Научная методология в период Нового времени - (реферат)
Научная методология в период Нового времени - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Историко-Философское становление научной методологии в период Нового времени (реферат) Преподаватель: Базалин В. Г. Аспирант: Банников С. Н. (ФН-3) МГТУ им Н. Э. Баумана, 1997 1. Содержание 1. Содержание 2 2. Введение 3 3. Исторический обзор 3 3. 1. Леонардо да Винчи 3 3. 2. Бернандино Телезио 5 3. 3. Николай Коперник 6 3. 4. Иоганн Кеплер 7 3. 5. Галилео Галилей 9 3. 6. Рене Декарт 12 3. 7. Исаак Ньютон 14 3. 8. Фрэнсис Бэкон 16 3. 9. Блез Паскаль 18 3. 10. Джамбаттиста Вико 20 3. 11. Кондильяк 22 3. 12. Монтескье 23 4. Заключение 24 5. Хронологическая таблица 26 6. Литература 27 2. Введение
Со времен первых античных философов до наших дней развитие науки как особого вида познания окружающего мира было неразрывно связано с развитием философских взглядов на науку и научную методологию. Данная работа посвящена историко-философским аспектам становления научной методологии. Так как целиком уложить такую обширную тему в объем реферата затруднительно, будет охвачен только период Нового времени (от Леонардо да Винчи до Иммануила Канта). Несмотря на некоторую условность заданных временных границ, предпринята попытка добиться логической целостности работы. Так как целью работы был как можно более полных охват фактического материала непосредственно по развитию философских взглядов, сведения биографического характера опущены, за исключением самых общих.
3. Исторический обзор
В данном основном разделе работы содержится исторический обзор развития философских взглядов на науку.
3. 1. Леонардо да Винчи
Великий Леонардо да Винчи (1452-1519) имел настолько универсальный круг интересов, что практически нельзя назвать область деятельности, которую он бы не затронул. Естественно, не обошел он своим вниманием и философию, более того, король Франциск I называл его“величайшим философом”. Применительно к теме данной работы интересны его представления об опыте и знаниях. В процессе обучения в мастерской Верроккьо (1470) формируется его представление об опыте. Понятие опыта как направленной на познание практической деятельности сочетается с пониманием того, что“никакое человеческое исследование не может привести к истинному знанию, если оно не опирается на математические доказательства” [1 Цитаты даны по [1]. Приведены ссылки на оригинальные первоисточники] [Ошибка! Источник ссылки не найден. ]. С его точки зрения, простого опытного наблюдения недостаточно, так как природа содержит отношения, не познаваемые опытным путем. Отношения эти могут быть поняты в том случае, если причины их будут раскрыты в“умозрительном рассуждении”. Если кратко выразить представления Леонардо его словами цитатами, то можно сказать, что“природа изобилует бесконечным числом причин, которые никогда не проявлялись в опыте”; “любое наше знание берет начало от чувства”; “чувства имеют земную природу, разум находится вне, созерцая их”; “наука – это капитан, практика – матросы”. Для познания природы Леонардо отталкивается от опыта. Природа предоставляет чувствам результаты, скрывая причины. Для вскрытия причин человек прибегает к“умозрительным рассуждениям”, для проверки которых снова обращается к опыту. Для выявления причин используется“математика” –наука, которая вскрывает отношения необходимости между различными явлениями, то есть причины, которые“никогда не проявлялись опытным путем”. Таким образом, Леонардо можно считать методологическим предшественником аналитико-синтетического метода Галилея, хотя и не все историографы согласны с такой трактовкой.
