Финансы, денежное обращение и кредит
Финансы, денежное обращение и кредит
Финансы, денежное обращение и кредит
Литература
1. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина,
Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. - М.:
Финансы, ЮНИТИ, 1997.-479 с.
2. Финансы предприятий: Учеб.пособие / Н.Е. Заяц, М.К.Фисенко,
Т.Н.Василевская и др. - Мн.: Высш.шк., 1995. - 256 с.
Программа курса
Финансы, денежное обращение и кредит включает основные разделы:
1. Деньги, денежное обращение, денежная система. Раздел посвящен изучению
природы возникновения, сущности, функций и вида денег; понятий
денежного обращения, денежной системы; сущности и форм проявления
инфляции.
2. Финансы, финансовая система, бюджет государства. Раздел посвящен
изучению сущности, функций и роли финансов; понятий финансовой
системы, финансовой политики, финансового контроля, будут рассмотрены
финансы предприятий, государственный бюджет, бюджетное устройство и
бюджетная система, бюджетный процесс, территориальные финансы,
внебюджетные специальные фонды.
3. Кредит, кредитная система, рынок ценных бумаг. Раздел посвящен
раскрытию сущности и функций кредита, характеристике кредитной
системы, операциям банков, наличным и безналичным расчетам, рынку
ценных бумаг.
4. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.
Рассматривается мировая валютная система, валютный курс и механизм его
формирования, платежный баланс и проблемы внешней задолженности
страны.
Задачей курса является изучение основных финансово-кредитных категорий,
приобретение навыков в области финансовых расчетов.
I. Деньги, денежное обращение и денежная система
1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ДЕНЕГ
1.1 Сущность и происхождение денег
Общественное разделение труда (выделение земледелия и скотоводства, а
затем и ремесел) потребовало постоянного обмена продуктами труда.
Товар - это продукт труда, произведенный для продажи. Товары обладают
потребительной стоимостью и стоимостью. В этом их противоречие: закон
единства и борьбы противоположностей.
Обмен, т.е. движение товаров от одного товаропроизводителя к другому,
предполагает соизмерение различных по виду, качеству, назначению товаров.
Основой соизмерения товаров является их стоимость (не цена!) - т.е.
общественно-необходимый труд, затраченный на производство товара.
С целью обеспечения сопоставимости различных затрат труда появляется
понятие меновой стоимости. Меновая стоимость - это способность товара
обмениваться на другие товары в определенных пропорциях.
Существуют две концепции происхождения денег: рационалистическая и
эволюционная. Первое упоминание о рационалистической теории происхождения
денег дается в работе Аристотеля, которая называется “Нахомахова этика”.
Эта теория объясняет появление денег как результат соглашения (или сговора)
людей, убедившихся в том, что для продвижения стоимости в меновом обороте
необходимы специальные инструменты. Эта теория безраздельно господствовала
вплоть до XVIII века. Согласно второй, эволюционной теории, деньги
появились в результате эволюционного процесса. В “Капитале” К. Маркс, на
основе анализа товарного обращения, это убедительно доказывает. Эволюция
обмена товаров предполагает развитие форм стоимости:
1) Простая, или случайная, форма стоимости. Например, встретились
земледелец и скотовод: 1 овца = 1 мешку зерна. Особенности:-
потребительная стоимость зерна для скотовода служит формой
проявления стоимости овцы; -индивидуальный труд земледельца
выражает свою противоположность - общественный труд; конкретный
труд, заключенный в зерне, служит формой проявления абстрактного
труда.
2) Развернутая форма стоимости:1 мешок зерна = 1 овце, 1 аршину холста, 1
топору
3) Всеобщая форма стоимости: всеобщий общепризнанный эквивалент = 1 овце, 1
топору, 1 аршину холста, мешку зерна
4) Денежная форма стоимости. Для превращения товара в деньги необходимо:
а) общее признание за этим товаром роли всеобщего эквивалента;
б) длительное выполнение этим товаром роли всеобщего эквивалента;
в) наличие особых физических свойств, пригодных для постоянной
обмениваемости.
Наиболее пригодными для выполнения роли денег оказались золото и серебро.
Деньги по своему происхождению - это товар. Они также обладают двумя
свойствами товара:
1. потребительной стоимостью (в виде украшения - удовлетворяют
эстетическую потребность, в виде молотка - потребность в
забивании гвоздей);
2. стоимостью, поскольку на добывание золота также затрачивается
определенное количество общественно-необходимого труда.
Деньги - это особенный товар:
3. кроме потребительной стоимости (см. выше) они обладают всеобщей
потребительной стоимостью, поскольку с помощью денег человек
может удовлетворить любую потребность;
4. стоимость денег имеет внешнюю форму проявления до их обмена на
рынке, тогда как стоимость обычного товара скрыта и проявляется
только в момент покупки-продажи, т.е. если товар покупается, то
труд, затраченный на его производство, признается обществом,
становится общественно необходимым; следовательно, товар
обладает стоимостью.
Деньги разрешили противоречие товарного производства: между
потребительной стоимостью и стоимостью, то есть один и тот же товар для
одного человека не может обладать одновременно и потребительной стоимостью
и стоимостью. С появлением денег товарный мир раскололся на две части:
-это деньги как товар и все остальные товары. Потребительная стоимость
сконцентрирована на стороне всех товаров, а стоимость - на стороне денег.
Деньги становятся выразителем потребительных стоимостей всех товаров через
свою стоимость.
В заключении: деньги - это товар, особенность которого заключается в том,
что:
-это стихийно (исторически) выделившийся за счет своих физических свойств
товар;
-это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;
-это товар, объединяющий в себе две экономические категории:
потребительную стоимость и стоимость ( в отличии от других товаров).
Три основных свойства денег, раскрывающих их сущность.
1) Деньги обеспечивают всеобщую непосредственную обмениваемость. На
них покупается любой товар;
2) Деньги выражают меновую стоимость товара. Через них определяется
цена товара, что позволяет количественно сравнивать разные по
потребительной стоимости товары;
3) Деньги выступают материализацией всеобщего общественно-
необходимого рабочего времени, заключенного в товаре.
1.2 Функции денег
Деньги выполняют следующие пять функций: -мера стоимости, средство
обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые
деньги
Функция денег как меры стоимости
Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров.
Соизмеримыми все товары делает общественно-необходимый труд, затраченный на
их производство.
Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой. Для сравнения
цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу,
т.е. выразить их в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при
металлическом обращении называется весовое количество денежного металла,
принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен
всех других товаров. Первоначально весовое содержание денежной единицы
совпало с масштабом цен, что нашло отражение в названиях некоторых денежных
единиц. Так английский фунт стерлингов действительно весил фунт серебра.
При золотом обращении масштаб цен предполагал установление денежной
единицы, приравненной к определенному количеству золота.
США 1900 г. - доллар США = 1,50463 г
1934 г.
= 0,888671 г
1973 г.
= 0,736 г
Россия 1895-1897 гг. - рубль = 0,774234 г
(С.Ю.Витте)
1950 г.
= 0,222169 г
1961 г.
= 0,98741 г
В России с 1992 г. официальное соотношение рубля и золота не
предусмотрено. В современных условиях произошел процесс демонетизации
золота, т.е. утрата ими функций денег, в том числе и функции меры
стоимости.
Золото вытеснено из внутреннего и внешнего оборота неразменными (на
золото) кредитными деньгами (вексель, чеки) и определение покупательной
способности денег в условия плавающих курсов строится на основе так
называемых потребительских корзин.
Т.о. при современных кредитных деньгах, неразменных на золото, цена
товара находит свое выражение не в одном специфическом денежном товаре, а
во всех других товарах, напоминая развернутую форму стоимости.
Функция денег как средства обращения
При прямом товарообмене (Т-Т) (товар на товар) купля и продажа совпадали
во времени и пространстве и разрыва между ними не было. Товарное обращение
(Т-Д-Т) включает два самостоятельных акта, разделенных во времени и
пространстве. Роль посредника, позволяющего преодолеть разрыв во времени и
пространстве и обеспечить непрерывность процесса производства, выполняют
деньги.
К особенностям денег как средство обращения следует отнести прежде всего
реальное присутствие денег в обращении и мимолетность их участия в обмене.
В связи с этим функцию обращения могут выполнять неполноценные деньги -
бумажные и кредитные.
Функция денег как средство накопления и сбережения
Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая их владельцу
получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного
богатства и у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению.
