|
: Некоторые проблемы преступности на Государственной границе РФ (по данным 1994-95 гг.)
: Некоторые проблемы преступности на Государственной границе РФ (по данным 1994-95 гг.)
Вопрос 2. Некоторые проблемы преступности на Государственной
границе Российской Федерации (по данным 1994-1995 года)
Криминологическую характеристику конкретных видов
преступности (государственной, воинской, транснациональной и
иной) мы будем анализировать при изучении прикладной части
нашего спецкурса. Сегодня же рассмотрим только общие проблемы
Государственной Границы, прямо или косвенно связанные с
негативным социально-правовым явлением - преступностью. На их
(проблем) существование, в 1994 году, оказывали влияние
следующие факторы:
-усиление военно-политической напряженности в ряде регионов
(в прибалтийском направлении, закавказском и северокавказском
регионе, а также в Республике Таджикистан);
-стремление преступных группировок превратить Государственную
границу в устойчивый канал незаконной миграции граждан третьих
стран, вывозу из России стратегического сырья, промышленной
продукции и других материальных ценностей, контрабанды оружия,
боеприпасов и наркотиков; создать вокруг пограничных
соединений и частей обстановку с повышенной криминогенностью.
Всего в течении 1994 года в отношении военнослужащих ПВ РФ и
объектов ПВ совершено свыше 700 противоправных акций;
-активизация националистических и реваншистских сил,
требующих пересмотра прохождения линии Государственной
границы РФ, особенно на карельском, прибалтийском направлениях,
а также активным формированием японской стороной выгодных для
себя ситуаций для решения вопросов, связанных с “северными
территориями”;
-стремление отдельных государств и особенно Китая осуществить
“тихую экспансию” в Дальневосточном регионе посредством оседания
китайских граждан в российском приграничье;
-сохранение напряженной обстановки на морской границе РФ и в
исключительных экономических зонах Балтийского, Японского,
Охотского и Берингова морей;
-дальнейшее становление Государственной границы РФ на новых
рубежах при отсутствии необходимых межгосударственных
договоров и пограничной инфраструктуры. Создание новых
пограничных объединений в арктическом, закавказском,
центрально-азиатском и дальневосточном регионах России;
- нарастание внутренних проблем ПВ, связанных с комплектованием
соединений и частей офицерскими кадрами, призывным
контингентом, укреплением законности и правопорядка,
обустройством войск, финансированием и обеспечением
военнослужащих всеми видами довольствия.
Эти проблемы продолжают оставаться насущными и в этом 1995 году.
За 1994 год военнослужащие ПВ во взаимодействии с другими
правоохранительными органами обеспечивая выполнение стоящих
перед ними задач:
-задержали около 5 тысяч нарушителей границы, среди которых
выявлены 9 членов террористических организаций, 6 агентов
спецслужб сопредельных государств;
-изъяли контрабанды на сумму 11,1 млрд. рублей, около 2-х тонн
наркотических веществ и свыше 1.5 тысячи единиц огнестрельного и
холодного оружия.
Да, цифры впечатляющие, но никто не может посчитать латентной
части: государственных преступлений; контрабанды;
преступлений, которые не могут обойтись без организованной
преступности - связанных с незаконным оборотом наркотиков,
оружия, торговли машинами, людьми и пр. Если бы мы могли их
получить, то, думается, результаты нас не порадовали...
Проанализировав аналитические справки и обзоры главного штаба
и Управления воспитательной работы о состоянии законности и
правопорядка в Пограничных войсках можно сделать несколько
основных выводов по их содержанию:
-все негативные процессы, связанные с преступностью,
происходящие в обществе, практически по всем основным
направлениям повторяют свои тенденции и в пограничных войсках;
-между специальными службами ПВ, на которые возложена
профилактика правонарушении, как внутри системы, так и в сфере
выполнения одной из основных функций ФПС - защиты интересов
России на государственной границе, нет единого
методологического подхода к изучению этих проблем. Поиск
решения проблем законности и правопорядка невозможен без
научного подхода, отработанных методик и т.д.
Если учитывать, что эти справки и анализ готовили не
профессиональные криминологи, а люди, имеющие смутное
представление об основах криминологического анализа, то мы
должны сказать им спасибо уже за то, что они хоть как-то сравнили
данные статистики и попытались объяснить полученные
результаты. Однако Вы уже не будете иметь право проводить такую
примитивную экспертизу...
