Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Государственное регулирование региональной экономики

Государственное регулирование региональной экономики

Содержание

Введение

1. Определите экономические регионы России

2. Выделите специальные экономические зоны как мультипликаторы деловой активности и преодоления застоя в экономике.

3. Выявите особенности антикризисного управления в семи федеральных округах с точки зрения целостности, проблемности и активной функции

4. Решите задачу размещения производительных сил в условиях экономической напряженности

Заключение

Список использованных источников

Введение

Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации состоит в том, чтобы:

Выявить и обозначить причины подъема производства, колебаний конъюнктуры, стагнации и нестабильности - такова цель исследовательской деятельности менеджера, государственного аппарата управления. Это главное условие для выработки и осуществления мер по государственному регулированию кризисных ситуаций.

Переход от одного способа регулирования к другому совершается путем смены поколений, и это относится как к занятому кадровому персоналу, так и к используемым зданиям, сооружениям, оборудованию.

Установление структурной совместимости одновременно совершающихся изменений. Это вытекает из самой логики процесса регулирования кризисных ситуаций.

Роль государства в антикризисном управлении. Анализ итогов реформ в современной России показывает, что усилия государства должны сосредоточиваться на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и социальной политики. Центральная теоретическая проблема развития - баланс государства и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной власти в сферу экономики. Мировой опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе. Государство формирует такую основу для развития, защищая и охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т. п. Возникает вопрос определения границ государственного регулирования, т. е. «осязаемых» признаков выхода из кризиса.

Виды государственного регулирования кризисных ситуаций:

1.Нормативно-законодательная деятельность. Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы - по сферам рыночной экономики; целевые нормы - в соответствии с решаемыми проблемами инвестиционной активности.

«Экономической Конституцией» по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Конкуренция как элемент рыночной экономики предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону - застой производства.

Право против ограничения конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.

Защита интересов государства как собственника в отношении федеральных предприятий, а также предприятий смешанной формы собственности была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России.

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей. Оно требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни людей причин. Невозможно устранить государство из таких социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

2. Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными фондами, которые обеспечивают их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная политика в известной мере реализует и общие цели, которые стоят перед любой бюджетной системой. Это концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций государства.

Разработаны несколько программ выхода из кризисной ситуации. Первая - постепенно восстановить утраченные сбережения. Вторая - стимулировать привлечение новых накоплений граждан в банки и небанковские финансовые институты. Третья - привлечение прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертая - использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.

Указанные способы регулирования имеют как преимущества, так и недостатки. Первый способ не ведет к инфляции, но способствует росту государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений людей осуществляется путем размещения займов среди самого населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный срок процесс роста финансового капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость финансирование экономики от конъюнктуры мирового рынка. Четвертый способ у нас в стране практически не действует.

3. Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения страны. Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой оптимизации структуры народного хозяйства, внедрения достижений научно-технического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

До последнего времени политика государства сводилась к следующему. Промышленная политика направлена на активный рост промышленного производства за счет свертывания и ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих требованиям рыночной экономики производств, поддержки конкурентоспособных производств и видов деятельности. С одной стороны, среди простаивающих мощностей, безусловно, есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Есть и такие, которые были остановлены изза резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хозяйственных связей, импортной экспансии, искусственного сокращения платежеспособного спроса. Процесс реанимации потребует серьезных организационных усилий и времени. В социальном аспекте загрузка производственных фондов обеспечивает рост персонала, снижение безработицы и преступности в стране.

4. Перераспределение дохода. Социально-экономический кризис сопровождается непропорциональным размещением капитала и труда, резким падением объемов производства в государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный бюджет поступала основная часть доходов, в этом же секторе очень медленно сокращаются государственные расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возрастает.

В таких условиях стратегия социальной политики государства должна предусматривать регулирование рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, способствует организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Цель борьбы с бедностью - обеспечить такие условия, при которых ни один гражданин и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления.

Цель социального страхования - оградить каждого гражданина от резкого снижения уровня жизни и доходов. Цель выравнивания доходов - обеспечить каждому человеку возможность фактически перераспределять собственный доход.

Таким образом, если не будет действенной политика выравнивания доходов, могут возникнуть необратимые последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции в формировании человеческого капитала.

Практически утрачены даже фрагментарные элементы «государства благосостояния» в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса. В ситуации кризиса особенно актуальна интеграция рыночных отношений с государственным воздействием на социально-экономические процессы на всех уровнях - от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институтам гражданского общества. Продолжая испытывать давление узкокорыстных интересов отдельных групп, государство пытается выполнять политические, экономические и социальные функции в общенациональных интересах и целях.

Государственное регулирование призвано открывать простор, стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

1. Определите экономические регионы России

В настоящее время (на 2009 год) согласно статье 5 Конституции 1993 года, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

С 1 марта 2008 года таких субъектов 83.

21 республика:

Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Карелия, Коми, Марий Эл (Марийская), Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия -- Алания, Татарстан, Тыва (Тува), Удмуртская, Хакасия, Чеченская, Чувашская.

46 областей:

Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.

9 краёв:

Алтайский, Забайкальский, Камчатский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский.

1 автономная область - Еврейская.

4 автономных округа:

Ненецкий, Ханты-Мансийский, Чукотский, Ямало-Ненецкий.

2 города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург.

При экономическом районировании в Российской Федерации выделяют 11 экономических районов (ЭР): Центральный, Центрально-Чернозёмный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский.

Органами государственной статистики используется деление территории Российской Федерации на 12 районов выделяя при этом и Калининградский экономический район, так как в СССР Калининградская область входила в Прибалтийский экономический район, с 2006 года на территории области образована Калининградская особая экономическая зона.

