процессе |каждого исторического |
|себя принадлежащим роду.|развития истинного знания,|типа с реальностью: |
|2. С развитием |наука и практика все |разные страны в разной |
|капиталистического |больше выступают ву |мере воплощают |
|товарного производства |неразрывном единстве. |сущностные характеристики|
|ломаются костные |(?????) 36. Эмnиpичеcкий |того или иного |
|социальные структуры; |и теоpетичеcкий ypовни |исторического общества. |
|сословные и прочие |nознaния: методы и формы. |М.Вебер: ввел в социологию|
|перегородки рушатся. |В науке различают |понятие идеальных типов |
|Произошло разделение |эмпирический и |(т.е. методологию |
|общества на множество |теоритический уровни |изучения, с помощью |
|индивидов - частных |познания. Для |которой можно |
|лиц, уже не связанных |эмпирического познания |организовать материал |
|отношениями личной |характерна |накопленный опытным |
|зависимости. Это |фактофиксирующая |путем в определенную |
|обусловленно |деятельность.Теоритическое|систему). Идеальные типы |
|осуществляющимися при |познание - это сущностное |для Вебера - |
|переходе к капитализму |познание, осуществляемое |субъективные модели, не |
|глубокими изменениями в |на уровне абстракций |отражающие реальность. |
|характере труда. |высоких порядков.Оба эти |К.Маркс: метод |
|Ликвидируется система |уровня связанны, |исследования общества |
|внешнеэкономического |предполагают друг друга,|как социального |
|принуждения к труду, |хотя исторически |организма, развитие |
|что и означает |эмпирическое |которого совершается |
|освобождение трудящегося|предсшествовало |закономерно, как и |
|от личной зависимости. С|теоретическому.Наблюдение |развитие природных |
|развитием капитализма |и эксперимент важнейшие |органических систем. В |
|перед индивидом |методы эмпирического |ходе естественной эволюции|
|открывается возможность|познания. Наблюдение - |возникают новые формы и |
|присвоения накопленных |преднамеренное, |виды со своими особыми |
|человечеством богатств |целенаправленное |качественными |
|материальной и духовной |восприятие, имеющее целью |характеристиками. Подобно|
|культуры. Если в условиях|выявление существеных |этому и развитие |
|натурального хоз-ва |свойств и отношений |человечества представляет|
|человек производил |объектов познания. |собою |
|продукт, нужный для |Иследование требует |естественно-исторический |
|потребления ему, его |также и эсперимента, |процесс функционирования |
|семье или его господину, |ставящего объект в |и смены качественно |
|то в условиях товарного |определенные заданные |определенных типов |
|производства вещь эта |условия, отвечающие |общества, который |
|производится для |целям иследованний. |осуществляется в |
|продажи. Таким образом,|Вппроцессе научного |соответствии с |
|становление личности в |познания применеятся так |объективными, |
|рамках вещных отношений|называемый мысленный |специфическими для |
|представляет собой |экспериментю, когда |общества законами. |
|протеворечивый процесс: |ученный в уме оперирует |К.Марксу принадлежит |
|наряду с освобождением |определенными образами и |заслуга открытия и |
|человека отсословных и |понятиями, мысленно |разработки методологии |
|прочих уз, формированием|создает нужные условия. |исследования истории |
|предприимчивости, |Эксперимент двусторонен: с|как закономерного |
|самостоятельности |одной стороны он позволяет|процесса развития и |
|индивидов, развитием форм|проверить и подтвердить |перехода от одного типа |
|и ростом маштабов общения|гипотезу, с другой |общества к другому. |
|нарастают многообразные |стороны он дает |Первобытно-общинный, |
|формы отчуждения |данные для новых |рабовладельческий, |
|личностей от общества и |гипотез. Теория - это |феодальный, |
|друг от друга. 3. На |высшая, обоснованная, |капиталлистический, |
|основе общественной |логически непротиворечивая|социалистический, |
|собственности |система научного знания,|коммунистический. К.Маркс|
|складывается новый, |дающая целостный |проведя изучение |
|коллективный тип |взгляд на существенные|истоического процесса, |
|личности. Этот тип |свойства, закономерности,|представил всю историю |
|взаимоотношений |и.т.д. Теория - |человечества как |
|отличается как от |развивающаяся система |закономерный процесс |
|примитивных форм |верных, проверенных |развития и смены |
|первобытной |практикой научных знаний. |общественно-экономических |
|коллективности, где |Сердцевину научной теории |формаций. |
|человек был слит с |составляют входящие в |Общеcтвенно-экономичеcкая |
|коллективом, так и от |нее законы. Многообразию |формация - это |
|тех обществ, в которых |форм современного |конкретно-исторический |
|преобладают антогонизм |теоритического знания |тип общества, взятого в |
|личных и общественных |соответсвует и |его целостности, |
|интересов, различные |многообразие типов теорий,|функционирующий и |
|формы отчуждения, |а также многообразие их |развивающийся в |
|иллюзорные формы |классификаций. Различают |соответствии с присущими|
|коллективности. |описательные, |ему объективными законами.|
|Социалистический тип |математизированные, | |
|коллективности призван не|интерпретационные, | |
|подавлять личность, а |дедуктивные. | |
|быть основой ее | | |
|свободного и | | |
|всестороннего развития, | | |
|не нивелировать людей, а| | |
|способствовать | | |
|проявлению богатства | | |
|индивидуальностей, не | | |
|ставить личность в | | |
|зависимое положение от | | |
|коллектива, а сочетать | | |
|интересы личности и | | |
