Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Регионально-экономическая политика РФ и её реализация в Самарской области - (реферат)

Регионально-экономическая политика РФ и её реализация в Самарской области - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Университет коммерции и права
    (на Таганке)
    Институт коммерции и права
    Тольяттинский филиал
    “Экономическая география и регионоведение”

Тема: Регионально-экономическая политика РФ и её реализация в Самарской области.

    Выполнила: студентка
    группы э202
    Уколова У. А.
    проверил: преподаватель
    Огнев А. О.
    ТОЛЬЯТТИ , 2002
    П Л А Н:
    1. Введение.

2. Реализация регионально – экономической политики в Самарской области. 3. Макроэкономические условия развития экономики Самарской области на 2001-2002 годы.

    4. Концепция региональной политики.

5. Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития.

    6. Заключение.
    7. Список использованной литературы.
    Введение

Обретение Россиейсуверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжёлого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых, для страны различных демократических формаций и институтов.

Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма (которые, правда были провозглашены ещё на советском этапе истории страны, в 1918г. ,- что отразились в названии РСФСР, - но они так и остались только на бумаге и практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные отношения стали основой государственного устройства молодого российского государства.

Прошедшие 6 лет показали, что федерация -единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и много национального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.

Мой интерес к этой теме, кроме всего вышеизложенного, объясняется ещё и тем, что я– не Москвичка. Моя малая родина –Самарская область, и мне интересно, как осуществляется взаимодействие между федеральными и субъфедеральными органами государственной власти, как это влияет на развитие отдельных регионов и всей Российской Федерации в целом.

Реализация регионально – экономической политики в Самарской области. Программа социально-экономического развития Самарской области на 2002-2003 годы (далее - Программа) ориентирована на определение и формирование стратегических направлений развития области на период 1999-2001 годы.

Учитывая среднесрочный характер Программы, именно на нее ложится задача преодоления кризисного состояния и перехода к устойчивому развитию экономики области.

При разработке Программы учитывалось, что несмотря на то, что Самарская область занимает ведущее положение среди регионов России, основные параметры экономической среды, в которой ей приходится функционировать, задаются и во многом зависят от экономической политики федерального центра. Исходя из вышесказанного и на основе проведенного анализа итогов социально-экономического развития области за последние годы, сформулированы наиболее важные цели на период до 2001 года:

    достижение финансовой устойчивости экономики области;

принципиальное улучшение экономической среды, способствующее привлечению значительных частных инвестиций;

повышение эффективности и конкурентоспособности предприятий на основе структурных преобразований;

    повышение уровня жизни и занятости населения.

Для достижения этих целей необходимо сосредоточить усилия на решении следующих задач:

сохранение и развитие инновационного типа развития региона, поддержка предприятий и отраслей, производящих товары и услуги с высокой эластичностью по доходу и высоким ростом по производительности, обеспечение необходимых условий для создания современных конкурентоспособных производств;

обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве. Повышение на этой основе эффективности работы предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

проведение глубоких институциональных изменений в области. Поддержка института частной собственности и обеспечение безопасности предпринимательства; проведение налоговой политики, стимулирующей увеличение объемов производства продукции и экспорта, создание благоприятного климата в области для привлечения инвестиций;

совершенствование и развитие системы управления государственной собственностью в акционерных обществах, осуществление государственного контроля за их деятельностью;

ликвидация неплатежей, упорядочение и экономия государственных расходов; оказание адресной социальной защиты малообеспеченным гражданам; регулирование трудовых отношений, усиление правовой защищенности граждан и организаций в сфере экономики.

Реализация в полной мере этих задач позволит создать более благоприятные макроэкономические условия для развития области.

    Макроэкономические условия развития
    экономики Самарской области
    на 2001-2002 годы

сформировавшихся в последние годы и проявившихся в 2000 году общих макроэкономических факторов и необходимостью решения проблем регионального уровня.

