Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

География Великобритании

География Великобритании

ГЕОГРАФИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

1. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Полное официальное название страны -- Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Территория -- 242,5 тыс. кв.км. Население -- 57 826 000: англичане (80%), шотландцы, ирландцы, валлийцы. Столица -- Лондон (с пригородами 6,9 млн.чел.). Крупнейшие города: Бирмингем (993 тыс.чел.), Лидс (712 тыс.чел.), Глазго (689 тыс.чел.). Административно-территориальное деление: Англия (Площадь - 130 420 кв.км. Столица - Лондон - 6 680 000), Уэльс (Площадь - 20 770 кв.км. Столица - Кардифф - 279 000), Северная Ирландия (Площадь - 14 120 кв.км. Столица - Белфаст - 284 000), Шотландия (Площадь - 77 170 кв.км. Столица - Эдинбург - 438 000), Большой Лондон, Остров Мэн и Нормандские острова.

Национальный праздник -- День рождения королевы, дата празднования которого ежегодно определяется решением правительства: в 2000 году -- 18 июня. Государственный язык -- английский. Государственная религия -- англиканская в Англии и Уэльсе (глава церкви -- монарх), пресвитерианская в Шотландии (во главе -- генассамблея, включающая представителей как священников, так и мирян).

С 1931 года вокруг Соединенного Королевства сложилось Содружество (Commonwealth) связанных с ним исторически стран, в состав которого входят сейчас 54 независимых государства. Под прямым контролем Лондона остаются 13 “зависимых территорий” -- в основном небольшие острова с общим населением менее 200 тыс. чел.

В состав Соединенного Королевства входят Англия, Шотландия и Уэльс, расположенные на острове Великобритания, а также провинция Северная Ирландия, которая состоит из шести округов и находится на острове Ирландия. Кроме того, Соединенное Королевство имеет тесные политические и экономические связи с самоуправляющимися территориями - такими, как остров Мен в Ирландском море и Нормандские острова, лежащие у северо-западного побережья Франции, в проливе Ла-Манш. Соединенное Королевство - индустриальная страна с высокой для ее размеров численностью населения. Однако помимо многонаселенных городов здесь можно увидеть и прекрасные сельские пейзажи: заросшие вереском долины Шотландцы, лощины и горы Уэльса, холмы и зеленые луга Англии и Северной Ирландии. Благодаря мягкому влажному климату земли здесь плодородны.

В истории этого народа море всегда играло большую роль. В XVIII и XIX веках британский флот был самым сильным в мире. Благодаря своему господству на море Британия создала огромную империю и превратилась в великую торговую державу. В наши дни Соединенное Королевство по-прежнему остается высокоразвитой индустриальной страной, однако, в наши дни оказывает уже не такое большое влияние на мировую политику, как прежде. Хотя Соединенное Королевство является монархией, реальная политическая власть находится в руках парламента. В последние годы многие жители Шотландии и Уэльса выступали за создание самостоятельных парламентов. Часть ирландского населения требует присоединения Северной Ирландии к Ирландской республике. Это послужило причиной жестокой гражданской войны, начавшейся в 1961 году, однако достигнутое в 1994 году соглашение о прекращении огня вселяет надежду на мирное решение вопроса.

География

Соединенное Королевство занимает большинство Британских островов, лежащих на некотором расстоянии от северо-западного побережья Европы. Два главных острова среди множества мелких - Великобритания и Ирландия. Неустойчивый, но мягкий климат Британских островов определяется течениями Атлантического океана. На западные побережья страны морские ветры приносят частые и обильные дожди, на востоке же климат более сухой.

Гористые местности на севере Шотландии живописны и дики. Здесь находятся высочайшие горные вершины страны и узкие длинные озера. В Атлантическом океане, недалеко от западного берега Шотландии, тянется двойная цепь Гебридских островов. Южней нагорье спускается к крупной реке Клайд. Эта холмистая местность представляет собой прекрасный земледельческий район. Более высокие холмы и вересковые пустоши отмечают границу Шотландии с Англией. Отделенная от Шотландии морем Северная Ирландия имеет глубоко изрезанные заливами берега. На ее территории находится крупнейшее озеро Британских островов - Лох-Ней. Через всю Северную Англию тянется гранитный хребет Пенинских гор. В гористой местности на северо-западе страны простираются сверкающие озера. Уэльс - живописный край зеленых долин и лугов, извилистых речек и суровых скал. Значительную часть Уэльса занимает массив Кембрийских гор с огромным множеством мелких озер и водопадов.

Большую часть Центральной Англии занимает холмистая равнина, а побережье Северного моря представляет собой плоскую низменность. В густонаселенных юго-восточных областях страны над плодородными землями поднимаются известковые холмы. На юго-западе простираются широкие вересковые пустоши. Волны Атлантики разбиваются о скалистые берега полуострова на юго-западе Англии.

Горы

Бен-Невис -- высочайшая гора Великобритании.

Десять наивысших гор Великобритании находятся в Шотландии. Наивысшие точки в каждой из частей страны

Шотландия -- Бен-Невис (высота 1344 м)

Уэльс -- Сноудон (высота 1085 м)

Англия -- Скайфел Пайк (в Камберлендских горах, высота 977 м)

Северная Ирландия -- Слив Донард (горы Мурн, высота 852 м)

Список наиболее значимых горных хребтов и возвышенностей:

Шотландия -- Грампианские горы, Каиргорм, Шотландское высокогорье, Южно-шотландская возвышенность

Уэльс -- Кембрийские горы, Сноудония

Англия -- Брекон Биконс, Эксмур, Озёрный край, Пеннинские горы

Северная Ирландия -- Мурн, плато Антрим

Экономика

Соединенное Королевство было первой страной в мире, совершившей переход от сельскохозяйственной экономики к промышленной. Этот процесс начался в конце 60-х годов XVIII века и получил название Индустриальной революции. В течение XIX века в Англии развивались такие отрасли промышленности, как текстильная, сталеплавильная, кораблестроение и машиностроение. В качестве топлива использовался каменный уголь, залежи которого в те времена были главными природными ресурсами Соединенного Королевства. До 80-х годов нашего столетия эти отрасли промышленности были ведущими в экономике страны. Соединенное Королевство по-прежнему остается высокоразвитой индустриальной страной, однако, специализируется теперь на производстве продукции иного рода. На нервом месте стоят такие новые отрасли промышленности, как электронная, химическая и пищевая. Большая часть населения работает в сфере обслуживания - в системе управления, финансирования, здравоохранения, образования и туризма. В наши дни основные природные ресурсы Соединенного Королевства - это богатые месторождения нефти и газа в Северном море, Только два процента жителей страны занято в сельском хозяйстве, однако оно успешно производит сельскохозяйственную продукцию как для внутреннего, так и для внешнего рынка. На больших площадях плодородных земель на юге и востоке Англии выращиваются зерновые культуры, фрукты и овощи. Молочный скот кормится на тучных пастбищах Западной Англии, а на нагорьях Шотландии и Уэльса пасутся овцы. Многие древние леса Англии были давно истреблены, но обширные насаждения хвойных деревьев в наши дни обеспечивают сырьем строительную и бумажную промышленность. Рыболовецкие суда бороздят морские пространства у берегов Британских островов, рыболовецкий флот Соединенного Королевства входит в пятерку самых крупных в Европейском Союзе Государств.

Население

Соединенное Королевство - небольшая страна, но исторически сложилось так, что она стала родиной для многих народностей, культур и религий. Самая многочисленная группа населения - англичане. За ней следуют уэльсцы, шотландцы, ирландцы, евреи. В стране проживают многочисленные потомки выходцев из колоний бывшей Британской империи - Индии, Пакистана, Бенгалии, Гонконга, Африки и островов Карибского моря. Более четырех пятых всего населения Соединенного Королевства живет в городах. В выходные дни и в пору отпусков все главные дороги страны запружены автомобилями: это горожане выезжают на отдых в сельскую местность или на побережье. Другой излюбленный способ проводить досуг состоит в занятии садоводством и участии в спортивных состязаниях в качестве игроков или зрителей. Хотя Соединенное Королевство - современная страна аэропортов, автострад и новых предместий, здесь по-прежнему чтят многие старые традиции. Исполнители шуточных народных танцев в средневековых костюмах дают представления по таким праздникам, как 1 Мая. На Уэльский фестиваль бардов ежегодно собираются поэты и музыканты со всей страны. Бурные празднества с шотландскими плясками устраиваются в Шотландии в канун Нового года.

