Особенности УрФО
Особенности УрФО
Самарский государственный экономический университет Курсовая работа по экономической географии на тему: « Экономико-географическая характеристика Уральского федерального округа » Кафедра «Экономической и социальной географии» Выполнил студент 1-го курса: кафедра ВВиДО, сп. Маркетинг Беркуцкий С.А. № 07050206 Проверил: Воронин В.В. к.э. н, профессор. Самара, 2007. СОДЕРЖАНИЕ Общая характеристика УрФО. стр. 3 Краткие характеристики существующих отраслей УрФО. стр. 6 Проблематика региона. стр. 9 Перспективы развития региона. стр. 12 Основные цели при планировании развития Методы их достижения Заключение. стр. 16 Таблицы и диаграммы. стр. 18 Источники. стр. 23 Общая характеристика УрФО. Геополитическое положение УрФО определяется его экономическим и географическим положением в глубине Евразийского континента на стыке Европейского и Азиат-ского субконтинентов. Он располагается на границе Евро-Атлантического и Азиатско-Тихоокеанского экономических и политических пространств. Именно на Урале, на мой взгляд, пересекаются их интересы. Здесь можно обнаружить все явственнее формирующуюся зону соприкосновения геополи-тических интересов Севера и Юга (в их экономическом и политическом понимании). Транзитное расположение УрФО на стыке хозяйственных интересов и формиру-ющихся в результате этого крупных потоков товаров, сырья и людей привело к мощному развитию магистральной транспортной инфраструктуры по направлениям восток-запад и север-юг. До-статочно отметить, что через его террито-рию проходят электрифицированные желез-нодорожные магистрали Транссиба, Средсиба, Южсиба. Здесь проложено более двух десятков трубопроводов нефти и газа боль-шого диаметра, идущих из Западной Сиби-ри через Урал и Центр в Европу. Уральский федеральный округ расположен, с одной стороны, на стыке наиболее экономически освоенных территорий России и Европы, с другой, выдвинут их передовым форпос-том к наиболее перспективным в предстоя-щее десятилетие, вновь осваиваемым, бога-тым сырьевыми, топливными и трудовыми ресурсами восточным регионам - Сибири, Центральной Азии, Китаю, Индокитаю. УрФО расположен в фокусе трех топливно-энергетических комплексов миро-вого значения: Западной Сибири, включая шельф Карского моря; Тимано-Печерской провинции и далее шельфа Баренцева моря; Каспийского региона и Западного Казахста-на. Территория округа занимает площадь более 1 миллиона 788 тыс. кв. км, что составляет 10,5 % всей территории России. Численность населения федерального округа в на 1 января 2007 г. составила 12 млн. 230 тыс. человек или 8,9 % от общей численности постоянного населения страны. Здесь проживают более 20 народностей, из них около 80 % -- русские, до 10 % составляет татаро-башкирское население. Проживает треть малочисленных народов Севера России, в их числе 23 тыс. ненцев, 20 тыс. ханты, 7 тыс. манси и 1600 селькупов. Плотность населения Уральского федерального округа составляет 7 человека на кв. км. Данный показатель меньше только в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Наибольшей плотностью населения отличается центральная и южная части федерального округа, где плотность достигает 42 чел/кв. км. Такое положение дел объясняется особенностями географического положения регионов и структурой их промышленного производства. При этом 80% населения проживают в городах. Наиболее высокой степенью урбанизации характеризуются Свердловская и Челябинская области. Высокий уровень образования населения и его квалификации, благодаря сосредоточию на Урале крупных научных центров, высших учебных заведений, обеспечивает достаточные предпосылки для экономического роста с опорой на инновации. В состав Уральского федерального округа (ОРФО) входят Ямало-Ненецкий автономный округ, Ханты-мансийский автономный округ, Свердловская, Курганская, Тюменская и Челябинская области. Центр федерального округа - г. Екатеринбург. Крупнейшими городами Уральского округа являются также Челябинск, Тюмень, Магнитогорск, Нижний Тагил, Курган, Сургут, Нижневартовск, Златоуст, Каменск-Уральский. Всего более 1164 муниципальных образований. Степень концентрации промышленного производства на Урале в четыре раза выше, чем в среднем по стране. Промышленность представлена топливной промышленностью, машиностроением, черной и цветной металлургией. Данные отрасли являются основой экономики округа, сохраняющей сырьевую направленность. Природные ресурсы Уральского федерального округа - это 70 % российских