При металлическом обращении эта функция денег выполняла роль стихийного
регулятора денежного оборота: лишние деньги уходили в сокровища, недостаток
наполнялся из сокровища.
В условиях расширенного товарного воспроизводства аккумуляция (т.е.
накопление и сбережение) временно свободных денежных средств является
необходимым условием грузооборота капитала. Создание денежных резервов
сглаживает неравномерность и особенности хозяйственной жизни.
В масштабе государства требовалось создание золотого запаса. В связи с
изъятием золота из обращения величина золотого запаса свидетельствует о
богатстве страны и обеспечивает доверие резидентов и нерезидентов к
национальной денежной единице.
Золотой запас России:
1.01.94 - 317,1 т 1.05.95 - 240,3 т
1.01.96 -
1.01.95 - 261,8 т 1.01.97-
Для выполнения функции денег как средство накопления и сбережения
деньги должны сохранять свою стоимость длительное время. И, как мы
убедились, лучше всего для этой цели подходит золото, позволяющее
обезопасить сбережения от обесценивания, или наиболее стабильная валюта,
например, доллар.
С отменой золотого обращения кредитные деньги, т.е. знаки стоимости,
утратили функцию регулятора денежного обращения.
Функции денег как средство платежа
Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую, несвязанную со
встречным движением товаров, схему движения(Т-ДО-Т)
товар - срочное долговое обязательство - деньги
По такой схеме в условиях развитого товарного производства связаны между
собой множество товаровладельцев, и разрыв в одном из звеньев платежной
цепи порождает цепочку неплатежей:1 руб. задолженности государства
порождает 6-7 руб. других неплатежей. В условиях несовершенной
законодательной базы, т.е. почти полной безнаказанности, кризис неплатежей
нарастал. В России на начало 1995 г. - 100 трлн.руб., 1996 г. - 500
трлн.руб.,. В 1997г наблюдается некоторое снижение -
Функция мировых денег
В роли мировых деньги функционируют как всеобщее платежное средство,
всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного
богатства. Мировыми деньгами выступало золото как средство регулирования
платежного баланса и кредитные деньги отдельных государств, разменные на
золото: в основном доллар США и английский фунт стерлингов.
Международный валютный фонд с целью ослабления проблем международной
ликвидности ввел (SDR) специальные права заимствования. Стоимость единицы
SDR определяется на основе средневзвешенного курса 5-ти ведущих валют.
Для стран-участниц Европейской валютной системы с марта 1979 г. введена
ЭКЮ. ЭКЮ - безбумажные денежные единицы в виде записей на счетах в
центральных банках стран-членов. Стоимость ЭКЮ определяется на основе
средневзвешенного курса валют 12-ти стран-членов. Для определения доли той
или иной валюты в ЭКЮ сопоставляют ВНП (внутренний национальный продукт)
стран участниц.
Страны ЕС готовятся к внедрению с 1 января 1999г новой валюты- евро..
1.3 Виды денег
Деньги в своем развитии выступали в 2-х видах: действительные деньги и
знаки стоимости (заменители, заместители)
Действительные деньги - деньги, номинальная (обозначенная на них)
стоимость которых соответствует их реальной стоимости, т.е. стоимости
металла, из которого они изготовлены. (лицевая сторона монеты - аверс,
оборотная - реверс, обрез - гурт). Первые монеты появились почти 26 веков
назад в Древнем Китае и Древнем Лидийском государстве. В Киевской Руси
первые чеканные монеты относятся к IX-X вв. К золотому обращению страны
перешли во 2-й половине XIX века. Для действительных денег характерна
устойчивость, обеспечиваемая определенным и неизменным золотым содержанием
денежной единицы, свободным перемещением золота между странами. Золотое
обращение просуществовало до первой мировой войны.
Заместители действительных денег (знаки стоимости) - деньги, номинальная
стоимость которых выше реальной, т.е. затраченного на их производство
общественного труда. К ним относятся: -металлические знаки стоимости
(стершиеся золотые монеты и биллонная монета, т.е. мелкая монета,
изготовленная из меди и алюминия); бумажные знаки стоимости, сделанные, как
правило, из бумаги. Различают бумажные деньги и кредитные деньги.
Бумажные деньги появились как заместители находившихся в обращении
золотых монет. В России с 1769 г. право выпуска бумажных денег принадлежит
государству. Разность между номинальной стоимостью выпущенных денег и
стоимостью их выпуска образует эмиссионный доход казны, являющийся
существенным элементом государственных поступлений. Избыточный выпуск денег
для покрытия бюджетного дефицита ведет к их обесцениванию. Бумажные деньги
выполняют две функции: средство обращения и средство платежа. Они обычно
неразменны на золото и наделены государством принудительным курсом.
Кредитные деньги. Их появление связано с функцией денег как средства
платежа, где деньги выступают обязательством, которое должно быть погашено
через оговоренный срок действительными деньгами. Кредитные деньги прошли
следующий путь развития: вексель, акцептованный вексель, банкнота, чек,
электронные деньги, кредитные карточки
Вексель — письменное безусловное обязательство должника уплатить
определенную сумму в заранее оговоренный срок и в установленном месте. В
СССР векселя применялись во внутреннем обороте с 1922 по 1930 гг. и с 1991
г. по настоящее время. Различают простой и переводной вексель, отличие
которых в том, что плательщиком по простому векселю является лицо, выдавшее
вексель, а по переводному - какое-то третье лицо. Казначейские векселя -
векселя, выпускаемые государством для покрытия дефицита бюджета и кассового
разрыва. Коммерческий вексель - вексель, выдаваемый под залог товара.
Банковский вексель - вексель, выдаваемый банком своему клиенту.
Банкнота - бессрочное долговое обязательство, обеспеченное гарантией
центрального (эмиссионного) банка страны. Первоначально банкноты имели
золотую гарантию, обеспечивающую ее обмен на золото. Банкноты выпускаются
строго определенного достоинства, и по существу они являются национальными
деньгами на всей территории государства. В РФ эмитентом банкнот является
Центральный Банк России..
Чек - денежный документ установленной формы, содержащий безусловный
приказ владельца счета в кредитном учреждении о выплате держателю чека
определенной суммы. Впервые чеки появились в XVI-XVII вв. в Великобритании
и Голландии. Различают три основных вида чеков: именной - на определенное
лицо без права передачи; предъявительский - без указания имени получателя;
ордерный - на определенное лицо, но с правом передачи по индоссаменту. В
соответствии с “Положением о чеках” от 1929 г. также различают: расчетные
чеки - это письменное поручение банку произвести денежный платеж со счета
чекодателя на счет чекодержателя, т.е. служащие для осуществления
безналичных расчетов; денежные чеки- чеки, предназначенные для получения в
кредитных учреждениях наличных денег.
С 1 марта 1992 г. принято новое “Положение о чеках”, определяющее порядок
чекового обращения в стране.
С помощью электронных денег, т.е. на основе безбумажных носителей в виде
электронных сигналов осуществляется подавляющая часть межбанковских
операций.
Внедрение ЭВМ создало условия для замены чеков и чековых книжек на основе
бумажных носителей пластиковыми карточками на основе электронных микросхем.
Карточки все шире применяются в розничной торговле и сфере услуг (в т.ч. и
в метро).
2. Денежное обращение и денежная система
2.1 Понятие денежного обращения
Движение денег при выполнении ими своих функций представляет собой денежное
обращение.
( или так:Движение денег, обслуживающих реализацию товаров, работ и услуг,
называют денежным обращением.)
Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах.
Налично- денежное обращение — движение наличных денег в сфере обращения и
выполнение ими 2-х функций: средства платежа и средства обращения. Наличные
деньги используются: для оплаты товаров, работ, услуг; для расчетов, не
связанных с движением товаров и услуг( расчетов по выплате заработной
платы, премий, пособий, стипендий, пенсий, по выплате страховых возмещений
по договорам страхования, при оплате ценных бумаг и выплате дохода по ним,
по платежам населения, на хозяйственные нужды, на оплату командировок, на
представительские расходы, на закупку сельхозпродукции и т.д). Налично-
денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот,
металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, чеков,
кредитных карточек). В России предпринимаются попытки ограничить налично-
денежное обращение, т.к. оно позволяет уходить от контроля государства за
деятельностью юридических и физических лиц.
Безналичное обращение - движение стоимости без участия наличных денег.