Литературное и художественное наследие Соединенного Королевства необычайно богато. Во все времена эта страна была родиной многих великих поэтов, драматургов, прозаиков, художников, архитекторов и музыкантов. Английский язык получил распространение во всем мире - от Северной Америки до Австралии. Он принят повсеместно и на Британских островах, но в виде многочисленных местных диалектов. Кроме этого, здесь говорят на уэльском, шотландском и ирландском языках.

История

Соединенное Королевство образовалось в 1801 году. В состав его вошли Англия, Шотландия, Уэльс и вся Ирландия. В 1921 году Южная Ирландия вышла из состава унии. Союз Англии, Шотландии и Уэльса известен под названием "Великобритания". Документально зафиксированная история Великобритании начинается в 55 году до н.э., когда в нее вторглись римляне. Они завоевали всю Великобританию, кроме самых северных ее областей. Римские торговцы и солдаты способствовали распространению здесь христианства и также строительству многих городов. В V веке н. э. Римская империя пала, и германские племена англов и саксов захватили страну, которая стала называться Англией. Скандинавские викинги опустошали северные и восточные области Англии, в то время как Уэльс и Шотландия оставались под властью кельтов. В 1066 году Англию захватили норманны (викинги, захватившие Северную Францию). В средние века Англия часто вела войны с соседними странами. Однако в середине XVI века она объединилась с Уэльсом, и в 1707 году в этот союз вошла Шотландия, в результате чего образовалось государство Великобритания. Начиная с XVI века Великобритания стала превращаться в могущественную морскую империю. В XVIII веке, благодаря усилиям ученых и инженеров, в стране совершился переход от аграрного производства к промышленному. В XX веке политическое влияние Великобритании ослабло, хотя она играла важную роль в двух мировых войнах. К 1960-м годам большинство английских колоний получило независимость. В 1973 году Соединенное Королевство вступило в Европейское Экономическое Сообщество (ныне Европейский Союз).

Великобритания -- постоянный член Совета Безопасности ООН; участница ОБСЕ и Совета Европы; входит в НАТО, ЗЕС и АНЗЮ; с 1973 г. -- член ЕС. Государственный строй -- парламентская монархия. Глава государства -- королева Елизавета II (с 6 февраля 1952 года). Парламент является законодательным органом. Состоит из Палаты лордов и Палаты общин. Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство мест и/или пользующейся поддержкой большинства депутатов в Палате общин; состоит из членов кабинета, министров, не входящих в состав кабинета, и младших министров (всего около 100 чел.).

2. ГОСБЮДЖЕТ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В марте 1998 г. министр финансов Г. Браун представил на заседании Палаты общин бюджет правительства на 1998/99 финансовый год. В своем первом полномасштабном бюджете лейбористы выдвигают следующие приоритетные задачи в экономической сфере: обеспечение экономической стабильности на основе низкой инфляции и эффективной системы государственных финансов; реформа системы государственного вспомоществования и содействия трудоустройству, борьба с безработицей; поощрение предпринимательства посредством налоговых мер, способствующих росту инвестиций, развитию малых фирм и НИОКР; совершенствование госсектора услуг, выделение дополнительных средств на нужды здравоохранения и школьного образования, а также охраны окружающей среды.

1. Согласно содержащимся в бюджетном послании данным, базовая годовая инфляция (изменение уровня потребительских цен без учета выплат по ипотечной задолженности) составила к марту 1998 г. 2,5%, что соответствует долгосрочным параметрам министерства финансов и Банка Англии. Правительство рассчитывает, что в этом бюджетном году продолжится незначительный рост инфляции, которая в 1998 г. достигнет 3% а в 1999 г. вновь составит 2,5%.

Задачу удержания инфляции в пределах намеченных параметров с мая 1997 г. самостоятельно решает Банк Англии. С момента прихода лейбористов к власти вначале правительство, а затем Банк неоднократно увеличивали базовую учетную ставку, которая ныне составляет 7,25% -- сравнительно высокий показатель, способствующий “перегреву” британской экономики. Однако Г.Браун в своем выступлении не стал отвечать на упреки британских экспортеров, теряющих прибыли из-за чрезвычайно высокого обменного курса фунта. Министр финансов обратил внимание на то, что долгосрочный процент межбанковского заимствования сократился за время существования лейбористского правительства с 7,5% до 6% -- рекордно низкий уровень за последние 33 года.

Одной из важных составляющих роста инфляции является опережающий базовую инфляцию рост уровня оплаты труда. Впервые эта тема была задета министром финансов в промежуточном бюджетном послании в ноябре 1997 г. Как и в прошлом году, Г.Браун обратился к работодателям и профсоюзам с призывом сдержанно относиться к пересмотру уровня заработных плат, связав с ростом этого показателя возможное увеличение учетных ставок, сокращение рабочих мест и падение темпов экономического роста. Можно отметить, что данная проблема в немалой степени усугубляется активными мерами самого правительства по борьбе с безработицей. Достигнутая лейбористами весьма высокая для Великобритании занятость привела к обострившейся нехватке квалифицированных кадров и увеличению числа незаполненных рабочих мест, что неизбежно ведет к удорожанию труда.

В зависимости от того, приведут ли пересмотры зарплат к их опережающему увеличению, по расчетам правительства рост ВВП в новом финансовом году составит от 2% (пессимистический сценарий) до 2,5% (оптимистический). Оба эти показателя были сокращены по сравнению с межбюджетными выкладками Минфина на 0,25%. Причинами пересмотра экономического прогноза правительства являются влияние финансового кризиса в Юго-Восточной Азии, а также влияние на экономику завышенного курса фунта (фунт сейчас “стоит” более трех немецких марок или десяти французских франков). Предполагается, что в 1999 году прирост экономики составит 1,75% -- 2,25%, а в 2000 г. -- 2,25% -- 2,75%.

Правительству Т.Блэйра удалось добиться значительных успехов в сокращении потребности госсектора в заемном капитале. В предыдущем финансовом году расходная часть бюджета превысила доходную на 23 млрд. ф.ст., в нынешнем году этот показатель должен составить только 5 млрд., т.е. 0,6% госбюджета. Лейбористы оказались эффективнее, чем сами того ожидали, прогнозируя в прошлогоднем бюджете дефицит в 13,25 млрд. ф.ст. Предполагается, что в 1998/99 г. государство займет 2,3 млрд. ф.ст. (3,9 млрд. без учета разового налога на непредвиденную прибыль), а к 2000 г. правительство планирует иметь бездефицитный бюджет. Министерство финансов добивается прогресса, опираясь на провозглашенное Г.Брауном долгосрочное “золотое правило” брать взаем исключительно для инвестирования, причем все текущие правительственные расходы полностью покрываются за счет налоговых поступлений.

2. Краеугольным камнем социально-экономической политики правительства Т. Блэйра остается реформа системы государственного содействия увеличению занятости. Нынешний бюджет содержит ряд положений, развивающих лейбористскую стратегию максимального сокращения числа лиц, живущих на государственное пособие и активного поощрения роста их занятости путем предоставления налоговых льгот. Бюджетом 1998/99 г. было предусмотрено выделение на эти нужды 5,2 млрд. ф.ст., получаемых от введения налога на непредвиденную прибыль. В этом году в соответствии с правительственной программой у каждого молодого человека (18-25 лет), не имевшего работы в течение последних шести месяцев, будет возможность получать необходимое для трудоустройства образование или пройти курс профессионального обучения. Если лица из данной категории не находят работу (в том числе в добровольном секторе и природоохранных организациях) и не используют образовательную схему, то они теряют право на получение пособия по безработице.

Дополнительные шаги предпринимаются для борьбы с долгосрочной безработицей. Государство будет выделять участвующим в этой программе работодателям средства на оплату труда лиц, не имевших работы более двух лет, из расчета 75 ф.ст. в неделю. Откроются новые консультационные центры, способствующие поиску постоянного трудоустройства для этой категории безработных, насчитывающей сейчас 225 тыс. человек.

Особый акцент в бюджете 1998/99 г. делается на поиск возможностей занятости для женщин. 60 млн. ф.ст. от налога на непредвиденную прибыль выделяются для помощи 250 тыс. женщин, чьи мужья не имеют работы. Ряд мер направлен на создание условий для увеличения занятости одиноких матерей. Многие критики лейбористов указывают на то, что правительство практически вытесняет матерей-одиночек с государственного пособия, заставляя их браться за временную и неквалифицированную работу.

Бюджет предусматривает специальные программы по способствованию занятости таких категорий населения, как выпускники школ, лица, лишенные полной дееспособности, бездомные, престарелые. Для придания большей эффективности шагам в данной области реструктурируются методы исчисления и сбора подоходного налога и национального страхования, большими полномочиями наделяется Государственная служба налоговых сборов.

