Главная » Рефераты    
рефераты Разделы рефераты
рефераты
рефераты скачатьГлавная
рефераты скачатьАстрология
рефераты скачатьГеография и экономическая география
рефераты скачатьМеждународные отношения и мировая экономика
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьСтроительство
рефераты скачатьСхемотехника
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьФинансы
рефераты скачатьФотография
рефераты скачатьИскусство
рефераты скачатьЛитература
рефераты скачатьФилософия
рефераты скачатьАстрономия
рефераты скачатьГеография
рефераты скачатьИностранные языки
рефераты скачатьРазное
рефераты скачатьАвиация и космонавтика
рефераты скачатьКриминалистика
рефераты скачатьКриминология
рефераты скачатьКриптология
рефераты
рефераты Информация рефераты
рефераты
рефераты

НТР и художественное творчество - (реферат)

НТР и художественное творчество - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Студент IVкурса факультета архитектуры
    института им. И. Е. Репина
    Богрянцев П. А.
    22. 05. 1997
    РЕФЕРАТ
    "НТР и художественное творчество"
    СОДЕРЖАНИЕ
    1. Влияние на развитие общества.
    2. Личность.
    Влияние на искусство.
    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

статья "НТР и личность" Д. А. Гранин статья "Эстетика парадокса" Ю. В. Линник статья "К проблеме индивидуального стиля в научных

    исследованиях" А. С. Архангельская
    статья "Человек и техника в новейшей зарубежной
    литературе" Т. Л. Мотылева

статья "На пути к синтетизму" И. Грекова статья "Творческий процесс или имитация? " А. А. Крон

    1

1. Технический прогресс и нравственное развитие общества. Антиутопии.

В начале ХХ века возник ряд "антиутопий" , в которых описываются опас ности , которые несет человечеству грядущая "машинная цивилизация". Как пример можно привести сатирический рассказ С. Линкока "Человек в асбесте", написанный еще в начале века. Итогом развития машинной ци вилизации, по мнению автора, будет вечный , бессмертный и однообраз ный мир, полностью безопасный и в равной мере бессмысленный. "Будущий" человек Линкока потерял человеческие чувства и стремления. Линкок высмеивает стандартизацию жизни, нивелировку человека в Аме рике (действие происходит на Бродвее). Это произведение и ряд ему по добных выражают общую мысль - опасность обнищания духовной жи зни , атрофии человеческой деятельности , деперсонализация личности . В машинной цивилизации К. Воннегута ("Завтрак для чемпионов") ясно видны уже ставшие реальностью проблемы - умирание природы , рост преступности , духовное обнищание.

Отрыв научно-технического прогресса от нравственного развития общест ва вызывает мнимую альтернативу : либо прогресс науки и техники , либо прогресс человека. Так , например, английский культур-философ А. Тойнби считает : мораль статична , а техника динамична , и разрыв между техни ческим развитием и нравственным развитием человечества постоянно уве личивается.

Подобный подход исключает компромиссное решение проблемы. Ключ к решению - в комплексном решении : единство и неразрывность научно-тех нического, социального и нравственного прогресса. Если процессы НТР не контролировать , это может вызвать серьезнейшие диспропорции и проти воречия в общественном развитии.

НТР повышает меру социальной и моральной ответственности людей в связи с тем , что созданные ими силы могут угрожать существованию са мого человечества. Проблема свободы встает не только как проблема лич ного выбора , но и как проблема общей ответственности людей за опре деление путей развития человеческой цивилизации , способной обеспе чить не просто выживание , но и оптимальные условия жизни будущих поколений.

    2
    2. Личность.

В истории человечества индивидуально-личностное мироощущение и самоощущение обычно усиливалось в кризисные эпохи. Индивиду прихо дится самому искать ответы на новые вопросы , к которым неприменимы старые подходы. Человеческое "я" приспосабливается к новым факторам. Информационные перегрузки вызывают необходимость индивидуального отбора усваиваемой информации. Множественность и сменяемость соци альных ролей личности создают необходимость их осознания и интегра ции в определенной системе личных ценностей , в рамках целостного об раза "я". Экстенсивность общения вызывает потребность в интимности , индивидуализирует требования к любви, дружбе.

НТР порождает новые виды искусства, делает произведения искусства доступнее для людей. Но успехи НТР вызывают у ее творцов чуство пре восходства над искусством. Тем более что в искусстве подобного прогресса нет, по сравнению с НТР оно кажется малоподвижным. Кроме того, совре менные формы искусства во многом зависят от техники. Но именно в этом постоянстве воплощен внутренний мир человека с нетленными ценностя ми и душевными перивязанностями. Искусство реагирует на изменение жиз ни и вбирает в себя явления современности.

