Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Встреча с пост- и просоветской теософией - (реферат)

Встреча с пост- и просоветской теософией - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Встреча с пост- и просоветской теософией

Решаясь писать на одиозную для научного сообщества теософскую тему, я исхожу из двух аксиом. Во-первых, для науки нет запретных или нежелательных тем, иначе упомянутое сообщество превращается в мафию, клан, секту со своими табу. Во-вто рых, любое явление социального жития и мышления достойно внимания, если оно существует, развивается, заявляет о себе, привлекая умы и сердца. Есть еще и третье обстоятельство. Теософия во многом - российский феномен. Она начала жизнь в прошлом веке с известных произведений Е. Блаватской, нашла нюансированное продолжение или отражение в воззрениях и творчестве живописца Н. Рериха (эмблема рериховского движения - три красных кружка с красным ободом на белом фоне, кажется, до сих пор висит в вестибюле Государственной Думы), а также. в смелейшей, хотя и крайне дискуссионной гипотезе К. Циолковского о rpядyщeм "лучистом человечестве" - существовании разумного начала вне телесной формы [1] Наконец, косвенно теософия присутствует в учении В... Вернадского о ноосфере разумной оболочке планеты, выросшей из ее живой оболочки, которую ученый всегда рассматривал целостно, как "живое вещество". "Разумную субстанцию" он тоже пола гал целостной и бытующей как бы в отрыве от множества ее материальных носителей.

Да поможет нам демократия разобраться с теософией, побуждая изучать весь спектр и диапазон взглядов и суждений, а не отметать вслепую и вглухую то, что якобы не гоже. Да поможет нам также и отрезвление от не совсем понятной ввиду неожиданного ее избытка импортной демократии - отрезвление, способствующе возвращению к себе, к ценностям и идейным течениям не только всемирным, но и нашим собственным, включая, безусловно, и те, что возникли в советский период, ибо постсоветская теософия пронизана отзвуками советской эпохи, а также отметинами и рубцами от исторически скоротечного ее разрушения. Итак, теософия. Во. времена позднего Сталина ее основной характеристикой офп циально считалось "воинствующее мракобесие" [2]. Если исходить из буквальной смысла такого определения, то дело обстояло как раз наоборот: теософы выступали с идеями Бога и Света. А что до воинственности, то, как помнится старшим поколениям, этим качеством наделялись поголовно все - и свои, и чужие. Достаточно назвать "воинствующих безбожников", сильно ущемивших приемлемость советской власти для массы верующих.

Позднейшие определения, не менее официальные, но более членораздельные и спокойные, обрисовывали теософию как эклектический набор из вероучений хрис тианства, индуизма, буддизма, отчасти иудаизма с экскурсами в язычество и практически совсем без ислама (такие избирательность и неравномерность, действительно отражающие ситуацию в мире теософии, лично для меня остаются загадкой). Рассматривали ее и как попытку (подобную попыткам М. Робеспьера или М. Горького с А. Луначарским) создать мировую религию, единую для человечества и опирающуюся не на веру, а на знание.

Теософы убеждены, что их взгляды приведут (не позже XXI века) к научной революции, когда будут уяснены и решены фундаментальнейшие вопросы: что такое, в конце концов, жизнь и смерть; существуют ли надчеловеческие силы и воли; кто "управляет" Вселенной, Землей, нами? Приведу единственную цитату из англоамериканской теософки срединных десятилетий нынешнего века А. Бейли, и пусть "непосвященный" читатель не отшатнется от авторской терминологии: "Факт существования духовной Иерархии планеты, способность рода человеческого соприкасаться с ее Членами и сотрудничать с Ними, существование Тех, Кто знает, что такое воля Божья, и работает, познавая, над исполнением этой воли, - вот истины, на которых будет основано будущее духовное учение" [З]. Бейли пишет, естественно, с полной убежденностью в своей правоте. Не будем торопиться опровергать и отвергать, это было бы легче легкого. И легковеснее легковесного.