В экономике региона остро ощущается недостаток стимулов экономического роста и увеличения эффективности использования природно-ресурсного и производственного потенциала, рационализации размещения производительных сил, реструктуризации экономики. Осуществляемая в Российской Федерации экономическая политика имеет фискальную направленность и не создает для предприятий стимулов и условий для развития производства.

Основными общеэкономическими проблемами, сдерживающими развитие региона, являются:

острый финансовый кризис, снижение мировых цен на сырьевые составляющие российского экспорта;

    нарастание бюджетного дефицита;
    кризис платежей;

ослабление роли государства в регулировании экономического развития; несовершенство законодательной базы;

сложность налоговой системы, большая налоговая нагрузка на предприятия; отсутствие реального бюджетно-налогового федерализма.

Региональные проблемы в определенной степени обусловлены общеэкономическим кризисом; к их числу относятся:

структурная несбалансированность секторов экономики области; разрыв между располагаемым производственным потенциалом области и ограниченным спросом на производимую продукцию;

обострение проблемы сбыта из-за высокой стоимости продукции полной технологической готовности;

низкая загрузка производственного, научно-технического и трудового потенциала; высокая ресурсоемкость производственного сектора;

    высокая инвестиционная потребность;

отсутствие у предприятий и организаций собственных оборотных средств для оживления производства при высоких ставках банковских кредитов. Негативное влияние на социально-экономическое развитие области в прогнозируемом периоде окажет рост инфляции и цен предприятий-производителей. По оценке специалистов, если инфляция превышает 40% в среднем за год, то прекращается нормальное развитие экономики.

В создавшихся макроэкономических условиях уровень инфляции (потребительские цены) за весь период прогнозирования может составить 216 - 437% по отношению к 1998 году, цен производителей на промышленную продукцию - 151 - 273%. Поэтому преодоление инфляции, снижение ее до относительно “безопасного”уровня (15-20% в год) без дальнейшего сокращения производства и падения жизненного уровня населения вновь становится одной из главных стратегических задач области на среднесрочную перспективу. Уровень инфляции в регионе в основном является результатом макроэкономических соотношений, формируемых на федеральном уровне. Наибольшее воздействие на уровень цен оказывают денежная политика, способы покрытия дефицита федерального бюджета, налоговая политика, политика в отношении естественных монополий, продукция которых составляет значительную часть затрат предприятий, таможенная политика и др. В настоящее время естественные монополии предлагают проводить скоординированную политику сдерживания цен на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки, не допуская резкого повышения цен. В случае последовательного проведения политики сдерживания инфляционных процессов можно ожидать незначительного повышения цен в отраслях, производящих товары и оказывающих услуги.

В то же время в области имеются внутренние ресурсы и конкурентные преимущества для активизации экономической деятельности:

достаточный ресурсный потенциал, активизация которого позволит производить конкурентоспособную продукцию и реализовать некапиталоемкий вариант развития большинства отраслей экономики (неиспользуемые промышленные мощности, трудовые, материальные и энергетические ресурсы, научно-технический потенциал); наличие в регионе привлекательных для инвесторов промышленных объектов и др. От совокупного влияния вышеуказанных факторов, от того, насколько удастся нейтрализовать негативные и развить позитивные факторы, зависят варианты сценария развития области в прогнозируемом периоде.

Первый вариант возможен в случае превалирования позитивных факторов развития и при максимальной реализации условий эффективного социально-экономического развития области; второй вариант предполагает частичную реализацию этих условий.

По первому варианту прогноза среднегодовые темпы изменения общего валового выпуска продукции, работ и услуг составят 3, 4%, за весь прогнозируемый период 110, 6%; по второму варианту предполагается среднегодовое снижение -1% и темп снижения за весь период - 97%.

Повышение уровня цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы повлияют на увеличение затратности производства и соответственно снижение уровня добавленной стоимости товаров и услуг. В свою очередь реализация организационно-технических мер на предприятиях, направленных на внедрение ресурсосберегающих технологий, режим экономии и др. , будет сглаживать влияние ценового фактора.