Центрамльный экономимческий райомн состоит из 13 федеральных субъектов: Брянская область, Владимирская область, Ивановская область, Калужская область, Костромская область, Москва, Московская область, Орловская область, Рязанская область, Смоленская область, Тверская область, Тульская область, Ярославская область.

Основные отрасли специализации: транспортное машиностроение, электротехническая, радиоэлектронная промышленность, лёгкая (в основном текстильная), химическая промышленность, а также производство строительных материалов. Сельское хозяйство пригородной ориентации (овощеводство, картофелеводство, молочное скотоводство).

Центрамльно-Чернозёмный экономимческий райомн состоит из 5 федеральных субъектов: Белгородская область, Воронежская область, Курская область, Липецкая область, Тамбовская область.

Основные отрасли промышленности: горнорудная промышленность, чёрная металлургия, металлоёмкое машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, а также производство строительных материалов, лёгкая и пищевая промышленность.

В сельском хозяйстве преобладает растениеводство -- посевы сахарной свёклы, масличных и зерновых культур. В животноводстве развиты -- молочно-мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство.

На территории Черноземья в Курской лесостепи расположен созданный в 1935 году Центрально-черноземный государственный природный биосферный заповедник имени профессора В.В. Алехина.

Восточно-Сибирский экономический район состоит из 6 федеральных субъектов: Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Красноярский край, Иркутская область.

Основные отрасли специализации: производство топливо- и энергоёмкой продукции, цветная металлургия, машиностроение, химическая, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность.

Сельское хозяйство зернового и животноводческого направления.

Дальневосточный экономический район состоит из 9 субъектов федерации: Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Камчатский край, Чукотский автономный округ, Приморский край, Хабаровский край, Амурская область, Магаданская область, Сахалинская область.

Территория Дальневосточного экономического района полностью соответствует территории Дальневосточного федерального округа.

Основные отрасли специализации, обозначенные для экономического района в советское время: горнодобывающая промышленность (уголь, золото, алмазы, руды цветных и редких металлов), лесная, машиностроительная, рыбная промышленность.

Согласно мнению советских экономистов, сельское хозяйство должно было быть ориентировано на обеспечение внутрирайонных нужд (производство мясомолочных продуктов, овощей, картофеля). Экономическому району определялись оленеводство, звероводство, пчеловодство.

Северный экономический район состоит из 6 федеральных субъектов: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область, Мурманская область, Ненецкий АО.

Основные отрасли специализации: чёрная и цветная металлургия, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, рыбная промышленность. Добыча нефти, газа, каменного угля, железных, медно-никелевых, алюминиевых руд, апатитов и т. д.

В сельском хозяйстве -- молочное скотоводство, оленеводство.

Северо-Кавказский экономический район состоит из 10 федеральных субъектов: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия -- Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область.

Основные отрасли специализации: пищевая индустрия, сельскохозяйственное машиностроение, черная металлургия, производство цемента.

Сельское хозяйство специализируется на выращивании зерновых и масличных культур, а также на животноводстве (крупный рогатый скот, свиньи, овцы).

Северо-Западный экономический район состоит из 5 субъектов Российской Федерации: Ленинградская область, Новгородская область, Псковская область, Калининградская область, город Санкт-Петербург.

Территория района с морским ледниковым рельефом небогата природными ресурсами (сланцы, фосфориты, строительные материалы, торф).Район обеспечен водными ресурсами (многоводные реки, 7 тыс. озёр, в том числе Ладожское и Онежское).

Основные отрасли специализации: машиностроение (особенно судостроение, электротехника, приборостроение), лесная, деревообрабатывающая, рыбная промышленность. Здесь производится до 37 % гидравлических и паровых турбин. Также здесь заготавливаится 35 % древесины и производится 61 % бумаги и 45 % целлюлозы.(доля по отношению к стране в целом)

В сельском хозяйстве выделяется льноводство, молочное скотоводство.

Поволжский экономический район состоит из 8 федеральных субъектов: Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Астраханская область, Волгоградская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, Ульяновская область.

Основные отрасли специализации: добыча нефти и газа, нефтяная и нефтехимическая промышленность, машиностроение (особенно автостроение).

В сельском хозяйстве масличные, зерновые и овоще-бахчевые культуры. Животноводство (мясо-молочное скотоводство, овцеводство, свиноводство).

Особенностью географического положения района является его протяжённость вдоль Волги почти на 1500 км, что влияет на хозяйственную деятельность, размещение и функции населённых пунктов на всех этапах развития.

Урамльский экономимческий райомн состоит из 7 федеральных субъектов: Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Курганская область, Оренбургская область, Пермский край, Свердловская область, Челябинская область.

Основные отрасли специализации: чёрная и цветная металлургия, машиностроение (энергетическое, транспортное, сельскохозяйственное), лесная, химическая, нефтехимическая и горнохимическая промышленность. Добыча и переработка нефти и газа.

В сельском хозяйстве -- производство зерна и животноводческих продуктов.

Волго-Вятский экономический район состоит из 5 федеральных субъектов: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская область, Нижегородская область.

Основные отрасли специализации: транспортное машиностроение (авто-, судостроение); электро-энерго техника и химическая промышленность. Заготовка и переработка леса.

Сельское хозяйство специализируется на выращивании картофеля, овощей, молочном и молочно-мясном скотоводстве.

Западно-Сибирский экономический район состоит из 9 федеральных субъектов: Кемеровская область, Новосибирская область, Омская область, Томская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Алтай, Алтайский край.