3. 2. Бернандино Телезио
Бернандино Телезио (1509–1588), итальянский философ–натуралист, в своей основной работе “О природе вещей согласно ее собственным началам”выдвинул тезис о выделении физики как строго автономной области знания. Само название его труда говорит о том, что природа в себе самой имеет принципы своего строения и объяснения этих принципов. Не отрицая наличия трансцендентного Бога, души и прочих метафизических категорий, Телезио разграничивает физику и метафизику. В отличие от физики Аристотеля, которая основывалась на метафизических построениях, физика Телезио основывается на чувственном восприятии природы. Человек сам является частью природы, и следовательно, имеет возможность познать природу через чувство. Такое направление можно охарактеризовать как натуралистическую редукцию. Используя натуралистическую редукцию для объяснения природной реальности, Телезио конструирует свою физику. В ее основе находятся три начала–тепло, холод и телесная масса. Для объяснения человека как мыслящей части природы Телезио вводит“дух, производный от семени”. Этот дух не является душой, о чем он специально говорит, так как метафизическая бессмертная душа не имеет отношения к объяснению чувственной природы. Телезио не отрицает разум как инструмент познания, так как только разум может сравнить чувственные ощущения, воспринимаемые в различные моменты времени. Тем не менее чувства вызывают у него больше доверия, нежели разум, так как воспринятое чувствами не нуждается в дальнейших исследованиях. С точки зрения Телезио, даже математика основана на чувствах. Рассматривая соотношение божественного и природного, Телезио считает Бога творцом природы и ее законов, но отрицает необходимость обращения к Богу в физическом исследовании. Далее эти мысли находят развитие в трудах Галилея, о чем будет сказано ниже.
3. 3. Николай Коперник
Польский астроном Николай Коперник (1473–1543) прежде всего известен как автор гелиоцентрической тории строения мира. Но его значение не исчерпывается технической реформой в астрономии. В основной работе своей жизни“Об обращениях небесных сфер”Коперник не просто исключает Землю из центра вселенной. Основное противоречие между церковью и учением Коперника заключалось в том, что Коперник претендовал на реалистичность своей теории, а не на инструменталистский подход к ней. Система эксцентриков и эпициклов Птолемея также имеет немного сходства со Святым Писанием, но ее исключительно инструментальный характер предотвращал нападки на нее со стороны церкви. Рассматривая теорию Коперника не только как удобный инструмент для описания движения небесных тел, но как реалистическую концепцию строения мира, его последователи непременно входили в конфликт с буквой и духом Библии. Период времени от работ Коперника до Ньютона обычно называют “научной революцией”, и Коперник стоял у ее истоков. Исключение Земли из центра вселенной изменило не только астрономию, но также и философию. После работ Джорджано Бруно о множественности миров потребовалось найти новое местопребывание Бога. Вместе с этим меняется и сам образ науки. Наука более не является принадлежностью отдельного просвещенного мага или комментарием к авторитету Аристотеля. Целью науки является раскрытие и исследование окружающего нас природного мира. При этом научное знание претендует на реализм, то есть описание действительных законов окружающей нас природы, а не просто на введение удобных инструментов для расчетов, оторванных от реальности.
3. 4. Иоганн Кеплер
Иоганн Кеплер (1571-1630) значительно подправил теорию Коперника, впервые введя понятие не круговых, а эллиптических орбит [2Понятие орбиты вместо материальной сферы было введено Тихо Браге на основании изучения движения комет. ]. Являясь математиком-неоплатоником и неопифагорейцем, Кеплер считал, что Бог создал математически гармоничный мир, и долг ученого–вскрыть математические закономерности, лежащие в основе мироздания. В поиске разгадки математической и геометрической гармонии мира заключалась вся деятельность Кеплера. В работах “Новая астрономия” (1609), “Сокращение коперниковой астрономии” (1618) и “Гармония мира”(1619) Кеплер выводит три закона движения планет, сохранившиеся в таком виде до наших дней. Открытие им этих законов (работа над исчислением орбиты Марса заняла десять лет) является образцом истинно научного поиска, актуальным и по сей день. Кеплер из-за слабого зрения не в состоянии был проводить собственные наблюдения, он пользовался весьма точными данными, оставленными ему его предшественником Тихо Браге. Пытаясь предсказать положение Марса на основании его многолетних наблюдений, Кеплер приходит к революционному выводу о том, что видимое движение планет нельзя объяснить круговыми орбитами. Овальные орбиты были так же отвергнуты ученым. Только считая орбиты эллиптическими, можно было добиться соответствия расчетных и наблюдаемых данных. Выдвигая гипотезу за гипотезой, Кеплер осуществлял их экспериментальную проверку до тех пор, пока не достиг приемлемого результата. Все гипотезы, не прошедшие экспериментальной проверки, отвергаются. В результате появляется научная теория, подтвержденная экспериментальными фактами и способная адекватно описывать действительность. Николай Коперник совершил качественную революцию в астрономии, Иоганн Кеплер произвел ее на количественном уровне. Гелиоцентрическая система мира показала свою практическую прикладную ценность в качестве инструмента для расчетов. Открытие трех законов Кеплера является и теперь образцом истинно научного исследования. Недюжинная сила воображения, необходимая для выдвижения гипотез, сочетается у него с самым критическим контролем над их корректностью. Результатом является математически стройная научная теория, имеющая как огромное познавательное, так и практическое значение, актуальное и до наших дней.