Характеризуя состояние законности, правопорядка и воинской
дисциплины в ПВ РФ (по имеющимся у автора данным) можно привести
следующие данные:
1. Сравнивая 1994 и 1995 годы:
- обстановка сложная, количественно-качественные
характеристики - динамика состояния характеризуется
увеличением;
- по уровню (на 1.000 человек) сравнить не могу (нет данных за 94 год),
но сравнивая 93 и 95 годы эта динамика имеет обратный характер -
соответственно 12,8 и 8.7 (по другой таблице у меня получилось
7.1). См. таблицу №8:
№ п.п. | Наименование | 1-е полу- годие 1994 г. | 1-е полуго- дие 1995 г., в скобках (на 1.000) | Динамика | 1. | Всего преступлений | 979 | 1571(8.7) | + 592 | 1.1 | Из них воинских | 828 | 1352 (7.5) | + 524 | 1.2 | обще уголовных | 145? (по тексту справки - 149) | 219 (1.2) | + 74 | 1.3. | государственных | 6 | - | - 6 (?) | 2. | Всего участников | 1018 | 1625 (8.95) | +607 | 2.1 | Из них офицеров | 19 | 38 (1.68) | + 19 | 2.2 | прапорщиков,мичманов | 10 | 24 (1.33) | + 14 | 2.3 | в/с по контракту | 12 | 35 (1.68) | + 23 | 2.4 | в/с по призыву | 975 | 1526 (11.7) | +551 | 3. | Самоубийств | 26 | 31 | +5 | 3.1 | Попыток самоубийств | 25 | 19 | +6 | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Как бы не хотелось об этом еще раз говорить, но ни о какой
криминологической интерпретации этих данных не может быть и
речи.
Теперь поговорим о структуре преступлений, то есть о ее
внутреннем содержании в ПВ РФ. Опять же по “куцым” данным в
сравнении (1-ых полугодий 94 и 95 годов):
1.доля тяжких преступлений - +107%;
из них:
- умышленных убийств - +200%;
-ТТП - +250%;
(лидерами являются ЗабПО - 37.9% и КОПО - 12.6%). Приведя эти
цифры, авторы справки сделали вывод о том, что они
свидетельствуют “о профессионализации криминальной
деятельности пограничных войск”. Вы меня извините, но что такое
профессиональная преступность ... и свидетельствуют ли эти цифры
об этом... и о чем они свидетельствуют??? Надо быть осторожнее с
такими выводами...
2.Динамика роста самовольных оставлений части - +92%, а в
структуре воинских преступлений - 70% (основная их доля: 45% в
учебных частях и центрах и 35% в отпусках). Лидеры - КОПО и ГПВ РФ в
РТ;
3.Совершаемые в состоянии алкогольного и наркотического
опьянения 115 (+180%), из них 60 (52.2%) в ГПВ РТ. Задайте себе вопрос
это много или мало и почему... какова латентная часть ... и какова
цена латентной части и зарегистрированной???...
4.Рост преступлений, совершаемых на службе по охране ГГ, в
караулах и внутренних нарядах:
-нарушений правил несения пограничной службы 37(+311%);
-уставных правил караульной и внутренней службы 37(+640%);
-халатное отношение к службе -67, из них 60 в ГПВ РТ. Опять вопрос - а
на всей остальной границе все такие добросовестные, не допускают
халатного отношения к службе?...
5.увеличение качественного состава субъектов преступлений в
ПВ, т. е. лиц, проходящих службу на профессиональной основе:
- офицеров - 38 (+100%);
-прапорщиков - 24 (140%);
-военнослужащих по контракту - 35 (+192%)
и так далее... А теперь вернемся (стр.7 лекции) и сравним явные
основания для беспокойства на уровнях всего государства и
пограничных войск... Как видите - они практически идентичны.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е.
Те фактические данные, которые мы сегодня рассмотрели
естественно не будут аналогичными после окончания Вами
института Пограничных войск РФ. Они должны стать для Вас отправной
точкой для понимания проблемы правонарушений, с которыми
сталкиваются пограничники как граждане России, при охране
границы и при решении внутренних вопросов в своих будущих
подразделениях, а также на обслуживаемых участках. В процессе
дальнейшего курса мы научимся прогнозировать, планировать саму
преступность и осуществлять меры по ее предупреждению.
|
|
|