Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

Особенности аэромассы

Особенности аэромассы

12

Особенности аэромассы

Смесь газов, составляющих земную атмосферу, обычно называют воздухом. В нем различают так называемый «сухой воздух», атмосферную воду и атмосферные аэрозоли. Кроме того, в воздухе встречаются различные частички органического происхождения (споры, семена, пыльца, продукты органического распада).

К атмосферным аэрозолям относятся взвешенные в атмосфере твердые и жидкие частички: пыль, морская соль, различные дымы (лесных пожаров, вулканических извержений, индустриального происхождения). Вода, находящаяся в атмосферном воздухе в виде водяного пара или взвешенных продуктов конденсации (капель, кристаллов), называется атмосферной водой.

Частички органического происхождения относятся к биомассам, атмосферные аэрозоли -- это в основном литомассы, а атмосферная вода -- гидромассы. «Сухой воздух» ПТК, т. е. воздух, не содержащий водяного пара, твердых частичек и частиц органического происхождения, составляет аэромассу. Газовый состав, плотность и некоторые физические свойства.

Газовый состав атмосферы и физические свойства воздуха детально рассматриваются в курсах метеорологии, а также физики атмосферы. Поэтому напомним только то, что основную массу воздуха составляют (% по объему): азот -- 78,084, кислород -- 20,946 и аргон -- 0,934. Кроме того, в состав воздуха входят диоксид углерода, неон, гелий, метан, криптон, водород, озон и др. Такое важное свойство как давление зависит в первую очередь от высоты местности над уровнем моря, температуры и других метеорологических условий (скорости и направления ветра, осадков, облачности). В центре антициклонов наблюдается повышенное давление (до 1078 гПа), а в циклонах -- пониженное (до 887 гПа). Кроме того, существуют суточные колебания давления, связанные с лунными и солнечными приливами. Плотность воздуха зависит в основном от высоты местности:

Изменение плотности воздуха при подъеме на 1000 м соответствует изменению плотности при увеличении температуры воздуха на 20--30° С.

Зависимость характеристик от температуры (по ван В.Р. Вийку)

Температура,

° С

Плотность,кг/м3

Скрытая теплотаиспарения 10-6,Дж/кг

Теплопроводность- 103, м * град

-- 5

1,316

2,513

24,0

0

1,292

2,561

24,3

5

1,269

2,489

24,6

10

1,246

2,478

25,0

15

1,225

2,465

25,3

20

1,204

2,454

25,7

30

1,164

2,430

26,4

Аэромассы и воздушные массы

Аэромассы и воздушные массы не являются синонимами; это, хотя и близкие, но все же различные понятия.

Воздушными массами в синоптической метеорологии называют относительно однородные по физическим свойствам части тропосферы, внутри которых наблюдаются небольшие градиенты температуры и ряда других метеорологических величин, а изменения этих величин с высотой имеют определенную закономерность, характерную для данной воздушной массы в целом. Горизонтальные размеры воздушных масс измеряются тысячами километров, вертикальные -- несколькими километрами.

Согласно термодинамической классификации различают следующие типы.

1. Теплые воздушные массы -- устойчивые и неустойчивые.

2. Холодные воздушные массы -- устойчивые и неустойчивые.

3. Нейтральные (местные) воздушные массы -- устойчивые и неустойчивые.

Географическая классификация воздушных масс основана на географическом положении очагов формирования воздушных масс. Различают:

1. Арктический или антарктический воздух (АВ).

2. Воздух умеренных широт (УВ), иногда называемый полярным воздухом (ПВ).

3. Тропический воздух (ТВ).

Каждая из этих воздушных масс делится, в свою очередь, на морскую (м) или континентальную (к), в зависимости от характера подстилающей поверхности и очага ее формирования. Иногда дополнительно уточняется этот очаг, например средиземноморский морской тропический воздух и т. п.

Воздушные массы перемещаются в пространстве и непрерывно изменяются. В результате трансформации воздушной массы становятся иными температура, влажность, система конденсации. Трансформация может быть на уровне крупных регионов (например, Средней Азии, Западной Сибири) и на уровне отдельных ландшафтов и физико-географических районов. Особый интерес представляет трансформация воздушных масс на топологическом уровне -- уровне элементарных природно-территориальных комплексов (фаций). Естественно, что наиболее существенная трансформация происходит именно в слое, лежащем ниже этой верхней границы. Аэромассы и воздушные массы не являются синонимами. Сейчас можно уточнить это утверждение. Во-первых, аэромассы включают в себя только «сухой воздух» без атмосферной воды и аэрозолей, во-вторых, к аэромассам относятся лишь те части воздушных масс, которые трансформированы конкретным природно-территориальным комплексом.