Основные отрасли специализации: добыча нефти, газа, каменного угля, металлургия, машиностроение, химия, крупный центр лесозаготовки.

Сельское хозяйство зерново-животноводческого направления.

2. Выделите специальные экономические зоны как мультипликаторы деловой активности и преодоления застоя в экономике

Осомбая, cвобомдная или специамльная экономимческая зомна (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) -- ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон -- решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:

- четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах: Дубна, Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»), Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»), Томск;

- две промышленно-производственные зоны в городах: Елабуга -- ОЭЗ «Алабуга» и Липецк -- ОЭЗ «Липецк».

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа:

в Республике Алтай -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67

в Республике Бурятия -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68

в Алтайском крае -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69

в Краснодарском крае -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70

в Ставропольском крае -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71

в Иркутской области -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72

в Калининградской области -- Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73

В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ.

Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 31,3 млрд руб.

В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.

Также существуют три действующих проекта создания ОЭЗ: проект создания портовой ОЭЗ в Красноярском крае; проект создания портовой ОЭЗ в Хабаровском крае; проект создания портовой ОЭЗ в Ульяновской области.

Условия создания: в ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:

На территории государства могут создаваться только три типа ОЭЗ:

Технико-внедренческие (площадью не более 3 кмІ);

Промышленно-производственные (площадью не более 20 кмІ);

Туристско-рекреационные;

Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;

На территории ОЭЗ не допускается:

Добыча и переработка полезных ископаемых;

Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;

ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;

Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.

Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ (распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

Цели создания с точки зрения государства:

1. Привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий хотя бы на ограниченную часть территории страны.

2. Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.

3. Развитие экспортной базы.

4. Импортозамещение.

5. Аппробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов:

1.Освоение новых рынков сбыта.

2. Приближение производства к потребителю.

3. Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин(как в случае, например, с Калининградской областью)

4. Доступ к инфраструктуре.

5. Использование более дешёвой рабочей силы.

6. Попытка снижения влияния бюрократии.

7. Развитие территории.

3. Выявите особенности антикризисного управления в семи федеральных округах с точки зрения целостности, проблемности и активной функции

Дальневосточный федеральный округ

Полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Олег Сафонов предложил в антикризисной программе, разработанной правительством России, пересмотреть с учетом особенностей региона критерии определения системообразующих предприятий.

Полпред в своем выступлении подчеркнул, что всего 13 предприятий Дальнего Востока находятся в федеральном списке по государственной поддержке и 62 предприятия в региональном, которым занимается Минрегион.

К сожалению, ни одно из этих предприятий федеральных денег не получило, и когда они будут неизвестно. На сегодняшний день два системообразующих предприятия Хабаровского края - "Амурметалл" и "Судостроительный завод" имеют долг по заработной плате. Задолженность "Судостроительного завода" составляет уже 260 миллионов рублей. Деньги выделены месяц назад, но чиновничьи бумажки ходят по министерствам, и люди не могут получить зарплату. А это, в свою очередь, естественно вызывает рост социальной напряженности, поэтому мелочей в этих вопросах нет.

Экономический кризис на Дальнем Востоке проявляется намного острее, чем в европейских регионах России. Причиной тому - сырьевая направленность ведущих сфер экономики Дальнего Востока. В качестве одной из мер поддержки экономики региона полпред предложил более гибко использовать ставки экспортных таможенных пошлин на лес, биологические ресурсы.

Колебания цен на нефть на мировом рынке приводят к изменению ставки экспортно-таможенных пошлин. Нужно использовать данный механизм при экспорте других природных ресурсов. Например, леса и биоресурсов. Использовать этот механизм надо более гибко и эффективно.

В антикризисной программе правительства России необходимо усилить раздел по жилищному строительству, сделав ставку на доступное жилье.

Надо, чтобы люди уезжали не в центр России, а переезжали жить на юг Дальнего Востока. Например, в Приморский и Хабаровский края. Вопрос становится особенно актуальным в связи с реформой, которая идет по линии Министерства обороны. Много военнослужащих уезжает. Чтобы они не покидали пределы Дальнего Востока необходимо создать более льготные условия по строительству жилья и предоставлению для этого земель.

Сафонов считает, что в трудную для России пору необходимо обязательно сохранить в полном объеме финансирование программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года".

Говоря об антикризисной программе, разработанной правительством РФ, губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин отметил ее актуальность и своевременность принятия. По его словам, документ охватывает все основные социально-экономические вопросы и, безусловно, требует скорейшего утверждения и реализации. В то же время, Программа не учитывает некоторых региональных особенностей Сахалинской области. Например, в ней обозначен тезис, согласно которому запланированные инфраструктурные объекты на территории регионов должны строиться за меньшие средства. Александр Хорошавин по этому поводу отметил, что в Сахалинской области с начала года наблюдается рост цен на строительные товары, тепло- и электроэнергию, эти факторы удорожают строительство.

Приволжский федеральный округ

Приволжский федеральный округ имеет относительно прогрессивную структуру экономики, ориентирован на развитие обрабатывающих производств, которые формируют практически четверть валового регионального продукта. Здесь сосредоточена треть инновационно активных предприятий России и более 40 процентов российского экспорта технологий. Несмотря на негативное влияние последствий мирового финансового кризиса, округу в I квартале 2009 года удалось не допустить падения доходов населения, сохранить на уровне четырёх процентов рост производства в сельском хозяйстве, показать самые высокие среди федеральных округов (то есть 112,4 процента к аналогичному периоду прошлого года) темпы роста жилищного строительства, и доля убыточных предприятий здесь остаётся стабильно ниже среднероссийского уровня.

