Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Вселенная глазами мыслителей Возрождения

Вселенная глазами мыслителей Возрождения

РЕФЕРАТ.

Дисциплина: Философия.

Тема: Вселенная глазами мыслителей Возрождения.

Н. Кузанский, Дж. Бруно.

Выполнил студент заочного отделения

Гр. 3-114 /

Проверил преподаватель /

20 ноября 2001 г.

2001 г.

Содержание:

1. Введение. Развитие естественных наук в эпоху Возрождения.

Появление натурфилософии.

Стр. 3-4

2. Учения Николая Кузанского.

Стр. 5-14

3. Джордано Бруно и бесконечная Вселенная.

Стр. 15-20

4.Заключение.

Стр. 21

5 Список литературы.

Стр. 22

1. Введение. Развитие естественных наук в эпоху Возрождения.

Появление натурфилософии.

Эпоха Возрождения, особенно 16 веке, отмечена крупными научными

сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное

в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство,

военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства,

облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения.

Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством;

процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма

средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь

иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество

Леонардо да Винчи). Наиболее крупные победы естествознание одержало в

области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия

практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний

большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке,

были сделаны в середине 16 века в области астрономии: с гелиоцентрической

системы мира великого польского астронома Н. Коперника, подрывавшей самые

основы религиозного взгляда на мир, "... начинает своё летосчисление

освобождение естествознания от теологии..." (Ф. Энгельс , в книге: К. Маркс

и Ф. Энгельс , Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). В медицине происходит

пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы

лечения болезней. Ряд открытий был сделан в математике, в частности в

алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени ,

разработана современная буквенная символика , введены в употребление

десятичные дроби. Дальнейшее развитие получает механика. Растет объём

знаний и в других областях науки. Так, Великие географические открытия дали

огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии,

ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по

металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела. Первые

успехи в развитии естественных наук, ренессансная философская мысль

подготовили становление экспериментальной науки и материализма 17-18 веков.

Одно из главных завоеваний философской мысли эпохи Возрождения -

возникновение натурфилософии, свободной от подчинения теологии. Расцвет

натурфилософии Возрождения приходится на 16 век в Италии и Германии, но

многие идеи были выдвинуты уже в 15 веке Николаем Кузанским. Наиболее

характерными особенностями натурфилософии эпохи Возрождения были:

натуралистический пантеизм, в соответствии с которым законы, управляющие

миром, истолковывались как внутренние закономерности природы, а бог из

сверхъестественной внешней силы становился силой, имманентной(присущей)

природе, растворявшейся в ней; органистический взгляд на мир как на

огромный (бесконечный) живой и изменяющийся организм, одушевлённый как в

своём целом, так и в частях (гилозоизм); понимание человека ("микрокосма")

как части природы ("макрокосма"); элементы диалектики, выразившиеся в

понимании мира как единого целого и в учении о "совпадении

противоположностей" (у Николая Кузанского и Дж Бруно). Стремление дать

цельную и универсальную картину мира наталкивалось у мыслителей Возрождения

на недостаток реальных знаний, которые часто подменялись поэтическими

аналогиями, мистическими догадками.

Огромный рост естественнонаучного знания в данную эпоху получил своё

продолжение в ряде открытий первостепенной важности. Строительство больших

зданий, прогресс в кораблестроении, изменения в военном деле и науке,

изменения в способах хозяйствования - всё это требовало применения науки к

производству. Развитие науки и в частности математики в Италии и в других

странах Западной Европы в 15-17 веках вызывалось именно этими

потребностями. Так в 15 в. получили всеобщее распространение арабские

цифры, были воскрешены из небытия труды античных математиков - Евклида,

Архимеда, и других.

Успехи теоретической математики и опытного естествознания оказали

непосредственное влияние на развитие материалистических тенденций в

философии и способствовали поражению схоластики. Важнейшие открытия в эту

эпоху были сделаны в астрономии, развитие которой было обусловлено

потребностями мореплавания и необходимостью уточнения календаря. А

поскольку богословско-схоластическое мировоззрение было неразрывно связано

с геоцентрической картиной мира, то новые открытия в астрономии разрушали

эти мировоззрения.

2. Учения Николая Кузанского.

Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus), Николай Кребс (Krebs) (1401, Куза

на Мозеле, — 11.8.1464, Тоди, Умбрия), философ, теолог, учёный, церковно-

политический деятель. Бежал из родного дома к графу Теодориху фон

Мандершайду, который дал ему первоначальное образование и сделал возможным

дальнейшее его обучение в университетах Гейдельберга и Падуи (1416—1423).

Изучал юриспруденцию, математику и естествознание, а затем теологию, после

чего получил духовное звание. Участвовал в 1432—1437 в Базельском соборе.

Руководствуясь основной для него идеей вселенского единства («О

католическом согласии», 1433—1434; «О мире и согласии веры», 1453),

выступил в процессе работы собора за централизацию церкви. Будучи ближайшим

советником папы Пия 2, в 1448 достиг звания кардинала, с 1450 стал

епископом в Бриксене, с 1458 генеральным викарием в Риме. Оказывал

значительное влияние на европейскую политику своего времени.

Николай Кузанский был одним из первопроходцев современного мышления,

которое начало складываться на водоразделе средневековья и

Ренессанса. Его философия природы и космологические воззрения не

выходили за пределы религии. Как иерарх церкви, он подчинялся конкордату

средневекового порядка, но его понимание мира и человека было устремлено

в будущее. Сын мозельского крестьянина, он получил образование у "Братьев

общей жизни" в Девентере, и здесь он, как и в период своей учебы в

Гейдельберге, заинтересовался мистическими учениями, в частности

учением Мастера Экхарта; он также изучал и оккамистскую "виа

модерна", усвоил математические и естественнонаучные знания. Изучая

право в Падуе, он познакомился с идеями гуманизма. Только позже, около

1438 г., после защиты докторской диссертации по теологии, его начала

беспокоить идея о "docta ignorantia" (ученое незнание, знание о

незнании), которую впоследствии он развивает в своем главном труде "De

docta ignorantia" (1440). Он написал также логико-философский трактат

"О предпосылках" ("De coniecturis"), теологический трактат "О скрытом

боге" ("De Deo abscondito") и ряд других. Кроме пантеистической мистики

Экхарта на его творчество повлиял

средневековый пантеизм шартрских платоников, Давида Динантского; он читал

в оригинале Платона и Прокла. В своих трактатах отвергает

средневековую рационалистическую систему аристотелизма.