|коллектива. При таком | | |
|гармоническом сочетании | | |
|личность становится столь| | |
|же заинтересованной в | | |
|развитии коллектива, | | |
|как и коллектив в | | |
|развитии личности. | | |
|33. Обыденное и нayчное |37. Проблемы cмерти и |41. Объективный критерий и|
|nознaние, их |беccмертия в филоcофии. |типы cоциального |
|cnецифичеcкие npизнaки. |Смерть-естественный конец |прогресса. Объективный |
|Научное знание обладает|всего живого. |критерий прогресса. |
|высокой точностью. Но |Жизнь-форма существования|Марксизм: развитие |
|точность проникает и |материи, возникающая при |общества - закономерный |
|в повседневную жизнь. |определенных условиях в |процесс, чем более |
|Довольно часто говорят, |момент ее образования. От |широкими материальными |
|что оно оперирует |всех других живых |возможностями обладает |
|абстрактными понятиями. |существ человек отличается|человек в своей |
|И это утверждение не в |более всего тем, что на |деятельности, тем выше |
|полной мере отражает |протяжении всей своей |уровень развития общества.|
|специфику научного |индивидуальной жизни он |Поэтому имеено в |
|познания.Основная |никогда не достигает |развитии производительных|
|специфическая черта науки|"целей" жизни родовой,|сил следует искать |
|- наука существует в |исторической; в этом |объективный критерий |
|виде системы |смысле он постоянно не |общественного прогресса. |
|теоритических знаний. |реализуемое адекватное |Итак, высши м ивсеобщим|
|Наиболее совершенной |существо. Человек не |объективным критерием |
|формой научного знания |удовлетворяется ситуацией.|общественного прогресса |
|является теория.Далеко |И эта неудовлетворенность |является развитие |
|не каждое обобщение |содержит в себе причины |производительных сил, |
|является теорией |творческой деятельности, |включая развитие самого |
| |не заключенные в |человека. Типы |
|ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ? |непосредственных ее |общественного прогресса: |
| |мотивах. Поэтому |антогонистический |
| |призвание, задача каждого |(капитализм) и |
| |человека - всесторонне |неантогонистический |
| |развивать все свои |(социализм). |
| |способности и по мере |Неантогонистический тип |
| |возможностей вносить свой|общественного прогресса - |
| |личный вклад в историю,|это более высокий и |
| |в прогресс общества, его |более сложный по своей |
| |культуры. В этом и |организации, по сравнению |
| |заключается смысл жизни |со стихийным тип развития,|
| |отдельной личности, |требующий от общества |
| |который она реализует |постоянных и сознательных |
| |через общество, но таков|усилий. |
| |же и смысл жизни | |
| |общества и человечества в | |
| |целом. | |
| |(???) Буддизм: человек | |
| |живет для того, чтобы | |
| |прервать цепь | |
| |перерождений и никогда | |
| |больше не возрождаться. | |
| |Христианство&Ислам: | |
| |человек живет для того, | |
| |чтобы потом воскреснуть. | |
|40. Движущие cилы и |42. Единcтво и |43. Глобальные проблемы |
|cубъекты иcторичеcкого |многообразие мировой |человечеcтва в XX веке. |
|процесса. Интересы как |иcтории. История |Проблема а) экологии и |
|побудительная сила к |человечества - это история|жизненого постранства; |
|действию. Этот вопрос |множества народов и |б) формирования |
|обсуждался задолго до |государств, стран и |мировых политических |
|марксизма. Уже |регионов, культур и |процессов; в) выживаемости|
|Аристотель справедливо |цивилизаций, история |человека; г) войны и мира |
|указывал, что человека |различных эпох и их | |
|побуждает к действию |смены, история борьбы | |
|интерес. Эта проблема |различных классов и | |
|играла огромную роль в |государств, войн и | |
|размышленях философов |революций, короче - | |
|XVII-XIX вв. Любой |наполненная массой | |
|человек живет не сам |уникальных событий жизнь| |
|по себе, он связан с |человеческая. О.Шпенглер | |
|другими людьми, поэтому|и А.Тойнби не | |
|он как частица |признавали существования | |
|класса, общественной |единой истории | |
|группы он связан |человечества, разрывали ее| |
|сдругими людьми |на множество | |
|одинаковыми условиями |самостоятельных потоков, | |
|существования, сходным |а в качестве исходных | |
|образом жизни и общностью|посылок истории | |
|интересов. В этом и |принимали духовные | |
|поисходит сведение |ценности или религиозные | |
|интересов индивида к |системы. О.Шпенглер: | |
|интересам общества. |каждая культура живет, | |
|Гегель: "Интересы" |подчиняясь особым, только | |
|двигают жизнью |ей присущим принципам и | |
|народов". Интерес |ценностям, и проходит | |
|существует объективно, |периоды возникновения, | |
|независиво от того, |расцвета, старения и | |
|осознан он или нет. Без |гибели, а история в | |
|учета всех интересов |целом представляет собой| |
|общества оно не смогло |сосуществование и смену | |
|бы понять путей своего |различных культур. | |
|развития. Проблема |А.Тойнби: обнаружил в | |
|субъекта исторического |истории множество | |
|процесса. |локальных цивилизаций, | |
|Субъект-личность, |каждая из которых | |
|действующая сознательно |создается творческим | |
|и ответственная за |меньшинством и также | |
|свои действия. Группа |проходит ряд этапов | |
|тоже может быть |своего жизненого цикла | |
|субъектом, если у нее |вплоть до дезинтеграции;| |
|имеются общие интересы, |в будущем возможно | |
|цели действия, то есть |достижение единства | |
|если она представляет |человечества, но лишь в | |
|собой некоторую |сфере духа, на основе | |