В целях поддержки бизнеса, прежде всего малого и среднего, в Республике Мордовия, Ульяновской области сохранены на уровне 2008 года ставки по земельному налогу, а также ставки рентной платы за земельные участки для юридических лиц. Во всех регионах Приволжского федерального округа обеспечены условия для выкупа субъектами малого предпринимательства арендуемых ими помещений. Предпринимаются меры по преодолению технологической отсталости предприятий, что в посткризисный период позволит им занять устойчивую конкурентную позицию на рынке.

Учитывая прогрессивно сложившуюся структуру экономики, округ способен стать примером выхода из кризиса в качестве российского центра развития производства с высокой добавленной стоимостью. Столь масштабная задача требует объединения усилий и концентрации ресурсов всех уровней власти, бизнеса и финансового сектора, повышения системности работы. В этой связи необходимо ускорить разработку стратегических документов развития территории, то есть стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа до 2020 года, которая объединит все региональные проекты и обозначит единую линию развития округа, а также инвестиционной программы развития Приволжского федерального округа до 2020 года.

С учётом кризисных явлений уже в краткосрочной перспективе необходимо смещение акцента на поддержку видов деятельности, имеющих большой потенциал развития и локализованных на определённой территории. Для Приволжского федерального округа такими специализациями являются: производство продукции для нужд обороны и национальной безопасности, в частности, в Республике Марий Эл это производство радиоэлектроники и приборостроение для АПК, в Самарской области - космическая техника, в Республике Удмуртия - огнестрельное оружие, системы управления, в Республике Башкирия - авиационные двигатели, бронетанковая техника, в Республике Татарстан - авиационная техника, в Пермском крае - авиационные двигатели, космическая техника, развитие производств в закрытых административно-территориальных образованиях ядерного цикла, это Саров и Глазов. На базе ряда из них может быть сформирована такая эффективная форма развития, как особые экономические зоны. К примеру, технико-внедренческая зона может быть создана в Удмурдской Республике на базе научно-производственного объединения, центра стрелкового оружия, входящего в структуру Ростехнологии.

Северо-Западный федеральный округ

Оценивая нынешнее социально-экономическое состояние Северо-Запада, можно отметить кризисные тенденции, которые приобрели в настоящее время устойчивый характер.

Во-первых, от прошлого унаследована структурная деформированность экономики. В Карелии, например, подавляющая доля объемов промышленной продукции приходится на деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (55%); в Республике Коми - на топливные отрасли - нефть и газ - 63,5%; в Архангельской области -на лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность (52,7%); в Вологодской области - на черную металлургию (65,6%). В Калининградской области наиболее представительна по объемам промышленной продукции пищевая промышленность (34,0%); в Ленинградской области - топливная (26,8%) и целлюлозно-бумажная (21%); в Мурманской области - цветная металлургия (38,5%) и пищевая промышленность (19,4%); в Новгородской области - химическая и нефтехимическая (34%) и пищевая (22,2%); в Псковской области - машиностроение (31,6%) и пищевая промышленность (45%) [3].

Процессы реструктуризации в регионах идут крайне медленно, поскольку низким остается качество государственного управления, отсутствуют действенные стимулы и ресурсы для переориентации производств.

Во-вторых, неоднородность состояния и развития регионов СЗФО. В условиях перехода к рынку региональная неоднородность России резко обострилась. Открытая мировому рынку российская экономика попала в полную зависимость от его конъюнктуры. Стало очевидным, что большинство отраслей российской экономики, по сравнению с аналогичными производствами зарубежных стран, не являются конкурентоспособными. Это коснулось практически всех отраслей обрабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства. В районах с преобладанием таких отраслей создалась острейшая кризисная ситуация: в них резко снизился уровень производства и, соответственно, уровень жизни населения. В то же время продукция таких отраслей промышленности, как нефтяная и газовая, цветная металлургия, оказалась востребованной мировым рынком, соответственно, существенно улучшилось положение регионов, специализирующихся на выпуске продукции этих отраслей.

Аутсайдер СЗФО - Псковская область. Один из основных показателей социально-экономического развития региона - валовой региональный продукт (ВРП). В последние годы в области наблюдался рост объема ВРП. Однако оценка уровня социально-экономического развития Псковской области по отдельным показателям в 2003 и в 2005 гг. (табл. 1) показывает, что они почти вдвое ниже общероссийских.

Несмотря на то, что в Псковской области происходило снижение удельного веса убыточных организаций (2002 г. - 51,9 %, 2003 г. - 42,8 %, 2004 г. - 39,6 %, 2005 год - 35,2%), основные экономические показатели региона отражают высокий уровень нестабильности, а также явные и латентные кризисные процессы (табл. 2).

Краткий анализ наиболее выраженных кризисных явлений в экономике макро-региона показал, что достаточно высокий уровень его социально-экономического развития еще не обеспечивает экономическую безопасность как способность государства и общества противостоять угрозам, исходящим от несбалансированной структуры экономики и теневого сектора. Учитывая существующую практику неформальных экономических отношений в лесозаготовке, строительстве, торговле, общественном питании, образовании и других отраслях, неоднородности важнейших социальных индикаторов в различных регионах, говорить о социально-экономическом благополучии СЗФО сегодня не приходится.

Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что наибольшую опасность для стабильности и развития Северо-Западного федерального округа представляют: - структурная деформированность экономики регионов; неоднородность состояния и развития регионов; несбалансированность ресурсов и обязательств консолидированных бюджетов территорий; высокий удельный вес теневого сектора; высокий уровень монополизации рынков; неравные возможности конкуренции для участников экономической деятельности; усиление имущественного расслоения населения с одновременным увеличением численности населения с доходами ниже прожиточного минимума; нарастание демографических проблем; низкое качество миграционной политики; дефицит высококвалифицированных рабочих и служащих.

