Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Машиностроение в народнохозяйственном комплексе Донбасса и Приднепровья

Машиностроение в народнохозяйственном комплексе Донбасса и Приднепровья

10

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ХЕРСОНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Реферат по дисциплине «Размещение производительных сил»

на тему:

«Машиностроение в народнохозяйственном комплексе Донбасса и Приднепровья»

Херсон

2006

ПЛАН

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
  • 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
  • 3. МАШИНОСТРОЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Данный реферат представляет собой характеристику машиностроения Донбасса и Приднепровья в системе народного хозяйства этого региона. Как известно, Восток Украины, где находятся эти территории, представляет собой сугубо промышленную территорию. Сельское хозяйство в целом занимает здесь только 8% народного хозяйства. Все остальное - промышленность, и в основном - машиностроение (в том числе и тяжелое) и металлургия.
  • Реферат содержит 3 пункта. В первом дана краткая географическая справка о положении территории Донбасса и Приднепровья. Второй пункт характеризует общую картину народного хозяйства региона, а третий - место машиностроения в народном хозяйстве региона. В реферате также рассмотрены проблемы машиностроения, а также негативные стороны влияния машиностроения на окружающую среду.
  • 1. ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
  • Донбасс и Приднепровье являются основной топливно-энергетической базой центрального и южного районов Европейской части бывшего СССР. Расположен на территории Донецкой и Днепропетровской областей Украины и Ростовской области России. Открыт угольный бассейн был еще в начале 18-го века, однако промышленно освоен лишь к концу 19-го.
  • Площадь Донбасса и Приднепровья составляет около 60 тыс. км2 (для сравнения, площадь Украины - 603,7 тыс. км2), что составляет примерно 10% территории Украины. Балансовые запасы до глубины 1800 м составляют около 76 млрд. тонн. Основными центрами добычи являются Донецк, Макеевка, Лисичанск, Горловка.
  • Население украинской части Донбасса и Приднепровья составляет около 9112 тыс. человек. Около 92% городское население.
  • Что же касается рельефа местности, то он преимущественно равнинный. На Северо-Востоке - Донецкий кряж, на Севере - Приднепровская низменность, на Западе - Приднепровская возвышенность.
  • 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
  • Народное хозяйство - это совокупность отраслей и сфер экономики государства (региона), взаимосвязанных разделением труда. Народное хозяйство включает в себя отрасли материального производства и непроизводственной сферы.
  • Как известно, народное хозяйство состоит из двух основных отраслей - промышленности и сельского хозяйства.
  • Что касается народного хозяйства Донбасса и Приднепровья, то основную его часть все-таки составляет промышленность, на сельское хозяйство тем временем приходится лишь около 8% в доле народного хозяйства.
  • Сельское хозяйство. Как уже упоминалось, в Донбассе и Приднепровье сельское хозяйство занимает около 8%. В основном вся отрасль сосредоточена в сельских районах региона - преимущественно в пограничных с Центром, Югом и Севером Украины (в этих регионах сельское хозяйство на более высоком уровне). Специализация сельского хозяйства в регионе: в растениеводстве - посевы зерновых и технических культур - выращивание пшеницы, кукурузы, подсолнечника; в животноводстве - подсобные хозяйства по выращиванию птицы, крупного рогатого скота. Соответственно, в регионе налажена система сбыта продукции растениеводства и животноводства - хлебобулочных изделий, мясо-молочной продукции и так далее.
  • Промышленность. Промышленность занимает центральное место в системе народного хозяйства Донбасса и Приднепровья. Так сложилось, что данный регион во времена Советского Союза был определен как преимущественно промышленный (этому способствовало географическое положение - все-таки Криворожский железорудный бассейн (Кривбасс) и Донецкий угольный бассейн (Донбасс) определяют промышленную направленность региона). И хотя освоена эта территория в качестве промышленной была еще задолго до появления Советской власти на территории Украины, именно в годы пятилеток и Великого строительства были сооружены крупнейшие заводы и предприятия промышленности. На территории Донбасса и Приднепровья развиты такие отрасли промышленности как: угольная, горнодобывающая, машиностроительная (в том числе тяжелое машиностроение), химическая, железорудная, производство стройматериалов, пищевая и легкая промышленность. К крупнейшим промышленным предприятиям региона относятся Донецкий металлургический завод, Днепропетровский металлургический завод, Днепропетровский трубопрокатный завод, Электрометаллургический завод «Днепроспецсталь», «Криворожсталь» и другие. Как видно из описания, доминирующей является все-таки угольная и горнодобывающая промышленность.
  • 3. МАШИНОСТРОЕНИЕ В СИСТЕМЕ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА ДОНБАССА И ПРИДНЕПРОВЬЯ
  • Машиностроение занимает одно из ведущих мест в системе народного хозяйства Донбасса и Приднепровья, немногим уступая угольной и горнодобывающей промышленности. В основном машиностроение региона представлено тяжелым машиностроением. Это производство больших машин (к примеру, комбайнов) и оборудования для других профилирующих отраслей промышленности региона и государства в целом.
