Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Философия в жизни человека и общества - (лекции)

Философия в жизни человека и общества - (лекции)

Дата добавления: март 2006г.

    Философия в жизни человечества и общества.
    План.

1. Сущность и жизненный смысл мировоззрения. Структура миро воззрения.

2. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиоз ное, философское. Религиозная картина мира.

3. Что такое философия и зачем она? Предмет философских раз мышлений в истории философской мысли.

4. Основной вопрос философии. Материализм, идеализм, агности цизм.

    5. Предназначение философии, ее задачи и функции.

6. Философия и частнонаучные знания. Предмет философии. Проб лемы научности философского мировоззрения.

    Литература:
    1. Введение в философию. Ч. 1 М. , 1989.
    2. Философия. Учебник для вузов. 1995

3. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. М. ,1990.

    4. Ильин И. А. Философия и жизнь.

5. Франк С. Н. Понятие Философии. Взаимоотношение философии и науки.

    6. Вернадский В. И. Научное мировоззрение.

7. Соловьев В. С. Исторические дела философии // Из истории русской гуманистической мысли. М. , 1993

8. М. Хайдеггер. Что такое философия? // Вопросы философии 1993. - N8.

9. ФЭС. Статьи: агностицизм, вульгарный материализм, деизм, дуализм, идеализм, материализм, мировоззрение, мифология, монизм, основной вопрос философии, пантеизм, скептицизм, солипсизм, фило софия.

10. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. гл. 2.

Философия (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма об щественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует поз навательные ценности, социально-политическое, нравственное и эс тетическое отношение человека к миру.

    1

Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в фи лософии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что опреде ляет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмер тен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы позна вательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи?

Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло.

Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос оп ределяет направление жизнедеятельности человека.

Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь пре образовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что яв ляется необходимым в становлении личности.

Эти проблемы нашли решение задолго до философии - в мифоло гии, религии. Эти вопросы не просто философия, а мировоззрение. Мировоззрение шире, чем философия.

 _Мировоззрение . - система обобщенных чувствований и интуитив ных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношения человека к ми ру, самому себе и другим людям, система не всегда осознанных жиз ненных установок человека, определенной социальной группы, их убеждений, идеалов, социально-политических, нравственных, эстети ческих и религиозных принципов познания и оценок.

Объект мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения взаимоотношение мира природы и мира человека (в Др. Греции макро косма и микрокосма).

Мировоззрение невозможно без совокупности знаний о природе, обществе, человеке. Мировоззрение - не простая совокупность зна ний, не сумма наук; она отличается от суммы наук тем, что в центр своего внимания ставит вопрос о соотношении миропонимания как та кового и такой разумной части мироздания, как люди.

По Рубинштейну, мировоззрение - показатель зрелости личнос ти.

Для характеристики мировоззрения имеет значение пропорцио нальное соотношение знаний, убеждений, верований, надежд, настро ений, норм, идеалов.

Структура мировоззрения - компоненты: познавательный, цен ностно-нормативный, морально-ролевой и практический.

Познавательный компонент базируется на обобщенных знаниях. Он включает в себя конкретно-научную и универсальную картину ми ра. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Понимание мировоззрения связывается всегда с философскими взглядами. Любая философия является мировоззрением, но не всякое мировоззрение фи лософично.

Философия - это теория мировоззрения, она теоретически реша ет те или иные проблемы. Чтобы знание приобрело мировоззренческий смысл, оно должно быть оценено, т. е. освещено лучами нашего к нему отношения.

Ценностно-нормативнй компонент включает в себя ценности, идеалы, нормы, убеждения. Главное назначение этого компонента в том, что бы человек опирался не только на обобщенные знания, но и мог руководствоваться общественными идеалами.

Ценность - свойство того или иного предмета, удовлетворяюще го потребности людей в системе. Наверху иерархии ценностей стоит абсолютная ценность. В религиозном мировоззрении это бог.

В этих ценностях есть обязывающий момент. Нормы являются тем средством, которое связывает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

Чтобы нормы, знания, ценности реализовались в практических поступках и действиях, необходимо превращение в личностные взгля ды, убеждения, идеалы.

Выработка психических установок на возможность действовать. Формирование этой установки осуществляется в эмоционально-волевой составляющей.

Мировоззрение - реальная готовность человека к определенному типу поведения в определенных обстоятельствах. Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания, об разования. Мерилом мировоззренческой зрелости личности являются поступки, дела.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровень мировозз рения. Жизненный уровень часто называется жизненной философией. Теоретический уровень - религия, традиции, образование, духовная культура, профессиональная деятельность. Здесь очень часто при сутствуют предрассудки.

К теоретическому уровню, наряду с наукой принадлежит филосо фия, которая претендует на теоретическую обоснованность не только как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний дейс твительности, а также норм, ценностей, идеалов.

    2
    Можно говорить об исторических типах мировоззрения.
    Принято считать, что:

1 - мифологическое мировоззрение. Это начальный тип миро воззрения, который можно назвать предмировоззрением.

Мифология возникла на той стадии общественного развития, когда человечество пыталось дать ответы на такие вопросы, как происхождение и устройство мироздания в целом.

