Выписки по философии
Выписки по философии
Московский институт радиотехники, электроники и автоматики
(Технический университет)
Кафедра философии
Выписки по философии
Студент : Частухин Виталий
Москва 1994
Средневековая философия
(Аврелий Августин)
[pic]
“ Какой же пользы ради, Господи, кому ежедневно исповедуется совесть моя, в
надежде больше на милосердие твое, чем на свою невинность... они хотят
услышать мою исповедь, о внутреннем, недоступным ни глазу их, ни уху, ни
уму”
“ Лучшее, конечно то, что внутри у меня.”
“ И славословить тебя человек, частица созданий твоих, который носит
повсюду смертность свою, носит повсюду с собой свидетельство греха
своего... И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий
Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и
не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе.”
“ Я рассмотрел все, стоящее ниже тебя, и увидел, что о нем нельзя сказать
ни того, что оно существует, потому что все от Тебя, и его нет, потому что
это не то, что Ты. Истинно существует только то, что пребывает неизменным.”
“ Я спрашивал себя, что же такое греховность, и не нашел субстанцию: это
извращенная воля, от высшей субстанции, от Тебя, Бога, обратившаяся к
низшему, отбросившая прочь “внутреннее свое” и крепнущая во внешнем мире.”
“ ... Воля, свободная в своем решении, является причиной того, что мы
тратим зло и терпим справедливый суд...”
“ ... Разве не обветшали разумом те, кто спрашивает нас: “ Что делал бог до
того, как создал небо и землю? Если Он ничем не был занят... почему на все
время и впредь не остался Он в состоянии покоя, в каком все пребывал и
раньше? Если же у Бога возникает новое деятельное желание создать существо,
которое никогда раньше Им создано не было, то что же это за вечность, в
которой рождается желание, раньше не бывшее? Воля ведь присуща Богу до
начала творения : ничто не могло быть сотворено, если бы воля Творца не
существовала раньше сотворенного. Воля принадлежит к самой субстанции Его.
И если в Божественной субстанции родилось то, чего в ней не было раньше, то
субстанция эта по справедливости не может быть названа вечной; если вечной
была воля Бога творить, почему не вечно его творение?”
“ Я смело говорю: до создания неба и земли Бог ничего не делал. Делать ведь
означало для него творить.”
“ Как могли пройти бесчисленные века, если они еще не были созданы Тобой,
Творцом и учредителем всех веков? Было разве время, тобой не учрежденное? И
как могло оно пройти, если его вовсе и не было?... Это самое время создал
Ты и не могло проходить время, пока Ты не создал времени. Если же раньше
неба и земли вовсе не было времени, зачем спрашивать, что Ты делал тогда.
Когда не было времени, не было и
“тогда”.
Ты не во времени был раньше времен, иначе Ты не был бы раньше всех времен.”
“ Думаю, что мы уже достаточно сделали для решения великих и достаточно
трудных вопросов о начале мира, души и самого человеческого рода. Последний
мы разделили на два разряда: один - тех людей, которые живут по человеку,
другой- тех, которые живут по богу. Эти разряды мы символически назвали
двумя градами, т.е. двумя обществами людей, из которых одному предназначено
вечно царствовать с богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с
дьяволом.”
“ Мы находим в земном граде два вида : один - представляющий самую
действительность этого града, а другой - служащий посредством этой
действительности для предизображения небесного града. Граждан земного града
рождает испорченная грехом природа, а граждан града небесного рождает
благодать, освобождающая природу от греха.”
“ Итак, этот небесный град, пока находится в земном царствовании, призывает
граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках,
не придавая значения тому, что есть различного в правах, законах и
утверждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается...
направляется к одной и той же цели земного мира, если только не
препятствует религии, которая учит почитанию единого, высочайшего и
истинного блага.”
[pic]
Индийская философия.
[pic]”Неудовлетворенность может существовать лишь в человеческом мире, в
области относительного знания, в области условных представлений... Вот
почему - относительное порождается творчеством и в то же время лишь оно
одно порождает творчество. Абсолютное творчества породить не может и не
может быть порождено творением. Оно само в себе и творчество относительного
и порождение творчества относительным. Абсолютное вечно творит Себя Самого
через относительное. Вот почему создан мир относительного, Мир Майи, вот
почему Бог и мир - одно, вот почему один без другого существовать не может,
вот почему они оба слиты в Неизреченном...”
“ Индра через свою Майю принимает различные формы”
Веды.
“ Как из дерева, оформленного тела земли, выходит дым, из дыма огонь, об
употреблении которого гласит Тройная Веда, так из мрака исходят страсти, из
страстей добро, которое делает Браму видимым.”
Бхагавата-Пурана.
“ О Ты, Кто есть Господин, Душа и Форма вселенной!”
Бхагавата-Пурана.
“Моя Мать, Первичная Божественная Энергия, и внутри мира явлений и вне его.
Дав рождение миру, Она живет в нем. В Ведах мы находим, как это
иллюстрируется примером паука и паутины. Она паук и Она же сотканная Ею
паутина. Паук выдавляет из себя материал, из которого создается паутина, и
потом живет в этой паутине. Моя Мать одновременно Содержимая и Содержащее.”
Шри Рамакришна
“ Дойдя до венца познания, Человек с высоты его оглядывается назад на
пройденный им путь и вновь переоценивает весь ход своего развития. Он
убеждается с абсолютной непреложностью, что заблуждения людей происходят
исключительно из недостатка кругозора и неумения видеть одновременно
различные стороны одного и того же явления. Прикованные к условностям, люди
не могут сделать даже простейших выводов, и человек познавший с недоумением
останавливается, видя как люди проходят мимо самых назойливых очевидностей.
“Однажды спросили царя Юдистира, “ какая самая удивительная вещь в
мире?” И царь ответил : “ всякий день вокруг умирают люди, а каждый думает,
что он никогда не умрет.”
Суоми
Вивеканда.
“ Его Слава слишком возвышена, Его Свет слишком блистателен, чтобы
человеческий разум мог его понять, что смертное око могло его узреть.”
Зендъ-
Авеста.
“ Бог Един, То, что Едино, не имеет надобности в определенном имени.”
Lactance.
“ Не может, вообще, человек познать, что есть Бог. Одно знает он хорошо:
что не есть Бог: и тогда разумный человек это отбрасывает.”
Мейстер
Экхартъ.
“ Все вещи до рождения сокрыты
В Едином и Великом Бытии;
Откуда при рождении исходят,
В Него по смерти снова погружаясь.”
Бхагават-Гита.
“ Бог есть Абсолютный и Вечный Брама, точно так же, как и отец вселенной.
Неделимый Брама подобен безграничному, безбрежному океану, в котором я могу
только биться и утопать, но когда я приближаюсь к Вечно Деятельному
Божеству, я обретаю мир, как утопающий человек, который приближается к
берегу.”
Шри
Рамакришна Парамагамза. |