Вопреки ожиданиям большинства экспертов, нынешний бюджет не ввел новый нижний предел налога на прибыль -- 10%. В предыдущем бюджетном послании министр финансов сообщил, что в рамках реформирования системы налогообложения и льгот для малообеспеченных слоев населения правительство намерено вскоре пойти на этот шаг, а также ввести кредит на налог на прибыль для наиболее низкооплачиваемых категорий работников. Первая мера, по словам Г.Брауна, будет осуществлена, когда для этого будут иметься необходимые экономические условия. Налоговый же кредит для малооплачиваемых занятых семей будет введен с октября 1999 г. Данная мера призвана сократить сумму выдаваемых государством пособий для малообеспеченных семей. Аналогичная реформа предусматривает введение налоговых льгот и сокращение общей суммы пособий для лиц с частичной потерей трудоспособности.

Министр финансов также обнародовал программы правительства по совершенствованию системы государственного страхования, способствования заботе о детях из занятых семей и др.

3. По мнению министерства финансов, британская экономика подошла к стадии стабильности и низкого уровня долгосрочных учетных ставок, что позволяет рассчитывать на установление низкой инфляции, высокого уровня инвестирования и более высокого устойчивого роста ВВП. Правительство находит, что именно сейчас имеются условия для того, чтобы эффективно способствовать росту производительности труда, поощряя предпринимательство, образование и конкурентоспособность британского бизнеса.

Продолжая начатую в прошлом году программу содействия росту долгосрочного инвестирования, Минфин окончательно упразднил авансовый налог на корпорации. В соответствии с положениями “зеленого” промежуточного бюджета налог на корпорации будет отныне взиматься по принятой в США поквартальной системе. Одна из важнейших мер, направленных на рост инвестиций в британскую экономику, -- дальнейшее понижение с апреля 1999 г. налога на корпорации и на малые корпорации еще на 1%. В прошлом бюджетном году эти налоги уже были снижены на 2%. Ныне налог на корпорации составляет 30%, на малые корпорации 20% -- ниже, чем у основных конкурентов Великобритании на международном рынке. Помимо этого на 50% увеличиваются налоговые льготы для инвесторов, реформируется система налогов на прирост капитала. Лейбористы ожидают, что эти меры должны способствовать приливу инвестиций в британские компании.

Ряд мер направлен на развитие британской науки, а также научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в чем Великобритания существенно отстает от США и некоторых европейских конкурентов. Г. Браун объявил о создании нового фонда венчурного капитала размером 50 млн. ф.ст., открытого для всех британских университетов.

4. Правительство лейбористов, сохранившее определенную приверженность социал-демократическим ценностям, уделяет особое внимание сфере государственных услуг. В прошлом бюджете кабинет Т.Блэйра выделил дополнительные ассигнования на нужды национального здравоохранения -- 1,5 млрд. ф.ст., занятости -- 3 млрд., образования -- 2 млрд., пенсионного обеспечения -- 400 млн. ф.ст. Новым бюджетом выделяется в течение трех лет 500 млн. ф.ст. для общественного транспорта. Образование получит в 1999 г. дополнительно 250 млн., здравоохранение -- 500 млн. ф.ст. В отличие от мер 1997/98 г., сейчас дополнительное финансирование поступает не за счет введения разового налога, а благодаря рачительной политике правительства при расходовании бюджетных средств и борьбе с уклонением от уплаты налогов. Доказательством этого может служить тот факт, что решением министра финансов в 1998/99 г. в государственный резерв будет дополнительно внесено 500 млрд. ф.ст.

Правительство заложило в бюджет ряд природоохраных мер. Важнейшие из них направлены на соблюдение взятого на экологическом саммите в Киото обязательства стран ЕС сократить углеродные выбросы на 8%. С 17% до 5% будет сокращен налог на добавленную стоимость на энергосберегающие материалы. Вводится дифференцированность дорожного налога, чем будет поощряться использование более экологичных автомобилей. Незначительно повышаются цены на топливо. В ряду мер, направленных на заботу о здоровье человека, можно выделить повышение цен на алкоголь и табачную продукцию.

В целом деловые круги, эксперты и общественность встретили новый государственный бюджет положительно. Отмечается экономность правительства, успех в оздоровлении госфинансов, а также верность предвыборным обещаниям. Представители бизнеса приветствовали положения бюджета в области борьбы с безработицей, облегчения налогового бремени на британские компании.

Уже второй бюджет лейбористов придерживается основных параметров налогового курса последнего правительства консерваторов. Многие находят в нынешнем бюджете ряд принципиальных новаций на микроэкономическом уровне. Однако, ограниченный предвыборными обещаниями, кабинет Т.Блэйра пока вынужден исключать из набора доступных приемов фискальные методы регулирования экономики. Монетарный курс определяет не правительство, а Банк Англии, и министерство финансов лишено реальных рычагов воздействия на макроэкономическую обстановку.

3. НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Британские компании сократили свои расходы на проведение НИОКР. По этому показателю Великобритания занимает пятое место среди семи ведущих индустриально-развитых стран. В области высоких технологий британские фирмы опережают японские и немецкие компании, но уступают США и Франции. Данное положение вызвано не только снижением уровня финансирования разработок со стороны самих компаний, но и сокращением поддержки со стороны государства.

Министерство торговли и промышленности и министерство финансов разрабатывают совместную политику увеличения инвестиций в НИОКР и на оптимизацию процесса внедрения результатов исследований во все отрасли экономики страны. Факт участия министерства финансов подчеркивает то внимание, которое уделяет правительство решению данной проблемы. Двумя министерствами осуществляется руководство рабочими группами, занятыми перестройкой процесса организации и финансировании британских НИОКР.

Главный казначей министерства финансов спонсирует группу, возглавляемую директором компании "Бритиш Биотек". Группа изучает финансирование НИОКР в компаниях высоких технологий, и, в частности, финансирование начального этапа разработок. Министерство торговли и промышленности спонсирует группу "Тек-Старз", для преодоления барьеров на пути развития малых и средних фирм в области высоких технологий. Министр науки возглавляет рабочую группу по вопросам изобретательской деятельности и внедрения изобретений в промышленности.

Рабочая группа по вопросам инвестиций возглавляется лордом Холликом и занята изучением сдерживающих факторов на пути инвестирований в НИОКР. В состав всех групп входят представители банковских кругов, совместного капитала и фирм в сферах производства и обслуживания.

В ходе исследований, проведенных данными группами, подготовлены рекомендации по источникам финансирования и путям повышения инвестиций в британские НИОКР по ряду направлений.

Так, для крупных компаний, занятых в сфере высоких технологий, основным источником финансирования НИОКР являются отчисления основных фондов прибыли (retained profits). Для повышения уровня финансирования НИОКР крупные компании должны принимать активное участие в деятельности финансового рынка, на котором участвуют не только британские, но и иностранные инвесторы. В данном случае НИОКР рассматриваются, как долгосрочные инвестиции и прибыль от них должна полностью обеспечивать интересы инвесторов.

С целью улучшения финансирования НИОКР крупные фирмы должны активно сотрудничать с финансовыми институтами страны: доведение до финансовых учреждений специфики НИОКР в области высоких технологий и разъяснение выгоды осуществления в них инвестиций; использование в инвестировании опыта и знаний различных финансовых трастов и фондов; коллективное планирование и управление процессом финансирования НИОКР.

Вопрос финансирования НИОКР в малых и средних фирмах решается путем их финансирования из внешних источников. Решение данной задачи осложняется тем, что в случае, когда расходы на НИОКР в них высоки и сопоставимы с их оборотом и прибылью, такое финансирование от внешних источников поступает неохотно. Финансирование НИОКР банками, осуществляемое в виде займов, неустойчиво работает, в особенности на начальном этапе проведения исследований и разработок. В этом случае предлагается финансирование НИОКР смешанным капиталом. Такие инвестиции в Великобритании выросли со 140 млн. ф.ст. в 1984 году до 2,8 млрд. ф.ст. в 1996 году. Другим источником финансирования НИОКР в малых и средних фирмах являются инвестиции крупных компаний, способных, помимо чисто финансовой помощи, оказывать техническую поддержку путем назначения своих ведущих специалистов на должности в малые фирмы. Роль правительства в вопросе обеспечения инвестиций в малые и средние фирмы должна существенно усилиться.

В бюджете 1998 года министром финансов определен пакет мер с целью усиления притока инвестиций в компании, занятые НИОКР в области высоких технологий. Среди них реформа налогового законодательства, создание единой схемы правительственного финансирования предприятий, организация консультаций по вопросам управления, активизация исследований в университетах и коммерческое использование полученных результатов.

