Особенности организации финансов в бюджетных организациях
Особенности организации финансов в бюджетных организациях
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА
ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА КРЕДИТА И ФИНАНСОВ
Курсовая работа
По дисциплине «Финансы предприятия»
Особенности организации финансов в бюджетных организациях.
|Выполнила | |
| |Студентка группы |
| | |
|Проверил | |
| | |
| | |
Нижний Новгород
2001
Содержание.
Вступление.
Осуществляемый в России переход от административно-хозяйственной
системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего
хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В
прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий,
оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования
работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы
хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения,
коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы,
положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные
предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные
изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.
Вступление.
Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной
системы в рыночной экономике потребовал коренного изменения всего
хозяйственного законодательства РФ, налогового - в первую очередь. В
прежней системе в бюджет изымался практически весь доход предприятий,
оставалась лишь небольшая часть для целей материального стимулирования
работников и на научно-техническое развитие.
В настоящее время с развитием рыночной экономики во все сферы
хозяйственной деятельности проникают новые экономические отношения,
коренным образом изменяется налоговая система, а вместе с тем законы,
положения, нормативные акты. Создаются акционерные, арендные и совместные
предприятия с участием юридических и физических лиц. Происходят заметные
изменения в составе средств и источников финансирования предприятий.
Бухгалтерам в процессе работы приходится применять новые методики,
позволяющие отражать введение в хозяйственный оборот особых видов имущества
и взаимоотношений участников. За последнее время в связи с принятием новых
нормативных документов произошли существенные изменения в методике учета
основных средств, производственных запасов, себестоимости продукции,
капитальных вложений, финансовых результатов; претерпели изменения порядок
формирования и учет уставного капитала и других фондов предприятия,
распределение прибыли, погашения убытков, правила финансирования и
кредитования.
Но, несмотря на все трудности ведения учета на предприятиях, на
постоянно меняющееся законодательство и налоги бухгалтерский учет обязаны
вести все организации, находящиеся на территории РФ.
Финансы в бюджетных организациях имеет свои специфические особенности,
обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном
процессе, инструкцией по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях,
состоящих на бюджете, утвержденной приказом Минфина РФ от 3 ноября 1993г
№122, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных
организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:
- организация управления оборотным капиталом;
- особенности формирования финансовых результатов (контроль исполнения
сметы расходов);
-отраслевые особенности учета в учреждениях бюджетной сферы
(здравоохранения, образования, науки).
Виды бюджетных организаций.
ГК РФ делит все юридические лица на два вида — коммерческие и
некоммерческие (ст. 50 ГК РФ). Основанием такого деления служит цель
осуществляемой организацией деятельности. Основная цель коммерческих
организаций - извлечение прибыли и ее распределение между участниками.
Некоммерческие организации создаются для достижения образовательных,
научных, благотворительных целей, для удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей граждан и организаций, а также в иных целях,
направленных на достижение общественных благ. Иначе говоря, они не
преследуют цели извлечения прибыли и ее распределения между участниками.
Коммерческие организации существуют за счет получаемой ими прибыли.
Некоммерческие организации осуществляют свою деятельность за счет целевого
финансирования или за счет добровольных пожертвований.
Определение бюджетной организации дано в Инструкции по бухгалтерскому
учету в бюджетных организациях №107н от 30 декабря 1999 года:
Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной
власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного
самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных,
научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность
которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета
государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов.
Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной
является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета
по бюджетном3у плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.
Из этого определения с достаточной очевидностью следует, что бюджетное
учреждение в любом случае является организацией некоммерческой. ГК РФ
определяет некоммерческие организации как юридические лица, которые не
имеют основной целью своей деятельности извлечение прибыли и не
распределяют ее между участниками данной деятельности. Аналогичная
формулировка содержится в Федеральном законе от 12.01.96 № 7-ФЗ «О
некоммерческих организациях». Следовательно, можно выделить два признака
такой организации, установленных гражданским законодательством.
Во-первых, основной целью деятельности некоммерческих организаций не
может быть извлечение прибыли. Создаваться они могут в соответствии с
Законом «О некоммерческих организациях» для «достижения социальных,
благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих
целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и
спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан,
защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и
конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных
на достижение общественных благ». Хозрасчетная деятельность допускается, но
не в ущерб основной и с условием направления полученной прибыли на
осуществление уставных задач.