запасов нефти, 91 % запасов природного газа, 15,5 % железной руды, 38,4 % стали, 37 % проката чёрных металлов. Ведущую роль в экономике играет топливная промышленность. По геологическим запасам нефти Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция занимает второе место в мире после уникального бассейна в районе Персидского залива. Несмотря на то, что в Уральском федеральном округе создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность, многие крупные месторождения нефти уже в значительной степени выработаны. Из новых открыты и работают Аржановское, Коттынское, Сергинское, Западно-Чистинное в ХМАО и Северо-Самбурское, Южно-Пямалияхское в ЯНАО. Основные ресурсы газа расположены на севере Тюменской области, в Заполярье. Доминирующими являются месторождения Медвежье, Уренгойское, Ямбургское, Иваньковское, Заполяное, Надымское, Тазовское; перспективными - месторождения полуострова Ямал. Попутный нефтяной газ перерабатывается на восьми заводах в Ханты-Мансийском автономном округе. Более 92% российского газа добывается на территории федерального округа. В округе разведаны и эксплуатируются нефтяные месторождения, относящиеся к Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, где сосредоточена добыча примерно 68% российской нефти. В Уральском федеральном округе проложено более двух десятков транзитных нефте - и газотрубопроводов большого диаметра в направлении Западная Сибирь-Урал-Центр-Европа. По объему производства продукции металлургии округ не имеет себе равных в России. При этом все потребности энергоемких производств покрываются энергетическими мощностями, расположенными в Краткие характеристики существующих отраслей УрФО. Угли добываются преимущественно для энергетических целей, их запасы невелики и многие месторождения истощены. Основные буроугольные бассейны - Челябинский и Южно-Уральский. Чёрная металлургия Урала представлена всеми стадиями: от добычи до проката. Производство чёрных металлов (основную часть чугуна и стали) осуществляют Магнитогорский и Нижнетагильский комбинаты, а также Челябинский металлургический завод. Цветная металлургия отличается высоким уровнем развития и представлена производством меди, цинка, никеля, алюминия и другими отраслями. Значительные запасы меди как попутного компонента сосредоточены в железорудных месторождениях. На базе месторождений саткинских магнезитов (Челябинская область) работает комбинат «Магнезит», занимающий исключительное место в металлургическом комплексе России. Имеются значительные ресурсы алюминиевого сырья (бокситов) в Североуральском бокситоносном бассейне (Красная Шапочка, Северное). Крупная отрасль рыночной специализации УрФО - машиностроение, опорой которого являются предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые производят медицинскую технику, технологическое оборудование для аграрно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, здравоохранения. В округе развито тяжёлое машиностроение (производство горно-металлургического, химического, нефтехимического оборудования), энергетическое (выпуск турбин, паровых котлов), транспортное, сельскохозяйственное, тракторостроение. Наиболее быстро развиваются электротехническое машиностроение, приборо- и станкостроение. Основные центры: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш»), Курган («Кургансельмаш»), Новоуральск (АОЗТ «Уральский автомоторный завод») и т.д. Химическая промышленность округа обладает крупной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы чёрной и цветной металлургии, лесной промышленности. Химическая промышленность УрФО представлена всеми важнейшими производствами: минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты. Значительные лесные ресурсы региона образуют лесопромышленный комплекс УрФО. В Свердловской области расположены важнейшие центры лесной, деревообрабатывающей (Серов, Североуральск, Верхотурье) и целлюлозно-бумажной промышленности (Новая Ляля). Налажено производство пиломатериалов, древесностружечных плит, фанеры клеенной, деревянных домов заводского изготовления, теплоизоляционных, отделочных и других материалов, изделий из древесины, мебели. Переработка леса осуществляется в городах Тюмень, Салехард, Тобольск, Сургут, Нижневартовск. Большое значение в промысле имеют пушные звери (норка, белый песец, лисица, соболь, ондатра, заяц), копытные (лось, кабан), бурый медведь, водоплавающая птица (утки, гуси), и «боровая» дичь (куропатки, глухари, тетерева, рябчики). Электроэнергетика