Доля безналичных расчетов в России раньше составляла около 80 %, сегодня-
. Высокий уровень безналичных расчетов в любой стране говорит о
правильной, грамотной организации всего денежного оборота.
Между наличным и безналичным обращением существует тесная взаимосвязь:
деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую, они образуют
общий денежный оборот, в котором действуют единые деньги.
В зависимости от экономического содержания различают две группы
безналичного обращения: по товарным операциям, т.е. безналичные расчеты за
товары и услуги; по финансовым обязательствам, т.е. платежи в бюджет и во
внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит,
расчеты со страховыми компаниями. Значение безналичных расчетов состоит в
том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную
величину наличных денег в обороте, сокращаются издержки на печатание и
доставку наличных денег.
В 1993 г. ЦБ РФ начал работу по внедрению автоматической системы
межбанковских расчетов на базе расчетно-кассовых центров РКЦ и коммерческих
банков, что позволяет отказаться от пересылки бумажных документов и
ускоряет расчеты (счет идет на часы и минуты, и в идеале работа может
происходить в режиме реального времени).
Безналичный оборот в России характеризуется обязательным открытием
расчетного или текущего счета в учреждении банка; платежи производятся с
согласия покупателя или по поручению плательщика; основанием для
перечисления средств являются финансовые платежные документы (платежные
поручения, расчетные чеки, договора); при нарушении условий договора
существует возможность полного или частичного отказа от оплаты в
соответствии с “Правилами осуществления безналичных расчетов”; наличные
деньги в кассе предприятия находятся в пределах установленных лимитов;
самостоятельность в расходовании средств на счетах в соответствии с
“Порядком ведения кассовых операций в РФ” от 1993 г.
В России в соответствии с правилами Банка России определено, что расчеты
предприятий по своим обязательствам, а также между юридическими и
физическими лицами за товарно-материальные ценности производятся в
безналичном порядке через учреждения банка.
Определены следующие формы безналичных расчетов: расчеты платежными
поручениями; расчеты платежными требованиями-поручениями; инкассовые
расчеты; расчеты с применением аккредитивов; расчеты с использованием
чеков; расчеты с использованием векселей; клиринговые расчеты; расчеты с
помощью пластиковых карточек.
2.2 Закон денежного обращения. Денежная масса и скорость обращения денег
Закон денежного обращения устанавливает количество денег, нужное для
выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.
Количество денег, потребное для выполнения деньгами функции средства
обращения при металлическом обращении, определяется по формуле:
Количество денег, необходимое для сумма товарных цен
выполнения ими функции средства = -----------------------------------
---------------
обращения скорость
обращения денег
S NiЦi
KDo =
Vд
С появлением кредитных денег закон, определяющий количество денег в
обращении приобретает следующий вид:
Сумма цен
реализуемых
товаров и -
услуг
При металлическом обращении количество денег в обороте и устойчивость
денежного обращения обеспечивались стихийно через функцию денег как
средства накопления и образования сокровищ. В условиях бумажно- денежного
обращения роль регулятора денежного обращения принадлежит государству.
Денежная масса - это совокупность покупательных, платежных и накопленных
средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и
юридическим лицам, а также государству.
Состав и структура денежной массы:
|Виды денег |Начало XX в. при |Накануне 1-й мировой |
| |золотом обращении |войны |
|золотые монеты |40 % |15 % |
|банкноты и |50 % |22 % |
|кредитные деньги | | |
|остатки на счетах в|10 % |67 % |
|кредитных | | |
|учреждениях | | |
В финансовой статистике России для анализа происходящих изменений
используют денежные агрегаты M0, M1, M2, M3.
Агрегат M0 — наличные деньги в обращении.
Агрегат M1 — агрегат M0 + средства предприятий на различных счетах в
банках, вклады населения до востребования, средства страховых компаний.
Агрегат M2 — агрегат M1 + срочные депозиты населения в
сберегательных банках, в том числе компенсации.
Агрегат M3 — агрегат M2 + сертификаты и облигации
государственного займа.
.
К началу 1994 г. структура совокупной денежной массы РФ имела следующий
состав: M0 - 29,8 %; M1 (без M0) - 66,71 %; M2 (без M1) - 3,1 %; M3 (без
M2) - 0,5 %
29,8 % денежной массы приходится на наличные деньги, наблюдается рост
этого агрегата.
|1995 |1996 |1997 | |
|трлн.|% |трлн|% |трлн|% |к |Показатели |
|руб | |.руб| |.руб| |1996| |
|220,8|100 |286 |100 |377 |100 |132 |Денежная масса (M2) |
|80,8 |37 |103 |36 |124 |33 |120 |M0 |
|70,3 |32 |120 |42 |183 |49 |153 |Депозиты населения |
|69,7 |31 |63 |22 |70 |18 |111 |Средства предприятий,|
| | | | | | | |др |
Переход денег из безналичного оборота в наличный вызывает нехватку
наличных денег в стране; ведет к возникновению теневой экономики;
способствует уклонению предприятий от уплаты налогов; свидетельствует о
снижении возможности государства влиять на реальные хозяйственные процессы.
Совокупный объем денежной массы (агрегат M2) составлял:
в 1992 г. - 7,14 трлн. руб.; в 1993
г. - 36,72 трлн. руб.;
в 1994 г. - 106,4 трлн. руб.; в 1995 г. - 220,8 трлн. руб.;
в 1996 г. - 286 трлн.
руб.; в 1997 г. - прогноз 377 трлн. руб.
На денежную массу влияют два фактора: количество денег в обращении и
скорость их оборота. Количество денег в обращении определяется
государством, исходя их потребностей товарного оборота и дефицита
Федерального бюджета. На скорость обращения денег влияют длительность
технологических процессов (тяжелая промышленность или легкая), структура
платежного оборота (соотношение наличных и безналичных денег), уровень
развития кредитных операций и взаиморасчетов, уровень процентных ставок за
кредит, использование электронных технологий в банковском деле.
Скорость движения определяется отношением
валового национального продукта к денежной массе
Оборачиваемость денег в платежном обороте определяется отношением:
суммы денег на банковских счетах к среднегодовой величине денежной массы в
обращении
2.3 Денежная система и ее элементы
Денежная система - устройство денежного обращения в стране, сложившееся
исторически и закрепленное национальным законодательством. Сформировалась в
XVI-XVII вв. с утверждением централизованного государства и национального
рынка.
Различают денежные системы двух типов:
5. система металлического обращения, которая базируется на
действительных деньгах (золотых и серебряных), выполняющих все 5
функций, а обращающиеся банкноты беспрепятственно обмениваются
на действительные деньги (золото и серебро);
6. система бумажно-кредитного обращения, при которой действительные
деньги вытеснены знаками стоимости, а в обращении находятся
бумажные, либо кредитные деньги.
При системе металлического денежного обращения выделяют два вида денежных
систем: биметаллизм; монометаллизм
Биметаллизм - роль всеобщего эквивалента закреплена за двумя металлами:
золотом и серебром. Предусматривается неограниченное обращение и свободная
чеканка, установление двух цен на один товар. Эта система существовала в
XVI - XVIII вв., а в ряде стран Западной Европы действовало и в XIX в.
Система не обеспечивала устойчивости денежного обращения.
Монометаллизм - роль всеобщего эквивалента закреплена за одним металлом.
Серебряный монометаллизм существовал в России (1843-1852 гг.), Индии (1852-
1893 гг.), Китай (до 1935 г.). Золотое обращение России -с 1897 г.
Различают три разновидности, т.е. стандарта золотого монометаллизма:
золотомонетный; золотослитковый; золотодевизный.
Золотомонетный стандарт характеризовался свободной чеканкой монет,
беспрепятственным обменом банкнот на золото, не запрещенным движением
золота между странами. Этот стандарт требовал наличия золотых запасов в
эмиссионных центрах. Первая мировая война привела к отмене золотомонетного
стандарта в большинстве стран.
После Первой мировой войны в Великобритания и Франция введен
золотослитковый стандарт, при котором банкноты обменивались на золотые
слитки; в Германии, Австрии, Дании, Норвегии - золотодевизный стандарт, при
котором банкноты обменивались на девизы, т.е. платежные средства в
иностранной валюте, разменные на золото. В результате мирового
экономического кризиса 1929 - 1933 гг. утвердилась система обращения
бумажно-кредитных денег, не разменных на действительные деньги. Система
предусматривает господствующее положение банкнот, выпускаемых эмиссионными
центрами стран.