Конечно, теософия идет по стопам всех религий мира, всегда заполнявших "пространство" между познанным и еще не познанным или не познаваемым никогда (есть такое! - да простят меня ученые оптимисты). Теософия, как и теология, хотя они и не признают друг друга - перемещает это "пространство" вперед и вперед по мере развития науки и вообще цивилизации, а значит, некоторым образом и сама развивается с учетом накопленного опыта людей и стран. И она будет жить, потому что будут жить "вечные" проблемы бытия. Серьезнейшие космологи задаются "детским" вопросом: почему Вселенная такова, какова она есть, ведь были, как говорится, "возможны варианты"? Астрофизики называют состояние материального мира до Большого Взрыва (теперь уточняют, что он случился не 20, а 12 млрд лет назад) состоянием сингулярности, где не действовали ныне известные физические законы и даже отсутствовало само время в нашем его понимании (вспомним библейское "не было времен"). Но сингулярность в переводе с латыни означает странность, особенность. Всего-то навсего наукообразно, элегантно, иноязычно обозначено полное неведение. Что такое жизнь? Даже открытие структуры молекулы нуклеиновой кислоты и генетического кода не дали исчерпывающего ответа на этот вопрос. Поэтому я не могу выдвинуть убедительных возражений ни против Джордано Бруно, ни против теософов, ни против - поверьте мне - авторитетнейших экологистов, утверждавших и утверждающих, что Земля - живое существо. Ведь она во многом самодействующая и независимая система. Вот почему, в частности, теософы обращаются к аргументам в виде планетных сил, прибегая, правда, при этом к астрологии и пренебрегая научной планетологией. За последнее их можно - и следует - упрекнуть, но возражать "лобовым" образом трудно. Что такое разум? Самые авторитетные антропологи и палеонтологи отнюдь не едины в мнении о наличии непрерывного эволюционного ряда от обезьяны к человеку, от общего их предка, выражаясь корректнее. Есть разрыв постепенности, недостает звена, сцепляющего животное и разумное состояния, и дарвиновская теория остается не подтвержденной до конца гипотезой, а значит, не подтвержденной совсем. Отсюда неясность появления и такой вещи, как духовность. Каким же оружием мы будем воевать против Бейли?

Нет у нас его. Еще раз напомню о великом Вернадском, который задавался вопросом, как может мысль, т. е. нечто идеальное, изменять материальные процессы? Ученый как бы подчеркивал самостоятельность мысли, духа перед видимой и осязаемой материей. "Вопрос этот, - заключал он, - до сих пор научно не разрешен" [4].

Наконец, о "Тех, Кто", пишущихся с прописных букв. По-разному можно их понимать и воспринимать. Для одних это Господь с разными именами в зависимост^ЧУГ”Й¦ конфессии, для других - существа из Шамбалы (трансцендентальная "энергетическая"' страна в северных предгорьях Гималаев у теософов, сюжет у фантастов типа Е. Парнова, причина вздрагивания и предмет насмешки у трезвомыслящей ученой братии), ; для третьих, сугубых материалистов, —представители вполне возможных внеземных цивилизаций, которые, к сожалению, пока что не обнаружены. Для всех только что , перечисленных это - весьма полезный отказ от человеческой гордыни, от протагоровского. "Человек есть мера всех вещей" и от программно-капеэсэсовского (да и популистско-демократического) "Все для человека, все для блага человека". Ведь наоборот же: скромность (смирение, по понятиям верующих, самоотвержение у теософов, самоотверженность просто у благородных людей) как раз и очеловечивает.

Теперь о теософии непосредственно постсоветской. Теософских течений, групп, кружков у нас много. Таково знамение нашего времени в нашей стране. Люди не только оказались вынуждены сами обеспечивать себе материальное благополучие или выживание, не держась за подол государства, но и духовно оказались предоставленными самим себе, не имея опоры в государственной идеологии, которую можно было либо поддерживать, либо, пусть и с немалым риском для свободы и даже жизни, отвергать, но в обоих случаях, так сказать, цепляясь за нее или танцуя от нее. Отсюда -разнонаправленные и взаимоотталкивающиеся течения и метания, как ч броуновском движении частиц.

