Договор финансовой аренды
Договор финансовой аренды
Ульяновский Государственный университет
Институт Права и Государственной службы
Юридический факультет
Кафедра гражданского права и процесса
Дипломная работа
На тему: Договор финансовой аренды
| | |
| | |
| |Студентки 5 курса |
| |Кузнецовой Татьяны Владимировны |
| |Научный руководитель: |
| |Доцент, кандидат юридических наук |
| | |
| |Лукьяненко Владимир Евгеньевич |
| | |
| |Работа сдана «___» __________ |
| |1999г. |
| |К защите допущена «___»____ 1999г.|
Рецензент:
г. Ульяновск.
1999 г.
Содержание.
|Введение. |с.3-5. |
|Глава I. Понятие договора финансовой аренды. |с.5-38. |
|1. История возникновения финансовой аренды. |с.5-8. |
|2. Понятие договора финансовой аренды (лизинга) |с.8-19. |
|3. Отличие договора финансовой аренды от смежных договоров. |с.20-23. |
|4. Законодательство о финансовой аренде. |с.23-35. |
|5. Преимущество финансовой аренды. |с.36-38. |
|Глава II. Практика применения, заключения и исполнения |с.38-60. |
|договора финансовой аренды в Российской Федерации. | |
|1. Заключение, изменение, расторжение договора финансовой |с.38-47. |
|аренды. | |
|2. Практика применения финансовой аренды в России. |с.47-54. |
|3. Перспективы развития финансовой аренды в России. |с.54-60. |
|Заключение. |с.60-62. |
Введение.
Интерес к договору финансовой аренды в России на протяжении нескольких
лет продолжает расти. Увеличивается число лизинговых компаний, расширяют
поле деятельности существующие, готовятся к выходу на российский рынок
зарубежные лизинговые компании. Уменьшается информационный вакуум,
связанный с лизинговой деятельностью.
Регулярно на страницах периодической печати, научных журналов
появляются статьи, анализирующие те или иные проблемы лизингового бизнеса.
Совершенствуется законодательная, нормативная и методическая база
лизинговой деятельности. Вышел ряд постановлений Правительства,
направленных на создание более благоприятных условий для финансовой аренды,
а также методических материалов, в которых приводиться типовой устав
лизинговой компании в форме открытого акционерного общества и методика
расчета лизинговых платежей.
Правительством Российской Федерации принято постановление “О
мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 годы”,
принят федеральный закон “О лизинге”.
Со времени выхода указа Президента Российской Федерации от 17 сентября
1994 года №1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной
деятельности”, который легализовал лизинг и определил его, как одно из
основных направлений активизации инвестиционной деятельности, прошло более
четырех лет. Накоплен определенный опыт деятельности лизинговых компаний,
критически осмыслена природа и сущность финансовой аренды, ее
законодательная и нормативная база, выявлены узкие места, которые требуют
своего скорейшего решения.
Изучение состояния финансового лизинга в развитых странах позволяет
выделить основные группы оборудования, сдаваемого в лизинг: транспортное
(гражданские самолеты, легковые и грузовые автомобили, автобусы, морские
суда, танкеры, рыболовецкие суда, железнодорожные вагоны и контейнеры),
оборудование связи (радиостанции, космические спутники, почтовое
оборудование), сельскохозяйственное (оборудование для растениеводства и
животноводства), строительное (краны, растворные узлы, бетономешалки),
электронное, энергетическое, полиграфическое оборудование, мебель, офисное
оборудование, оборудование для архитектурных и проектных мастерских,
банковское оборудование, горнорудное оборудование, компьютеры и
сопутствующие товары, оборудование для рециркуляции и утилизации отходов,
для ликвидации аварийных ситуаций на предприятиях, оборудование торговых
залов, ресторанов, прачечных, химчисток, складское, холодильное,
медицинское и стоматологическое оборудование, инвентарь для отдыха и
туризма.
Особый интерес для России представляет динамика развития лизинга в
постсоциалистических странах. Отмечается динамическое развитие лизинга в
странах Восточной Европы, особенно в Венгрии и Чехии. Здесь на долю
финансовой аренды в инвестициях приходиться более 15 % , эти страны
занимают соответственно 26-е и 27-е места в мировой классификации по объему
лизинговых операций, опережая такие развитые страны, как Норвегия и Дания.
К сожалению, чтобы догнать другие страны по развитию рынка лизинговых
операций до 2000 года, России необходимо долю инвестиций, с использованием
лизинга, увеличить по сравнению со странами Восточной Европы в 15 раз, а по
сравнению с ведущими в этой области странами - в 25-30 раз. Принимая во
внимание эти факты и многие другие показатели, которыми определяется
уровень развития той или иной отрасли, можно сказать, что финансовый лизинг
в России находится на достаточно ранней стадии своего развития, так как, по
оценкам, полученным из разных источников и от официальных лиц, объем
финансового лизинга все еще остается небольшим; на его долю приходиться не
более 5 % от общего объема инвестиции.
Несмотря на все те прогрессивные шаги, которые были предприняты
Российским Правительством, нормативная и правовая база финансовой аренды на
сегодняшний день страдает рассредоточением норм по разным источникам,
обладающим не одинаковой юридической силой, терминологической неточностью,
неясностью, а для Российских лизинговых компаний все еще существуют
препятствия, которые мешают им эффективно осуществлять инвестиционную
деятельность. Вместе с тем, очевидно, что Российское Правительство признает
потенциальные возможности и преимущества финансовой аренды для дальнейшего
экономического развития страны, о чем свидетельствуют принятые акты, в том
числе и Федеральный Закон ”О лизинге”.
Глава I. Понятие договора финансовой аренды.
1. История возникновения финансовой аренды.
Как свидетельствует история, впервые финансовый лизинг как
долгосрочная аренда имущества, (машин, оборудования, сооружений и т.д.) был
осуществлен в 1877 году, когда американская телефонная компания Белл решила
не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако
имеются серьезные основания полагать, что идея лизинга была заимствована.
Лизинговые сделки заключались еще задолго до новой эры в древнем
государстве Шумер. В литературе имеются также ссылки на Аристотеля,
который, по мнению историков, коснулся идеи лизинга в трактате «Богатство
состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350г.
до новой эры 1. Документальное упоминание о лизинге относится к 1066г.,
когда Вильгельм Завоеватель «арендовал» у нормандских судовладельцев
корабли для вторжения на Британские острова. В XI веке в Венеции также
существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: местные жители
сдавали в аренду судовладельцам очень дорогие по тем временам якоря. По
окончании плавания они возвращались к владельцам, которые в свою очередь
снова их одалживали. Наконец, в 1248 году была зарегистрирована первая
официальная лизинговая сделка – крестоносцы, готовясь к очередному походу
«за гроб Господень», получили, таким образом, себе амуницию. 2
Первой компанией, сделавшей лизинговые операции основной
деятельностью, стала американская «Юнайтед Стейтс лизинг корпорейшн»,
созданная в 1952 году в Сан-Франциско и, таким образом, США стали родиной
нового бизнеса. В Европе первые финансовые лизинговые общества появились в
конце 50-х, начале 60-х годов. В лизинг стали активно передавать средства
производства, что привело к настоящей революции в арендных отношениях.
