Размещение и оценка нефтяной промышленности мира. Экономический потенциал Южного Федерального округа
Размещение и оценка нефтяной промышленности мира. Экономический потенциал Южного Федерального округа
1. Размещение и оценка нефтяной промышленности мира Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом хозяйстве. Её доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет: 3 % в 1900, 5 % перед 1-й мировой войной 1914-1918, 17,5 % накануне 2-й мировой войны 1939-45, 24 % в 1950, 41,5 % в 1972, 48 % в 2004. Мировая добыча нефти в настоящее время (2006) составляет около 3,8 млрд тонн в год, или 30 млрд баррелей в год. Таким образом, при нынешних темпах потребления, разведанной нефти хватит примерно на 40 лет, неразведанной - ещё на 10-50 лет. Также растёт и потребление нефти - за последние 35 лет оно выросло с 20 до 30 млрд баррелей в год. Имеются также большие запасы нефти (3400 млрд баррелей) в нефтяных песках Канады и Венесуэлы. Этой нефти при нынешних темпах потребления хватит на 110 лет. В настоящее время компании ещё не могут производить много нефти из нефтяных песков, но ими ведутся разработки в этом направлении. Цены на нефть, как и на любой другой товар, определяются соотношением спроса и предложения. Если предложение падает, цены растут до тех пор, пока спрос не сравняется с предложением. Особенность нефти, однако, в том, что в краткосрочной перспективе спрос малоэластичен: рост цен мало влияет на спрос. Редкий владелец автомобиля начнёт ездить в автобусе из-за роста цен на бензин. Т.е. нефть и ее производные имеют низкую эластичность спроса. Поэтому даже небольшое падение предложения нефти приводит к резкому росту цен. Относительно недавно в число крупнейших мировых потребителей нефти вошли Китай и Индия. В XX веке рост спроса на нефти уравновешивался разведкой новых месторождений, позволявшим увеличить и добычу нефти. Однако многие считают, что в XXI веке нефтяные месторождения исчерпают себя, и диспропорция между спросом на нефть и её предложением приведёт к резкому росту цен - наступит нефтяной кризис. Некоторые считают, что нефтяной кризис уже начался, и рост цен в 2003-2008 годах являлся его признаком. |
Страны с крупнейшими запасами нефти (2009г) | | Страна | Запасы, млрд. баррелей | % от мировых запасов | | Саудовская Аравия | 264,1 | 21,0 | | Иран | 137,6 | 10,9 | | Ирак | 115,0 | 9,1 | | Кувейт | 101,5 | 8,1 | | Венесуэла | 99,4 | 7,9 | | ОАЭ | 97,8 | 7,8 | | Россия | 79,0 | 6,3 | | Ливия | 43,7 | 3,5 | | Казахстан | 39,8 | 3,2 | | Нигерия | 36,2 | 2,9 | | США | 30,5 | 2,4 | | Канада | 28,6 | 2,3 | | Катар | 27,3 | 2,2 | | Китай | 15,5 | 1,2 | | Ангола | 13,5 | 1,1 | | Члены ОПЕК | 955,8 | 76,0 | | Весь мир | 1258,0 | 100,0 | | |
Цена нефти в феврале 2008-го уже превышала психологически важную отметку в 100 долларов за барель, в марте высокие темпы роста цен продолжились(110$). Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) была достигнута 11 июля 2008 года, превысив $147 за баррель. В октябре 2008 цена на нефть опустилась ниже 67 долларов за баррель в результате глобального экономического кризиса и достигла своего 12 месячного минимума. Следует отметить, что рост мировых цен на нефть всегда разгоняет долларовую инфляцию, так как США крупнейший потребитель нефти. |
Крупнейшие мировые нефтедобытчики (По данным Международного энергетического агентства) | | Страна | 2008 | 2006 | 2003 | | | Добыча, млн т. | Доля мирового рынка (%) | Добыча, млн т. | Доля мирового рынка (%) | Добыча, млн т. | Доля мирового рынка (%) | | Саудовская Аравия | 480 | 9,1 | 507 | 12,9 | 470 | 12,7 | | Россия | 488,1 | 9,2 | 477 | 12,1 | 419 | 11,3 | | Соединенные Штаты Америки | 294 | 5,6 | 310 | 7,9 | 348 | 9,4 | | Иран | 252 | 4,8 | 216 | 5,5 | 194 | 5,2 | | Китай | 189 | 3,5 | 184 | 4,7 | 165 | 4,4 | | Мексика | 167,94 | 3,2 | 183 | 4,6 | 189 | 5,1 | | Канада | 173,4 | 3,3 | 151 | 3,8 | 138 | 3,7 | | Венесуэла | 180 | 3,4 | 151 | 3,8 | 149 | 4 | | Казахстан | 70 | 1,3 | 64,9 | 1,7 | 51,3 | 1,2 | | Остальные страны | 2985,56 | 56 | 1692,1 | 43 | 1589,7 | 43 | | Мировая добыча нефти | 5280 | 100 | 3936 | 100 | 3710 | 100 | | |
