Философская реформация Фрэнсиса Бэкона - (реферат)
Философская реформация Фрэнсиса Бэкона - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
1 Введение.
У начала новой европейской философии возвышается колоритная фигура Фрэнсиса Бэкона . Однако до сих пор живы в сознании многих его броские афоризмы, максимы его практической философии и слова торжественного гимна в честь всемогущества человеческого знания и экспериментальной науки . По крайней мере три идейных фактора определили формирование и характер новой европейской философии - возрождение античных ценностей , религиозная реформация и развитие естествознания . И воздействие всех их отчетливо прослеживается в возрениях Бэкона -- последнего крупного философа Возрождения и зачинателя философии нового времени . Натурфилософия Возрождения наряду с крепкой традицией английского номинализма и эмпиризма подготовили почву для бэконовской филосовской реформации. Его философия была продолжением натурализма Возрождения , который он вместе с тем освобождал от пантеизма , миститизма и различных суеверий . Продолжением и вместе с тем его завершением . Остатки органистических воззрений сочетались в ней с началами аналитического метода, поэтичность с трезвым рационализмом , критицизм с нетерпеливым желанием охватить все и обо всем высказаться . Она удивительно концентрированно воплотила в себе тот последний мощный всплеск культуры Возрождения , который породил запоздалый, кратковременный и напряженный английский Ренессанс , этот яркий закат всего западноевропейского Ренессанса , почти слившийся с зарею грядущего Просвещения. И по своим намерениям , и в действительности Бэкон играл в философии роль реворматора .
Но обставлена она была классическими декорациями .
Провозгласив принципиально новую ориентацию и значимость философии , Бэкон в понимании если не задач , то об'ёма ее компетенции примыкал к классической античной традиции , одновременно придавая этому понятию и то широкое значение научного знания вообще , которое надолго укоренится в англо-саксонском обиходе . Он включал в философию почти всю совокупность наук и видел ее задачу в изучении как природы , так и человека
с некоторой методологичеки единой точки зрения .
И в месте с тем этот родоначальник сциетизма в философии , если только он не обсуждает специальные естественнонаучные проблемы и опыты , в своих рассуждениях умел сохранить тот особенный аспект подхода , который соотносится с непосредственным эначением этого древнегреческого термина >- любомудрие . Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона -- философией далекого английского Возрождения, мы находим в нем самые различные элементы и напаластования --новаторские и традиционалистские , научные и поэтические , мудрые и наивные , те, корни которых уходят в глубь веков , и те , которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных структур , проблем и умонастроений. Такова уж судьба классической филосовской мысли -- долгая жизнь в отличии от эпигонских и плоских философствований , претенциозность которых болезненно ощущается уже современниками . Оригинальная же мысль всегда содержит всебе тайну метафорозы, возможность многократного и неожиданного преломления в умах будующих поколений . Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки , на указание ее первостепенного значения в жизни человечества , на выработку нового целостного взгляда на ее строение , классификацию , цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер , разрабатывая ее общую стратегию, определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в будующем обществе . Идея Великого Восстановления Наук--Instaurationis Magnae Scientiarum --пронизывала все его филосовские сочинения , провозглашалась им с многозночительностью , афористичной проникновенностью, завидной настойчивостью и энтузиазмом . В отличии от античных и средневековых ценностей Бэкон утверждает новую ценность науки . Она не может быть целью самой по себе, знанием ради знания , мудрости ради мудрости. Конечная цель науки --изобретения и открытия . > . И Бэкон призывает не воздавать слишком много авторам , не отнимать прав у Времени - этого автора всех авторов и источника всякого авторитета . >, --бросает он свой знаменитый афоризм . Бэкон верил , что идее его философии суждена не просто долгая жизнь академического признанного и канонизированного литературного наследия -еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством . Он считал , что идея эта станет одним из конструктивных принципов самой человеческой жизни , которому >.
В известном смысле он оказался прав .
И сейчас , столетия спустя , мы как бы вновь осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки .
2 ЖИЗНЬ , ЛИЧНОСТЬ , СТРЕМЛЕНИЯ .
