Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова - (реферат)
Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
Международный Университет Кыргызстана Институт дистанционного образования Р е ф е р а т на тему: "Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова". Выполнил: Шиленко В. Ю. Гр. В. Ш. Э. и Б. М. и П. 1-курс. Руководитель: Намазова. A. H. Бишкек 2000 План. Введение. Путь к творчеству. Творчество художника Чокморова. Сулейменкул Чокморов - артист кино. Заключение. Литература. Введение.
В конце шестидесятых годов кыргызское киноискусство достигло всемирной известности: тогда мировая печать заговорила о "чуде кыргызского кино". Именно в эти годы начал свою кинодеятельность Суйменкул Чокморов. Если Ч. Айтматов, Б. Шамшиев, Т. Океев своими произведениями, кинофильмами познакомили мир с кыргызским народом, то посредством образов, созданных С. Чокморовым, зарубежный зритель получил яркое представление о кыргызском народе, о его национальном мировидении. Он стал живым воплощением всего самого лучшего, самого привлекательного в национальном характере кыргызов. Уже в первых работах С. Чокморова проявились главные качества дара, данного ему Богом. Успех С. Чокморова в создании образов обусловлен прежде всего знанием жизни своего народа, его обычаев и нравов, глубоким проникновением в суть национального характера, ощущением единства, слитности с родной землёй. К этому следует добавить и упорство Чокморова в достижении поставленной цели, несокрушимое мужество, удивительное терпение и стойкость.
Путь к творчеству.
Суйменкул Чокморов родился 9 ноября 1939 года в селе Чон-Таш Аламединского района Чуйской области. Он принадлежал поколению людей, детство которых пришлось на суровые годы войны. Здесь в маленьком аиле, у подножия гор, берут начало истоки его жизни и творчества. Суйменкул рано рано познал науку преодоления самого себя. Он рос болезненным мальчиком и не мирился с этим, преодолевая свою слабость физическими нагрузками, сознательно развивал в себе ловкость и силу, упорно тренируя тело. В одно время у него даже отнимались ноги, но он не только победил и этот недуг, стал первоклассным спортсменом, завоевал звание мастера спорта. В одиночку в те годы было трудно выжить . Вообще, жизнь в одиночестве чужда кыргызскому селу. Здесь нет пресловутой "хаты с краю". Здесь особый уклад быта, исчерпывающиеся формулой "не чужие-соседи". Взаимопомощь, готовность поделиться последним, доверие - всё это помогло преодолеть сельчанам трудности военных лет. Этот мир доброты, тепла и уважения, в котором горе и радость не бывают чужими; мир, в котором приход гостя также естественен и желателен, как восход солнца, и где умение и знание одного становились достоянием всех, этот мир, запечатлившийся в сознании мальчика, звучит в памяти художника как образ человеческой гармонии, став для Чокморова тем вечным источником, к которому он неизменно припадает всю свою жизнь. Первым учителем рисования был старший брат Намырбек. По болезни Суйменкул пропустил учебный год и жил у брата во Фрунзе. Результаты нехитрых уроков брата оказались неожиданными - рисование стало любимым занятием Суйменкула и, вернувшись в школу он быстро приобрёл славу лучшего школьного художника. Азы художественного образования сельский юноша получил во Фрунзенском художественном училище, а после его окончания закрепил их в Ленинградском художественном институте имени И. В. Репина. Учителем Чокморова был народный художник СССР Е. Е. Моисеенко, известный советский баталист, автор многих прославленных картин, посвященных гражданской войне. Были и другие учителя. Для поколения, к которому принадлежит Чокморов, таким учителем был С. А. Чуйков, народный художник СССР, основатель киргизского изобразительного искусства. Со студенческой скамьи более всего Суйменкул Чокморов тяготеет к старинным полотнам мастеров ренессанса. Он любит, выделяет для себя в ряду истории мирового искусства работы Джорджоне, Леонардо да Винчи, Тициана, Рембрандта. После успешного окончания института Чокморов преподаёт, а затем руководит в родном художественном училище. В эти годы он работает в различных жанрах живописи, но особый интерес испытывает к портрету, в котором видит возможность передать движение человеческой души. Он умел выбирать, находить и воплощать незаурядные черты человеческого характера, отдавая предпочтение значительной, сильной, духовно богатой личности. И не случайно, что среди наиболее значительных произведений его многогранной и многообразной живописи, вышедшие из под кисти художника, явился портрет великого манасчи Саякбая Каралаева, который несомненно, займёт своё достойное место в Золотом фонде кыргызского изобразительного искусства.
Творчество художника Чокморова.
