Географическое положение и экономика Швеции
Географическое положение и экономика Швеции
Реферат Географическое положение и экономика Швеции Общие сведения Королевство Швеция - Konungariket Sverige. Географическое положение - находится в Северной Европе, в восточной части Скандинавского полуострова. Территория - 449 960 кв.км. Население - 8 716 000. Столица: Стокгольм - Stockholm - 685 000; с пригородами - 1 млн. 725 тыс. чел. Другие крупнейшие города - Гетеборг (434 000), Малмс (237 000). Высшая точка - гора Ксбпскайсе (2111 м). Государственный язык - шведский. Основная религия - христианство. Основные статьи экспорта - автомобили, продукция машиностроения, сталь, железо, изделия бумажной промышленности. Форма правления - конституционная монархия. Административное деление: 24 лена (lan - губерния). Стокгольм выделен в самостоятельную административную единицу, приравненную к лену. Официальный язык - шведский. Денежная единица: шведская крона = 100 эйре. Национальные праздники: 6 июня - День шведского флага (официально как национальный праздник отмечается с 1983 г. Праздник связан с двумя историческими датами: 6 июня 1523 г. Густав Эриксон, возглавивший в 1521 г. антидатское народное восстание, был избран королем Швеции под именем Густав I Ваза; 6 июня 1809 г. была принята новая конституция, действовавшая до 1 января 1975 г.); 30 апреля - День рождения короля (1946 г.) Дипломатические отношения с СССР установлены 16 марта 1924 г. В декабре 1991 г. Российская Федерация признана правопреемницей СССР. Швеция занимает восточную часть Скандинавского полуострова. От ледяных равнин Арктики она тянется на юг к Дании. Горный хребет, проходящий вдоль ее границы с Норвегией, спускается к прибрежным низменностям. Вдоль протяженного побережья Балтийского моря разбросаны многочисленные острова. В центральной и южной части страны находятся цепи озер, которые образовались более 10 тысяч лет назад во время последнего ледникового периода. Швеция - одна из крупнейших европейских стран, но при этом одна из самых малонаселенных. Больше половины ее территории занято хвойными лесами. Здесь обитают волки, медведи, рыси и олени. Эти леса обеспечивают сырьем высокоприбыльную мебельную и бумажную промышленность. Плодородные земли на юге Швеции дают высокие урожаи злаковых культур и овощей. Другим источником благосостояния страны являются богатые месторождения железной руды в Лапландии. Частично руда используется в сталеплавильной промышленности Швеции, но главным образом продается за границу. Реки используются как источники электроэнергии для этой и прочих отраслей промышленности. Благодаря богатству природных ресурсов Швеция стала процветающей страной. По уровню жизни Швеция занимает одно из первых мест в мире. Жители ее платят большие налоги, но пользуются многими социальными благами, в том числе бесплатным медицинским обслуживанием и различными пособиями. В начале 90-х годов дорогостоящие шведские товары стали пользоваться меньшим спросом по сравнению с товарами, произведенными в других странах. Чтобы решить эту экономическую проблему, новый премьер-министр страны Карл Бильдт в 1991 году несколько урезал социальные отчисления. Тем не менее, Швеция остается одной из самых богатых стран Европы. НАРОДЫ И ИСТОРИЯ Живущие за Полярным кругом саамы (лопари) являются потомками исконных обитателей Швеции. Около двух тысяч лет назад в эти края пришли германские племена, от которых и ведут свое происхождение современные шведы. Как и их скандинавские соседи, норвежцы и датчане, шведы стали викингами. С IX века н. э. они совершали набеги на берега Европы и основывали свои поселения повсюду, вплоть до Восточной России. В 1397 году Дания объединила Швецию и Норвегию под своим господством. В 1523 году Швеция вернула себе независимость при Густаве Вазе, впоследствии возведенном на престол под именем короля Густава I. Одержав множество побед при короле Густаве Адольфе в начале XVII века и при короле Чарльзе XII в начале XVIII века, Швеция превратилась в одно из могущественнейших государств Северной Европы. В 1818 году, после краткого периода правления парламента, на шведский престол был возведен Жан-Батист Бернадотг. Он обладал меньшей властью, чем предшествующие монархи. Нынешняя королевская семья Швеции происходит из рода Бернадотта, но сегодня она делит свою власть с демократически избранным парламентом, который называется - риксдаг. С 1993 года саамы тоже образовали свой орган управления - так называемый самтинг. В 1995 году Швеция вошла в Европейский Союз Государств. В наши дни большинство шведов живет в городах и работает в сфере обслуживания или промышленного производства. Шведское правительство славится своим справедливым отношением к трудящимся. Средняя заработная плата в этой стране очень высока, и в отпусках шведы тратят больше денег, чем жители любой другой страны мира. Государственное устройство Королевство Швеция - конституционная монархия. Действует конституция, вступившая в силу 1 января 1975 г. Конституция была дважды одобрена риксдагом двух созывов: 6 июня 1973 г. и 27 февраля 1974 г. Она состоит из трех законов: Закона о форме государственного правления, Закона о престолонаследии, Закона о свободе печати. 15 ноября 1979 г. была принята поправка к Закону о престолонаследии. 20 апреля 1978 г., 7 ноября 1979 г. и 23 ноября 1994 г. были приняты поправки к Закону о форме государственного правления. Глава государства - король. Престол наследуется по мужской и женской линии в порядке первородства с 18-летнего возраста (с ноября 1994 г.) Законодательная власть осуществляется риксдагом (однопалатный парламент). Риксдаг состоит из 349 депутатов, избираемых путем всеобщего прямого и тайного голосования по принципу пропорционального представительства. Очередные выборы в парламент проводятся каждые четыре года в третье воскресенье сентября. 39 мест в риксдаге распределяются между партиями, набравшими не менее 4% голосов избирателей по стране, а 310 мест - между партиями, набравшими 12% голосов в любом из избирательных округов. Исполнительная власть принадлежит правительству. Правительство имеет право распускать риксдаг и назначать внеочередные выборы. Премьер-министр назначается риксдагом. Кандидатура на пост премьер-министра выдвигается председателем риксдага после консультации с его заместителями и представителями каждой партийной фракции в парламенте. Правительство ответственно перед риксдагом. ЭКОНОМИКА ШВЕЦИИ В XX веке в Швеции произошло то, что часто называют «экономическим чудом». В течение всего лишь нескольких десятилетий бедная аграрная страна превратилась в одну из богатейших и самых высокоразвитых индустриальных держав. Основу этого беспрецедентного развития составили огромные природные богатства северной Швеции, -- лес, руда и гидроэнергетические ресурсы, -- в сочетании с рядом революционных шведских изобретений и их дальнейшей разработкой и эксплуатацией, таких, как паровая турбина, шарикоподшипник, газовые