Социальные процессы и отношения в период реформ
Социальные процессы и отношения в период реформ
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Введение. 3
Сущность социальных отношений. 5
Природа социальных процессов. 11
Социальная сфера общества, ее сущность. 15
Социальные процессы и отношения в условиях реформ. 20
Заключение. 24
Библиография. 26
Введение.
Целью данной работы является определение природы социальных процессов
и социальных отношений, которые существуют и происходят в обществе.
Актуальность данной проблемы не вызывает сомнений, поскольку во-первых,
социальные отношения определяют социальную структуру общества, его
качественную определенность, во-вторых, общество представляет собой не
статичную субстанцию, а совокупность постоянных изменений как элементов,
так и взаимодействий между ними, т.е. здесь протекают социальные процессы.
Как правило, результатом таких однонаправленных взаимосвязанных изменений,
определяющихся мотивами и ориентациями людей, является смена состояния
социальной системы, а значит и изменение ее структуры, элементов и
отношений. Изменения, происшедшие в нашей стране в период реформ,
определяются как революционные. Произошла коренная качественная ломка
социальной структуры, произошло изменение системы ценностей, регуляторов
отношений между людьми, изменились социальные позиции, занимаемые людьми в
обществе, а следовательно изменилась и система социальных отношений.
Существует необходимость выяснить суть этих изменений, определить
тенденции, позитивные и негативные стороны, и, на основе этого, найти
необходимые регуляторы, позволяющие с меньшей социальной ценой достичь
процветания общества.
Наряду с глобальными структурными изменениями в российском обществе в
период реформ, стал возможен плюрализм подходов к социальной структуре
общества, к социальным отношениям. Не отрицая классового подхода К.Маркса к
обществу, представители других теорий говорят о том, что такой подход
годится для анализа социальных структур прошлых обществ, поскольку
отношения собственности, как определяющие положение класса в обществе, на
данный момент оказались размыты, потеряли свою определенность. Люди
взаимодействуют друг с другом скорее на основе статусных признаков, они
объединяются в социальные группы на каких-то общих позициях, интересах,
поэтому автором рассматривается здесь построение общества как совокупность
социальных групп и отношений между ними.
Кроме того, часть работы посвящена рассмотрению социальной сферы
общества, как совокупности условий и факторов, обеспечивающих
воспроизводство, развитие и совершенствование социальных отношений, групп и
индивидов. В социальной сфере реализуется социальная функция общества,
посредством социальных институтов и деятельности социальных субъектов.
Автором используются понятия “ социальные отношения”, “социальная
структура”, “ социальная стратификация”, “ социальная мобильность”, “
социальная сфера общества”, “социальные процессы”, “социальная политика”.
В работе приводятся разные взгляды на природу социальных процессов и
отношений, определяются направления дальнейшего развития общества в
условиях переходного периода, роль государства в регулировании социальных
процессов и отношений.
Сущность социальных отношений.
Под социальными отношениями понимается определенная устойчивая система
связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в
условиях данного общества. Социальные отношения объективны по своей
природе, преломляются через внутреннее содержание или состояние человека и
выражаются в его деятельности как его личное отношение к окружающей
действительности.
Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих
потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают
необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни социальные
отношения. Индивиды выступают во взаимодействие друг с другом не как
чистые «Я», а как индивиды, находящиеся на определенной ступени развития
производительных сил и потребностей.
К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали, что «естественная необходимость,
свойства человеческого существа, в каком бы отчужденном виде они не
выступали, интерес, - вот что сцепляет друг с другом членов гражданского
общества»[1]. Именно интерес и является таким свойством общественного
человека, который, поскольку он включен в определенные социальные
отношения, делает его представителем определенной социальной общности.
Совокупность социальных отношений представляет собой структуру общества.
Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей,
взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного
ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные
группы и общности разных типов, базовыми единицами социальной структуры
являются нормы и ценности.
Социальные нормы – это средства социальной регуляции поведения
индивидов и групп. Социальные нормы обеспечивают стабильность общества, его
воспроизводство, защиту его от внешних и внутренних разрушительных
воздействий. Важным моментом природы социальных отношений является
необходимость социализации каждого поколения, обучение социальным нормам.