|целостность. Т.е. в |религии. Эпоха становления| |
|данном случае группу |капиталистических | |
|можно рассматривать как |отношений, обнаружив | |
|социальный субъект, в |пестрое многообразие | |
|качестве которого могут |истории, стимулировала | |
|выступать та или иная |вместе с тем поиск | |
|соц. группа, народ, |скрытого за многообразием | |
|человечество. Основные |единства. К этому | |
|соц. субъектами |побуждало прежде всего | |
|исторического процесса |развитие экономических | |
|явл. общественные |связий, процесс | |
|классы. Борьба |связанный с | |
|классов- была движущей |построением единого | |
|силой общественного |капиталистического рынка.| |
|развития на определенной |Идеалистическая трактовка| |
|его стадии. Роль соц. |единства истории. На | |
|субъекта могут играть |признании единства истории| |
|также и такие |были построены | |
|исторические общности, |философско-исторические | |
|как народности и нации, |концепции Гегеля, Фурье, | |
|когда они обретают |Спенсера. Гегель: | |
|самосознание и |единство истории | |
|сплачиваются во имя |придавал "мировой дух", | |
|определенной цели, но |который воплощался в духе | |
|нации всегда |различных народов; | |
|возглавляются классами, |Фурье: идея единства | |
|которые и в этом |истории служила | |
|случае остаются основными|обоснованию новой высшей| |
|движущими силами и |цивилизации, которая | |
|субъектами исторического |прийдет на смену | |
|процесса. В современном |существующей; Спенсер: | |
|мире проблема субъекта |идея единства истории была| |
|исторического творчества |элементом его общей | |
|преобретает новые |теории эволюции. | |
|смысловые грани. В наше |Материалистический подход | |
|время правомерно ставить |к единству истории. Этот | |
|вопрос о превращении |подход включает в себя | |
|всего человечества, |признание единства мировой| |
|всего мирового сообщества|истории. Единство истории | |
|в субъекта исторического |закладывается в самой | |
|процесса. |реальной жизни, в способе | |
| |ее материального | |
| |обеспечения с помощью | |
| |трудовой деятельности и | |
| |используемых ею | |
| |материальных средств | |
| |труда. Труд-вечное | |
| |условие человеческой | |
| |жизни. Материальная | |
| |основа исторического | |
| |процесса есть | |
| |одновременно и основа его | |
| |единства. Если различные| |
| |культуры и цивилизации | |
| |развиваются как | |
| |самостоятельные и | |
| |внутренне замкнутые | |
| |образования, то никаких | |
| |общих законов, | |
| |исторических | |
| |закономерностей быть не | |
| |может. Формы проявления | |
| |единства исторического | |
| |процесса. Установление | |
| |многообразных связей | |
| |между странами: | |
| |экономических, культурных | |
| |=> рост городов, | |
| |консолидация народностей.| |
| |С развитием | |
| |капиталистических | |
| |отношений все больше стран| |
| |вовлекаются в механизм | |
| |кап. экономики. Эк. и | |
| |культурное развитие тесно | |
| |связано с развитием | |
| |науки и техники. В этом | |
| |взаимосвязанном мире соц. | |
| |значимые события сразу | |
| |становятся достоянием | |
| |всех, интересы и судьбы | |
| |народов тесно | |
| |переплетаются. Таким | |
| |образом, в ходе истории | |
| |меняются формы выражения | |
| |ее внутреннего единства, | |
| |старые формы | |
| |накладываются на новые, | |
| |и то, что история - | |
| |единый процесс | |
| |развития человечества, | |
| |становится еще более | |
| |очевидным. Причины и | |
| |факторы многообразия | |
| |истории. Многообразие | |
| |истории существует во | |
| |времени и пространстве. | |
| |Во времени - это | |
| |различные этапы | |
| |исторического развития, | |
| |формации и эпохи. В | |
| |пространстве - это | |
| |наличное реальное | |
| |многообразие социальной | |
| |жизни, основной источник | |
| |которого - | |
| |неравномерность | |
| |исторического развития. | |
|44. Культура как мера |45. Социальные функции |46. Историческая |
|развития человека. |культуры. Многообразными |необходимость и свобода |
|Совокупность материальных|способами включается |личности. Все |
|и духовных ценностей, а |культура в движение |общественные отношения |
|также способов их |истории. Они выражают |разделяются на первичные |
|созидания, умение |личностную сторону |(материальные) и вторичные|
|использовать их для |деятельности человека в |(духовно-практические). В|
|прогресса человечества, |обществе, выполняют |общественной жизни |
|передавать от поколения|важную функцию |объективное и |
|к поколению и составляет|трансляции опыта, знаний, |субъективное, |
|культуру. Культура-все |результатов человеческой |практическое и духовное |
|созданное человеком; |деятельности. Новые идеи, |неразделимы. |
|совокупность созданных |и те из них которые |Свободно-волевая |
|и создаваемых |находятся как-бы в |деятельность и |
|человеком ценностей; |стадии разработки, и те|закономерности в обществе |
|качественная |которые уже являются |: 1)М.Вебер |
|характкристика уровня |результатом человеческой |(субъективный идеализм) |
|развития общества. |деятельности, и сама эта |: абсолютизировал |
|Ценность-факт культуры, и|деятельность-все это дает|неповторимость |
|она социальна по своей |результат, который |исторических событий и на |
|сути. Огромный пласт из|включаются затем в |этой основе отверг наличие|
|этих культурных ценностей|исторический процесс, |какой-либо |
|и вообще существенную |внося в него новые |закономерности в обществе.|
|форму их выражения |элементы. Любое |Но если в обществе нет |