Характеристики различных районах европейской территории в России

Характеристики

Воздушная масса

кАВ

мАВ

кУВ

мУВ

кТВ

мТВ

Вертикальная протяженность, км Средняя температура воздуха в приземном слое, ° С: январь

1--3

- 20

2--5

-10

-8

-1

опопаузы

Не характерен

+ 3

июль

+ 8

+ 10

+ 20

+ 15

+ 25

Не характерен

Горизонтальная видимость, км

20--50

50

4--10

10--20

2--6

2--6

Особенности структуры и функциональная роль аэромасс

Аэромассы относятся к аморфным геомассам, так как в них невозможно невооруженным глазом выделить отдельные элементы.

Из курса микроклиматологии известно, что поверхности раздела с атмосферой имеют примыкающий к ним тонкий слой воздуха, называемый ламинарным слоем. Внутри него линии тока воздуха параллельны поверхности, т. е. ламинарны, нет поперечных компонент скорости и отсутствует турбулентность. Обмен воздухом через этот слой осуществляется путем молекулярной диффузии. Выше расположен турбулентный приземной слой, в котором наблюдается совокупность случайных беспорядочных завихрений. Из определений ламинарного и турбулентного слоя вытекает, что каждый из них имеет свою некую «скрытую структуру», для обнаружения которой необходимо провести инструментальные наблюдения. Как известно, все геомассы делятся на инертные, стабильные и активные. Даже в очень малые промежутки времени, например 1 с, подавляющая часть аэромасс относится к активным, перемещающимся в пространстве, поэтому ее функциональная роль в ПТК огромна. Состояние аэромасс, в частности их температура и скорость ветра, определяет интенсивность целого ряда процессов, таких, как физическое испарение, транспирация, таяние, фотосинтез, дыхание, биологическая активность организмов, скорость минерализации мортмассы и т. д.

Плотность аэромасс практически не влияет на функционирование природно-территориальных комплексов во всех ландшафтах.

Расчет количества аэромассы в большинстве случаев носит ориентировочный характер. Это связано с тем, что верхняя граница ПТК, во-первых, отличается сильной изменчивостью и, во-вторых, в целом ряде ПТК трудноопределяема. Тем не менее, для сравнения с другими геомассами, а также для оценки интенсивности трансформации воздушных масс конкретными природно-территориальными комплексами даже ориентировочные определения количества аэромассы представляют интерес.

Классификация аэромасс

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что плотность аэромасс не может быть положена в основу их классификации, так как ее функциональная роль незначительна. Подразделение на активные, стабильные и инертные аэромассы из-за абсолютного преобладания активных геомасс также не имеет смысла. Аэромассы аморфны, и даже если удастся выделить какие-то структуры, то для их исследования необходимо будет проводить детальные инструментальные наблюдения. Поэтому использовать эту характеристику для классификации не стоит. В связи с этим при дифференциации аэромасс наиболее важными признаны их состав, обусловленный нахождением в надземной или подземной части ПТК, температура, являющаяся одной из важнейших характеристик ПТК, и скорость ветра. Некоторое значение имеет географическое положение очагов формирования воздушных масс (арктический, полярный, тропический, морской и континентальный воздух). Но основные свойства этих масс, связанные с географическим положением, находят свое выражение в характеристиках аэромассы конкретных природно-территориальных комплексов, хотя и в преломленном (трансформированном) этими ПТК виде. Поэтому характер воздушных масс следует учитывать на относительно низком таксометрическом уровне геомасс -- уровне видов аэромасс. Приведем основные градации:

Градации надземных аэромасс по термическим условиям:

Ag -- Криотермальные (морозные)

Отрицательные температуры, при которых большинство процессов функционирования, связанных с влагооборотом и биогеоциклом, законсервировано или близко к нулю.

