Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Расходы федерального и регионального бюджета Республики Адыгеи

Расходы федерального и регионального бюджета Республики Адыгеи

Содержание

1. Введение

2. Государственный бюджет: сущность, состав, структура и динамика

расходов государственного бюджета, характеристика основных направлений

расходов по показателям федерального бюджета за период 1997-1999 гг.

3. Региональный бюджет: расходы регионального бюджета Республики Адыгея.

Роль регионального бюджета в финансировании текущих и капитальных

затрат производственного и социального характера в субъекте федераций

по данным за 1997-1999 г.г.

4. Планирования и финансирования расходов бюджета: принципы, формы и

методы. Программно-целевой метод в планировании и финансировании

расходов федерального и регионального бюджетов. Федеральный и

региональный бюджеты на 2000 год: проблемы формирования.

5. Заключение

6. Список литературы

Введение

В любой стране государственный бюджет – это ведущее звено финансовой

системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть

единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита,

государственных расходов) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется

постоянная мобилизация ресурсов и их расход.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план

образования, распределения и использования централизованного денежного

фонда, утверждаемый соответствующими представительными органами

государственной или местной власти для обеспечения задач и функций

государства в целом.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и

перераспределения внутреннего валового продукта и созданного национального

дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными

слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование

общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, связанных с

обеспечением обороноспособности государства, развитием науки, подготовки

высококвалифицированных специалистов.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они

предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на

государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

Стержень программно-целевого метода составляют научно -

исследовательские и опытно - конструкторские работы, выполняемые в рамках

федеральных целевых программ.

Министерство науки и технологий Российской Федерации при разработке

проектов федерального бюджета на предстоящий период должно совместно с

координационными советами по приоритетным направлениям развития науки и

техники обеспечить концентрацию средств на наиболее актуальных и близких к

завершению темах, исключить дублирование проектов, поддерживаемых научными

фондами, и на этой основе определить объемы финансирования фундаментальных

исследований, разработки перспективных технологий и приоритетных

направлений научно - технического прогресса.

Асимметрию в соотношениях между федеральным и региональными бюджетами

весьма ощутимо дополняет уже отмечавшаяся значительная дифференциация

регионов с точки зрения их фискальной обеспеченности на душу населения.

Сегодня в России есть регионы, которые перечисляют в федеральный бюджет до

60-65% доходов. С другой стороны, имеются регионы, покрывающие 85-95% своих

расходов за счет средств федерального бюджета. Из 89 регионов 41 получает

из федерального бюджета 40% расходуемых средств, причем на 22 региона

приходится более 60% выделяемых дотаций.

Составной частью бюджетного процесса является планирование бюджета.

Непосредственное составление бюджета на предстоящий год происходит на

базе его исполнения за текущий год и тех финансовых норм и нормативов,

которые доводятся до территорий, отраслей хозяйства, бюджетных учреждений.

Составление бюджета по доходам должно учитывать действующую налоговую

систему в стране, реальную возможность мобилизации доходов по каждому виду

налогов и сборов.

ГЛАВА I. Государственный бюджет

Государственный бюджет представляет собой совокупность экономических

отношений по поводу формирования, распределения и использования основного

денежного фонда государства. Эти отношения возникают в процессе

распределения и перераспределения внутреннего валового продукта и

национального дохода. При распределении и перераспределении внутреннего

валового продукта и национального дохода одновременно между участниками

распределительного процесса возникают правовые отношения, т.к. каждый из

них реализует своё право на определённую долю стоимости внутреннего

валового продукта. Бюджетные отношения, как и финансовые отношения, связаны

с функционированием государства.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах.

Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой.

При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу

явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная

– их величину.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым

рядом факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-

экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным

хозяйством, административно-территориальным устройством государства,

формами предоставления бюджетных средств и т.п. Сочетание этих факторов

порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на

определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни

общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике

финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на

процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и

капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств

юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти

расходы включают затраты на государственное потребление (содержание

экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей

народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного

характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии

нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям,

транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие

расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам,

отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с

вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя

капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства,

инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и

частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов

отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Важный признак классификации расходов бюджета – предметный. При этом

все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило,

выделяются следующие группы расходов:

. финансирование промышленного производства;

. финансирование социально-культурных мероприятий;

. финансирование науки;

. финансирование обороны;

. содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и

управления;

. расходы по внешнеэкономической деятельности;

. создание резервных фондов;

. расходы по обслуживанию государственного долга;

. прочие расходы и выплаты.