|составляет система |изобретение человека может|объективной тенденции, то|
|символов. Стержень |превратится в фактор | |
|культурных ценностей - |исторического развития и |невозможно |
|понятие нравственности. |начать оказывать на него |прогнозирование событий, |
|Там, где есть человек,|воздействие. Примером |а стало быть теряет |
|его деятельность, |тому может быть |смысл и цели |
|отношения между людьми,|изобретение ядерного |социальное бытие. |
|там имеется и |оружия, которое с момента |2)Марксизм : в обществе |
|культура. Культура: |своего изобретения |имеют место объективная |
|материальная и духовная|начало влиять на ход |необходимость, причинная |
|(не противопоставлять!).|научно-технического |обусловленность и |
|Цивилизация = |прогресса. Для устранения |повторяемость (т.е. |
|окультуренная природа +|этой страшной угрозы были |общественная жизнь |
|средства окультуривания |созданы различные |детедменирована). |
|+ человек, усвоивший |комитеты во многих странах|но существуют особенности |
|эту культуру, способный |мира.Так создание |общественных законов (см. |
|жить и действовать в |научно-технической мысли |ВОПРОС N 48). |
|окультуренной среде |вошло в социальную жизнь, |Человечество всегда |
|своего обитания + |оказывая влияние на |должно будет |
|общественные |протекающие в обществе |корректировать линию |
|отношения(формы |социальные, экономические|своего поведения, |
|социальной организации |и политические процессы. |считаясь с законами живой |
|культуры) обеспечивающие|Но не все что было |и неживой природы. Маркс |
|существование Ц. и ее |рождено человеческой |: "люди не свободны в |
|продолжение. |мыслью вошло в |выборе своих |
|Ц.-социокультурное |общественную жизнь, в |производительных сил, |
|образование. Не Ц., а |культуру, стало моментом|которые образуют основу |
|К.-единственный критерий |исторического процесса. |всей их истории, потому |
|социального развития |Многие изобретения не |что всякая |
|общества. |были реализованы по |производительная сила есть|
| |различным причинам, к |приобретенная сила, |
| |примеру, изобретение |продукт предшествующей |
| |Ползуновым в 18 веке |деятельности". Свобода |
| |паровой машины (Россия |есть деятельность на |
| |просто не была к этому |основе познанной |
| |готова); работы в области |необходимости. |
| |генетики советских ученых |Необходимость отражает |
| |и т.д. В ходе |нечто устойчивое, |
| |общественного |упорядоченное, что и |
| |исторического процесса из |отражается в законах |
| |тех "предложений", |сохранения. Свобода же |
| |которые идут со стороны |отражает развитие, |
| |культуры, данным обществом|появление нового, |
| |осуществляется как-бы |разнообразного, новых |
| |"социальный отбор" этих |возможностей. |
| |предложений и то каким он |Необходимость выражает |
| |будет зависит от |наличное, показывает, |
| |текущего состояния |каков мир есть, а |
| |развития общества. |свобода отражает будущее |
| | |- каким мир должен быть. |
| | |Развитие общества и есть |
| | |постоянный процесс |
| | |перехода необходимости в |
| | |свобеду. Гегель : мировая|
| | |история - процесс |
| | |возрастания свободы. |
| | |Свобода многолика, но |
| | |сущность ее одна - наличие|
| | |разнообразных |
| | |возможностей, |
| | |следовательно она - |
| | |наибольшая ценность. |
| | |Маркс : лишь при условии |
| | |обретении социальной |
| | |свободы начинается |
| | |развитие человеческих |
| | |сил, которое является |
| | |самоцелью. |
47. НТР и альтернативы будущего. В ходе НТП выделяют особо крупные
вехи,связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м
этапом стал этап механизации,освободивший человека от изнурительного
физ.труда. Главное направление современной НТР (2-й этап)
автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной
техники. Основная черта современной НТР - превращение науки в ведущую силу
производства. НТР ведет также к изменениям в соц.сфере, выводит
человечество на решение глобальных проблем.
Концепции будущего развития: 1)"постиндустриального"
общества(Д.Белл) - обществом станут управлять организаторы науки и
техники (менеджеры), а определяющим фактором развития научные центры.
Суть: Всеобщая технизация жизниспособна решить все
соц.проблемы.
Ошибочность: Абсолютизация роли науки и техники (Они не могут решать
сложные
политические проблемы). 2)технофобии - то есть страха перед
всепроникающей силой техники. НТП принимает такие масштабы, что грозит
выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой
цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому
человеку. |48. Будущее человечества и реальный исторический процесс.
Будущее человечества - см. ВОПРОС N 47. и вопросы связанные с
истор.прогрессом. Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его
порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое
нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система,
подчиняющаяся определеным законам функционирования и развития.
Однако, законы общественного развития осуществляются посредством людей.
Маркс К., Энгельс Ф. : история - не что иное, как деятельность
преследующего свои цели человека. Но хотя законы истории и создаются
самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то
надличностному. Законы развития общества - это объективные,
существенные, необходимые, побторяющиеся связи явлений общественной
жизни, характеризующие основную направленность соц.развития от низшего
к высшему. Развитие : с увеличением материальных и духовных благ
возрастают и потребности
человека.
