Северная и Латинская Америка
Северная и Латинская Америка
Реферат на тему: «Северная и Латинская Америка» СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА К Северной Америке обычно относят только США и Канаду. Регион занимает площадь 19,4 млн км2 с населением более 290 млн чел. США По размерам территории США занимают 4-е место в мире. В их состав входят: 1) основная территория, протягивающаяся с запада на восток на 4,7 тыс. км, а с севера на юг-- на 3 тыс. км; 2) Аляска; 3) Гавайские острова. США имеют выгодное ЭГП: широкий выход к Атлантическому и Тихому океанам, довольно сильно изрезанную береговую линию, способствующую развитию морского транспорта. Существуют удобные транспортные связи с двумя соседями -- Канадой на севере и Мексикой на юге. США -- федеративная республика, состоящая из 50 штатов и одного федеративного округа Колумбия, где расположена столица государства -- Вашингтон. Население. Численность населения США -- 263,6 млн чел. Естественный прирост населения за последние годы значительно снизился и составляет 5 чел. на 1000 жителей в год. США -- страна иммиграции. Современная американская нация -- это результат этнического смешения переселенцев из разных частей света, особенно из Европы и Африки, а в последнее время -- из Мексики. В стране проживает более 100 этносов, в том числе 12% составляют черные американцы и 1% -- индейское, эскимосское и гавайское население. По религиозному составу американцы в основном относятся к католической и протестантской вере. Средняя плотность населения составляет 27 чел./км2, но расселено оно крайне неравномерно: в северовосточных штатах плотность достигает 400 чел., а в горных -- 2--4 чел./км2. Внутренние миграции населения в основном направлены из северных в южные и западные штаты (Техас, Флориду и Калифорнию). США -- типичная страна городских агломераций, которых здесь насчитывается около 300. В то же время городов-миллионеров немного -- всего 9. Сформировались три мегалополиса: Северо-Восточный, Приозерный и Калифорнийский. США -- одна из наиболее урбанизированных стран мира (76%). Сельское население проживает на отдельных фермах, где условия быта почти не отличаются от городских. Природные ресурсы. США очень богаты природными ресурсами. В восточной и южной (платформенной) частях страны преобладают полезные ископаемые осадочного происхождения -- нефть, газ, уголь. На Западе (в складчатой области) -- рудные ископаемые. По запасам многих минеральных ресурсов США занимают 1-е место среди развитых стран Запада. США занимают 2-е место в мире по добыче нефти, природного газа и угля. США принадлежит ведущее место по добыче молибденовых (1-е место в мире), железных, медных, свинцовых, цинковых руд, солей (1-е место в мире) и фосфоритов, серебра и золота. Тем не менее в последние годы проблемы ресурсообеспеченности в стране обострились. Обильны и разнообразны водные ресурсы, но они сконцентрированы в основном на востоке: река Миссисипи с притоками и Великие озера. Достаточно велики земельные ресурсы. Обеспеченность пашней на душу населения (с великолепными черноземными почвами) намного больше среднемировой. Леса сильно вырублены и покрывают только х/4 территории страны, преимущественно в Кордильерах и на Аляске. Агроклиматические ресурсы крайне разнообразны и позволяют выращивать практически все растения умеренного, субтропического и тропического поясов. Хозяйство. Еще в конце XIX в., обогнав Великобританию, США вышли на 1-е место в мире по объему промышленного производства, которое отличается высоким уровнем производственной, финансовой и территориальной концентрации. Производство ориентировано на выпуск как массовой, традиционной, так и уникальной, наукоемкой продукции. Активному выходу США на передовые позиции в мире способствовал ряд факторов: 1) свобода сельского хозяйства от феодализма на большей части страны; 2) большой приток высококвалифицированных иммигрантов; 3) расширение внутреннего рынка за счет освоения новых земель; 4) богатые и в основном нетронутые природные ресурсы; 5) выгодное географическое положение; 6) длительный период развития без войн на собственной территории. В настоящее время серьезными конкурентами США становятся Западная Европа и Япония. США -- крупнейший экспортер капитала, но