В Советском Союзе подобный род деятельности не был известен. Лишь во
время второй мировой войны США «познакомили» наших граждан с этим понятием
(land – lease) с помощью своих поставок оружия, продовольствия,
медикаментов и т.п. Общий объем американской помощи союзникам по коалиции
составил более 49 млрд. долларов. Однако после 1945 года более чем на
четыре десятилетия пути лизинга и советской экономики расходятся самым
кардинальным образом.
До начала 90-х годов финансовая аренда в России применялась в
ограниченных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми
организациями для приобретения и реже реализации современных машин и
оборудования по международным контрактам. Лизинговыми операциями
пользовалась в СССР В/О «Совфрахт, которое занималось фрахтованием морских
судов на условиях «бербоут – чартер» ( разновидность лизинговой операции».
1
На условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые
западноевропейские Аэробусы А-130.
В первой половине 90-х годов при активном участии банковского капитала
стали появляться первые советские лизинговые компании. Одни из них, как
Балтийский лизинг и Лизингбизнес, продолжают работать на лизинговом рынке,
другие прекратили свое существование. У нас в стране большинство лизинговых
компаний создано при непосредственном участии банков: Балтийский Лизинг,
Лизингбизнес, Интеррослизинг, РГ Лизинг и др.
Для поддержки отраслей промышленности образованы отраслевые лизинговые
компании: Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоминструмент, Росагроснаб. Эти
компании в большей мере финансируются за счет бюджетных средств.
В создании лизинговых компаний участвуют и муниципальные власти. Так,
Московским правительством созданы:
Московская лизинговая компания – для поддержки малого бизнеса;
Московская промышленная лизинговая компания - для модернизации основных
средств московской промышленности;
Лизинговая компания «Ликострой» - для улучшения обеспечения предприятий
строительного комплекса Москвы современными средствами, механизации.
В 1994 году лизинговые компании России для защиты своих интересов и
представления их в органах государственной и исполнительной власти,
международных организаций объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых
компаний (Рослизинг). Цель Ассоциаций координация деятельности организаций,
входящих в ее состав, а также представление и защита общих имущественных
интересов и прав ее членов. Членами ассоциации стали ведущие компании в
Москве, Приморье, Сибири, на Урале и Поволжье.
В 1996 году была проведена 1-я Международная конференция «Лизинг и
деловое сотрудничество – 96», в работе которой приняло участие около 100
представителей зарубежных компаний, банков, предприятий и организаций,
которая позволила дать оценку состояние лизинга в России и наметить
перспективу дальнейшего развития. В 1997 году Ассоциация провела 2-ю
международную конференцию, на которой обсуждались вопросы развития лизинга
в России и странах СНГ.
В состав Российской ассоциации лизинговых компаний входят 47 ведущих в
стране лизинговых компаний, банков, страховых обществ и консалтинговых
фирм.
Базируясь на имеющейся и разрабатываемой правовой базе
межгосударственного лизинга, национальные лизинговые ассоциации Белоруссии
– Беллизинг, России – Рослизинг и Украины – Укрлизинг ведут активную работу
по подготовке учредительных документов и необходимых организационных
условий для создания Лизинговой конфедерации Содружества Независимых
Государств, которая в качестве основной цели деятельности, мобилизовала бы
основные образующиеся у нее свободные средства на наиболее эффективное
содействие развитию межгосударственного лизинга в Содружестве Независимых
Государств, т.к. осуществление скоординированных действий и мер
законодательного, нормативного и организационного обеспечения
межгосударственного лизинга позволит сделать его эффективным инвестиционным
механизмом развития стран Содружества, будет способствовать усилению их
интеграционных связей. Актуальность развития лизинга в России, включая
формирование лизингового рынка СНГ, обусловлена прежде всего
неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес
морально устаревшего оборудования, и низкая эффективность его
использования, необеспеченность запасными частями). Одним из вариантов
решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы
внешнеторговых инвестиционных и кредитных операций. По данным
Государственной регистрационной палаты в 1990 году в России
зарегистрированы две лизинговые компании, в 1993-ем – десять, в мае 1997 -
536 российских и 51 зарубежных компаний имели лицензии на право ведения
этого вида деятельности. Однако, несмотря на столь обнадеживающие
обстоятельства, до 90% потенциальных российских клиентов все еще весьма
слабо представляют себе, как работает лизинговая схема и что необходимо для
получения чего бы там ни было в лизинг.
2. Понятие договора финансовой аренды (лизинга)
Лизинг - это вид предпринимательской деятельности, направленной на
инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств,
когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель)
обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у
определенного продавца и предоставить это имущество арендатору
(лизингополучателю) за плату во временное пользование для
предпринимательских целей.1
Согласно вступившему в силу 5 ноября 1998 года федерального закона «О
лизинге», лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению
имущества и передаче его на основании договора лизинга за плату, на
определенный срок и на определенных условиях, с правом выкупа имущества
лизингополучателем.2
Понятие «договор финансовой аренды» раскрыто в ст. 665 ГК РФ. По
договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется
приобрести в собственность имущество, указанное арендатором, у
определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату
во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
Арендатор в этом случае не несет ответственности за выбор предмета
аренды и продавца. Договором может быть предусмотрено, что выбор продавца и
приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.
Из определения следует, что договор финансовой аренды, сторонами
которого являются арендатор и арендодатель, обязывает арендодателя
приобрести в собственность имущество (т.е. заключить договор купли –
продажи) для передачи его во владение и пользование. Следовательно, чтобы
арендатор владел и пользовался имуществом (а именно это является ядром
лизинговой сделки, как и любого договора об аренде), необходимо заключение
двух договоров - о лизинге и о купле–продаже. При этом продавец имущества
должен знать, что имущество приобретено для сдачи его в аренду
определенному лицу (ст. 667 ГК РФ).
Таким образом, лизинговые отношения оформляются двумя договорами и
включают в себя весь комплекс взаимосвязей, существующих между его
участниками нами: арендатором, арендодателем и продавцом имущества.
Договор лизинга имеет двусторонний характер, а лизинг, как система
отношений между тремя сторонами является трехсторонней сделкой. Понимание
лизинга как трехсторонней сделки, считающееся классическим, заимствовано ГК
РФ из конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге. Последняя,
правда признает лизинг состоятельным договором, а не разновидностью какого
– либо из действующих.
На практике в лизинговых отношениях могут участвовать не три стороны, а
две или более трех. Двусторонние отношения складываются, например, при
прямом и возвратном лизинге. Прямой лизинг является двухсторонним, когда в
одном лице объединяются продавец и арендодатель. Возвратный лизинг
характеризуется как двухсторонний, т.к. при построении договорных отношений
по модели этой разновидности финансового лизинга собственник имущества
передает право собственности на него будущему лизингодателю на условиях
купли – продажи, и одновременно вступает с ним в иные отношения – в
качестве пользователя этого имущества, т.е. в одном лице объединены
продавец и арендатор.1 Данным видом лизинга пользуются субъекты
хозяйствования, осуществляющие выпуск дорогостоящих транспортных средств,
потребность в которых возникает у компании производителя, не имеющей в
свободном распоряжении финансовых средств.