Социальная группа – есть совокупность людей, которые определенным
образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к
данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.
Социальные группы как элементы социальной структуры в каждый данный момент
развития общества имеются в определенном и обозримом количестве, но
бесконечно множество их связей, взаимоотношений. Так, К. Маркс под
«социальным» в собственном его значении понимал «обработку людей людьми», а
социальные отношения полагал не отношениями одного индивида к другому, а
«…отношения рабочего к капиталисту, фермера к земельному собственнику и
т.д.»[2] Любой человек занимает много позиций в обществе. Каждая из этих
позиций, предполагающая определенные права и обязанности, - есть «статус».
Со «статусом» человека связано ожидаемое от него другими людьми поведение,
т.е. «роль».
Социальная роль – это социальная функция, модель поведения, объективно
заданная социальной позицией личности в системе социальных и межличностных
отношений.
Понятие социального института охватывает крупные группировки
социальных ролей. Выполнение индивидами своих социальных ролей, является
необходимым условием деятельности социального института. Институализацию
можно понимать как обмен между различными индивидами, группами и сферами
внутри общества, это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил,
принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой
деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.
Разнообразие отношений, ролей, позиций приводит к различиям между
людьми в каждом конкретном обществе. В самом общем виде неравенство
означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ
к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для
описания неравенства между группами (общностями) людей применяется понятие
социальной стратификации.
«Социальная стратификация – это дифференциация некой данной
совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит
выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность – в
неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и
обязанности, наличии и отсутствии социальных ценностей, власти и влияния
среди членов того или иного сообщества».[3]
В рамках этого, существует более узкое понятие «социальных отношений».
«Под социальными отношениями понимается отношения сходства и различия,
равенства и неравенства, господства и подчинения между индивидами и
социальными группами».
Существует множество критериев, по которым осуществляется
стратификация. Это – власть, собственность, этническая, классовая,
сословная принадлежность, престиж профессии, образ жизни, отношение к
умственному и физическому труду и т.д.
С социальной стратификацией связано понятие «социальной мобильности».
Под социальной мобильностью понимается « любой переход индивида или
социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или
модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в
другую». Существует два основных типа социальной мобильности:
горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью
подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую,
расположенную на том же уровне. Под вертикальной социальной мобильностью
подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из
одного социального пласта в другой. Высокая интенсивность вертикальной
мобильности – есть степень демократичности общества. В демократических
структурах социальное положение индивида, по крайней мере, теоретически, не
определяется происхождением; все они открыты каждому, кто хочет их занять;
в них нет юридических, расовых, религиозных препятствий к подъему или
спуску по социальной лестнице. В то же время, социальная мобильность
является формой латентного процесса, образующего сердцевину преобразований
в социальных системах. За мобильностью скрыты структурные изменения в
обществе.
Социальная структура есть качественная определенность общества,
поэтому ее изменение выражает коренной качественный сдвиг в обществе.
Структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в
функционировании взаимосвязанных элементов, позволяющую накапливать
количественные изменения вплоть до момента, когда наступает историческая
необходимость структурных сдвигов в обществе.
Целостные социальные системы динамичны, что означает, что в них
протекают процессы, т.е. имеет место изменение структурных элементов и
связей между ними, которое постепенно переводит систему из одного состояния
в другое. Целое представляет собой процесс, а поэтому структура является
организацией его во времени.
Социальная структура охватывает размещение всех отношений,
зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных
системах разного ранга сдвигов в обществе. Относительный консерватизм
социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов
в целом.
Лишь совсем недавно была поставлена под сомнение надежность
социально - организмических моделей общества, дихотомия социальной статики
и социальной динамики. Все большее значение стали приобретать два
обстоятельства: во-первых, желание сосредоточить внимание на всепроникающих
динамических качествах социальной реальности, т.е. на восприятии общества в
движении («процессуальный образ»), и, во-вторых, стремление не
рассматривать общество как объект, т.е. дематериализация социальной
реальности («образ поля»). Такая чисто динамическая или процессуальная
установка изучать события, а не вещи, процессы, а не состояния, все более
доминирует в современной науке. Появилась альтернативная модель,
определяющее общество как динамичное социальное поле.