Специфика общественных законов: 1)они возникли вместе
свозникновением общества ипотому невечны. 2)законы природы происходят, а
законы развития общества делаются и проявляются
в совокупной сознательной деятельности людей. 3)носят более сложный
характер 4)так же как и в природе в обществе закономерное (общее)
действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом
единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы,
характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся
только в ограниченном историческом времени или пространстве. | 49.
Общество как саморазвивающаяся система. Человеское общество - это высшая
ступень развития живых систем, главные элементы которой - люди, формы
их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные
формы собственности и вековая борьба за нее, политика и
государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.
Жизненная основа потока общественной жизни - труд. Объединение людей в
целостную систему происходит независимо от их воли : естественный
факт рождения с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.
см. ВОПРОС N 48 о специфике общественных отношений. В своих действиях люди
исходят из своих потребностей, мотивов; это значит, что они действуют
сознательно. В ходе общественонй жизни возникают и борются
прогрессивные и реакционные, передовые и устарелые, правильные и ложные
идеи.
Сталкивается бесчисленное множество индивидуальных и классовых,
национальных и межгосударственных интересов. Бурлит котел потиворечивых
чувств - любви и ненависти, добра и зла. Чтобы познать общественную
жизнь, приходиться исследовать ее с разных сторон.
Отсюда многообразие наук об обществе : 1)Этнография изучает быт и
культуру народов земного шара, их происхождение,
расселение и культурно-исторические связи. 2)Юридическая наука
рассматривает сущность и историю государства и права. 3)Языкознание
изучает язык, его культуру, законы функционирования и развития.
4)Педагогика имеет своим предметом вопросы воспитания, образования и
обучения
подрастающих поколений в сооответствии с целями и задачами общества.
5)Литературоведение изучает художественную литературу, специфику
литературного
творчества, общественое значение художественной литературы. 6)Экономика
изучает экономические отношения людей, законы, управляющие
производством, распределением и обменом материальных благ. | |
|50. Формы общественного |51. Культура и |52. Структура общества. |
|сознания: 1)Политическое|цивилизация.Взаимная |Социальные образования и |
|- совокупность |ответственность человека и|исторические формы их |
|полит.доктрин, |общества. Цивилизация - |эволюции. Каждому |
|концепций, программ, |это преобразованный |исторически определенному|
|взглядов и |человеком мир |способу производства |
|представлений. Возникает |внеположенных ему |соответствует свой |
|вместе с появлением |материальных объектов, а |спицефический тип |
|классов, но оказывает |культура - это внутреннее |соц.сферы общества: |
|сильнейшее влияние на |достояние самого |наличие определенных |
|др. формы общественного |человека, оценка его |классов и соц.групп |
|сознания, в т.ч. и на |духовного развития, его |(род, племя, народность, |
|экономику. |подавленности или свободы,|нация, семья). |
|Особенность: она выражает|его полной зависимости |Определяющим элементом |
|коренные интересы |от окружающего соц.мира |социальной сферы в любом |
|различных больших |или его духовной |классовом обществе |
|соц.групп. 2)Право - |автономности. Если |являются классы. |
|совокупность норм и |культура, с этой точки |В.И.Ленин : классами |
|правил поведения людей, |зрения, формирует |называются большие группы |
|утвержденных гос-вом. |совершенную личность, то|людей, различающиеся по |
|3)Мораль - совокупность |цивилизация формирует |их месту в исторически |
|норм поведения,не |идеального |определенной системе |
|установленных |законопослушного члена |общественного |
|гос-вом.(обеспечиваются |общества, |производства, по их |
|традициями, общественным |довольствующегося |отношению к средствам |
|мнением, авторитетом |предоставленными ему |производства, по их роли |
|всего общества) |благами. |общественной организации |
|4)Художественное - |Ж.Леви-Строса (Франция) : |труда. |
|духовная деятельность |человеческая жизнь с |В каждом обществе наряду с|
|людей в сфере культурной |развитием цивилизации не|классами существуют также |
|жизни,которая |улучшается, а осложняется,|соц.группы, которые по |
|затрагивает какие-то |принося с собой массу |своему отношению к |
|струны души, волнует, |негативных последствий |собственности не входят в |
|вызывает раздумья, |для человека. (искусство |состав того или иного |
|доставляет удовольствие |сделало человека |класса, а образуют |
|или |пленником символических |социальные слои, сословия,|
|неудовлетворение.(книги, |структур, => счастливыми|касты и т.д. Ярким |
|фильмы, картины, музыка и|были только первобытные |примером сословной |
|др.) 5)Религиозное - |люди, т.к. была тесная |организации является |
|религиозные верования в |связь с породнившей их |феодальное общество с |
|духовной жизни общества. |природой). |характерным для него |
|6)Наука - научные |Марксизм : человек во |различием людей по |
|представления. |многом находится в |экономическрму и |
| |неосознанной зависимости |правовому положению. |
| |от установившихся в |Так, крупный |
| |обществе стереотипов. |землевладелец как |
| |Однако степень этой |собственник средств |
| |зависимости исторически |производства - |
| |не возрастает, а падает. |представилель класса, а |
| |Единственная возможность |дворянин представитель |
| |прорыва человека к |сословия. Сословия |
| |своему истинному "я" - в |характеризовались |
| |установлении |замкнутостью и строились |
| |соответствующих |по принципу строгой |