В лизинге участвуют более трех сторон, в случае, когда арендодатель
получает имущество за счет не только собственных средств, но и частично за
счет заемных. При такой схеме помимо арендатора, арендодателя, продавца в
лизинге участвуют все лица, финансирующие покупку предмета лизинга. Такой
вид лизинга получил название lever aged leasing. На русский язык, этот
термин переводят как «раздельный лизинг», а по количеству участвующих в нем
сторон его часто именуют многосторонним.1
Итак, договор финансовой аренды является двухсторонним, взаимным,
консенсуальным, возмездным, срочным. В параграфе 6 гл. 34 ГК РФ
существенные условия договора лизинга не названы. Но как для любой
разновидности аренды в соответствии с п3 ст. 607 ГК РФ существенным для
договора финансовой аренды является условие, о его объекте. В частности,
владение и пользование имуществом должны соответствовать следующим
характеристикам:
a) ставить определенную цель – исключительно предпринимательскую (аб.7 ст.
665 ГК РФ);
b) иметь срочный характер.
Если в договоре лизинга не указан срок и арендатор владеет и
пользуется имуществом, в исключительно личных целях, такой договор не имея
специфических «лизинговых» черт превращается в договор аренды.
Согласно п.4 ст.15 Закона «О лизинге» договор лизинга должен содержать
следующие существенные положения:
- точное описание предмета лизинга;
- объем передаваемых прав собственности;
- наименование места и указание периода передачи предмета лизинга;
- указание срока действия договора;
- перечень дополнительных услуг, предоставленных лизингополучателем на
основании договора комплексного лизинга;
- указание общей суммы договора лизинга и размер вознаграждения
лизингодателя;
- порядок расчетов (график платежей);
- определение обязанности лизингодателя или лизингополучателя застраховать
предмет лизинга от связанных с договором лизинга рисков, если иное не
предусмотрено договором.
Стороны договора финансовой аренды: лизингодатель – физическое или
юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных
средств приобретает в ходе реализации лизинговой сделки в собственность
имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю
за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, с
переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности и
арендатор (лизингополучатель) – физическое или юридическое лицо которое в
соответствии с договором обязано принять предмет лизинга за определенную
плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное
владение и пользование в соответствии с договором лизинга.
При классической модели построения лизинговой сделки ее третьим
участником является также продавец (поставщик) – физическое или юридическое
лицо, которое в соответствии с договором купли продажи с лизингодателем
продает лизингодателю в обусловленный срок производимое, закупаемое им
имущество, являющееся предметом лизинга. Продавец (поставщик) обязан
передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю в соответствии
с условиями договора купли-продажи.1
Как прямо указано в законе «О лизинге» любой из его субъектов может
быть резидентом Российской Федерации, а также субъектом предпринимательской
деятельности с участием иностранного инвестора, осуществляющим свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так как лизинг, в соответствии с п.1 Временного положения о лизинге
является видом предпринимательской деятельности, и цель, ради которой
лизингополучатель владеет и пользуется имуществом тоже предпринимательская,
в качестве сторон договора финансовой аренды могут выступать лица
занимающиеся такой деятельностью.
Это могут быть:
1) коммерческие юридические лица, за исключением, имеющих специальную
правоспособность, если последним лизинговая деятельность прямо не
разрешена законом;
2) граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования
юридического лица;
3) некоммерческие организации поскольку, постольку коммерческая
деятельность служит достижением целей, ради которых они созданы.
В качестве лизингодателя могут выступать:
1) банки и другие кредитные учреждения, в составе которых предусмотрена
лизинговая деятельность (согласно закону «О банках и банковской
деятельности»); 1
2) лизинговые компании - финансовые, специализирующиеся только на
финансировании сделки (оплате имущества), или универсальные, оказывающие
не только финансовые, но и другие услуги, связанные с реализацией
лизинговых операций, например, техническое обслуживание, обучение,
консультации и т.д.;
3) любая фирма, в учредительных документах которой предусмотрена лизинговая
деятельность, имеющая лицензию и достаточное количество финансовых
средств;
4) граждане осуществляющие лизинговую деятельность и зарегистрированные в
качестве индивидуальных предпринимателей.
Лизинговая деятельность – выполнение лизингодателем функций по
договору лизинга, производится в Российской Федерации на основании
разрешений (лицензий), полученных в установленном законодательством
порядке. Лицензирование лизинговой деятельности нерезидентов Российской
Федерации должно осуществляться после их постановки на учет в целях
налогообложения на территории Российской Федерации. В настоящее время
лицензирование лизинговой деятельности осуществляется Министерством
Экономики Российской Федерации.
В соответствии со статьей 607 Гражданского кодекса Российской
Федерации, в аренду могут быть переданы земельные участки и другие
особенные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы,
здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи,
которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (не
потребляемых вещей).
В соответствии со статьей 668 ГК РФ, предметом договора финансовой
аренды, могут быть непотребляемые вещи, используемые для
предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других
природных объектов.
Таким образом, статья 666 ГК РФ сужает перечень объектов, которые
могут быть использованы для финансовой аренды (финансового лизинга) по
сравнению со статьей 607 ГК РФ.
По тому же принципу ограничивает круг объектов финансовой аренды
(лизинга) и Федеральный Закон «О лизинге». Согласно которому, предмет
договора финансовой аренды (лизинга) – любые непотребляемые вещи, в том
числе предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения,
оборудования, транспортные средства и другое движимое и недвижимое
имущество, которое может использоваться для предпринимательской
деятельности. Предметом договора лизинга не могут быть земельные участки и
другие природные объекты, а также имущество, которое федеральными законами
запрещено для свободного обращения или для которого установлен особый
порядок обращения.
Эти ограничения затрудняют возможность проведения операций финансовой
аренды с различными объектами недвижимости – зданиями и сооружениями, так
как не определен порядок выкупа земельного участка, на котором находятся
здания и сооружения. Для субъектов предпринимательства это означает, что
затруднены сделки финансовой аренды (финансового лизинга) с теми зданиями,
в которых расположены булочные, прачечные, столовые, фотомастерские,
магазины и т.п.
Вместе с тем, в пункте 11 Информационного письма Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1997г. №21 «Обзор
практики разрешения споров, возникающих по договорам купли продажи
недвижимости» указывается, что Арендатор, заключивший договор аренды
нежилого помещения на основании аукциона имеет право на выкуп арендуемого
имущества в собственность.1 Обосновывается это решение ссылкой на пункт 2.6
Государственной программы приватизации и пункт 4.5 «Основных положений
Программы приватизации», согласно которым право на приобретение в
собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений в
нежилых домах, находящихся в аренде или фактическом владении, пользовании
этих предприятий в процессе их уставной деятельности предоставляется
гражданам и их объединениям, осуществляющим предпринимательскую
деятельность, предприятиям, не более 25% уставного капитала которых
находится в государственной и (или) муниципальной собственности в случае,
если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона
объектов жилого фонда. 2
Как видно из текста письма Президиума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации, нигде вопрос о земле, на которой находится
недвижимость, при выкупе арендуемого помещения в собственность арендатором
не поднимался.
В ст. 25 Федерального Закона Российской Федерации от 27 июля 1997г.
№122 – ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним» предусмотрено, что право собственности на объект
незавершенного строительства неразрывно связано с определенными правами на
земельный участок, который находится под таким объектом. 3 По этой причине
регистрация незавершенного объекта возможна только при условии, что будут
предоставлены документы, подтверждающие принадлежность лицу права
пользования участком. Такое право может быть самостоятельным, либо
составлять часть другого, более общего (имеется в виду право пользования
принадлежащим собственнику земельным участком, или его арендатору).
Из сказанного выше следует, что в настоящее время необходимо
разрабатывать организационные и финансовые схемы таким образом, чтобы их
реализация отвечала существу лизинговых отношений, но в тоже время
формально подпадала под категорию аренды с правом выкупа.