маяки АГА, телефон, молочный сепаратор, безопасная спичка, гребной винт регулируемого шага, упаковка «тетрапак» и многие другие. Ещё и по сей день промышленность, созданная техническим гением, остается ядром шведского народного хозяйства. Из-за узости внутреннего рынка крупные шведские компании уже на ранней стадии должны были ориентироваться на открытие других рынков и на экспорт. Полагают, что во многих случаях эта ранняя глобализация давала шведским компаниям преимущества в международной конкуренции. Благодаря этому Швеция сегодня имеет чрезвычайно высокие показатели по числу крупных мультинациональных концернов и известных товарных марок в пропорции к численности своего населения: «Вольво», «Сааб», «Эриксон», «АстраЗенека», «Электролюкс», «Икеа», «Хеннес и Мауриц», «Хассельблад», -- вот лишь некоторые из них. Хотя сырьё и облагороженные сырьевые материалы составляют значительную часть шведского экспорта, будущее шведской экономики связано преимущественно с наукоёмкими отраслями промышленности. В этом Швеция может воспользоваться преимуществами своего передового технологического развития, развитой инфраструктуры и высокого общего уровня образования населения. К числу таких высокотехнологичных отраслей промышленности относятся информационная технология и биомедицина, области, в которых Швеция уже давно принадлежит к числу мировых лидеров. Помимо них, сегодня всё чаще называют третью шведскую отрасль будущего - «промышленность впечатлений»: новый собирательный концепт, обозначающий такие соотносимые креативные отрасли, как дизайн, музыка, мода, художественная промышленность, гастрономия, медийные отрасли, реклама, туризм -- области, в которых Швеция за какое-то десятилетие пережила революцию, которая привлекла внимание всего мира и принесла стране значительные экспортные доходы. Макроэкономика и финансовый климат Швеции Темпы прироста ВНП в индустриально развитых странах снизятся под влиянием азиатского кризиса в среднем на 1%. Для Швеции это означает падение темпов роста ВНП в 1998 году с 3,1% до 2,8% по более оптимистичным прогнозам, до 1,8% по другим оценкам. На долю рынков кризисных стран приходится не более 3% шведского экспорта и прямое воздействие на шведскую экономику от потери этих рынков невелико. Основная проблема для шведских компаний - ожидаемый стремительный рост экспорта дешевой после обесценения национальных валют продукции из кризисных азиатских стран и, соответственно, обострение конкуренции на мировых рынках. Новым моментом в развитии экономики Швеции стало растущее значение внутреннего потребления. В 1993-97 гг. темпы ежегодного прироста внутреннего спроса росли от 3,2% до 2%. В 1998 году ожидалось сохранение этой динамики, при сокращении темпов роста шведского экспорта до 6%, с 12,2% в 1997 году. Наиболее активен спрос на товары долгосрочного пользования: автомобили, холодильники и т.д. При этом темпы роста частного спроса выше темпов роста реальных доходов населения от повышения заработной платы. Экономический кризис 1991-93 годов привел к вымыванию из производства устаревших технологий и оборудования, к ускоренному обновлению основных производственных фондов в шведской промышленности (более 40% роста инвестиций в отдельные годы). В послекризисный период рост производства достигнут в значительной степени за счет роста производительности труда - одна из причин относительно скромных успехов правительства в борьбе с безработицей, несмотря на то, что в отдельные послекризисные годы рост ВНП достигал 3,9%. Промышленное производство на обновленной технической основе является дополнительным фактором устойчивости экономики Швеции, ее способности к адаптации для работы на мировых рынках в условиях усиливающейся конкуренции. В этом же направлении работает и политика интенсивного вложения средств в НИОКР (3,3% от ВНП). По мнению экспертов ОЭСР, Швеция вошла в полосу «среднеконъюнктурного развития» по американскому типу, при котором исключаются резкие колебания в темпах роста экономики. В ближайшие три-четыре года прирост ВНП Швеции будет находиться в пределах 2-3%. Для условий высокоразвитой экономики это хорошие показатели роста,особенно с учетом влияния азиатского кризиса. Об итогах парламентских выборов. 20 сентября 1998 г. состоялись очередные выборы в риксдаг. Одновременно прошли выборы в органы местного самоуправления в 21 ландстинге (в правление лена - области) и 272 коммунах. По итогам голосования наибольшее число голосов избирателей, и право сформировать правительство получила Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) - 36,6% голосов (131 мандат); оппозиционная Умеренная коалиционная партия (УКП) набрала 22,6% (81 мандат); Левая партия (ЛП) - 12% (43 мандата); входящие в буржуазный блок Народная партия-либералы (НП) и Христианские демократы (ХД) - 4,7% и 11,8% (17 и 42 мандата). На очереди выработка официального отношения Швеции к ЕВС, подготовка к выборам в Европарламент в июне 1999 г. и к председательству в ЕС в первой половине 2001 г. Международная проблематика практически не прозвучала ни в манифестах, ни в предвыборной кампании в целом. Из «шестнадцати главных для Швеции вопросов» к ней можно отнести лишь вопросы политики Швеции в отношении ЕС и ЕВС, борьбы с глобальными угрозами природе и иммиграционной политики. Можно отметить заявления лидеров УКП о более тесном сотрудничестве с НАТО, в то время как СДРПШ делала упор на необходимости развития европейской интеграции с оказанием помощи странам Прибалтики и Польши по вступлению в ЕС, а также более тесном подключении России к ЕС. "Козырями» социал-демократов стали экономические успехи по увеличению объемов торговли и сбалансированности государственного бюджета, что обеспечило рост инвестиций в промышленность, а также личного и общественного потребления. Социал-демократы в своих программных документах предлагали снизить уровень безработицы за счет выделения дополнительных финансовых средств для создания новых рабочих мест и переподготовки кадров (что не могло не привлекать избирателей), тогда как консерваторы видели основную причину проблемы в несовершенстве системы налогообложения. Несмотря на самые плохие с 1956 г. для социал-демократов итоги выборов, СДРПШ с помпой отметила свою победу и лидер партии Й.Перссон заявил о намерении сформировать однопартийное правительство меньшинства. 6 октября 1998 г. состоялось открытие первой сессии нового состава риксдага, на котором тальман (председатель риксдага) Б.Даль объявила о том, что новым премьер-министром Швеции, обладающим правом формирования правительства, стал Й.