Он родился 22 января 1561 года в Лондоне , в Йорк -Хаузе на Стренде , в семье одного из высших сановников елизаветинского двора , сэра Николоса Бэкона. Весной 1573 года мальчика посылают учиться в Тринити колледж в Кембридж . Печать этой классической выучки отметит все последующее творчество Фрэнсиса Бэкона , и все же он ушел из колледжа с сохранившейся на всю жизнь неприязнью к философии Аристотеля , по его мнению , пригодной для изощренных диспутов , но бесплодной в отношении всего , что могло бы служить пользе человеческой жизни. Желая подготовить сына к государственной службе , Николас Бэкон отправляет шестнадцатилетнего юношу в Париж , где он приобщается к составу английского посольства . Франция дала ему превосходный урок политического образования . Дипломатическая работа позволила юному Бэкону ознакомиться с политической жизнью и других стран континента . Но вот смерть отца в феврале 1579 года заставляет Бэкона возвратиться в Англию . Бэкон поступает в юридическую корпорацию , где на протяжении ряда лет изучает юреспруденцию и философию. В 1593 году мы видим Бэкона заседающим в палате общин , где он вскоре приобретает славу выдающегося оратора . В 1597 году вышли в свет произведения принесшие Бэкону литературную известность, -томик небольших эссена религиозные , моральные иполитические темы. В нем содержался и первый вариант его >. За год до смерти в посвящении к третьему английскому изданию он признается , что из всех его произведений > получили наибольшее распространение . >. В следующем году он назначается штатным королевским адвокатом , в 1607 году получает пост генерал-солиситора , а еще через пять лет -должность генерал -атторнея---высшего юрисконсульта короны. Эти же годы ознаменовались и под'емом его филосовско литературного творчества . В 1605 году Бэкон публикует трактат >, в котором обосновал великую роль науки для жизни людей и набрасывал идею их классификации . Это был прообраз его труда >, начало воплощения плана >. Параллельно шло обдумывание и других разделов >. В ряде работ , над которыми он трудился в течении 1603-1612 годов можно найти много идей и положений , получивших впоследствии развитие в >. В 1609 году вышел его сборник оригинальных истолкований античных мифов >. В 1612 году он подготавливает второе , значительно расширенное издание >. В то же время им были закончены > и >. В 1620 году Бэкон опубликовал свой знаменитый > , содержащий его учение о методе и теорию индукции , по замыслу вторую часть так и незавершенного генерального труда своей жизни >.
Он работает над кодификацией английских законов
и над историей Англии при Тюдорах ; готовит третье английское и латинское издания > и цикл работ по >; печатает свой самый обЪемистый и систематический труд > ( 1623г. ) -первую часть > и сборник > ( 1625г. ) . В эти же годы он работал , так и не успев их окончить , над трактатами > и окончательным вариантом > Весной 1626 года он простудился , а 9 апреля 1626 года Бэкон скончался.
3 ВЕЛИКИЙ ЗАМЫСЕЛ .
В своем произведении > многозначительно названном > , Бэкон впервые сформулировал свою идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий . Ссылка на время не была простым риторическим оборотом . Он и впоследствии считал замысел > -- Instaurationis Magnae Scientiarum - скорее порождением времени , чем своего ума . Его план он опубликовал в 1620 году вместе с > . Это был грандиозный замысел . Его первая часть > призвана была дать обзор и классификацию уже достигнутых человеческих знаний и указать темы , которые прежде всего нуждаются в дальнейшем изучении . Вторую часть составлял >. Здесь излагалось учение о методе познания как > и > разума в исследованиях вещей . В противоположность дедуктивной логической теории аристотелевского > Бэкон выдвигает индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежат опыт и эксперимент о определенная методика их анализа и обобщения . Эта часть -- филосовско-методологический фокус всего бэконовского замысла и вместе с тем последний систематически разработанный раздел его >. Третья часть предполагала кропотливую работу по изучению и систематизации различных природных фактов, свойств и явлений, естественнонаучных наблюдений и экспериментов, которые, согласно его концепции , должны были стать исходным материалом для последуещего индуктивного обобщения. Небольшой набросок этой части >появился в 1620 году в одном томе с >. В четвертой части >на частных, но типичных и разнообразных примерах должен был быть продемонстрирован весь тот развернутый ход исследования и порядок научного открытия, методика которого изложена в >.