Общенациональная программа поиска перспективных технологий. В 1993 году по инициативе правительства консерваторов было начато выявление перспективных технологических направлений.

Пришедшее в 1997 году к власти правительство лейбористов подтвердило свою приверженность реализации данной программы и продолжило ее финансирование. Был проведен аудит выполнения мероприятий программы, общее руководство которой осуществляет Управление науки и технологий министерства торговли и промышленности.

Разработаны и проводятся в жизнь научно-технические программы, направленные на решение насущных проблем промышленности и общества, к числу которых относятся: создание перспективного транспортного средства будущего; снижение уровня загрязненности крупных городов страны; создание перспективных материалов для промышленности; генетический и экологический баланс здоровья человека; интегрированный подход к проблемам старения.

На основе выявления перспективных технологий были созданы ряд институтов и научных центров: Институт прикладного катализа; Исследовательский финансовый клуб для оптимизации процессов управления в финансовой сфере; Национальный институт микроэлектроники для внедрения современных технологий во все отрасли промышленности.

Экспертами правительства разработаны рекомендации по оптимизации процесса управления деятельностью малого и среднего бизнеса. В рамках сети Интернет создан веб-сайт для защиты прав национальных потребителей и обеспечения здоровой конкурентной борьбы в сфере бизнеса.

Эдинбургский фестиваль науки. С 4 по 19 апреля 1998 года в Эдинбурге (Шотландия) прошел 10-ый ежегодный международный фестиваль науки. Главная тема - наука как основная движущая сила в развитии европейской культуры и общества, (фестиваль проводился в период председательствования Великобритании в ЕС).

Ученые стали основной движущей силой в развитии в рамках фестиваля взаимосвязи между наукой и обществом. За десять лет фестивальные мероприятия, которые включают шоу на специально созданных экспозициях, тематические семинары, выставки, "круглые столы" с участием в качестве известных ученых, посетили более одного миллиона человек. В 1997 году фестиваль посетило 175 тысяч человек. При этом 85% посетителей не связаны с научными исследованиями. Организаторы активно привлекают к участию школьников.

Традиционно на фестивале рассматривается ряд тем, связанных с прогрессом в развитии науки и технологий. В 1998 году были выбраны следующие темы: продукты питания; новые технологии; проблемы "активной старости"; инфекционные заболевания; изучение Вселенной; вода и водные ресурсы. Также были проведены конкурсы научно-популярных книг и научных фильмов.

Для подготовки и проведения фестиваля образован постоянно действующий оргкомитет в составе восьми человек. Общий объем средств на проведение фестиваля составляет около 500 тыс. ф.ст. Из них 125 тыс. составляют поступления от продажи входных билетов. Остальные средства поступают от спонсоров, среди которых Банк Шотландии, компании British Telephone, Glaxo Wellcome, Microsoft, Tesco, министерство по делам Шотландии, Эдинбургский университет.

Военные НИОКР. Британским минобороны ведется подготовка пакета предложений по реформированию военных НИОКР в стране.

Необходимость изменений организации военных исследований вызвана тремя основными факторами: уменьшение бюджетных ассигнований на оборонные НИОКР в рамках сокращения военного бюджета в целом; недостаточная отдача от использования военно-технологических разработок в гражданской сфере; усиление тенденции, когда коммерчески доступные технологии (особенно в сфере обработки и передачи информации) по своему уровню выше и дешевле военных аналогов.

Реорганизация и структурные изменения затронут британское Агентство по оценке и исследованиям в области обороны. Штат DERA составляет 12,5 тысяч человек, годовой оборот - 1050 млн. ф. ст. Непосредственно на военные НИОКР в бюджете минобороны предусмотрена только половина указанной суммы. Остальная часть средств поступает за счет оказания Агентством сервисных услуг подразделениям военного ведомства, в основном проверки оборудования и техники. С целью привлечения дополнительного финансирования из промышленности прорабатывается возможность создания СП между частными оборонными фирмами и лабораториями DERA.

Предполагается, что DERA должна значительно усилить свою роль и влияние на процесс передачи результатов военных НИОКР в гражданский сектор. Эксперты в первую очередь выделяют такие направления, как разработка волоконно-оптических технологий и производство жидкокристаллических дисплеев. Планируется создать внутри DERA специальное агентство по передаче технологий которое будет отвечать за практическое использования технологий двойного назначения в гражданской сфере. DERA начнет формирование обобщенной базы знаний существующих технологий и изобретений, в которую составной частью должны войти коммерческие технологии.

В Министерстве обороны создаются рабочие группы из сотрудников военного ведомства и представителей промышленности. В обязанности таких смешанных рабочих групп будет входить осуществление руководства конкретными проектами по разработке и созданию новых образцов военной техники, а также обеспечение их своевременной поставки на вооружение. Более широкое использование принципов современного менеджмента позволит разрешить ряд проблем, связанных с увеличением первоначальной стоимости образцов и временными задержками в процессе их разработки и поставки на вооружение. К настоящему времени разработка 22 проектов по созданию новых образцов военной техники затянулась в среднем на 3 года от первоначального срока и стоимостные затраты более половины из них значительно превысили первоначально выделявшиеся на разработку суммы.

Реформа коснется всех стадий процесса военных НИОКР: от концепции нового образца до его эксплуатации. Так, на замену имевшей ранее место жесткой регуляции действий фирмы-поставщика со стороны МО придет новая практика, когда фирме-исполнителю контракта указывается лишь конечные технические требования к продукции, а методы и средства для выполнения технического задания фирма изыскивает самостоятельно. Для выполнения высоких технических требований, предъявляемых к выпуску продукции оборонного характера, частным фирмам-подрядчикам придется обращаться в НИИ МО, обладающим наработками в области высоких технологий, одним из которых является DERA. Таким образом, будет происходить взаимовыгодный обмен опытом и технологиями между промышленностью и Министерством обороны, что, в конечном итоге, приведет к повышению общего научно-технического потенциала британской промышленности.

Великобритания занимает второе место в мире (после США) по экспорту вооружений. Основными покупателями британского оружия являются Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Индонезия, Малайзия, Кувейт.

Обзор военной политики. В Великобритании приближается к завершению обзор военной политики (ОВП), объявленный лейбористами вскоре после прихода к власти. В основу концепции новой военной стратегии положен тезис о "малой вероятности для Великобритании ведения крупных военных операций в одиночку". Исходя из этого, Лондон не намерен разрабатывать собственные высокозатратные оборонные проекты, такие как создание аппаратов космической разведки или систем противоракетной обороны, а будет полагаться в этом на поддержку своего ближайшего союзника - США.

Лейбористы подтвердили свою приверженность стратегии сдерживания с опорой на собственные ядерные силы - баллистические ракеты "Трайдент" морского базирования. Вместе с тем обсуждаются возможности ограничения общего количества ядерных боеголовок на каждой из 4-х стратегических подводных лодок.

Идет переоценка роли танков и тяжелых артиллерийских комплексов. Англичане полагают, что в ближайшем будущем их боевые функции во многом смогут взять на себя ударные вертолеты и ракеты класса "воздух-земля". В связи с этим ожидаются значительные сокращения бронетехники и тяжелой артиллерии. Существенные запасы этих вооружений находятся в распоряжении британского контингента, в Германии. Его численный состав будет сокращен на треть, а по танкам - наполовину. Высвобождаемая бронетехника будет размещена на военных базах вблизи британских портов в состоянии готовности к быстрой переброске в районы возможных конфликтов.

В ходе ОВП обсуждался и вариант полного вывода британских подразделений из Германии. Однако в Лондоне пришли к выводу, что такой шаг, во-первых, ослабил бы роль Великобритании в НАТО, а во-вторых, усилил бы позиции сторонников вывода и американских войск из Европы (что для англичан неприемлемо).

Как ожидается, численность регулярной британской армии возрастет на 2-3 тысячи человек. Серьезным сокращениям (с 57 тыс. до 40 тыс. человек) подвергнется лишь так называемая территориальная армия (резервисты). Высвободившиеся от этого финансовые ресурсы будут направлены на закупки новых видов вооружений и техники, повышающих эффективность и мобильность британской армии в ходе возможных операций по поддержанию мира и ликвидации локальных военных конфликтов. Так, ВМС примут на вооружение два новых авианесущих крейсера и несколько транспортных кораблей, способных быстро доставлять солдат и военную технику в "горячие точки". ВМС получат новые транспортные самолеты для тех же целей. Военный бюджет Великобритании будет сохранен на прежнем уровне - около 22 млрд. ф. ст. в год.