внешнеторговый дефицит составляет более 100 млрд долл. Стоимость промышленной продукции в 10 раз превышает стоимость сельскохозяйственной, причем в самой промышленности, где занято 25% работающих, четко проявляется переход к ресурсо- и энергосберегающим технологиям, к наукоемким отраслям, что способствует сокращению ресурсного сектора. В топливно-энергетической промышленности ведущее место принадлежит нефти и газу (70% в ТЭБ страны). Однако с начала 70-х гг. добыча нефти неуклонно падает, а импорт -- растет, составляя 50% потребностей страны. Значительная часть угля экспортируется. По выработке электроэнергии США стоят на 1-м месте, причем 60% энергии дают ТЭС. На АЭС вырабатывается более 20% энергии и почти столько же -- на ГЭС. Крупнейшие каскады ГЭС расположены на реках Теннесси, Колумбия, Колорадо. Размещение черной металлургии определялось топливно-ресурсной базой. Основные районы: Северные Аппалачи и Великие озера, Чикаго, Гэри, Детройт, Буффало, Кливленд, Питсбург. Однако в последнее время возникли новые крупные центры на Атлантическом побережье: Балтимор, Филадельфия, Трентон, ориентированные на импортное сырье. Общий объем выплавки стали в последние годы падает, но необходимо иметь в виду, что США все более ориентируются на производство высококачественных сталей, а рядовой металл предпочитают импортировать. Цветная металлургия тяготеет к местам добычи и к источникам дешевой энергии -- бассейнам рек Колорадо и Теннесси. США занимают 1-е место в мире по выплавке алюминия, практически не располагая его запасами. Основные центры машиностроения приурочены к агломерациям и мегалополисам. Главным центром автомобилестроения является Детройт. Наукоемкое машиностроение -- электронное и авиакосмическое -- развито во всех трех мегалополисах, но особенно в Калифорнийском: в Лос-Анджелесе и Сиэтле. США -- лидер в мировой химической промышленности как по объему, так и по разнообразию выпускаемой продукции. Ориентируясь на собственную и привозную нефть и газ, а также на собственные месторождения серы и фосфоритов в южных штатах, США развивают химическую промышленность преимущественно в Техасе (Хьюстон) и на северо-востоке страны (Нью-Йорк, Филадельфия, Бостон). Текстильная промышленность исторически развивалась в североатлантических секторах с центром в Бостоне, но в последние годы частично переместилась на юг -- к районам более дешевой рабочей силы и производства хлопка и синтетического волокна. По размерам сельскохозяйственного производства США превосходят все страны мира. Капиталистическая ферма -- основа сельского хозяйства, в котором занято всего 3% экономически активного населения. Многоотраслевое хозяйство обеспечивает не только потребности страны, но и дает значительную продукцию на экспорт. По сбору зерна, производству молока, мяса, птицы США занимают 1-е место в мире. В сельскохозяйственной продукции преобладают продукты животноводства. Широко развито свиноводство и птицеводство. В растениеводстве главную роль играют зерновые культуры, занимающие 2/3 всех площадей, -- пшеница, кукуруза, сорго. Огромное разнообразие природных условий, высокая товарность культур привели к тому, что в США возникла узкая специализация как отдельных ферм, так и целых районов, которые в США принято называть поясами. США вместе с Канадой образуют североамериканский тип транспортной системы. Для него характерны развитие всех видов транспорта, большие объемы и дальность перевозок, относительно небольшая густота дорог, особая роль принадлежит автомобильному транспорту. Каркас транспортной сети образуют трансконтинентальные магистрали широтного и меридионального направлений. Железнодорожный транспорт сильно потеснен автомобильным: 90% междугородных перевозок пассажиров осуществляется личными автомобилями. Длина автодорог в стране все время растет, а железнодорожных магистралей -- сокращается. Морской транспорт обслуживает в основном внешнюю торговлю страны. Крупнейшие морские порты США: Нью-Йорк, Хьюстон, Филадельфия, Балтимор, Новый Орлеан, Сан-Франциско и др. В речном транспорте важную роль играет водная система Миссисипи -- Великие озера -- река Св. Лаврентия. Трубопроводный транспорт по длине нефтепроводов и газопроводов стоит на 1-м месте в мире. На пересечении сухопутных и водных