НТР увеличивает меру материальных потребностей человека, искусство же увеличивает меру его внутренних потребностей. Очевидно, что искус ство должно не расцвечивать НТР , а помочь осознать ее не как самоцель, а как средство.

НТР создает человека, уверенного в том, что знания заменяют культуру. Человек фиксирует инфориацию, полученную от произведения, но диалог с произведением не возникает. Так в романе М. Фриша "Homo Фабер" предс тавляется этот новый тип человека - преуспевающий инженер Вльтер Фа бер успева за три месяца успевает облететь полмира. Эти постоянные пе ремещения - способ автора раскрыть характер человека деловитого , пре успевающего и равнодушного к таким понятиям , как семья , дом , родина. Для Фабера преклонение перед техникой заменило религию. В иных убеж дениях , иных духовных ценностях он не нуждается. Характерно то , что Фабер не читал Толстого. В картинных галереях Парижа и Рима ему скуч но. Но гораздо серьезнее жизненная позиция Фабера , определяемая по формуле "это меня не касается". Мораль книги : "Технократ отчужден от живого мира".

В проблеме охраны внутреннего мира человека роль искусства неоцени ма - "Красота спасет мир".

    3
    "Эстетика парадокса"

К вопросу о соотношении науки и искусства можно подойти двояко. С од ной стороны , интересно прослеживать их взаимовлияния : в науке искать элементы художественного мышления (диалоги Галилея) , а в искусстве обнару живать воздействие науки ("научная поэззия"). Но говорить о подлин ном синтезе науки и искусства можно лишь в отдельных случаях. Чаще та кое взаимопроникновение бывает неполным , частичным. Поэтому полезно посмотреть на проблему , акцентируя внимание на некоторых инвариан тах , присущих науке и искусству , несмотря на все их различия. Как пример - парадоксальность. Парадокс был всегда неотъемлемым ком понентом научного мышления. Но отношение к нему существенно менялось. Обнаружив парадоксальную антиномичность разума , Кант увидел в непри миримости тез и антитез трагедию мышления, - его расколотость , разор ванность , разъятость. Это типично для классического мышления. Парадок сы воспринимались чисто негативно : они возмущали рационально ясную модель мира , оценивались как фактор дисгармонии. ХХ век создал иную шкалу оценок. Принцип дополнительности Н. Бора изменил негативное от ношение к парадоксу на позитивное : появление парадокса может свиде тельствовать о приближении к истине. Изменилось понимание истины , гар монии , красоты. Классическая истина была несовместимой с антиномич ностью. Однако Бор указал , что на более глубоком уровне возникает ситуа ция , когда утверждение и противоутверждение , аргумент и контраргумент оказываются парадоксально равноправными и в одинаковой степени истин ными.

В гуманитарной области парадокс всегда был вполне законным , даже необходимым элементом. Парадоксальные пересечения смыслов в произ ведении действуют непосредственно на сознание , обходя логический ана лиз. Интересно , что современная наука приходит к парадоксальным выво дам и понятиям ( последние исследования в области физики - касательно исследования пространства и материи). На уровне глубинных парадоксов наука и искусство находят точку соприкосновения. В определенные момен ты научного познания ведущую роль играет интуиция , а художник неред ко выверяет свое произведение с помощью математического расчета. Парадоксы маркируют границу между обыденным и небывалым , канони ческим и новым. Современная наука находит удивительнные аналогии , так в концепции Фридмана проведена аналогия между микрочастицей и вселен ной.

Аннулируя привычные алгоритмы мышления , парадокс подталкивает нас к новизне.

    5
    3. Влияние на искусство
    Синтетизм.

НТР часто порождает смешение и взаимопроникание жанров. В отдель ных случаях границы между точными и гуманитарными науками становят ся практически неразличимы. Творческого человека не можее удовлетворить его узкопрофессиональная деятельность. Математические методы проника ют в чисто гуманитарные области и часто помогают глубже осмыслить яв ление , обнаружить в нем важные законоиерности. При этом применение математического аппарата само по себе не придает точности и достовер ности научному исследованию. С помощью этого аппарата исследунтся не само явление , а его математическая модель , которая может быть как удачной , так и не удачной (что в гуманитарных науках встречается чаще). На грани науки и искусства стоит такая форма творчества , как педагоги ческое мастерство. Хороший педагог - всегда не только ученый, но и худож ник , артист. Огромную роль здесь играет искусство отбора - из необозримо го объема информации необходимо отобрать нужную и в каком виде донес ти до слушателя. Через педагогическое творчество происходит вовлечение людей в сферу научных идей и концепций , в сферу научной этики и эсте тики.