3. 5. Галилео Галилей
Итальянский ученый–астроном Галилео Галилей (1564-1642) с точки зрения данной работы прежде всего важен тем, что он формулирует теоретическое различие между суждениями веры и науки. Священное Писание и вера показывают человеку“как попасть на небо”, но при этом почти ничего не говорит о том, “как перемещается небо. На этот второй вопрос дает ответ научное знание. При этом научное знание является нейтральным по отношению к вопросам духовных и религиозных ценностей, а вера не должна рассматривать Библию как источник точных фактических знаний об окружающем нас мире. Таким образом провозглашается автономия научного знания относительно Священного Писания. Наука и вера у Галилея несоразмерны, но вполне могут сосуществовать. Рассмотрим образ науки у Галилея. Прежде всего, как уже было сказано, наука более не служанка веры, она имеет самостоятельное значение. Основы и задачи науки и веры отличаются. Более того, наука должна стать независимой от оков догматизма, слепого преклонения перед древними авторитетами. Для определения истинности или ложности того или иного положения следует использовать доказательства, а не бумажные ссылки на авторитеты. При этом такой подход не означает полного отказа от традиций и наследия того же Аристотеля. Следует только отделить истинно научные доказательства, опирающиеся на чувственные опыт, от оторванных от действительности рассуждений. Галилей воспринимает науку в стиле реализма. Рассуждая более как физик, нежели как математик, он считает научное знание описание реальной действительности, а не просто набором инструментов для практических расчетов. В этом заключается основное эпистемологическое противоречие между Галилеем и церковью, причина гонений и суда инквизиции. Наука будет в состоянии дать достоверное описание действительности только в том случае, когда она будет в состоянии различить субъективные и объективные свойства тел. Объективность науки состоит в том, что она оперирует количественными характеристиками тел, не зависимыми от наблюдающего их субъекта, доступными исчислению и измерению. Субъективные качества тел (к ним Галилей относил в том числе цвет, запах, вкус) не являются предметом науки. Объективная и доступная измерениям наука о действительности возможна, так как природа, с точки зрения Галилея, написана на языке математики. Галилей также формулирует научный метод, следуя которому можно получить объективные научные знания. Суть его можно сформулировать несколькими цитатами из его письма к Христине Лотарингской: “в диспутах о проблемах природы не следует начинать с авторитета Священного Писания, но с чувственного опыта и необходимых доказательств”; “природные явления, которые открывает перед нашими глазами чувственный опыт или в которых убеждают нас необходимые доказательства, никоим образом не должны быть подвергнуты сомнению или осуждены отрывками из Священного Писания, где, как представляется, говорится иначе”. Сочетание чувственного опыта с необходимыми доказательствами образует научный опыт–эксперимент. Отличие эксперимента от простого пассивного наблюдения заключается в том, что эксперимент проводится для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы. В результате происходит формирование научной теории, подтвержденной экспериментально. Следует отметить, что Галилей широко использовал также мысленные эксперименты, часто невыполнимые на практике. Такие эксперименты вполне оправданы в случае использования их с критической или эвристической точки зрения. Галилей использовал подзорную трубу в качестве инструмента научного исследования. Это являлось революционным шагом, так как до того механические приборы не признавались научной средой как средства, способные расширить наше представление о мире. Велик вклад Галилея в преодоление эпистемологических барьеров на пути внедрения инструмента в научное исследование. Он превратил подзорную трубу из простого предмета в решающий элемент научного знания. Несовершенство человеческих чувств может быть преодолено использованием научных приборов, расширяющих возможности познания. Галилея можно назвать теоретиком гипотетико-дедуктивного метода в научном познании. Он продолжил научную революцию, которая будет завершена Ньютоном. 