| |общественных отношений, и|иерархичности, |
| |поэтому человек стремиться|закрепленной в правовых |
| |к достижению такого |нормах. |
| |общественного состояния. |Соц.структура современного|
| | |общества также помимо |
| | |основных классов включает|
| | |и определенные |
| | |соц.группы, куда относятся|
| | |в основном интеллигенция |
| | |и служащие. Границы |
| | |между классами и другими |
| | |соц.группами общества |
| | |всегда относительны и |
| | |подвижны. |
|53. Проблемы общественной|40. Движущие силы и |24. Неиcчеpnaемоcть, |
|психологии и идеологии. |субъект исторического |взaимоcвязь и целоcтноcть |
|Общественная психология -|процесса. Субъект может |бытия. Бытие см. |
|частичный аналог |быть либо личностью либо |глоссарий; Сказать т.з. |
|обыденного уровня |целой структурой: 1) |современных философий |
|сознания,в котором |Этносоциальная структура |(екзистенциализм, |
|представлены научные и |общества (чел. семья, |прагматизм и т.д.). Бытие |
|ненаучные взгляды и |народность); 2) |изучает онтология. С точки|
|оценки,эстетические |Социально - политическая|зрения материализма бытие|
|вкусы и идеи, нравы и |структура; (личность, |= материя, основной |
|традиции, склонномсти и |социальная группа, |признак материи |
|интересы, образы |класс); Общественный |неисчерпаемо <=> бытие |
|причудливой фантазии |процесс определяется |неисчерпаемо. |
|илогика здравого смысла.|формами сознания (религия |Действительный принцип |
|Идеология - частичный |политика и т.д.); |единства мира - мир |
|аналог теоретического |Исторический процесс |материален <=> различные|
|уровня сознания,в котором|развивается в результате|формы материи связаны |
|с позиций определенного |сознательной деятельности|(жидк. тверд. газообр.) |
|класса, партии |субъекта исторического |<=> одна форма бытия может|
|дается |процесса; Движущие силы |переходить в другую. |
|систематизированная |определяются либо |Идеалисты сичтают, что |
|оценка |субъектами (Ленин сказал |бытие либо опыт |
|соц.дейцтвительности. |-> сделали рев-ию) либо |(эмпиризм), либо жизнь |
|Часто проявляется факт |законами (НТР возникла из |(екзистенционализм). Не |
|"отставания" идеологии |потребности общества). |раскрывает принцип |
|от общественной |53. Пpоблемы общеcтвенной |единства мира ( древние|
|психологии, особенно при|ncихологии и идеологии. |греки считали, что есть |
|тоталитарных режимах. |Психология и идеология |несколько видов субстанций|
|Общественная психология |относятся к формам |-> вода, ...). |
|и идеология могут одни |общественного сознания. |37. Пpоблемы cмеpти и |
|и те же явления |Различия: имеют разные |беccмеpтия в филоcофии. |
|действительности отражать|институты, психология ->|Средневековая Ф. - |
|по-разному. Факт |лечебные и научно |теоцентризм, в библии одна|
|противостояния идеологии|исследовательские |из главных проблем жизнь|
|и общественной психологии|учреждения, идеология в |после смерти. Жизнь |
|приводит не только к |основном политика и |человека мука. Затем эпоха|
|ее отставанию от |гос. апарат. Главная |рационализма -> человек |
|обыденного сознания, но и|задача выявление законов |механизм -> смертен. |
|к дестабилизации самой |поведения: у идеологии |Задача не умереть раньше |
|общественной психологии. |задача подчинить |времени, выработать |
|Для стабилизоции |(пропаганда), у |максимально свой ресурс; |
|отношений большую роль |психологии объяснить |Затем эпоха просвещения ->|
|играет изучение |(раскрыть). Направления |смертен -> руководствуйся |
|общественного мнения.Но |психологии: |всеми ценностями (!) ->|
|для того, чтобы его можно|психотерапевтическое, |побуждает к активности. Ф.|
|было изучать необходимы |педагогическая |существования главная |
|соответствующие условия,|деятельность, напр. |проблема смерти и |
|в первую очередь |идеологии: социология, |бессмертия. Практический |
|гласность, демократия и |наука управления. |смысл проблемы |
|др. | |СиБ:определяет систему |
| | |ценностей и направления |
| | |поведения. |
|33. Обыденное и нayчное |АГНОСТИЦИЗМ - |ДИАЛЕКТИКА - учение о |
|nознaние, их |философское учение, |наиболее закономерных |
|cnецифичеckие npизнakи. |согласно которому не |связях и становлении, |
|Уровни познания: |может быть окончательно|развитии бытия и познания|
|эмпирическое и |решен вопрос об |и основанный на этом |
|рациональное. Формы |истинности познания |учении метод мышления. |
|познания: Обыденное и |окружающей человека |Слово "ДИАЛЕКТИКА" |
|научное. Обыденное - |действительности. |впервые применил Сократ, |
|формируется в обыденной |БЫТИЕ - философское |обозначивший им искусство |
|деятельности человекаи |понятие, обозначающее |вести умелый спор, диалог |
|(эмпирич. уровень). |существующий независимо |( греч. dialegomai - |
|Знание для ориентации в |от сознания объективный |беседую ). Противоборство |
|окружающей среде. |мир, материю. |мыслей, отбрасывание |
|Накапливаемая информация|ГИЛОЗОИЗМ ( от греч. hule |ложных путей, постепенное|
|для научного познания. |- иатерия,вещество и zoe -|приближение к правильному |
|Очень субъективно, |жизнь ) - философское |знанию - это и есть |
|научное объективно. |воззрение, согласно |диалектика. Она там, где|
|Критерий истинности |которому всей материи |столкновение |
|научного познания |присуще свойство живого,|противоположностей , |
|практика. |и прежде всего |борьба идей; перенесенная |
|44. Кyльтypa kak меpa |чувствительность, |в последствии в |
|paзвития человеka. |способность к ощющению, |объективный мир, она стала|
|Культура - форма |восриятию. |означать наличие в нем |
|общественного сознания. |ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел |противоречий, их выявление|
|Представлена материальной|философии, в котором |и разрешение, борение, |
|и духовной культуры, |изучаются проблемы |развитие, движение вперед.|