Для социологии это означало, что общество должно рассматриваться не
как статичное, стабильное состояние, а как процесс, постоянно длящийся,
бесконечный поток событий. Было признано, что общество может быть
определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него
что-то происходит, предпринимаются какие-либо действия, протекают какие-то
процессы, что-то меняется, общество не может существовать в неизменном
состоянии. Вся социальная реальность представляет собой просто динамику,
поток изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа.
Соответственно изменился и образ объекта, претерпевающего изменения.
Общество рассматривается не как жесткая, «твердая» система, а, скорее, как
«мягкое» поле взаимоотношений. Социальная реальность предстает
межиндивидуальной (межличностной) реальностью, в которой существует сеть
связей, зависимостей, обменов. Она является специфической общественной
средой, или тканью, соединяющей людей друг с другом.
Существуют специфические, принципиально важные для жизни «узлы»,
комплексы, сплетения социальных отношений, которые мы научились вычленять
(группы, сообщества, организации, государства). То, что они существуют в
качестве реального объекта - иллюзия. Реальны постоянные процессы
группировки, перегруппировки, а не стабильные протяженности, именуемые
группами; процессы организации и реорганизации, а не стабильные
организации; процессы «структурирования», а не структуры; формирование, а
не формы; изменчивые «фигуры», а не жесткие модели.
Социальные взаимоотношения связывают не человеческие личности, это
сплетение идей, правил, действий и интересов (четыре вида ткани
существующей в обществе). Взаимосвязанная сеть идей составляет идеальное
измерение поля, его «социальное сознание». Взаимосвязанные сети правил,
норм, ценностей образуют нормативное измерение поля, его «социальные
инструкции». Взаимосвязанные сети действий составляют «социальную
организацию» общества, а сети интересов - измерение поля по шкале
возможностей, его «социальную иерархию». На всех четырех уровнях процессы
идут не независимо друг от друга, а наоборот, находясь в многочисленных и
многомерных взаимосвязях.
Основное отличие модели поля от системной состоит в теоретическом
обосновании изменения и процессов как именно протяженных, а не дискретных,
фрагментированных или разорванных.
Природа социальных процессов.
Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин:
«Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации,
чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного
изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его
места в пространстве, либо модификация его количественных и качественных
характеристик».[4]
Среди социальных процессов социологи выделили две их специфические
формы. Во-первых, это «социальное развитие» - форма, раскрывающая
потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет
о направленном процессе, т.е. таком, в котором ни одно из состояний системы
не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на
более высокий уровень в какой-либо сфере (например, рост экономических
показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме
того, система последовательно приближается к некому всеобщему состоянию
(например, общество приближается к состоянию социального равенства,
процветания или демократического представительства), причем это
стимулируется имманентными свойствами самой системы (внутренние
противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм
социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на
масштабные организационные инновации и т.д.). Другая форма социального
процесса - это «социальный цикл». Он не имеет определенной направленности,
хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система
на той или иной стадии, может повториться в будущем, причем данное
состояние, в свою очередь, уже когда-то случалось в прошлом. В коротком
временном интервале изменения происходят, но на длительном отрезке времени
- нет, поскольку система возвращается к первоначальному состоянию.
К числу наиболее спорных, но, одновременно и наиболее влиятельных во
всей истории человеческой мысли относится идея «социального прогресса». Под
«прогрессом» понимается направленный процесс, который неуклонно приводит
систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию (к
реализации этических ценностей, таких как счастье, свобода, процветание,
справедливость), либо к идеальному состоянию общества, описанного в
многочисленных социальных утопиях.