3. 6. Рене Декарт Отец современной философии Рене Декарт (1596-1650) сосредотачивает свое внимание на построении фундамента нового здания философии. В качестве основы для него должен быть разработан новый научный метод рассуждений, который и станет началом нового знания. С точки зрения Декарта, Галилей не предложил метода, способного проникнуть к корням философии и науки. Такую задачу ставит перед собой Декарт. В его“Правилах для руководства ума” и “Рассуждении о методе” содержатся “четкие и легкие правила, которые не позволят тому, кто ими будет пользоваться, принять ложное за истинное и, избегая бесполезных умственных усилий, постепенно увеличивая степень знания, приведут его к истинному познанию всего того, что он в состоянии постичь”. В первой работе он перечисляет двадцать одно правила, но впоследствии в “Рассуждениях о методе он сводит их число к четырем. Сам он аргументирует это следующим образом: “…вместо множества законов логики мне достаточно следующих четырех– при условии твердого и неукоснительного соблюдения их безо всяких исключений”. Ниже приводятся формулировки этих фундаментальных правил в изложении автора: “Никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен; … включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не может дать повод к сомнению”. Это фундаментальный нормативный принцип очевидности, которая достигается посредством интуиции. Речь идет о суждении, которое само служит себе объяснением, так как не опирается ни на что, кроме прозрачность интуитивного действия. Для того, чтобы достичь этой прозрачности, вводятся три другие правила: “Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения”. Это аналитический метод, который следует применять до тех пор, пока каждая отдельная часть проблемы не попадет под первое правило, то есть не станет очевидной и интуитивно понятной. Но для того, чтобы решить исходную сложную проблему, одного анализа недостаточно. Следует провести синтез, цель которого закрепляется в третьем правиле: “…Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. ” “Делать всюду перечни настолько полные и обзоры настолько всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено”. Таким образом достигается контроль за полнотой проведенного анализа и корректность синтеза. Данные правила достаточно просты и понятны, они разделяют любое строгое исследование на последовательные этапы, типичные для математики и геометрии. Следуя им, можно быть уверенным в том, что полученные с помощью метода результаты будут истинными и объективными.
3. 7. Исаак Ньютон
Исаак Ньютон (1642-1727), один из крупнейших ученых нового времени, завершил создание классической физики. Наиболее известным его сочинением являются“Математические начала натуральной философии” (1687). В начале третьей книги “Начал” Ньютон формулирует четыре “правила философского рассуждения”. Это методологические правила, которым должно подчиняться научное исследование. При этом ставится вопрос не“что искать”, а “как искать”. “Не следует допускать причин больше, чем достаточно для объяснения видимых природных явлений”. Это аналог бритвы Оккама в отношении научных теорий. Согласно Ньютону, “природа проста и не роскошествует излишними причинами вещей”. Онтологический постулат простоты природы обосновывает первое методологическое правило Ньютона. “Одни и те же явления мы должны, насколько возможно, объяснять теми же причинами”. Это выражение второго онтологического постулата о единообразии природы. На нем же базируется третье правило: “Свойства тел, не допускающие ни постепенного увеличения, ни постепенного уменьшения и проявляющиеся во всех телах в пределах наших экспериментов, должны рассматриваться как универсальные”. Природа является простой и единообразной. На основе чувственного опыта возможно установить основные