Школа

Закон об образовании, принятый британским парламентом в 1996 г. устанавливает обязательное обучение в школе всех детей в возрасте от 5 до 16 лет включительно. На родителей возлагается ответственность за получение их детьми должного образования. Государство гарантирует бесплатное обучение и обеспечение всех детей школьными местами. Через местные органы народного образования, которыми являются в графствах - советы графств, в районах, не являющимися графствами - районные советы; в Лондоне правами местного органа народного образования наделен муниципалитет соответствующего района города. На местные органы народного образования возлагается контроль за исполнением родителями обязанности по обеспечению получения их детьми образования.

Все дети, достигшие пятилетнего возраста, должны быть зачислены в школу и приступить к учебе со следующей четверти, которая начинается после их дня рождения. На практике подавляющее большинство детей приступает к учебе до достижении установленного законом возраста. Это объясняется стремлением родителей не допустить отставания ребенка по школьной программе от своих сверстников, приступивших к занятиям с началом учебного года.

В случае отсутствия возможности зачисления детей 5-7 лет и 8-16 лет в школу, находящуюся в пределах досягаемости пешком (3,5 км для детей первой возрастной группы и 5 км для второй возрастной группы), местные органы образования обязаны обеспечить транспортную доставку школьников. В других случаях, если школа находится вне пределов пешей ходьбы, школьникам оплачивается проезд городским транспортом от дома до школы и обратно.

Закон требует от местных органов народного образования обеспечения получения начального и среднего образования в раздельных школах. В ряде случаев допускается совместное функционирование начальной и средней школы с обязательным размещением их в отдельных зданиях. На них также возлагается обязанность обеспечить необходимое число школьных мест в учебных заведениях интернатного типа.

93% учащихся школ получают образование в учебных заведениях за счет средств, выделяемых из государственного бюджета, а также местными органами самоуправления. Наряду с государственными школами в Великобритании традиционно действует довольно широко разветвленная сеть т.н. независимых (частных) школ.

Существует госпрограмма материальной поддержки детей из малоимущих семей, а также ряд благотворительных программ, направленных на предоставление этой категории учащихся возможности обучения в независимых школах. Речь идет об обучении детей, которым местные органы образования не могут, с учетом их особенностей и потребностей, обеспечить получение необходимого образования: музыкально одаренных школьников, детей, решивших посвятить себя балету или овладению редкими иностранными языками и т.п.

В государственных начальных школах ведется совместное обучение мальчиков и девочек. В системе среднего образования число смешанных школ составляет около 80% от общего числа государственных школ. Большинство независимых начальных школ также проводит совместное общение. Однако среди независимых школ, дающих среднее образование, превалируют раздельные школы для мальчиков и девочек.

В системе начального и среднего образования можно выделить три основных типа государственных школ, полностью или частично финансируемых за счет центрального и местного бюджетов:

государственные школы графства (в Лондоне - муниципальные школы), территория и здания этих учебных заведений принадлежат соответственно графству или муниципалитету, а их финансирование осуществляется из средств местных органов народного образования, т.е. за счет средств, выделяемых централизованно из госбюджета, дополненных дотациями из бюджетов местных органов самоуправления;

добровольные школы, учрежденные религиозными общинами и взятые под покровительство государства. Первый тип таких школ, основанный одной из двух государственных церквей Великобритании, полностью финансируется местными органами образования. Два других типа школ также в основном финансируются из централизованных источников, однако, попечители школы в лице соответствующей религиозной общины должны обеспечить свое долевое участие в их финансировании в размере не менее 15% от необходимых средств. Им предоставлена автономия в том, что касается определения порядка набора учащихся, найма преподавательского и вспомогательного персонала и организации религиозного обучения;

государственные школы прямого подчинения были созданы по решению правительства консерваторов в 1989 году в целях повышения эффективности использования централизованного бюджетного финансирования и улучшения уровня преподавания. Данный тип школы является самостоятельным бюджетополучателем и имеет прямую подчиненность непосредственно Министерству образования и занятости.

Согласно подлежащим ежегодной публикации сведениям об успеваемости учащихся школ всех типов, учащиеся школ прямого подчинения имеют более высокую успеваемость. Отчасти такое положение объясняется тем, что реально бюджет этих школ больше бюджетов аналогичных учебных заведений других типов на 15-30%.

В основе получения среднего образования лежит обязательная общенациональная школьная программа. Министерством образования определен рекомендованный уровень знаний, которыми должен обладать учащийся по завершении каждого из четырех учебных циклов школы. Тестирование на уровень полученных знаний в британских школах проводится по достижении учащимися возраста 7, 11 и 14 лет, и совпадает по времени с окончанием обучения по программе соответствующей ступени. Тестирование проводится каждой школой самостоятельно, с правом контроля результатов независимой организацией инспектирования школ (OFSTED), работу которой координирует главный инспектор школ, назначаемый указом королевы. Итоги тестирования по возрастным группам подлежат доведению до сведения родителей и должны быть опубликованы в прессе, а также в специально издаваемых ежегодных справочниках "Какую школу выбрать?"

Последняя версия общенациональной программы среднего образования января 1995 года останется в силе и в начале третьего тысячелетия. Полученные учащимися знания с I по III ступень обучения оцениваются по восьмибалльной системе уровня знаний.

Экзамены на Единый сертификат о среднем образовании (GCSE), как правило, сдаются учащимися по завершении обучения в 10-11 классах, т.е. по освоении программы четвертой, последней, ступени средней школы в возрасте 16 лет. В определенной степени аттестат GCSE можно считать эквивалентом российского свидетельства о неполном среднем образовании.

Желающие продолжить среднее образование могут быть зачислены на два последующих года в классы для получения продвинутого среднего образования или поступить в т.н. колледж шестого класса для прохождения курса и сдачи экзамена на Единый сертификат о получении продвинутого среднего образования по избранным предметам (GCE-A). Местные органы народного образования согласно закону обеспечивают желающих продолжить учебу доступом к бесплатному обучению, либо непосредственно в школе, либо в системе внешкольных учебных заведений, по программе продвинутого среднего образования очной и заочной форм обучения.

Получение сертификата GCE-A может считаться равнозначным получению российского аттестата о полном среднем образовании и открывает для его обладателей возможность получения высшего образования. Обучение включает в себя две составляющие: двухгодичный курс по избранному предмету и итоговую письменную экзаменационную работу на GCE-A. Число предметов, которые может изучать школьник или учащийся колледжа, практически не ограничено, однако их не должно быть меньше трех, причем эти три предмета выбираются учащимися так, чтобы они совпадали с профилирующими предметами вуза, в котором данный школьник или учащийся колледжа планирует в дальнейшем получить высшее образование.

Экзаменационные работы соискателей на получение единых сертификатов направляются на оценку в независимые экзаменационные комиссии. Указанные комиссии создаются, как правило, исходя из географического принципа. В крупных городах, таких как Лондон, Бирмингем, Манчестер и т.д. комиссии могут создаваться также с учетом различий в учебных программах школ. В отличие от программы средней школы, продвинутые курсы среднего образования могут настолько отличаться друг от друга по целому ряду предметов, что из-за этого затруднен, в случае необходимости, перевод учащихся этой возрастной группы из одной школы в другую. Оценка знаний выпускников средней школы, прошедших курс продвинутого среднего образования, осуществляется по шкале оценок от А до G по латинскому алфавиту.

Большинство независимых школ также предоставляют своим выпускникам возможность продолжить среднее образование с последующей сдачей экзаменов на получение сертификата о продвинутом среднем образовании. Оценка полученных знаний проводится в том же порядке, что и оценка знаний выпускников государственных школ. Желающие могут продолжить образование также в частных колледжах, ведущих подготовку к сдаче экзаменов на сертификат GCE-A с одновременной подготовкой своих учащихся по основам избранной профессии.

Учащиеся средних школ, решившие продолжить свое образование в вузе, должны направить заявление-анкету с указанием заведения, в котором они хотели бы обучаться, в Службу организации приема в университеты и колледжи в г. Челтенхеме (UCAS). В анкете-заявлении администрацией школы по результатам "тренировочных экзаменов" даются предполагаемые результаты, которые выпускник должен показать при сдаче экзаменов на сертификат GCE-A. Полученные заявления анкеты регистрируются и затем направляются непосредственно в соответствующие учебные заведения.

Упомянутые заявления анкеты должны быть поданы в UCAS до 15 декабря года, предшествующего учебному году, когда должны начаться экзамены. Лица, желающие обучаться в Оксфорде и Кембридже, наряду с направлением заявлений анкет в UCAS, должны направить копию и непосредственно в приемную комиссию избранного университета. В соответствии с законом вузы Великобритании обладают правом самостоятельно определять критерии отбора абитуриентов.