Субъектом бюджетных отношений выступают государство, хозяйствующие

субъекты, население и т.д. Сущность государственного бюджета, как

экономической категории, реализуется через распределительную и контрольную

функции. Содержание распределительной функции определяется процессом

распределения и перераспределения стоимости внутреннего валового продукта

между различными сферами общественного производства, слоями населения и

регионами. Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в

отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного

производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является

чистый доход; однако это не исключает возможности перераспределения через

бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального

богатства. Контрольная функция заключается в том, что в процессе

формирования распределения и использования бюджетных ресурсов отражаются

экономические процессы, протекающие в различных звеньях экономической

системы. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как

поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов

хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства

объёму его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет

движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях

бюджетных поступлений и расходных назначений.

Большое влияние на экономику страны способен оказывать бюджет благодаря

тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического

прогресса. Создание нового механизма бюджетного финансирования науки,

совершенствование системы подготовки кадров, использование льготного

налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов

продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные

открытия и новые технические достижения.

Повышение роли государственного бюджета в социальных процессах

способствует кардинальному изменению бюджетного механизма финансирования

учреждений социальной сферы. За счёт бюджетных средств финансируются многие

отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение,

социальное обеспечение.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых

экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы

перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках

государства. Доходы и расходы бюджета это объективно обусловленные

категории, каждая из которых имеет специфическое общественное значение.

Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы –

удовлетворению общегосударственных потребностей.

Государственные расходы представляют собой часть финансовых отношений,

связанных с использованием средств государственного бюджета.

Состав расходов бюджетной системы определяется бюджетной классификацией

видов расходов.

Организация государственных расходов основана на следующих принципах:

1. Принцип целевого использования средств;

2. Безвозвратность государственных расходов;

3. Соблюдение режима экономии.

Расходы бюджетной системы по содержанию представляют собой затраты,

возникающие в связи с выполнением государственных функций. Суть целевого

использования средств означает, что расходы финансовых ресурсов из

государственного бюджета производятся в соответствии с бюджетной

классификацией в размерах, принятых законом о Бюджете на соответствующий

год.

Согласно закону РФ «О бюджетной классификации РФ», принятому 07.07.99

г., классификация расходов бюджетной системы включает:

классификацию расходов по функциональному признаку;

классификацию расходов по экономическому содержанию;

классификацию расходов по ведомственному признаку;

Классификация расходов по функциональному признаку отражает группировку

расходов бюджетов всех звеньев в зависимости от функций, выполняемых

различными уровнями органов власти. Ведомственная классификация отражает

распределение расходов бюджета по прямым получателям бюджетных

ассигнований. Она одновременно отражает ведомственную и отраслевую

структуру управления в государстве.

Классификация расходов по экономическому содержанию отражает

группировку расходов по предметным статьям и элементам расходов. На основе

данного признака выделены расходы на оплату труда, начисления на оплату

труда, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки и т.д.

перечисленные расходы составляют группу текущих расходов, кроме которых

выделены такие группы, как: выплата процентов, капитальные затраты и т.д.

В условиях реформирования экономики наблюдается острая финансовая

недостаточность у регионов и у субъектов хозяйствования, поэтому в

бюджетной практике последних лет имеет место возвратное финансирование

определённых видов расходов, не включенных в состав бюджетной

классификации.

При этом за получаемые из бюджета ссуды субъектами РФ и хозяйствующими

органами может производиться оплата, не превышающая ставку Центрального

Банка. Средства могут быть переданы и на бесплатной, но возвратной основе.

Принцип соблюдения режима экономии подразумевает своевременное

доведение бюджетных средств до конечного потребителя, т.е. физического

лица. От момента зачисления средств на бюджетный счёт до момента

финансирования статьи или подстатьи расходов бюджета проходит определённый

период времени. Чем длиннее этот период, тем ниже эффективность

использования бюджетных средств. На пути доставки бюджетных средств

возможны злоупотребления как со стороны банков, ведущих бюджетные счета,

так и со стороны распределителей бюджетных средств. Кроме того, при

распределении доходов и расходов необходимо максимально сократить

межбюджетные встречные потоки для того, что бы ускорить прохождение

средств.

Бюджетный контроль на современном этапе не обеспечивает в полной мере

эффективное использование бюджетных средств. Необходимо реформирование

системы бюджетного контроля с пересмотром функций и полномочий контрольных

органов, исключая дублирование в их деятельности и одновременно создавая

условия для координированного взаимодействия.