Как правило, основные запасы нефти находятся под контролем государственных нефтяных компаний. Это объясняется тем, что нефтяная промышленность - самый важный сектор экономики для стран, получающих основной доход от экспорта нефти. От получаемых средств зависит наполнение бюджета и возможность развивать другие отрасли экономики. С каждым годом в мире открывают все меньше новых запасов легкодоступной нефти. Количество открытых месторождений в мире возрастало в 60-70-е годы, затем стало несколько снижаться, причем особенно заметным было уменьшение прироста крупных месторождений. И сегодня более 80% объема мировой добычи осуществляется из месторождений, открытых до 1973 года. Около 40% всемирной добычи и около половины экспорта нефти приходится на страны ОПЕК. Сейчас лидерами в области экспорта «черного золота» являются, соответственно, два лидера по добыче - Саудовская Аравия (на экспорт нефти приходится 95% от общего экспорта страны) и Россия. С Ближнего Востока нефть поступает прежде всего в Азиатско-Тихоокеанский регион, а также в Северную Америку и Европу. Большая часть нефти экспортируется из России в Европу, но благодаря новым восточным проектам и росту добычи нефти на Сахалине ожидается, что 30% российского экспорта будет поставляться в динамично развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Нефть является главной статьёй российского экспорта. По данным Федеральной таможенной службы в 2007 из России было вывезено 233,1 млн тонн сырой нефти на 114,15 млрд долл., что составляет около 32,4 % российского экспорта. Популярным заблуждением является часто встречающаяся информация о необходимости поставки нефти на экспорт для обеспечения импорта продукции массового потребления. Даже если бы Россия вообще не поставляла нефть на экспорт в 2007 году, торговый баланс России был бы в профиците на 45,7 млрд долл. Добычей нефти занимаются несколько нефтяных компаний, крупнейшими из которых по результатам 2007 года являются ОАО «Роснефть», ОАО «Лукойл» и ОАО «ТНК-BP». 2. Экономический потенциал Южного Федерального округа Юмжный федерамльный омкруг - административное формирование на юге европейской части России. Образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года. Указом Д.А. Медведева от 19 января 2010г. из его состава выделен Северо-Кавказский федеральный округ с центром в г. Пятигорск. На западе округ имеет с Украиной сухопутные и водные границы, на востоке - с Казахстаном. На юге граничит с Абхазией и с Северо-Кавказским федеральным округом. На востоке федеральный округ ограничен Каспийским морем, на западе - Азовским и Чёрным морями. Южный федеральный округ (после выделения из него Северо-Кавказского федерального округа) включает 2 республики, 3 области и 1 край. Его площадь - 416 тыс. 840 кв. км. В состав округа входят: Республики - Адыгея, Калмыкия; Краснодарский край; области - Астраханская, Волгоградская, Ростовская. Основными направлениями внутрирегиональной политики в масштабе Юга России является интеграция: общерегионального экономического, рыночного пространства, путем усиления взаимодействия экономики и рынков субъектов РФ; региональных рынков и общерегионального рынка с крупным бизнесом, общероссийскими корпорациями; крупного региона и субъектов Федерации с отраслевыми и межотраслевыми комплексами (инвестиционно-строительным, аграрно-промышленным, транспортным, туристическо-рекреационным, промышленным); территорий, муниципальных структур с экономикой крупных городских центров, представляющих субъекты РФ и Северного Кавказа, всей территории Юга России. Эти направления включают в себя также интеграцию: внутрирегиональную миграционную; финансово-банковскую, бюджетно-налоговую; государственных структур на основе федерального округа. В основе объективных интеграционных процессов лежит развитие предпринимательства, слияние корпоративных структур, банковских организаций, возникновение регионального финансового рынка, миграция населения. В интеграционных процессах в масштабе крупных регионов имеются как положительные тенденции, так и угрозы суверенитету, экономической безопасности, общегосударственной целостности страны. Противоречивость интеграционных процессов в масштабе крупного региона может порождать явления сепаратизма, угрозы отделения, тенденции к автаркии вместо саморазвития в условиях единого государства и общероссийского экономического, финансового пространства. Поэтому региональные