свойства тел, такие как протяженность, твердость, непроницаемость, движение. Все эти свойства можно вывести из ощущений с использованием индуктивного метода. Согласно Ньютону, индукция является единственной действенной процедурой для формирования научных суждений. Это закреплено в четвертом правиле: “В экспериментальной философии суждения, выведенные путем общей индукции, следует рассматривать как истинные или очень близкие к истине, несмотря на противоположные гипотезы, которые могут быть вообразимы, –до тех пор, пока не будут обнаружены другие явления, благодаря которым эти суждения или уточнят, или отнесут к исключениям. ” Здесь же следует упомянуть известное методологическое высказывание Ньютона о природе сил тяготения: “По правде говоря, мне еще не удалось вывести причину этих свойств тяготения, гипотез же я не измышляю”. Это следует понимать таким образом, что из наблюдаемых фактов невозможно определить сущность сил тяготения. Индуктивно выводится закон всемирного тяготения тел, но вопрос, почему этот закон именно такой, а не иной, не имеет ответа, опирающегося на факты. Прибегать же к метафизическим гипотезам, не опирающимся на чувственно наблюдаемые явления, означает отрываться от реальности. Физика Ньютона исследует не сущности, а функции, она не доискивается до сути тяготения, но довольствуется тем, что оно существует и объясняет движение как небесных тел, так и земных объектов. Вопрос о сущности вещей выносится Ньютоном за пределы“экспериментальной философии”. В случае выдвижения гипотезы она должна быть обоснована и подтверждена наблюдаемыми фактами и экспериментами, неконтролируемое измышление же метафизических допущений не является научным. 3. 8. Фрэнсис Бэкон Глашатай промышленной революции Фрэнсис Бэкон (1561-1626) важен для темы данной работы по нескольким причинам. Он подверг резкой критике идеал знания магов и алхимиков. Считая, что наука является той силой, которая способна изменить природу и человека, он относился к научному знанию как к коллективному общественному достоянию. Истинно научное знание в отличие от магического добывается через опыт и подвержено контролю, а не является уделом немногих посвященных. Магия является инструментов господства над другими людьми, наука же должна приносить пользу людям. Человек в свете этого становится у Бэкона не разумным животным, а слугой и интерпретатором природы. Силой же, при помощи которой человек способен изменять природу, является научное знание. Для проведения исследования Бэкон формулирует процедуру, состоящую из двух частей. “Первая состоит в извлечении аксиом из опыта, вторая – в выведении новых экспериментов из аксиом”. Для извлечения аксиом из опыта Бэкон предлагает использовать метод индукции, но“законной и истинной индукции, дающей ключ к интерпретации”. Для поиска форм [3Под формой Бэкон понимает структуру и сущность природного явления, в совокупности с законом его протекания. ] природных явлений вводятся три таблицы –таблица присутствия (перечень случаев, где наличествует рассматриваемое явление), таблица отсутствия (перечень случаев, где рассматриваемое явление отсутствует) и таблица степеней (перечень случаев, в которых рассматриваемое явление представлено в большей или меньшей степени). Имея такие таблицы, Бэкон переходит к индукции, следуя процедуре исключения (он использовал термин элиминация). Таким образом, Бэкон идет путем, отличным как от чистого эмпиризма, так и от чистого рационализма. “Те, кто занимались наукой, были или эмпириками, или догматиками. Эмпирики, как муравьи, собирают и потребляют. Рационалисты, как пауки, ткут паутину из самих себя. Средний путь–это путь пчелы, которые добывают пыльцу с садовых и полевых цветов и превращают ее в мед, насколько достает способностей. В работе истинного философа важна не только сила разума; сырье, извлекаемое из естественной истории и механических экспериментов, –не самоцель и должно перерабатываться интеллектом. Так наша надежда базируется на все более тесном и прочном союзе опыта и ума”.