Социальные процессы могут быть направленными и ненаправленными. Первые
необратимы и часто имеют тенденцию к концентрации, накоплению. Каждая
последующая стадия отличается от любой более ранней и включает в себя ее
результат, тогда как более ранняя стадия подготавливает необходимость более
поздней. Примерами направленного процесса могут служить социализация
личности, рост населения, индустриализация и т.д. Ненаправленные (или
текучие) процессы имеют либо чисто случайный, хаотический характер
(возбужденная толпа), либо их течение подчиняется определенным
повторяющимся или по меньшей мере схожим моделям, такой процесс
рассматривается как круговой или замкнутый цикл. Если после каждого цикла
достигается более высокий уровень, то можно говорить о развивающемся,
прогрессивном цикле, если же уровень оказывается более низким, то процесс
должен квалифицироваться как регрессивный. Частный случай, когда в
социальных системах ничего не происходит в течение какого-то времени,
определяется как стагнация (застой).
Важным критерием является конечный результат процесса. Некоторые, по
истине созидательные процессы приводят к фундаментальным новшествам -
возникновению совершенно новых социальных условий, состояний общества,
социальных структур и т.д. Процессы такого типа обозначают термином
«морфогенезиз». К ним относятся, например, распространение нового стиля
жизни, основание новых городов, принятие конституции нового государства.
Морфогенетические процессы сыграли решающую роль в происхождении всех
цивилизаций, в технологических, культурных и социальных достижениях
человечества начиная с ранних примитивных обществ и кончая современной
индустриальной эпохой. Эти процессы следует отличать от простой
трансмутации, приводящей к менее радикальным результата и влекущей за собой
лишь модификацию, реформацию или пересмотр существующих социальных
установок. Среди данного типа процессов можно выделить компенсаторские,
адаптивные, гомеостатические, уравновешивающие или поддерживающие процессы,
которые в конечном счете позволяют приспосабливаться к окружающим условиям,
сохраняя существование общества в неизменной форме.
Каковы же движущие силы, причинные факторы социальных процессов? А
кроме того, находятся они внутри самого процесса или действуют извне?
Эндогенные процессы (с имманентной, т.е. внутренней причиной) раскрывают
потенциальные возможности, свойства или тенденции, заключенные внутри
изменяющейся реальности, экзогенные процессы (с внешней причиной) являются
ответом на вызов (стимул, давление) извне. Однако провести разграничивающую
линию между ними бывает очень трудно. Скорее, особенно рассматривая
социальные процессы на более продолжительном отрезке времени, большинство
из них можно назвать «экзогенно-эндогенными»: развиваясь, они приводят к
результатам, которые влияют не только на правила функционирования системы,
где протекают эти процессы, но и на ее окружение, что также вызывает
соответствующую реакцию. В качественном отношении причины изменений могут
быть разными - это и естественные, и демографические, и политические, и
экономические, и культурные и многие другие. Среди многочисленных версий,
выдвигающих различные факторы на роль главных, выделяются две основные:
сторонники одного делают акцент на «материальных процессах», порожденных
«жестким» технологическим, экономическим, либо биологическим давлением;
представители второй считали, что независимую причинную роль играют
идеология, религия, этика т.е. «идеальные процессы». Сейчас наметилась
тенденция избегать такого разделения и рассматривать причинность как
взаимодействие многочисленных сил и факторов, широко распространилось
убеждение, что говорить о доминирующих движущих силах ошибочно и означает
упрощение ситуации, поскольку за всем этим стоит реальная человеческая
деятельность.
Существует другая точка зрения на природу социальных процессов. «Под
социальными процессами понимаются социальные изменения, представляющие
собой совокупные, однонаправленные и повторяющиеся действия индивидов,
групп и т.д.»[5]. Это акты социальных взаимодействий, результатом которых
является изменение социальных отношений между людьми, например, процессы
социальной мобильности, социальные конфликты и др. Т.е. не любое изменение,
а изменения происходящие в результате однонаправленного взаимодействия
людей, сопряженные с наличием у людей одинаковых мотивов и ориентаций.
Социальная сфера общества, ее сущность.
Социальная сфера представляет собой специфическую область связей и
отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности.
Рассмотрение этой темы в данной работе связано с тем, что она включает в
себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство,
развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и
индивидов. Социальное воспроизводство включает в себя как воссоздание ранее
существовавших элементов социальной структуры и отношений, так и
возникновение и расширенное воспроизводство новых элементов и социальных
отношений. Социальное воспроизводство акцентирует внимание на способности
творческой деятельности человека производить не только некоторый результат,
но и постоянно сохранять, восстанавливать, поддерживать, воспроизводить
условия, средства и цели жизнедеятельности людей, всю систему социальных
отношений.