Расходы бюджета так же различаются по уровню влияния на

воспроизводственный процесс. По этому принципу выделяют и капитальные

расходы.

Текущие расходы включают расходы на содержание социальной и

экономической инфраструктуры, выдачу текущих субвенций, трансфертных

платежей и т.д.

Капитальные расходы связаны с инвестиционной деятельностью государства.

Текущие расходы обычно относятся к защищённым статьям бюджетных расходов,

т.е. они не подлежат секвестированию в процессе исполнения бюджета.

В консолидированном бюджете применяется региональное и территориальное

разделение расходов бюджетной системы.

Структура расходов федерального

бюджета

Органы власти субъектов РФ обеспечивают развитие социальной и

экономической инфраструктуры, социальную защиту населения и развитие

местной промышленности. Социально-производственная инфраструктура включает

такие отрасли, как транспорт, строительство, связь, жилищно-коммунальное

хозяйство, отрасли бытового обслуживания населения. Местная промышленность

обычно состоит из предприятий, где производство связанно со специфическими

местными условиями, т.е. это редкие промыслы и предприятия узко-профильного

назначения.

В соответствии с приведёнными функциями расходы бюджетной системы

распределяются следующим образом:

Из федерального бюджета финансируются расходы:

1. На оборону, в т.ч. финансовое обеспечение программы конверсии;

2. На государственную поддержку отдельным отраслям;

3. На финансирование внешнеэкономической деятельности;

4. На социально-культурные мероприятия;

5. На обслуживание государственного долга;

6. Расходы, связанные с содержанием органов исполнительной и

представительной власти (федеральных органов).

Важным моментом в реализации бюджетной реформы является обоснование

концепции разграничения расходов между бюджетами. Основа концепции –

адекватность бюджетных расходов полномочиям, закреплённым за

соответствующим уровнем управления. До принятия бюджетного кодекса этот

принцип не может быть реализован в полной мере, так как существуют

полномочия, относящиеся к предметам совместного ведения, расходы по которым

могут финансироваться из бюджетов разных уровней. Кроме того, в условиях

дефицита бюджета часть полномочий из вышестоящих бюджетов передаётся на

нижестоящие, н.п. из федерального на бюджеты субъектов федерации причём в

ряде случаев без законодательного оформления. Актуальной является проблема

реструктуризации расходов федерального бюджета. Их структура представлена в

таблице 1.

Структура расходов федерального бюджета в 1997-1999 г.г.