3. 9. Блез Паскаль
Блез Паскаль (1623–1662), известный как создатель первого прообраза современных компьютеров, так же, как и Галилей, считал необходимой демаркацию научного знания и религиозной веры. В теологических вопросах господствует принцип авторитета Священного Писания. “Авторитет фундаментален для теологии, в ней он неотделим от истины…сообщить абсолютную точность вещам, решительно непонятным для разума, –значит отослать к написанному в священных книгах… Основы веры запредельны для природы и разума”. Что же касается естественных наук, тут, по мнению Паскаля, должен властвовать разум. А там, где властвует разум, там должен быть прогресс. Все науки должны развиваться, оставляя потомкам знание более совершенное, чем полученное от предков. В отличие от вечных божественных истин, продукты человеческого разума непрерывно находятся в развитии. Нежелание принимать новое в науке приводит к стагнации и параличу прогресса. Паскаль пишет: “Древние использовали истины, полученные в наследство, как средства для получения новых”и призывает последовать их примеру. Древние знания рассматриваются им как ступеньки в новым достижениям, и возникновение новых идей и концепций вовсе не означает неуважения к древним авторитетам, а наоборот является продолжением непрерывного прогрессивного развития науки. Итак, научное знание является автономным и отлично от веры. В работе “О духе геометрии и об искусстве убеждать”Паскаль говорит о том, что научные доказательства являются убедительными в том случае, когда они уважают геометрический метод. Для обеспечения доказательности рассуждения следует 1) не использовать терминов, смысл которых не прояснен, и 2) не формулировать положений, за которыми не стоят уже доказанные истины. К сожалению, доказывать все утверждения и определять все термины невозможно, так как рано или поздно в качестве термина будет использовано слово, смысл которого уже нельзя определить, не замыкая порочного круга дефиниций. Паскаль говорит о наличии другого метода, геометрического, который “не определяет и не доказывает всего, но он допускает только ясное и постоянное в природном свете, и совершенно верно, ибо утверждает природу в отсутствие доказательств”. Для такого идеального метода им вводятся следующие три правила: “Необходимые правила дефиниций. Не принимать двусмысленных терминов без определения. Использовать в дефинициях только уже известные термины. Необходимое правило аксиом. Производить в аксиомы только очевидное. Необходимые правила доказательств. Доказывать все положения, используя лишь самые очевидные аксиомы, доказанные утверждения. Не злоупотреблять двусмысленностью терминов, не пренебрегать мысленными подстановками дефиниций, уточняющими или разъясняющими смысл”. Завершить этот раздел хотелось бы последней цитатой из Паскаля: “Человек рожден чтобы мыслить: в этом его достоинство и назначение, думать как следует– его долг. ”
3. 10. Джамбаттиста Вико
Выдающийся неаполитанский философ Джамбаттиста Вико (1668—1744) предпринял вторую после Сократа попытку перемещения центра внимания философской мысли с универсума на человека. В своих работах уделял большое внимание наукам, в особенности социальным. В одной из своих речей, “О методе нашего времени”(1708) Вико рассматривает картезианский научный метод (рассмотренный ранее в данной работе) применительно к наукам об обществе и морали. Отмечая ясность и отчетливость метода Декарта, Вико говорит о том, что уплаченная за это цена– абстрактность. “Мы в состоянии доказать геометрические положения постольку, поскольку они нами созданы; когда бы то было возможно и с физическими, тогда с таким же правом мы были бы в состоянии творить ex nihilo [4 ) Из ничего (лат. )]”. Галилео–картезианский методу представляет собой путь научного познания, в основе которого лежит принцип однородности мира, отстроенного Богом в виде некоторого гармоничного математически правильного механизма. Вико же видит мир гетерогенным, реальность для него не математическая структура, а нечто большее. Кроме того, логическая отчетливость картезианского метода не оставляет право на существование всему многообразию оттенков относительной правдоподобности между истинностью и ложностью. А именно такие нечеткие отношения чаще всего встречаются во всех областях, так или иначе связанных с человеком– в истории, филологии, праве, искусстве и т. д. Вико считает недопустимым “при неуемном рвении к естественным наукам оставлять в небрежении законы человеческого поведения, страсти, их преломления в гражданской жизни, свойства пороков и добродетелей, характерные свойства разных возрастов, половых различий… Все эти причины, по которым наука, наиболее важная для государства, менее других разработана и мало кого интересует”. Все эти мысли находились в сильном контрасте с научными воззрениями той эпохи, что не могло не сказаться на отношении к ним современников. Труды Вико в большинстве своем не находили признания. Тем не менее его взгляды во многом перекликаются с современными идеями о гуманизации образования, науки, социальной жизни.