Перссон. Глава кабинета выступил с традиционной декларацией правительства, содержащей основные направления его внутри- и внешнеполитической деятельности. В отношении России было заявлено, что Швеция будет оказывать дальнейшую поддержку демократическому развитию и движению к социально направленной рыночной экономике. В декларации выражено стремление Швеции всемерно развивать сотрудничество в регионе Балтийского моря, а также на севере Европы во взаимодействии с государствами Балтии. Глава шведского кабинета высказался также против возникновения новых разграничительных линий в Европе и заявил о приверженности принципу нейтралитета и неприсоединения к военным союзам в мирное время. Кабинет намерен также поддерживать стремление государств Балтии и Польши стать членами ЕС. Планируется активизировать сотрудничество Швеции с региональными и международными организациями, в частности СГБМ, а также в рамках Евросоюза. Среди внутриполитических задач основной упор был сделан на дальнейшее проведение борьбы с безработицей и осуществление запланированных мер в социальной сфере по увеличению социальных пособий и пенсий населению. Программным стало заявление премьера о намерении снизить уровень безработицы в стране до 4% к 2000 году и к 2004 г. добиться 80% занятости населения (что потребует создания около 600 тыс. новых рабочих мест). Темпы ежегодного прироста ВНП определены в размере 2% в год. При этом объявлено о плановом погашении государственного долга и сохранении низкого уровня инфляции. На первом заседании риксдага Пирссон объявил об изменениях в составе правительства сокращении числа министров с 22 до 20 при сохранении ранее существовавшей пропорции, при которой половину мест в правительстве занимают женщины. Так, Л.Ельм-Валлен, занимавшая пост министра иностранных дел, стала вице-премьером. В состав правительства на пост руководителя укрупненного министерства экономики, в которое вошли министерства рынка труда, коммуникаций и внутренних дел, назначен Б.Русенгрен, бывший губернатор провинции Норботтен, а его заместителем - М.Салин, занимавшая до октября 1995 года должность вице-премьера в социал-демократическом правительстве И.Карлссона. Финансы Определяющая роль в формировании основ деятельности финансовой системы Швеции, ее законодательной базы принадлежит риксдагу. Практическая работа по подготовке решений риксдага и осуществлению парламентского контроля в данной области ведется его финансовой комиссией. Финансовая комиссия разрабатывает основные направления государственной экономической и финансовой политики, бюджетного регулирования и регулирования государственной задолженности, системы страхования предпринимательской деятельности, работы Государственного банка, коммунальной экономической политики, государственного ревизионного контроля, статистики, управления госсобственностью. В сферу ответственности министерства финансов входят вопросы планирования финансовой политики, формирования госбюджета и контроля за его исполнением, регулирования деятельности денежно-кредитного и страхового рынков, налоговая и таможенная политика, вопросы игорного бизнеса, международное экономическое сотрудничество. В ведении Минфина находится деятельность 12 государственных акционерных компаний (среди них - «Финансирование жилищного строительства», Шведская денежная лотерея, «Винные и спиртные изделия», Управление регистрации ценных бумаг) и около 50 государственных ведомств (среди них - управление по обслуживанию государственного долга, таможня, статуправление, фининспекция, ревизионное и налоговое управления, конъюнктурный институт, лотерейная инспекция, управления госсобственности и общественных пенсионных фондов). Центральное место в финансовой системе Швеции занимает Государственный банк - старейший в мире центральный банк (образован в 1668 г.). Госбанк обладает монополией эмиссии национальной валюты (печатание банкнот и производство монет осуществляется госпредприятием «Тумба Брук» ), управляет золотым и валютным резервом страны, является главным оперативным звеном платежной системы, отвечает за формирование кредитно-денежной политики. Находится в подчинении риксдага. Управляется Советом уполномоченных (8 человек), 7 из них избираются риксдагом сроком на 4 года. Совет уполномоченных избирает председателя Государственного банка сроком на 5 лет. Главным инструментом контроля за функционированием платежной системы страны является объединяющая все банки Швеции электронная система Госбанка РИКС. Вместе с Государственной финансовой инспекцией Госбанк несет ответственность за поддержание стабильности и эффективности финансовой системы. При этом Госбанку принадлежат функции более общего характера, как, например, анализ того, как повлияет на стабильность и безопасность финансовой системы страны выдача банковской лицензии, в то время, как непосредственный контроль за деятельностью финансовых институтов входит в компетенцию Госфининспекции. Основные сферы осуществляемого Госфининспекцией контроля - денежно-кредитный и страховой рынки. Под надзором инспекции находится 2,5 тыс. финансовых институтов и физических лиц (банки, фондовые компании, финансовые группы, частью которых являются банки и инвестиционные компании, Стокгольмская фондовая биржа. Управление регистрации ценных бумаг, брокерско-клиринговая корпорация «ОМ Группен», страховые компании и маклеры). Важным звеном финансовой системы является Управление по обслуживанию государственного долга. Его основные функции - предоставление госзаймов, обслуживание госдолга, предоставление (наряду с Госуправлением гарантирования экспортных кредитов) госгарантий. Управление является также «внутренним банком» госучреждений и держателем «государственной кассы» . Общественные пенсионные фонды формируются за счет пенсионных отчислений работодателей. Находящиеся в управлении 6 фондов активы составляют более 600 млрд. крон. 600 компаний работают на страховом рынке. Подавляющая их часть - небольшие фирмы, работающие в сфере страхования от материального ущерба. Только деятельность 85 компаний распространяется на территорию всей Швеции. Около 30 компаний и 100 страховых обществ действуют на рынке страхования жизни, при этом 5 крупнейших компаний контролируют около 75% рынка данного вида услуг. Услуги предоставляются непосредственно самими страховыми компаниями, но в последнее время заметно возрастает число независимых маклеров. В настоящее время на шведском рынке работает 280 страховых маклерских фирм. В 1997 г. совокупная прибыль страховых компаний Швеции составила 96 млрд. крон, из них - 64 млрд. крон на рынке страхования жизни. Как институциональный инвестор страховые компании предоставили в управление инвестиционных компаний и фондов Швеции более 1,2 трлн. крон. Кредитный рынок Швеции представлен 196 финансовыми институтами, 20 из них являются акционерными банками, 87 - сберегательными банками, 73 - кредитными фирмами, 17 - филиалами зарубежных банков и кредитных институтов. Среди акционерных банков есть как т.н. банки полного спектра услуг, так и специализированные. Работа первой группы основана на покрывающей всю территорию Швеции деятельности широкой сети филиалов, представляющих все свойственные банкам виды услуг. Специализированные акционерные банки как правило имеют лишь одну главную контору, услуги обычно оказываются по телефону (т.