Философское решение Кузанским главной проблемы - отношения бога и мира

- является теоцентрическим, но в то же время содержит элементы и

тенденции, отличающиеся от средневекового католического богословия. Он

исходит из концепции "docta ignorantia", означающей, что познание вещей

возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных

вещах всегда выходит за свои пределы. Из этого вытекает, что собственно

основой познания должна быть противоположность обыденного,

конечного постоянно преодолеваемому, знанию, т. е. чему-то

абсолютному, определенному, безусловному, а значит, "незнанию",

неведению об этом безусловном (божественном). Безусловное знание мы

можем постичь лишь символически. Основой этой символики для Кузанского

являются математические символы. Разум подчинен закону противоположностей,

для которого справедливы "да или нет", круг или многоугольник. В

противоположность этому "docta ignorantia" близится к бесконечному, в

котором противоположности взаимно сливаются.

Центральное понятие философии Николая Кузанского - понятие единого. В

своем определении этого понятия Николай Кузанский существенно отходит от

Платона и неоплатоников. В самом деле, в рамках традиции Платона и

неоплатоников единое характеризуется через противоположность иному, не

единому. Эта характеристика восходит к пифагорейцам, противопоставлявшим

единое многому, предел беспредельному, а также к элеатам, у которых

противопоставление единого множеству носило онтологический характер.

Николай Кузанский, напротив, с самого начала заявляет, что "единому

ничто не противоположно". Отсюда совершенно логично вытекает, что "единое

есть всё" - формула, звучащая уже как вполне пантеистическая и предваряющая

пантеизм Джордано Бруно. Точка зрения Николая Кузанского в этом пункте

отличается не только от подхода, характерного для традиционной

средневековой христианской теологии, представители которой не могли бы

согласиться, что единое есть все, потому что принципиально отличали

творение от Творца, - но она радикально отличается также и от учения

неоплатоников, которые тоже - уже по другим основаниям - не отождествляли

"единое" и "всё". Так, вслед за Платоном Прокл считает, что единому

противоположно беспредельное, а потому единое, как оно существует само в

себе, и единое как причастное многому (а именно в силу этой причастности и

возникает "всё") - это не одно и то же. "...Необходимо, - пишет Прокл в

этой связи, - чтобы нечто объединенное отличалось от единого, ибо, если

единое тождественно объединенному, оно становится бесконечным множеством, и

то же самое будет с каждой из частей, из которых состоит объединенное" (*).

При этом Прокл здесь повторяет аргумент, приведенный Платоном в диалоге

"Парменид".

В этом важнейшем пункте как раз и начинается у Николая Кузанского

пересмотр предпосылок и античного, и средневекового мышления. Из

утверждения, что единое не имеет противоположности, следует большой

важности вывод о том, что единое тождественно бесконечному, абсолютный

минимум - абсолютному максимуму. "Божество есть бесконечное единство", -

говорит Николай Кузанский, отождествляя тем самым то, что пифагорейцы,

Платон

[pic]

(*) Здесь и далее цитаты взяты из «Эволюция понятия науки (формирование

научных программ нового времени XVII - XVIII вв.)»П. П. Гайденко Москва,

1987. http://www.philosophy.ru/library/gaid/02/0.html

и неоплатоники противопоставляли как крайние противоположности:

самотождественное и иное. Бесконечное - это то, больше чего не может быть;

это максимум; единое же - это минимум; максимум и минимум, согласно

Николаю Кузанскому, суть одно и то же. "Максимумом я называю то, больше

чего ничего не может быть. Но такое преизобилие свойственно единому.

Поэтому максимальность совпадает с единством, которое есть и бытие. Если

такое единство универсальным и абсолютным образом возвышается над всякой

относительностью, то ему ничего и не противоположно по его абсолютной

максимальности. Абсолютный максимум есть то единое, которое есть все; в нем

все, поскольку он максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним

совпадает и минимум".

В пользу отождествления категорий "единое" и "бытие" Николай Кузанский

приводит характерный аргумент: "Слово... единство, - пишет он, - это как бы

"естинство" (wutaj) от греческого wu, что по-латински значит "сущий";

единство есть как бы бытие (entitas). В самом деле, - отмечает далее

Николай Кузанский, - Бог есть само бытие вещей, ведь он - форма их

существования, а значит, их бытие". Интересно, что и сам Николай Кузанский

в работе "О предположениях" замечает, что на вопрос "есть ли Бог?" наиболее

правильно будет ответить, что "он ни есть, ни не есть, ни - есть и не

есть". Этот ответ выдержан действительно в духе неоплатонизма.

Единое, таким образом, есть бытие, оно есть все, есть бесконечное, или,

иначе говоря, в нем максимум и минимум совпадают. Чтобы сделать более

наглядным принцип совпадения противоположностей - максимума и минимума,

Николай Кузанский обращается к математике, указывая, что при увеличении

радиуса круга до бесконечности окружность превращается в бесконечную

прямую. У такого максимального круга диаметр становится тождественным

окружности, более того, с окружностью совпадает не только диаметр, но и сам

центр, а тем самым оказываются совпавшими точка (минимум) и бесконечная

прямая (максимум). Аналогично обстоит дело с треугольником: если одна из

его сторон бесконечна, то и другие две тоже будут бесконечными. "Но

нескольких бесконечностей не бывает, и за пределами воображения ты

трансцендентно понимаешь, что бесконечный треугольник не может состоять из

нескольких линий, хоть этот максимальный, не составной и простейший

треугольник есть истиннейший треугольник, обязательно имеющий три линии, и,

значит, единственная бесконечная линия с необходимостью оказывается в нем

тремя..." Так Николай Кузанский демонстрирует, что бесконечная линия есть и

треугольник, и круг, и шар.

Совпадение противоположностей - coincidentia oppositorum - оказывается

важнейшим методологическим принципом философии Николая Кузанского. Как

справедливо отмечает один из исследователей творчества Николая Кузанского,

И. Риттер, Кузанский "примыкает к платонизму, однако в своем истолковании

принципов платонизма включает их в чуждое этим принципам учение о

коинциденциальном единстве бытия".