Таблица 1

|№|Наименование |1997 г. |1998 г. |1999 г. |

| |расходов | | | |

| | |Сум|Удел|Сум|Удел|Сумм|Удел|

| | |ма |ьный|ма |ьный|а в |ьный|

| | |в |вес |в |вес |трлн|вес |

| | |трл|в % |трл|в % |. |в % |

| | |н. |к |н. |к |Руб.|к |

| | |руб|итог|руб|итог| |итог|

| | |. |у |. |у | |у |

|1|2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |

|1|Государственное |6,7|1,5 |11,|2,2 |12,0|3,06|

| |управление и | | |6 | |6 | |

| |местное | | | | | | |

| |самоуправление | | | | | | |

|2|Судебная власть |2,2|0,6 |3,0|0,55|4,54|0,68|

|3|Международная |28,|6,4 |10,|1,9 |14,4|6,70|

| |деятельность |0 | |2 | |9 | |

|4|Национальная |80,|18,4|104|19,7|81,7|2,63|

| |оборона |2 | |,3 | |7 | |

|5|Правоохранительна|35,|8,0 |46,|8,8 |41,6|2,41|

| |я деятельность и |10 | |70 | |2 | |

| |обеспечение | | | | | | |

| |безопасности | | | | | | |

| |государства | | | | | | |

|6|Фундаментальные |11,|2,7 |15,|2,9 |11,1|1,73|

| |исследования и |6 | |3 | |6 | |

| |содействие | | | | | | |

| |научно-техническо| | | | | | |

| |му прогрессу | | | | | | |

|7|Промышленность, |49,|11,3|49,|9,4 |27,4|11,0|

| |энергетика и |5 | |6 | |9 |8 |

| |строительство | | | | | | |

|8|Сельское |14,|3,3 |16,|3,0 |12,0|3,01|

| |хозяйство и |5 | |1 | |2 | |

| |рыболовство | | | | | | |

|9|Охрана окружающей|2,1|0,5 |2,7|0,5 |2,93|1,39|

| |природной среды и| | | | | | |

| |природных | | | | | | |

| |ресурсов, | | | | | | |

| |гидрометеорология| | | | | | |

| |, картография и | | | | | | |

| |геодезия | | | | | | |

|1|Транспорт, |1,0|0,2 |3,1|0,6 |1,52|0,78|

|0|дорожное | | | | | | |

| |хозяйство, связь | | | | | | |

| |и информатика | | | | | | |

|1|Развитие рыночной|* |* |1,1|0,2 |0,10|0,15|

|1|инфраструктуры | | | | | | |

|1|Предупреждение и |5,9|1,3 |8,5|1,6 |8,47|0,71|

|2|ликвидация | | | | | | |

| |последствий | | | | | | |

| |чрезвычайных | | | | | | |

| |ситуаций и | | | | | | |

| |стихийных | | | | | | |

| |бедствий | | | | | | |

|1|Образование |15,|3,6 |18,|3,5 |17,2|10,8|

|3| |2 | |5 | |5 |1 |

|1|Культура, |2,7|0,6 |3,3|0,6 |3,57|0,85|

|4|искусство и | | | | | | |

| |кинематография | | | | | | |

|1|Средства массовой|2,4|0,5 |3,0|0,55|2,01|0,02|

|5|информации | | | | | | |

|1|Здравоохранение и|7,5|1,8 |11,|2,2 |9,43|0,63|

|6|физическая | | |4 | | | |

| |культура | | | | | | |

|1|Социальная |12,|2,9 |18,|3,4 |35,0|7,55|

|7|политика |6 | |1 | |7 | |

|1|Обслуживание |58,|13,4|78,|14,8|124,|35,9|

|8|государственного |1 | |3 | |14 |7 |

| |долга | | | | | | |

|1|Пополнение |10,|2,3 |10,|2,0 |6,73|1,09|

|9|государственных |0 | |8 | | | |

| |запасов и | | | | | | |

| |резервов | | | | | | |

|2|Финансовая помощь|* |* |* |* |51,7|2,54|

|0|бюджетам других | | | | |0 | |

| |уровней | | | | | | |

|2|Утилизация и |* |* |* |* |1,92|1,37|

|1|ликвидация | | | | | | |

| |вооружений, | | | | | | |

| |включая | | | | | | |

| |выполнение | | | | | | |

| |международных | | | | | | |

| |договоров | | | | | | |

|2|Мобилизационная |* |* |0,9|0,2 |0,77|0,11|

|2|подготовка | | | | | | |

| |экономики | | | | | | |

|2|Исследование и |* |* |* |* |3,67|1,00|

|3|использование | | | | | | |

| |космического | | | | | | |

| |пространства | | | | | | |

|2|Прочие расходы |63,|14,6|72,|13,6|6,42|0,63|

|4| |7 | |1 | | | |

|2|Целевые бюджетные|26,|6,1 |41,|7,8 |32,0|3,10|

|5|фонды |7 | |2 | |8 | |

| |ВСЕГО |435|100 |529|100 |512,|100 |

| | |,7 | |,8 | |93 | |

* - в 1997, 1998 гг. в тексте закона о бюджете отдельной строкой не

выделялись.

Краткий анализ таблицы 1 позволяет сделать вывод о частичном решении

Правительством задач по реструктурированию расходов Федерального бюджета: в

части снижения их доли, направляемой на финансирование отраслей хозяйства,

роста удельного веса расходов, направляемых в социальную сферу, на

образование.

По статье "Промышленность, энергетика и строительство", заметно, что

их доля в расходах бюджета 1998 г. по проекту уменьшилась на 6841 млрд.

руб., по сравнению с расходами 1997 г. которые составили 49509,6 млрд.

руб., что составило 2,15% в доле ВВП, по сравнению с 1,58% в доле ВВП на

1998 год;

Транспорт, связь и информатика, расходы этой статьи бюджета

увеличились с 956,1 миллиардов рублей, в 1997г. до 1077,7 миллиардов

рублей, в 1998 г. Что увеличило долю в общем объеме расходов на 0,01% - в

основном это произошло, я считаю, по причине увеличения роли

государственной программы развития космических и авиационных технологий;

Анализируя расходы федерального бюджета, видно, что расходы на

сельское хозяйство и рыболовство уменьшились с 14 484 млрд. руб. в 1997 г.

до 9 487 млрд. руб. в 1998 году. Отсюда можно заметить, что удельный вес

расходов в ВВП в 1998 г. уменьшился на 0,28%, и доля расходов по этой

статье в 1997 году составила 4,8%, что более чем в два раза выше расходов

1998 года, которые составили 2,2%.

Самостоятельной группой расходов бюджета является финансирование

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011