В Москве, к примеру, проблема невозможности продавать и покупать
единые комплексы недвижимости – здания и участки под ними решают путем
заключения договоров долгосрочной аренды (на 49 лет) с правом пролонгации.
Однако это форма все таки отличается от классической схемы финансовой
аренды.
Для того, чтобы, финансовая аренда недвижимости получила полное и
ясное право на существование, необходимо внести следующее уточнение в
определение объекта договора финансовой аренды, понимая под ним «любые не
потребляемые вещи используемые для предпринимательской деятельности,
юридических и физических лиц, кроме земельных участков, не составляющих
единые комплексы с недвижимостью и других природных объектов, а также
имущество, которое федеральными законами запрещено для свободного обращения
или для которого установлен особый порядок обращения.
В зависимости от объекта лизинга следует различать лизинг движимого
имущества (лизинг оборудования), лизинг недвижимого имущества.
В силу большой стоимости, сложности осуществления, большого срока
договора лизинг недвижимого имущества на первых порах вряд ли найдет
применения у нас в стране. В первую очередь широкое распространение должен
получить лизинг оборудования. Так в качестве объектов опубликованных сделок
по лизингу оборудования за 1996 и 1997 года можно назвать реактивные
двигатели, транспорт и транспортное оборудование, дорожно-строительное
оборудование, вычислительную технику, копировальные аппараты и т.п.1
Если же предметом договора финансовой аренды является недвижимое
имущество, то оно должно быть зарегистрировано в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах
(транспортные средства, оборудование повышенной опасности) регистрируются
по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. По
соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю
регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в
регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике
и владельце (пользователе) имущества. В случае расторжения договора и
изъятия лизингодателем предмета лизинга по заявлению последнего,
государственные органы осуществляющие регистрацию обязаны аннулировать
запись о владельце, пользователе.
Договор финансовой аренды в силу прямого указания ст.15 заключается в
письменной форме.
Срок договора финансовой аренды зависит от свойств предмета лизинга
(например, от того, насколько быстро оно морально устаревает, от
потребностей арендатора (дорогостоящее оборудование для ведения ремонтных
работ необходимо подрядчику лишь на месяц)) и согласовывается сторонами при
заключении договора. Закон о лизинге выделяет:
долгосрочный лизинг – лизинг, осуществляемый в течении трех и более лет;
среднесрочный лизинг – лизинг, осуществляемый в течении от полутора до трех
лет;
краткосрочный лизинг – лизинг, осуществляемый в течении полутора лет.
В зависимости от срока использования имущества и связанными с ним
условиями амортизации различают лизинг финансовый и оперативный.
При финансовом лизинге срок договора приблизительно равен сроку службы
имущества. К концу срока лизингового договора лизингодатель через
лизинговые платежи возмещает расходы, связанные с покупкой имущества, и
получает прибыль. Так как лизингодатель не имеет прямой заинтересованности
ни в качестве, ни в сохранности переданного в лизинг имущества, то расходы
по его страхованию несет лизингополучатель. Единственной функцией
лизингодателя является финансирование покупки лизинга. По окончании срока
аренды предмет лизинга переходит в собственность лизингодателю, если иное
непредусмотрено договором лизинга.
При оперативном лизинге срок договора намного меньше срока службы
предмета лизинга. Лизинговые платежи не покрывают понесенных лизингодателем
затрат. Поэтому, по окончанию срока лизингового договора собственник
имущества, чтобы получить доход, заинтересован в совершении различных
сделок с предметом лизинга. Если исходить из дефиниции оперативного
лизинга, которое дано в законе «О лизинге», где оперативный лизинг
определен – как вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой
страх и риск имущество и передает его лизингополучателю за определенную
плату, на определенный срок и определенных условиях во временное владение и
пользование, то в данном случае указанные отношения должны оформляться
договором аренды, а не лизинга, т.к. передаче подлежит уже имеющиеся, а не
специально приобретаемое (или создаваемое) имущество.
В Гражданском кодексе виды лизинга не выделены. Вступившие в силу до
введения части второй ГК Временное положение о лизинге и Положение о
лицензировании лизинговой деятельности, в РФ в качестве лизинговой
указывают только деятельность в области финансового лизинга. И лишь закон
«О лизинге» содержит указание на проанализированные выше виды.
Помимо перечисленных видов, закон выделяет еще и формы лизинга, к
которым относится внутренний лизинг и международный лизинг.
При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель
и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Если
лизингодатель является резидентом Российской Федерации, то есть предмет
лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации, договор
международного лизинга регулируется настоящим законом и законодательством
Российской Федерации.
Если же лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то
есть предмет лизинга находится в собственности не резидента Российской
Федерации, договор международного лизинга регулируется федеральными
законами в области внешнеэкономической деятельности.
Распределение прав и обязанностей арендодателя и арендатора
определяются особенностями механизма лизинговых отношений. Классический
лизинг связывает трех лиц: изготовителя оборудования, его приобретателя
(арендодателя) и арендатора. Однако участники лизинговых отношений связаны
между собой не одним а двумя отдельными договорами.
Арендодатель заключает договор купли - продажи изготовителем или
поставщиком выбранного арендатором оборудования и договор финансовой аренды
(лизинга) с арендатором.
Договоры купли продажи и лизинга взаимосвязаны. В договоре купли-
продажи, арендодатель указывает, что оборудование приобретается с целью
сдачи его в аренду (ст. 667 ГК РФ). Имущество, являющееся предметом
договора финансовой аренды (лизинга), передается непосредственно арендатору
изготовителем (продавцом) в месте нахождения арендатора, если иное не
предусмотрено договором финансовой аренды (п.7 ст. 668 ГК РФ). В договоре
купли–продажи указывается срок предоставления имущества арендатору, а если
такой срок не указан, в разумный срок, арендатор вправе, если просрочка
произошла по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, потребовать
расторжения договора финансовой аренды (лизинга) и возмещения убытков (п.2
ст.668 ГК РФ).1
В императивной форме ГК РФ определил следующие основные обязанности
участников лизингового договора.
Лизингодатель должен:
a) купить имущество;
b) уведомить продавца о том, что приобретаемое имущество предназначено для
передачи его в лизинг определенному лицу;
c) предоставить имущество во временное владение и пользование
лизингополучателю.
Лизиногополучатель обязан:
a) использовать лизинговое имущество только в предпринимательских целях в
соответствии с его назначением и требованием договора;
b) производить лизинговые платежи в порядке и сроки, установленные
договором.
Права и обязанности участников договора лизинга детализированы в ст.10
Закона «О лизинге». Объем прав и обязанностей различен в зависимости от
того, какой тип и вид лизинга подлежит договорному урегулированию.
Так, при осуществлении финансового лизинга, лизингополучатель вправе
предъявить требование качеству и комплектности, срокам поставок и другие
требования, установленные договором купли-продажи, непосредственно к
продавцу. При осуществлении оперативного лизинга отвечает за недостатки
переданного в лизинг имущества сам лизингодатель. При обнаружении таких
недостатков, лизингополучатель вправе потребовать от лизингодателя
безвозмездного устранения недостатков предмета лизинга, соразмерного
уменьшения лизинговых платежей или возмещения своих расходов, связанных с
устранением недостатков данного предмета лизинга. Лизингодатель не отвечает
за недостатки переданного во временное владение и пользование имущества,
если они были заранее оговорены при заключении договора лизинга, либо были
заранее известны лизингополучателю, либо могли быть обнаружены
лизингополучателем во время осмотра предмета лизинга или проверки его
исправности. 1
Помимо прав, прямо предусмотренных Гражданским кодексом, регулирующим
права арендатора и арендодателя в части финансовой аренды, они обладают
комплексом прав, свойственных им и при иных видах арендных отношений.