Элементы денежной системы
Элементами денежной системы являются: денежные единицы; масштаб цен; виды
денег, являющихся законным платежным средством; эмиссионная система;
государственный аппарат регулирования денежного обращения.
Денежные единицы - это установленный в законодательном порядке денежный
знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров и услуг. В
большинстве стран действуют десятичные системы деления: например: 1 доллар
= 100 центам, 1 руб. = 100 коп.
Масштаб цен - средство выражения стоимости через весовое содержание
денежного металла в выбранной денежной единице ( это определение утратило
экономическое значение, т.к. кредитные деньги не имеют собственной
стоимости и не могут быть выразителем стоимости других товаров). А в 1961
г. 1 руб. приравнивался к 0.98741 г золота.
Виды денег, являющиеся законными платежными средствами - это прежде всего
кредитные деньги и банкноты, разменная монета, а также бумажные деньги
(казначейские билеты).
Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и
обращения денежных знаков. Эмиссионные операции осуществляет Центральный
банк (выпуск банковских билетов) и казначейство (выпуск казначейских
билетов, мелко купюрных бумажно-денежных знаков). Эмиссия банкнот
осуществляется тремя путями: предоставлением кредитов кредитным учреждениям
в форме переучета коммерческих векселей; кредитованием казны под
обеспечение государственных ценных бумаг; выпуском банкнот путем их обмена
на иностранную валюту.
Регулирование денежного обращения. Мерой регулирования прироста денежной
массы и кредита является таргетирование, т.е. установление целевых
ориентиров, на которые должны ориентироваться центральные банки.
Центральный банк по согласованию с государственными органами определяет
сумму увеличения денежной массы, ограничивая ее приростом в реальном
исчислении. Однако эффективность такой меры невелика.
2.4 Международная денежная система
С 1944 г. по 1973 г. по решению Бреттон-Вудской (США) конференции ООН
международная денежная система представляла собой своеобразный
межгосударственный золотодевизный стандарт. Ее главными ориентирами были:
7. золото выполняет функцию мировых денег, оно выступает средством
окончательных расчетов межу странами и всеобщим воплощением
общественного богатства;
8. кроме золота в международном платежном обороте используются
доллар США и английский фунт стерлингов;
9. доллар США обменивался на золото по установленному соотношению.
Цена золота на свободных рынках складывалась на базе официальной
цены США и до 1968 г. не отклонялась от нее;
10. национальные денежные единицы свободно через центральные банки
обменивались на доллары, а через доллары - в золото, и между
собой по установленным Международным валютным фондом (МВФ)
соотношениям.
Денежная система, основанная на использовании доллара как эталона
ценностей всех денежных единиц в 1971-1973 гг. потерпела банкротство. С
1971 г. прекращен обмен долларов на золото. Роль резервных валют стали
выполнять марки ФРГ, японская иена, SDR - специальные права заимствования в
МВФ и ЭКЮ.
На смену Бреттон - Вудской денежной системе пришла Ямайская денежная
система, оформленная соглашением стран-членов МВФ в г. Кингстоне (о.
Ямайка) в 1976 г. В 1978г. внесены изменения в устав МВФ. Новая денежная
система характеризуется следующим:
11. мировыми деньгами являются специальные права заимствования
(SDR), которые становились международной счетной единицей;
12. доллар США сохранял важную роль в международных расчетах и в
валютных резервах других стран;
13. юридически была завершена демонетизация золота. Золото остается
резервом государства и используется для приобретения денежных
единиц других стран.
Современная денежная система характеризуется следующим: отменено
официально золотое содержание денежных единиц (демонетизировано золото);
осуществлен переход к неразменным на золото кредитным деньгам, немногим
отличающихся по своей природе от бумажных денег; наряду с кредитными
деньгами в денежном обороте некоторых стран сохранены бумажные деньги в
форме казначейских билетов; в порядке кредитования государства, а также под
прирост официальных золотых и валютных резервом выпускаются банкноты; в
денежном обороте преобладают безналичные расчеты; постоянное нарушение
соответствия количества денег объективным потребностям экономического
оборота и усилением роли государственного регулирования.
2.5 Денежная система Российской Федерации
Денежная система РФ функционирует в соответствии с федеральным законом о
Центральном Банке РФ от 12 апреля 1995 г. Официальной денежной единицей
(валютой) является рубль. Соотношение между рублем и золотом Законом не
установлено. Официальный курс рубля к иностранным денежным единицам
определяется ЦБ РФ и публикуется в печати. Фиксированный масштаб цен
отсутствует. Видами денег, имеющими законную платежную силу, являются
банкноты и металлические монеты, которые обеспечиваются всеми активами
Банка России. Кроме наличных денег функционируют и безналичные деньги (в
виде средств на счетах в кредитных учреждениях). Исключительным правом
эмиссии наличных денег, организации и их обращения и изъятия обладает ЦБР.
На Банк России возложены следующие обязанности:
14. прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение
банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
15. установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных
денег для кредитных организаций;
16. определение признаков платежеспособности денежных знаков и
порядка замены и уничтожения поврежденных;
17. разработка порядка ведения кассовых операций для кредитных
организаций;
18. определение правил, формы, сроков и стандартов осуществления
безналичных расчетов;
19. лицензирование расчетных систем кредитных учреждений.
Законом предусмотрен общий срок прохождения безналичных расчетов: не
более двух операционных дней в пределах субъекта РФ и пяти дней в пределах
РФ.
С целью регулирования экономики ЦБР привлекает следующие инструменты:
ставки учетного процента; нормы обязательных резервов кредитных учреждений;
операции на открытом рынке; осуществляет регламентацию экономических
нормативов для кредитных учреждений.
Для осуществления кассового обслуживания кредитных учреждений, а также
других юридических лиц, на территории РФ создаются расчетно-кассовые центры
(РКЦ) при территориальных главных управлениях Банка России. Эти центры
формируют оборотную кассу по приему и выдаче наличных денег, а также
резервные фонды денежных банковских билетов и монет.
Резервные фонды представляют собой запасы не выпущенных в обращение
банкнот и монет в хранилищах ЦБР и имеют важное значение для организации и
централизованного регулирования кассовых ресурсов. Остаток наличных денег в
оборотной кассе лимитируется и при превышении лимита излишки денег
передаются из оборотной кассы в резервные фонды. Объективная потребность в
резервных фондах обусловлена необходимостью: удовлетворения нужд экономики
в наличных деньгах; обновления денежной массы в обращении в связи с
приходом в негодность отдельных банкнот; поддержания обязательного
покупюрного состава денежной массы в целом по стране и регионам; сокращения
расходов на перевозки и хранение денежных знаков. Наличные деньги
выпускаются в обращение на основе эмиссионного разрешения - документа,
дающего право ЦБР подкреплять оборотную кассу за счет резервных фондов
денежных банкнот и монет. Этот документ выдается Правлением Банка России в
пределах эмиссионной директивы, т.е. предельного размера выпуска денег в
обращение, установленного Правительством РФ.
2.6 Инфляция и формы ее проявления
Инфляция - кризисное состояние денежной системы. Термин “инфляция” (от
латинского “inflatio” - вздутие) означает переполнение сферы обращения
бумажными деньгами, вследствие чрезмерного их выпуска. Инфляция может быть
и результатом сокращения товарной массы при неизменном количестве
выпущенных бумажных денег. Выражается в обесценивании последних по
отношению к золоту (в 1991 г. 1 доллар США = 0,9 руб., а в сентябре 1997
г. - 5880 руб.), сопровождается ростом цен и падением реальной заработной
платы. Принимает всеобщий затяжной и хронический характер. В современных
условиях проявляется в повышении рыночной цены золота (в 60-е гг. Тройская
унция продавалась за 35 долларов, 1995г. - 350-400 долларов), стоимости
жизни, введении “плавающих” курсов валют, росте цен.
Первопричина инфляции - диспропорции в развитии экономики, обусловленные
нарушением закона денежного обращения. Различают внутренние (не денежные и
денежные) и внешние факторы.
Внутренние не денежные - диспропорции развития экономики, государственно-
монополистическое ценообразование, кредитная экспансия.
Внутренние денежные - кризис государственных финансов:
дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег, увеличение
массы кредитных денег (векселей), уменьшение скорости обращения денег.