магистралей образовались крупные транспортные узлы -- Нью-Йорк, Чикаго, Филадельфия, Лос-Анджелес, Хьюстон. В Чикаго, Далласе, Лос-Анджелесе и Атланте находятся самые крупные по пассажирообо-роту аэропорты мира. Макрорегионы. В США можно выделить 4 макрорегиона: Северо-Восток, Средний Запад, Юг и Запад. Северо-Восток -- самый небольшой по площади макрорегион, но роль его крайне велика, его называют «мастерской нации». Здесь расположены экономическая столица США -- Нью-Йорк и политическая столица -- Вашингтон. Нью-Йорк дает 1/10 ВВП страны, являясь главным финансовым центром США. В Вашингтоне почти нет промышленных предприятий, это -- крупнейший политический, научный и культурный центр. Здесь же расположена главная угольно-металлургическая база страны с центром в городе Питсбурге, относящемся сейчас к категории депрессивных. Средний Запад -- крупный промышленный и сельскохозяйственный район, сформировавшийся на базе ресурсов топлива и сырья. Столица макрорегиона -- Чикаго -- центр индустрии, финансовой мощи, главный рынок зерна и скота, а также крупнейший транспортный узел. На Среднем Западе расположены кукурузный, пшеничный, а также молочный пояса страны. Юг -- бывший рабовладельческий регион. Сейчас -- район добычи нефти, газа, угля, фосфоритов; мощных электростанций, нефтехимических комбинатов, предприятий текстильной промышленности. Как и прежде, здесь выращивают хлопок и табак. По уровню благосостояния он все же уступает другим макрорегионам. Запад -- самый молодой, динамичный и наиболее контрастный макрорегион США. Раньше он специализировался на добывающей промышленности и пастбищном животноводстве. В наше время Дальний Запад -- край пастбищ; Горный Запад -- район медных, молибденовых, урановых, золотых рудников, орошаемого земледелия и национальных парков. Тихоокеанский Запад, где расположена Калифорния, -- главный научный, военно-промышленный и «фруктовый» центр США. Столица района -- Лос-Анджелес, город кинематографии (Голливуд), нефти и авиакосмической промышленности. Второй важнейший город Калифорнии -- Сан-Франциско, рядом с которым находится знаменитая Селиконовая долина -- центр электронно-вычислительной техники. В состав Запада входят также Аляска -- один из главных новых нефтяных районов, и Гавайи -- острова сахарного тростника, ананасов и туризма. КАНАДА По размерам площади Канада находится на 2-м месте в мире после России, немного превосходя США. Население. Численность населения Канады -- 28,1 млн чел. Естественный прирост населения за последние годы уменьшился еще больше, чем в США, и составляет 5 чел. на 1000 жителей. Как и США, Канада -- страна иммиграции. Основная часть населения -- англичане (40%) и французы (27%), остальная часть населения представлена переселенцами из разных регионов мира. В Канаде два официальных языка -- английский и французский. На протяжении многих лет франкоязычная провинция Квебек добивается отделения от Канады. Для Канады характерны колоссальные контрасты в размещении населения: 90% проживает в узкой полосе вдоль границы с США, где плотность населения в среднем составляет 20 чел./км2, при средней плотности по стране -- 3 чел./км2. Канада -- высокоурбанизированная страна: в городах проживает 77% ее жителей. Крупнейшие города: Торонто и Монреаль (менее 4 млн жителей в каждом). Природные ресурсы. Преобладают рудные полезные ископаемые: урановые, цинковые, никелевые руды, по добыче которых страна занимает 1-е место в мире, а также железные, свинцовые, кобальтовые, молибденовые руды, золото, серебро, платина. Из осадочных месторождений можно выделить добычу солей, угля, нефти, асбеста. Однако многие месторождения находятся в труднодоступных районах гор и Крайнего Севера. Канада очень богата водными и гидроэнергетическими ресурсами. Огромны запасы лесных ресурсов: хвойные леса занимают 1/г площади страны. Лучшие почвы находятся на небольшой территории на юге Внутренних равнин. Хозяйство. Канада -- высокоразвитое государство, входящее в состав «Большой семерки». Отличительная особенность экономики -- большая доля добывающих отраслей и отраслей «первых этажей» обработки сырья. На мировой рынок Канада вывозит 80% всей продукции добывающей промышленности, из них почти 3/4 -- в США. Ведущие отрасли -- машиностроение, металлургия