Место понятия единого у Николая Кузанского теперь занимает понятие

актуальной бесконечности, которое есть, собственно, продукт совмещения

противоположностей - единого и беспредельного. При этом переосмысливаются

некоторые ключевые категории древнегреческой философии. У Платона и

Аристотеля космос конечен, так как беспредельность материи охвачена душой и

тем самым оформлена: согласно Аристотелю, форма есть граница, она кладет

предел беспредельному, создавая, таким образом, и целое, каковым является

аристотелевский космос. У Николая Кузанского же, напротив, читаем: "Хотя

Бог бесконечен и соответственно мог сотворить мир бесконечным, но поскольку

возможность по необходимости была определенной, а не вполне абсолютной, а

ее предрасположенность - не бесконечной, то сообразно такой возможности

бытия мир не мог стать ни актуально бесконечным, ни большим, ни иным".

Ограниченность мира, которую позднее Николай Кузанский назовет

"привативной" бесконечностью, идет не от формы, а от материи, в которой и

Платон, и Аристотель, и неоплатоники находили, напротив, безграничность,

отсутствие предела.

Однако в то же время Николай Кузанский чувствует потребность как-то

привести в согласие с традицией введенные им понятия. "Перипатетики

считали, - пишет он, - что формы в материи существуют лишь возможностно и

выводятся из нее действующей причиной. И это правильней, - а именно что

формы не только от возможности, но и от действующего... формы существуют в

материи неким возможностным образом и выводятся из нее в действительности

при участии действующего. Точно так же, говорили они, вселенская

совокупность вещей возможностно существует в абсолютной возможности, эта

абсолютная возможность беспредельна и бесконечна ввиду лишенности формы и

предрасположенности ко всем (формам), как беспредельна возможность

вылепливать из воска фигуры льва, зайца или что угодно еще. Причем ее

бесконечность противоположна бесконечности Бога, потому что она - от

лишенности, а божественная, наоборот, от изобилия, ибо в Боге все актуально

есть Он сам; бесконечность материи, таким образом, привативна,

бесконечность Бога - негативна".

Существенно, однако, что Николай Кузанский отвергает аристотелизм также

и в его средневековом преломлении. Он не согласен, прежде всего, с

имеющимся там противопоставлением двух бесконечностей: бесконечности

материи и бесконечности Бога, из которых первая - абсолютная лишенность, а

вторая - абсолютная полнота. Первый шаг к отождествлению чистой материи и

чистой формы был сделан уже тогда, когда единое (форма форм) и

беспредельное (чистая потенция, материя) были поименованы одинаково -

бесконечностями (хотя и с сохранением различия в атрибутах - негативная и

привативная). Николай Кузанский делает следующий шаг, заявляя, что

"абсолютная возможность существует... в Боге и есть Бог, вне Его она

невозможна". И это вполне логично: абсолютная материя и абсолютная форма -

это же абсолютный максимум и абсолютный минимум, а они, как мы знаем,

совпадают.

Рассуждение Николая Кузанского о том, что абсолютная возможность

существует в Боге, подготовлено уже средневековой интерпретацией

Аристотеля. Как мы знаем, у Аристотеля понятие возможности ("дюнамис" -

"потенция") употребляется в двух взаимно связанных, но не вполне

тождественных значениях: "дюнамис" - это и возможность в смысле логической

непротиворечивости (возможно все то, что не содержит в себе внутреннего

противоречия), и способность в смысле некоторого изначального

предрасположения - так в семени заложена способность стать, предположим,

дубом, а не березой. Схоластика в 13-14 веках разрабатывает особенно

категорию потенции в ее значении возможности. При этом вся полнота

возможности в рамках схоластики мыслится существующей в уме Бога - ход

мысли, для античной философии не характерный. Вот в этом смысле и Николай

Кузанский говорит о том, что абсолютная возможность (как совокупность

абсолютно всех логически непротиворечивых утверждений) существует в Боге и

есть Бог.

Богу, согласно Николаю Кузанскому, противоположна не абсолютная

возможность, а возможность определенная. А что же такое эта последняя?

"Всякая возможность определена, - пишет Кузанский, - и определена

действительностью. Нельзя найти чистую возможность, совершенно не

определенную никакой действительностью; да и присущая возможности

предрасположенность не может быть бесконечной и абсолютной, лишенной всякой

конкретизации". Определенной возможностью Николай Кузанский называет не

чистую материю, которую Платон и неоплатоники именовали hyle и, в сущности,

отождествляли с "ничто", а материю уже оформленную ("определенную

действительностью"), так сказать, "относительную материю", какой, например,

является мрамор для скульптора или дерево для плотника.

В античной философии и науке в качестве меры выступало единое. Без

единицы невозможны никакие мерные отношения, никакая пропорция - эта мысль

нередко встречается у Платона. В качестве меры единое выступает также у

Аристотеля. С помощью единого предмет может быть измерен. "Сущность

единого, - пишет Аристотель в "Метафизике", - в том, что оно известным

образом представляет собой начало числа; дело в том, что началом является

первая мера; ибо первая мера во всяком роде (бытия) есть то первое, с

помощью которого мы этот род познаем; следовательно, единое является

началом того, что может быть познано относительно каждого предмета. Но при

этом единое - (это) не то же для всех родов: в одном случае это наименьший

интервал, в другом - гласный и согласный звук; особая единица - для тяжести

и другая - для движения. И повсюду единое неделимо или по количеству, или

по виду". Единица (единое) мыслится как предел, а потому она и определяет

то, по отношению к чему является единицей.

Роль меры, какую у греков играло неделимое (единица), у Николая

Кузанского выполняет бесконечное - теперь на него возложена функция быть

мерой. Николай Кузанский понимает, что с этим переосмыслением понятия меры

в его мышление входит парадокс, но как раз парадокс в виде принципа

совпадения противоположностей уже объявлен Кузанским верховным началом

философии. Николай Кузанский называет абсолютный максимум "всеобщим

пределом", хорошо понимая при этом, что он употребляет слово "предел" в

переносном смысле. "Ведь не будь абсолютная максимальность бесконечной, не

будь она всеобщим пределом, ничем в мире не определяемым, она не была бы и

актуальностью всего возможного..."