Внешними факторами являются мировые кризисы (сырьевой, энергетический,
валютный), валютная политика государств, направленная на экспорт инфляции,
нелегальный экспорт золота и валюты.
Виды инфляции
Для оценки и измерения инфляции используют показатель индекса цен,
который измеряет соотношение между ценой определенного набора
потребительских товаров и услуг (потребительской корзиной) в текущем и
базовом периодах.
Например, индекс цен в 1998 г. определяется как
Цена “потребительской корзины” в 1998 г.
Цена аналогичной “потребительской корзины” в базовом периоде
В зависимости от темпов роста цен различают инфляцию следующих видов:
20. ползучая, рост цен 3-4 % в год
21. галопирующая, рост цен 10-50% и до 100%
22. гиперинфляция, рост цен более 100 %
Типы инфляции
В зависимости от причин различают два типа инфляции:
23. инфляция спроса;
24. инфляция предложения.
Инфляция спроса - рост уровня цен происходит под влиянием роста
совокупного спроса, избытка денег. Как следствие, - рост цен, черный рынок.
Инфляция спроса обусловлена:
1) милитаризацией экономики;
2) дефицитом бюджета и ростом государственного долга. Дефицит
покрывается эмиссией денег, государственными займами;
3) кредитной экспансией банков. Выпуск кредитных денег в качестве
средства платежа;
4) притоком иностранной валюты, т.е. увеличением денежной массы без
увеличения объема товаров.
Инфляция издержек производства (предложения). Причины:
a) снижение производительности труда, сокращение предложения товаров и
услуг в отсутствие стимулов;
b) появление новых потребностей человека;
c) рост заработной платы;
d) высокие косвенные налоги и рост издержек
e) энергетический кризис
Основные методы борьбы с инфляцией:
25. денежная реформа;
26. антиинфляционная политика.
Денежная реформа (проводится однократно) - полное или частичное
преобразование денежной системы, проводимое государством с целью
упорядочения и укрепления денежного обращения.
Методы проведения:
27. Нулификация - объявление об аннулировании обесценивающейся
денежной единицы и введение новой;
28. Реставрация - восстановление прежнего золотого содержания
денежной единицы (ФРГ 1960-1962 гг.);
29. Девальвация - снижение золотого содержания денежных единиц или
понижение курса национальной валюты к золоту, серебру и
иностранной валюте;
30. Деноминация (метод зачеркивания нулей) - укрупнение денежной
единицы и обмен по установленному соотношению старых денежных
знаков на новые. В таком же соотношении пересчитываются цены,
тарифы, заработная плата, остатки денежных средств на счетах,
балансы предприятий.
Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному
регулированию экономики, направленный на борьбу с инфляцией. Наметились два
основных подхода: дефляционная политика и политика доходов.
Дефляционная политика - это:
31. регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и
налоговый механизм;
32. снижение государственных расходов;
33. повышение процентных ставок за кредит;
34. усиление налогового бремени;
35. ограничение денежной массы;
конкурентное стимулирование отдельных производств путем снижения
налогового бремени;
Политика доходов - это:
36. контроль за ценами;
37. контроль за заработной платой путем ее замораживания или
установления пределов роста;
38. индексация полная или частичная;
39. компенсация расходов
Особая форма борьбы с инфляцией - шоковая терапия.
Шоковая терапия — стимулирование развития рыночных отношений, свободное
ценообразование, отказ от регулирования цен. Следствие - снижение
жизненного уровня населения.
3. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
3.1. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ
Предметом науки о финансах является определенная система экономических
отношений, связанных с формированием, распределением и использованием
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства,
предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях
выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного
воспроизводства.
Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные
отношения являются финансовыми.
Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым
функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего
измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - это
экономический инструмент распределения и перераспределения валового
внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за
образованием и использованием фондов денежных средств.
Процесс воспроизводства представляет из себя совокупность непрерывно
повторяющихся циклов.
Производство(Распределение(Обмен(Потребление
Производственное
Личное
Производство (
Каждый последующий цикл воспроизводства возможен лишь после того, как
вновь созданная стоимость подвергнется распределению, в результате которого
будут созданы целевые денежные фонды, являющиеся основой удовлетворения
разнообразных потребностей, Причем это происходит в обезличенной форме.
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях
воспроизводственного процесса. Но только на второй стадии движение
стоимости происходит обособленно от движения товара и характеризуется ее
отчуждением (из рук в руки) или целевым обособлением каждой части стоимости
(в рамках одного владельца). На этой стадии, стадии возникновения
финансовых отношений, происходит распределение стоимости общественного
продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования.
А однородные экономические отношения, будучи представленными в обобщенном
абстрактном виде, образуют экономическую категорию - финансы.
Таким образом критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым
являются:
1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного
владельца к другому.
2. Распределительный характер этих отношений.
3. Место возникновения - вторая стадия воспроизводственного процесса.
Деньги первичны - финансы вторичны.
Примерами финансовых отношений являются:
40. - отношения между предприятиями и работниками (выплата заработной
платы, выдача дивидендов, материальные санкции);
41. - отношения между предприятиями и его филиалами, подразделениями
(наделение оборотными средствами, предоставление им ресурсов для
обновления МТБ, подготовка и повышение квалификации кадров;
42. - отношения между предприятиями (оплата счетов, выплата авансов,
совместное участие в осуществлении инвестиционных проектов,
взыскание санкций за нарушение договоров);
43. - отношения между предприятием и государством (платежи налогов,
финансирование из бюджета отдельных затрат);
44. - отношения между предприятиями и банками (хранение собственных
средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и
долгосрочное кредитование);
45. - отношения между государством и населением (уплата налогов о
сборов, финансирование государством части социально - культурных
потребностей населения, приобретение облигаций государственных
займов);
46. - отношения между банками и населением (вклады населения в сбербанк
и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата
банками населению дохода по вкладам, сертификатам;
47. - отношения между вышеуказанными и теневой экономикой.
3.2. МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы.
Финансовые ресурсы - это совокупность доходов и поступлений, находящихся в
распоряжении субъекта хозяйствования.
Финансовые ресурсы предназначены для:
48. - выполнения финансовых обязательств;
49. - покрытия затрат по расширенному воспроизводству;
50. - материальному поощрению работников.
Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный
доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость
необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть
прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд
накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются
фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.
Финансовые ресурсы складываются из трех источников:
1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
2) средства внебюджетных фондов;
3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).
Исходя из этого финансы могут быть централизованными (государственными) и
децентрализованными (ресурсы хозяйствующих субъектов).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на:
51. - собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные
средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от
выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности);
52. - заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства
различных финансовых структур;
53. - ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые
возмещения, субсидии государства, субвенции).
3.3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
Выделяют две основные функции -распределительную и контрольную.
Распределительная функция финансов заключается:
1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем
распределения национального дохода среди участников материального
производства;
2) в создании вторичных или производных доходов путем
перераспределения национального дохода между производственной и
непроизводственной сферами, отраслями материального производства,
регионами страны, формами собственности и социальными группами
населения.
Схема распределения национального дохода
(C+V+M) - совокупный общественный продукт
и т.д.
Контрольная функция финансов
Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по
соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению
посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса
расширенного воспроизводства.
Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения
законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты
выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой
службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций
по расчетам и платежам.
Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования ,
при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы.
Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют
регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства
через государственные расходы, налоги, государственный кредит в процесс
воспроизводства. В целях регулирования экономики используются также
финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка
ценных бумаг.
Функция содержания государства
Функции финансов осуществляются:
54. - на всех уровнях управления экономической системой (Федеральном,
территориальном, местном);
55. - во всех сферах общественной жизни (материальное производства,
сфера обращения, сфера потребления);
56. - на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном -
финансы предприятий, внутриотраслевом - финансы комплексов,
межотраслевом и межтерриториальном - госбюджет и внебюджетные
фонды).
3.4. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
3.4.1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ И КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ЗВЕНЬЕВ
Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия -
финансы. Если финансы - это экономические отношения по
поводу.................., то финансовая система - это совокупность органов
и учреждений, форм и методов, сфер финансовых отношений, связанных с
образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств.
Централизованные финансы используются для регулирования экономики и
социальных отношений на макроуровне.
Децентрализованные - на микроуровне, а сегодня уже и на макроуровне.
Государственная бюджетная система построена в соответствии с законом
РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от
10 октября 1991 г.