Следует добавить, что предприятия Северо-Запада испытывают острую потребность в обновлении основных фондов, износ которых в промышленности достиг 50-80%, в сфере ЖКХ - 60, в сельском хозяйстве и строительстве - 40, на транспорте и связи - 45%.

Сложившиеся социально-экономические диспропорции находят свое конкретное выражение в деятельности коммерческих и некоммерческих субъектов экономики, отраслевых стратегиях и формах антикризисного управления.

Сибирский федеральный округ

В настоящее время все регионы Сибири антикризисные планы разработали или завершают их формирование. Созданы рабочие антикризисные группы, которые проводят мониторинг ситуации и осуществляют необходимые мероприятия для ее оздоровления.

Полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин подчеркнул необходимость отслеживания всех процессов в социально-экономической сфере в режиме реального времени и, в случае необходимости, незамедлительного принятия оперативных мер по стабилизации. Вместе с тем, Анатолий Квашнин считает «важным не допустить срыва выполнения стратегических целей и задач, определенных в долгосрочных программах социально-экономического развития территорий Сибири».

Мероприятия антикризисного характера - определение «болевых точек» экономики на территории, формирование перечня приоритетных организаций, составляющих экономическую и социальную основу в регионе или муниципальном образовании и в дальнейшем принятие мер организационного, экономического и финансового характера для обеспечения их стабильной работы. Предусматриваются действия по оптимизации расходов в сфере управления, организации полного выполнения запланированных бюджетных показателей.

В антикризисном плане Сибирского федерального округа предусмотрены меры социального характера. В частности, это гарантии социальной защиты малообеспеченных слоев населения, приоритетное финансирование переподготовки кадров и мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест. В этом разделе также важное место занимают мероприятия по поддержке малого бизнеса и предпринимательской инициативы в целом.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ - один из самых мощных в России и от него во многом зависит ситуация в стране в целом. Правительство предпринимает целый ряд мер для преодоления нынешнего экономического кризиса, многое делается на уровне регионов, но при этом нельзя забывать и о стратегических программах развития России. В новых условиях будет пересмотрен федеральный бюджет, так как доходы уменьшились на 25 процентов, а расходы почти на столько же возросли, образовался разрыв в три триллиона рублей. Дефицит федерального бюджета составит в 2009 году 8 процентов.

В этих условиях необходима слаженная, консолидированная работа всех ветвей власти, бизнеса, общественных организаций. Существует семь направлений антикризисной программы правительства, отметив при этом, что главным приоритетом остается социальная поддержка населения, выполнение всех обязательств, связанных с выплатой пенсий, пособий, зарплат. К концу 2009 года средний размер социальных пенсий достигнет прожиточного минимума для пенсионеров. Продолжится реализация приоритетных национальных проектов, будут профинансированы программы по созданию новых рабочих мест. В то же время вдвое уменьшаются квоты на использование иностранных рабочих.

Еще одно важное направление - поддержка промышленности, особенно малого и среднего бизнеса. На это выделяется более 400 миллиардов рублей.

Сохраняются все основные федеральные целевые программы, связанные с высокими технологиями, военно-промышленным комплексом, атомной энергетикой. Сохраняется также поддержка села, лесной промышленности и ряда других отраслей.

Для ВПК полностью сохранится и будет профинансирован гособоронзаказ, причем около трети запланированных сумм предприятия УрФО уже получили.

Государство по-прежнему считает необходимым снижение административных барьеров в экономике. Нуждается в дальнейшей поддержке и финансовая система страны, так как в последнее время нарастает объем невозвращенных кредитов.

Особенность УрФО в том, что здесь имеются все отрасли народного хозяйства, но наиболее уязвимой в нынешней ситуации оказалась обрабатывающая промышленность, где спад достиг 27 процентов. Сильнее других кризис задел Свердловскую и Челябинскую области. Сложилось тяжелое положение в металлургии, особенно в алюминиевой промышленности, во многом связано с ростом тарифов на энергоносители. Эту проблему необходимо решать на федеральном уровне.

Нужно обратить внимание на необходимость ускорения темпов рассмотрения на уровне правительства проблем конкретных предприятий. Из 21 крупного предприятия УрФО только 10 прошли через «сито» правительственной антикризисной комиссии, еще меньше получили конкретную помощь. Сейчас совместно с руководителями регионов, входящих в УрФО, подготовлен дополнительный список из 58 предприятий, которым необходима поддержка государства. В целом же, в округе наметилась стабилизация в основных отраслях промышленности. Благодаря совместной работе органов власти и силовых структур, снизились долги по заработной плате. В каждом субъекте федерации выполняется своя антикризисная программа.

Центральный федеральный округ

После нескольких лет экономического роста Россия столкнулась с серьезными социально-экономическими проблемами. Глобальный финансово-экономический кризис повлек за собой практически во всех странах мира падение производства, рост безработицы, снижение доходов населения.

В соответствии с Программой антикризисных мер, разработанной Правительством Российской Федерации на 2009 год, государство гарантировало выполнение всех социальных обязательств перед населением, принятых до начала кризиса, и определило приоритетные направления государственной поддержки экономике и социальной сфере.

В социальном плане общегосударственными приоритетами в условиях кризиса стало снижение напряженности на рынке труда, усиление социальной поддержки пенсионеров, безработных, студентов, семей с детьми. В экономическом плане начинают реализовываться меры поддержки ряда отраслей экономики, таких как гражданская авиация, жилищное строительство, сельское хозяйство, оборонная промышленность, малый и средний бизнес.