Каким же образом бесконечное может быть мерой, в каком смысле теперь

употребляется это ключевое понятие не только философии, но и науки? Николай

Кузанский пишет: "Как бесконечная линия есть точнейшая мера всех линий, так

максимальная сущность есть точнейшая мера всех сущностей". Но если

бесконечность становится точнейшей мерой, то парадокс с неизбежностью

становится синонимом точного знания. И в самом деле, вот что вытекает из

принятых Кузанским предпосылок: "...если бы одна бесконечная линия

состояла из бесконечного числа отрезков в пядь, а другая - из бесконечного

числа отрезков в две пяди, они все-таки с необходимостью были бы равны,

поскольку бесконечность не может быть больше бесконечности. Соответственно

как одна пядь в бесконечной линии не меньше, чем две пяди, так бесконечная

линия не становится по прибавлении двух пядей больше, чем по прибавлении

одной. Мало того: поскольку любая часть бесконечности - тоже бесконечность,

одна пядь бесконечной линии так же превращается во всю бесконечную линию,

как две пяди. Точно так же, раз всякая сущность в максимальной сущности

есть сама эта максимальная сущность, максимум есть не что иное, как

точнейшая мера всех сущностей. Причем не найти другой точной меры всякой

сущности, кроме этой..."

Точность новой меры, как видим, не имеет ничего общего с прежним

понятием точности; если для античной математики существенно было найти

критерий, позволяющий сравнивать и различать конечные величины,

устанавливая соотношение между ними, то для математики, как ее понимает

Николай Кузанский, важно показать, что перед лицом бесконечности всякие

конечные различия исчезают, и двойка становится равна единице, тройке и

любому другому числу. И в самом деле, говоря об интеллектуальном (т.е.

наиболее точном) знании, которое он отличает от рассудочного, лишь

приблизительного знания, Николай Кузанский замечает: "Если обратишься к

единству рассудка, интеллекту, где число пять не больше числа три или числа

два и нет различения четных, нечетных, больших и малых чисел, потому что

всякое рассудочное число разрешается там в простейшее единство, то

окажется, что равенство двух и трех пяти истинно только в сфере рассудка".

Николай Кузанский отлично понимает, что введенный им принцип совпадения

противоположностей - единого и бесконечного, минимума и максимума -

отменяет, если говорить строго, математическую науку, как, впрочем, и

вообще все точное знание в том смысле, как его понимала античность и

средние века. "Если тебя спросят, - пишет он, - почему у любого

треугольника две стороны в сумме больше третьей, или почему у квадрата

квадрат диагонали вдвое больше квадрата стороны, или почему квадрат стороны

треугольника, противоположной прямому углу, равен сумме квадратов других

сторон и так далее, ты ответишь: на путях рассудка это необходимо потому,

что иначе получилось бы совпадение противоречивого".

Тезис о бесконечном как мере вносит существенные преобразования также и

в астрономию. Поскольку, как отмечает Николай Кузанский в духе античной

науки, "соразмерности между бесконечным и конечным не бывает", а всякое

познание - это (опять-таки в духе античной философии) установление

соразмерности, то строгое (точное) познание чего бы то ни было, кроме

"бесконечной прямизны", этой "точнейшей меры всех сущностей", абсолютно

исключено (вывод, как видим, прямо противоположный смыслу античного

понимания науки). Если уж геометрия и даже арифметика не могут дать нам

точного знания, то что же тогда сказать об астрономии, имеющей дело не с

фигурой или числом, а с движением небесных тел, а здесь уже, конечно,

достичь точного знания (в его античном и средневековом истолковании)

значительно труднее. И Николай Кузанский рассуждает последовательно, в

соответствии с прежними своими допущениями, что "никакое движение не может

быть равно другому и одно не может быть мерой другого, раз мера неизбежно

отличается от измеряемого".

Что касается астрономии, то здесь утверждение Николая как раз не

является чем-то новым и неожиданным: ни в античности, ни в средние века не

утверждали, что астрономия по точности своих вычислений может сравниться с

арифметикой. Поскольку астрономия прибегает к измерению и неизбежно имеет

дело с измерительными приборами, то ее расчеты принципиально носят

приблизительный характер. Поэтому, видимо, ни один астроном не стал бы

спорить с утверждением Николая Кузанского, что "в приложении к астрономии

вычислительное искусство лишено точности, раз оно исходит из предпосылки,

что движением Солнца можно измерить движение всех других планет. Положение

неба, будь то какое-либо место, восход или заход созвездий, возвышение

полюса и подобные вещи, точно познать тоже невозможно, а поскольку и

никакие два места не согласуются в точности по времени и положению, то

ясно, что частные суждения на основании звезд далеки от точности".

Но, хотя утверждение Николая Кузанского применительно к астрономии не

содержит в себе ничего необычного, тем не менее, предпосылки, на которых

оно построено, представляют собой нечто действительно новое. Ведь Николай

Кузанский утверждает, что приблизительность астрономических расчетов в

принципе ничем не отличается от приблизительности расчетов геометрии и

арифметики. А это для того времени переворот в понимании науки. И не только

этот вывод по отношению к астрономии следует из допущения, что мерой

конечного должно быть бесконечное. Если в области арифметики и геометрии

бесконечное как мера превращает знание о конечных соотношениях в

приблизительное, то в астрономию эта новая мера вносит, кроме того, еще и

принцип относительности. Происходит это следующим образом. Так как точное

определение размеров и формы мироздания может быть дано лишь через

отнесение его к бесконечности, то в нем не могут быть различены центр и

окружность. "Из-за необходимого совпадения минимума с максимумом, - пишет

Николай Кузанский, - такой центр мира совпадает с внешней окружностью.

Значит, у мира нет и внешней окружности. В самом деле, если бы он имел

центр, то имел бы и внешнюю окружность, а тем самым имел бы внутри самого

себя свои начало и конец".

Рассуждение Николая Кузанского, помимо всего прочего, интересно и в том

отношении, что оно задним числом выявляет далеко не само собой понятную

связь между философской категорией единого и космологическим представлением

о наличии центра мира, а тем самым - о его конечности. Отождествление

единого и беспредельного, проведенное Николаем Кузанским, разрушает и ту

картину космоса, из которой исходили не только Платон и Аристотель, но и

Птолемей и Архимед и которая просуществовала на протяжении почти всего

средневековья, хотя, правда, и была несколько раз поставлена под вопрос в

период зрелой схоластики. Для античной науки и большинства представителей

античной философии космос был очень большим, но конечным телом. А признак

конечности тела - это возможность различить в нем центр и периферию,

"начало" и "конец". Согласно Николаю Кузанскому, "подобное далеко от

истины. Но если невозможно, чтобы мир был заключен между телесным центром и

внешней окружностью, то непостижим этот мир, и центр и окружность которого

- Бог; хотя этот мир не бесконечен, однако его нельзя помыслить и конечным,

поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут!"