и лесная промышленность. Сельское хозяйство -- высокотоварное, многоотраслевое, хорошо технически оснащенное. На долю животноводства приходится 60% доходов. Ведущая отрасль растениеводства -- зерноводство с преобладанием пшеницы. По производству зерна на душу населения Канада занимает 1-е место в мире. Большое значение для Канады с ее «рассеянной» экономикой и неравномерным расселением приобретает транспорт. Особое значение имеют трубопроводный и водный транспорт; последний связан с системой Великих озер и рекой Св. Лаврентия. Система шлюзов дает возможность морским судам заходить в глубь страны более чем на 1000 км. Канада по своему экономическому потенциалу слабее США, но занимает 1-е место в мире по индексу уровня жизни населения. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА Страны Латинской Америки в большинстве своем бывшие колонии Испании и Португалии, получившие независимость в начале XIX в. В состав региона входит 46 стран и территорий, в том числе 33 суверенных развивающихся государства, общей площадью 21 млн км2. Протяженность территории с севера на юг от границы с США до мыса Горн -- 13 тыс. км, а с запада на восток -- 5 тыс. км. Государства Латинской Америки сильно отличаются друг от друга по площади. ЭГП региона определяется его близостью к США и значительной удаленностью от других стран, а также тем, что в его северной части проходит важнейшая транспортная артерия мира -- Панамский канал. Большинство стран имеют широкий выход к океану. По государственному строю абсолютное большинство суверенных государств -- республики, некоторые, скорее формально, -- конституционные монархии, входящие в состав Британского Содружества, как, например, Ямайка. Бразилия, Мексика и Венесуэла -- федеративные государства, остальные -- унитарные. ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ Минеральные ресурсы определяются особенностями геологического строения территории. На фундаменте Южно-Американской платформы, на многочисленных щитах, а также в складчатом поясе Анд и Кордильер присутствуют рудные полезные ископаемые. В мощном осадочном чехле платформенных и межгорных котловин и на шельфах имеются крупные запасы горючих полезных ископаемых. Нефть и газ добывают в Мексике, Венесуэле, на Тринидаде и Тобаго, в Аргентине. По добыче железных руд Бразилия занимает 2-е место в мире, имеются запасы железных руд и в Венесуэле. Огромные запасы бокситов есть на Ямайке, в Бразилии, Суринаме, Венесуэле; медных руд -- в Чили (1-е место в мире), Перу, Мексике; серебра -- в Мексике (1-е место в мире), Перу, Чили, Боливии. По водным ресурсам Латинская Америка занимает 1-е место в мире, а по гидроэнергоресурсам уступает только зарубежной Азии. Лесные ресурсы -- самые богатые в мире: здесь сосредоточено почти 25% всех лесов мира, а лесистость достигает почти 49%. Латинская Америка богата земельными ресурсами, обеспеченность пашней на душу населения в несколько раз превышает среднемировой показатель. НАСЕЛЕНИЕ В регионе проживают около 460 млн чел. Для него характерен второй тип воспроизводства населения. Пик демографического взрыва пройден, однако естественный прирост населения достаточно высок -- около 20 чел. на 1000 жителей, что обусловливает «молодость» населения большинства стран. Для размещения населения характерны следующие особенности: 1) это один из наименее заселенных регионов мира, где средняя плотность всего 20 чел./км2; 2) неравномерность населения выражена ярче, чем в других регионах; 3) освоенность плоскогорий, нигде в мире население не поднимается так высоко в горы -- в отдельных странах региона поселения расположены на высоте 4500--5000 м. Уровень урбанизации очень высок -- 72%, а темпы -- замедленные. В регионе около 30 городов-миллионеров, идет активный процесс формирования агломераций. Четыре из них -- Мехико, Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес -- крупнейшие в мире. В Мехико, занимающем 0,5% территории страны, проживает 25% населения. В Латинской Америке наиболее ярко проявляется «ложная урбанизация», при которой доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, что связано с массовым притоком в города неимущего сельского населения. Это ведет к «трущобной урбанизации», при которой формируются районы нищеты. Здесь