н. банки по телефону), через Интернет, почтовую систему жиросчетов. Сберегательные банки осуществляют свою деятельность на географически ограниченной территории, чаще всего в пределах одной или нескольких коммун. Деятельность главным образом ориентирована на кредитование частного жилищного строительства. Крупнейшими банками Швеции являются «Свенска Хандельсбанкен» (на конец 1997 г., до слияния с Государственным ипотечным банком, оборотный капитал составил 7,8 трлн. крон), «Ференингс Спарбанкен» (6,5 трлн. крон), «Нурдбанкен» (6 трлн. крон, до слияния с финским «Мерита» ), «Скандинависка Эншильда Банкен» (3,1 трлн. крон, до слияния с крупнейшей страховой компанией страны «Трюгг-Ханса» ). Среди кредитных фирм доминирующее положение по объемам кредитования занимают ипотечные институты. Большинство из них структурно входят в какой-либо финансовый концерн, материнской компанией которого является банк. Крупнейшим ипотечным институтом Швеции и одним из основных эмитентов облигаций негосударственных финансовых институтов является Государственный ипотечный банк - 400 тыс. клиентов; в 1997 г. совокупный заем составил 300 млрд. крон, оборотный капитал - 3 трлн. крон. 540 финансовых институтов (биржи, брокерские, клиринговые, фондовые, инвестиционное компании, их зарубежные филиалы) действуют на рынке ценных бумаг. Крупнейшие из них - брокерско-клиринговая корпорация «ОМ Группен», принадлежащая ему Стокгольмская фондовая биржа, «Банкжиро», Управление регистрации ценных бумаг, «Постжиро» . Рынок ценных бумаг - наиболее подверженная колебаниям и интернационализации часть финансовой системы Швеции. Многие из институтов данного сегмента финансового рынка являются составной частью крупных концернов, в состав которых входят банки или страховые компании. В настоящее время в Швеции действует около 90 инвестиционных компаний и 395 инвестиционных фондов, находящихся в управлении 65 фондовых и 8 инвестиционных компаний. В 1996 г. объем средств, находящихся в управлении инвестиционных фондов составил 360 млрд. крон, при этом 80% находилось в управлении фондовых компаний, деятельность которых непосредственно связана с банками. Одним из основных инструментов платежной системы Швеции является система почтовых жиросчетов. Ежегодно через нее осуществляется около 400 млн. финансовых операций, или 1,1 млн. операций - ежедневно. Ежегодный объем платежей составляет 5 трлн. крон. Клиентами «Постжиро АБ» является около 700 тыс. частных лиц и фактически все шведские компании и учреждения. Практически все шведские компании и организации являются также клиентами «Банкжиро АБ» . Ежегодный объем финансовых операций, осуществляемых через систему банковских жиросчетов, составляет 2,6 трлн. крон (ежедневно - 1,2 млн. операций объемом в 10,5 млрд. крон). Одним из главных актеров на рынке ценных бумаг, в задачу которого входит ведение регистра владельцев акций входящих в его систему компаний и организаций, является АО «Управление регистрации ценных бумаг» . Другая важная сфера деятельности АО - взаимный зачет платежей по ценным бумагам. В его систему входят около 60 крупнейших финансовых институтов страны (все шведские банки, филиалы иностранных банков и фондовых компаний). В 1997 г. ежедневный оборот Управления составлял в среднем 331 млрд. крон. В феврале 1998 г. активы финансовых институтов Швеции составляли около 4 трлн. крон, при этом 58% активов приходилось на банки, 31% - ипотечные институты, 3% - финансовые компании, 2% - инвестиционные компании, 6% - на остальные финансовые институты. 2,1 трлн. крон находилось в займе, предоставленном небанковскому сектору, 41% заемных средств приходилось на банки, 48% - ипотечные, 11% - на остальные финансовые институты. Совокупный депозит небанковского сектора составлял 900 млрд. крон, 95% вкладов приходилось на банки, 1% - ипотечные институты, 4% - остальные финансовые институты. 66% ценных бумаг было эмитировано ипотечными институтами, 20% - банками. Структура минфина. В министерстве финансов Швеции работает 330 служащих. В руководство Минфина входит министр по вопросам налогообложения. Оба министра имеют по одному заместителю. Структурно министерство подразделяется на 7 функциональных департаментов и один секретариат. Руководство Политического департамента осуществляется непосредственно министром финансов и министром по вопросам налогообложения. Отвечает за вопросы долгосрочного планирования экономической и финансовой политики. Особенностью департамента является то, что все его сотрудники (около 20 чел.) назначаются по политическому принципу (принадлежности к правящей партии/коалиции). Самое крупное подразделение министерства - Налоговый департамент (около 60 служащих). В департаменте работают 8 отделов: налогообложения предприятий, НДС, налогообложения капитала, международный, налогообложения физических лиц, акцизный, таможенный. Особое место в структуре министерства финансов занимает Правовой секретариат. Он отвечает за разработку законопроектов, относящихся к функциональным сферам деятельности бюджетного, экономического, международного департаментов, департамента управления и является их, а также административного департамента юридическим консультантом. С 1992 г. в рамках правительственной программы технического содействия России министерством финансов осуществляется Шведско-российский проект сотрудничества (ШРПС). В его реализации с российской стороны принимают участие минфин, госналогслужба и миниэкономики. Основная форма работы - проведение семинаров, посвященных анализу, оценке и обмену опытом деятельности министерств финансов двух стран в данных областях финансовой политики. Наиболее активно сотрудничество в рамках проекта осуществляется в сфере регулирования аудиторской деятельности. В 1992-97 гг. шведской стороной под данный проект было выделено более 3,5 млн. долл. В декабре 1997 г. по просьбе минфина России правительство Швеции приняло решение о продолжении реализации программ ШРПС и выделении на эти цели в 1998 г. 1 млн. долларов. Вопросы осуществления проекта курируются международным департаментом минфина Швеции. Экспортная ориентация экономики Швеции Главной чертой экономической политики руководства является активное проведение мер по приоритетному развитию производства в экспортных отраслях. Это осуществляется путем расширения спектра промышленных поставщиков и контактов региона, сближения и Западной, и Южной Швеции с регионами других стран Евросоюза. Регион ЮЗШ составляет основу экономики и торговли Швеции. На него приходится больше половины (270 тыс.) всех промышленных предприятий, около 40% (300 тыс. чел.) от всех занятых в промышленности страны. В ЮЗШ находится более 60% (1100) всех быстроразвиваюшихся компаний Швеции (т.