Вспомним, что предел, как его понимали античные греки, - это мера. Но у

Николая Кузанского мерой, пределом является беспредельное, бесконечность. А

познание с помощью такой меры тождественно невозможности познания. Поэтому

"мир, его движение и его форму постичь невозможно".

Однако мы знаем, что Николай Кузанский не без оговорок признает

бесконечность мира, - его трактовка этой бесконечности отличается от той,

которая имеет место у Джордано Бруно, Рене Декарта или Исаака Ньютона. Как

следует понимать слова Николая о том, что мир не конечен, но и не

бесконечен в собственном смысле? Дело в том, что Николай Кузанский

различает два вида бесконечного: негативно бесконечное и привативно

бесконечное. "...Только абсолютный максимум негативно бесконечен, только он

есть то, чем может быть во всей потенции. Наоборот, Вселенная, охватывая

все, что не есть Бог, не может быть негативно бесконечной, хотя она не

имеет предела и тем самым привативно бесконечна". Негативная бесконечность

Бога - это бесконечность актуальная, то, что Николай Кузанский чаще всего

называет абсолютным максимумом. Привативная же бесконечность скорее

соответствует тому, что мы сегодня называем потенциальной бесконечностью, и

что в античности предпочитали называть беспредельным. И в самом деле,

Вселенная привативно бесконечна, так как, по словам Николая Кузанского, она

"не имеет предела". Такого рода потенциально бесконечное - это то, что

всегда может быть актуально больше, но это как раз признак конечности, ибо

актуальная бесконечность не может становиться больше или меньше от

прибавления к ней или отнятия от нее какой бы то ни было величины.

Как разъясняет Николай Кузанский, конечная величина не может стать

бесконечной путем постепенного возрастания. Вот такого рода конечностью,

могущей возрастать без предела, но никогда не могущей превратиться в

актуальную бесконечность, Николай Кузанский считает Вселенную. Она может

возрастать без предела, потому что не имеет предела создавшее ее

бесконечное всемогущество Бога.

Итак, Вселенная потенциально бесконечна, а это значит, что у нее нет ни

центра, ни окружности. Ибо центр и окружность - границы, а бесконечность,

пусть даже и привативная, не может иметь никаких границ. Но из этого

следует вывод, очень важный для дальнейшего развития не только философии,

но и астрономии и физики: "Центр мира не более внутри Земли, чем вне ее".

Таким образом, согласно учению Николая Кузанского, Земля не может быть

центром мира, поскольку, во-первых, у Вселенной нет никакого центра, а во-

вторых, вообще не может быть такой совершенной сферы, чтобы все точки ее

периферии были одинаково удалены от центра: "Точной равноудаленности от

разных мест вне Бога не найти, потому что только Он один есть бесконечное

равенство". Бог, по Николаю Кузанскому, есть абсолютный центр мира и он же

- абсолютная окружность всего. А раз Земля не центр мира, то она "не может

быть совершенно неподвижной, а обязательно движется так, что может

двигаться еще бесконечно медленнее. И как Земля не центр мира, так сфера

неподвижных звезд не есть его окружность, хотя при сравнении Земли с небом

наша Земля и кажется ближе к центру, а небо - ближе к окружности".

Отсюда следует немаловажный вывод, меняющий очень многое в

средневековом мировоззрении: Земля ничем принципиально не отличается от

других небесных тел - она не находится в центре мира, не является

неподвижной, а значит, объективно нет никакого "верха" и "низа", положение

небесных тел относительно и, стало быть, Землю можно считать таким же

небесным телом, как Солнце или Луну. "Неверно, будто наша Земля - самая

ничтожная и низменная", как это полагали до сих пор. "Земля - благородная

звезда, имеющая свои особые и отличные от других звезд свет, тепло и

влияние, как и любая звезда тоже отличается от любой другой светом,

природой и влиянием".

Это высказывание Николая Кузанского противоречит предпосылкам

аристотелевской физики, которая исходит из различия подлунного и надлунного

миров. Он пересматривает как базисные утверждения науки о природе,

господствовавшие на протяжении почти двух тысячелетий, так и вековые

представления о несоизмеримо различном характере "неба" и "земли". Тем

самым Николай Кузанский подготовляет коперниканскую революцию в астрономии.

При этом он идет дальше, чем то позволяют астрономические знания той эпохи.

Он, например, не видит существенного различия между Землей и Солнцем. "Не

доказательство низменности Земли и ее темный цвет, - пишет Николай

Кузанский. - Находись кто-нибудь на Солнце, оно тоже не показалось бы ему

столь же сияющим, как нам. Если рассмотреть солнечное тело, оно имеет ближе

к центру некую как бы землю, по окружности - некоторое как бы огненное

свечение, а в промежутке - как бы водянистое облако, а также более светлый

воздух. Такие же элементы есть и у Земли".

Как видим, задолго до Коперника Николай Кузанский формулирует целый ряд

смелых утверждений, подрывающих основы астрономической теории Птолемея:

Вселенная бесконечна пусть и привативно, но это значит, что у нее нет

предела; Земля не является центром мироздания, а потому и не остается

неподвижной. Отсюда следует далее, что в небе нет неподвижных и

фиксированных полюсов, согласно терминологии самого Николая Кузанского, но

"любая часть мира... движется". А это значит, что не существует объективно

данной точки отсчета, исходя из которой можно было бы измерять движения

небесных тел. Отсюда следует, что астрономические расчеты не просто

приблизительны, что допускалось в астрономии и раньше, но они могут быть

грубо ошибочными - а это уже новый взгляд на астрономию. "Поскольку мы

можем воспринять движение только в сравнении с чем-то неподвижным, как-то

полюсами или центрами, заранее не нуждаясь в них при любом измерении

движений, то, очевидно, что мы ходим путями догадок (coniecturis) и

относительно всего ошибаемся".