проживает до 50% населения крупных городов. Эти черты характеризуют латиноамериканский тип города. Этнический состав населения весьма пестр. Он сформировался под влиянием трех факторов: местных индейских племен, европейских переселенцев, прежде всего из Испании и Португалии, и африканцев, завезенных сюда колонизаторами. В результате коренное индейское население в наши дни составляет 15%, хотя в Эквадоре, Боливии, Перу -- более 40%. Большую долю населения в странах Латинской Америки составляют метисы -- потомки от браков европейцев и негров. Подавляющее число латиноамериканцев исповедуют католицизм, силой насажденный здесь испанскими конкистадорами. ХОЗЯЙСТВО Латинская Америка опережает зарубежную Азию и Африку по уровню индустриализации, давая х/2 всей промышленной продукции развивающихся стран. Однако в последние годы темпы экономического развития латиноамериканских стран несколько снизились -- в среднем ежегодный прирост ВВП составляет 3--4%, т. е. меньше, чем в азиатских странах. Поэтому, если до сих пор были основания утверждать, что Латинская Америка является лидером в развивающемся мире, то сейчас можно предположить, что лидерство переходит к азиатским странам. Общим для всех стран региона является сильная экономическая зависимость от США, более 50% капиталовложений которых приходится на развивающиеся страны, поставляющие им 70% стратегического сырья и большую часть нефти, цветных и редких металлов. Латинская Америка играет значительную роль в мировой горнодобывающей промышленности, однако за последние десятилетия наблюдается снижение в национальном доходе доли горнодобывающей промышленности, а также сельского хозяйства и повышение удельного веса обрабатывающих отраслей. Причем в продукции снизилась доля традиционной текстильной, кожевенной и пищевой промышленности и соответственно выросла доля базовых отраслей -- нефтехимии и нефтепереработки, черной и цветной металлургии, машиностроения, в том числе наукоемкого, вплоть до микроэлектроники, авиакосмической промышленности, автомобилестроения. 90% всей обрабатывающей промышленности приходится на Бразилию, Мексику и Аргентину, а также на Чили, Венесуэлу, Колумбию и Перу. В странах Центральной Америки и Карибского бассейна и в ряде других стран в структуре промышленного производства преобладают пищевая и легкая промышленность. Размещение промышленности в странах Латинской Америки характеризуется моноцентрической структурой, при которой в промышленном производстве преобладает один, как правило, столичный приморский центр. Сельское хозяйство продолжает играть важную, а в большинстве стран -- ведущую роль в экономике. Оно представлено двумя хорошо выраженными секторами. Первый -- высокотоварное, плантационное хозяйство, которое во многих странах приобрело характер монокультуры. Наиболее быстро этот сектор развивается в Мексике, Бразилии, Аргентине, Колумбии, где, используя методы «зеленой революции», крупным капиталистическим хозяйствам удалось обеспечить значительный прирост продукции земледелия и животноводства. Некоторые страны стали крупнейшими производителями монокультуры -- сахарного тростника, бананов, кофе, хлопчатника. Второй -- потребительское малотоварное сельское хозяйство, в котором сохранились старые формы землевладения и землепользования. Ведущая отрасль сельского хозяйства -- растениеводство. В посевах преобладают зерновые -- пшеница, кукуруза, сорго. По производству животноводческой продукции выделяются Аргентина и Уругвай. Слабое место латиноамериканской экономики -- транспорт. Несмотря на большую протяженность дорог, техническая оснащенность их очень низка, как и плотность транспортной сети. Главный вид сухопутного транспорта -- автомобильный. Решающее значение имеет морской транспорт, обеспечивающий внешнеторговые перевозки. Крупнейшие универсальные порты имеются в Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе. Значительную роль играет также воздушный транспорт, обеспечивающий как внутренние, так и межконтинентальные пассажирские перевозки. Территориальная структура хозяйства имеет ярко выраженный колониальный тип, где столица или экономический центр образует главный фокус территории. Латинская Америка занимает промежуточное положение между развивающимися и развитыми странами.
|