В российской философской и социологической литературе представления о
дифференциации сфер общественной жизни формировались на основе положения
Маркса: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный,
политический и духовный процессы жизни общества»[6]. Различая понятия
социального, политического, духовного процессов жизни, К. Маркс, с их точки
зрения, обобщает эти процессы по признаку обусловленности последних
способом производства материальной жизни и из него следует, что
перечисление материального, социального, политического и духовного
процессов жизни можно рассматривать как соотнесение их к процессам одного и
того же категориального порядка и уровня.
Большинство ученых философов и социологов опираясь на положение
Маркса, склоняется к «сферному подходу» в анализе общества. Рассматривая
методологические основания выделения сфер, возможности их категориальной
сущности, В.С. Барулин в своей монографии «Диалектика сфер общественной
жизни» дает тщательный анализ различных и зачастую противоречащих точек
зрения о сферах общественной жизни, имеющихся в философско-социологической
литературе, а также их оценку. Он полагает, что «основными сферами жизни
общества являются материально-производственная, социальная, политическая и
духовная»[7]. Представляется, что уровневый анализ, проведенный
В.С.Барулиным в этой монографии, является убедительной аргументацией в
пользу выделения в структуре общества основных сфер. Уровневая концепция
дифференциации сфер позволяет более глубоко понять как сущность и функции
самих сфер, так и принципы законы их связей в рамках целостного
общественного организма.
Наиболее острые разногласия и широкий диапазон мнений связаны с
пониманием социальной сферы как особого феномена жизнедеятельности
общества. Высказываются мнения и о том, что выделение социальной сферы в
качестве отдельной подсистемы невозможно, так как здесь отсутствует
принятый комплексный критерий обособления основных сфер жизнедеятельности
общества, включающий общественные потребности, тип деятельности, субъектов
общественных отношений и соответствующие социальные институты.
Выделение социальной сферы как одной из фундаментальных сфер
общественной жизни правомерно, так как это отвечает общепринятому критерию
– определенному виду деятельности и специфике общественных отношений,
складывающихся при ее осуществлении. Субстанциональной основой социальной
сферы является социальная деятельность по воспроизводству действительной
жизни и регулированию социальных отношений между субъектами данной
деятельности. Только социальная сфера в отличие от других сфер
жизнедеятельности общества имеет в качестве основной функции
воспроизводство целостной совокупности дифференцированных субъектов в
рамках общества как единой социальной системы. Функциями же других сфер
является производство материальных благ, политических идей, духовно-
нравственных ценностей и норм поведения, гармонизация интересов различных
групп населения. Социальная сфера очерчивается в своих границах тем
социальным пространством, в рамках которого происходит воспроизводство
непосредственной жизни, потребляются материальные блага и услуги,
удовлетворяются витальные и высшие потребности человека, т.е. это область
проявления социальных отношений определенного содержания и качества.
Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся
подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в
непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая
область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни,
пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает
смысл социальная политика государства, реализуются гражданские и социальные
права человека.
Негативные тенденции в социальной сфере резко усугубила экономическая
реформа, начавшаяся в 1991-1992 гг. Характер общественного развития
последних лет свидетельствует о постоянном нарастании и усугублении проблем
социального развития страны. Это оборачивается растратой накопленного в
прежние годы интеллектуального, духовного и физического потенциала народа,
нарастанием пассивности людей, отчуждением их от реформ. Существует
потребность в определении ориентиров социальных изменений, требующая
взвешенного анализа ситуации в целях своевременного и адекватного выявления
обостряющихся противоречий и, определения действенных мер по их разрешению
или, по крайней мере, смягчению. Такой анализ призван определить приоритеты
обоснованной и реалистичной стратегии развития социальной сферы,
обеспечивающей необходимые и достаточные условия для социального
воспроизводства нашего и последующего поколений.