  • Машиностроение Донбасса и Приднепровья носит в основном не экспортный характер. То есть практически вся продукция отрасли закупается отечественными покупателями. С одной стороны, это неплохо. Во-первых, украинским предприятиям гораздо удобнее работать на украинском оборудовании, так как оно более приспособлено к специфике работы украинских предприятий и не требует дополнительного обучения персонала. Во-вторых, украинское оборудование всегда дешевле иностранного. Для украинских покупателей это немаловажно. Но, с другой стороны, есть и негативные черты. К примеру, наличие только отечественных покупателей говорит о неготовности предприятий машиностроения к внешней конкуренции. Это особенно актуально в то время, когда Украина стремится к интеграции в Европейский Союз и во Всемирную Организацию Торговли. Вступление хотя бы в одну из этих организаций откроет границы для зарубежных покупателей. Скорее всего, со временем цены в странах Евросоюза станут приемлемыми для украинских покупателей - Украине ничего не останется делать, как выходить на международный уровень цен - и машиностроение Донбасса, не привыкшее к конкуренции извне, может потерпеть крах как отрасль. Есть и еще одна проблема, вытекающая из предыдущей. Продукты отрасли машиностроения Донбасса и Приднепровья в основном адаптированы под украинских покупателей. Как известно, украинские предприятия и особенность их работы очень сильно отличаются от европейских и мировых стандартов. Это обусловлено политикой еще Советского Союза, которая была направлена на то, чтобы западные технологии не были применимы к отечественному производству. К сожалению, по сей день в Украине еще далеко не все отрасли перешли на новые технологии. Переход к новым технологиям в нашей стране довольно болезненный, так как требует огромных финансовых затрат и капитальных вложений. А на Западе множество технологий усовершенствуются с огромной скоростью, обновляясь довольно часто. К сожалению, в Украине это на данный момент невозможно. Поэтому и инвесторы не особо обращают внимание на машиностроение Донбасса и Приднепровья. Это огромная проблема Украины на пути евроинтеграции.
  • Еще одна существенная проблема машиностроения региона - это экологическое воздействие предприятий. Дело в том, что плотность объектов машиностроения в регионе очень велика. В каждом городе находится по несколько крупных предприятий машиностроения. Это способствует ухудшению экологической обстановки. Последствий уже много. Во-первых, ситуацию обострила Чернобыльская авария. Во-вторых, количество инфарктов, сердечно-сосудистых заболеваний, детской смертности, не дожития до среднеукраинского возраста продолжительности жизни и заболеваний органов дыхательных путей угрожающе растет. К тому же все большие площади земли становятся непригодными для посевов. Сельское хозяйство итак занимает ничтожно малую часть системы народного хозяйства, а с годами ситуация только ухудшается. Остановить это в силах только государственная программа, которая бы не только официально, но и реально на практике внедряла бы системы защиты населения от отходов машиностроения. Пока что таковые разрабатываются или действуют только на бумаге.
  • Следует отметить, что в последние годы (лет 10) профессии отрасли машиностроения становятся непрестижными и отрасль испытывает недостаток квалифицированных кадров. Непрестижность отрасли можно объяснить всего лишь одним, но очень существенным фактором - несоответствие оплаты труда затратам на труд. Дело в том, что практически все работы на машиностроительных предприятиях являются вредными для здоровья. Естественно, это требует возмещение затрат на поправку здоровья работников и профилактику заболеваний, в том числе и профессиональных. Медицинское обслуживание в Украине хоть и находится на высоком уровне, но ограниченность финансирования не позволяет обеспечить достойное обслуживание самого густонаселенного региона Украины.
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Как видно из написанного, машиностроение занимает одно из центральных мест в машиностроении Донбасса и Приднепровья. Несмотря на это существует и ряд проблем, решение которых требует огромные затраты, как по времени, так и по финансовому обеспечению.
  • К таковым проблемам относятся и слабое финансирование со стороны государства, в то время, как для других инвесторов эта отрасль является непривлекательной; и неблагоприятное экологическое воздействие; и недостаток трудовых ресурсов - профессии машиностроения не являются престижными и высокооплачиваемыми на данный момент.
  • Однако, несмотря на это, отрасль продолжает развиваться и внедрять программы, способствующие поднятию уровня конкурентоспособности предприятий машиностроения. Этот процесс очень длительный и проходит довольно медленно, но главное - это уверенная направленность в сторону евроинтеграции.
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • 1. Розміщення продуктивних сил под ред. В.В. Ковалевского и О.Л. Михайлюк, учебное пособие - К.; „Освіта”, 1996.
  • 2. Алисов Н.В., Хореев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор) - М.; «Гардарики», 2001
  • 3. Контурные карты Економічна і соціальна географія світу, 10 класс - К.; НВП „Картографія”, 2001.
  • 4. Экономический словарь под редакцией Иванова П.Р. - М.; «Образование», 2000.

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011