е. тех, которые удвоили свой оборот за последние четыре года), из них большинство - в ЮШ. На территории региона производится около половины национальной продукции машиностроения (автомобилестроение - 70% от всей продукции страны), более 60% производства текстильной и фармацевтической отраслей и более 70% продовольствия. ЗШ дает большую часть продукции нефтехимической промышленности. Здесь - один из крупнейших в Европе центров космических технологий, современной электроники и компьютерно-вычислительной техники, подавляющая часть упаковочной, строительной и мебельной промышленности страны. В общем обороте шведских компаний ЗШ принадлежит 23% (около 600 млрд. крон в 1997 г.), и только одному объединенному южношведскому лену (области) Сконе еще 13% (350 млрд. крон). 1997 год стал для компаний ЮЗШ, чьи акции котируются на бирже, одним из самых успешных за всю историю. Всего на Стокгольмской бирже котируются акции более чем 50 компаний ЗШ и около 30 Южной Швеции (ЮШ). Почти 70% «биржевых» компаний в ЗШ и 75% в ЮШ добились в 1997 г. увеличения своего оборота, причем многие из них показали высокую прибыльность (в первую очередь ПЛМ, «Сведала», «Сюдкрафт», «Треллеборг», Гётеборгский порт и др.). Уровень инфляции в регионе составляет более 2% (что совпадает с уровнем по стране). Открытая безработица достигает в среднем 8% (что выше, чем в среднем по Швеции - 7,4%). Самый высокий уровень - в лене Сконе (9%), самый низкий - в Блекинге и Йенчепинге (6%). В целях борьбы с безработицей на юге страны правительство выделило из госбюджета 2,6 млрд. крон властям коммун лена Сконе на «испытательное» проведение (с 1 марта 1998 г. до 2000 г.) более самостоятельной политики на местном рынке труда (с использованием традиционных и нетрадиционных методов повышения уровня занятости). Инвестиционный климат в ЮЗШ в целом благоприятный. Тем не менее, объемы иностранных инвестиций уступают уровню 1995 г. (50 млрд. крон). Наметился некоторый рост капиталовложений в области машиностроения и пищевой промышленности. Большой активностью третий год подряд отличается рынок недвижимости (преобладают покупатели из Норвегии и США). Доля зарубежных компаний в экономике ЮЗШ заметно выросла особенно в ленах Сконе и Вестра Йоталанд. Эти компании (в основном датские, немецкие, американские, английские и голландские) обеспечивают сегодня около четверти всего экспорта ЮЗШ и больше его половины в сфере услуг. Параллельно с этим высокого уровня достигло иностранное акционерное участие: средняя доля иностранного владения в крупных компаниях ЮЗШ, представленных на бирже, составляет 36%. Деятельность норвежских компаний в Западной Швеции устанавливает последние годы новые рекорды. При этом речь идет как о приобретении норвежцами шведских компаний, так и открытии ими своего производства. В 1998 г. наибольший рост активности норвежских экономических кругов ожидается в районе Дальсланд (б. лен Эльвсборг). Значительная роль в привлечении норвежского капитала принадлежит местным властям и представительству Западной Швеции в ЕС - «Вест Свиден», которые стремятся таким образом снизить в районе высокий уровень общей безработицы (12%). Внешнеэкономическая деятельность компаний ЮЗШ не уступает по активности деятельности зарубежных компаний в регионе, а по числу приобретений и открытых производственных точек даже превосходит ее. Особенно в этом активны машиностроительные компании ЮЗШ. Больших успехов в расширении рынков сбыта добились за последнее время машиностроительные, а также медицинские, упаковочные и металлургические компании региона. Экспорт продукции компаний ЮЗШ неуклонно растет. Три четверти его приходятся на Данию и Норвегию, а также Германию и Великобританию. Регион поставляет на экспорт более 50% всей своей промышленной продукции и около 65% сельскохозяйственной. Основными странами-импортерами продукции ЮЗШ являются Дания, Норвегия, Германия, Польша и страны Балтии. Среди главных статей экспорта значатся автомобили, бумага, винно-водочные продукты, товары машиностроения и электроники. Импорт в ЮЗШ преобладает из таких стран, как Дания, Норвегия, Германия, США, Португалия и Китай. Основные статьи импорта - нефть, уголь, древесина, продукция машиностроения, продукты питания, текстильные изделия, игрушки. Финансово-экономический кризис в Азии оказал определенное влияние на компании ЮЗШ. Снизилась курсовая стоимость акций лесных и машиностроительных компаний, в своей деятельности ориентированных на азиатский рынок. С целью снижения затрат компании предприняли меры жесткой рационализации своей деятельности. В то же время усиление конкурентной борьбы в Европе привело к снижению уровня инфляции и процентных ставок, что, в свою очередь, способствует падению цен на товары из Азии, повышению покупательной способности и созданию новых рабочих мест. Растет торговый оборот компаний ЮЗШ с такими регионами России, как Калининградская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Омская области и др., увеличивается число совместных проектов. Наибольшую активность здесь проявляют лены Вестра Йоталанд, Сконе, Халланд и Блекинге. Компании «Альфа Лаваль», «Тетра Пак» и др. открыли свое производство в России; в ближайшее время это намерены сделать также ПЛМ и «Гулльфибер» . «Сканска» и «Сведала» осуществляют в Центральном регионе России крупные строительные проекты. Морпорты. ЮЗШ в рамках страны в целом традиционно играет значительную роль в формировании морского торгово-грузового и пассажирского рынка. Оборот чисто шведских и находящихся под шведским контролем судовладельческих компаний составляет 40 млрд. крон. Шведские пароходства объединяют около 600 грузовых и 100 пассажирских судов, две трети которых действуют на юго-западе Швеции. Региональные пароходства также располагают наиболее современно технически оснащенными судами (около 120), зафрахтованными на долгосрочной основе. Более половины общего оборота отрасли в ЮЗШ приходится на малые и средние пароходства. Транспортная сеть ЮЗШ исторически складывалась на базе деятельности крупнейшего в Скандинавии порта Гётеборг. 70% промышленного потенциала северных стран сосредоточено в радиусе 500 км. вокруг Гётеборга; ежегодно в порт заходят более 13 тыс. судов, в 1997 году впервые оборот порта превысил 30 млн. т. обработанного груза и полмиллиона контейнеров. С 1997 года одна из крупнейших в мире компаний контейнерных перевозок «Эвергрин» параллельно с «Маерск лайн» осуществляет прямую транспортировку грузов из Гётеборга на Дальний Восток, прежде всего в Китай. Крупное объединение «Стора груп» продолжает «отрабатывать» европейское направление перевалочных поставок гетеборгского порта. К наиболее рентабельным пассажирским перевозкам относится паромная связь, ориентированная на европейский рынок. Здесь на регулярной основе действуют пятьдесят маршрутов, ежегодно обеспечивающих перевозку более 4 млн. пассажиров и связывающих Гетеборг с 60 портами. Самой высокоэффективной в будущем коммуникационной артерией региона считается Эресуннский мост. Он будет соединять два крупных по европейским стандартам торгово-пассажирских узла - Мальме и Копенгаген. Эресуннский мост считается наиболее крупным в Европе