Это требование сформулировано в статье 50 ГК РФ; «Некоммерческие
организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь
постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы,
и соответствующую этим целям».
Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают во-первых,
базовому признаку некоммерческих организаций — основная деятельность их не
преследует цели получения прибыли.
Во-вторых, отсутствие распределения полученной прибыли между
участниками достаточно очевидно и следует из сказанного. Бюджетные
организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ
либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль,
полученная организацией, используется на достижение целей, определенных
собственником, установленных изначально учредительными документами, и,
таким образом, это не может быть простым дележом между участниками
хозяйственной деятельности.
Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью. Это
означает, что они могут приобретать только такие гражданские права и нести
только такие гражданские обязанности, которые соответствуют целям их
деятельности, предусмотренным в их учредительных документах.
ГК РФ в ст. 48 проводит классификацию юридических лиц в зависимости от
прав учредителей юридического лица на его имущество, разделяя всё
юридические лица на три группы.
Первую группу составляют юридические лица, обладающие правом
собственности на имущество организации. Их учредители имеют
обязательственные права требования (передавая имущество юридическому лицу,
они утрачивают на него право собственности). При выходе они имеют право
требовать передачи им части имущества, причитающейся на их долю. К ним
относятся большинство коммерческих организаций (за исключением унитарных
предприятий) и некоторые некоммерческие организации — потребительские
кооперативы, некоммерческие партнерства:
Ко второй группе относятся юридические лица, не обладающие правом
собственности на имущество организации. Учредители таких юридических лиц
сохраняют за собой право собственности на имущество организации. Это
унитарные предприятия и учреждения. В случае ликвидации такого юридического
лица учредитель получает остаток имущества.
В третью группу включаются юридические лица, обладающие правом
собственности в отношении переданного им имущества. Их учредители не
сохраняют никаких (ни обязательственных, ни вещных) прав в отношении
имущества организации. К ним относится большинство некоммерческих
организаций — общественные, религиозные организации, фонды и некоторые
другие (за исключением потребительских кооперативов и некоммерческих
партнерств). При выходе из организации или при ее ликвидации учредитель не
получает никаких прав на имущество.
Закон о некоммерческих организациях определил их правовое положение,
порядок создания, реорганизации и ликвидации, ' формирование и
использование имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их
учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и
возможные формы их поддержки органами государственной власти и органами
местного самоуправления. Этот закон не распространяется на потребительские
кооперативы, но включает новые по сравнению с ГК РФ организационно-правовые
формы некоммерческих организаций, такие, как некоммерческие партнерства и
автономная некоммерческая организация.
Общественные и религиозные организации.
Общественные и религиозные организации (объединения) — добровольные
объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на
основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных
нематериальных потребностей.
Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная
гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных
взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные,
образовательные или иные общественно-полезные цели.
Некоммерческие партнерства — основанная на членстве некоммерческая
организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для
содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на
достижение целей, предусмотренных законодательством.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с
момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке,
имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество,
отвечает (за исключением учреждений) по своим обязательствам этим
имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять права и нести
обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Она должна иметь
самостоятельный баланс или смету. Таким образом, правовой статус
некоммерческих организаций (особенно тех, которые обладают имуществом на
праве собственности как некоммерческие партнерства) во многом сблизился с
правами и обязанностями коммерческих организаций.
Орган государственной власти и органы местного самоуправления могут
оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных
формах, в том числе путем предоставления: льгот по уплате налогов,
таможенных и иных сборов, полного или частичного освобождения от платы за
пользование государственным и муниципальным имуществом.
Некоммерческая организация представляет информацию о своей
деятельности органам государственной статистики и налоговым органам,
учредителям и иным лицам. Размеры и структура доходов некоммерческой
организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой
организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их
труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности
некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны.
Законодательство разрешает некоммерческим организациям заниматься
предпринимательской деятельностью, но при условии, что эта деятельность
носит вспомогательный характер, служит достижению целей, поставленных перед
организацией, и по -своему характеру соответствует этим целям.
Учреждения.
Учреждение — это организация, созданная собственником для
осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций
некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Учреждение может быть образовано государственным, муниципальным,
частным и иным собственником. Соответственно учреждение становится
государственным, муниципальным, частным, общественным. Однако собственник
может свое учреждение финансировать либо полностью, либо частично. В
последнем случае имеется в виду, что учреждение в остальном
самофинансируется, осуществляя деятельность, приносящую доходы учреждению
(п. 2 ст. 298 ГК РФ).