К этой части Бэкон написал лишь небольшое вступление.
Только предисловие им было написано и к пятой части >. Она должна была содержать предвосхищения подлинно научного объяснения явлений природы , предварительные результаты собственных наблюдений и открытий автора, еще непроверенные надлежащим образом строго научным методом . Что же касается последней , шестой части >, то есть взятой в самом широком объеме сичстемы научного знания, построенного на базе сформулированной им методологии , то Бэкон скромно признавался : дать завершающую ее картину ->. Это дело он оставлял всему последующему развитию человечества. Такова общая концепция и структура >. Она была связана не только с пропагандой научного знания и предчувствием зреющих в нем перемен , но и с утверждением новых целей науки, ее общественого престижа и предвидением решающий роли в будуности человечества. Итак, только истиное знание дает людям реальное могущество и обеспечивает их способность изменять лицо мира; два человеческих стремления - к знанию и могуществу -находят здесь свою оптимальную равнодействующую . В этом состоит руководящая идея всей Бэконовской философии , по меткой характеристике Б. Фаррингтона , ->. И здесь же коренится одна из глубоких причин столь продолжительной популярности его взглядов .
3 ПЕРВАЯ, ВТОРАЯ И ЕСТЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИИ .
Как особая область знания философия , по Бэкону , существует наряду с историей , поэзией и боговдохновенной теологией . История соответствует памяти, поэзия -воображению , философия - рассудку : >. Последующее подразделение науки у Бэкона основывается на соображении , что у каждой отрасли знания есть специальная сфера бытия . При этом он замечает , >. Философия по Бэкону имеет дело не с индивидуумами и не с чувственными впечатлениями от предметов , а с абстрактными понятиями , выведенными из них , соединением и разделением которых на основе законов природы и фактов самой действительности она и занимается . Философия относится к области рассудка и по существу включает в себя содержание всей теоретической науки . Предмет ее трояк - бог, природа . человек. Соответственно этому она делится на естественную теологию , естественную философию и учение о человеке. Эта реформационная концепция в соответствии с бэконовскими принципами >призвана составить >Бэкон противопоставляет >или >, которая выступает некоей всеобщей материнской наукой -собранием и исследованием общих для многих наук аксиом и так называемых трансценденций , или привходящих качеств сущего. Задача >-показать единство природы путем выявления и систематизации общих и основополагающих принципов и аксиом , применимых в самых рапзличных областях знания. Поистине знание о природе - это главный всепоглощающий предмет внимания Бэкона , и какие бы филосовские вопросы он ни затрагивал, подлиннойнаукой для него оставались изучение природы, естественная философия . Фундамент естественной философии составляет естественная история. Однако фактическая констатация и описание тех или иных природных и опытных явлений явлений еще не составляют теоритической науки , которая всегда есть знание причин . Таковой в естественной философии выступают физика и метафизика. Физика изучает общие начала вещей , систему и строение Вселенной , а также все многообразие объектов природы. При этом физика интересуется материальными и действующими причинами явлений , причинами более частными и изменчивыми по сравнению с теми которые составляют предмет метафизики. Метафизика выявляет в природе вещей нечто более общее и неизменное , чем материальная и действующая причины , а именно форму и конечную величину. Но понятие о конечной причине или цели имеет смысл там, где речь идет о человеческих действиях, а поэтому как раздел естественной философии метафизика должна прежде всего исследовать формы , >, в то время как собственно физика имеет дело с преходящими и как бы внешними носителями этих форм. Великим приложением к естественной философии , как теоретической , так и практической он считал математику . Строго говоря , математика даже составляет часть метафизики , ибо количество , которое является ее предметом , приложенное к материи , есть своего рода мера природы и условие множества природных явлений , а поэтому и одна из ее сущностных форм .