сооружением такого плана; его длина 7845 метров, а ширина 31 метр; ввод в действие моста запланирован на середину 2000 года. Российская деятельность на транспортном рынке ЮЗШ практически полностью свернута. Заходы российских торгово-грузовых судов в порты региона крайне незначительны как по их количеству, так и по объему доставляемых грузов. В 1998 году на верфях Южной Швеции прошли ремонт и переоборудование три российских судна малой тоннажности. Закончено переоснащение для ведения сейсморазведки проданного в рассрочку норвежцам «Светломора I» . В Гетеборге владелец малого предприятия «Хай си сервисез» арендует российский танкер для дозаправки в открытом море шведских рыболовных судов. Аэропорт «Ландветтер» . Расположен в ЮЗШ (Гётеборг), является крупнейшим аэропортом Северной Европы. Считается, что «Ландветтер» заменит международный аэропорт «Каструп» (Копенгаген), если последний будет закрыт по какой-либо причине. В течение года «Ландветтер» может обслужить от 5 млн. пассажиров и обработать 110 тысяч тонн грузов. Международные и чартерные рейсы составляют около 60% всего потока пассажиров. "Ландветтер» расположен в центре западной Швеции и находится в 25 км от Гётеборга, который является вторым по величине промышленным, научным и культурным центром страны, а также сравнительно недалеко от крупных городов Уддевалла, Трольхеттан, Алингсое, Бурос, Кунгсбака, Варберг и др. От аэропорта до Гётеборга и Буроса ходят маршрутные автобусы. "Ландветтеру» принадлежит рекорд по пунктуальности выполнения полетов в Европе. Ежегодно 99,7% самолетов независимо от погоды и того факта, что аэропорт расположен в самом туманном районе Швеции (аэропорт охвачен полностью туманом в течение одного месяца в году), садятся и взлетают строго по расписанию. Время регистрации на международных линиях доведено до 30 мин., на внутренних - до 10 мин. Противопожарная система безопасности аэропорта является одной из самых быстрых систем реагирования в мире: 6 тыс. литров воды в минуту могут достичь любой точки взлетной полосы за 90 сек. (при международной норме в 120 сек.). В районе аэропорта имеются две платные стоянки. Одна из них для провожающих и посетителей (вмещает 2500 автомобилей); другая - долговременная - для улетающих пассажиров (вмещает 1000 автомобилей). В аэропорту имеется «команда безопасности» . По всему аэропорту расположены противотеррористические сигнальные системы и электронноконтролируемые двери. С центрального пульта осуществляется постоянное наблюдение за входными дверями в главное здание аэропорта и скрытый контроль залов. Эресунн. Интерес представляет последовательное выдвижение Южной Швеции, прежде всего Мальмё, и района Большого Копенгагена на позиции сдвоенного центра транснационального регионального сотрудничества по обе стороны пролива Эресунн. Речь идет о концентрации в названном районе собственных совокупных ресурсов с подключением финансовых источников ЕС. В 1993 году был создан Эресуннский комитет, являющийся по сути политическим механизмом претворения в жизнь названных замыслов: его почетными сопредседателями являются премьер-министр Швеции Й. Перссон и премьер-министр Дании П. Расмуссен. Эресуннская транснациональная региональная структура формируется в результате законодательно закрепленного на этот счет решения, принятого датским и шведским правительствами. Дополнительным импульсом в деле его реализации послужило начало строительства комбинированного железнодорожно-автомобильного моста между Копенгагеном и Мальмё. Эта магистраль является составной частью трансевропейской транспортной сети и будет введена в действие в 2000 году. Население Эресуннского региона составляет 2,9 млн. человек при обшей занятости в 1,4 млн. Он обладает уникальным потенциалом в деле развития межрегиональной торговли. Гетеборг-Осло. Фopмaльнo закрепленное устойчивое начало трансграничного сотрудничества между Западной Швецией и Южной Норвегией было заложено созданием в 1980 г. Приграничного комитета в рамках соответствующих программ Совета министров северных стран. Далее, в связи с вхождением Швеции в Евросоюз (Норвегия не входит в состав ЕС) на основе подписанного в 1995 г. шведско-норвежского межрегионального соглашения создается единый орган координации сотрудничества - Совет. В его состав вошли представители городских властей Гетеборга и Осло, губернского политико-экономического истеблишмента; двухлетнее председательствование осуществляется поочередно. По февраль 1999 г. трансграничное сотрудничество контролируется Гетеборгом. В том же, 1995 г., в соответствии с обращением Приграничного комитета Комиссия ЕС утвердила программу межрегиональной кооперации на период до 1999 г. с общим бюджетом в 221 млн. шв. кр. (21% - взнос ЕС, 42% - Норвегии, 37% - Швеции). В сентябре того же года было сформировано представительство Гетеборга в Осло, а в 1996 г. - представительство норвежской стороны в Гетеборге. Целью создания шведско-норвежской трансграничной структуры является усиление сотрудничества историко-этнически близких народов двух стран. Регион включает в себя около 10% территории каждой из сторон и почти 3,5 млн. человек; в нем сосредоточено около половины промышленного потенциала Скандинавии, развитие которого стимулируется высокоразвитой транспортно-коммуникационной инфраструктурой. Cтороны исходили из предпосылки, что включаемые в сферу общей деятельности территории не имеют принципиальных отличий в уровне экономического развития, а во многих важных областях являются взаимодополняющими. С учетом линии шведских властей на возможное широкое привлечение в Западную Швецию иностранных инвестиций, взаимодействие с норвежцами считается здесь оптимально выгодным. Норвегия второй в мире экспортер сырой нефти. После введения в строй месторождения природного газа «Тролль» она стала одним из основных поставщиков газа в Европу. Экспорт углеводородов обеспечивает норвежцам высокий, даже по европейским меркам, жизненный уровень. Развивающееся в последние годы норвежское предпринимательство с одной стороны рассматривается в Гетеборге в качестве «иностранного инвестора», а с другой, - принимая в расчет упомянутые историко-культурные связи и взаимозависимую трансграничную экономику, относится к разряду «родственной межсоседской» интеграции. Таким образом перетекающий через госграницу капитал рассматривается в качестве «общерегионального достояния» . Беспрепятственность его внедрения обеспечивается двусторонним режимом наибольшего благоприятствования. В результате, в 1998 г. количество обосновавшихся здесь норвежских компаний превысило триста единиц; примерно столько же действует с норвежским долевым участием, при этом уровень прямых норвежских инвестиций за пять лет взаимодействия достиг 27 млрд. шв. крон. Наряду с этим только в районе Большого Гетеборга насчитывается 473 крупных и средних трансатлантических и «континентальных» компаний. Их привлекает сюда налог на корпорации на уровне 20%; высокий уровень производительности труда; конкурентоспособные уровни зарплаты; первоклассные сети телекоммуникаций и вычислительной техники и т.