Итоги первого квартала текущего года показали, что кризис весьма неравномерно затронул субъекты Российской Федерации, включая Центральную Россию. Регионы Центрального федерального округа приступили к реализации антикризисных мер, предложенных на федеральном уровне, а также разработали региональные планы и программы действий, нацеленные на преодоление кризисных явлений с учетом региональных особенностей и приоритетов.

И сегодня можно говорить о том, что, как в стране в целом, так и на региональном уровне начала реализовываться единая система антикризисных мер, которая включает в себя наряду с мерами, связанными с софинансированием из федерального бюджета, также и меры, реализуемые субъектами Федерации и органами местного самоуправления самостоятельно. Приоритетные направления определены: одно из них - безусловное исполнение всех принятых обязательств перед гражданами, в частности выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. При этом ответственная макроэкономическая политика на региональном уровне должна быть реализована на основе сбалансированности региональных и местных бюджетов.

Важнейшим приоритетом текущего года остается реализация программ содействия занятости населения, мер социальной поддержки безработных граждан. Усилия по поддержке реального сектора экономики будут сосредоточены в первую очередь на поддержке градообразующий предприятий и организаций. Важной задачей и в текущем году, и в среднесрочной перспективе будет содействие развитию малого и среднего бизнеса. Представляется также необходимым организация на региональном уровне системы взаимодействия по реализации приоритетных инвестиционных проектов, которая должна включать в себя как организацию взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций, так и интеграцию финансовых ресурсов в бюджеты всех уровней, средств государственных корпораций, средств частных инвесторов, привлечение заемных ресурсов. Успех выхода экономики из кризиса зависит и от оперативной, слаженной, эффективной работы государственной власти на всех уровнях по реализации уже принятых решений.

Кризис, к сожалению, не обошел стороной ни один регион, входящий в Центральный федеральный округ, в том числе и Калужскую область, несмотря на то, что её успехи в промышленном производстве впечатляющие на фоне остальных регионов. Все наши регионы по методологии Министерства регионального развития Российской Федерации, в том числе и столица нашего округа Москва, отнесены к регионам со средней степенью развития кризисных явлений. В Центральном Федеральном округе нет, к сожалению, каких-то мощных сырьевых ресурсов, ни нефти, ни газа. Там, в основном, предприятия обрабатывающей промышленности, и, естественно, кризис, который сопровождался падением спроса на продукцию именно предприятий реального сектора, сказался на всех без исключения регионах.

В первые месяцы развития кризиса страдали как раз те регионы, которые больше вкладывали в развитие экономики и модернизацию своей промышленности. За исключением может быть Калужской области, потому что здесь как раз пошла отдача от той большой работы, которая проводилась и проводится руководством области по привлечению инвестиций, по созданию новых современных предприятий. Этим, наверное, и объясняется такой позитивный рост, который, будет и дальше продолжаться, потому что в Калужской области еще ряд объектов будет вводиться в самое ближайшее время. Это будет сопровождаться производством новой востребованной продукции, а значит и ростом экономики в целом.

К сожалению, у нас есть регионы, у которых значительно менее оптимистичные показатели именно из-за того, что во многом они зависели от отдельных конкретных отраслей нашей экономики. В частности, Липецкая, Белгородская области, где существенный сектор занимает предприятие металлургической промышленности, с учетом того, что спрос на их продукцию в мире и в России в первые месяцы кризиса - в конце прошлого года упал, доходы в целом по налогу на прибыль значительно сократились. В принципе сегодня резкий спад останавливается, т.е. спад потребительского спроса на продукцию предприятий ЦФО. И это, пусть может быть очень слабая, но, тем не менее, обнадеживающая тенденция.

Южный федеральный округ

Несмотря на все трудности кризиса нельзя утратить имеющийся на Юге производственный и особенно кадровый потенциал. Решение вопросов преодоления последствий мирового финансового кризиса в субъектах Юга России находится под постоянным контролем органов государственной власти региона и определенные антикризисные меры уже реализуются. Благодаря этим действиям в отдельных сферах экономики округа наметились тенденции к стабилизации ситуации. Однако в целом ситуация по-прежнему остается не простой. Ключевой задачей в нормализации ситуации сегодня является оперативное и действенное выполнение принятых федеральных и региональных антикризисных программ. В этой связи особое значение приобретает согласованное взаимодействие представителей всех уровней власти от организованности работы, которых и будет зависеть эффективное решение задач, связанных с улучшением социально-экономического положения в Южном федеральном округе.

Фонд поддержки антикризисных программ в Южном Федеральном округе создан в 2002 году. Фонд объединяет усилия различных организаций по реализации программ финансово-экономического оздоровления предприятий Южного федерального округа, оказывает информационную, аналитическую, методическую и консультационную поддержку арбитражным управляющим, специалистам по антикризисному управлению в осуществлении ими профессиональной деятельности, оказывает консультации предпринимателям по вопросам противодействия недружественным поглощениям.

Фонд реализует социально-значимый проект в сфере защиты прав и свобод человека и правового просвещения населения «Разработка моделей и механизмов защиты малого и среднего бизнеса от недружественного поглощения и их апробация в крупных городах ЮФО». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 192-рп

В Южном федеральном округе сельское хозяйство - базовая отрасль экономики, в которой формируется более 14% валового регионального продукта. Около 10 млн. человек в округе - это сельское население. Пятая часть российской сельскохозяйственной продукции производится именно на Юге страны.

Отмечая тенденции развития отрасли уже в I квартале 2009 года можно говорить о положительных итогах работы. Рост сельскохозяйственного производства отмечается во всех регионах Южного федерального округа. Объем производства продукции сельского хозяйства в январе-марте 2009г. составил более 58 млрд. рублей. А в перспективе планируются более значительные результаты.