В 1993 г. внебюджетных специальных фондов было 20: 4 социальных и
остальные производственного назначения. Они имеют строго целевое
назначение: социальные услуги населению, развитие отсталых и приоритетных
направлений науки, техники, производства .
Государственный кредит служит для покрытия дефицита госбюджета. Этой цели
служат :
госзаймы
57. в 1993 г. государственный внутренний долг составил 16,1 трлн. руб.;
58. в 1995 г. - 159,3 трлн. руб.;
59. на 1.01.1997 г. - 316 трлн. руб.,
60. на 1.01.98 - 65,06 трлн. деноминированных руб
ценные бумаги ( задолженность на 1.01.98г по ГКО и ОФЗ 435,9 трлн.руб)
61. государственные краткосрочные облигации (ГКО) со сроком обращения
три месяца;
62. золотые сертификаты МФ со сроком обращения один год;
63. шестимесячные и годовые государственные облигации;
64. облигации федерального займа (ОФЗ);
65. облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ
Децентрализованные
Централизованные финансы
финансы
(государственные)
Финансы предприятий, Фонды
Бюджетная Специальные внебюд-
Государственные
учреждений, организаций страхования
система жетные фонды
займы
Федера- Бюджеты Местные Специальные
Социальные Внутренние
Финансы То же - Финансы Социальное
льный субъектов бюджеты
предприя- на не- общест-
бюджет Федерации
Внешние
тий, функ- коммер- венных Личное
циониру- ческой органи-
ющих на основе заций Имущественное
коммер-
Бюджеты Бюджеты Бюджеты Муници- Бюджеты
ческой ос- Ответственности
городов респуб- областей, пальные районных
нове
Москвы и блик в сос- краев, ав- бюджеты и
сельских
Риска Санкт-Пе- таве РФ тономий
населен-
тербурга
ных пунк-
ктов
АО ОО ЧП
Пенсионный Фонд со-
Государствен- Федеральный
фонд
циально- ный фонд за- и территориаль-
го стра- нятости насе- ный фонды обя-
хования ления зательного меди-
цинского страх.
3.4.2. МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ
Методы организации финансов определяются степенью (силой)
государственного вмешательства в экономику, хозяйственную жизнь.
Методы
организации
финансов
Государство непосредственно Государственное
вмешательство
руководит финансами (незначительное)
дозированное
Баланс Баланс Плановая
Рыночная
брутто нетто экономика
экономика
Хозрасчет
Бюджетное Коммерчес-
финанси - кий расчет
рование
непроиз-
водствен-
ной сферы
Метод брутто - вся выручка идет в кассу государства. Государство
финансирует затраты предприятий в соответствии со сметами затрат.
Метод нетто - полностью централизовывалась только прибыль.
В плановой экономике применяли хозрасчетный метод, который
характеризовался:
66. - оперативной самостоятельностью;
67. - централизованным подчинением;
68. - материальной заинтересованностью;
69. - материальной ответственностью за результаты.
Непроизводственная сфера при этом финансировалась за счет
государственного бюджета.
Различие между хозрасчетом и коммерческим расчетом состоит в различных
формах собственности.
3.5. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
3.5.1. ФИНАнСОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ ВИДЫ
Финансовая политика - это совокупность государственных мероприятий по
использованию финансовых отношений для выполнения государством своих
функций. Она включает:
70. - разработку общей концепции, основных направлений, определение
целей и главных задач;
71. - создание адекватного финансового механизма;
72. - управление финансовой деятельностью государства и его субъектов.
Выделяют три основных вида финансовой политики:
73. - классическая;
74. - регулирующая;
75. - планово - директивная.
Классическая -основана на трудах классиков политэкономии А.Смита (1723 -
1790) и Д. Рикардо (1772 - 1823). Основное ее направление - невмешательство
государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование
рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Государственные расходы минимизированы. Система налогов строилась на
косвенных и имущественных налогах. Органом управления было министерство
финансов.
Регулирующая - в основу положена экономическая теория Дж. Кейнса (1883 -
1946), обосновывающая необходимость вмешательства и регулирования
государством циклического развития экономики. Основными инструментами
вмешательства становятся государственные расходы, за счет которых
формируется дополнительный спрос и как следствие -рост производства,
ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом
регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные
ставки; государственный кредит, рынок ссудных капиталов. Дефицит бюджета
используется для регулирования экономики. Из единого органа управления
выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных
расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов,
управлением государственным долгом. В целом такая политика обеспечила в 30
- 60 гг. стабильный экономический рост, эффективную систему финансирования
социальных нужд.
В 70 - х годах в основу финансовой политики положена неоконсервативная
стратегия, ограничивающая вмешательство государства в экономику.
Регулирование становится многоцелевым:
76. - экономический рост и занятость;
77. - денежное обращение;
78. - валютный курс;
79. - социальные факторы;
80. - структурная перестройка хозяйства.
Финансовый механизм исходит из необходимости сокращения объема
перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижение
бюджетного дефицита, стимулирование роста сбережений как источника
инвестиций. Стоит задача сокращения числа налогов и прогрессивности их
шкалы.
Планово - директивная финансовая политика применяется в странах с
административно - командной системой. Основана на государственной
собственности на средства производства. Целью является концентрация всех
неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти
финансовых ресурсов в руках государства и их последующее распределение в
соответствии с основными направлениями государственного плана развития .
Действовал двухканальный механизм изъятия чистого дохода у предприятий:
81. - вначале при помощи налога с оборота;
82. - затем при помощи индивидуальных отчислений от прибыли (взносов
свободного остатка прибыли).
При этом определялся предельный размер всех расходов предприятия за счет
чистой прибыли.
Регулирование использования денежных доходов населения осуществлялось при
помощи подоходного налога, путем размещения фактически принудительных
государственных займов.
Изъятие средств у местных органов власти обеспечивалось путем введения
ограничений в установлении самостоятельных источников доходов - 10 -15 % за
счет местных доходов, остальное из центра. Расходы бюджетов определялись
исходя из приоритетов государства. Социальные нужды финансировались по
остаточному принципу. Управление финансами осуществлялось из единого центра
- Министерства финансов. Такая политика была эффективна в годы ВОВ, в
период восстановления народного хозяйства после войны. В настоящее время
она реформируется.
Основа современной финансовой политики РФ:
83. - признание свободы предпринимательства;
84. - введение разнообразных форм хозяйствования;
85. - приватизация государственной собственности и переход к смешанной
экономике;
86. - отказ государства от директивного управления;
87. - переход отношений предприятий и государства на налоговую основу.
Изменяется порядок предоставления бюджетных средств. Получила
распространение система государственного кредита для покрытия дефицита
госбюджета. Используются рыночные формы государственных займов. Изменяется
организация бюджетной системы. На смену централизованной пришла система,
основанная на самостоятельности и равноправии бюджетов всех уровней.
Применяется система трансфертных платежей, увязывающая размер бюджетных
средств со среднедушевым бюджетным доходом отдельных регионов. Изменяется
практика перераспределения финансовых ресурсов. Кроме вертикального
используется горизонтальное перераспределение средств за счет
функционирования финансового рынка. Получила развитие система внебюджетных
фондов государства. Демонополизировано страховое дело, появился страховой
рынок. Изменилась система управления финансами. Готовится налоговая
реформа. Осуществляется структурная перестройка экономики. Расходование
бюджетных денег производится на конкурсной основе. Продолжается
совершенствование бюджетного устройства, намечено проведение бюджетной
реформы. Укрепляется рынок ЦБ.
Наиболее динамичной частью финансовой политики является финансовый
механизм. Финансовый механизм представляет собой систему установленных
государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.
Директивный - предусматривает детальную проработку всей системы
организации финансовых отношений, в которых участвует государство: налоги,
государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование,
организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое
планирование.
Регулирующий финансовый механизм применяется в сегменте финансов, не
затрагивающем прямо интересы государства и предусматривает установление
только основных правил.
3.5.2. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Управление финансами - это деятельность, связанная с проведением общей
финансовой политики государства, направленная на сбалансированность всей
финансовой системы.
Органы управления финансами
Общее управление финансами возложено на Федеральное Собрание и две его
палаты - Государственную Думу и Совет Федерации. В их задачи входит:
88. - рассмотрение и утверждение федерального бюджета России и
утверждение отчета о его исполнении;
89. - рассмотрение законов о налогах, сборах и обязательных платежах;
90. - установление предельного размера государственного внутреннего и
внешнего долга.
Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИИ И ЕГО ОРГАНЫ НА МЕСТАХ
Министерство финансов организует и обеспечивает:
91. - разработку и реализацию стратегических направлений финансовой
политики;
92. - составление проекта и исполнение федерального бюджета;
93. - разработку предложений по совершенствованию налоговой политики и
налоговой системы, страховой деятельности, формированию и развитию
рынка ценных бумаг;
94. - осуществляет выпуск государственных внутренних и внешних займов;
95. - осуществляет контроль за бюджетными учреждениями;
96. - разрабатывает методологическое обеспечение финансовой отчетности
в стране;
97. - финансирует сферы деятельности.
Оргструктура Министерства финансов ориентирована на выполнение своих
задач:
98. - бюджетный департамент (составляет проект федерального бюджета);
99. -отраслевые департаменты финансирования промышленности,
строительства и строительной индустрии, транспортных систем и
связи, сельского хозяйства и т.д.;
100. - департамент иностранных кредитов и внешнего долга;
101. - департамент налоговых реформ;
102. - департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка;
103. - Главное управление федерального казначейства (отвечает за
кассовое исполнение бюджета).
Контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в
бюджет всех обязательных платежей, подготовка предложений по
совершенствованию налогового законодательства возложены на Государственную
налоговую службу и ее органы на местах - налоговые инспекции.
Предупреждением, выявлением и пресечением налоговых преступлений,
оперативно - розыскная деятельность и контроль за выполнением налогового
законодательства, а также обеспечением безопасности деятельности налоговых
инспекций, защитой их сотрудников, пресечением коррупции в налоговых
органах занимается Федеральная служба налоговой полиции РФ.
За соблюдением налогового законодательства при пересечении товарами
границы РФ, правильностью исчисления и уплаты таможенных пошлин
ответственность несет Государственный таможенный комитет РФ.
Каждое звено финансовой системы имеет свой аппарат оперативного
управления.
Управление финансами отраслей народного хозяйства производится
финансовыми департаментами и отделами соответствующих министерств и
ведомств.
Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и
службы предприятий.
Методы управления финансами
Управление финансами осуществляется экономическими и административными
методами. К экономическим относятся:
104. фискальная политика;
105. финансовое планирование;
106. координация финансовых ресурсов;
107. финансовое регулирование.
Фискальная политика - это меры со стороны правительственных органов по
изменению порядка налогообложения и структуры государственных расходов с
целью воздействия на экономику для изменения реального объема национального
производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического
роста.
Объектом финансового планирования является формирование и распределение
доходов и накоплений, а также использование различных фондов денежных
средств. На общегосударственном и региональном уровне оно реализуется как
бюджетное планирование, а на уровне хозяйствующего звена - как финансовый
план предприятия.
Координация финансовых ресурсов на общегосударственном уровне
осуществляется через систему дотаций различным звеньям бюджетной системы и
посредством субвенциального финансирования.
Финансовое регулирование осуществляется в виде регламентации
использования финансовых ресурсов.
К другим методам следует отнести:
108. - систему амортизационных отчислений;
109. - систему финансовых санкций.
Исключительно важное значение в условиях рынка имеет финансовый
менеджмент.
Его задачами является:
110. планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности
предприятия;
111. принятие обоснованных решений по инвестированию средств;
112. координация финансовой деятельности всех подразделений;
113. проведение операций на финансовом рынке с целью мобилизации
финансовых ресурсов.
3.6. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов
власти всех уровней, а также специально созданных подразделений за
финансовой деятельностью всех экономических субъектов с применением особых
методов.
Финансовый контроль - стоимостной контроль имеет место во всех сферах
общественного производства, является многоуровневым и всесторонним,
сопровождает весь процесс движения денежных фондов и стадию осмысления
финансовых результатов.
1. Классификация видов финансового контроля
1.1. По времени проведения:
114. предварительный (составление бюджетов, финансовых планов и смет,
кредитных и кассовых заявок, договоров);
115. текущий;
116. последующий.
1.2. По субъектам контроля:
117. президентский;
118. органов представительной власти и местного самоуправления;
119. органов исполнительной власти;
120. финансово - кредитных органов;
121. ведомственный;
122. внутрихозяйственный;
123. аудиторский.
1.3. По сферам финансовой деятельности:
бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой, инвестиционный,
контроль за денежной массой.
1.4. По форме проведения:
124. обязательный (внешний);
125. инициативный (внутренний).
1.5. По методам проведения: проверки, обследования, надзор, анализ
финансовой деятельности, наблюдение (мониторинг), ревизии.
2. Основные виды и органы государственного финансового контроля
При Представительных органах власти (Совет Федерации и Государственная
Дума) действуют:
126. Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам
и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;
0. Счетная палата РФ. Коллегия Счетной палаты кроме председателя и его
замов включает 12 аудиторов (по 6 от каждой палаты Федерального
собрания). Текущую работу ведут инспектора Счетной палаты. Подобные
органы созданы и в субъектах РФ. Сфера полномочий Счетной палаты -
контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными
средствами, государственным внутренним и внешним долгом,
деятельностью ЦБ, эффективностью использования иностранных кредитов
и займов, а также выдачей государством кредитов и займов.
Основные формы контроля - тематические проверки и ревизии.
Меры воздействия:
0. предписание;
0. предписание, обязательное для исполнения;
0. приостановление всех операций по счетам.
Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.
Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания
законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной
Думе кандидата на должность председателя ЦБ.
Определенные функции выполняет Контрольное управление Президента РФ.
Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения
федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов,
денег и кредита, деятельность министерств и ведомств.
При правительстве действует Контрольно - наблюдательный совет.
Министерство финансов и все его структурные подразделения осуществляют
финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального
бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и
государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования
государственных инвестиций, методического руководства организацией
бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской
деятельности.
Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно
- ревизионное управление (КРУ) и органы Федерального казначейства.
Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства
субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов
и районов в городах.
На него возложены следующие обязанности:
0. контроль за доходной и расходной частью ФБ в процессе его
исполнения;
0. контроль за состоянием государственных финансов в целом;
0. контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга РФ;
0. контроль за государственными внебюджетными фондами и отношениями
между ними и бюджетом.
В целях усиления контроль за эффективным использованием государственных
инвестиций в 1993 г. создана Российская финансовая корпорация. Она
занимается конкурсным отбором и экспертизой инвестиционных проектов,
осуществляемых за счет государственных ресурсов.
К специализированным органам финансового контроля относятся:
0. Государственная налоговая служба (обеспечение единой системы
контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других
обязательных платежей). Государственная налоговая служба включает
Федеральную налоговую службу и государственные налоговые инспекции
в субъектах РФ и органах местного самоуправления (городские и
районные налоговые инспекции);
0. Федеральные органы налоговой полиции, состоящие из Федеральной
службы налоговой полиции, территориальных и местных органов;
0. Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор), состоящая
из центрального органа, региональных и кустовых (по группе
областей) инспекций Росстрахнадзора;
0. Центральный банк России (ЦБР) и его структурное подразделение
Департамент банковского надзора;
0. ведомственный финансовый контроль осуществляется структурными
подразделениями министерств и ведомств.
Проверки проводятся один раз в год в коммерческих организациях и один раз
в два года в остальных организациях.
Негосударственный финансовый контроль включает:
0. внутрихозяйственный финансовый контроль, который проводится
бухгалтерией, финансовым отделом предприятия. Включает оперативный
контроль (проводимый главным бухгалтером в процессе повседневной
деятельности путем визирования документов) и стратегический;
0. аудиторский финансовый контроль. Аудиторская проверка может быть
инициативной и обязательной, которой подлежат, в частности все
банки, страховые организации, биржи, внебюджетные фонды,
благотворительные фонды, все АО и предприятия, имеющие в уставном
капитале долю иностранного инвестора.
3.7. ФИНАНСЫ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИй И ПРЕДПРИЯТИй
3.7.1. ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Основным документом, определяющим организационно-правовые формы
хозяйствования в РФ является Гражданский Кодекс РФ (по сути это конституция
предпринимательской деятельности).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим имуществом. Может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права,
нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели
своей деятельности называются коммерческими.
Организации, не преследующие такой цели и не распределяющие полученную
прибыль между участниками, называются некоммерческими.