интеграционные процессы требуется регулировать не только в интересах развития региона, но и всей Российской Федерации, ее единства и целостности. Необходима активная промышленная, инвестиционная политика со стороны государства. Исследования показывают, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем более развиты рыночные отношения, тем сильнее и многостороннее влияние государства на рыночные механизмы и регуляторы. В стратегии ускоренного развития экономического потенциала Южного федерального округа и образующих его субъектов Федерации, повышения устойчивости, конкурентоспособности и экономической безопасности необходимо усилить координацию деятельности федерального центра, структур Южного федерального округа и органов власти субъектов Федерации. Координация регулирования и управления процессами социально-экономического развития субъектов Северного Кавказа и всего Южного федерального округа должна базироваться на интеграционных тенденциях в этом регионе и на более интенсивном вовлечении экономики отдельных субъектов Федерации в общероссийское рыночное пространство. Важно также существенное увеличение инвестиционных потоков в этот регион из общероссийской финансово-кредитной, а не только бюджетной, системы. Отрасли специализации: - базовые отрасли топливно-энергетического комплекса (угольная, нефтяная, электроэнергетическое хозяйство); - машиностроение (металлоемкое, сельскохозяйственная техника, оборудование для нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности); - химическая промышленность (химические волокна, азотные удобрения, пластмасса); - пищевая индустрия (сахар, консервы, растительное масло, мясные и молочные продукты, вино); - сельское хозяйство (зерно (пшеница, рис, просо, кукуруза), сахарная свекла, овощи, плоды, ягоды, эфиромасличные культуры, виноград, чай, цитрусовые, табак, лен, мясо, шерсть); - рекреационная отрасль (курортное хозяйство и т.п.). Основные продукты ввоза в рамках экономической кооперации районов: нефть, лесоматериалы, металл, продукция машиностроения, изделия легкой промышленности, удобрения. Основные продукты вывоза в рамках экономической кооперации районов: сельскохозяйственная продукция, продукция пищевой, легкой промышленности, цемент, уголь. Преимуществами Южного федерального округа являются исключительно благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение, высокий агроклиматический потенциал, уникальные рекреационные ресурсы и высокая степень обеспеченности трудовыми ресурсами. Мощный импульс развитию округа придаст проведение в 2014 г. Олимпийских игр в Сочи. Ограничениями для развития субъектов РФ, входящих в состав Южного федерального округа, являются неоднородность уровня их развития, слабая инфраструктурная обеспеченность, низкий уровень квалификации трудовых ресурсов, значительная доля трудных для освоения горных территорий, угрозы проявления экстремизма и терроризма. Перспективы развития северо-западной части округа (Ростовская область) связаны с Ростовской агломерацией (города Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Таганрог, Батайск, Азов и города восточного крыла Донбасса), экономика которой специализирована на транспортном, энергетическом и сельскохозяйственном машиностроении, металлургии, угледобывающей промышленности, транспортной логистике (с опорой на порт Тамань), а также секторах новой экономики (информационные технологии, научно-образовательный комплекс, инновационные транспортные технологии). Центрами развития Азово-Черноморской части округа становятся группы городов Новороссийск-Анапа-Геленджик (рекреационно-курортный комплекс и туризм, транспортно-логистические услуги, промышленность стройматериалов, нефтедобыча, специализированное сельское хозяйство), Сочи-Адлер-Туапсе (рекреационно-курортный комплекс и туризм), Краснодар-Армавир-Горячий Ключ-Кропоткин (машиностроение, рекреационно-курортный комплекс, транспортно-логистические услуги, агропромышленный комплекс). Для экономик субъектов РФ, расположенных в низовьях р. Волги, локомотивами опережающего экономического роста выступают, в основном, обрабатывающие отрасли и сельское хозяйство. Для Волгоградской области перспективы связаны с развитием металлургии, химии, ориентированного на производство дорожно-строительной техники