В рамках реализации Госпрограммы по направлению устойчивого развития сельских территорий в 2009 году планируется ввести и приобрести жилье для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов более 370 тыс. кв. метров.

Также в 2009 году в регионах Юга России продолжится техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства.

Несмотря на существующую положительную динамику, кризисные явления дают о себе знать. Так в регионах участились случаи приостановки реализации инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе.

Стратегически важным вопросом является обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. Необходимо поддерживать баланс производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также снизить зависимость от импорта для защиты внутреннего рынка страны. Это направление в ближайшей перспективе должно стать приоритетным.

Вопросы, связанные с реализацией Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия будут рассматриваться органами государственной власти региона регулярно на постоянной основе. Что позволит четко и оперативно принимать все необходимые меры по выполнению целевых показателей Госпрограммы в регионах Юга России, чтобы обеспечить продовольственную безопасность не только Южного федерального округа, но и России в целом.

4. Решите задачу размещения производительных сил в условиях экономической напряженности

К важнейшим закономерностям размещения производства в условиях развития рынка относятся:

1. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает всемерную экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства, вплоть до готового продукта. Природные ресурсы в разных регионах России отличаются по величине запасов, содержанию полезных компонентов, горно-геологическим условиям залегания. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Также оказывает огромное влияние на размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. Поэтому одной из главных задач повышения эффективности, снижения стоимостных затрат является сокращение чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближение материалоёмких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических -- к источникам энергии.

Важным условием рационального размещения производства являются кооперирование и комбинирование производства, а также внедрение новейших наиболее прогрессивных и безотходных технологий. При этом рациональное размещение производительных сил предусматривает бережное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий. Все большее значение приобретают сокращение потерь при добыче и обогащении полезных ископаемых, работы по лесовосстановлению, бережное использование земельных ресурсов.

2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Комплексность хозяйства регионов предполагает укрепление экономических связей между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс, и сферой услуг.

Каждый экономический район России имеет свой особый природно-ресурсный потенциал, своеобразные экономические и социальные условия, которые определяют его экономический профиль. Экономический район представляет собой хозяйственный комплекс, целостную территориальную хозяйственную систему, где ведущая роль должна принадлежать отраслям рыночной специализации.

В России уже на стартовом уровне становления и развития рыночных отношений сложилась система территориально-производственных комплексов различных рангов и типов. В настоящее время эта система представлена федеральными округами, которые являются крупнейшими территориальными хозяйственными комплексами, районами среднего звена (субъекты РФ) и низовыми районами. Непрерывно развивается единый хозяйственный комплекс РФ на основе межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного, химического, строительного, лесного, агропромышленного и др.), а также республиканские и региональные комплексы.

Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая в настоящее время коренным образом перестраивается с учетом социологизации.

Отраслевая структура общероссийского комплекса связана с территориальной структурой комплексов разных рангов. Основное место принадлежит региональным комплексам, которые представляют собой рациональное сочетание эффективных отраслей рыночной специализации с дополняющими территориальный комплекс отраслями, а также производственной и социальной инфраструктурой (транспорт, связь, жилой фонд, предприятия сферы услуг и т.д.)-

Территориально-производственный комплекс -- это пропорционально согласованное сочетание производств и предприятий экономически и технологически связанных отраслей.

3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий является необходимым условием эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики. Особое значение оно имеет для России с ее огромной территорией, богатейшим и разнообразным природно-ресурсным потенциалом. Регионы страны имеют различные экономические, природно-ресурсные и исторические условия и особенности, разные уровни экономического развития. Поэтому каждый регион может формировать свою, присущую только ему рыночную специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами. Так, сложившиеся общероссийские металлургические базы в Центральном, Уральском и Сибирском федеральных округах сохраняют свою специализацию и в перспективе будут поставлять свою продукцию на рынок других регионов, как и нефтегазоносные базы Уральского, Приволжского, Северо-Западного округов. В то же время каждый из них будет получать продукцию, им необходимую, из других регионов России.

На современном этапе экономического развития в условиях становления и развития рынка особенно важно дальнейшее совершенствование разделения труда между регионами путем объединения и согласования их трудовых усилий, правильного сочетания интересов государства с интересами каждого региона любого ранга. Вопросы создания новых крупных хозяйственных объектов требуют рассмотрения в масштабе всех субъектов РФ, утверждения специальных программ.

Территориальное разделение труда и рациональная рыночная специализация регионов при организации правильных экономических связей между регионами и внутри них будут способствовать повышению уровней экономического развития, необходимому расширению производства и повышению его эффективности.

4. Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. В обеспечении эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений велико значение выравнивания уровней социально-экономического развития всех регионов страны. Это важнейшая закономерность размещения производства, одно из основных условий ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.

В настоящее время при общем падении уровня жизни в стране выделяются регионы, которым правительство России должно уделитъ внимание в первую очередь. В этих отсталых регионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России. Поэтому необходимо выделение дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ их развития.

В зоне традиционного расселения малочисленных народов Севера, как известно, расположены уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы, интенсивное промышленное освоение которых без соблюдения социальных и экологических требований в условиях легко ранимой северной природы нанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих народов. Была подорвана экономическая основа их развития -- традиционные отрасли хозяйства: оленеводство, охота, рыбный промысел, т.р. ухудшилась среда их обитания. Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры, но и самих малочисленных народов Севера. Решение проблем Севера требует проведения специальной государственной политики, главными целями которой являются выравнивание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение качественного улучшения условий их жизнедеятельности.