Учреждение отвечает по своим обязательствам, принятым на себя как
некоммерческая организация (то есть в пределах, финансируемых
собственником), находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2
ст. 120 ГК РФ). По обязательствам же, принятым учреждением самостоятельно в
целях самофинансирования, оно отвечает средствами, находящимися на
отдельном балансе. В этом случае вопрос о субсидиарной ответственности
собственника учреждения возникать не может.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных
учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Федеральные
органы исполнительной власти вправе принимать решения о создании,
реорганизации и ликвидации подведомственных им федеральных государственных
учреждений, если реализация этих решений осуществляется в пределах
выделенных им бюджетных ассигнований и штатной численности. Федеральные
органы исполнительной власти и подведомственные им федеральные
государственные учреждения владеют государственным имуществом на праве
оперативного управления и вправе распоряжаться этим имуществом с согласия
Госкомимущества России. Порядок использования находящихся в федеральной
собственности административных зданий и служебных помещений,
предназначенных длу-размещения федеральных органов исполнительной власти,
определяется Правительством РФ (п. 9 постановления правительства от 10
февраля 1994 г. № 96 «О делегировании полномочий Правительства РФ по
управлению и распоряжению объектами федеральной собственности»).
Ассоциации.
В ГК РФ допускаются объединения коммерческих и некоммерческих
организаций, или только коммерческих организаций, или только некоммерческих
организаций (п. 4 ст. 50). Однако в статьях 121—123 ГК РФ все виды
объединений признаются некоммерческими организациями.
В целях координации предпринимательской деятельности, представления и
защиты общих имущественных интересов коммерческие организации могут по
договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.
Если по решению участников на ассоциацию возлагается осуществление
предпринимательской деятельности, то такое объединение преобразуется в
хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ.
Ассоциация или союз может создать для осуществления
предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в
таком обществе. Непонятно, почему ассоциация или союз не может заниматься
предпринимательской деятельностью без создания дополнительных хозяйственных
структур, как это делается потребительскими кооперативами (п. 5 ст. 116),
общественными и религиозными организациями (п. 1 ст. 117), фондами (п. 2
ст. 118), учреждениями (п. 2 ст. 298). Дело даже не в этом. Такой механизм
в регулировании объединений вовсе не срабатывает при правовом регулировании
статуса и деятельности крупных хозяйственных систем, таких, как финансово-
промышленная группа, холдинг и т. п. Не случайно деятельность таких
образований регламентировалась специальными указами Президента РФ до
принятия законов о них. С изложенным подходом можно согласиться при
объединении общественных и иных некоммерческих организаций, в том числе
учреждений, но не предприятий.
Члены ассоциации сохраняют свою самостоятельность и права юридического
лица. Ассоциация (союз) не отвечают по обязательствам своих членов, но
члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в
размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации.
Наименование ассоциации должно содержать указание на основной предмет
деятельности ее членов с включением слов «ассоциация» или «союз».
Учредительными документами ассоциации являются учредительный договор,
подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Учредительные документы
ассоциации должны содержать помимо сведений, обычных для любого
юридического лица, условия относительно состава и компетенции органов
управления ассоциацией и порядка принятия ими решений, в том числе в
вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным
большинством голосов членов ассоциации, а также порядка распределения
имущества, остающегося после ликвидации ассоциации.
Члены ассоциации могут безвозмездно пользоваться ее услугами. Член
ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании
финансового года. В этом случае он несет субсидиарную ответственность по
обязательствам ассоциации пропорционально своему взносу в течение двух лет
с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению
остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными
документами ассоциации. В отношении ответственности исключенного лица
ассоциации применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации. С
согласия членов ассоциации в нее может войти новый участник. Вступление в
ассоциацию нового участника может быть обусловлено его субсидиарной
ответственностью по обязательствам ассоциации, возникшим до его вступления.
Изложенные правила ГК РФ об объединениях юридических лиц применяются, если
законами об отдельных их видах не предусмотрены специальные правила.
Индивидуальные (семейные) частные предприятия, а также предприятия,
созданные хозяйственными товариществами и обществами, общественными и
религиозными организациями, объединениями, благотворительными фондами, и
другие, не находящиеся в государственной (муниципальной) собственности
предприятия, основанные на праве полного хозяйственного ведения, подлежат
до 1 июля 1999 г. преобразованию в хозяйственные товарищества, общества или
кооперативы либо ликвидации. Статьей 50 ГК РФ установлено, что юридические
лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме
потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций
(объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и
иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Это
подтверждено Законом «О некоммерческих организациях», где указано, что
одноименные организации могут создаваться в форме общественных или
религиозных организаций, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных
некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов,
ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными
законами.