Оптимальная модель социальной сферы связана с обеспечением защиты
экономических интересов каждого гражданина, гарантий общественной
стабильности и опирается на принципы социальной справедливости и
государственной ответственности за социальное воспроизводство человека,
других субъектов жизнедеятельности. С наиболее распространенной точки
зрения, именно эти положения и составляют основу государственной философии
социально ориентированного рыночного хозяйства.
Оптимальная рыночная модель социальной сферы призвана обеспечить
условия и средства, соответствующие общественным и индивидуальным
представлениям о социальном благополучии каждого человека. Но это
предполагает увязку социальных требований с требованиями экономической
эффективности, законами функционирования нового строя общества и социально-
ориентированной, регулируемой государством многоукладной рыночной
экономики. Зависимость возможностей развития потенциала социальной сферы от
состояния экономики очень велика, она влияет на масштабы социально-
политических мер и на принципиальный выбор вариантов социально-политических
решений.
Социальные процессы и отношения в условиях реформ.
Начало 90-х годов в России характеризуется разрушением командно-
административной системы и переходом к рыночной экономике. В процессе
проводимых реформ по сравнению с другими областями социальная сфера
пострадала и подверглась деформациям в большей мере. Произошло изменение
социальной структуры, социальных отношений, элементов социальной структуры.
Поскольку перемены и преобразования в нашей стране определяются как
революционные, можно говорить о коренной ломке социальной структуры.
Глубину происходящего кризиса и высокую степень деструктивности
происходящих социальных процессов определяет резкое социально-имущественное
расслоение общества. В новых условиях с особой силой проявилась
необходимость усиления социальной направленности политики государства,
создания эффективной системы социальной защиты населения от неблагоприятных
воздействий поспешных и непродуманных рыночных преобразований. К концу
десятилетия стала общепризнанной необходимость изменения социально-
экономического курса политики государства с тем, чтобы обеспечить
стабильность экономического роста, повышение жизненного уровня населения,
гарантированную защищенность социально слабых слоев населения, особенно, не
занятых в сфере материального производства.
Под социальной политикой государства понимается целенаправленная
деятельность органов государства по регулированию процессов, происходящих в
социальной сфере, имеющую целью обеспечение условий для всестороннего
развития личности всех граждан на основе роста материального благосостояния
и духовного богатства общества. Данное определение представляется нам
наиболее полным поскольку, целью социальной политики должно быть не только
стремление к материальному обеспечению и благополучию, но и стремление к
нравственному, духовному обогащению граждан страны. На основании этого мы
выделяем несколько основных направлений социальной политики, к которым
относятся:
. политика в сфере доходов населения;
. политика в сфере труда и занятости;
. демографическая политика;
. миграционная политика;
. политика развития отраслей социальной сферы (образование, культура,
здравоохранение и др.);
. политика в области социальной защиты населения.
При смене моделей социально-экономического развития кардинальным
образом меняется содержание всей социальной политики. Это видно на примере
российского общества, где после долголетнего доминирования государственной
системы социального обеспечения наиболее актуальной оказалась проблема
определения стратегии переходного периода. Управление социальным развитием
в предреформенной России строилось на основе идеологических постулатов о
преимуществах социализма над капитализмом. Основными социальными
достоинствами построенного общества считались прежде всего отсутствие
безработицы и социальная защищенность людей. Соответственно социальное
развитие было ориентированно на создание новых рабочих мест, повышение
трудовых доходов граждан, увеличение размеров социальных пособий и выплат и
улучшение обеспечения населения товарами и услугами отраслей социальной
инфраструктуры.
Основными недостатками системы управления социальным развитием в РФ в
предреформенный период явились ее некомплексность, чрезмерная жесткость и
невосприимчивость к изменяющимся внешним условиям.
Плавное реформирование экономики страны было бы возможно, если бы
изменения системы производственных отношений происходили без снижения
уровня жизни большинства населения или отдельных крупных его групп и
согласовывалось с находящимися в распоряжении субъектов социальной
политики реальными финансовыми ресурсами. Однако, переход от одной
экономической системы к другой имеет свою социальную цену и неизбежно
отражается на социальной политике и защищенности различных категорий
населения. Определение объектов социальной политики, ее видов, имеющихся
финансовых и других ресурсов для ее обеспечения и, наконец, проведение и
корректировка социальной политики являются ключевыми задачами экономически
грамотного правительства страны. Только при их успешном решении может быть
обеспечена относительная социальная стабильность общества.