Этические и эстетические вопросы все чаще проникают в научные ис следования , т. к. ответственность науки перед природой и человечеством за последнее время сильно возросла. (Главный герой пьесы "Физики" убеж ден - "нынешний гений обязан быть непризнанным")

Еще одно соединение науки и искусства - научно-популярная литерату ра. В своих лучших образцах она поднимается до уровней художественных произведений. "Популярное изложеие" - вовсе не "вульгаризация". Потреб ность в литературе, способной рассказать высокоразвитым читателям, что происходит вне их узкого круга , характерна для эпохи НТР.

"Научная" проза. Значимость науки в жизни общества резко повышается. Совершенно закономерно стремление искусства проникнуть в мир науч ных проблем , отразить жизнь и быт , взаимоотношения и столкновения людей , связанных с наукой. Для того чтобы писатель мог достоверно пере дать мир науки и его людей , он должен прежде всего знать эту область жизни , и не в общих чертах , а довольно близко. Писатель не должен бла гоговеть перед "таинством" и величием науки , именно прозаичность и обы денность придает произведению достоверность и силу.

    4
    Искусственный интеллект и творчество.

ЭВМ , как один из продуктов НТР , по моему мнению , должна занимать отдельную нишу. Насколько применим компьютер к творческому процессу вопрос неоднозначный и сложный.

Всякое познание действительности - в той или иной степени ее модели рование. Современные машины способны не только моделировать окружа ющую действительность , но и в определенной мере ее интерпретировать. Однако творчество на сегодняшний день остается прерогативой челове ка. Сторонники машинного творчества утверждают - если машина способ на создать произведение , которое будет восприниматься людьми , как ис кусство , то уже не существенно , каким путем достигнут этот эффект. Кро ме того , наука нетерпит никаких запретов , кроме наложенных самой при родой. Поэтому утверждать , что машинное творчество никогда не возник нет , нельзя.

Человек не способен выдумать ничего , что не было бы комбинацией уже существующих в природе элементов. Применительно к искусству это верно лишь наполовину. В искусстве все решает не состав , а контекст , взаимо действие. Машина способна создать произведение , отвечающее всем за ложеным требованиям , но это произведение не будет нести никакой идеи. Машина может создать заготовку , но окончательный отбор останется за человеком. Отбор - главнейший элемент всякого творчества.

Без человека творчество превращается в имитацию , подражание суще ствующему. Образ индивидуален и неповторим , он не конструируется , а рождается , в нем концетрируется опыт всего человечества , преломлен ный через индивидуальный опыт сознания , через особенности характера и темперамента личности. Если в будущем машина обретет личность , она сможет творить.

Жизненность любого творческого метода может быть подтверждена толь ко одним способом - созданием шедевров. Только шедевры заставляют че ловека пресмотреть свои эстетические принципы. Версификация ничего не доказывает , это лишь пережевывание уже существующих шедевров. И по этому новое произведение , созданное в стиле какого-то старого мастера , может вызвать лишь поверхностный интерес.

Произведения искусства не изоморфны своим схемам , как продукты точ ных наук. Однажды В. И. Немирович-Данченко добросовестно изложил одно му драматургу некую схему построения драмы. В ответ на удивленный воп рос "Что же из этого может получиться? " он ответил : "Смотря у кого. У Гри боедова - >".

    6

Особенность художественного синтеза - подчиненность не четко сфор мулированному заданию , каковым является всякий алгоритм , а "сверхза даче". Термин этот , введенный К. С. Станиславским, по мнению многих, мо жет относиться ко всем видам искусства. В своем понимании "сверхзадачи" Станиславский исходил из неразрывности сферы мышления и эмоциональ ной жизни художника.

Искусственный интеллект может (пока) выступать лишь в роли инстру мента художника. Машина существенно облегчает работу творца , сводя к минимуму рутину в его деятельности , дает новые возможности. Возника ют новые формы искусства , обязанные своим появлением НТР , но твор ческая иннициатива остается за человеком.

    - 7

рефераты Рекомендуем рефератырефераты
     
Рефераты @2011