География отраслей мирового хозяйства
География отраслей мирового хозяйства
1. География отраслей промышленности Промышленность является ведущей отраслью материального производства, где занято около 350 млн. человек. За последнее столетие промышленное производство выросло более чем в 50 раз. В зависимости от времени возникновения отрасли промышленность делят на три группы: 1) старые отрасли, возникшие во время промышленных переворотов (каменноугольная, металлургическая и текстильная промышленность, паровозостроение и др.). В наши дни эти отрасли растут замедленными темпами; 2) новые отрасли, определявшие научно-технический прогресс в первой половине XX в. (автомобилестроение, производство пластмасс и химического волокна и др.). Эти отрасли в настоящее время растут более быстрыми темпами; 3) новейшие отрасли, возникшие в эпоху НТР и относящиеся к наукоемким отраслям (микроэлектроника, микробиология, роботостроение и др.). Эти отрасли называют отраслями высоких технологий. В наши дни эти отрасли растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами. Основные сдвиги в отраслевой промышленности в эпоху НТР связаны с уменьшением доли старых отраслей и увеличением доли новых и особенно новейших отраслей. Изменяются также территориальные пропорции размещения промышленности. Территориальную структуру мировой промышленности в первую очередь определяет размещение крупных промышленных районов. Всего их в мире более ста. Основная масса их находится в странах зарубежной Европы, СНГ, Восточной Азии, Северной Америке. В состав отраслей мирового хозяйства входят: 1. Топливно-энергетическая промышленность. После нефтяного и энергетического кризиса 70-х гг. темпы роста этих отраслей замедлились. Поэтому многие развитые страны начали проводить политику энергосбережения и уменьшения удельных расходов топлива и энергии. В конце 90-х гг. мировое производство энергоресурсов составило 10 млрд. тонн. В своем развитии топливно-энергетическая промышленность прошла два этапа. Первый - «угольный этап» (XIX в. - первая половина XX в.). На этом этапе в структуре мирового топливно-энергетического баланса преобладало угольное топливо. Второй - «нефтяной этап». Основан на использовании преимуществ нефти и газа как более экономичных энергоресурсов. В состав топливно-энергетической промышленности входят нефтяная, газовая и угольная промышленность. Добыча нефти в конце 90-х гг. составила 3 млрд. тонн. Нефть добывают приблизительно в 80 странах мира, но географию этой отрасли определяют страны «Большой Семерки». Особенность географии нефтяной промышленности заключается в том, что более 4/5 запасов и 1/2 добычи приходится на развивающиеся страны. Эти страны являются главными экспортерами. Наиболее крупные грузопотоки нефти сосредоточены в районе Персидского залива и в России. Мировая добыча природного газа составляет более 2 трлн. м3. Крупными производителями газа являются Россия, США, Нидерланды, Канада. Добыча угля составляет приблизительно 5 млрд. тонн в год. Добывается уголь в 60 странах мира. В отличие от добычи нефти среди главных угледобывающих стран преобладают экономически развитые страны. 2. Электроэнергетика. Мировая выработка электроэнергии составляет 12 трлн. кВт/ч в год. Больше всего производят электроэнергии в США, России, Японии, Германии и Канаде. В структуре производства электроэнергии первое место принадлежит тепловой энергии (60%), второе - гидравлической (20%), третье - атомной (17%). 3. Горнодобывающая промышленность. Является поставщиком минерального сырья. Доля горнодобывающей промышленности в мировом промышленном производстве постепенно снижается, но она продолжает оказывать большое воздействие на международное географическое разделение труда и географию мирового хозяйства. Именно с горнодобывающей промышленностью связано преодоление территориального разрыва между районами добычи и районами потребления, формирование межконтинентальных грузопотоков, освоение новых ресурсных районов. В результате международного разделения труда в мировом хозяйстве сформировалось восемь великих горнодобывающих держав: США, Канада, Австралия, ЮАР, Бразилия, Индия, Китай и Россия. 4. Металлургическая промышленность. Делится на цветную и черную. Географию отраслей черной металлургии определяет добыча железной руды и выплавка стали. Главными мировыми производителями железной руды являются Россия, Китай, Бразилия, Австралия. Мировая выплавка стали составляет около 750 млн. тонн в год. В последнее время предприятия этой отрасли растут замедленными темпами. На географию отраслей цветной металлургии большое воздействие оказывают особенности сырьевой базы и технологии переработки сырья. Руды цветных металлов имеют низкое содержание металлов, поэтому перевозить их невыгодно. Цветная металлургия зародилась в колониальный и полуколониальный периоды в Чили, Перу, Индонезии и др., которые в настоящее время являются крупными поставщиками цветных металлов в экономически развитые страны. 5. Машиностроение. По числу занятых и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мирового хозяйства. 9/10 всей машиностроительной продукции приходится на экономически развитые страны. В отраслевой структуре машиностроения особенно четко прослеживается подразделение всех отраслей на старые, новые и новейшие. Старые отрасли либо стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке (судостроение). Новые отрасли обнаруживают некоторый рост производства (автомобилестроение). Новейшие отрасли демонстрируют быстрый и устойчивый рост (электронное машиностроение). В мире выделяют четыре машиностроительных региона: Северная Америка (все виды машиностроительной продукции), зарубежная Европа (массовая машиностроительная продукция), Восточная и Юго-Восточная Азия (массовое машиностроение в сочетании с продукцией высоких технологий), страны СНГ (главная отрасль международной специализации). 6. Химическая промышленность. Ее основу составляет нефтехимия и производство полимерных материалов. В мире выделяют четыре главных региона: США, Западная Европа, Япония, страны СНГ. В каждом из них получили развитие горно-химическая промышленность, производство минеральных удобрений, химия органического синтеза и полимерных материалов. 7. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. География определяется двумя лесными поясами. В пределах Северного лесного пояса заготавливают древесину хвойных пород. Наиболее развита деревообрабатывающая промышленность в Канаде, Финляндии, России и Швеции. В пределах Южного лесного пояса заготавливают древесину лиственных пород. Лесная промышленность развита в тропической Африке, Бразилии и Юго-Восточной Азии. 8. Текстильная промышленность. Включает в себя производство тканей из натурального волокна и производство тканей из химического волокна. Текстильная промышленность представлена во всех странах мира. Выделяют пять центров: Восточная Азия, Южная Азия, страны СНГ, зарубежная Европа, США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химического волокна. В последнее время темпы роста текстильной промышленности в экономически развитых странах падают, а в развивающихся возрастают. 2. География сельского хозяйства и рыболовства Сельское хозяйство относят к отраслям материального производства. В нем занято около 1,1 млрд. человек, оно отличается большим разнообразием. Так, ученые выделяют примерно 50 различных его типов. Но все виды и типы сельского хозяйства объединяют в две большие группы: 1) товарное сельское хозяйство, которое включает как интенсивное земледелие с плодосеменными севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство; 2) потребительское сельское хозяйство, включающее более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, примитивное собирательство, охоту и рыболовство. В экономически развитых странах преобладает высокотоварное сельское хозяйство, принимающее форму агробизнеса. В эпоху НТР оно достигло фактически предельно возможного уровня механизации и химизации. В настоящее время в его развитии главную роль играет внедрение микроэлектроники, автоматизации, новейших достижений селекции, генетики, биотехнологии. В развивающихся странах преобладает мелкотоварное сельское хозяйство. В последнее время говорят о «зеленой революции» - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. «Зеленая революция» представляет собой одну из форм НТР. Она включает в себя выращивание новых скороспелых зерновых культур, расширение ирригации, широкое применение техники и удобрений. Наибольшее распространение «зеленая революция получила в Мексике, ряде стран Южной и Юго-Восточной Азии. В структуре сельского хозяйства выделяют две отрасли: растениеводство и животноводство. Растениеводство делят на производство зерновых культур и производство продовольственных и непродовольственных культур. Большую долю в структуре продовольственных культур занимают зерновые (пшеница, рис, кукуруза). Второе место занимают масличные культуры (соя, подсолнечник, олива, арахис). Третье место занимают сахароносные культуры (сахарный тростник, свекла). На четвертом месте находятся тонизирующие культуры (чай, кофе). На последнем месте овощные и плодовые культуры. География отраслей животноводства определяется размещением скота и общим его поголовьем: крупнорогатый скот (Индия, Бразилия, США), свиноводство (Азия, Китай), овцеводство (Европа, Северная Америка), птицеводство. Особую роль в структуре сельского хозяйства играет рыболовство. 9/10 мировой добычи рыбы и морепродуктов обеспечивает рыболовство в морях и океанах. В географии мирового рыболовства во второй половине ХХ в. произошли большие изменения. Если до и после второй мировой войны главным районом рыболовства была Северная Атлантика (Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США), то позднее центр этой отрасли переместился в северную часть Тихого океана. В настоящее время рыболовство распространено повсеместно, но выделяют шесть районов: Япония, Китай, Россия, США, Чили, Перу. В последнее время широкое развитие получило искусственное рыборазведение (аквакультура). 3. География транспорта Мировую транспортную систему образуют все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства. На мировом транспорте занято более 100 млн. человек. Ежегодно всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд. тонн грузов и более 1 трлн. пассажиров. Мировые грузовые и транспортные перевозки географически распределены очень неравномерно. Транспорт экономически развитых стран отличается высоким уровнем и взаимодействием различных подотраслей. В развивающихся странах транспорт - это отстающая отрасль экономики. В структуре мирового транспорта выделяют сухопутный, водный и воздушный. К сухопутному транспорту относят автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Протяженность автомобильных дорог составляет 24 млн. км. Самый высокий уровень развития автомобильного транспорта отмечен в США. Самые протяженные автодороги в США, Индии, России, Японии и Китае. По густоте дорог выделяют Западную Европу и Японию. Мировая железнодорожная сеть сформировалась еще в начале ХХ века. Общая протяженность железных дорог составляет около 1 млн.км. Причем ? длины железных дорог приходится на США, Россию, Канаду, Австралию, Францию, Германию и Бразилию. Трубопроводный транспорт получил развитие благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа. Наибольшее развитие получил в США и России. К водному транспорту относят морской, внутренний водный транспорт и озерное судоходство. Морской транспорт обслуживает 4/5 оборота мировой торговли. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж которого составляет 420 млн. тонн. Общее число морских портов составляет около 2,5 тыс., из них около 40 являются портами мирового масштаба. Порты могут быть универсальными и специализированными. Большое влияние на географию морского транспорта оказывают каналы: Панамский и Суэцкий. Начиная с эпохи великих географических открытий, первенство в мировом судоходстве принадлежит Атлантическому океану, второе место принадлежит Тихому океану, третье - Индийскому. География внутреннего водного транспорта определяется природными предпосылками (наличием рек и озер), а также наличием судоходных каналов. По количеству грузооборота внутренних водных путей выделяют США, Россию, Канаду, Германию, Нидерланды и Китай. Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы). Озерное судоходство развито в основном в США и Канаде. К самым крупным воздушным державам относят США, Японию, Великобританию, Францию, Германию, Канаду и Россию. 4. Трудовые ресурсы и занятость Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом. Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться Выделяют еще другую категорию - людей, реально участвующих в материальном производстве или непроизводственной сфере, -экономически активное население. Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и неработающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров. В развивающихся странах такой показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии - 100 на 41. В России, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии демографическая нагрузка примерно равна среднемировой. Баланс трудовых ресурсов -- система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов и их распределение на занятых по отраслям народного хозяйства и формам собственности, безработных и экономически неактивное население. Баланс трудовых ресурсов - составная часть баланса народного хозяйства, характеризующая воспроизводство рабочей силы. Отражает численность трудовых ресурсов и их качественный состав (по полу, возрасту, социальным группам, видам занятости, отраслям народного хозяйства и профессиям). Баланс трудовых ресурсов дает возможность определить потребность и избыток в работниках. Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: в первой фиксируется численность и состав трудовых ресурсов, во второй - их распределение. Распределение трудовых ресурсов производится по видам занятости, по сферам приложения труда (материальное и нематериальное производство), отраслям экономики, социальным группам. Там же определяется размещение трудовых ресурсов по территории государства. Доля экономически активного населения варьирует по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов. Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%. Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда. Острота проблемы безработицы порождается рядом причин. · Во - первых, человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и "положить в холодильник" до лучших времён. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объём благ, который не был сегодня произведён из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем. · Во - вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему всё равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения вы бандитов. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны. · В - третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны ("рынок сжимается"). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости. · В - четвёртых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днём в изматывающих поисках работы. · В - пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага. Безработица - явление мирового масштаба: по данным ООН, безработными являются 800 млн. чел. Опыт развитых стран показывает, что рынок труда - одно из важнейших условий рыночного механизма. Он позволяет эффективно использовать трудовой потенциал страны, создает конкурентную борьбу за рабочее место, способствует росту квалификации кадров и снижению их текучести. Вместе с тем рынок труда повышает мобильность рабочей силы и помогает распространению разнообразных форм занятости (в том числе и на неполный рабочий день). Сегодня рынок труда фактически есть уже в странах Восточной Европы, и в Китае (где существует огромная избыточная сила в деревне), и в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР. Среди различных категорий населения мира особенно страдают от безработицы женщины. К сожалению, в мире еще сохранились страны, где женщины вообще не имеют политических, социальных и экономических прав. В некоторых из них эти права ограничены либо только формальны. Старые традиции и сегодня проявляются в таких дискриминационных мерах, как неравная плата за равный труд с мужчинами, ограничения при приеме женщин на работу и т. д. Наиболее многочисленная часть трудоспособного населения планеты - это крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место). Рост занятости в сфере услуг связан в значительной мере с распространением мелкой торговли. Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте. В развитых странах картина иная. Доля сельскохозяйственного населения здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих и интеллигенции больше. Велика также доля населения, занятого в сфере услуг (пассажирский транспорт, розничная торговля, коммунально-бытовые услуги). В Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Швеции в этой сфере работает около 40% экономически активного населения, в США - более 50%. Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что механизм рыночного регулирования неспособен сам по себе решить в полной мере проблемы рынка труда. В первую очередь это относится к безработице. Поэтому проблема безработицы является предметом пристального внимания, как со стороны государства, так и со сторону профсоюзов. Практика регулирование занятости в развитых странах Запада показала, что не существует общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьирует от страны к стране в зависимости от особенностей социально - политического и экономического устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда. Международная организация труда - с 1946г. специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. МОТ создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачами МОТ являются: · регламентация рабочего времени; · регламентация набора рабочей силы; · борьба с безработицей; · гарантии заработной платы, обеспечивающей нормальные условия жизни; · защита трудящихся от профессиональных заболеваний и от несчастных случаев на производстве; · защита детей, подростков и женщин; · регламентация вопросов социального страхования и социального обеспечения; · организация профессионально-технического обучения. В МОТ действует трехсторонний принцип представительства, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран. Основными органами МОТ являются: Генеральная конференция, Административный совет и Международное бюро труда (МБТ).
|