3. 11. Кондильяк
В XVII веке в наиболее развитых странах Европы возникает культурно-идеологическое движение, получившее название Просвещение. Несмотря на особенности, которые Просвещение имело в каждой конкретной стране, общей основой для него явилась вера в человеческий разум, прогресс человечества. В эпоху Просвещения основными направлениями внимания ученых и философов стали защита научного и технического познания как способа преобразования окружающего нас мира и улучшения условий жизни: религиозная и этическая терпимость (тут сразу на ум приходит Вольтер); защита естественных прав человека и гражданина; отказ от догматических метафизических систем; критика суеверий; защита деизма (иногда и материализма); борьба с сословными привилегиями и тиранией. Французский просветитель Этьенн Бонно (впоследствии аббат де Кондильяк; 1714–1780) в своих работах “Трактат о системах” и “Язык исчислений”, в том числе, сделал акцент на корректности того языка, которым пользуется наука. Он подверг критике тех философов, которые склонны нагромождать обилие абстрактных понятий, не давая им ясных определений. Кондильяк разделяет все метафизические системы на три класса: основанные на абстрактных принципах; основанные на предположениях, выдвинутых для объяснения фактов; основанные на фактах. Он считает, что неясные“абстрактные понятия бесполезны и опасны”, “воспитание так настойчиво приучало людей довольствоваться туманными понятиями, что очень немногие способны решиться на полных отказ от применения таких принципов”, “на протяжении столетий язык философии больше напоминает жаргон”. Такому познанию противопоставляется философия, внимательно анализирующая и определяющая те немногие абстрактные термины, которые выводятся из экспериментальных фактов. “Правильно составленная наука означает правильно составленный язык”. “Математика – правильно направленная наука, ибо ее язык – алгебра”. Таким образом достигается концептуальная строгость, корректность аргументации и связь с опытом, что является идеалом не только метафизики, но и философии, а также и остальных наук.
3. 12. Монтескье
Шарль Луи де Секонда барон де Ля Бред и де Монтескье (1689–1755), посвятив свою жизнь исследованию человеческого общества, стал одним из отцов современной социологии. Его современник натуралист Шарль Бонне написал о нем так: “Ньютон открыл законы мира естественного, а вы, господин, открыли законы мира интеллектуального”. Монтескье распространил экспериментальный метод на изучение общества. Кроме того, он верил в просветительскую миссию науки, о чем писал в работе“Мысли”: "науки крайне полезны, поскольку избавляют народы от пагубных предрассудков", "исключительный характер научных завоеваний нашего века заключается в том, что речь уже не идет об открытии простых истин, подтверждаемых одними и теми же методами; речь идет не о простом камне, а об инструментах и механизмах для сооружения целого здания". "Торговля, мореплавание, астрономия, география, медицина, физика получили мощнейший импульс благодаря трудам подвижников науки. Разве есть цель более благородная, чем работать для того, чтобы люди, которые придут в мир после нас, стали счастливее? "
4. Заключение
В данной работе сделана попытка рассмотреть развитие философских взглядов на науку, становление научной методологии на некотором историческом промежутке времени, который условно можно назвать Новое время. Конечно, в объеме реферата невозможно охватить все тонкости данной проблематики, но хочется надеяться, что поставленная задача является достигнутой. Наука, начинавшая как служанка религии и теологии, приобрела самостоятельную ценность, во многом благодаря научному методу познания, заложенным еще Галилеем. Галилей утверждал идею размежевание науки и религии, нашедшее отражение в трудах позднейших деятелей философии и науки (тут можно вспомнить Паскаля). Галилеевский метод в той или иной форме развивается в работах многих ученых того времени. Если рассмотреть методологию Ньютона, завершившего научную революцию, и метод Декарта, можно найти многие общие черты. И, несмотря на высказывавшеюся критику собственно философии Декарта, его научный метод можно считать актуальным и по сей день. И, в соответствии с чаяниями деятелей Просвещения, можно сказать не просто, что наука стала самостоятельной областью деятельности, а что эта деятельность носит гуманистический характер, направлена на улучшение условий жизни человека. 5. Хронологическая таблица
6. Литература
[1]. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3. Новое время. – ТОО ТК “Петрополис”, 1996. - 736 с. [2]. Философия в системе культуры. Ч. 1: Исторические типы философии. Вып. 1 / Ильин В. В, Базалин В. Г. , Бушуева В. В. и др. ; Под. ред. В. В. Ильина. – М. : Изд. МГТУ им Н. Э. Баумана, 1996. – 132 с. [3]. Философия от древности до наших дней (фрагменты и свидетельства): Учеб. Пособие. Ч. 2: Западногерманская философия XVI–XIX вв. / Сост. С. А. Власов, Г. А. Мирошниченко, И. Р. Назарова и др. ; Под. ред. Е. О. Тер–Григортян, Т. А. Мшвениерадзе, А. П. Федосовой, С. А. Власова. – М. : Изд. МГТУ им Н. Э. Баумана, 1993. – 81 с.
|