Понятие центра мира, с точки зрения Николая Кузанского, есть не более

чем субъективное допущение. Объективно центра нет нигде, или, что то же

самое, он находится везде. Центром мы обычно называем, говорит Николай

Кузанский, точку зрения наблюдателя, которому свойственно считать себя в

центре, где бы он ни находился, - такова иллюзия восприятия.

Роль философии Николая Кузанского в становлении научного мышления

нового времени до сих пор недостаточно оценена в нашей литературе. А между

тем мы видим, как именно Николай Кузанский подготавливает логические и

онтологические предпосылки для того переворота в астрономии, который связан

с именем Коперника, и того переворота в физике (прежде всего механике),

который осуществил Галилей.

Влияние Николая Кузанского на научную и философскую мысль 15-17 веков

было достаточно сильным. В первую очередь обычно указывают на Джордано

Бруно, развившего основные принципы учения Николая Кузанского в направлении

углубляющегося пантеизма.

3. Джордано Бруно и бесконечная Вселенная.

Джордано Бруно (1548-1600) делает шаг вперед по сравнению с Николаем

Кузанским и Николаем Коперником. Для Николая Кузанского, как мы знаем, мир

является потенциально бесконечным, а актуально бесконечным - только Бог; у

Коперника мир "подобен бесконечности": в этом вопросе великий астроном

проявляет большую осторожность. Для Бруно, развившего дальше

пантеистические тенденции возрожденческой философии, актуально бесконечным

является и мир. Различие между Богом и миром, принципиальное для

христианства с его учением о творении мира Богом и о принципиальном

различии между творением и Творцом, - это различие у Бруно, в сущности,

снимается. Это обстоятельство, как и увлечение философа оккультными

учениями, вызвало преследование его со стороны католической церкви, которое

закончилось трагически: в 1600 г., после восьми лет заключения, Бруно был

сожжен на костре.

В своих размышлениях о природе итальянский философ исходит из тех

принципов, которые были развиты Николаем Кузанским, а именно - из его

рассмотрения Бога как абсолютной возможности. Не будем забывать, что в

терминологии Аристотеля, унаследованной и большинством средневековых

теологов, возможность - это материя. Определение Бога как абсолютной

возможности чревато, поэтому еретическими выводами о том, что чисто

духовное существо, каким является христианский Бог, так же, впрочем, как и

"форма форм" Аристотеля, в которой нет уже возможности, а только

действительность, оказывается каким-то образом причастным материи.

"...Абсолютная возможность, благодаря которой могут быть вещи, существующие

в действительности, не является ни более ранней, чем актуальность, ни хоть

немного более поздней, чем она. Кроме того, возможность быть дана вместе с

бытием в действительности, а не предшествует ему, ибо если бы то, что может

быть, делало бы само себя, то оно было бы раньше, чем было сделано. Итак,

наблюдай первое и наилучшее начало, которое есть все то, что может быть, и

оно же не было бы всем, если бы не могло быть всем; в нем, следовательно,

действительность и возможность - одно и то же"

Однако тождество возможности и действительности - это принадлежность

одного Абсолюта; в сфере конечного "ни одна вещь не является всем тем, чем

может быть". Тем не менее, отождествление действительного и возможного в

Боге, т.е. отождествление бесконечного и единого, предела и беспредельного,

или, на языке Кузанского, минимума и максимума имеет далеко идущие

следствия. Ведь это означает, что применительно к Абсолюту уже нет различия

материального и формального. Или, как говорит Бруно: "...Хотя, спускаясь

по... лестнице природы, мы обнаруживаем двойную субстанцию - одну духовную,

другую телесную, но в последнем счете та и другая сводятся к одному бытию и

одному корню". Вот что значит тезис Бруно, что "имеется первое начало

Вселенной, которое равным образом должно быть понято как такое, в котором

уже не различаются больше материальное и формальное и о котором из

уподобления ранее сказанному можно заключить, что оно есть абсолютная

возможность и действительность".

Подобно тому, как античное понятие единого уже у Кузанского, а тем

более у Бруно отождествляется с бесконечным, античное понятие материи,

которая, в отличие от единого и в противоположность ему есть бесконечно-

делимое (беспредельное), теперь в свете учения о совпадении

противоположностей получает характеристику "неделимого". При этом, правда,

Бруно различает материю телесную и материю бестелесную: первая - делима, а

неделимой является только вторая.

Итак, согласно Бруно, существует материя, которой свойственны

количественные и качественные определенности (т.е. материя телесная) и

материя, которой чуждо и то, и другое, но "тем не менее, как первая, так и

вторая являются одной и той же материей". Материя как неделимая "совпадает

с действительностью" и, следовательно, "не отличается от формы". Отсюда

легко сделать и следующий шаг: если материя в своем высшем виде (как

материя бестелесная) ничем не отличается от формы, то снимается и другое

важное различие, которое признавалось и аристотеликами, и платониками, а

именно, что форма активна, а материя пассивна. Форма понималась в

античности как начало творческое, которое, внедряясь в материю, создает

таким образом все оформленное. Бруно не разделяет этого воззрения по вполне

понятным основаниям. Он пишет в этой связи: "...Следует скорее говорить,

что она (материя) содержит формы и включает их в себя, чем полагать, что

она их лишена и исключает. Следовательно, она, развертывающая то, что

содержит в себе свернутым, должна быть названа божественной вещью и

наилучшей родительницей, породительницей и матерью естественных вещей, а

также всей природы и субстанции".

Это - решительная отмена дуализма духовного и телесного начал,

дуализма, который в разных видах имел место и в философии Платона и

Аристотеля, и в христианской теологии. Таковы следствия, вытекающие из

принципов, провозглашенных еще Кузанским, но доведенных до логического

конца именно Джордано Бруно.