4 О ДУШЕ И ЕЕ СПОСОБНОСТЯХ .
Представление Бэкона о душе и ее способностях составляют центральное содержание его философии человека и вместе с тем тот пункт, в котором особенно отчетливо прослеживается ряд мотивов , характерныхвообще для филосовских концепций Возрождения . Френсис Бэкон различал в человеке две души - разумную и чувственную. Первая-боговдохновенная , вторая - подобная душе животных : первая происходит от >, вторая - из набора материальных элементов и является органом разумной души. Все учение о боговдохновеной душе - о ее субтанции и природе , о том, врождена ли она или привнесена извне , он оставляет компетенции религии . >.
5 ЭМПИРИЧЕСКИЙ МЕТОД .
Своеобразие интелектуального ига схоластики сказывалось не только в регламентации свободы научной мысли религиозными догматами и предписаниями авторитетов , но и в отсутствии каких-либо строгих критериев для отличения истины от вымысла . Схоластика была "книжной" наукой , то есть пользовалась сведениями , полученными из книг . Ощущался не недостаток не столько в идеях , сколько в методе для получения новых открытий , в том твердом основании , на котором только и могло быть воздвигнуто здание критически выверенного и вместе с тем позитивного научного знания - в организации эффективного экспериментального исследования . Это обстоятельство было в полной мере осознано Бэконом и положено во главу угла как его критики , так и его метода. Его заслуга , в частности , состоит в том , что он со всей определенностью подчеркнул: научное знание проистекает изопыта , не просто из непосредственных чувствительеных данных , а именно из целенаправленного организованного опыта , эксперимента. Боле того , наука не может строиться просто на непосредственных данных чувства. В трактате > мы находим интересный анализ научного опыта типа "охота Пана" , где Бэкон разбирает различные способы постановки опытов и модификации экспериментировани , в частности изменение , распространение , перенос , инверсию , усиление и соединение экспериментов . Изменение эксперимента - это такая операция , когда какой-либо имеющийся опыт осуществляется с другими объектами подобного же рода или с теми же объектами , но при других условиях . Следующая операция-распростронение эксперимента - связана с повторением и расшифрованием эксперимента или постановкой его в более утонченной форме . Перенос эксперимента бывает троякий : из природы в искусство , из одного технического искусства или вида практики в другой , из одной части искусства в другую часть того же искусства . Инверсия эксперимента имеет место тогда , когда доказывается противоположное тому , что уже известно из опыта . Под усилением эксперимента понимается доведение его до потери исследуемого свойства . Соединение эксперимента - это объединение в единое целое нескольких экспериментов "связь и сцепление их преминений ". Оно используется там , где отдельные опыты не приносят желаемого результата, но в соединении с другими дают нужный эффект . И Бэкон заключает рассмотрение научного эксперимента такими замечательными словами: ".... не нужно падать духом и приходить в отчаяние , если эксперименты , которым отдано столько сил , не приводят к желаемому результату . Конечно , успех опыта значительно приятнее , но и неудача часто обогащает нас новыми знаниями . И нужно всегда помнить о том (мы повторяем это непрестанно ) , что к светоносным опытам следует стремиться еще настойчевее , чем к плодоносным ". Теорию "светоносных" опытов Бэкон изложил в >, она по существу смыкается с его учением об индукции .
6 ТЕОРИЯ ИНДУКЦИИ .
Формулируя теоретические аксиомы и понятия об изучаемых природных явлениях , не следует полагаться на абстрактные обоснования . Надо расшифровывать тайный язык природы из докуменмов самой же природы , из фактов опыта .
Иной альтернативы в научном познании не сущуствует .