An -- Нанотермальные (очень прохладные)

Аэромассы с ориентировочным температурным интервалом 0--5° С. В этих условиях могут функционировать лишь малотребовательные к теплоте растения, процессы биогенного функционирования большей частью подавлены, часто бывает интенсивное таяние снега, инфильтрация.

Ak -- Микротермальные (прохладные)

Температура воздуха 5--10° С. Эта термическая градация позволяет активно функционировать лишь травянистым растениям; большинство древесно-кустарниковых пород либо начинают, либо заканчивают свое активное функционирование; некоторые процессы влагооборота активны, но транспирация и испарение относительно низки.

Аz -- Мезотермальные (умеренно теплые)

Аэромассы с интервалом температуры 10--15° С. Многие растения активно функционируют и производят фитомассу (особенно в бореальных ландшафтах); средняя интенсивность процессов трансформации солнечной энергии и расходной части влагооборота.

Am -- Макротермальные (теплые)

Высокие температуры 15--22° С; максимальная интенсивность биологических процессов; при прочих благоприятных условиях расходная часть влагооборота и трансформация солнечной энергии высоки.

At -- Мегатермальные (жаркие)

Очень высокие температуры (выше 22° С), избыток теплоты начинает отрицательно сказываться на процессах биогеоцикла.

Аэромассы, связанные с различной скоростью ветра.

При A и относительно слабом ветре (до 12,4 м/с или 6 баллов по Бофорту) скорость ветра при обозначении состояния аэромасс не учитывается, так как горизонтальные перемещения воздуха не оказывают существенного влияния на функционирование ПТК.

При сильном и очень крепком ветре (12,5--18,2 м/с, 7--8 баллов) ветер уже оказывает существенное влияние на функционирование ПТК -- раскачивает деревья, значительно увеличивает испарение, перемещает снег и т. п. Исходя из этого к индексу аэромасс прибавляется значок латерального перемещения, а градация аэромасс по термическим условиям отступает на второй план.

При шторме и урагане ветер ломает деревья, вызывает ряд катастрофических изменений и, таким образом, влияет уже на структуру природно-территориальных комплексов. Это состояние аэромасс обозначается А.

Видимо, имеет смысл говорить и о вертикальных перемещениях аэромасс. Однако если средние скорости ветра у земной поверхности меньше 5--10 м/с, то вертикальный перенос обычно мал -- порядка сантиметров или десятых долей сантиметра в секунду.

As -- Аэромассы в почве

Некоторое количество аэромасс содержится в почве -- в порах, не занятых влагой. Однако их значительно меньше, чем аэромасс в надземной части вертикального профиля ПТК. Большой интерес представляет изучение «дыхания почвы» -- одного из важнейших процессов функционирования.

Количество аэромассы в разных ПТК

Детальные исследования динамики положения верхней границы фаций путем анализа распределения параметров, характеризующих аэромассы (температура, влажность воздуха, скорость ветра), производились в течение длительного промежутка времени только на Марткопском физико-географическом стационаре, поэтому наиболее достоверные расчеты количества аэромассы имеются лишь для предгорно-степных ландшафтов Центрального Закавказья. Так как рассматриваемые ПТК расположены на высотах 900--1000 м, плотность аэромасс была принята равной 1,11*10-3 г/см3. Изменение плотности воздуха, связанное с температурой, не учитывалось.

Анализ динамики количества аэромассы в разных фациях Марткопского стационара в течение года показывает, что она в основном связана с состоянием растительного покрова, в частности с его фитомассой. Для аэромассы характерна значительная разница в их количестве для различных фаций. Однако эта динамика не повторяет полностью ход кривой количества фитомассы. Имеются различия. Это объясняется тем, что количество аэромассы зависит не только от фитомассы, но и их проективного покрытия. Например, в лощинах с лесными дериватами количество фитомассы изменяется в течение года сравнительно мало, так как эта динамика связана в основном с листьями, а они составляют не более 5 % от общей фитомассы. В то же время листья создают значительное проективное покрытие и, следовательно, сильно трансформируют воздушные массы. Поэтому разница в количестве аэромассы увеличивается. В степных и луговых ПТК аэромассы зависят не только от фитомассы, но и от мортмасс ветоши и подстилки, т. е. от суммарного количества вещества органического происхождения в надземной части ПТК. Максимумы и минимумы количества аэромассы часто не совпадают с аналогичными показателями фитомассы. На положение верхней границы фации сильно влияет динамика погодных условий. Количество аэромассы оказывается связанным не только с фитомассой, но и с целым рядом других факторов.