машиностроения, научно-образовательного комплекса, транспортной логистики и агропромышленного комплекса. В Астраханской области опережающими темпами будут развиваться судостроение, нефтегазодобыча, нефтегазопереработка, агропромышленный комплекс. С точки зрения межрегиональной интеграции и разделения труда, экономики этих субъектов РФ в силу сложившихся экономических специализаций и общей инфраструктуры интегрированы с субъектами РФ, входящими в состав Приволжского федерального округа, в большей степени, чем с другими субъектами Южного федерального округа. Экономические перспективы Республики Калмыкия связаны с переходом на современные технологии выращивания и переработки продукции в ее традиционной экономической специализации - агропромышленном комплексе. Ключевыми условиями реализации экономического потенциала субъектов РФ, расположенных в Южном федеральном округе, выступают переход к конкурентоспособной экономике с диверсификацией ее традиционных специализаций и снятие инфраструктурных (прежде всего, в области транспорта) ограничений их развития. На территориях субъектов РФ, обладающих богатым природно-рекреационным потенциалом, необходимо создать условия для опережающего развития туристической отрасли, что, в свою очередь, даст импульс развитию пищевой промышленности, сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства коммерческой и жилой недвижимости. Для экономического подъема субъектов РФ, в которых накоплен мощный индустриальный потенциал, определяющее значение будет иметь оказание государственной поддержки модернизации их перспективных базовых отраслей с целью повышения производительности труда и производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Дополнительный базис для развития экономики округа может составить добыча и переработка ресурсов Каменск-Шахтинского золотоносного месторождения и Северо-Кавказской золоторудной провинции, охватывающей территории северокавказских республик - Адыгеи, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии и частично Дагестана, Тырныаузского месторождения вольфрама в Кабардино-Балкарии, титано-циркониевых месторождений Ставропольского края, месторождений антрацита в Ростовской области, месторождений поваренной соли в Краснодарском крае. Развитие транспортной системы округа связано, прежде всего, с повышением ее связности и наращиванием пропускной способности всех видов транспортных коммуникаций. Необходимо завершить создание единой опорной автодорожной сети без разрывов и «узких мест», восстановить международное и межрегиональное морское, речное и воздушное сообщение, что имеет принципиальное значение для развития мощного туристско-рекреационного комплекса округа. Реализация транзитного потенциала транспортной системы округа и увеличение внешнеторгового грузооборота связаны с повышением пропускной способности железнодорожного транспорта и переходом к скоростному движению, организацией взаимодействия морского и железнодорожного видов транспорта с образованием крупных транспортных узлов на базе логистических центров и терминалов, развитием системы морских портов на Азово-Черноморском и Каспийском побережьях, Таманском полуострове, водно-транспортного сообщения между Каспийским и Черным морями и водных путей на участках международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Дунай-Дон-Волга», а также создания авиахаба на базе аэропорта г. Ростов-на-Дону. Литература 1. Зотова А.И. Усиление финансовой самостоятельности субъектов Южного федерального округа // Материалы VII научно-практической конференции. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. 2. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: статистический сборник / Главный редактор В.Л. Соколин - М.: Росстат, 2008. 3. Рощупкина В.В. Анализ финансового потенциала субъектов Южного федерального округа. - ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», 2008. 4. Ярашева А.В. Северный Кавказ: проблемы экономической интеграции.//Проблемы преобразования и регулирования региональных социально-экономических систем: сборник статей. Вып. 38. -СПб.: ИПРЭ РАН, 2007. 5. http://ru.wikipedia.org/wiki/нефть 6. http://www.riatec.ru - сайт центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса. 7. http://www.mirnefti.ru - сайт Роснефти.
|