|духовная оценивает |природы познания и его | |
|(рено,волга), духовная |возможностей, отношения |ДУАЛИЗМ - философское |
|мера развития человека. |знания и реальности, |учение, исходящее из |
|49. Общеcтво kak |исследуются всеобщие |признания равноправными, |
|caмоpaзвивaющaяcя |предпосылки познания, |не свободимыми друг к |
|cиcтемa. |выявляются условия его |другу двух начал - |
|Саморазвивающиеся системы|достоверности и |духа и материи, |
|- достаточно внутренних|истинности. |идеального и |
|источников для |ДВИЖЕНИЕ - изменение |материального. |
|развития, открытая, |вообще, способ |ИДЕАЛИЗМ - 1.метод, |
|развивается по спирали |существования материи, |считающий, что |
|(например человек, |всякое взаимодействие и |существует какая-то |
|большинство живых |смена их состояний. |объективная реальность, "|
|систем), системы с |ДЕИЗМ ( от лат. deus - бог|мировая душа ", " мировой |
|активным выходом. |) - философское |разум ", являющаяся |
|Общество динамическая |воззрение, согласно |первоначалом всего. |
|система => изучается |которому бог является |2.общее обозначение |
|только деалектическим |источником начальной |философских учений, |
|методом, метафизический |энергии мира ( первотолчок|утверждающих, что |
|не катит. |), но впоследствии уже не|сознание, мышление, |
| |вмешивается в течение |психическое, духовное |
| |земных событий. |первично, основоположно, а|
| | |материя, природа, |
| | |физическое вторично, |
| | |производно, зависимо, |
| | |обусловленно. |
| | |ИНДИВИД - 1.единичный |
| | |представитель |
| | |человеческого рода, |
| | |родовая биологическая |
| | |характеристика человека. |
| | |2.обозначение единичного |
| | |в отличии от |
| | |совокупости, массы. |
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма
общественного существования.
КАТЕГОРИИ ( от греч. kategoria - высказывание, свидетельство ) -
формы осознания в понятиях всеобщих способов отношений человека к миру,
отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы,
общества и мышления.
ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных
качеств, формировавшихся в процессе конкретных видов деятельности и
общественных отношений. 2.динамическая и целостная система
интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств
человека, выраженных в его сознании и деятельности.
МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое
решает основной вопрос философии в пользу первичности материи,
природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, дух,
мышление, психическое, субъективное как свойство материи в
противоположность идеализму, принимающему за исходное, первичное
сознание, дух, идею, мышление и т.п.
МАТЕРИЯ - объективная реальность, существующая по своим
законам, независимо от сознания.
МЕТАФИЗИКА - от греч. meta ta physika - 1.то, что идет
после физики,трактовавшейся в древности как учение о природе. В истории
философии термин "МЕТАФИЗИКА" нередко употребляется как синоним
философии. В философии марксизма этот термин употребляется в значении
антидиалектики. 2.метод, который рассматривает как неизменные и
независимые друг от друга, отрицает внутренние противоречия как источник
развития, базируется на абсолютизации определенных сторон, моментов в
процессе познания. 3.наука о сверхчувственных принципах и началах
бытия.
|МЕТОДОЛОГИЯ - система принципов и способов организации и
построения теоретической и практической деятельности, а также учение об
этой системе.
МИРОВОЗЗРЕНИЕ - 1.совокупность принципов, взглядов и
убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к
действительпости определенного человека, социальной группы, класса
или общества в целом. 2.система представлений о мире и о месте в нем
человека,об отношении человека к окружающей его действительности и к
самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные
жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы
познания и деятельности, ценностные ориентации.
МОНИЗМ ( от греч. monos - один-единственный ) - философское
воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью
единой субстанции - материи либо духа.
ОБЩЕСТВО - 1.целостный механизм, открытая динамическая
развивающаяся система. 2.совокупность исторически сложившихся форм
совместной деятельности.
ОБъЕКТ - то, что противостоит субъекту в его предметно-
практической и познавательной деятельности.
ОБъЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - одна из основных разновидностей идеализма
; в отличии от субъективного идеализма, считает первоосновой мира некое
всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало.
ОНТОЛОГИЯ - учение о бытии как таковом; раздел философии,
изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и
категории сущего.
ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ - вопрос об отношении сознания к бытию,
мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых,
что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и,
вовторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе,
соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.
ПАНТЕИЗМ ( от греч. pan - все, theos - бог ) - отождествление мира и
бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира.
Это учение зародилось еще в древности, прошло через средние века и
получило развитие в новое время. |ПОКОЙ - состояние двихения, которое
обеспечивает стабильность предмета, сохранение его качеств.
В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого разума в
деле толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦЕРКОВЬ
отказалась от использования рациональной логики и не согласилась
расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов
логических умозаключений.
ПРАКТИКА - философская категория, обозначающая материальную
сторону общественно-исторической предметной деятельности людей :
преобразования природы и общества.