Уральского федерального округа представлена Сургутскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2, Уренгойской и Нижневартовской ГРЭС в Тюменской области,Рефтинской ГРЭС, Среднеуральской, Серовский, Нижнетуринской ГРЭС в Свердловской области, Южно-Уральской ГРЭС в Челябинской области. На Урале также действует атомная электростанция Белоярская - с мощным реактором на быстрых нейтронах. Специализация агропромышленного комплекса УрФО - это зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). В северных регионах Тюменской области развиты оленеводство, пушной промысел, в юго-восточной части Курганской области - овцеводство. Пищевая промышленность представлена мукомольными и молочными заводами и комбинатами, мясокомбинатами. Огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Уральского федерального округа играет транспорт. В регионе преобладает железнодорожный транспорт, имеющий как внутрирайонное, так и транзитное значение. По территории округа проходит Транссибирская магистраль. На территории округа берут начало такие широко известные нефтепроводы, как Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Иркутск, Сургут - Полоцк, Нижневартовск - Усть-Балык - Омск, газопроводы Уренгой - Помары - Ужгород, Уренгой - Челябинск. В структуре вывоза из Урала основные позиции занимают нефть и газ, затем - продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; в структуре ввоза - товары лёгкой, пищевой промышленности, медикаменты, машины и оборудование, руды и концентраты. По объёму экспорта Уральский федеральный округ превосходит все остальные округа. Проблематика региона. Функционирование отечественной эконо-мики в последнее десятилетие XX в., ко-нечно, требует глубокого научного анализа и осмысления. Хаотичное, пульсирующее проведение далеко не безупречных реформ негативно сказалось на потенциале страны, в том числе и Уральского региона. Отмечу также, что организация Уральского феде-рального округа наряду со многи-ми положительными сторонами ставит пе-ред регионом ряд новых, достаточно ост-рых проблем. Оценивая социально-экономическое по-ложение Урала на старте XXI в., обращу вни-мание на следующие моменты. Во-первых, по большинству параметров Урал сохранил достаточно весомые позиции в Российской Федерации. Регион по-прежнему выступает одним из локомотивов развития экономичес-кого, оборонного и научного потенциала страны(см. табл. 1). Во-вторых, в эко-номике Урала достаточно заметна тенденция к росту, причем эти принци-пиально важные процессы происходят мас-штабнее и активнее, чем в России в целом. В-третьих, наблюдается весьма специфичес-кая тенденция к расширению монополисти-ческих начал в добывающих и перерабатыва-ющих сырье отраслях при одновременной активизации малого и среднего предприни-мательства, особенно инновационного. Нельзя не обратить внимания на суще-ственные изменения экономического фор-мата Урала как территориально-хозяйст-венного комплекса в связи с образованием Уральского федерального округа в составе Свердловской, Челябинской, Тю-менской и Курганской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автоном-ных округов. Естественно, что включение в него Тюменской области, Ханты-Мансий-ского и Ямало-Ненецкого автономных ок-ругов, с одной стороны, и перевод в При-волжский федеральный округ республик Башкортостан и Удмуртия, Пермской и Оренбургской областей - с другой, обус-ловливают значительные коррективы в практике регионального хозяйствования. Хозяйственный комплекс Урала в фор-мате федерального округа отличает явновыраженная сырьевая специализация (см. табл. 2). Однако нельзя считать обоснован-ной резкую диспропорцию между добыва-ющими и обрабатывающими производства-ми. Так, доля УрФО в общероссийской до-быче нефти составляет 66%, а в первичной переработке нефти - только 2,2%. Уральский экономический район по сравнению с соответствующим федераль-ным округом характеризовался более мощ-ным оборонно-промышленным комплек-сом, высокой долей наукоемких произ-водств, масштабной производственной ин-фраструктурой и разветвленной сетью кре-дитных учреждений. Кроме того, в феде-ральном округе заметно острее стоит про-блема продовольственной безопасности и резче выражена территориальная диффе-ренциация в денежных доходах населения. Например, среднедушевой денежный доход в Ямало-Ненецком автономном округе в 6,1 раза выше, чем в Курганской области. Особенностью размещения экономиче-ского потенциала УрФО является его ярко