    Значительную часть мифологии составляют космологические ми

фы. Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испыта ниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных.

Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззре ния, образное представление о природе и коллективной жизни. В ми фах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Для пер вобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует.

Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого поро дил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и чело веком.

Наряду с мифологией существует и религия. Но чем отличается мифологическое мировоззрение от религиозного?

Воплощенные в мифах представления тесно переплетаются с об рядами. Мифология находится в тесном взаимодействии с религией. Спецификой религии является то, что основой здесь является куль товая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Миф в той мере религиозен, в какой он включен в культовую систему. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувс тва любви, совести, долга, милосердия, придает им особую ценность. Вера - свойство человеческого сознания, есть вера в идеалы в любом мировоззрении.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь преодо леть человеку относительную изменчивость его бытия. и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия помогает чело веку преодолеть житейские трудности. Главная и самоценная идея идея Бога. Из нее выводится все остальное содержание. Идея Бога является не только принципом, сколько такой идеей, которая связы вает человека с нравственной идеей.

Религия - ответ на вопрос о смысле жизни. "Искать бога - ра зобраться в понятиях добра и зла", - писал Достоевский.

Три великих религии: буддизм, христианство, ислам. Религия считает, что наша эмпирическая действительность несамостоятельна и несамодостаточна. Она вторична, она результат творения. Бог трансцендентная сущность (над миром).

Современная религия не отвергает достижения науки и подчер кивает, что дело науки - изучать. Главное, чтобы человечество не забывало, что над ним существует неусыпный контроль.

Центральный пункт - образ Бога или богов. Бог представляет собой высшую власть над другим миром. Христианский бог абсолютно всесилен и бессмертен. Он обладает тремя ипостасями: Отца, Сына и Святого Духа. Все они неслияемы и неразделимы. Христианский Бог творит мир из ничего (креационизм). Он самовластно управляет этим миром. Но Бог наделил людей свободой выбора.

Откуда в мире столько зла? Это дело рук человеческих, одно из противоречий христианской философии: человек свободен и пре допределен.

Богу противостоит Дьявол. Дьявол - не созидающее начало, но он может переманивать на свою сторону заблудившиеся силы. Но Бог всегда сильнее.

Пространство в религии удвоено: пространство эмпирическое + запредельное: небо и адские слои. Время для христианства линей ное. Имеет начало и конец. История нециклична, линейна. Сотворе ние мира, грехопадение, пришествие Христа.

Бытие человека трагично. Человек - сын Божий, Но Адам и Ева согрешили и этот грех выбросил человека из райского сада на зем лю. Даже младенец грешен первородным грехом.

Христианство изложено двумя основными заповедями: возлюби Бога всем сердцем своим, возлюби ближнего как самого себя.

Особенно сильно подрывал мифологию новый общественный уклад. Возникает особая форма общения - доказательство, искусство аргу ментированно убеждать, - которые привели к строгому систематичес кому мышлению, что вступило в противоречие с бездоказательной ми фологией.

На протяжении веков философов интересовала природа, о чем свидетельствуют труды Лукреция "О природе вещей", Дж. Бруно "О бесконечности Вселенной и мирах", Д. Дидро "мысли об истолковании природы", Гегеля "Философия природы".

В изучении природы философов интересовали вопросы возникно вения и строения мира, первооснова сущего, из которого все возни кает, и в которое все превращается.

    Интересовал вопрос общественной жизни людей.

Труды: Платон "Государство", Аристотель "Политика", Т. Гоббс "О гражданине", Д. Дидро "2 трактата о государственном управле нии", Ш. Монтескье "О духе закона", Гегель "Философия права", Эн гельс "О происхождении семьи, частной собственности и государс тва. Но в общественной жизни философы разработали общие полити ческие, теоретические принципы.

Философы думали о наилучшем устройстве общества и завещали другим поколениям найденные ими идеалы нравственности, свободы. Предметом раздумываний являлся и сам человек, его ум, чувс тва, язык, мораль.

Например, у Сократа главный философский вопрос - человечес кая жизнь и смерть, смысл жизни, нравственные добродетели.

Другие труды: Аристотель "О душе", "Этика". Б. Спиноза "Эти ка", Т. Гоббс "О человеке", Дж. Локк "Опыт о человеческом разуме", Гельвеций "О человеке, о душе", Гегель "Философия религии". Философия теоретически сформулировала мышление, как система самых общих взглядов на мир и место человека в нем. В центре фи лософии находится человек в его соотношении с природным и соци альным миром.

Многие философские проблемы связаны с вопросом о соотношении материи и сознания. Вопрос об отношении сознания к бытию Энгельс назвал основным вопросом философии. Он имеет две стороны:

1) Что является первичным, определяющим: материальное или духовное?

2) Соотношение материи и сознания с точки зрения того, как человеческое сознание относится к действительности? Способно ли сознание познать мир?

Философы разделились на два лагеря: материалисты и идеалис ты. Оба взгляда являются монистическими (исходящими из одного). Но в истории философии существует еще и дуалистическое направле ние, которое признает материальное и духовное независимо друг от друга.