Статья 120 ГК РФ определяет учреждение как организацию, созданную
собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или
иных функций некоммерческого характера и финансируемую им полностью или
частично. Таким образом, ограничений размера доходов, самостоятельно
зарабатываемых бюджетным учреждением, действующее законодательство не
содержит.
Практически всегда в бюджетной организации имеет место право
собственности государства на имущество организации, переданное на праве
оперативного управления либо хозяйственного ведения. Более того,
организация, которую признают бюджетной, обязательно должна существовать в
формах, предусмотренных статьями 114, 115, 120 ГК РФ. Это учреждения и
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения либо
оперативного управления. Коммерческая организация даже в случае регулярного
получения средств из федерального бюджета бюджетной считаться не может.
Этот вывод можно подтвердить, проанализировав устав любой коммерческой
организации, где зафиксировано, что основной целью деятельности
коммерческой организации является получение прибыли. Финансирование
государством подобной деятельности не производится. Из числа некоммерческих
организаций государственные учреждения, т. е. в соответствии со статьей 120
ГК РФ организации, созданные собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого
характера и финансируемые им полностью
или частично, являются бюджетными организациями уже по определению.
Государственные, муниципальные унитарные предприятия.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не
наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником
имущество. Унитарным государственное (муниципальное) предприятие является
еще и потому, что его имущество является неделимым и не может быть
распределено по вкладам (долям, акциям). Правила статей 113—115, 294—297 ГК
РФ регулируют только правовое положение предприятий и не затрагивают права
и обязанности работников, как имеет место с участниками и членами
хозяйственных товариществ и обществ. Права и обязанности работников
определяются, прежде всего, трудовым правом. Если унитарное предприятие с
согласия собственника внесло вклад в хозяйственное общество, то получаемая
прибыль не может распределяться между работниками предприятия, она
становится имуществом этого предприятия в целом.
Устав государственного и муниципального предприятия должен содержать
кроме обычных сведений, необходимых для любого юридического лица, данные о
предмете и целях его деятельности, а также о размере уставного фонда
предприятия. Унитарное предприятие — единственная коммерческая организация,
обладающая гражданскими правами и обязанностями, прямо связанными с той
деятельностью, которая указана в уставе.
Имущество, выделяемое унитарному предприятию при его создании,
находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит
ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать
указание на собственника его имущества. В уставе должно быть четко указано,
кому (РФ, какому конкретно субъекту РФ или органу местного самоуправления)
принадлежит имущество унитарного предприятия на праве собственности.
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим
имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его
имущества. Органом унитарного предприятия является руководитель, который
назначается собственником или уполномоченным собственником органом и им
подотчетен.
Унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного
ведения, оперативного управления (федеральные казенные предприятия).
Унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст.
114 ГК РФ), создаются по решению уполномоченного на то государственного
органа или органа местного самоуправления. Согласно упоминавшемуся
постановлению Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 решения о
создании и ликвидации относящихся к федеральной собственности
государственных предприятий принимаются правительством на основании
совместного представления Госкомимущества России, Минэкономики России и
федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация
и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления).
Решения о создании и ликвидации федеральных предприятий подлежат
согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории
которых размещаются предприятия, по вопросам, требующим такого согласования
в соответствии с законом. Учредителями от имени государства в предприятиях,
создаваемых с участием иных лиц, выступают Госкомимущество России и
Российский фонд федерального имущества по решению Правительства РФ. В
случаях когда создание федерального предприятия финансируется за счет
средств федерального бюджета, решение о его создании принимается
правительством на основании представления Госкомимущества, Минэкономики,
Минфина России и соответствующего федерального органа исполнительной
власти. Решение о реорганизации федеральных предприятий, не
предусматривающее изменения их формы собственности, принимается
Госкомимуществом по согласованию с федеральным органом исполнительной
власти, на который возложены координация и регулирование деятельности,
Министерством экономики и (или) Государственным комитетом по
антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Госкомимущество осуществляет передачу государственного имущества в
хозяйственное ведение, оперативное управление, а также в аренду,
пользование юридическим лицам на основе заключаемых с ними договоров и
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью
переданного имущества. Федеральные органы исполнительной власти, на которые
возложены координация и регулирование деятельности, имеют право утверждать
уставы федеральных предприятий в соответствии с типовым уставом,
утверждаемым Госкомимуществом России, назначать на должность и освобождать
от должности руководителей федеральных предприятий, заключать, изменять или
расторгать контракты с этими руководителями в порядке, установленном
законодательством.