И вот все понятия античной науки получили не просто иное, а по существу

противоположное содержание. Согласно Аристотелю, материя стремится к форме

как к высшему началу. Бруно возражает: "Если, как мы сказали, она (материя)

производит формы из своего лона, а, следовательно, имеет их в себе, то, как

можете вы утверждать, что она к ним стремится?" Согласно Аристотелю,

материя - начало всего изменчивого, преходящего, временного, а форма -

начало постоянства, устойчивости, вечности. У Бруно все обстоит наоборот:

"Она (материя) не стремится к тем формам, которые ежедневно меняются за ее

спиной, ибо всякая упорядоченная вещь стремится к тому, от чего получает

совершенство. Что может дать вещь преходящая вещи вечной? Вещь

несовершенная, каковой является форма чувственных вещей, всегда находящаяся

в движении, - другой, столь совершенной, что она... является божественным

бытием в вещах... Скорее подобная форма должна страстно желать материи,

чтобы продолжиться, ибо, отделяясь от той, она теряет бытие; материя же к

этому не стремится, ибо имеет все то, что имела прежде, чем данная форма ей

встретилась, и может иметь также и другие формы". Это - естественное и

логичное завершение того пути, на который вступило теоретическое мышление

еще в средние века, но который оно завершило уже в эпоху Возрождения. Это -

завершение тезиса, что единое есть бесконечное, который мы встречаем не

только в 13 веке, но в самой "зародышевой" форме - уже у Филона

Александрийского, пытавшегося соединить античную философию с религией

трансцендентного (личного) Бога. Но между Филоном и Бруно - очень длинный

путь, пройденный не только теоретической мыслью на протяжении полутора

тысячелетий, но и путь культурно-исторических преобразований, приведший к

совершенно новому мироощущению человека. Отдельные точки - вехи на этом

пути - мы пытались отметить в этом исследовании.

Новое понимание материи и новое соотношение между материей и формой

свидетельствуют о том, что в 16 веке окончательно сформировалось сознание,

составляющее, так сказать, прямую противоположность античного: если для

древнегреческого философа предел "выше" беспредельного, форма совершеннее

материи, завершенное и целое прекраснее незавершенного и бесконечного, то

для ренессансного сознания беспредельное совершеннее формы, потому что

бесконечное предпочтительно перед имеющим конец, становление и непрерывное

превращение - выше того, что неподвижно. Это - совершенно новый тип

миросозерцания, чуждый античному. И поэтому не следует думать, что если

эпоха Возрождения написала на своем знамени лозунг: "Назад к античности",

то она и в самом деле была возвращением к античным идеалам. Этот лозунг был

только формой самосознания этой эпохи; он лишь свидетельствовал о ее

оппозиции по отношению к христианству церковному и о стремлении к

секуляризации всех форм духовной и социальной жизни. Но это была

секуляризация именно христианского духа, в ней получали своеобразное новое

преломление и трансформацию те начала, которые складывались в сознании

общества на протяжении более чем тысячелетнего господства христианской

религии. И это не могло не сказаться на специфике культуры и науки эпохи

Возрождения.

Посмотрим теперь, как изменившееся содержание понятий материи и формы

сказалось на космологии Бруно, как оно привело к последовательному

пересмотру всей физики Аристотеля.

Вот космологический аналог размышлений Бруно о тождестве возможности и

действительности, единого и бесконечного, материи и формы. "Итак, Вселенная

едина, бесконечна, неподвижна. Едина, говорю я, абсолютная возможность,

едина действительность, едина форма или душа, едина материя или тело, едина

вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она никоим образом не

может быть охвачена и поэтому неисчислима и беспредельна, а тем самым

бесконечна и безгранична и, следовательно, неподвижна. Она не движется в

пространстве, ибо ничего не имеет вне себя, куда бы могла переместиться,

ввиду того, что она является всем. Она не рождается, ибо нет другого бытия,

которого она могла бы желать и ожидать, так как она обладает всем бытием.

Она не уничтожается, так как нет другой вещи, в которую она могла бы

превратиться, так как она является всякой вещью. Она не может уменьшиться

или увеличиться, так как она бесконечна".

Вселенной, таким образом, приписаны атрибуты божества: пантеизм потому

и рассматривался церковью как опасное для нее учение, что он вел к

устранению трансцендентного Бога, к его имманентизации. К этим выводам не

пришел Кузанский, хотя он и проложил тот путь, по которому до конца пошел

Бруно.

Но Вселенная Бруно не имеет ничего общего и с античным пониманием

космоса: для грека космос конечен, потому что конечное выше и совершеннее

беспредельного; Вселенная Бруно бесконечна, беспредельна, потому что

бесконечное для него совершеннее конечного.

Как и у Кузанского, у Бруно в бесконечном оказываются тождественными

все различия. Он выражает это с большой ясностью: "Если действительность не

отличается от возможности, то необходимо следует, что в ней точка, линия,

поверхность и тело не отличаются друг от друга; ибо данная линия постольку

является поверхностью, поскольку линия, двигаясь, может быть поверхностью;

данная поверхность постольку двинута и превратилась в тело, поскольку

поверхность может двигаться и поскольку при помощи ее сдвига может

образоваться тело... Итак, неделимое не отличается от делимого, простейшее

от бесконечного, центр от окружности". Все, как видим, берется в течении,

изменении, взаимопревращении; ничто не равно самому себе, а скорее равно

своей противоположности. Это и значит, что возможность - становление,

движение, превращение, изменение - стала теперь основной категорией

мышления.

Одним из важнейших гносеологических положений философии Бруно является

положение о приоритете разума над чувством, разумного познания над

чувственным восприятием. В этом пункте он считает себя последователем

Платона и выступает против Аристотеля, который, по его мнению, в своей

физике часто заменяет разумное постижение чувственным образом и

восприятием. Требование отдать предпочтение разуму перед чувством у Бруно

вполне понятно: центральная категория его мышления - а именно категория

бесконечности - не может быть предметом чувства, а может быть только

предметом мышления.

При этом опять-таки мы видим существенное изменение в понятиях по

сравнению с античной философией: если для Платона чувственное восприятие

способно быть направленным на движущееся и изменчивое, а разум - на

созерцание вечных и неподвижных идей, если, таким образом, восприятию

посредством чувств открывается все то, что связано с беспредельным, т.е. с

материей, а уму - то, что очищено от всего материального, текучего,

изменчивого, - то для Бруно дело обстоит значительно сложнее. С его точки

зрения, чувственное восприятие постигает все конечное - а такова, как мы

уже видели, всякая форма - ведь она ограничивает бесконечную материю.