выраженная поляризация. Здесь имеются крупнейшие в России промышленные, на-учные и культурные центры - два города-миллионера (Екатеринбург и Челябинск), окруженные городскими агломерациями. Эти мегаполисы сосредоточили многие ин-дустриальные гиганты (в частности, Уралмаш и Челябинский тракторный завод). Кроме того, в них сконцентрирован огром-ный научный потенциал. Заметно поляри-зована и остальная территория округа. Большая часть промышленности сосредо-точена всего лишь в 20-30 крупных индус-триальных центрах второго порядка, среди которых Тюмень, Курган, Нижний Тагил, Сургут, Магнитогорск, Каменск-Ураль-ский, Нижневартовск и др. Они соседству-ют с обширными территориями, для кото-рых характерны элементы отсталости, де-прессии и спада. Непростая ситуация наблюдается и в демографии УрФО. Особенно остро вопрос стоит в северных районах, которые зачастую воспринимаются как источники дешевого сырья. Проблема обеспечения рабочей силой решается путем завоза (по оргнабору) временных работников, преимущественно молодых, мало-семейных, имеющих сравнительно низкую квалификацию. Профес-сиональную подготовку они получают на месте и в большинстве слу-чаев - в процессе работы путем индивидуального и бригадного обу-чения. Низкое благоустройство быта, труд на необжитой территории в суровых природных условиях в основном компенсируются высокой номинальной заработной платой трудящихся. Население является мобильной рабочей силой и временным жителем. Воспроиз-водство рабочей силы характеризуется высокой обновляемостью и текучестью, формирование постоянных кадров происходит медленно. Малоквалифицированное население, приехав на Север и получив необходимую профессию, трудовые навыки работы в экстремальных условиях, пройдя акклиматизацию, покидает эти районы. В итоге районы нового хозяйственного освоения, испытывающие дефицит в рабочей силе, начинают выступать поставщиками квалифицированных кадров для старообжитых районов страны. Перспективы развития региона. Цели. Необходимо активизировать усилия на-учной и производственной общественнос-ти, региональной и федеральной власти по восстановлению и развитию связей между субъектами Федерации, их интеграции в единое экономическое пространство Рос-сии, формированию в территориальных об-разованиях рынков товаров и услуг, смягче-нию в них социальной напряженности, оз-доровлению финансового положения хо-зяйствующих субъектов. Наиболее приоритетными, видятся следующие цели: быстрый рост доходов всех слоев на-селения и сглаживание резких различий в этой сфере по территории округа прежде всего через активизацию хозяйственных связей между входящими в него субъектами Федерации, создание благоприятных усло-вий для активизации и стимулирования уча-стия населения на рынке финансовых услуг, расширения потребительского спроса, Муниципализация социальной по-литики. Направление ее в первую очередь на формирование необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базо-вых социальных благ (медицинского об-служивания, общего образования). Обеспечение и поддержание балан-са интересов работников и работодателей, содействие занятости населения депрес-сивных территорий и монопрофильных го-родов, в том числе на основе создания ус-ловий для роста их территориально-отрас-левой мобильности. Углубление и активная диверсифи-кация сырьевой специализации экономики округа, поддержка создания межотрасле-вых и межсубъектных промышленных ком-плексов, содействие технической и техно-логической интеграции, ориентированных на углубленную переработку добываемого сырья и дальнейшее повышение уровня за-грузки мощностей. Формирование агропродовольственного рынка УрФО, организация индустрии реализации производимой сельскохозяйст-венной продукции, поддержка хозяйств на-селения. Техническое и организационное об-новление транспортного комплекса округа, интенсивное развитие рыночной и деловой инфраструктуры в этой сфере. Оздоровление экологической ситуа-ции с одновременным наращиванием природноресурсного потенциала, становление экологического страхования. Технологическое обновление жи-лищно-коммунальной сферы, формирова-ние рынка топливно-энергетических ресур-сов, стимулирование энергосбережения на региональном и муниципальном уровнях, особенно в бюджетной сфере. Укрепление финансово-экономиче-ской базы УрФО через создание разветвлен-ной финансово-кредитной инфраструктуры (включая территориальную интеграцию кредитных учреждений), стимулирование диверсификационных процессов на