Учредительным документом унитарного предприятия является его устав,
утверждаемый министерством, ведомством или другим федеральным органом, на
который в соответствии с действующим законодательством возложены
координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере
управления).
Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия
не должен быть менее суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты
труда в месяц. До государственной регистрации предприятия, основанного на
праве хозяйственного .ведения, уставный фонд предприятия должен быть
полностью оплачен собственником. Если до окончания финансового года
стоимость чистых активов предприятия окажется меньше размера уставного
капитала, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан
произвести уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов
становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть
ликвидировано по решению суда. Об уменьшении уставного фонда предприятие
обязано письменно уведомить своих кредиторов, которые могут потребовать
прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков.
Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного
ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев,
если банкротство унитарного предприятия вызвано указаниями собственника.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может
создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем
передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное
ведение (дочерние предприятия). Учредитель утверждает устав дочернего
предприятия и назначает -его руководителя. Предприятие, основанное на праве
хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам дочернего
предприятия, за исключением случаев, когда несостоятельность последнего
возникла в результате неправильных действий предприятия, основанного на
праве хозяйственного ведения.
Унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, —
федеральные казенные предприятия (ст. 115 ГК РФ) образуются на базе
имущества, находящегося в федеральной собственности, по решению
правительства в случаях, предусмотренных законодательством. Учредительным
документом казенного предприятия является его устав, утвержденный
Правительством РФ. Типовой устав казенного завода (казенной фабрики,
казенного хозяйства), созданного на базе ликвидированного федерального
государственного предприятия, утвержден постановлением Правительства РФ от
12 августа 1994 г. № 908. Казенный завод, отнесенный к хозяйственным
учреждениям, находится в ведении соответствующего федерального органа
исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование
деятельности в отрасли (сфере управления). Он утверждает устав казенного
завода, разработанный на базе Типового устава, назначает на должность и
освобождает от должности руководителя казенного завода, принимает решение
об осуществлении казенным заводом самостоятельной хозяйственной
деятельности. Разрешение на осуществление хозяйственной деятельности
принимается в форме приказа (распоряжения), определяющего конкретные виды
товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых оно
распространяется. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве
оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие
является казенным. Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. №
1138 «О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов
(казенных фабрик, казенных хозяйств)» предусмотрено, что производственно-
хозяйственная деятельность завода осуществляется в соответствии с планом-
заказом и планом развития завода. Взаимоотношения завода с поставщиками и
потребителями продукции строятся на договорной основе. Финансирование,
связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, его
производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по
мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы,
осуществляется за счет доходов от реализации продукции. При их
недостаточности заводу выделяются средства из федерального бюджета.
Указанные средства на финансирование казенных заводов предусматриваются в
федеральном бюджете отдельной строкой. Завод представляет федеральному
уполномоченному органу отчет о целевом использовании бюджетных
ассигнований, а также амортизационных отчислений.
РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного
предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может
быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства РФ.
Экономическое содержание финансов бюджетных организаций.
Финансы как категория возникла с момента возникновения государства,
отделения казны государства от собственности монарха, налоги стали носить
денежное выражение. Сформировался бюджет, доходы и расходы в 16-17 веках. С
развитием капитализма получили широкое развитие финансы предприятия и
взаимоотношение финансов предприятий начало формироваться и сформировалась
в 50 годах XX века.
Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и
учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью,
обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме
этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств,
практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей
им доход помимо бюджетного финансирования.
Помимо фондов, формируемым государством, за счет которого существует
организация, благодаря специфике ведения бухгалтерского учета в бюджетной
организации, финансы формируются на стадии товара, работ, услуг (некоторые
бюджетные организации также занимаются и предпринимательской
деятельностью). В бухгалтерии начинают формировать фонды денежных средств
сразу же после того, как получен товар, оказана услуга, еще не проданные
или не оплаченные.