Гражданский Кодекс определяет виды хозяйствующих субъектов:
1) хозяйствующие товарищи, в том числе:
0. полное товарищество;
0. командитное товарищество (на вере);
2) хозяйствующие общества.
Хозяйствующие общества
Акционерные Общества с ограничен-
общества ной ответственностью
АООТ АОЗТ
Сохранены по действующему законодательству производственные кооперативы
(артели). Имущество их подразделяется на делимое и неделимое.
Государственные и муниципальные предприятия могут быть унитарными:
0. унитарные предприятия с правом хозяйствования;
0. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Законодательно определены виды и порядок образования различных фондов
(благотворительных, инвестиционных).
Организационно - правовая форма определяет порядок формирования
стартового капитала, ответственность по обязательствам, распределение
полученного дохода:
Товарищества - складочный капитал.
Общества - уставный капитал.
АО - уставный капитал образуется как номинальная стоимость акций (обычных
и привилегированных). В качестве взноса в уставный капитал могут быть
денежные средства, имущество, интеллектуальная собственность, право
пользования природными ресурсами, ноу-хау (новые технологии), ценные
бумаги. АО для привлечения средств могут проводить дополнительные эмиссии
акций. Эти средства образуют добавочный капитал. Если УК АО становится
меньше определенного законом, то АО подлежит ликвидации
ООО - уставный капитал образуется за счет вкладов его участников. Они не
имеют права выпускать акции. Несут ответственность в пределах уставного
капитала.
Государственные и муниципальные предприятия формируют свое имущество на
базе государственного или муниципального имущества.
Инвестиционные паевые фонды формируют свои ресурсы за счет привлеченных
средств: юридических или физических, рассматриваемых как паи. Полученная
прибыль распределяется между пайщиками пропорционально величине пая.
3.7.2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ
Принципами организации финансов являются:
0. принцип хозяйственной самостоятельности в определении расходов,
источников финансирования, направлений деятельности и инвестиций с
целью получения прибыли;
0. принцип самофинансирования, означающий полную окупаемость затрат;
0. принцип материальной заинтересованности, в основе которого
достойная оплата труда, оптимальная налоговая политика и пропорции
в распределении прибыли;
0. принцип материальной ответственности, реализуемый через пени,
неустойки, штрафы, объявление банкротом, увольнение с работы;
0. принцип обеспечения финансовых результатов реализуется путем
создания фондов будущих финансовых затрат, страховых и резервных
фондов, залогов под получаемые кредиты.
3.7.3. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
Финансовым результатом деятельности коммерческой организации может быть
либо прибыль, либо убыток.
Прибыль - это показатель эффективности работы фирмы. Расчетно она
определяется по формуле:
П = Д - Р
Показателем относительной эффективности работы фирмы является
рентабельность
П
Rоф =
*100%
ОФ + ОБС
П
П
RД = *100%
RР = *100%
Д
Р
R — показывает объем прибыли с 1 рубля соответственно производственных
основных фондов, доходов и расходов.
В классической теории различают: бухгалтерскую прибыль, которая
представляет собой сумму общей выручки производителя за вычетом его внешних
издержек. Под внешними издержками понимается величина денежных расходов,
осуществляемых производителем с поставщиком. Экономическая прибыль - это
бухгалтерская прибыль за вычетом суммы внутренних издержек, то есть
произведенных в процессе самостоятельного использования собственных
ресурсов.
С точки зрения бухгалтерского учета прибыль отражает финансовый результат
хозяйственной деятельности, полученный предприятием за отчетный период (в
случае превышения доходов над расходами). Величина прибыли определяется как
кредитовое сальдо счета 80 “Прибыли и убытки”. Если счет 80 имеет дебетовое
сальдо (т.е. превышение расходов над доходами), то оно представляет собой
убыток.
С точки зрения бухгалтерского учета прибыль состоит из трех компонентов.
Первый является доходом от обычной деятельности анализируемого объекта и
представляет собой разницу между выручкой от реализации в действующих ценах
(без НДС, акцизов и обязательных платежей) и соответствующими затратами.
Этот показатель называется прибылью от реализации продукции (работ, услуг).
Второй вид дохода проистекает из факта обладания организацией:
определенными видами активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые
обязательства и т. п.), а также активов, чья стоимость может изменяться в
ходе отчетного периода (основные средства, запасы). Этот вид дохода
является результатом деятельности в финансовой сфере.
Объединив результат от реализации с результатом от финансовой и прочей
деятельности, мы получим прибыль (убыток) от финансово - хозяйственной
деятельности.
Третий вид доходов - это результат от внереализационных операций, которые
носят нерегулярный характер.
Сумма результатов от каждой из трех сфер деятельности организации
называется прибылью отчетного периода (если результат положительный) или
убытком отчетного периода (если результат отрицательный).
Еще один показатель - нераспределенная прибыль. По своей природе сумма
нераспределенной прибыли представляет собой аккумулированный доход,
находящийся в обороте. Она является собственным источником финансирования,
т.е. может рассматриваться как составная часть капитала организации.
Кроме того, можно выделить показатель прибыли, остающейся в распоряжении
организации. Эта расчетная величина и представляет собой разницу между
прибылью отчетного периода, платежами в бюджет и другими обязательными
платежами из прибыли. Из оставшейся суммы производят отчисления в фонды
организации, на благотворительные цели и др. По сути - это промежуточный
результат между прибылью отчетного периода и нераспределенной прибылью.
С 1993 года в практику организаций введен новый экономический показатель
- предполагаемая прибыль. Она рассчитывается исходя из конкретных условий
деятельности организации, которая самостоятельно решает, на что при этом
ориентироваться: на рост потребительских цен, на предполагаемые затраты,
исходя из изменения оптовых цен, на возможности реализации - платежный
спрос или на курс по отношению к рублю и т.д.
Консолидированная прибыль - прибыль материнского и дочерних предприятий.
3.7.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА
Финансовый результат от реализации продукции, работ и услуг
рассчитывается в терминах формы №2 “Отчет о прибылях и убытках”. Отчет
составляется ежеквартально нарастающим итогом.
Например,
|Даты |1.04.98 |1.07.98 |1.10.98 |
|Финансовый результат |100 |60 |120 |
|Прибыль |100 |- |60 |
|Убыток |- |40 |- |
|Налог на прибыль |+ |- |+ |
Утверждена Министерством финансов
Российской Федерации для годовой
бухгалтерской отчетности за 1996 г.
ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ
|с 1 января по год 199 8 г. |Коды |
|Форма №2 по ОКУД |071000|
| |2 |
|Дата (год, месяц, число) | | | |
|Организация N - ое отделение ж.д.____________________по | |
|ОКПО | |
|Отрасль (вид деятельности)_________________________по | |
|ОКОНХ | |
|Организационно - правовая форма____________________по | | |
|КОПФ | | |
|Орган управления государственным имуществом_______по ОКПО| |
|Единица измерения: тыс. руб._________________________по | |
|СОЕИ | |
|Контрольная сумма | |
|Наименование показателя |Код|За |Расшифровка строки* |
| | |от-ч| |
| |стр|етны| |
| | |й | |
| | |пери| |
| | |од | |
|Выручка (нетто) от | | | 20*100 |
|реализации товаров, | | |(х= =16,67 % |
|продукции, работ, услуг | |3284|расчет НДС) |
|(за минусом НДС, акцизов |010|3 |120 |
|и аналогичных | | |32843*0,1667=. |
|обязательных | | | |
|платежей.................| | | |
|........................ | | | |
|Себестоимость реализации | | |Затраты, связанные с |
|товаров, продукции, |020|3497|производством, покупная |
|работ, | |0 |стоимость товаров |
|услуг....................| | | |
|Коммерческие |030|- |Затраты по сбыту- счет 43 |
|расходы..................| | |“Коммерческие расходы”, |
|... | | |издержки обращения торговой |
| | | |организации счет 55 “Издержки|
| | | |обращения” |
|Управленческие |040|- |Счет 26 “Общехозяйственные |
|расходы..................| | |расходы |
|........................ | | | |
|Прибыль (убыток) от | | | |
|реализации (строки |050|-212| |
|010-020-030-040).........| |7 | |
|............. | | | |
|Проценты к |060| | |
|получению................| | | |
|......... | | | |
|Проценты к |070| | |
|уплате...................| | | |
|............. | | | |
|Доходы от участия в | | | |
|других |080| | | |