д. Промышленное развитие обеспечивается наличием хорошо развитой транспортной сети: международные аэропорты Гетеборга (Ландветтер) и Осло (Гардермуэн и Форнебу), крупнейшие порты - Осло и Гетеборг, паромное сообщение (в год перевозится до 120 тыс. грузовых автомашин); шоссейная сеть, паромами связанная с Данией и Германией. Несмотря на свои внушительные размеры, регион оказывается достаточно компактным. Два его центра - Осло и Гетеборг напрямую связаны шоссе Е6, всего 310 км. В шведской части региона действуют два автомобилестроительных концерна - «Сааб» и «Вольво» ; здесь находятся их правления и основные производственные мощности. На них работают 250 субподрядчиков в разных городах региона. Химическая промышленность и нефтепереработка - значительна высоким уровнем продукции и широтой ассортимента, представлена помимо нефтепереработки специальными химическими производствами. Здесь находятся скандинавские штаб-квартиры ряда иностранных компаний: «Акцио Нобель», «Бореалис», «Гидро» . Информационная технология - ее уровень в регионе отражает положение в целом в Норвегии и Швеции, являющихся одними из передовых в мире стран по насыщенности персональными компьютерами и телефонами сотовой связи. Здесь действуют такие компании, как «Эриксон», «Хассельблад», «Кунгсберт Норконтроль», «Сааб Эриксон Спейс», «Тандберг Дата» . Всего в регионе около 4000 компьютерных компаний. Фармацевтическая, биотехническая отрасли, производство медоборудования, продукция которых характеризуется высоким качественным уровнем, - в этой сфере действуют несколько сот компаний. В регионе Осло-Гетеборг сосредоточена треть всего производства продовольствия Швеции и Норвегии. Наиболее важной компанией является «Орила» . Текстильная, швейная и обувная промышленность - в регионе наибольшая в Скандинавии концентрация предприятий этих отраслей. Регион отличает наибольшая плотность в скандинавских странах предприятий деревообрабатывающей и мебельной отраслей. Имеющий мировые позиции, в том числе действующий в России, производитель мебели ИКЕА разместил в регионе завод по производству офисной мебели и центр развития. Значительная доля производимых в Швеции и Норвегии бумаги, целлюлозы и упаковочных материалов приходится на регион. Мировое значение имеют фирмы по производству упаковочного картона «Стура» и «Боррегор» . Приоритет экологической проблематики в Швеции и Норвегии определил значительный уровень инвестиций на улучшение состояния окружающей среды для компаний, разрабатывающих экологические технологии. Строительные компании региона имеют большой опыт в строительстве туннелей в скальных породах, портовых сооружений, подводных туннелей. Развито строительно-дорожное машиностроение. В регионе, в первую очередь, в норвежской его части, развито одно из наиболее передовых в мире по уровню НИОКР машиностроение для подводной добычи нефти и газа. Здесь размещены головные конторы таких компаний, как «Квернер», «Акер», «Гидро», АББ. Объем инвестиций во все виды технологии, связанной с добычей нефти и газа на континентальном шельфе, составит в течение предстоящих 25 лет 2 млрд. долл. Деловые и политические круги региона используют поддерживаемые в прекрасном состоянии природные ландшафты (леса, озера, шхерное морское побережье протяженностью в 400 км и т.д.) для развития туризма. Посетителей привлекают в регион наличие развитой сети учреждений культуры и отдыха. Значительную коммерческую роль для обеспечения гостиничной отрасти играет проведение в городах региона нескольких сот международных выставок и съездов ежегодно. О масштабах туризма говорит то, что в летний сезон мост через Свинесунд пересекает до 40 тыс. человек в день. Судовладельцы региона (в первую очередь норвежцы) контролируют более 10% мирового морского торгового флота. Здесь действует крупнейший рынок морского страхования, уступающий только лондонскому «Ллойду» . В регионе - головная контора компании «Стена Лайн», ведущей компании мира по паромным перевозкам. Как и в случае Эрессунского сотрудничества, стороны-участницы при формировании трансграничного пространства уделяют особое внимание деятельности общего рынка занятости. Он создается усилиями Совета путем взаимной адаптации шведской и норвежской систем социального страхования и условий найма на работу; вырабатывается единая система повышения квалификации. При отсутствии визового режима трансграничного передвижения считается реальным выработка унифицированной сетки оплаты проездных документов. Складывающийся опыт комплексного регионального развития продемонстрировал необходимость создания научно-образовательного и информационного центра. Решение на сей счет было принято Советом в 1996 г. В регионе сосредоточены крупные вузы, одновременно осуществляющие прикладные и фундаментальные исследования. Речь идет об университетах в Гетеборге и Осло ( 30 и 35 тыс. обучающихся), Чалмерском технологическом институте - 8 тыс. студентов. Высшей коммерческой школе в Осло - 13 тыс. студентов. Считается, что приоритетным направлением для шведско-норвежских коммун, участвующих в более чем 50 проектах, является защита окружающей среды, создание новых рабочих мест, повышение профессиональной квалификации, энергетика, транспорт, космические исследования, биотехнология, пищевая промышленность, туризм и выставочно-зрелищные мероприятия. Результаты принесла деятельность рабочей группы по коммуникациям. К середине 1998 г. открыты четыре паромные линии из ЗШ в Норвегию: из Стремстада в Халлен, Фредрикстад, Лангесунн и на Валерские острова. В 1997 году открыты две новые авиалинии через Осло и Гетеборг в континентальную часть Европы. После окончания проводимых работ по реконструкции европейская автомагистраль Е6 станет на 23 км. короче на участке между Гетеборгом и Осло; достроенная железная дорога сократит вдвое время пути из Гетеборга в Осло, доведя его до двух часов. После пятилетнего обсуждения в риксдаг внесено совместное предложение Дорожных управлений двух стран о строительстве между Швецией и Норвегией нового Свинесуннского моста (длина - 600 м., стоимость - 649 млн. шв. крон) на 1,2 км к западу от нынешнего. Против этого предложения выступают власти норвежской коммуны Халлен, требующие построить новый мост к востоку от нынешнего. Это, однако, считается более трудоемким и дорогостоящим проектом. Принятие решения риксдага по этому вопросу ожидается в 1999 г. Проводимый процесс полностью отвечает поставленной задаче: от регионального и национального к межрегиональному и трансграничному сотрудничеству. Он вполне отчетливо сочетается с целенаправленной политикой шведов по реализации «Инициативы ЕС в отношении Балтийского региона» (предусмотрено выделить 4,6 млрд. экю). На основе уже достигнутого, в схему процесса вписывается интенсивно прорабатываемая сейчас концепция создания промышленно-торгового и