Так арендатор (лизингополучатель) вправе с согласия арендодателя
сдавать имущество, составляющее предмет договора финансовой аренды в
субаренду (сублизинг) – особый вид отношений, возникающих в связи с
переуступкой права пользования предмета лизинга третьему лицу. Не
допускается лишь переуступка лизингополучателем третьему лицу своих
обязательств по выплате лизинговых платежей.
Арендатор может также, с согласия арендодателя, передать в залог
предмет лизинга. Залог должен быть оформлен отдельным договором, между
арендатором (лизингополучателем) и его кредитором. Лизингодатель может
также использовать свои права в отношении предмета лизинга в качестве
залога третьему лицу как участнику лизинговой сделки, так и не участнику
лизинговой сделки. При этом риск изъятия залога в пользу третьего лица
рассматривается как бесспорное нарушение условий договора лизинга со
стороны лизингодателя. Если предмет лизинга является приобретенным за счет
привлеченных средств и является предметом залога по договору на привлечение
средств, его повторный залог не производится.
В тех случаях, когда предметом договора лизинга является сложное
специализированное оборудование (компьютеры, вычислительные машины и т.д.)
заключают договор лизинга с дополнительным условиями, что порождает
возникновение нового комплекса обязанностей у лизингодателя по оказанию
дополнительных услуг лизингополучателю, оказываемых как до начала
пользования, так и в процессе пользования предметом лизинга. Комплекс,
предоставляемых дополнительных услуг, как и многие другие вопросы, стороны
могут урегулировать в договоре финансовой аренды самостоятельно.
Как правило, лизингодатель оказывает дополнительные услуги по
осуществлению монтажных, пусконаладочных работ, обучению персонала,
послегарантийному обслуживанию, ремонту предмета лизинга и выполнения
других работ, без которых невозможно использовать предмет лизинга.
3. Отличие договора финансовой аренды от смежных договоров.
Сложность рассматриваемых отношений предопределили существование
различных точек зрения относительно их юридической природы. В
континентальной Европе появилось много теорий относительно их юридической
природы, но как было отмечено на первой сессии Европейской федерации
ассоциаций лизинговых компаний (European Federation of Equipment Leasing
Company Association-Leaseurope) никто не может точно определить, что такое
лизинг. И все же юристы разных стран не оставляют надежды найти ответ на
этот вопрос.1
Необходимо различать два основных подхода. Одни анализируют лизинг с
помощью традиционных постулатов гражданского права: договора аренды, купли-
продажи, займа, поручения и пр. Другие утверждают, что сложность и
оригинальность отношений дает основание рассматривать их как особые
отношения. В некоторых случаях предметом анализа становится весь комплекс
отношений, в других - только договор о передаче оборудования во временное
пользование с правом последующей покупки (если такое условие включается).
Рассматриваемым отношениям действительно присущи некоторые черты
договора поручения, причем один договор поручения, как бы накладывается
на другой и является его продолжением. В первом договоре сторонами является
будущий лизингодатель, который поручает лизинговой компании закупить для
него имущество, и сама компания, исполняющая это поручение путем заключения
договора купли-продажи с поставщиком. Во втором договоре уже лизинговая
компания поручает лизингополучателю получить оборудование и
уполномочивает его предъявлять все претензии по его качеству изготовителю.
Однако лизинговые отношения не исчерпываются только отношениями
поручительства. Они значительно шире и сложнее. Наличие в соглашении
опциона на покупку не является общим определяющим признаком для любого
договора лизинга, поскольку он присущ только определенным его видам.
Поэтому лизинговое соглашение нельзя считать договором купли-продажи в
рассрочку особого типа.
Нередко договор лизинга рассматривается как специфическая разновидность
договора аренды.
Однако содержание и объем прав лизингодателя и лизингополучателя по
лизинговому договору не адекватны правам и обязанностям арендатора и
арендодателя в классическом договоре аренды. Вместе с тем это не
препятствует квалифицировать договор аренды, как договор, имеющий наиболее
сходные черты с договором лизинга.
Среди отличительных черт, присущих договору финансовой аренды (лизинга)
и позволяющих выделить его в отдельный договор необходимо выделить
следующие:1
- лизинговые отношения наряду с лизингодателем и лизингополучателем
включают дополнительную фигуру - продавца лизингового имущества, который
отсутствует при аренде;
- при лизинге активная роль отводится лизингополучателю, что не
свойственно арендным отношениям. Преимущественное право выбора имущества
и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю. Кроме этого,
лизингодатель обязан поставить в известность продавца имущества, что оно
приобретается специально для сдачи в лизинг;
- в отличии от арендных отношений, при лизинге лизингодатель наделяется
правами и обязанностями, свойственными получателю. Это выражается в
следующем. Имущество продавцом непосредственно передается
лизингополучателю по месту его нахождения или в другом месте, указанном
в договоре, минуя его фактического собственника (лизингодателя) и
принимается в эксплуатацию пользователем. За лизингодателем остается
только обязанность оплатить имущество и право расторгнуть договор купли-
продажи с продавцом;
- по-разному распределяются риски в договорах аренды и лизинга, связанные с
недостатками обнаруженными в имуществе;
- по договору аренды, арендодатель отвечает перед арендатором за все
недостатки, препятствующие пользованию имуществом. По договору лизинга
лизингодатель не отвечает перед пользователем за недостатки переданного
в лизинг имущества, равно как и за вред, причиненный жизни и здоровью
граждан в процессе использования объекта лизинга, а так же имуществу
пользователя и третьих лиц. Ответственность в размере причиненного
лизингодателю ущерба, наступает лишь в случае, когда выбор поставщика
оборудования осуществляется самим лизингодателем, либо он вмешался в
выбор имущества, его характеристик или поставщика.
Такое ограничение ответственности лизингодателя исходит из того, что
лизингополучатель сам выбирает поставщика и не должен перекладывать
результаты своего ошибочного выбора на лизинговую компанию, дело которой
оплатить сделку.
Также лизингодатель полностью свободен от выполнения гарантийных
обязательств, связанных с выявлением дефектов в объекте лизинговой сделки.
Данная обязанность возлагается на изготовителя (поставщика) имущества и
лизингополучатель непосредственно обращается к ним с требованием об
устранении недостатков.
Несмотря на то, что лизингодатель в течении всего срока договора
остается собственником имущества, лизингополучатель принимает на себя
обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели,
техническое обслуживание). Поскольку риск случайной гибели имущества
возлагается здесь на пользователя, он обязан полностью выполнить денежное
обязательства перед лизингодателем. Поэтому, если объект сделки будет
случайно, не по вине сторон, уничтожен, лизингополучатель, в отличии от
арендатора, обязан вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму,
предусмотренную договором.
Такое распределение рисков в лизинговой сделке в отличии от арендной
является вполне обоснованным, т.к. лизингодатель приобретает имущество по
просьбе и в интересах лизингополучателя.1
При аренде все риски остаются за арендодателем, поэтому, если
имущество окажется в негодном состоянии по причинам, не зависящим от
арендатора, последний может требовать досрочного расторжения договора.