Рыночные преобразования 90-х годов привели к резкому возрастанию
социального неравенства. Возрастает численность социально обездоленных
слоев населения, складываются бедствующие социальные низы, социальные
аутсайдеры, отчуждаемые от общества.
Проблема бедности многочисленных социальных слоев может быть решена
только на основе эффективной государственной экономической и социальной
политики при четком взаимодействии федеральных, региональных и местных
властей.
Как нам представляется, решение назревших социальных проблем следует
искать на пути становления Российского государства как государства
правового и социального. Эти положения зафиксированы в Конституции
Российской Федерации, принятой в декабре 1993 года. В ст.7 записано, что
политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека. Однако, постулирование этих прав
предполагает их наполнение соответствующим содержанием, а главное надежными
гарантиями реализации. Выполнить эти требования невозможно без формирования
развитой социальной сферы, составляющей фундамент для построения
социального государства.
В условиях структурного кризиса в обществе, когда возможность
саморегуляции социальных процессов существенно снизилась, все более
осознается потребность в оптимальных государственных решениях. Поэтому,
единственным институтом, способным выполнить функции интеграции усилий всех
субъектов управления в социальной области может быть только государство в
лице федеральных и региональных органов власти. В задачу государства
входит, прежде всего, создание правового поля и механизмов, устанавливающих
правила и принципы поведения, взаимоотношений всех составляющих общество
социальных субъектов, обеспечение социальной защиты, поддержки нуждающихся,
справедливого распределения доходов, упрочения социальной справедливости
граждан и их реального участия в управлении общественной и государственной
жизнью.
Заключение.
Наряду с негативными процессами, происходящими в нашей стране, как то:
обнищание масс, деградация прежней социальной структуры, резкое расслоение
общества, нарастание социальной напряженности, появились возможности для
дальнейшего эволюционного развития общества через увеличение разнообразия
элементов, связей социальной системы, изменение ценностей, изменение
потребностей индивидов, которые совершились в нашей стране.
Не скованные политико-идеологической регламентацией социальные
процессы предполагают социально вычленившегося, независимого индивида,
также как и существование и развитие этого индивида предполагает
нерегламентированную социальную среду. Именно такой характер социальной
жизни, подчиняющийся своим собственным закономерностям с прозрачными,
весьма динамичными социальными перегородками, опирающийся на независимого
активного индивида, является свойственным современному обществу.
Социальные связи и отношения стали более независимыми и основываются
на индивидуальности человека, возросших возможностях выбора своей
социальной ниши, на основе усиления социальной мобильности, снижения
зависимости человека от определенных общностей.
Эти изменения происходят в рамках общечеловеческих социальных и
культурных процессов. Широкое распространение получила идея
общепланетарного единства человечества, осознание глобализации общественных
процессов, что означает, что человечество входит в единую систему социально-
культурных. экономических и иных взаимодействий и отношений и процессы,
происходящие в нашей стране, являются их неотьемлемой частью.
Библиография.
1. Арефьева Г.С. Общество как объект социально-философского анализа.
М.,1995.
2. Барулин В.С. Социальная философия. М.,1999.
3. Куда идет Россия? Альтернативы общественного развития. М.,1994.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т.46., Ч.1
5. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: Теория и методология
социологического анализа. М.,1996.
6. Полторак В.А. Социология труда и управления. Киев,1998.
7. Подойницына И.И. Общество открытых классов: очерки о моделях социальных
структур. Новосибирск,1999.
8. Радаев В.В. Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.,1995.
9. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.,1996.
-----------------------
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т.46, Ч.1, с.361
[2] Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т.46, Ч.1, с.361
[3] Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. – с.210
[4] Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992. – с.210
[5] Полторак В.А. Социология труда и управления. М., 1998. – с.19
[6] Маркс К., Энгельс Ф. Полное собрание сочинений. Т.46, Ч.1, с.363
[7] Барулин В.С. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1999. – с.57 |