рынке финансовых услуг, становление индустрии страхования. Консолидация всех ветвей власти и управления на реализацию социально-эко-номических приоритетов, повышение ре-зультативности государственного регули-рования осуществляемых преобразований при максимальном учете исторических, на-циональных, геополитических и других особенностей округа. При всей разноплановости сформули-рованных приоритетов общей для них является ориентация, с одной стороны, на по-вышение степени интегрированности тер-риторий в рамках Уральского федерального округа, с другой стороны, на максимальное включение потенциального эффекта от раз-вития межрегиональных хозяйственных связей для решения социальных проблем округа и всей Федерации. Методы. Недостаток энергоресурсов у ряда субъектов, входящих в УрФО, целесообраз-но, как показывают исследования, воспол-нять за счет возможностей Ханты-Мансий-ского автономного округа. На его террито-рии размещена одна из самых «молодых» и технически совершенных групп энергопро-изводящих мощностей. Семь генерирую-щих станций имеют установленную мощ-ность 10,5 МВт и вырабатывают 60 млрд. кВтч электроэнергии в год. Для энергосис-тем Урала, часть из которых дефицитна по генерирующим мощностям (например, «Челябэнерго», «Курганэнерго»), соседст-во с таким мощным образованием могло бы стать гарантией стабильного энергообеспе-чения, но для этого не хватает передающих сетей, которые бы соединили их с «Тюменьэнерго». В первую очередь необходимы соединительные звенья в виде ЛЭП-500 между «Тюменьэнерго» и «Свердловэнерго». Прокладка таких звеньев особенно ак-туальна для районов, где проходят «коридо-ры» нефте- и газопроводов и требуется по-стоянная подпитка компрессорных и пере-качивающих станций. Подобное сотрудни-чество субъектов Федерации, расположен-ных в федеральном округе, позволило бы им развивать энергоемкие производства цветной и черной металлургии, электрохи-мии и других высокотехнологичных на-правлений. Значительный эффект не только для УрФО, но и для страны в целом могли бы обеспечить активизация потоков машино-строительной продукции от предприятий Свердловской, Челябинской и Курганской областей для нужд Тюменского Севера, усиление кооперации между нефтегазовым и машиностроительным комплексами. Из-вестны достижения АО «Уралмаш» по про-движению своих буровых установок. «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург) выпус-кает нефтяное оборудование («качалки»), соответствующее мировым стандартам. В г. Снежинск (Челябинская область) освоили выпуск скважинных установок-перфораторов. Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа могут стать испы-тательным полигоном и одновременно «за-казчиком» на новую технику, технологии, научные исследования стратегического ха-рактера. Проблема снабжения северных территорий продовольствием может быть в значительной степени решена за счет уси-ления взаимодействия названных автоном-ных округов с Челябинской и Курганской областями. Важным представляется формирование на базе академических, научно-исследова-тельских и учебных институтов, закрытых и «полузакрытых» административно-тер-риториальных образований, ряда промыш-ленных (в том числе конверсируемых) предприятий сети технополисов, наукогра-дов, технопарков, «инкубаторов» иннова-ционного бизнеса, инновационно-техноло-гических центров. Это даст мощную под-держку укреплению экономики Уральского федерального округа. Естественно, что крупные и крупнейшие города должны стать «локо-мотивами» экономического, социального и культурного развития всего региона. Между тем разделение на «полюса раз-вития» и «периферию» может и должно рассматриваться не только с точки зрения концентрации населения, хозяйства и т.д. Сейчас актуален как раз иной аспект: инно-вационная составляющая - научный, конст-рукторский и внедренческий потенциал. От его наличия и использования зависит воз-можность осуществления на практике структурной и технологической перестрой-ки производства, рост конкурентоспособ-ности экономики. В УрФО значительным в этом плане потенциалом обладают многие малые и средние уральские города. Как правило, это центры высокотехнологичных производств оборонного профиля - ЗАТО, «полузакрытые» города и поселки. Таких территорий в округе несколько десятков (Снежинск, Озерск, Новоуральск, Лесной, Заречный, Миасс и др.). С начала 90 х на базе научно-производственного потен-циала указанных городов происходит создание центров высоких технологий и инноваций. Первенцем таких