коммуникационного узла Гётеборг-Осло-Копенгаген-Мальмё. Атомная энергетика. Решение правительства Швеции о закрытии с 1 июля 1998 г. первого реактора АЭС «Барсебек» - первый шаг по реализации принятого по инициативе правящей социал-демократической партии Закона о закрытии шведских АЭС, за который риксдаг проголосовал 18 декабря 1997 г. Социал-демократов поддерживают левая партия, партия центра, зелёные. Против выступают либералы, консерваторы и христианские демократы. Юридическую базу курса СДРПШ составляет проведенный еще в 1980 г. референдум, в ходе которого большинство проголосовало за закрытие всех 12 реакторов шведских АЭС к 2010 г. За прошедшее с момента референдума время настроения в обществе изменились. Движение за запрещение атомной энергетики ничем себя не проявляет. В ходе многомесячной дискуссии перед принятием вышеназванных решений риксдага и правительства профсоюзы, экономические круги, оппозиционные партии выступали в большей своей части против закрытия АЭС. Замена АЭС на электростанции на угле, нефти и газе приведет к росту выбросов в атмосферу двуокиси углерода (превышение нормативов ЕС по этому показателю составляет в Швеции 9%, в случае закрытия «Барсебека» оно вырастет еще на 10%). Особое место занимает в конечном решении вопроса о сворачиванин шведской атомной энергетической программы вопрос обеспечения безопасности. С самого начала подвергалось сильной критике место размещения реакторов «Барсебека» - в непосредственной близости от Копенгагена и третьего города Швеции - Мальмё. С июня 1992 г. «Барсебек» закрывался на период около года из-за выявившихся серьезных дефектов в системе охлаждения. Последние два года на рынке электроэнергии в Швеции цены пошли вниз, что привело к снижению прибылей владельцев АЭС. Владельцам энергетических фирм, строившим реакторы с 60-х по 80-е годы, затратив при этом около 30 млрд. крон, до сих пор не удалось полностью возместить все эти расходы. Они заинтересованы в продолжении функционирования АЭС или в получении компенсации. В этой связи показательна позиция владельца «Барсебека» - южношведской фирмы «Сюдкрафт», намеревавшейся прибегнуть к защите своих интересов в судах Швеции и ЕС. «Барсебек-1» является с начала 80-х годов приносящим наибольшие прибыли реактором Швеции. В 1996 г. доля АЭС в энергообеспечении Швеции составляла 52%. Реальное закрытие хотя бы части из 12 шведских атомных реакторов может вызвать рост потребительских цен на электроэнергию в 2-3 раза в течение года. Указывают на то, что нет реальных способов получения электроэнергии в Швеции, кроме как активизацией работы электростанций на угле, нефти и газе, что приведет к ухудшению состояния окружающей среды. В случае закрытия «Барсебек» начнутся компенсирующие поставки электроэнергии компании «Ваттенфалль» по более высокой цене; в перспективе рассчитывают на получение энергии с финских (на газе) и датских (на угле) электростанций. Такой поворот событий стал бы существенным ударом по бюджету населения Швеции, где до последнего времени электроэнергия была одной из самых дешевых в Европе. Деловые круги ЮЗШ о деятельности в России. Приоритетным направлением деятельности предпринимателей ЮЗШ считается развитие связей с российскими северо-западными регионами. Особое внимание этому району, по мнению шведов, уделяется с точки зрения его потенциально вoзpacтaющeй роли в кaчeствe связующего звена между Россией в целом и Евросоюзом; он является важной составляющей замысла строительства «единой Европы балтийского направления» . Местные административные структуры продолжают проводить линию на задействование средств и ресурсов Евросоюза на решение в упомянутых российских регионах социально-экономических и экологических проблем. Шведы по согласованию с российской стороной придерживаются практики подписания «зональных протоколов» между руководителями соответствующих губернских центров. Эти протоколы определяют основные направления и объемы предполагаемого сотрудничества. К протоколам, ныне дающим реальную практическую отдачу относится документ, подписанный властями Калининграда и Мальмё. Помимо намерений по открытию бизнес-центра, установлению прямых контактов между заинтересованными государственными и частными институтами, участию шведов в становлении «свободной экономической зоны» требуемое значение в протоколе уделено статьям по конкретному решению задач ликвидации экологического загрязнения района Калининграда, действенной борьбе с эпидемией СПИДа в области. Очевидная собственная заинтересованность в радикальном решении этих проблем территориально близлежащего региона послужила дополнительным стимулом для мобилизации как чисто шведских возможностей, так и соответствующих фондов ЕС. Участие в разработке значительных интеллектуальных ресурсов, научно-технического потенциала российского северо-запада, прямо сочетается со шведскими национальными интересами. С учетом такого подхода предпочтение отдается «специализированному сотрудничеству» . Оно подразумевает создание совместных российско-шведских рабочих групп ученых, деятельность которых, с точки зрения шведов, связана с наиболее перспективными изысканиями. Такие группы, как правило, действуют в рамках шведских и российских университетских центров. Помимо этого, шведы на контрактной основе подключают российских ученых к работе в различного рода технологических бюро непосредственно в сфере промышленного производства. Вносимые российской стороной предложения и идеи нередко служат питательной средой научно-технического прогресса, являются генератором дальнейшей реализации наиболее современных тенденций в прикладных и фундаментальных исследованиях. Деятельность на российском рынке концерна «Вольво» сводится к тому, что поставки готовой продукции, комплектующих запчастей и сервисное обслуживание осуществляются напрямую через головные представительства компаний «Вольво» в Москве и Санкт-Петербурге ("Вольво-Пента» ). В целях минимизации финансового риска реализация проектов сборочного производства идет по пути предварительного согласования их оправданности с центральными ведомствами (Минтранс РФ) и руководством российских региональных администраций. Так обстояло с открытием завода по сборке автобусов в Омске, с обкаткой проекта сборки автобусов в Вологде. Значительный импульс запланированному руководством «Вольво» пятикратному расширению деятельности концерна на российском рынке был придан в ходе визита Б.Е.Немцова в Гётеборг в декабре 1997 года. Все наиболее значимые компании региона открыли свои представительства в крупнейших российских административных центрах. По мнению шведов, такой метод способствует более четкому анализу существующих в России реалий при разработке принципиальных концепций двустороннего взаимодействия. К числу продуктивно действующих в России компаний и предприятий ЮЗШ относятся «Вольво», «Сканска», «Сааб», «Астра Хессле», «Авеста Шеффилд», «Стена Груп», «Тетра Пак», СКФ, «Стура Папирус», «Треллеборг».
|