Соответственно по прекращению обязательства отпадают обязательства платить
арендную плату.
При расторжении договора лизинга до истечения его срока по требованию
лизингодателя, если пользователь имущества нарушил условия договора, или
по желанию лизингодателя последний также обязан продолжать вносить
лизинговые платежи или погасить общую сумму, предусмотренную договором, а
в некоторых случаях погасить неустойку.
По своему содержанию договор лизинга близок к договору проката.
Отличие – в объекте, сроках, объема ответственности и т.д.
Приобретая объект лизинга в собственность, лизинговая компания
финансирует покупку имущества. Оплата имущества – самая главная функция
лизингодателя. Если и говорить об адекватности лизинговых и кредитных
отношений, то только в экономическом смысле, так как с юридической точки
зрения, пользователь имущества не заключает с лизингодателем денежный
договор займа.
Западными учеными отстаивается мысль о том, что наличие в договоре
лизинга опциона на покупку позволяет квалифицировать его как договор купли-
продажи особого типа. Но следует учесть, что при договоре купли-продажи в
рассрочку право собственности переходит от продавца к покупателю, как
правило, в момент заключения договора. При договоре лизинга право
собственности сохраняется за лицом, предоставившим оборудование во
временное пользование. В содержание договора лизинга не включается
обязанность пользователя по приобретению имущества в собственность: вопрос
покупки оборудования полностью передан на рассмотрение пользователя.
Следовательно, ни один из отдельно взятых традиционных институтов
гражданского права не в состоянии адекватно регулировать весь комплекс
лизинговых отношений. На этом, в принципе, основывается второй подход к
решению вопроса о юридической природе договора лизинга. Лизинговые
отношения соответствуют принципиально новому типу правоотношений, что и
получает подтверждение в признании самостоятельного значения лизингового
договора.
Вопросы юридической природы лизинга разрабатывались в основном в
континентальной Европе в отличии от стран « общего права ». В США, Англии
усилия направлены на то, чтобы выработать критерии для отграничения на
практике договора лизинга от различных смежных правоотношений. Содержание
этих критериев зависит от того, с каким договором сопоставляется договор
лизинга, в каких целях производится ограничение и какой орган выносит
решение по данному вопросу.
4. Законодательство о финансовой аренде.
Надежное правовое обеспечение лизинговых отношений -гарантия и залог
успешного развития лизингового бизнеса. Правовая же неопределенность
отношений с партнерами, а в ряде случаев незащищенность как лизингодателей,
так и лизингополучателей резко увеличивают степень риска лизинговых сделок
и являются причиной, сдерживающей предпринимательскую инициативу.
В соответствии с законодательством большинства развитых стран передача
в аренду машин и оборудования на условиях лизинга до недавнего времени
регулировалась общими нормами, определяющими отношения сторон при передаче
имущества во временное пользование. При этом нормативных актах
отсутствовала терминологическая определенность и однозначность. В последнее
время в гражданском праве ряда зарубежных стран даны юридические
определения лизинга и отдельных его видов, а в некоторых приняты
соответствующие законодательные акты. По уровню правового обеспечения
лизинговых отношений можно выделить три основные группы стран:
- имеющие специальные законы, которые регулируют лизинговые сделки
(континентальные страны Западной Европы: Франция, Бельгия, Италия);
- имеющие специальные подзаконные акты (страны ”общего права” - Англия,
Австралия, Новая Зеландия);
- не имеющие специального законодательства ( США, Германия).1
Для законов, принятых в странах первой группы, характерно то, что в
них регламентируются взаимоотношения не только между основными партнерами
(лизингодателем и лизингополучателем), но и между лизинговой компанией и
поставщиком, т.е. весь комплекс трехсторонних имущественных отношений,
возникающих при лизинге.
Во второй группе стран правовое регулирование лизинга осуществляется
в зависимости от стоимости имущества, передаваемого во временное
пользование, и от субъектов лизингового соглашения. Например, в
законодательной практике Англии при условии, что стоимость предмета лизинга
не превышает 2000 фунтов стерлингов, а пользователем является юридическое
лицо, применяются нормы закона об аренде-продаже 1965 года. Все остальные
случаи, не подпадающие под эти условия, регламентируются нормами «общего
права».
В странах третьей группы применительно к лизинговым сделкам широкое
использование находят также общие положения гражданского и торгового права.
Долгое время Российская Федерация относилась к числу стран, не имеющих
специального законодательства по урегулированию лизинговых отношений.
И лишь в 1994 году была предпринята первая попытка урегулировать
отношения лизинга на законодательном уровне. 17 сентября 1994 года был
принят Указ Президента РФ №1929 “О развитии финансового лизинга в
инвестиционной деятельности”. 1
В этом указе впервые дано законодательное определение лизинга и
признана его роль, как инструмента, открывающего доступ к инвестициям, в
различные сферы экономики. Помимо формирования основных понятий лизинговой
деятельности указ обязал правительство:
- подготовить рекомендации по вопросу о присоединении Российской Федерации
к Конвенции УНИДРУА о Международном Финансовом Лизинге, Оттава, 1988 год;
- использовать мировой опыт при разработке лизингового законодательства в
России;
- установить таможенные льготы для оборудования, ввозимого по лизинговому
договору;
- разработать постановление правительства по вопросам финансового лизинга.
С тех пор органами исполнительной и законодательной власти принято
больше десяти нормативных актов, способствующих, в целом, развитию лизинга
в России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующих
лизинговую деятельность, следует отметить следующее:
- наличие основных определений и терминов лизинга;
- достаточная свобода договорных отношений;
- ускоренная амортизация лизингового оборудования;
- включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость
продукции;
- рекомендации по установлению таможенных льгот для лизинговых компаний;
- рекомендации по снижению некоторых налогов для лизинговых компаний;
- ратификация Конвенции о Международном Финансовом Лизинге УНИДРУА;
- принятие Федерального Закона “ О лизинге”.
В развитии в 1994 году Указа Президента 29 июля 1995 года было принято
Постановление Правительства РФ №633 “О развитии лизинга в инвестиционной
деятельности”. Этим Постановлением Министерству Экономики было поручено
разработать с Министерством Финансов уставные документы лизинговой
компании, проекты лизинговых договоров и определить механизм расчета
лизинговых платежей.
Указанные нормативные акты определили основу лизинговых отношений,
права, обязанности сторон, требования к отражению лизинговых операций в
бухгалтерском учете. Среди принципов, определенных этими постановлениями
можно отметить следующие:
- в лизинговой сделке участвуют продавец, лизингодатель и
лизингополучатель;
- лизингодатель сохраняет право собственности на сдаваемое в лизинг
имущество в течении всего срока действия лизингового договора;
- разрешается применение штрафных санкций (размер штрафа оговаривается в
договоре) в отношении лизингополучателя за просроченные платежи;
- лизингодатель имеет право потребовать возврата имущества у
лизингополучателя, если последний не выполняет условий договора;
- определяются основные положения лизингового договора.