Меня особенно интересует теософия именно просоветская, ибо она. как мне представляется, вносит новую и своеобычную лепту не только в отечественный, но и во всемирный оккультизм.

В июне 1999 года в книжно-сувенирно-продуктовом (с йоговской пищей) магазине "Путь к себе" в начале Ленинградского шоссе в Москве, с уютным садиком в глубине двора, в месте, посещаемом оккультистами и эзотериками, а также респектабельными философами, желающими расширить свой кругозор, состоялась презентация второй книги Л. Резник "Откровение мистерии" (первая с тем же названием вышла двумя годами ранее). Автор - талантливый публицист и литератор, хотя обе монографии изданы, как нынче водится, за ее счет и за счет группы приверженцев, т. е. остались в некотором роде "на правах рукописи". Кстати, о приверженцах. По-видимому, все они, по крайней мере московские, собрались тогда в небольшом зале на втором этаже магазина. Теософов, особенно советофилов, нынче мало: они растворяются в сонмище партий и партиек, сект и полусект, колдунов, ворожей, предсказателей, экстрасенсов. Заросла плюрализмом наша демократия, именно заросла, а не расцвела.

Однако положение постсоветской и просоветской теософии - случай особый, далеко не ординарный. В общем Резник продолжает линию Блаватской и Бейли, она -"третий пророк" в теософии; ей приходится трудно у нас, а "не у нас" ее, наверное, и совсем не знают или преднамеренно игнорируют за рецидив советского. Это лишь Блаватская пережила второе мощное рождение в отечественном книгоиздательстве и книготорговле, когда все мы были падки на ранее запретное, ставшее вдруг общедоступным. Резник нелегко в мире, где тотально господствует человек с "рыночным характером", по выражению неофрейдиста Э, Фромма [5]. А это поистине страшно: ведь у фроммовского человека даже любовь мужчины и женщины заменяется партнерством, своего рода взаимным предложением товара, бартерной сделкой, при которой оба бдительно следят за эквивалентностью обмена.

Должен признаться, что сразу же, с ходу привлекла меня просоветская теософия именно своей просоветскостью (правда, первую книгу Резник писала еще на вечерней заре советской власти), а говоря конкретнее - не то что лояльностью или объективностью, а дружелюбием и признательностью к трем четвертям XX века, прожитым нашей страной.

Я солидарен здесь с теософами и с кем угодно, кто думает так же: то было время пусть полное трагедий и лишений, но свободное от человека с "рыночным характером". То было время несоизмеримо более духовное, нежели нынешнее, хотя и своеобразно духовное - не в религиозной тональности, как бывало веками, а в атеистической. Достаточно перечислить, чего не было в советскую пору: путан, дилеров, киллеров, рэкетиров (в изобилии), пепси-колы, которую "выбирает нынешнее поколение". Я умышленно употребил вереницу иностранных словечек, чтобы подчеркнуть, чем мы стали также и в национальном отношении. В одной из моих статей (простите за самоцитиронание) я назвал эти три четверти столетия социализма в нашей стране (удивительная, кстати, схожесть с примерным сроком жизни человека) "внеземной цивилизацией" [б]. Это не всецело лестный эпитет. Надо, приходится быть цивилизацией земной. Хотя в ней, земной, царствует конечный абсурд: деньги и власть как самоцель, как гегелевская "дурная бесконечность". К сожалению, человечество не придумало иного действенного импульса для своего хозяйственного, технического и прочего базового развития. Несовершенно еще оно, человечество. Духовность его развивается кое-как, по остаточному принципу, по благотворительности, а то и от скуки.