В период перехода к рыночной экономике необходимыми условиями возрождения малочисленных народов Севера являются усиление государственной протекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России.

В современном размещении производительных сил на стартовом уровне перехода к рыночным отношениям выделяются следующие принципы.

1. Соблюдение принципа приближения производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления позволяет решить проблему сокращения и ликвидации дальних нерациональных перевозок, снижения затрат труда в целом и по всем стадиям производства, повышения экономической эффективности.

Особенно важно приближение энергоемких производств к источникам топлива и энергии, например цветной металлургии (производств алюминия, магния) или отраслей химической промышленности. К источникам сырья приближаются материалоемкие производства, например черная металлургия, тяжелое машиностроение. Производство продукции отраслей легкой и пищевой промышленности приближается к районам потребления, а наукоемкие отрасли -- к районам, обеспеченным квалифицированными трудовыми ресурсами.

2. В условиях развития рыночных отношений особенно важен принцип первоочередного освоения и комплексного использования наиболее эффективных видов природных ресурсов. Для этих целей созданы и продолжают развиваться программно-целевые территориально-производственные комплексы (ТПК), например Западно-Сибирский ТПК на базе добычи нефти и газа, Оренбургский газопромышленный комплекс, на базе железных руд ТПК КМА, на основе уникальных угольных ресурсов -- Канско-Ачинский и Южно-Якутский ТПК.

3. Очень важен принцип оздоровления экологической обстановки, принятия эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию. Так, например, в угольных и металлургических базах России применяется утилизация промышленных газов -- коксовых, доменных. Безотходные технологии все больше применяются в лесопромышленных комплексах, в цветной металлургии и других отраслях.

В условиях рынка в процессе размещения и развития производительных сил в регионах остро встают вопросы совершенствования управления природопользованием. Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает необходимость комплексной системы решения экологических и ресурсных проблем регионального развития. В современных условиях необходимо преодоление экономической безответственности за ущерб, наносимый природе, за выпуск экологически грязной продукции, за разбазаривание природных ресурсов из-за их низкой стоимости по сравнению с мировыми ценами. Для оздоровления экологической обстановки, достижения эффективности природопользования требуются следующие экономические регуляторы.

4. В условиях становления и развития рыночных отношений в России особое значение приобретает принцип использования экономических выгод международного разделения труда, восстановления и развития экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Известно, что размещение производительных сил любой страны должно осуществляться в рамках международного разделения труда. При этом взаимоотношения между странами должны строиться на принципах полного равноправия, доверия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Сотрудничество с зарубежными странами обеспечит возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производительные силы и использовать свои ресурсы. Международное разделение труда оказывает большое влияние на отраслевую и территориальную структуру хозяйства, на более рациональное размещение производительных сил. Главной формой сотрудничества со странами зарубежья является сотрудничество на базе межправительственных двусторонних соглашений.

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, группы объектов, отрасли или же конкретной территориальной структуры хозяйства республики, экономического района и ТПК. Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: экономические факторы, природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов; демографические факторы, под которыми понимаются системы расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами. В состав этих факторов следует включить и состояние социальной инфраструктуры.

Современная демографическая ситуация характеризуется большой неравномерностью расселения. Наиболее плотно заселена Европейская часть страны: Центральный, Северо-Западный, Южный федеральный округа. В то же время Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, особенно их северные районы, имеют очень низкую плотность населения. Поэтому при строительстве новых крупных производств на востоке и севере страны необходимо привлечь в эти районы трудовые ресурсы из многонаселенных европейских районов, создать для них благоприятную социальную инфраструктуру, чтобы закрепить эти кадры во вновь осваиваемых районах с экстремальными условиями.

Большое значение имеет трудовой фактор и в перспективном развитии сельского хозяйства, где ощущается значительный недостаток в трудовых ресурсах. Только решение важнейших социальных проблем на селе, частная собственность на землю, сближение уровней жизни города и деревни, всемерное развитие жилищного строительства и других инфраструктурных отраслей даст возможность закрепить кадры, особенно молодежи, на селе.

Важным направлением кадровой политики, оказывающей влияние на развитие и размещение производства, является фактор заработной платы, особенно для районов Севера и восточных районов, т.е. районов трудодефицитных, с экстремальными условиями, слабозаселенных.

Заключение

Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия, выявление сдвигов в потребностях, социально-экономического прогресса.

Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста определяется не силой государства, а эффективность косвенного воздействия и регулирования институциональных форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

Эта функция государства реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления политики в интересах общества в целом, а не каких-либо групп и элит. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью. Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политической стабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.

Анализ итогов реформ за прошедшие годы показывает, что выход из кризиса невозможен без создания социальной модели экономики, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого потенциала. Закон, нормативно-правовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением - служить удовлетворению потребностей людей.

Глубина и продолжительность кризиса в стране во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики. В регионах напряженность финансовая нейтрализуется путем приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков. Но нужны доходы от производства.

Список использованных источников

1. Антикризисное управление: учеб.для вузов / Э.М.Коротков [и др.]; под ред. Э.М.Короткова. - 2-е изд., доп. И перераб. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 620 с.

2. Батчаев, А.Р. Государственное регулирование региональной экономики / А.Р. Батчаев, С.М. Климов, А.М.Ходачек. - М.: Олимп Бизнес, 2005.

3. Головачев, В. Аршином общим не измерить / В.Головачев //Экономика и жизнь. - 2004. - N 42.

4. Википедия Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org . - Загл. с экрана.

5. Президент России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru. - Загл. с экрана.

6. Гарант: законодательство с комментариями - ежедневно и достоверно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://garant.ru. - Загл. с экрана.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011