Закон не содержит каких-либо ограничений по числу заявок, которые выпускник школы вправе направить в различные вузы. Чем известнее и авторитетнее высшее учебное заведение, тем выше предъявляемые им требования. Обладатели сертификатов GCE-A с оценками от А до G имеют достаточно высокие шансы быть зачисленными в высшее учебное заведение. Теоретически же студентом может стать и учащийся, получивший на экзаменах GCE-A все оценки "G".

В целях содействия получению высшего образования представителями национальных меньшинств, учащимся школ из многодетных семей и другим категориям школьников, не сумевшим на момент окончания курса среднего продвинутого образования получить оценки, достаточные для поступления в вуз, правительство финансирует систему подготовительных курсов (в общем по стране их число составляет порядка 600). В ходе обучения, которое продолжается от года до двух и может быть очным и заочным, слушатели курсов повторно проходят курсы по выбранным ими профилирующим дисциплинам и сдают соответствующие квалификационные экзамены. Важное место в выравнивании уровня знаний принадлежит здесь и частному сектору, который предоставляет возможность ускоренной подготовки и сдачи экзаменов по одному или ряду предметов. Как и в случае с выпускниками средних школ, экзаменационные работы выпускников упомянутых курсов направляются для оценки в независимые экзаменационные комиссии.

Выпускники британских школ при поступлении в вуз не сдают вступительных экзаменов. Первичный отбор студентов осуществляется на основе конкурса сертификатов о получении продвинутого среднего образования с последующим, в случае необходимости, проведением личного собеседования членов приемной комиссии вуза с заявителем.

Перспективная программа развития системы образования выдвигает необходимость доведения к 2000 году числа юношей и девушек, получающих высшее образование до соотношения один к трем от обшей численности молодежи против один к восьми в середине семидесятых годов. На сегодня данная цель практически реализована.

Финансирование системы государственного школьного образования. Заложенные в госбюджете средства на школу доводятся до местных органов народного образования как бы по двум каналам. Одна часть входит в бюджет, определяемый для Министерства транспорта, регионов и окружающей среды. По линии этого министерства осуществляется финансирование местных органов самоуправления (составной частью которых являются и местные органы народного образования): плата преподавателям, эксплуатация школьных зданий и территорий, школьное питание, приобретение учебников и т.п., порядка 80% наполняемости бюджетов местных органов народного образования. Другая часть средств направляется по линии Министерства образования и занятости в бюджет местных органов народного образования на капитальный ремонт школьных зданий, новое школьное строительство и т.д.

Школы получили право по своему усмотрению решать вопросы, такие как численность преподавательского состава и вспомогательного персонала, включая прием на работу и увольнение и др. Право распоряжения средствами находится в компетенции советов школ, в состав которых входят представители педагогического коллектива, родителей, местных общественных организаций, и соответствующих религиозных общин, когда речь идет о добровольных школах. В советах школ представлены и местные коммерческие структуры. На совет школы возложена обязанность ведения учета поступления и расходования всех, получаемых из различных источников средств, включая дополнительно привлеченные внебюджетные средства.

В основе подготовки местными органами народного образования обоснований на запрашиваемые ассигнования из государственного и местного бюджетов, лежит учет числа и возраста школьников, возможные расходы на возмещение школой транспортных расходов школьникам, несение дополнительных расходов теми школами, в которых значительно число школьников, для которых английский язык не является родным, и т.п.

Школы, в которых отмечается значительный отток учащихся в связи с тем, что последними отдано предпочтение другим учебным заведениям, оказываются в сложном финансовом положении. Выход из такой ситуации единственный - повышение уровня обучения с тем, чтобы вернуть школе прежнее доверие и уважение. Руководители народного образования рассматривают это как реализацию на практике принципа "деньги следуют за учащимися".

Министерство образования и занятости ежегодно выпускает в свет обновленную версию справочника для членов школьных советов "Введение в закон", дающего толкование законов на общедоступном уровне. Учитывая различия в правах школ графств и муниципалитетов и добровольных школ, упомянутый справочник выпускается, соответственно, в двух редакциях. Справочник распространяется бесплатно и должен иметься у каждого члена совета школы.

Закон запрещает взимание платы за обучение в госшколах. Вместе с тем им предоставлено право привлечения дополнительных средств (в денежной и иной форме) за счет добровольных пожертвований со стороны родителей и других граждан.

В законе предусматривается обязанность школьных советов (администрации) обеспечить соблюдение принципа добровольности таких пожертвований, и декларируется недопустимость ущемления интересов детей, чьи родители по той или иной причине не сделали соответствующего пожертвования.Учащийся не может быть отстранен от участия в таком мероприятии на том основании, что его родители не смогли или не захотели внести необходимые денежные средства. Использование советом школы бюджетных средств на полную или частичную оплату внешкольных мероприятий не допускается.

Наряду с практикой сбора добровольных пожертвований с родителей учащихся, в британских школах широкое распространение имеет привлечение пожертвований (в денежной или иной форме) со стороны коммерческих структур, а также сдача в аренду школьных помещений и территории (открытые спортивные площадки и т.п.) в аренду местным организациям. Широкое распространение получила и такая форма привлечения дополнительных средств, как распродажи поделок школьников и вещей, безвозмездно переданных родителями и коммерческими организациями для проведения "школьных базаров".

Имеет довольно широкое распространение использование во внеклассное время школьных помещений на условиях аренды различными образовательным организациями - лингвистическими школами, разнообразными курсами профессиональной подготовки, спортивными клубами, организациями. В тех случаях, когда помещения школ арендуются образовательными некоммерческими или общественными организациями, школы, как правило, освобождаются от уплаты налога с получаемой прибыли. В остальных случаях закон приравнивает учебные заведения, сдающие свои помещения и территорию в аренду сторонним организациям, к арендодателям.

В целях привлечения бизнеса и поощрения отдельных граждан, предприятий, компаний и фирм к оказанию финансовой поддержки школе, закон предусматривает освобождение из-под налогообложения денежных пожертвований и подарков школам, сделанных этим категориям спонсоров. Например, не подлежат налогообложению безвозмездно переданные учебным заведениям оборудование и денежные средства. Министерством образования и занятости выпущена специальная брошюра "Поддержи школу", ориентированная на потенциальных спонсоров, в которой детально рассматриваются возможные формы спонсорской поддержки школ и те льготы, которые государство предоставляет в этом случае спонсорам.

О шотландской Ассоциации частных школ. Ее руководящим органом является совет, в который входят педагоги, избранные от школ, входящих в Ассоциацию. Повседневная работа Ассоциации организуется штатом в 5 человек. Бюджет составляется из взносов школ, из расчета 5 ф. ст. в год за каждого обучающегося ученика.

Всего в Ассоциацию входят 80 частных школ, что составляет 90% от общего количества этой категории школ Шотландии. В частных школах, входящих в Ассоциацию, обучается 31 тыс. учеников, в них работают свыше 3 тыс. учителей. Все входящие в Ассоциацию школы имеют регистрацию Департамента образования Министерства по делам Шотландии и подлежат его инспекции.

Ассоциация оказывает следующие виды помощи школам: выработка рекомендаций консультативными группами; предоставление информации о новейших достижениях в образовательном процессе; повышение квалификации учителей и технического состава школ.

Школы-члены Ассоциации предлагают родителям широкий выбор оказываемых услуг их детям. Имеются школы с обеспечением школьников жильем, питанием и необходимыми учебными материалами или только с дневным пребыванием с последующим проживанием ребенка в семье.

Учителя допускаются к преподаванию после прохождения регистрации в Шотландском совете учителей. Большинство школ строго следуют требованиям сложившейся экзаменационной системы, критерии которой определяются государственными учреждениями. Ассоциация ежегодно обобщает предложения администраций школ по совершенствованию учебного процесса и представляет их в Министерство по делам Шотландии.

Ассоциация оказывает консультативную помощь родителям в определении ребенка в школу, в выборе приемлемого для него режима пребывания в школе, перечня предоставляемых услуг. В частных школах круглосуточное содержание ребенка, включая стоимость учебных занятий, обходится родителям до 12-14 тыс. ф. ст. за учебный год (19-22 тыс. долл.).

Инвалиды. В Великобритании существует несколько десятков специализированных организаций и ассоциаций для различных групп инвалидов. Это ассоциации слепых и глухонемых, Дома для инвалидов с сильными увечьями, организации для военных инвалидов, пенсионеров, женщин, молодых людей старше 16 лет и т.д. Существуют также различные службы и учреждения по обслуживанию инвалидов.