В ранних живописных работах Чокморов отдаёт все свои симпатии сельской теме. В непритязательных, порою ещё ученических работах художник сумел передать чувство непосредственного, живого восприятия окружающего его и близкого ему мира. Ему не нужно было "вживаться в образ", он хорошо знал жизнь села. Быт кыргызского села в его ранних картинах весом, может быть несколько грубоват, но всегда правдив. В пейзажах и бытовых сценах("Деревенский пейзаж" 1954г; "Утро в деревне" 1958г; "Село Чон-Таш" 1958г) он не торопится продемонстрировать обновление деревни. Ему дороги реалии старого быта-коромысла, заборчики, сараи и прочие обычные детали в его ранних сюжетах. Это мир его детства. Первыми пробами в жанре портрета стали небольшие по формату портреты детей и подростков села Чон-Таш ("Нурсеид" 1955; "Бурулча" 1956; портреты смеющихся девочки и мальчика, 1957; и другие). Чабаны, конюхи, рабочие совхоза - целый цикл портретов своих односельчан создал Чокморов в период работы над дипломом. Дипломная работа "Вечер после работы" была задумана им как групповая сельская сцена. Чокморов написал немало портретов зарубежных деятелей культуры. В собрании Чокморова сохранился один из вариантов портрета Моники Витти, известной итальянской киноактриссы В Японии Чокморов пишет серию портретов актёров театра Кабуки. Воспроизводя артистов в гриме, костюмах, в обстановке декораций. Чокморов многое черпает из сокровищницы народной художественной культуры, пытаясь органично соотнести строй мышления современного человека с эстетическими нормами и идеалами эпоса. Деятельность Чокморова как художника многое дает ему как артисту кино. Но связь эта обратная - работа в кино обогащает его живопись, стимулирует её. Это обусловлено в первую очередь особенностями кинематографического процесса: кинематографист-путешествующая профессия, дающая возможность знакомства с новыми местами, людьми. Молодой артист с впечатлительностью художника не мог остаться равнодушным и не приобщиться к этому взгляду на мир, который называется кинематографическим видением мира.
Суйменкул Чокморов - артист кино.
Неисповедима судьба Творца - именно через личность великого сказителя, благодаря творческому соприкосновению с ним художник Суйменкул Чокморов находит свой путь в кыргызском и мировом кино, который станет затем звёздным путем С. Чокморова - артиста. Уже в первых работах С. Чокморова проявились главные качества дара, данного ему свыше. С появлением на экранах фильма Б. Шамшиева "Выстрел на перевале Караш" 1969г снятого по одноименной повести М. Ауэзова, стало ясно, что в киноискусство пришел своеобразный актер, обладающий большим творческим потенциалом. Несмотря на то, что художник Чокморов не пробовал раньше сниматься в кино, он сыграл роль Бахтыгула с мастерством опытного актера: перед зрителем предстал образ мужественного человека, готового в борьбе со злом пожертвовать собой. Поразительная способность актера в выражении лица, во взгляде передать тончайшие движения души своего героя. Следующей значительной ролью молодого актера стал образ Ахангула в фильме "Лютый" 1973г. Она раскрыла новую грань актерского дарования С. Чокморова. Именно благодаря этим картинам , а также основным ролям в фильмах: "Чрезвычайный комиссар", "Алые маки Иссык-куля", "Седьмая пуля", "Поклонись огню", "Улан", "Дерсу Узала" и другим, он приобрел широкую известность в ряду выдающихся актеров отечественного и мирового кино. Он-единственный среди своих коллег в бывшем СССР, кто был четырежды удостоен диплома на фестивалях за лучшую роль. Суйменкул Чокморов участвовал в четырех фильмах, созданных по произведениям Чингиза Айтматова "Джамиля", "Я-Тянь Шань" (Мосфильм), "Красное яблоко" (Киргизфильм), " Ранние журавли"(Ленфильм и Киргизфильм). Проза Ч. Айтматова привнесла в артистическую палитру Чокморова новую для него тему-тему лирического героя. Как популярному киноартисту Чокморову выпала честь представлять советское киноискусство во многих зарубежных странах-в Европе, Азии, Африке, Японии. За выдающиеся творческие заслуги С. Чокморову была присуждена Государственная премия имени Токтогула, премия ВЛКСМ. Первым из плеяды своих собратьев кинодеятелей Кыргызстана он удостаивается почетного звания "Народный артист СССР". Он также является: "Народным художником республики Кыргызстан". В ноябре 1991года Чокморов был удостоен международной премии клуба Ч. Айтматова в области литературы, искусства и культуры. Художник и актер был награжден за огромный вклад в дело развития кыргызского изобразительного искусства и киноискусства, высокопрофессиональное исполнение ролей в фильмах, снятых по произведениям Ч. Айтматова. Последние звания были не просто государственной наградой, а глубоким символом и всеобщим, поистине всенародным признанием одухотворенного таланта выдающегося незабвенного творца. Глубокой ночью 26 сентября 1992 года остановилось сердце человека, которое вмещало в себя всю безграничную радость и непомерную боль своего народа, надежду, веру, горе и думы кыргызов, которые он с такой душевной щедростью выразил в своем творчестве - отныне уже в неувядаемом наследии. Заключение. В расцвете лет и таланта ушел из жизни гордость кыргызского народа, народный любимец, человек высокой души и помыслов, выдающийся художник и актер Суйменкул Чокморов. Многие годы он совмещал титаническую творческую деятельность с общественным делом на поприще народного депутата республики. До последнего своего вздоха он был предан своему таланту и призванию, не не выпускал из руки кисть даже на больничной койке, куда на долгие годы стремилась приковать его болезнь. Он вновь и вновь возрождался, как птица Феникс, и несомненно, что этот неугасимый огонь его мужественного сердца станет вечным в его творениях. Творчество возрождало его к жизни, благословляло его. Он щедро бросал горстями в наши души зёрна мудрости и терпения. Тяжелую утрату понесла наша республика и вся многонациональная культура стран содружества. Он был поистине одним из ее ярких и деятельных личностей. Он был самым известным, самым популярным в республике киноактером, Самым любимым.
Литература. В. И. Фуртичев. Суйменкул Чокморов. Фрунзе, 1981г. Э. Лындина. Суйменкул Чокморов. Москва, 1985г. А. Секимов. "Жизнь в искусстве" / Экран, 1992г. № 2 с 6. Суйменкул Чокморов / Никролог / / Эхо Оша, 1992г. 1 октября.
|