Финансы организаций – совокупность экономико-денежных отношений,
связанных с созданием, распределением и использованием фонда денежных
средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). В
основе финансовых отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу
движения денежных средств между различными участниками общественного
производства.
Финансы предприятия играют важную роль в обеспечении эффективного
социально-экономического развития страны:
1. Они обеспечивают непрерывность процесса производства товаров
(работ, услуг);
2. Часть финансовых ресурсов направляется на личное потребление
граждан, что позволяет решать социальные задачи общества;
3. Через финансы предприятия осуществляется финансовое регулирование
экономики;
4. Финансы предприятий используются для регулирования отраслевых
пропорций в экономике, создание производств и современных
технологий;
5. Они позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств,
путем предоставления возможности инвестировать в ценные бумаги
предприятия.
Финансы предприятия являются основой финансовой системы страны, потому
что в материальной сфере экономике создается основная масса финансовых
ресурсов страны.
Основные денежные отношения, возникающие в бюджетной организации:
1. Денежные отношения внутри организации – связаны с взаимоотношением
с персоналом (создание фонда оплаты труда), с формированием
расходных статей и созданием, первичным распределение доходов,
полученных от бюджетов различных уровней, а так же от
предпринимательской деятельности (создание уставного капитала,
распределение прибыли, создание других внутренних фондов).
2. Денежные отношения с вышестоящими структурами – наиболее развитые
отношение в бюджетных организациях, связанные с перераспределением
доходов бюджетов, средств различных спец. фондов , а так же с
финансированием в порядке перераспределения средств от главных
распорядителей федерального бюджета.
3. Денежные отношения со страховой компанией – связаны с уплатой
страховых взносов, в выплатой страхового совмещения при
возникновении риска.
4. Денежные отношения между Центральным банком РФ (по получению
средств соответствующего бюджета или бюджета гос. внебюджетного
фонда) и между коммерческими банками (по получению кредитных
ресурсов, уплатой процентов, оплатой банковских услуг).
5. Денежные отношения с другими хозяйствующими субъектами - денежные
отношения с покупателями, поставщиками, транспортными
организациями, телеграфом, со строительно-монтажными организациями,
связанная с расчетами с клиентами, но по объему платежей – это
самая большая группа денежных отношений. Эта группа наиболее важна,
потому что в ней идет формирование живых денег. При взаимодействии
коммерческих предприятий создается национальный доход и выручка от
реализации продукции, поступающая в распоряжение предприятия. А
бюджетные организации и большинстве своем осуществляют
управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные
функции некоммерческого характера. Хотя некоторые бюджетные
организации и в праве заниматься и определенными видами
коммерческой деятельности, однако, их вклад в национальный доход
незначителен.
6. Денежные отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов на прибыль
от предпринимательской деятельности бюджетными организациями.
Основные функции финансов бюджетных организаций:
1. Распределительная
2. Контрольная
Распределение – связующее звено между деятельностью бюджетной
организации и потреблением. Деятельность организации невозможна без
соответствующего финансирования. В организациях осуществляется в основном
вторичное распределение (формирование фондов). Контроль осуществляется на
всех стадиях использования фондов. Особое место занимает контроль за
целевым расходованием средств фондов Казначейством, счетной палатой,
контрольно-реквизиционными комиссиями, органами налоговой инспекции
(контролируют своевременность и полноту налоговых выплат), налоговая
полиция. Кроме государственных служб контроля существуют ведомственные
(осуществляют контрольно-реквизиционное управление), независимые
(аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие внутренние лица).
Организация управления оборотным капиталом.
Средства бюджетных организаций.
Для осуществления своей деятельности бюджетные учреждения используют
различные виды средств, как материальные так и денежные, которыми их должен
обеспечить в первую очередь учредитель, но не исключается возможность их
получения от любого юридического или физического лица.
В п. 2 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях
сформулированы основные понятия, применяемые при организации бюджетного
процесса и отражении его в бухгалтерском учете бюджетных учреждений.
В соответствии с этими понятиями бюджетное учреждение характеризуется
следующими признаками:
— учредителями, а значит и собственниками имущества бюджетного
учреждения, могут являться органы государственной власти РФ, органы
государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления;
— бюджетное учреждение создается для осуществления управленческих,
социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого
характера;
— деятельность бюджетного учреждения -финансируется из
соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда;
— основой для выделения и расходования бюджетных средств является
смета доходов и расходов, утверждаемая в установленном порядке.