Расчет количества аэромассы в лесных ПТК вызывает наибольшие сложности. Это связано с тем, чтореальных определений высоты верхней границы фаций с лесной растительностью еще никто не производил. В экологической литературе имеются сведения о наблюдениях на специальных вышках, но они обычно лишь не намного выше лесного покрова, и поэтому эти данные непригодны для определения верхней границы. В настоящее время количество метеорологических вышек, превышающих высоту леса в два раза и более, во всем мире не больше одного-двух десятков. При этом на них не производится тот комплекс наблюдений, который позволяет определить верхнюю границу фаций с лесной растительностью. Поэтому при расчете количества аэромассы в лесных ПТК приходится удовлетворяться предположением, что так же, как в ПТК с травянистой, кустарниковой и низкорослой лесной растительностью, в лесных фациях высота верхней границы проходит на двукратной высоте наиболее высоких деревьев.

Но как производить расчет аэромасс в тех ПТК, где растительность отсутствует или играет незначительную роль, т. е. в обнажениях, пустынях и ледниках? Этот же вопрос относится к тем ПТК, которые зимой полностью покрыты снегом, т. е. к степным, луговым, полупустынным фациям. Микроклимат этих ПТК изучен значительно лучше, чем в лесных фациях. Наблюдения показывают, что верхняя граница ПТК в ясные безветренные дни проходит на высоте 1--3 м. Соответственно количество аэромассы в этих ПТК колеблется в пределах 10--35 т/га.

Связь количества аэромассы с мощностью ПТК (природно-территориального комплекса), плотностью воздуха и скоростью ветра

Прежде чем проанализировать связь аэромассы с другими геомассами, напомним, что количество аэромассы зависит от плотности воздуха и мощности (толщины) надземной части вертикального профиля ПТК. Если кроме «мгновенного» количества рассчитывать еще и количество аэромассы в какой-то определенный промежуток времени, то к названным факторам необходимо добавить скорость ветра и интенсивность турбулентного потока.

Как уже отмечалось, плотность воздуха зависит от целого ряда параметров, но наиболее важными из них являются высота над уровнем моря и температура. Небольшое изменение турбулентности или скорости ветра приводит к такому изменению высоты положения этой границы, что количество аэромассы в том или ином состоянии ПТК может уменьшаться на 20--30%, а при сильном ветре или обильных осадках, даже вдвое.

Таким образом, «мгновенное» количество аэромассы в основном зависит от положения верхней границы ПТК. Очень существен вклад ветра в реальное количество аэромассы, находящейся в данном ПТК в какой-либо отрезок времени. «Мгновенные» (в течение 1 с) количества аэромассы превосходят фитомассы и гидромассы, но их на 1--3 порядка меньше, чем педомасс и литомасс в метровом слое, и на 3--5 порядков меньше, чем литомасс в слое 15--20 м. Однако в отличие от литомассы и педомассы, которые в течение 109--1010 с (100-- 1000 лет) практически стабильны, аэромассы относятся к активным геомассам, и их количество быстро меняется. Даже при скорости ветра всего лишь 1 м/с за 1 сут через ПТК проходит большее количество воздуха, чем того вещества, которое находится в метровом слое почвы. Значительный объем воздуха, проходящий через ПТК, определяет высокую энергию аэромасс и их сильнейшее влияние на остальные геомассы и состояние как отдельных компонентов, так и природно-территориального комплекса в целом. При штиле и малых скоростях ветра находящиеся в ПТК фитомассы и педомассы (а иногда и гидромассы) интенсивно изменяют свойства воздушных масс -- нагревают или охлаждают их, способствуют или препятствуют вертикальным и горизонтальным перемещениям и в итоге преобразуют в аэромассы конкретных ПТК. В этом отношении аэромассы можно сравнить с почвой. Если почва является результатом взаимодействия в основном растительности и горных пород, то аэромассы опять же в основном являются результатом взаимодействия воздушных масс с растительностью. Разница заключается в том, что при формировании почв растительность в течение длительного времени взаимодействует с одной и той же горной породой, которая в связи со своей большой массой, намного превосходящей фитомассу, обладает большой инертностью, и для ее изменения необходимы сотни и тысячи лет. В случае аэромасс растительность или просто подстилающая поверхность контактирует с очень мобильным, быстро изменяющимся во времени компонентом -- воздушными массами, имеющими небольшую массу и поэтому обладающие незначительной инертностью. Часто аэромассы, находящиеся в состоянии трансформации данным ПТК, еще не успели приобрести основные свои свойства, начинают вновь трансформироваться данным ПТК в результате вторжения иных воздушных масс, причем иногда в противоположном (по сравнению с предыдущими условиями) направлении.