Самое главное - это найти правильный метод анализа и обобщения опытных данных , позволяющий постепенно проникнуть в сущность исследуемых явлений . Основным методом исследования в естественной философии является индукция . Но эта не та индукция, которая заключает лишь на основании простого перечисления ограниченного числа благоприятных случаев . Простая перечислительная индукция чаще приводит к ошибочным результатам . И Бэкон ставит перед собой задачу сформировать принцип научной индукции , "которая производила бы в опыте разделение и отбор и путем должных исключений и отбрасываний делала бы необходимые выводы ". В случае индукции мы , вообще говоря имеем незавершенный опыт , и Бэкон понимает необходимость выработки таких эффективных средств , которые позволили бы , говоря современным языком , осуществлять возможно более полный и глубокий анализ информации, заключающейся в посылках индуктивного вывода . Перечислим некоторые особенности бэконовской трактовки индукции , связывающие собствено логическую часть учения Бэкона с его аналитической методологией и филосовской метафизикой . Во-первых , средства индукции предназначаются для выявлдения форм "прстых свойств ", или "природ ", как называет их Бэкон , на которые , вообще говоря , разлагаются все конкретные физмческие тела . Во-вторых , задача бэконовской индукции - выявить "форму", в перипатетической терминологии "формальную" причину , а отнюдь не "действующую" или "материальную" , которые, по его мнению , частны и преходящи и поэтому не могут быть неизменно и существенно связаны с теми или иными простыми свойствами . Он мыслил индукцию не как средство узкоэмпирического исследования , а как метод выработки фундаментальных теоретических понятий и аксиом естествознания , или , как он выражался , естественной философии . Итак , бэконовское учение об индукции тесно связано с его филосовской онтологией , с аналитической методологией , с учением о простых природах и формах, с концепцией разных видов причинной зависимости . Таким образом , мы с уверенностью можем назвать Фрэнсиса Бэкона одним из родоначальником современной экспериментирующей науки . Но еще важне , пожалуй , то, что пионер естественонаучной методологии не относился к своему учению как к истине в последней инстанции . Он прямо и откровенно ставил его лицом к лицу с будующим . "Мы не утверждаем , однако , что к этому ничего нельзя прибавить, -писал Бэкон . -Наоборот , рассматривая ум не только в его собственой способности , но и в его связи с вещами , мы должны установить , что искусство открытия может расти вместе с открытиями ".
7 БЭКОН И АНТИЧНОСТЬ .
Интерес к античности пронизывает всю историю европейской цивилизации . Вразные времена и в разных общественных и идейных условиях он принимал различные формы , сосредоточивался то на одних , то других источниках , воплощался в различном их толковании и использовании в той или иной связи . И размышления Бэкона постоянно отталкивался и вновь возвращается к античной классике . Его сочинения полны ссылок на греческих и римских философов, писателей , историков , поэтов и риторов . Их наивные , но свежие , жадно обращенные на мир взгляды наполминают ему о забытой в схоластической науке природе вещей , о подлинных природных телах и процессах, об опыте . В том , что "все они определяли материю как активную , как имеющую некоторую форму , как наделяющую этой формой образованные из нее предметы и как заклучающую в себе принцип движения ", Бэкон видит исходный и единственно плодотворный принцип всякой истинной те есть опытной науки . В произведениях френсиса Бэкона отчетливо прослеживается его отношение к трем основным сферам идейного наследия - античной философии , мифологии и христьянству .
Отношение Бэкона к античности по своему продумано.
Он знает , что ему нужно в этом великом складе прошлого , и использует взятое для подтверждения идей и установок своего мировозрения . Он целенаправлено интерпритирует античность , и его подход отличается как от эмпирического описательства , так и от простой констатации самосознания этого прошлого , понимание его "изнутри" его концепции и эпохи . Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой , построоить ее картину , не искаженную првнесениями человеческого духа . Поскольку природа есть физическая , чувствительная материальная сущность , понять ее можно лишь сполмощью адекватных ей способов , то есть чувственными , физическими , материальными средствами .