Наличие сметы обеспечивает эффективное бюджетное планирование и строго
целевое использование выделенных средств.
Из перечисленных основных понятий вытекает, что бюджетному учреждению
не предоставлено право распоряжаться по своему усмотрению имеющимися в
наличии средствами. Это, обусловлено тем, что бюджетное учреждение не
является собственником переданного ему имущества, а распоряжается им по
доверенности собственника (государства или муниципального органа ) на
условиях оперативного управления.
Правовое регулирование закрепления за учреждением имущества в
оперативном управлении осуществляется ГК РФ.
В соответствии со ст. 296 ГК РФ учреждение в отношении закрепленного
за ним имущества на праве оперативного управления осуществляет в пределах,
установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности,
заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования
и распоряжения им. При этом учреждение не вправе отчуждать или иным
способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом,
приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете. Доходы от
реализации движимого имущества поступают в распоряжение учреждений, в том
числе в качестве дополнительного источника финансирования из бюджета при
зачислении этих доходов в бюджет в соответствии со ст. 43 Бюджетного
кодекса РФ. В соответствии с Инструкцией суммы, полученные учреждениями от
реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в
оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от
разборки этих основных средств, полностью перечисляются в доход
соответствующего бюджета. Собственник имущества, закрепленного за
учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по
назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Оформление закрепления государственного имущества, находящегося в
федеральной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное
управление, дача согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного в
хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или залог либо на
распоряжение этим имуществом иным способом осуществляется в соответствии с
Положением о Государственном комитете РФ по управлению государственным
имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.95 №
1190, Министерством государственного имущества РФ.
Для учета важен момент возникновения права оперативного управления. В
соответствии со ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает у
учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и
иными правовыми актами или решением собственника.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению
предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы,
полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов
имущество согласно ст. 298 ГК РФ поступают в самостоятельное распоряжение
учреждения и учитываются на отдельном балансе. Исходя из этого положения ГК
РФ, в Инструкции установлен обособленный учет имущества, поступившего в
распоряжение учреждения из различных источников.
При наделении учреждения имуществом его собственником или при
приобретении имущества за счет выделенных по смете бюджетных средств
бюджетные учреждения должны присваивать соответствующим субсчетам
отличительный признак 1.
Для учета имущества, приобретаемого учреждением по договору или иным
основаниям, применяются номера 2 (при приобретении имущества в результате
осуществления предпринимательской деятельности) и 3 (при получении
имущества безвозмездно для его использования в соответствии с
учредительными документами или приобретении за счет целевых и безвозмездных
поступлений).
Средства за счет внебюджетных поступлений.
Как уже отмечалось, бюджетные учреждения могут иметь средства не
только в виде бюджетных ассигнований, но и за счет внебюджетных
поступлений. Последние разделяются на подгруппы:
— целевые средства и безвозмездные поступления;
— средства, поступившие во временное распоряжение учреждения;
— средства, полученные от государственных внебюджетных фондов и др.;
— а также средства, полученные от предпринимательской деятельности;
В соответствии с п. 106 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных
учреждениях для учета средств, полученных за счет внебюджетных источников,
применяются следующие субсчета активного счета 11 « Средства, полученные за
счет внебюджетных источников»:
110 «Целевые средства и безвозмездные поступления». Аналитический учет
по субсчету 110 ведется по отдельным видам целевых средств и безвозмездных
поступлений на многографных карточках Ф.283 или Ф. 0512026:
111 «Средства, полученные от предпринимательской деятельности»;
114 «Средства, поступившие во временное распоряжение учреждения»;
115 «Средства, полученные от государственных внебюджетных фондов».
Для учета внебюджетных источников применяются следующие субсчета
пассивного счета 27 « Средства, полученные за счет внебюджетных
источников»:
270 «Целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия».
Аналитический учет по этому субсчету ведется на многографных карточках ф.
283 или Ф. 0512026 по источникам финансирования;
272 «Средства родителей на содержание детского учреждения».
Аналитический учет по этому субсчету ведется на карточке ф. 292;
273 «Заемные средства» Аналитический учет по субсчету 273 ведется на
карточке ф. 292:
274 «Целевые средства, полученные учреждением от гос. внебюджетных
фондов». Аналитический учет по субсчету 274 ведется на многографных
карточках ф. 283 или ф_ 0512026 в разрезе показателей, увеличивающих или
уменьшающих финансирование.