Политика правительства в отношении их работы построена в нескольких плоскостях: законодательное оформление, финансовая поддержка, координация на национальном и местном уровнях, содействие в международных контактах и т.д.

Финансирование деятельности организаций осуществляется в форме предоставления грантов или выделения безвозмездных ссуд со стороны центрального правительства и местных органов власти, а также за счет поступлений денежных средств от ведения самостоятельной хозяйственной деятельности и сбора добровольных пожертвований. Существуют также отдельные группы инвалидов, строящие свою деятельность без поддержки государственных органов с исключительной опорой на собственные средства. Организации инвалидов являются некоммерческими организациями, что обеспечивает им возможность получения значительных финансовых и таможенных льгот при осуществлении административно-хозяйственной деятельности. Важную роль в их деятельности играет институт патронирования.

Одной из крупных организаций является Королевский Фонд инвалидов. Его патроном является Королева. Фонд специализируется на работе с людьми с сильными увечьями. Имеет отделения по всей стране. При Фонде существует колледж и бесплатные курсы по переобучению и профессиональной переподготовке. Фонд располагает солидной медицинской базой, а также своими домами отдыха. Королевский фонд инвалидов тесно сотрудничает с государственными департаментами, местными властями, добровольными организациями.

Британский Совет организаций инвалидов объединяет национальные, региональные, местные организации инвалидов, является важным информационным центром, где проводятся дискуссии, обсуждаются законодательные проекты, поддерживаются связи между новыми и уже существующими группами инвалидов. Здесь же инвалиды могут получить самую разнообразную информацию, квалифицированную помощь юристов, медиков.

Важным направлением деятельности ассоциации "Помощь вооруженным силам" является организация работы на добровольных началах. 7,5 тысяч человек в 100 отделениях Ассоциации участвуют в этой деятельности. Они посещают больных и престарелых в госпиталях и на дому, организуют акции пожертвования. Патронируют Ассоциацию Королева и Королева-мать. Президентом является принц Майкл Кентский. На правительственном уровне работу Ассоциации координирует министерство обороны.

Работа Королевского Британского Легиона строится на следующих направлениях: финансовая поддержка и помощь в психологической адаптации увольняемых в запас или отставку; использование опыта военнослужащих-отставников применительно к гражданской жизни, их переподготовка и переобучение. Программы бесплатных курсов включают в себя подготовку по основам менеджмента и бизнеса, работе с компьютерной техникой, строительному и плотницкому ремеслу, работе в детских дошкольных учреждениях, оказанию социальной помощи на дому. В структуре имеется подразделение, которое оказывает действенную помощь желающим открыть свое собственное дело: возможно предоставление безвозмездной ссуды в размере 2.500 ф.ст. Легион владеет жилыми домами для ветеранов, состоящих из 2-3-комнатных квартир, оказывает посильную материальную помощь, выплачивает стипендии, содействует в организации санаторного лечения тяжелобольным.

Ветеринария

Правительство начало предпринимать меры по предотвращению распространения губчатой энцефалопатии (BSE), заболевания животных, получившего название "коровье бешенство", сразу после получения зарегистрированных случаев в 1987 году. Под эгидой минсельхоза был образован консультативный комитет по BSE, который отвечает за проведение исследовательских работ и готовит рекомендации правительству.

В марте 1996 года, после того, как был обнаружен новый вариант заболевания, известного под названием "Синдром Крейнцфельда-Якоба" (nv CJD) и зафиксировано 23 случая, правительство инициировало изученияе возможностей передачи заболевания губчатой энцефалопатией человеку. В комитет по координации вошли представители минсельхоза, минздрава, исследовательских советов по биотехнологии и медицине, агентства по защите окружающей среды и ряда страховых компаний. Исследования подтвердили предположение о взаимосвязи заболевания животных губчатой энцефалопатией с возникновением нового варианта болезни "Крейнцфельда-Якоба" у людей.

Минсельхозом на исследования BSE только в текущем финансовом году было потрачено 12 млн.ф. ст. С учетом финансирования работ другими ведомствами к началу следующего финансового года госрасходы на исследования BSE, составят 84 млн.ф. ст. Общее количество инфицированных коров с момента регистрации первого случая заболевания оценивается в 1 млн. голов. Наибольшее число зарегистрированных заболеваний пришлось на 1992 год; пик распространения болезни среди животных пришелся на 1988-89 годы, т.к. клинические симптомы заболевания проявляются у животных, начиная с возраста 30 месяцев. Наблюдается резкое снижение количества зафиксированных заболеваний. Предполагается, что к своему минимальному уровню этот показатель подойдет к 2001 году.

Введен запрет на продажу в стране говядины животных старше 6 месяцев (как для местных, так и зарубежных поставщиков). Усилен контроль специальной службой по качеству мясной продукции за исполнением установленных ограничений с целью исключения заражения людей. Особое внимание обращено на выявление случаев инфицирования людей. Предусматривается проведение в масштабах всей страны обязательного, на анонимной основе, исследования удаленных хирургическим путем внутренних человеческих органов (в основном гланд) и мозговой ткани жертв автомобильных катастроф.

4. ГОСЭТИКА В ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Предотвращением коррупции среди должностных лиц правительственного аппарата всех уровней, - основополагающим документом в этой области следует считать Закон о предотвращении коррупции 1906 года. Любые денежные выплаты, подарки или вознаграждения государственным служащим от частного лица или организации, исполняющих государственный контракт или стремящихся получить таковой, будут рассматриваться в суде как факт коррупции, если иное не будет доказано.

Порядок получения госслужащими подарков и услуг входит составной частью в "Свод правил, регламентирующих деятельность государственных служащих", который является базовым документом, и разделы которого определяют порядок поведения в различных служебных ситуациях.

В настоящее время базой для внутриведомственных документов, устанавливающих правила и регламент деятельности госслужащих, является "Свод правил", подготовленный аппаратом кабинета министров и вступивший в силу в мае 1996 года. Одно из центральных мест в документе уделено нормам, дающим, по мнению авторов, выход на должный баланс между служебной деятельностью высших должностных лиц государства и их личными коммерческими интересами.

Премьер потребовал от членов кабинета "самым тщательным образом избегать реальных или возможных ситуаций, когда бы их служебная деятельность накладывалась бы на их частные финансовые интересы". Данное положение распространяется также на супругов высших должностных лиц и лиц, состоящих с членами кабинета в гражданском браке.

В целях предотвращения ситуаций, при которых члены кабинета могли бы быть обвинены в использовании служебного положения в личных целях, вводится норма, в соответствии с которой членам правительства рекомендуется принимать на себя в добровольном порядке обязательство на время пребывания в должности воздерживаться от занятий бизнесом, а также от операций на фондовом рынке с принадлежащими им ценными бумагами. Другим возможным вариантом поведения должностных лиц, имеющих акции, является рекомендация передачи ценных бумаг в доверительное управление. При этом факт их нахождения в трасте не освобождает чиновника от ответственности в случае возникновения конфликтных ситуаций, поскольку за владельцем ценных бумаг сохраняется возможность получения информации о работе с ними. В этом же контексте следует рассматривать и положение, предусматривающее для выходящего в отставку министра обязательное согласование в течение последующих двух лет вопроса о своем возможном трудоустройстве с независимым комитетом по должностным назначениям в сфере бизнеса.

Среди других правил, которые в определенной степени также могут быть отнесены к сфере регулирования финансовых интересов высших должностных лиц, следует отметить запрет на получение членами кабинета денежного вознаграждения за публичные выступления в своем официальном качестве, даже если имеется в виду использовать их на благотворительные цели. Вводится потолок на стоимость принимаемых подарков и порядок специальной их регистрации.

Специальный раздел документа посвящен вопросам, связанным с профессиональной этикой и сохранением служебной тайны. Члены правительства не должны разглашать информацию о ходе заседаний кабинета, правительственных комитетов, а также делать достоянием гласности высказывавшиеся на них различные точки зрения и позиции, и раскрывать содержание внутренних документов. Одним из ключевых положений стало закрепление нормы, в соответствии с которой в случае умышленной дезинформации парламента высшим должностным лицом оно должно уйти в отставку.

"Сводом правил" довольно детально регулируется деятельность высших должностных лиц в их качестве руководителей партии, сформировавшей правительство. Ведя партийную работу, руководители ведомств не вправе принуждать государственных служащих к участию в партийных конференциях или к участию в работе специальных групп, создаваемых политическими партиями, представленными в парламенте для изучения того или иного вопроса. При этом допускается выступление министра на партийном форуме с изложением вопросов, касающихся его деятельности, если само высшее должностное лицо сочтет такое необходимым. Вводится строгий запрет на использование государственного имущества для ведения партийной работы министрами в своих избирательных округах, а также для партийной работы в более широком плане.