В итоге темпы изменения валового регионального продукта в прогнозируемом периоде будут в пределах 96, 9-109, 4% по отношению к уровню 1998 года. Начало роста валового регионального продукта можно ожидать в 1999 году в условиях первого варианта и в 2001 году в условиях второго варианта. Условия достижения прогнозных величин макроэкономических показателей следующие: микроуровень

    макроуровень
    реформирование и реструктуризация предприятий;
    наращивание оборотных средств предприятий;

переориентация предприятий на производство конкурентоспособной продукции. Проведение продуманной финансово-кредитной политики, направленной на: снижение уровня инфляции;

    совершенствование налоговой системы;
    возрождение кредитно-банковской системы;

усиление государственного влияния на деятельность естественных монополий; стимулирование инвестиционной активности;

    защиту отечественных товаропроизводителей.
    Концепция региональной политики

На парламентских слушаниях в Государственной Думе речь шла о государственной стратегии регионального развития Р. Ф. , о единстве национальной и региональной политики как условии территориальной целостности страны.

Главная задача государственной стратегии политики –в сохранении страны как единого федеративного государства. Т. о. , региональная политика–это правовая, экономическая, социальная деятельность центрального и регионального управления по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для достижения максимального эффективного развития как страны в целом, так и регионов.

Современная региональная политика в России проводится на различных уровнях: государственная стратегия регионального развития, политика регионов (субъектов Федерации), локальная политика местного самоуправления.

Государственная стратегия вырабатывается на федеральном уровне и не может быть обобщением политики регионов. Она ориентирована на приоритет общенациональных интересов. Сущность государственной стратегии регионального развития заключается в деятельности, направленной на согласование интересов государства, регионов, местного само управления, различных субъектов собственности, национально-территориальных общностей и всех граждан России. Цели стратегии: сохранение целостности государства, единство экономического, социального, конституционно-правового пространства, обеспечение равенства граждан и народов России независимо от места их проживания, ликвидация фактического социально-экономического неравенства субъекта Федерации, обеспечение геостратегических и геополитических интересов России в сфере регионального развития, обоснование и разработка принципов рационального природопользования и сохранения среды обитания человека во всех регионах, эффективное использование в общегосударственных интересах многообразия вариантов региональной модернизации.

К традиционным задачам стратегии следует отнести сочетание поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории: развитие специализации хозяйств и регионов с одновременным укреплением единого экономического пространства Р. Ф. , государственную поддержку регионов с наиболее сложными социально-экономическими и демографическими условиями, продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных районов России. Среди новых задач –осуществление функций экономического, политического, правового характера, обеспечивающих конституционно зафиксированную самостоятельность регионов, становление региональных и общероссийских рынков; приведение социально-экономического развития регионов в соответствие с новыми геополитическими реальностями и их фактической ролью в достижении стратегических интересов Федерации; преодоление претензий отдельных республик на роль субъектов международного права; обеспечение прав национальных меньшинств, коренных, аборигенных и многочисленных народов Р. Ф. Говоря о механизмах реализации государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов Р. Ф. следует выделить общегосударственные и другие программы, включая федеральные программы помощи депрессивным регионам, развития приграничных районов, а также зоны Севера. Основу этих программ должна составить государственная концепция социально-экономического развития и экологической безопасности названных регионов. Одним из обязательных инструментов государственной стратегии регионального развития и региональной политики субъектов Р. Ф. является рациональное социально-экономическое районирование страны, которое может служить основой административно территориального деления и инструментом региональной политики. Несоответствие административно- территориального деления объективным границам социально-экономических районов при несовершенстве федеративных отношений ведёт к экономическим, политическим, межнациональным коллизиям и государственным потрясениям.

Для улучшения взаимодействия федеральных, региональных и местных органов власти необходимо укрепить нормативно-правовую базу; провести изменение бюджетно-налоговой системы путём разделения источников налоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальном уровнями; корректировку статуса территорий, осуществляемую на основе рационального районирования страны, как функции Федерации, призванной способствовать совершенствованию организации народного хозяйства. Главная цель региональной политики в социальной области состоит в существенном улучшении качества и уровня жизни граждан России. Региональная политика призвана способствовать развитию интеграции субъектов Федерации в едином экономическом пространстве при их хозяйственной самостоятельности, выравниванию их развития. Необходима поддержка недостаточно развитых регионов, использование фонда регионального развития, сочетание имущественных интересов Федерации и регионов.