Наибольший удельный вес в бюджетных учреждениях (после бюджетных
ассигнований) занимают целевые средства и безвозмездные поступления.
Целевые средства и безвозмездные поступления бюджетным учреждениям
должны поступать на лицевые счета, открываемые в кредитных организациях или
органах федерального казначейства к балансовым счетам 40503 (для
федеральных учреждении) и 40603 (для учреждений, находящихся в ведении
субъектов РФ или муниципальных образований).
Целевые средства являются специфическим источником приобретения
активов и финансирования расходов бюджетного учреждения. Как и бюджетные
средства, целевые расходуются, как правило, в течение отчетного года или
ограниченного промежутка времени, если за счет целевых средств
финансируются отдельные мероприятия (хотя переходящие остатки целевых
средств имеют место гораздо чаще, нежели бюджетных). Основная причина, по
которой источники образования этих средств и направления их расходования
учитываются обособленно от бюджетных, является характер этих средств. Кроме
того, это обуславливается потребностями составления и представления
отчетности (которая представляется не только финансирующим органам, но в
данном случае — и другим заинтересованным пользователям).
Каждый вид внебюджетных средств должен учитываться на обособленных
счетах, открываемых в органах федерального казначейства или в кредитных
организациях (для бюджетных учреждений, не переведенных на систему
финансирования через органы федерального казначейства).
Так как получение внебюджетных средств в той или иной степени
обусловлено использованием имущества, приобретенного за счет бюджетных
средств, то указанные счета открываются с разрешения органа, исполняющего
соответствующий бюджет.
Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях разделяет
все целевые средства на следующие подгруппы:
— целевые средства на содержание учреждения и другие мероприятия;
— средства родителей на содержание детского учреждения;
— средства от реализации материальных ценностей, приобретенных за счет
бюджетных средств;
— целевых средств и безвозмездных поступлений;
— прочие источники (излишки материальных ценностей, приобретенных за
счет бюджетных средств, целевых средств и безвозмездных поступлений,
кредиторская задолженность с истекшим сроком давности);
— заемные средства;
— целевые средства, полученные учреждением от государственных
внебюджетных фондов.
Целевые средствам на содержание учреждения.
К целевым средствам на содержание учреждения и другие мероприятия
относятся:
— средства, получаемые учреждениями от других органов государственной
власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного
самоуправления, предприятий, учреждений и физических лиц для расчетов с
молодыми специалистами,
направленными к месту работы после окончания учебных заведений;
— средства, предназначенные на выплату целевых стипендий студентам и
учащимся, на выплату целевых социальных доплат и компенсаций населению,
приобретение методической, научной литературы и учебных пособий,
приобретение в централизованном порядке бланков документации по
бухгалтерскому учету и отчетности и бланков учебно-аттестационной
документации;
—-средства, полученные стационарными учреждениями социальной защиты
населения на укрепление их материально-технической базы;
— средства, поступившие за сбор лома черных и цветных металлов, за
сдачу и сбор других видов вторичного сырья, пищевых отходов;
— средства, заработанные учащимися в организациях;
— средства, выделенные шефствующими предприятиями и другими
организациями на создание фондов учебников в общеобразовательных школах и
других учебных заведениях;
— средства учащихся на приобретение льготных проездных билетов;
— безвозмездные поступления (целевая финансовая помощь на содержание и
развитие материально-технической базы учреждений, благотворительные взносы,
гранты, безвозмездная международная финансовая помощь);
— средства, поступающие учреждениям в соответствии с законодательными
и иными нормативными правовыми актами РФ на цели, связанные с выполнением
их основной деятельности;
- — другие поступления на выполнение целевых мероприятий, не
предусмотренные сметой доходов и расходов учреждения.
В составе доходов и расходов бюджетных организаций не учитываются
доходы, образующиеся в результате целевых отчислений на содержание
бюджетных организаций, поступившие от других организаций и граждан, а также
расходы, производимые за счет этих средств; членские вступительные взносы,
долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы,
производимые за счет этих средств.
Средства родителей на содержание детских учреждений
Начисление родительской платы производится по Кт 172 и Кт 272.
Ранее финансирование, осуществляемое за счет средств, поступающих от
родителей на содержание детей в детских учреждений, учитывалось по Кт 236.
В отличие от ранее действовавшего порядка, при котором указанные средства
относились на восстановление проведенных расходов по бюджету, в Инструкции
эти средства отнесены к числу целевых средств.
Для учета средств родителей на содержание детей в детских до- |