При малых скоростях ветра происходит существенное изменение температуры воздуха и других свойств аэромасс до значительной высоты. При больших скоростях ветра через ПТК проходят большие объемы воздушных масс, и он как бы не успевает их «переработать» -- трансформировать. Поэтому верхняя граница ПТК в этом случае расположена относительно низко и в отдельные состояния ПТК проходит на уровне верхушек растений. Эффективность трансформации воздушных масс природно-территориальным комплексом определяется не только количеством аэромассы, но и их качественными изменениями. Эти последние могут быть связаны с колебаниями газового состава (например, содержания СО2) и ряда метеорологических элементов: температуры воздуха, скорости ветра, а также плотности воздуха. Детальные исследования и последующие расчеты позволяют получить ряд интересных результатов, в частности:

1. Проклассифицировать ПТК и их состояния по силе трансформации воздушных масс.

2. Сравнить эти значения с геомассами и структурой ПТК и на их основе, а также по данным о состоянии воздушных масс получить представление о трансформации, а также определить конкретные температуры воздуха в разных ПТК и в разных состояниях.

Последний результат связан с решением так называемой обратной задачи по аэромассе. Прямой задачей в этом случае будет определение по данным температуры воздуха, скорости ветра и ряда других параметров состояния аэромасс и расчет показателей эффективности их трансформации. Полученные таким образом экспериментальные данные позволят установить зависимость между характеристиками аэромасс и этими показателями.

В связи с сильной изменчивостью положения верхней границы ПТК во времени и с трудностью или даже невозможностью ее определения для ряда природно-территориальных комплексов расчет суммарного количества аэромассы носит в большинстве случаев ориентировочный характер. Тем не менее определение ее количества позволяет сравнить роль этой геомассы с другими в структуре и функционировании ПТК, понять ландшафтно-геофизические особенности аэромасс. Изучение свойств аэромасс вызывает большие затруднения, во-первых, из-за аморфности и не видимой невооруженным глазом структуры, во-вторых, в связи с очень большой лабильностью, связанной с небольшой массой и плотностью и определяемой ими малой инертностью, и, в-третьих, из-за необходимости длительных инструментальных исследований, производимых по всему вертикальному профилю ПТК. Аэромассы относятся к тем геомассам, для которых масса, плотность и другие характеристики не столь значительны, как их состояние, определяемое структурой, скоростью ветра, газовым составом, нахождением в определенных частях ПТК. Аэромассы и их свойства зачастую связаны не с конкретными, а с весьма удаленными ПТК. Однако чем дольше находятся аэромассы на конкретной территории, в каком-либо природно-территориальном комплексе, тем больше они трансформируются. ПТК образно можно рассматривать как «машину», которая трансформирует свойства аэромасс. Интенсивность трансформации воздушных масс увеличивается с уменьшением скорости ветра и увеличением количества фитомассы. Воздушные массы в ПТК можно рассматривать как зеркальный аналог почвы. Если почва является в основном результатом взаимодействия биогенного компонента с горной породой, то аэромассы и их свойства определяются контактом растительности и воздушных масс. Так же как в почве, наиболее характерные для нее свойства наблюдаются в приповерхностном слое, а выше (для почв -- ниже) особенности аэромасс размываются. Исследование аэромасс и их свойств необходимо для решения так называемых обратных задач, когда по типу воздушных масс, находящихся в данный момент на данной территории, другим геомассам и характеру вертикальной структуры ПТК можно без детальных измерений рассчитать характеристики аэромасс в данном ПТК.

Литература

1.Будыка М.И. Глобальная экология. - М., 1997

2.Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. - М., 1988

3.Беручашвили Н.Л. Четыре изменения ландшафта. - М., 1986

4.Перельман А.И. Геохимия ландшафта. - М., 1995

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011