В конечном итоге направление социально-экономической политики должно быть подчинено повышению благосостояния населения, которое возможно на основе устойчивого экономического развития страны при объединении усилий всех регионов.

Государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития. Государственное регулирование регионального развития –главное средство реализации региональной политики. Государство в лице органов власти Федерации и её субъектов, используя свои конструкционные полномочия, действуя в пределах законодательных норм и принимая законы, а также иные нормативные акты, обязано устанавливать степень территориальной децентрализации во всех сферах жизнедеятельности общества и вводить механизмы её реализации в интересах целостности государства и самостоятельного развития регионов. Эта абстрактная, на первый взгляд, формула на самом деле отражает истинный смысл и содержание государственного регулирования регионального развития. Федеративное государство призвано не управлять регионами, а осуществлять регулирующее воздействие: определять общие условия их самостоятельной деятельностью, согласование пропорции федерального и регионального, общенациональные интересы приоритеты развития территорий. Основное содержание такого регулирования составляет упорядочение территориальной организации отношений по поводу собственности, природных ресурсов и финансов, причём регулирование отношений по поводу каждого из них отличается и процедурно, и сущностно.

В структуре государственного регулирования развития можно выделить несколько качественно различных отношений. Во-первых, это общеполитическое регулирование, находящееся в русле государственной региональной и национальной политики. Оно определяет сферы самостоятельных и совместных действий, полномочия и ответственность органов власти Федерации, её субъектов и административно-территориальных образований по всем аспектам развития регионов. Во-вторых, - общее экономико-правовое, осуществляемое через установление общефедеральных правил, процедур и конкретных норм федерально-регионального разделения собственности, природных ресурсов, финансов (в т. ч. налогов) как базового условия формирования собственных источников регионального развития и единых федеральных источников для частичного межрегионального распределения. В-третьих, - государственная селективная (избирательная) поддержка регионального развития, реализуемая по каналам формульного распределения соответствующих статей федерального бюджета между нуждающимися в такой поддержке регионами, а также посредством финансирование федеральных нормативных актов о дополнительных мерах оказания государственной помощи тому или иному региону. В-четвёртых, - косвенная государственная поддержка регионального развития, оказываемая в связи с федеральной поддержкой отдельных отраслей и т. п.

Главная задача региональной политики –сохранение страны как единого федеративного государства, что достигается разными путями ( экономическими, социальными и политическими ). Экономическая сторона региональной политики, в основном, сводятся к необходимости государственного регулирования размещения инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей силы, природных ресурсов, неосвоенных земель и т. п. п. ) Социальная сторона региональной политики, непосредственно выражается в таких принципах демократического общества как социальная справедливость и равноправие граждан. Политическая сторона региональной политики отражает естественное для каждого государства желание обеспечить свою внешнюю безопасность и территориальную целостность. Последние особенно важно для многонациональных государств, в которых напряжённость в отношениях между регионами и между центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.

    Заключение

Региональная политика –очень важная составляющая практически любой политики, как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика–самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущие России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально–экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной “региональной”реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственных экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико–социально -политико-правого пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на“республики”, “области”, “округа”- анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведении субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования и пользования землей). Россия –особое государство. Нахождение её на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную“формулу” выхода из кризиса, а “формулу”, учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.

    Список использованной литературы:
    “Самарский бухгалтер” №3 март 2002г.
    “Тольятти менеджер” №510 октябрь 2001г.
    “Экзит” №6, 7 март, апрель 2002г.
    “Страховое дело” №31 2002г.
    “Человек и труд” №1 1999г.
    “Волжская коммуна” №129 1998г. , №№173, 176, 192-193 2002г.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011