образований в России стал технополис «За-речный» (на базе одноименного города при Белоярской АЭС). Его опыт на Урале сей-час активно тиражируется. Именно техно-полисы могут стать наиболее перспектив-ными для УрФО «полюсами развития». Разработка систем поляризованного развития не должно ограничивается только конверсионными технополисами. Уже реализуются программы создания тех-нопарков в ряде городов и поселков Свердловской области - Высокогорский (Ниж-ний Тагил), Академический и Уральский (Екатеринбург). Предложено сформировать экотехнопарки в поселках Сысерть и Ниж-ние Серьги. Предложен эксперимент по са-нации депрессивных территорий лесопро-мышленного (Тавдинский район) и горно-промышленного профиля (Североуральск, Дегтярск, Краснотурьинск, Асбест). В основе формировании населения северных районов должен лежать не принцип географической близости, а следующие требования: районы выхода должны быть трудоизбыточными и переселение из них должно вестись семьями, а не отдельными лицами, прибывающими на несколько лет; районы выхода должны иметь близкие хозяйственные условия с районами вселения с тем, чтобы обеспечить наименьшую смену профессий у переселенцев; климатические условия в районах выхода не должны резко отличаться от таковых в районах вселения. Необходимо применить новые подходы к формированию населения и заселению северных территорий. Тезисно их можно представить в следующем виде: значительная часть Северных территорий России при научно обоснованной системе расселения и планировке городских поселений может иметь постоянное или длительно живущее население; прежде всего, это относится к Среднему и Ближнему Северу; - государство берет на себя затраты по гарантиям и компенсациям населению, связанные с особыми условиями проживания, для всех жителей Севера, независимо от того, в какой сфере они работают, какой формой собственности владеет работодатель; - воспроизводство населения северных районов должно осуществляться в основном за счет собственной демографической базы. Миграции будут восполнять выезд пенсионеров и обеспечивать при необходимости рост населения на отдельных территориях, в определенные периоды времени; - ограничение добычи топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, при оптимизации демографической и социально-профессиональной структур населения, а также рост объемов переработки ресурсов и расширение заселенности территории должно осуществляться, в основном, за счет достижений НТП и внутренних людских ресурсов. Заключение. Уральский федеральный округ имеет огромный потенциал развития вследствии своего местоположения, количества природных ресурсов, расположенных на его территории, наличия крупных промышленных предприятий и научно - технической базы. Для реализации этого потенциала необходимо прекратить воспринимать этот регион в качестве поставщика дешевого сырья для перерабатывающих предприятий на европейской части страны и за ее пределами, с одной стороны, и как рынок сбыта для готовой продукции различных отраслей, с другой. При условии вложений значительных средств в развитие перерабатывающих мощностей, создании промышленных и социальных инфраструктур, ориентированных на потребности внутри УрФО и на получение максимальных прибылей при экспорте продукции за его пределы на территории округа можно создать новый индустриально-культурный центр, сопоставимый по уровню развития с центральными территориями страны. Это, безусловно, более затратный подход, который вряд ли будет востребован частными структурами, заинтересованными в скорейшей окупаемости инвестиций. Но социально-ответственному государству, в качестве долгосрочных вложений этот регион способен в дальнейшем будущем принести огромные политические и экономические дивиденды. Таблицы и диаграммы. таблица 1. таблица 2. Таблица 3. Таблица 4. Таблица 5. Поисково-разведочное бурение по субъектам Уральского региона за период 1994-2001 гг. Источники. 1. А.А. Головлев «Экономическая география российской федерации» 2. Т.Н. Успенская «Демографическое развитие северных народов уральского федерального округа»» 3. А.И. Татаркин, В.Ф.Басаргин, С.Ю.Юрпалов, С.Г. Важенин «Социально - экономические проблемы региона» 4. А.И. Татаркин «Приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа» 5. Кулешов В. Экономика Сибири: этапы развития, современные проблемы и варианты будущего 6. Мухаметдинова И.М. Социально-экономическая дифференциация регионов России 7. Статистические таблицы . 8. Интернет.
|