Что же касается социализма, то он вообще нс создал базы для человеческого выживания: у него не было никакого импульса, кроме выдуманных "научными коммунистами" упреждающего роста потребностей, критики и самокритики, соревнования и прочей эпистолярной чепухи. Большевики оказались плохими хозяйственниками, система была волевой и искусственной. Поэтому не только мы одни отошли от распределительной установки "по труду" или "по потребностям", пытаясь наладить имущественное равенство, которое называли социальной справедливостью, но и практически все остальные соцстраны, которые либо отвергли социализм, принесенный на штыках и танковых гусеницах Второй мировой войны, либо, даже при прежней внешней атрибутике, переродились или выродились (не буду называть их, чтобы не обидеть).

Но, худо-бедно, а нечто, освобождающее от меркантилизма (надстройка, или что еще), бесспорно, было, хотя преимущественно не в самой жизни, а в лозунгах и намерениях. Было широкое поле для произрастания духовности, обращения к сущностным силам человека, которые отнюдь не выступают силами денежного мешка и властных должностей.

Резник пишет об этом так: “Слава Богу, как высок у нас с вами был советский лозунг: "Гармонически развитый, духовный, творческий человек". Творческий человек, творческое состояние - всегда состояние исчезновения, слушание Высшего, санкция, а потом проведение и фиксация. Это и есть энергетическое состояние тонкого тела Души, суперментального тела, которое может остаться в посмертии” [7]. Сразу приходится сделать оговорку, что теософы не признают "одноразовости" жизни, и слово "посмертие" в приведенной мною цитате из Резник означает у нее продолжение существования бывшего индивида на "тонких" энергетических уровнях. Оставим в стороне эту проблему, которую, как и воззрения Циолковского, можно отнести при желании к научным гипотезам или интуитивным догадкам. Обратимся к нравственности и духовности на человеческом уровне.

Не смущайтесь теософской лексикой второй половины фразы. На крайний случай прочтите еще раз, и все будет понятно и приемлемо. (Как много мы потеряли умов и идей, цепляясь за "неприемлемые" слова! )

Не все было ладно с духовностью при советской власти. Так считают и постсоветские теософы. Так что же такое духовность? Вопрос этот по своей грандиозности и неразгаданности сродни вопросу о том, что такое разумность. Но наполнять содержанием это понятие, безусловно, нужно, иначе духовность рассыплется в разнотолкова-ниях самого термина "духовность". Истинно, а не модно верующие ищут ее в Боге и в себе, ищут смиренно и безропотно, как безупречные рабы - рабы Божьи. Теософы (кстати, сами они воздерживаются присваивать себе это наименование) весьма активны: духовность, как и душевность, надо нарабатывать, в противном случае в . "посмертии" останется пустое место. Нарабатывают они ее, разумеется, своими методами: медитацией, индивидуальной и групповой, поведенческими наблюдениями и установками, опробованием "щупами" самых разных людей, общением с природой. Плеяда, хотелось бы сказать, но точнее - конгломерат идеалистов составляет сегодня духовное достояние нашего общества, тогда как традиционные материалисты грешат упорным непониманием анатомии и компонентов духовности - этого потрясающе сложного сокровища, организма. Духовные поиски совершаются в разных направлениях, происходит брожение после "закваски" в виде перемены общественно уклада, идет ментально-эмоционально-духовный процесс, призванный в конце концов вернуть нашей нетривиальной стране равновесие, нарушенное всяческими шатаниями и вибрациями, - равновесие духа и бытия.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чижевский АЛ. Теория космических эр // Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе Тула, 1986. 2. Краткий философский словарь. М... 1951. С. 523.

    3. Бейли А. А. Проблемы человечества. М. , 1997. С. 135.

4. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Философские мысли натуралиста. \ 1988. С. 509. 5. Фромм Э. Иметь или быть? М„ 1986. С. 169-173.

6. Школенко Ю. Социализм умер. Да здравствует социализм! // Деловая жизнь. 1994. № С. 42-49. 7. Резник Л. Откровение мистерии. М. , 1997. Т. 1. С. 244.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011