8 ЭТИКА
Античная этика была по преимуществу учением о добродетели и занималась вопросом : что есть добродетель , то есть чем должен руководствовать человек , чтобы бюыть нравственным . Предмет этики - человеческое волеизлеяние , направляемое и организуемое разумом , приводимое в действие аффетами и дезориентируемое кажущимися , мнимыми благами . Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного блага перед индивидуальным , деятельной жизни перед созерцательной , самоусовершенствования личности перед самоудовлетворением . Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаменатель и под удар своей свей критики все те нравственные ценности , вокруг которых кристаллизовались этически теории древних киренаиков , эпикурейцев , скептиков и стоиков . Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстрастная созерцательность , душевня безмятежность , самоуспокоенность , самоограничение или же стремление к индивидуальному наслаждению , они не выдерживают критики , если только подойти к этой жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения . И тогда окажется , что все эти "гармонизирующие душу" блага есть не более чем средства малодлушного бегства от жизни с ее треволнениями , искушениями и антагонизмами и что никак не могут служить основой для того подлинного душевного здоровья , активности и мужества , которые позволяют противостоять ударам судьбы , преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг , полноценно и общественно значимо действовать в этом мире . И здесь важно отметить то значение , которое Бэкон придавал альтруистическому началу в человеке : добрые дела связывают людей теснее , .чем долг. Эту идею бэконовской этики впоследствии подхватят и будут разрабатывать многие английские моралисты .
9 ОПЫТЫ .
Работа над > сопровождала его всю жизнь .
С них началась известность Бэкона как писателя .
"Опыты" оставались самымми популярными из его сочинений , "надо полагать , потому что они ближе всего к практическим делам и чувствам людей ", да и сам он считал их одним из лучших плодов своего творчества . Первое издание " Опытов " появилось появилось в Лондоне в 1597 году. Через пятнадцать лет в 1612 году отдельной книгой вышло вторе издание . Оно содержало 29 новых эссе , старые же были исправлены и дополнены . Хотя из эссе мы можем многое почерпнуть о филосовских , этических и социально-политических воззрений Бэкона , они принадлежат более английской литературе , чем философии . Их язык и стилистика беллетристичны. Содержащиеся в них суждения подаются как бы мзвлеченными из непосредственного живого опыта и не подкрепляются столь характерными для филосовских трактатов отвлеченными рассуждениями и умозрительными конструкциями . И даже если к этому жизненному зачастую примешивается и книжный опыт , он используется столь же живо и непосредственно. Чтобы получить представление о всем содержании "Опытов", об особенностях их композиции и стиля , о диалестических переливах мыслей Бэкона , одновременно и лаконичных и многограннх , об ажурных сплетениях его рассуждений , в которые жемчуженами впралены блестящие афоризмы , надо , конечно , прочитать сами эссэ . В одних чувствуется прежде всего политик до мозга костей , приобщающий к глубинам государственной мудрости , наставляющий в изощренной стратегии и опыте жизненой борьбы . В других к вам обращается человек , умудренный житейским опытом, человек дела , все видящий и понимающий , подмечающий самые незначительные жизненные детали . Но почти во всех них обнаруживается глубокий психолог , знаток человеческих душ , придирпчивый и объективный судья поступков . Но помимо политического и практического сознания "Опыты"содержат и другое , связаное с глубоким пониманием человеческой психологии и зарисовками с целью выставки характеров , нравов , чувств и склонностей людей и их поведения в различных ситуациях . Бэкон регистрирует весь этот разноцветный спектр человеческих проявлений , приводит примеры , дает оценки и выносит свои заключения . Так открывается еще одна , литературно-этическая, грань "Опытов"
10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
Провозгласив великое значение естествознания и технических изобретений для человеческого могущества в практике , Бэкон верил , что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признаного и канонизированного литературного наследия , еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством . Он считал , что со временем идея эта станет одним из конструктивных принципов всей человеческой жизни , которому "завершение даст судьба человеческого рода , притом такое какое, пожалуй людям , при нынешнем положении вещей и умов , нелегко постигнуть и измерить " . В известном смысле он оказался прав . И сейчас столития спустя , мы как бы сызнова осознаем пророческую силу предсказания этого герольда новой науки , но к неистощимому бэконовскому оптимизму в сознаниии нашего современника примешивается и горечь за все перипетии , пережитые на этом пути в прошлом , и тревога за то , что ожидает нас в будущем .
|