И материализм, и идеализм прошли в своем развитии несколько форм:

    1. Стихийный материализм.
    2. Метафизический, механистический материализм 17 века.

3. Отечественный материализм 60-х годов 19 века. (Чернышевс кий).

4. Современная форма материализма - диалектический материа лизм (Маркс, Плеханов, Ленин).

    Идеализм.

Объективный идеализм - первичность духовного мира, мира идей, чистой мысли, мирового разума, существующих вне субъекта. Мир людей, вещей - порождение духовного мира (Платон и Гегель). Субъективный идеализм - первичны человеческие ощущения, че ловеческое сознание, т. е. что-то субъективное, а материальный мир рассматривается как порождение и результат творческой деятельнос ти субъекта.

Материалисты считают, что мир познаваем, но процесс познания сложен, диалектически противоречив.

Есть пессимистические системы взглядов скептицизм, агности цизм. Первый утверждает, что существует два взаимоисключающих мнения: утверждение и отрицание. Агностики принципиально отрицают познаваемость мира.

Кант пришел к выводу о существовании границ познания. Он предупреждал об опасности всезнайства, о том, что есть граница между знанием и незнанием. Как бы не натворить чудес для себя? "Я ограничил возможность науки и дал место вере. "

Агностицизм - философское учение согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности познания окружающей человека действительности. Этот термин введен английским естест воиспытателем Гексли в 1869 г. для обозначения философской пози ции, ограничивающей сферу компетенции философскими рамками "пози тивного знания". Наиболее последовательно в истории философии аг ностицизм проведен в скептицизме Юма, который полагал, что все познание имеет дело лишь с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

Вульгарный материализм - течение в буржуазной философии сер. 19 в. Упрощали положения старого материализма и, отвергая диалек тику, оставались на позициях метафизики и механицизма в ту эпоху, когда уже сложились исторические условия для преодоления ограни ченности предшествовавшего материализма. Они популяризировали достижения естествознания, указывали на атеистические выводы, от рицали специфику сознания, которое непосредственно сводилось к веществу. Содержание сознания определялось главным образом хими ческим составом продуктов питания.

Деизм - философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому бог, сотворив мир, не прини мает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерности те чения событий.

Дуализм - двойственный. Философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу два начала дух и материю. Представитель - Декарт.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее его так, как он существовал сам по себе вне и не зависимо от человека и его сознания, объективное содержание чувств, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития. Катего рия истины характеризуется как результат процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятель ность.

Мифология - форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общест венного сознания. Предпосылки мифологической "логики" служили неспособностью человека выделить себя из окружающей среды и не расчлененного мифологического мышления.......

Монизм - способ, рассматривающий многообразие явления мира, исходящее из одного начала, единой основы всего существующего и построение теории в форме логически последовательного развития исходного положения.

    Пантеизм - философское учение, отождествляющее бога и мир.

Скептицизм - античное, философское направление, основанное Пирроном. Опираясь на Демокрита о недостоверности знания, не до пускали возможность достоверности знания. Отвергали существующие причины явлений, объективное существование добра и зла. Считали всех философов глупцами.

Солипсизм - крайняя форма субъективного идеализма, в которой признается только мыслящий субъект, а все остальное существует лишь в сознании индивида.

Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте воли и затем им распоряжающегося.

    5

В свое время Кант сформулировал три вопросы, которые имеют принципиальное значение для философии: что я могу знать, что я должен делать, на что я могу надеяться.

Эти вопросы отражают 3 типа отношений человека к миру: поз навательное (гносеология), практическое (праксиология), ценност ное (аксиология).

Кант подчеркивал, что без знаний нельзя стать философом, но одних знаний мало, т. к. подлинный философ - практический, воспи тывающийся учением и делом. Любые цели, знания должны согласовы ваться с высшими целями человеческого разума. Без этого стержня достижения людей теряют смысл.

Кант считает, что эти три вопроса сведены к четвертому, "Что есть человек? " Если существует наука, действительно нужная че ловеку, то это та, их которой можно научиться тому, чтобы быть человеком.

Высшая цель для Канта - человек, как цель, а не средство. Пока человечество этого не добилось.

    В центре внимания философии находится человек с его природ
    ным и социальным миром. Что имеется ввиду?

1. Человечество не как объект в философии, но как субъект (творец, деятель).

2. Философия рассматривает человека не просто как субъект, но человека в его отношении к миру.

Она должна определять то конкретное и уникальное место, ко торое занимает человек в универсуме бытия. Без общей мировоззрен ческой установки невозможна никакая активно-творческая деятель ность человека.

3. Философия должна ответить на центральный вопрос, возникаю щий при рассмотрении отношения человека к миру, на основании воп роса философии о первичности объекта или субъективности бытия. - о формах отражения субъектом мира объектов;

- О способах истинности субъективного образа объективного мира.

4. Философия должна освободить человеческий ум от скрытых в нем препятствий к адекватному восприятию мира, т. е. выполнить миссию методологического чистилища для ищущего себе верную дорогу опытного и вообще частнонаучного знания.

5. Философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процесса познания вообще.

Мы говорим: "К Вселенной надо подходить объективно", т. е. так, как она существует в действительности.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011