Напротив, то, что он называет бесконечностью, абсолютной возможностью, в

которой все вещи совпадают друг с другом, в которой тождественны

противоположности и точка есть линия, а линия - поверхность и т.д., - это

постигается с помощью разума. Конечно, та текучесть и становление, которая

есть абсолютная возможность, не тождественна текучести и изменчивости, с

которой мы имеем дело в непосредственном восприятии; но, в силу

парадоксальности пантеистического мышления, где противоположности

совпадают, - она все же в определенном смысле и тождественна текучести

последней. Правильнее было бы сказать так: конечные вещи и процессы именно

со стороны своей изменчивости и подвижности ближе к Абсолюту, ибо здесь

нагляднее дан именно момент перехода всего - во все, т.е. момент

возможности; напротив, для античного сознания конечные вещи были ближе к

принципу единства, "предела", "завершенности" со стороны своей

относительной устойчивости и неизменяемости, ибо в последних как раз и

проявлялось начало формы.

Поскольку Вселенная бесконечна, то теперь должны быть отменены все

положения аристотелевской космологии. Прежде всего, Бруно выступает против

тезиса Аристотеля, что вне мира нет ничего. "...Я нахожу смешным

утверждение, - пишет он, - что вне неба не существует ничего, и что небо

существует в себе самом... Пусть даже будет эта поверхность чем угодно, я

все же буду постоянно спрашивать: что находится по ту сторону ее? Если мне

ответят, что ничего, то я скажу, что там существует пустое и порожнее, не

имеющее какой-либо формы и какой-либо внешней границы... И это гораздо

более трудно вообразить, чем мыслить Вселенную бесконечной и безмерной. Ибо

мы не можем избегнуть пустоты, если будем считать Вселенную конечной".

Это - уже воображение человека нового времени, который не в состоянии

представить себе конечный космос, не поставив тотчас же вопрос: а что

находится там, за его пределами? Конечный космос Аристотеля, который сам

уже "нигде" не находится, потому что для него уже нет места - объемлющего

его тела, - это то, что труднее всего помыслить и вообразить человеку

нового времени. Если даже космос конечен, то за его пределами - бесконечное

пустое пространство - так мог бы рассудить человек нового времени. Так же

рассуждает и Бруно - мыслитель, стоящий у истоков нашего времени. "Я

настаиваю на бесконечном пространстве, и сама природа имеет бесконечное

пространство не вследствие достоинства своих измерений или телесного

объема, но вследствие достоинства самой природы и видов тел; ибо

божественное превосходство несравненно лучше представляется в бесчисленных

индивидуумах, чем в тех, которые исчислимы и конечны".

Насколько бесконечное превосходит конечное, настолько же, продолжает

свою мысль Бруно, наполненное превосходит пустое; поэтому, коль скоро мы

принимаем бесконечное пространство, то гораздо правдоподобнее будет

предположить его заполненным бесчисленными мирами, нежели пустым. Аргумент

Бруно здесь тот же, который мы встречали когда-то у Платона, когда он

обсуждал вопрос, почему демиург создал космос: потому что это - хорошо. Вот

что говорит Бруно: "Согласно каким соображениям мы должны верить, что

деятельное начало, которое может сделать бесконечное благо, делало лишь

конечное?" Конечный мир - это, по Бруно, конечное благо, а бесконечное

число миров - благо бесконечное. Совсем не античный способ мышления.

Утверждение, что Вселенная бесконечна, отменяет аристотелевское понятие

абсолютных мест: абсолютного верха, низа и т.д. и вводит новое для физики

того времени понятие относительности всякого места. "...Все те, которые

принимают бесконечную величину тела, не принимают в ней ни центра, ни

края". Земля, по Бруно, является центром не в большей степени, чем какое-

либо другое мировое тело, и то же самое относится ко всем другим телам:

"...Они в различных отношениях все являются и центрами, и точками

окружности, и полюсами, и зенитами, и прочим".

Все движения тел являются относительными, и неправильно различать тела

на легкие и тяжелые: "...Та же самая вещь может быть названа тяжелой или

легкой, если мы будем рассматривать ее стремление и движение с различных

центров, подобно тому, как с различных точек зрения та же самая вещь может

быть названа высокой или низкой, движущейся вверх или вниз".

Как видим, Бруно не останавливается перед самыми смелыми выводами,

вытекающими из допущения бесконечности Вселенной. Он разрушает

аристотелевский конечный космос с его абсолютной системой мест, тем самым

вводя предпосылку относительности всякого движения.

Бруно, как мы знаем, не был ни астрономом, ни физиком; он рассуждает

как натурфилософ. Но его рассуждения, хотя и не непосредственно, оказывают

влияние и на развитие науки: подрывая те принципы, на которых стоит

перипатетическая физика и космология, Бруно, так же как и Николай

Кузанский, подготовляют почву для философии и науки нового времени.

4. Заключение.

Джордано Бруно, чье смелое воззрение разбило хрустальную твердь

Вселенной, которая считалась созданной богом и ограниченной в пространстве,

и раздвигало её пределы до бесконечности, утверждая также, что не только

наше Солнце имеет сопутствующие планеты, но и звезды, как удаленные от нас

Солнца, также имеют свои спутники. Воззрение это было подтверждено

астрономией только в середине 20-го века. Как правильно считал Бруно, мы не

видим этих планет вследствие колоссальности расстояний до нас, к тому же

планеты тонут в блеске звездных лучей. Наша Земля, отражая солнечные лучи,

тоже светится в мировом пространстве, правильно заключил итальянский

мыслитель, воззрения которого представляют пример плодотворного влияния

философии на астрономию. Настроение человека, осознавшего бесконечность

Вселенной и бесчисленность составляющих её миров, философ-поэт передал в

следующих вдохновенных строках:

«Хоры блуждающих звезд, я к вам свой полет направляю,

К вам поднимусь, если вы верный укажете путь.

Ввысь увлекая меня, ваши смены и чередованье

Пусть вдохновляют мой взлет в бездны далеких миров.

То, что так долго от нас время скупое скрывало,

Я обнаружить хочу в тёмных его тайниках. »

Дж. Бруно. «Диалоги»

5. Список литературы.

1. Б.Г. Кузнецов «Джордано Бруно и генезис классической науки» Москва,

1970г.

2. Джордано Бруно «Диалоги» Москва,1949г.

3. А.Х. Горфункель «Философия эпохи Возрождения» Москва, 1980г.

4. «Краткий курс истории философии» под ред. Ойзермана Москва,1967 г.

5. Б. С. Э. /Большая советская энциклопедия /

6. «Эволюция понятия науки (формирование научных программ нового времени

XVII - XVIII вв.)» П. П. Гайденко Москва, 1987.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011