Постановление содержало также рекомендации о:
- осуществлении специального изучения возможностей лизинга в привлечении
инвестиций при проведении конверсии оборонных предприятий, атомных
станций, инвестиций на развитие сельского хозяйства и строительства
дорог;
- создании специального фонда поддержки лизинга и организации международной
конференции по лизингу в Москве;
- установлении налоговых льгот, освобождающих лизинговые компании от налога
на прибыль, получаемые от реализации лизиноговых договоров на срок более
трех лет. Это освобождение от налога на прибыль распространялось на доход
по банковским кредитам, предоставленных лизинговым компаниям на срок
более трех лет;
- освобождении лизинговых компаний от НДС по некоторым видам оборудования;
- частичном освобождении от налоговых пошлин, налогов и акцизных сборов,
взимаемых при ввозе оборудования в режиме временного ввоза по лизинговому
договору;
- использовании Правительством опыта Европейской Ассоциации Лизинговых
Компаний, а также о рассмотрении вопроса о присоединении к Конвенции о
Международном Финансовом Лизинге, Оттава, 1988 г.
Кроме того, в Постановлении содержалась рекомендация о включении в
полном объеме в себестоимость продукции лизинговых платежей и платежей по
процентам за кредиты банка и других кредитных учреждений, которые были
использованы на осуществление лизинговой деятельности. Проценты по обычным
банковским кредитам, использованным для приобретения основных средств,
прежде не разрешалось относить на себестоимость продукции. Такая мера
предоставила лизинговым компаниям относительное преимущество в привлечении
клиентов. Эта рекомендация в последствии была закреплена в Постановлении
Правительства №1133, о котором речь пойдет далее.
В Письме ЦБ РФ от 30 июня 1995 года №12-16-7/2422 лизинговые платежи
не рассматривались как текущие валютные операции, что означало то, что для
реализации договоров международного лизинга необходимо наличие лицензии ЦБ,
причем для каждого договора отдельно. Это требование снижает
привлекательность международного лизинга, так как на получение лицензии
требуется достаточно много времени и это требует дополнительные отчетности
перед Центральным Банком. 1
Постановление Правительства РФ от 20 ноября 1995 года №1133 “О
внесении дополнений в Положение о составе затрат к производству и
реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции
(работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых
при налогообложении прибыли “ предусматривает, что проценты, выплачиваемые
сторонами лизинговой сделки по заемным средствам, использованным для
реализации лизингового договора, могут быть включены в себестоимость
продукции лизинговой компании с учетом установленных ограничений. 2
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 года №167 “Об
утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской
Федерации” определен порядок получения лицензии лизинговыми компаниями и
предоставления полномочий Министерству Экономики по выдаче лицензии. 3
Лицензия, выданная Министерством Экономики, действительна на всей
территории России на срок от одного до пяти лет. Что касается вновь
образованных компаний, с ограниченным объемом капитала, то они могут
получить лицензию на срок от одного до двух лет. Министерство Экономики
перед выдачей лицензии может потребовать проведения аудита компании
независимыми экспертами. Постановление содержит также требование, что 40%
дохода лизинговой компании должно приходиться на деятельность по реализации
лизинговых договоров. Обязательным условием действия лицензии является
также осуществление деятельности в качестве лизингодателя, наличие не менее
одного находящегося в стадии реализации договора финансового лизинга в
течении срока действия лицензии.
Для получения лицензии лизинговые компании должны представить в
Государственную Регистрационную палату при Министерстве Экономики России
следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и организационно-
правовой формы лизинговой компании, её юридического адреса, номера
расчетного счета, наименования обслуживающего банка и срока действия
лицензии (от одного до пяти лет);
- копию учредительных документов лизинговой компании;
- копию свидетельства о государственной регистрации лизинговой компании;
- справку органа Государственной налоговой службы Российской Федерации о
постановке лизинговой компании на учет;
- документ, подтверждающий факт оплаты уставного капитала лизинговой
компании;
- баланс лизинговой компании за предыдущий отчетный период и отчет о
результатах её финансовой деятельности за указанный период;
- копию акта последней аудиторской проверки лизинговой компании или её
проверки органом Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Вновь создаваемые лизинговые компании не предоставляют документы,
указанные в двух последних пунктах.
Выдача лицензий осуществляется на платной основе. За рассмотрение
заявления о выдаче лицензии взимаются платежи в размере трех установленных
на момент подачи заявления минимальных размеров оплаты труда, а за выдачу
лицензии - в размере 100.
Решение о выдаче или отказе выдаче лицензий принимается Комиссией в
течение 30 дней со дня подачи лизинговой компанией заявления с приложением
всех необходимых документов.
По усмотрению Комиссии в случаях, предусмотренных Постановлением
Правительства №167 от 26.02.96 г., может быть принято решение о проведении
дополнительной экспертизы представленных лизинговой компанией документов. В
этом случае решение выносится не позднее 60 дней с момента подачи заявления
с приложением необходимых документов.
Следующим важным этапом в законодательном обеспечении лизинговой
деятельности следует считать введение в действие с 1 марта 1996 года
Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая). В главе 34
“Аренда” предусмотрен специальный параграф “Договор финансовой аренды
(лизинга)”, который предназначен для регулирования договорных операций,
возникающих по поводу финансовой аренды (лизинга) имущества.
Под договором финансовой аренды (лизинга) в Гражданском кодексе
Российской Федерации понимается соглашение, в силу которого арендодатель
(лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором
(лизингополучателем) имущество у определенного им же продавца и
предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и
пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК).
Таким образом, Гражданским кодексом установлено, что лизинговая сделка
определяется отношениями трех сторон: продавца, лизингодателя и
лизингополучателя. Лизингодатель является собственником арендованного
оборудования.
Граждански кодекс предоставил свободу участникам лизинговой сделки в
определении условий лизингового договора. Теперь не требуется, чтобы сумма
арендных платежей за весь период аренды была равной или близкой к стоимости
арендованного имущества или, чтобы срок аренды приблизительно равнялся
среднему сроку службы имущества. Кроме того, в Гражданском кодексе не
предусмотрено, что лизингополучатель единственный, кто несет риск потери
оборудования. Такие положения могут быть урегулированы в договоре.
Вступление в действие Части II Гражданского кодекса в марте 1996 года
закрепило правовую базу лизинга и явилось серьезным шагом на пути
формирования целостной системы правового регулирования лизинговых
отношений. В то же время Гражданский кодекс создает отдельные трудности для
развития лизинга. Так, например, Гражданский кодекс не предоставляет
лизингодателю право получить все причитающиеся ему лизинговые платежи в
случае существенного нарушения лизингополучателем своих обязательств по
договору. Помимо этого, определяя лизинг как предпринимательскую
деятельность, Гражданский кодекс лишает возможности, к примеру лиц,
занимающихся профессиональной творческой деятельностью, брать оборудование
в лизинг, а также ограничивает возможность оказания лизинговых услуг
организациям, не осуществляющих предпринимательскую деятельность (например,
благотворительные фонды).
Постановление Правительства РФ №752 “О мерах государственной
поддержки лизинговой деятельности” от 27 июня 1996 года помогло определить
разницу между правом собственности на имущество и правом пользования
имуществом. Данное постановление предусматривает:
- применение механизма ускоренной амортизации к переданному в лизинг
движимому имуществу, которое относится к активной части основных фондов с
коэффициентом не выше 3;
- право выбора стороны, на чьем балансе отражается сданное в лизинг
имущество (за исключением объектов лизинговой сделки, на покупку которых
были использованы средства из государственного бюджета);
- выделение средств из федерального бюджета на финансирование
инвестиционных проектов, реализуемых с использованием финансового
лизинга. 1
Постановление Правительства РФ от 27 июля 1997 г. №915 “О мероприятиях
по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997-2000 г.“ разделяет
концепцию, согласно которой лизинг является важным инструментом
инвестиционной деятельности и содержит рекомендации о:
- снижении таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования,
которое не имеет аналогов в России;
- проведении обучения по лизингу.