Составители "Свода правил" отдельный раздел посвятили вопросам, связанным с поездками и размещением высших должностных лиц. Министрам рекомендовано воздерживаться от использования бесплатно предоставляемых сторонними организациями или частными лицами транспортных услуг и услуг по размещению. В зарубежных поездках допускается пользование транспортом, предотавляемым от имени государства принимающей стороны, однако при том понимании, что это не повлечет за собой принятия каких-либо обязательств. При заграничных поездках также настоятельно рекомендовано воздерживаться от использования транспорта, предоставляемого или оплачиваемого частными организациями или лицами. Во всех поездках членам кабинета предписывается стремиться к экономии бюджетных средств.

С учетом практики предоставления авиакомпаниями своим постоянным клиентам значительных финансовых выплат при налете определенного километража предусматривается использование полученных министрами льгот в связи со служебными разъездами либо для оплаты в дальнейшем им или их коллегам транспортных расходов, либо для использования в благотворительных целях.

Высшие должностные лица в обязательном порядке должны заблаговременно согласовывать с аппаратом премьер-министра тематику и формат своих сколь-либо значительных публичных выступлений перед СМИ. Под учет подпадают даже ланчи, на которых имело место присутствие журналистов.

Следует отметить, что с введением "Свода правил" снимается существовавший при консерваторах запрет на регулярное занятие журналистской деятельностью членов кабинета. Сегодня, в частности, допускаются их выступления в качестве авторов и ведущих газетных рубрик в местных изданиях, распространяемых в их избирательных округах. На это, однако, требуется получение разрешения премьер-министра.

О порядке выдачи национальных журналистских удостоверений. Работа национального журналистского корпуса Великобритании традиционно пользуется уважением и доверием со стороны общества. В соответствии с положением о пресс-карточке национальная полиция (Новый Скотланд Ярд), муниципальная полиция г. Лондона и Ассоциация высших чинов полиции признают за ее предъявителем журналистский статус и декларируют свою готовность предоставить, в пределах разумного, необходимое содействие в осуществлении его профессиональных полномочий по сбору информации (на оборотной стороне пресс-карточки напечатана соответствующая выдержка, подтверждающая вышеприведенное положение).

Пресс-карточка единого образца выдается как журналистам, работающим на национальные СМИ, так и всем иностранным журналистам (оформление карточки в этом случае осуществляется через Ассоциацию иностранных журналистов).

Положение о пресс-карточке предусматривает, что они могут быть выданы журналистам-фотографам, членам телевизионных съемочных групп, а также отдельным категориям вспомогательного персонала, например, осветителям, звукоинженерам, посыльным и т.п., деятельность которых непосредственно связана с содействием оперативной подготовке и передаче информации с места событий.

В качестве автора пресс-карточки зарегистрирована национальная полиция (Новый Скотланд-Ярд).

Правом выдачи журналистских пресс-карточек обладают 14 объединений журналистов. Это Объединение газетных изданий (Newspaper Society), Ассоциация Прессы (Press Association), Ассоциация зарубежных СМИ (Foreign Press Association), Ассоциация издателей газет (Newspaper Pablishers Association), Институт журналистики (Institute of Journalists), Национальный профсоюз журналистов (National Union of journalists), Ассоциация издателей периодики (Periodical Publishers Association), Телевизионные новости Би-Би-Си (ВВС Television News), Национальная ассоциация информагентств (National Association of Press Agencies) и ряд других организаций.

Право выдачи пресс-карточек накладывает на соответствующие общественно-профессиональные объединения журналистов ответственность. Введен порядок, при котором начинающим журналистам установлен двухлетний испытательный срок, после которого можно претендовать на получение пресс-карточки.

Выдаваемые пресс-карточки представляют собой идентификационный документ единого образца, на лицевой стороне которого имеется наименование общественно-профессионального объединения его выдавшего, фотография, срок действия и порядковый номер. Нет фамилии журналиста, и место его работы также не указано. На оборотной стороне имеется защитный код из нескольких цифр. Документ закатывается в термопленку.

Предусматривается обязательная регистрация всеми объединениями, наделенными правом выдачи пресс-карточек, факта их выдачи в правоохранительных органах. При этом при регистрации последним сообщается лишь защитный код и контрольный пароль. Данные о выдаче всех пресс-карточек сведены в единую компьютерную базу.

В случае возникновения у правоохранительных органов сомнений ими по любой доступной связи запрашивается центральная база данных, куда сообщается защитный код, обозначенный на документе, а также называемый лицом, предъявившим документ, пароль. Совпадение этих данных является подтверждением личности и профессиональных полномочий лица, предъявившего документ. Центральная база данных, как заверяют британские власти, не содержит ни личных сведений на владельца документа (таких, как имя и фамилия, место и время рождения и т.п.), ни каких-либо указаний на средство массовой информации, на которое работает его предъявитель. Таким образом, обеспечивается защита профессиональных интересов журналистов от произвола или дискриминационного подхода со стороны властей.

5. АВИАЦИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Правительство уделяет большое внимание вопросам совершенствования организации воздушного движения (ОВД), которая считается одной из самых эффективных в мире и обеспечивает высокую степень безопасности полетов.

Головным органом, отвечающим за все вопросы ОВД в стране, включая систему управления воздушным движением (УВД), является Агентство гражданской авиации. Большая часть из 6200 сотрудников агентства работает в принадлежащей ему компании NATS (National Air Traffic Services), которая отвечает за все вопросы управления воздушным движением на территории страны, включая диспетчерские службы, радиосвязь и навигацию. Компания NATS осуществляет управление как гражданскими, так и военными самолетами, и в последней части подотчетна МО Великобритании.

Бюджет Агентства формируется из средств выделяемых правительством, взносов частного сектора (в частности, авиапрома), а также оплаты предоставляемых услуг. Оборот финансовых средств в 1996-97 году составил 592 млн. ф.ст.

В качестве основных задач, возложенных государством на Агентство гражданской авиации, определены следующие.

Обеспечение безопасности полетов, включая: проверку летнопригодности авиационного парка и технического состояния систем управления; лицензирование летного состава, авиаинженеров, авиадиспетчеров и аэродромов: сертификацию национальных авиалиний, самолетов, оборудования и систем обеспечения в соответствии с разработанными стандартами.

Проведение экономического регулирования, включая: лицензирование маршрутов движения; утверждение цен на авиаперевозки за пределами Евросоюза; регулирование цен на услуги аэропортов; лицензирование организаций, занимающихся авиаперевозками.

Управление воздушным движением (через компанию NATS).

Консультирование правительства по вопросам гражданской авиации.

Агентство также формирует государственную техническую политику в своей области, ведет экономические и научные исследования, в том числе на контрактной основе с университетами и частными компаниями.

С целью улучшения координации между гражданской и военной диспетчерскими службами компания NATS и оборонное ведомство подписали соглашение, в котором конкретизированы их взаимоотношения и зоны ответственности. В частности, положительную оценку получила практика включения военных диспетчеров в дежурную диспетчерскую смену центра УВД, которая достаточно давно используется в самой насыщенной авиатранспортом юго-восточной зоне страны. Предполагается данный опыт распространять и на другие зоны.

Для решения задачи более эффективного использования гражданских и военных навигационных систем был сформирован совместный комитет по навигации (Joint Air Navigation Services Council), в состав которого вошли представители NATS, Агентства и военной диспетчерской службы.

Совершенствование системы ОВД и органов ее управления будет продолжаться и дальше. Это вызвано предполагаемым значительным ростом воздушных перевозок (на 55% за период с 1995 по 2010 год) и необходимостью привлечения дополнительных инвестиций (в первую очередь из частного сектора) для модернизации системы УВД и строительства нового центра управления в Шотландии (общая стоимость программы - 800 млн. ф. ст.).

В начале 1997 года правительством консерваторов был поставлен вопрос о приватизации компании NATS, что позволило бы компании активнее привлекать частные инвестиции в строительство и модернизацию оборудования центров УВД и на улучшение сервисного обслуживания. В настоящее время данный вопрос активно обсуждается, но пока новое правительство лейбористов склоняется к варианту использования схемы, основанной на привлечении средств из авиационной национальной индустрии и частного сектора, но без изменения государственного статуса компании.

При любом варианте правительство не планирует выделение бюджетных средств на строительство шотландского центра УВД. Оно также ставит перед Агентством гражданской авиации и компанией NATS вопрос так, что все проекты, связанные с капитальным строительством, должны финансироваться за счет частных инвестиций.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011