РАЗВИТИЕ - закономерное, целостное, необратимое, структурное
изменение материальных объектов и систем, имеющих определенную
направленнсоть.
РАЦИОНАЛИЗМ ( от лат. ratio - разум ) - философское воззрение,
признающее разум ( мышление ) источником познания и критерием его
истинности.
СЕНСУАЛИЗМ ( от лат. sensus - чувство,ощющение ) - философское
воззрение, выводящее все содержание знаний из деятельности органов чувств
и сводящее его к сумме элементов чувственного познания. СЕНСУАЛИСТЫ
полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по
сравнению с чувственностью.
СОЗНАНИЕ - высшая, свойственная лишь человеку форма отражения
объективной действительности. Единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего
собственного бытия.
| |
|СУБСТАНЦИЯ - единое |. | |
|неделимое вещество, из | | |
|которого состоят все | | |
|вещи, внутренняя | | |
|сущность вещей активно | | |
|самопорoждающее и | | |
|саморазвивающееся начало.| | |
| | | |
|СУБСТРАТ ( от лат. sub - | | |
|под и stratum - кладка, | | |
|постройка, сооружение ) | | |
|основа единства, | | |
|однородности различных | | |
|предметов и различных| | |
|свойств отдельного, | | |
|единичного предмета, вещи| | |
|и их совокупности. | | |
|СУБЪЕКТ - носитель | | |
|предметно-практической | | |
|деятельности и познания | | |
|(индивид или социальная | | |
|группа), источник | | |
|активности, направленной | | |
|на объект. | | |
|СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ - | | |
|одна из основных | | |
|разновидностей идеализма| | |
|; в отличии от | | |
|объективного идеализма, | | |
|отрицает наличие | | |
|какой-либо реальности | | |
|вне сознания субъекта | | |
|либо рассматривает ее как| | |
|нечто полностью | | |
|определяемое его | | |
|активностью. | | |
|ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - | | |
|философское направление, | | |
|стремящееся через | | |
|рефлексию ( размышление| | |
|) сознания о своих актах | | |
|и о данном в них | | |
|содержаннии выявить | | |
|предельные характеристики| | |
|человеческого бытия. | | |
|ФИЛОСОФИЯ ( от греч. | | |
|phileo - люблю и sophia | | |
|- мудрость ) - наука | | |
|о всеобщих | | |
|закономерностях, которым | | |
|подчинены как бытие ( | | |
|т. е. природа и | | |
|общество ), так и | | |
|мышление человека, | | |
|процесс познания. | | |
|ЭСТЕТИКА ( от греч. | | |
|aisthetikos - | | |
|чувствующий, чувственный| | |
|) - раздел философии, | | |
|изучающий "теорию | | |
|чувственного познания". | | |
22. Филоcофcкие npоблемы aнтpоnоcоциогенезa
| | | |
|23. Человек - индивид, личноcть, | | |
|индивидyaльноcть. | | |
|24. Неиcчеpnaемоcть, взaимоcвязь и | | |
|целоcтноcть бытия. | | |
|25. Стpyктypa деятельноcти, ее | | |
|комnоненты, yнивеpcaльные acnекты. | | |
|26. Человечеcтво кaк миpовое | | |
|cообщеcтво. | | |
|27. Пpaктикa кaк оcновa вcех фоpм | | |
|общеcтвенной | | |
|28.Сознaние: npоиcхождение и | | |
|cyщноcть человечеcкого cознaния. | | |
|29. Рaзвитие фоpм отpaжения кaк | | |
|генетичеcкaя npедnоcылкa cознaния. | | |
|30. Стpyктypa cознaния. | | |
|31. Оcновные npинциnы и кaтегоpии | | |
|гноcеологии. | | |
|32. Чycтвительное и paционaльное | | |
|nознaние, их фоpмы и cоотношения. | | |
|33. Обыденное и нayчное nознaние, их| | |
|cnецифичеcкие npизнaки. | | |
|34. Логикa, методология и методы | | |
|нayчного nознaния. | | |
|35. Диaлектикa aбcолютной и | | |
|отноcительной иcтины. Пpaктикa | | |
|кaк оcновa и кpитеpий nознaния. | | |
|36. Эмnиpичеcкий и теоpетичеcкий | | |
|ypовни nознaния: методы и формы. | | |
|37. Проблемы cмерти и беccмертия в | | |
|филоcофии. | | |
|38. Иcторичеcкие типы | | |
|взаимоотношений человека и общеcтва | | |
|39. Иcторичеcкие типы общеcтва. | | |
|Общеcтвенно-экономичеcкая формация. | | |
|40. Движущие cилы и cубъекты | | |
|иcторичеcкого процесса. | | |
|41. Объективный критерий и типы | | |
|cоциального прогресса. | | |
|42. Единcтво и многообразие мировой | | |
|иcтории. | | |
|43. Глобальные проблемы человечеcтва| | |
|в XX веке. | | |
|44. Культура как мера развития | | |
|человека. | | |
|45. Социальные функции культуры. | | |
|46. Историческая необходимость и | | |
|свобода личности. | | |
|47. НТР и альтернативы будущего | | |
|48. Будущее человечества и реальный | | |
|исторический процесс. | | |
|49. Общество как саморазвивающаяся | | |
|система. | | |
|50. Формы общественного сознания: | | |
|51. Культура и цивилизация. | | |
|52. Структура общества | | |
|53. Проблемы общественной психологии| | |
|и идеологии | | | |