Однако, хотя в Постановлении говорится о необходимости принятия мер,
направленных на развитие финансового лизинга, в нем четко не определены,
какие министерства, имеющие отношение к лизингу, ответственны за реализацию
указанных в Постановлении мер по поддержке лизинга и не определено, каковы
должны быть результаты деятельности соответствующих министерств и ведомств
в этой области. 1
Еще одним важным этапом законодательного урегулирования отношений
лизинга стало принятие Государственной Думой решения о присоединении
Российской Федерации к конвенции УНИДРУА о Международном Финансовом
лизинге, принятое 16 января 1998г. Принятое думой решение является
значительным и позитивным шагом, так как конвенция получила широкое
признание во всем мире и послужило в качестве серьезной базы для написания
национального закона о лизинге.
В преамбуле данной конвенции сформулирована ее основная цель -
устранение имеющихся юридических препятствий на пути международного
финансового лизинга, адаптации традиционных двусторонних договоров аренды к
трехсторонним и самое главное, установление единообразных норм,
регулирующих правовые взаимоотношения всех участников лизинговой сделки.
Важно отметить, что действие конвенции распространяется только на
лизинг оборудования и не касается недвижимого имущества.
Настоящая Конвенция регулирует отношения по финансовому лизингу, при
которых одна сторона (лизингодатель):
- заключает, по указанию другой стороны, (лизингополучателя) договор
(договор на поставку) с третей стороной (поставщиком), в соответствии с
которым закупает оборудование, имущество или инструментарий на условиях,
подтвержденных арендатором в том, что его касается;
- заключает договор (договор лизинга) с пользователем, предоставляя ему
право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.
В конвенции закреплена неразрывная связь двух договоров – купли-
продажи и договора лизинга. При этом, пользователь должен одобрить условия
первого договора, а поставщик должен знать для каких целей приобретается
оборудование.
Таким образом, как определение, так и требования, по которым сделки
могут быть отнесены к международному финансовому лизингу, полностью
совпадают с российскими.
Конвенция ограничивает сделки, которые могут подходить под определение
международного финансового лизинга. Она исход из классического лизинга,
которому свойственен трехсторонний характер. 1 Поэтому из сферы действия
конвенции исключены сделки, имеющиеся двусторонний характер. Также действие
конвенции не распространяется на лизинг оборудования для личных целях.
Однако это не означает, что таких видов сделок не существует, просто
конвенция их не регулирует.
И наконец, в дальнейших целях развития форм инвестиций в средства
производства на основе операций лизинга, защиты прав собственности, прав
участников инвестиционного процесса, обеспечения эффективности
инвестирования 29 октября 1998г. принят федеральный закон Российской
Федерации «О лизинге», в котором определены правовые и организационно-
экономические особенности лизинга.
Проект Закона «О лизинге» прошел первое чтение еще в сентябре 1996
года. Сторонники закона о лизинге надеялись, что он создаст более четкие
правовые рамки для лизинга в России. Оппоненты заявляют, что закон о
лизинге не нужен, т.к. Гражданский кодекс обеспечивает достаточно полное
регулирование аренды в целом и финансовой аренды (лизинга) в частности.
Закон «О лизинге» определяет основные понятия лизинга, установленные
Гражданским кодексом. Однако при этом закон содержит и нормы относящиеся не
только к финансовой аренде (лизингу), но и к обычной аренде (именуемая в
Законе оперативным лизингом), а также сделкам возвратного лизинга. Он также
определяет права и обязанности участников международных лизинговых
соглашений и содержит ссылку на конвенцию УНИДРУА.
В Закон включены специальные статьи отражающие потребность в лизинге и
особенности лизинга в агропромышленном комплексе и авиационной
промышленности.
Учитывая, что Гражданский кодекс уже закрепил постоянную основу
лизинговых отношений, а Закон призван завершить формирование
законодательных рамок лизинга.
Он также призван придать законодательную силу различным положениям об
установлении налоговых и таможенных льгот, изначально содержащихся в
Постановлении Правительства №633. Кроме этого, закон расширяет само
определение лизинга, включив в него к примеру понятие сделки возвратного
лизинга. При этом, закон содержит много недостатков. К примеру, текст
закона предусматривает неодинаковый объем прав для сторон лизинговой
сделки. Статья 10, п.7 определяет, что:
В случае изменения конъюнктуры рынка и условий хозяйствования
лизингодателя, ведущих к существенному ухудшению финансового положения
лизингодателя, условия договора лизинга подлежат обязательному
пересмотру.
Текст такой редакции дает возможность для произвольного толкования
термина «ухудшение финансового положения» и не предусматривает никаких
средств защиты для лизингополучателя, финансовое положение которого также
может пострадать от негативных внешних изменений конъюнктуры рынка. Эти
вопросы должны урегулированы сторонами наиболее приемлемым и справедливым
образом в лизинговом контракте.
Лизингодателю также предоставлено право в случае нарушения
лизингополучателем своих обязательств по лизинговым платежам, назначать
аудиторскую проверку финансового состояния лизингоплучателя, присутствовать
на общих собраниях его учредителей и органов управления и заявлять свои
требования (ст.38, п.4 Закона). Не понятно, за чей счет будет проводится
такая проверка. Кроме того порядок участия на собраниях органов управления
компании регулируются нормами корпоративного законодательства.
Одним из самых больших недостатков Закона, является нечеткость
терминологии. Закон одновременно рассматривает понятия обычной аренды и
финансовой аренды и их путает. Например, в статье имеется следующая фраза
«оперативный лизинг (аренда) – это вид лизинга (финансовой аренды)………..»
Эта одна фраза смешивает два понятия, которые разделяются в Гражданском
кодексе, а именно аренда и финансовая аренда (лизинг). В определении не
используется терминология Гражданского кодекса и определение противоречит
Гражданскому кодексу.
Закон устанавливает целый ряд мер государственной поддержки лизинговой
деятельности:
- разработка и реализация федеральной программы развития лизинговой
деятельности в Российской Федерации;
- предоставление инвестиционных кредитов;
- выделение предприятиям, осуществляющим лизинг, государственного заказа на
поставку товаров для государственных нужд;
- освобождение от уплаты налога на прибыль, полученную в процессе
лизинговой деятельности, на срок более трех лет;
- создание, развитие, формирование, совершенствование нормативно правовой
базы;
- предоставление налоговых и кредитных льгот;
- предоставление государственных гарантий.
Порядок предоставления государственных гарантий на осуществление
лизинговых операций установлен Постановлением Правительством Российской
Федерации от 3 сентября 1998г. № 1020 «Об утверждении Порядка
предоставления государственных гарантий на осуществлении лизинговых
операций». Государственные гарантии на осуществлении лизинговых операций
предоставляются за счет средств Бюджета Развития Российской Федерации,
являются поручительством Правительства РФ и предоставляются резидентам
Российской Федерации – кредиторам лизингодателя на конкурсной основе под
заемные средства. Размер государственных гарантий, выдаваемых кредитору
лизингодателя составляет до 40% фактически предоставленных для реализации
лизинговой операции средств. 1
Основной целью предоставления государственных гарантий является
стимулирование более широкого привлечения инвестиций в сферу финансового |